Научная статья на тему 'Голландская экспедиция 1799 г. В изобразительных источниках'

Голландская экспедиция 1799 г. В изобразительных источниках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
516
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ГОЛЛАНДИЯ / ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ / ГРАФИКА / ЖИВОПИСЬ / КАРИКАТУРА / GRAPHIC SOURCES / HOLLAND / MILITARY HISTORY / ELECTRONIC CATALOGS / GRAPHICS / PAINTING / CARICATURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рогулин Николай Георгиевич

Статья посвящена малоизученному типу исторических источников — изобразительным источникам, в которых отражена англо-русская экспедиция в Голландию в 1799 г.: произведениям батального и бытового жанра, карикатуре и портрету. Описана процедура поиска и выявления произведений в библиографических указателях и электронных базах данных. Проведена жанровая систематизация произведений, в некоторых случаях уточнены их авторство и сюжеты. Отмечена важность изучения истории военного форменного костюма для атрибуции произведений батального и бытового жанров, поскольку в ряде случаев эпизоды с участием английских войск приписаны русским. Рассмотрено значение изобразительных источников, позволяющих выделить наиболее значимые события экспедиции, воспроизвести их пространственную среду, ценность политической карикатуры, отразившей отношение английского и голландского общества к различным ее эпизодам. Статья написана на основе цифровых коллекций европейских музеев, архивов и библиотек, опубликованных каталогов и указателей произведений изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dutch expedition of 1799 in graphic sources

The article discusses insuffi ciently studied type of historical sources: graphic sources in which the English-Russian expedition to Holland in 1799 is reflected, works of a battle and genre art, caricatures and portraits. The procedure of search and identification of works in bibliographic indexes and electronic data bases is described. Genre systematization is carried out, with the authorship and plots of works being specifi ed in some cases. The necessity of studying the history of military uniform for the attribution of works of battle and domestic genres is noted, since in some cases the episodes with the participation of British troops are assigned to the Russians. The importance of the graphic sources allowing to mark out the most significant events of the expedition and to reproduce their spatial environment is considered, and the value of the political caricature which refl ected the relation of English and Dutch society to various episodes. The article is based on digital collections of the European museums, archives and libraries, published catalogs and indexes of works of the fi ne arts.

Текст научной работы на тему «Голландская экспедиция 1799 г. В изобразительных источниках»

2013

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 2

Вып. 4

ИСТОРИЯ РОССИИ

УДК 94(492.6).093 Н. Г. Рогулин

ГОЛЛАНДСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1799 г. В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ*

Печальный итог англо-русской экспедиции в 1799 г., или, как ее называли, «секретной экспедиции», не способствовал повышенному интересу отечественных исследователей к событиям в Голландии в августе-октябре 1799 г. Экспедиция не принадлежит к числу особо популярных операций русской армии. Она не решила поставленных задач (по крайней мере, для России). Другие современные ей события военной истории, в частности Швейцарский поход А. В. Суворова, как бы отодвинули ее в тень.

Вместе с тем нельзя сказать, что историки не занимались ею вовсе. Не часто, но появляются научные публикации, трактующие ход и последствия англо-русской экспедиции. В основе их, как правило, воспоминания современников, редкие архивные документы по теме. Но ни в одном исследовании не используется такой емкий с точки зрения источниковедения материал, как изобразительные источники, возможно, вследствие того, что изобразительные источники по истории этой скоротечной кампании еще не были предметом специального исследования.

Обстоятельная работа Д. А. Милютина «История войны 1799 года» [1] не содержала иллюстраций, последующие краткие упоминания о действиях союзных войск помещались, преимущественно, в энциклопедиях и словарях. Показательно, что последняя по времени публикация на тему — статья А. Егорова «Конфуз союзного войска» [2] — проиллюстрирована работами, не относящимися к событиям в Голландии. В главе «Голландская экспедиция 1799 года», содержащейся в объемной и прекрасно иллюстрированной работе «300 лет российской морской пехоте», воспроизведена лишь гравюра «Пленение генерала И. И. Германа», причем без указания автора [3].

Тема экспедиции в Голландию не отражалась и в музейных выставках, посвященных военной истории России конца XVIII в. Даже в каталоге большой выставки, проходившей в Центральном выставочном зале «Манеж» и приуроченной к 250-летию со дня рождения императора Павла I, не представлено ни одного предмета, связанного с «секретной экспедицией» 1799 г. [4]. Только на подготовленной в 1999 г. Государственным мемориальным музеем А. В. Суворова выставке «1799 год» экспонировались гравюры

Рогулин Николай Георгиевич — кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

* Работа выполнена при поддержке гранта НИР СПбГУ № 5.38.101.2012 «Голландская экспедиция русской армии 1799 г. в контексте коалиционных войн конца XVIII — начала XIX в.: Источниковедческий аспект».

© Н. Г. Рогулин, 2013

«Сражение при Бергене» и «Сражение при Кастрикуме». Но эта выставка проходила в селе Михайловском и не оставила по себе ни каталога, ни буклета.

Таким образом, существенной задачей становится выявление комплекса изобразительных источников по теме.

Одним из первых каталогов, в который вошли произведения, посвященные экспедиции, стал каталог библиотеки Яна Якоба ван Воорста, в котором упомянуты несколько гравюр [5, p. 46].

Следующим стал аннотированный каталог исторических изображений, гравюр и карт, изданный Фредериком Мюллером. Произведения, относящиеся к истории Голландской экспедиции, сосредоточены в третьем томе [6, p. 31-39]. Однако он учитывает произведения печатной графики, оставляя в стороне рисунки и картины. Кроме того, в нем упомянуты преимущественно работы голландских мастеров, а иностранные авторы представлены английскими карикатурами и одним французским офортом.

Для выявления комплекса произведений изобразительного искусства, посвященных англо-российской экспедиции в Голландию, неоценимую помощь оказывают цифровые коллекции музеев и библиотек Нидерландов, Англии и США, а также межгосударственные Интернет-проекты.

Одним из ведущих собраний изобразительных источников по истории Нидерландов является «Атлас ван Столька» («Atlas van Stolk») — коллекция гравюр, рисунков и фотографий, иллюстрирующая историю страны на протяжении XVI-XX вв. Начало ее заложил лесоторговец из Роттердама Абрахам ван Стольк (Abraham van Stolk, 18141896). Затем коллекционирование продолжили его наследники, а с 1967 г. — исторический музей Роттердама, в котором она хранится в настоящее время. Каталог собрания ван Столька дважды публиковался. Первый раз в конце XIX — начале XX в. [7], второй раз — в последние годы.

Собрание включает иллюстрированные книги, плакаты гравюры, карикатуры, старинные карты, рисунки и фотографии, иллюстрации из книг и периодических изданий, т. е. все, так или иначе иллюстрирующее исторические события и повседневную жизнь в Нидерландах до сегодняшнего дня. Общее число изображений превышает 150 тыс. единиц. Изображения в коллекции расположены в хронологическом порядке, по дате события.

На сайте Исторического музея Роттердама [8] в пункте меню «Online» предусмотрен переход на сайт «Atlas van Stolk» [9], позволяющий вести поиск по коллекции. В качестве самостоятельного сайта существует база данных [10], включающая около 35 тыс. изображений. Поиск возможен по ключевым словам, автору, личности, географическому названию. Каждое изображение сопровождает инвентарная карточка, кроме того, для произведений из первоначального собрания приводится сканированный фрагмент, соответствующей записи в печатном издании «Атласа». Ценность сайта в том, что на нем представлены произведения, вошедшие в собрание после публикации печатных каталогов, как, например, акварель Г. Я. Гезендама, изображающая командующего войсками Батавской республики генерала Дандельса при отражении высадки союзников при Каллантсуге, и ряд рисунков Д. Лангендейка. Общее число произведений, посвященных экспедиции приближается к 30, хотя по прямому запросу «Anglo-Russian invasion» открывается только 19. Изображения сканированы с невысоким разрешением, но для большинства есть возможность просмотра деталей.

Крупным собранием является Региональный архив Алькмара, также имеющий свой сайт [11]. Поиск ведется сразу по коллекциям изображений, документов, книг и периодической печати. Среди представленных на сайте материалов по истории Голландской экспедиции следует отметить серию из 6 раскрашенных гравюр, посвященных основным моментам вторжения, рисунки И. А. Кресчента, зафиксировавшие разрушения деревни Схорль после сражения 6 октября, офорты И. Бемме и незавершенный рисунок Д. Лангендейка, изображающий взятие в плен командующего русским корпусом генерала И. И. Германа.

К 200-летию экспедиции архив издал «Атлас англо-русского вторжения в 1799 г.», в который вошли 32 произведения и карты из его собрания [12].

Большое собрание карт, гравюр и рисунков представлено на сайте Государственного музея в Амстердаме [13] и в базе данных «Провинциальный атлас Северной Голландии» [14].

Из музеев Великобритании следует отметить цифровые коллекции Национального морского музея на сайте «Королевские музеи Гринвича» [15] и Национальной портретной галереи [16], а из американских — цифровую коллекцию библиотеки Браунов-ского университета [17].

Также существенную помощь в выявлении произведений изобразительного искусства оказывают голландская поисковая система «Память Нидерландов» [18] и портал «Еигореапа» [19], с которым сотрудничает более 1500 европейских музеев, архивов и библиотек.

Большинство рисунков, на которых запечатлены эпизоды военного противостояния в 1799 г., исполнены голландским художником Дирком Лангендейком. Его работы не только находятся в различных музейных собраниях, но и появляются на аукционах. Выявить их позволяет база данных аукционных торгов «ArtValue.com» [20]. По данным этого сайта, с 1987 г. на аукционах было представлено 126 работ Д. Лангендейка. Среди них 8 непосредственно относятся к теме Голландской экспедиции 1799 г. и еще 11 по времени создания и сюжету могут относиться к этому событию, но нуждаются в дополнительном исследовании.

Знакомство с цифровыми коллекциями и электронными каталогами позволило выявить более 200 рисунков, офортов и гравюр, относящихся к теме исследования.

Произведения изобразительного искусства, посвященные англо-русской экспедиции в Голландию, можно разделить на несколько групп:

— произведения батального жанра — 107 ед.;

— бытовые сюжеты — 47 ед.;

— портреты военных деятелей — 21 ед.;

— исторический пейзаж — 18 ед.;

— рисунки униформы — 23 ед.;

— карикатуры — 11 ед.

Среди произведений батального жанра выделяются три основных сюжета, представленные наибольшим числом гравюр и рисунков:

— высадка английских войск;

— сражение при Бергене;

— сражение при Кастрикуме.

Эвакуация союзных войск, представленная 14 работами, должна быть отнесена не к батальному, а к бытовому жанру.

Есть несколько работ, на которых запечатлены события, по-видимому, имевшие значение для голландских авторов. Прежде всего, это уничтожение англичанами «дерева свободы» в Алькмаре 3 октября. Этот сюжет представлен двумя гравюрами неизвестных художников, а кроме того, включен как один из эпизодов в гравюру Л. Порт-мана по рисунку В. Кока «Памятник Отечеству. На окончание 1799 года» («Monument voor 't Vaderland. Op het einde van 't Jaar 1799»). На этой же гравюре имеется еще один эпизод, не нашедший отражения ни в одном произведении, — захват флота Батавской республики 30 августа.

Еще один сюжет — это подписание герцогом Йоркским капитуляции и соглашения о выводе войск. Он включен в серию из 6 гравюр, изображающую главные события экспедиции, и помещен в качестве центрального на гравюре «Сцены высадки англо-русской армии и ее отступления, случившиеся в августе-ноябре 1799 года» («Tafereel van de Landing der Engelsch-Russische armee en deszelfs Aftocht, voorgevallen in de Maanden Aug. — Nov. 1799»).

В серии из 6 гравюр, исполненных Р. Винкелесом по рисункам Д. Лангендейка, имеется сюжет «Столкновение между голландскими эмигрантами и гражданами Арнхема при Вестервоорте 4 сентября 1799 г.» («Actie tusschen de Hollandsche uitgewekenen en Arnhemsche burgers by Westervoort. 4 september 1799»). Этот эпизод, малозначительный с точки зрения русских и английских авторов, писавших об экспедиции, подробно изложен в 41-м томе дополнений к «Отечественной истории» Я. Вагенаара [21, p. 270-277].

Степень достоверности изображений — первостепенный вопрос при обращении к ним как к источникам. И в этом особого внимания заслуживают подписи на рисунках и гравюрах, содержащие нужные указания. К концу XVIII в. уже установилась система латинских обозначений (часто сокращенных): invenit — задумал, создал композицию, fecit — исполнил, pinxit — написал (картину, с которой выполнена гравюра), sculpsit — вырезал, delineavit — нарисовал, excudit — издал. В нашем случае важна встречающаяся на рисунках надпись «ad viv.» (сокращенное от «ad vivum» — «с натуры»).

Подобные отметки присутствуют на гравюрах К. Брувера по рисункам Я. А. Лангендейка «Высадка англичан между Петтеном и Калантсугом 27 августа 1799 г.», «Сражение при Бергене 19 сентября 1799 г.» и «Франко-Батавская армия преследует русских и англичан между Кастрикумом и Бевервейком 6 октября 1799 г.», К. Брувера по рисункам Д. Лангендейка «Французы и голландцы атакуют англичан и русских при Схорле 2 октября 1799 г.» и «Стычка английского патруля с голландскими егерями в окрестностях Схорльдама 2 октября 1799 г.», Р. Винкелеса по рисунку Д. Лангендейка «Отступление англичан и русских из Гельдера 29 ноября 1799 г.», Х. Роозинга по рисунку Я. А. Лангендейка «Отступление англичан и русских из Гельдера в ноябре 1799 г.» и Ж. П. Виссер Бендера по рисунку В. Я. ван дер Винне «Артиллерийский парк на дороге в окрестностях Гаарлема».

В ряде случаев можно сравнить рисунок и гравюру. При этом выясняется, например, что на первоначальном рисунке Я. А. Лангендейка «Высадка англичан между Пет-теном и Калантсугом» [10, № 19256] отсутствует появившийся на гравюре оптический телеграф. Также на знамени 3-го батальона изменен номер полубригады с 4-й на 1-ю, что соответствует действительности, так как 3-го батальона 4-й полубригады в районе боевых действий не было, а 1-я полубригада в составе 3 батальонов к моменту высадки занимала позиции между Гаарлемом и Алькмаром [1, с. 565]. Изменена композиция гравюры: если на рисунке расстояние между батавскими егерями и английскими

солдатами составляло около 10-15 метров, то на гравюре егеря расположены в отдалении на вершине дюн, и противоборство сводится не к рукопашной схватке, а к перестрелке.

Композиция гравюры Р. Винкелеса «Отступление англичан и русских из Гельдера 29 ноября 1799 г.» полностью расходится с рисунками Д. Лангендейка на ту же тему, имеющимися в собраниях музея Тейлерса в Гаарлеме [22, № X 030] и в собрании «Атласа ван Столька»[10, № 19303]. На гравюре отсутствует левая часть рисунка с идущими русскими солдатами, но осталось одноэтажное строение с черепичной кровлей, несколько изменившее пропорции, так как его левая часть оказалась за рамками гравюры.

Рисунок Д. Лангендейка «Высадка английских войск при Каллантсуге» существует в нескольких вариантах. На них неизменным остается пейзаж с узким песчаным пляжем, грядой дюн и большим камнем на переднем плане, но меняются фигуры английских солдат и офицеров.

Ценность изобразительных источников заключается, в частности, в возможности уточнить сведения, приводимые в письменных источниках. Например, на всех произведениях голландских авторов, запечатлевших высадку английских войск, присутствует существенная деталь — плашкоутный мост, по которому пехота направляется от корабля к берегу. Особенно заметен этот мост на гравюре «Памятник Отечеству. На окончание 1799 года», где отчетливо различимы кормовые части состыкованных судов, по которым движутся пехотинцы.

В воспоминаниях о высадке англичан, участвовавших в экспедиции, мост не упоминается, быть может, потому, что внимание авторов, как правило, сосредотачивалось на высадке возле Гельдера, а плашкоутный мост, судя по гравюрам и рисункам, был наведен южнее, в зоне высадки между Петтеном и Каллантсугом.

Работа с виртуальными коллекциями позволила уточнить некоторые сюжеты, а в одном случае — и авторство произведений.

В каталоге Ф. Мюллера под № 5555 значится гравюра И. Бемме по рисунку Д. Лан-гендейка, которую составитель отнес, предположительно, к сражению при Кастрикуме 6 октября 1799 г. [6, p. 38]. Сама работа представлена на сайте Провинциального атласа Северной Голландии [14, № 0430] также, предположительно, как «Битва при Кастри-куме» и с датировкой 1799 г. Но обмундирование пехотинцев и кавалеристов не соответствует концу XVIII в., не говоря о том, что в левом нижнем углу гравюры имеется подпись: «D. Langendyk inv. et del. 1777», а в правом нижнем углу — «J. Bemme fec. 1799».

В собрании «Атласа ван Столька» под № 5442 описаны две работы с названием «Французский наблюдательный пост в Схевенингене до и после высадки англичан и русских в Северной Голландии» [7, p. 29]. Сами изображения представлены на сайте, и, как и в каталоге, авторство работ не указано. Однако на втором рисунке в левой части отчетливо просматривается подпись художника: «As Lamme fec.». Таким образом, автором обоих рисунков оказывается Арнольдус Ламме. Сравнение подписи художника на этой работе с подписями на его рисунках, представленных на портале «Europeana», показывает их идентичность.

Хранящаяся в собрании Национального музея армии в Лондоне картина Р. Дод-да значится как «Высадка британских войск под командованием генерала сэра Ральфа Аберкромби на Тексель в Голландии 27 августа 1799 г.» («Landing of British troops, under General Sir Ralph Abercromby, on the Texel, Holland, 27 August 1799») [23, №: NAM. 196307-46-1]. Название произведения не совсем точно — английские войска с боем выса-

живались в Северной Голландии между Гельдером и Калантсугом, а остров Тексель был занят без сопротивления.

Часто составители электронных каталогов из-за невнимания к военной форме или деталям, представленным на рисунках и гравюрах, ошибаются в атрибуции работ. Примером может служить рисунок Д. Лангендейка из собрания Государственного музея, названный «Лагерь русских войск в Каллантсуге в 1799 г.» («Kamp van het Russisch leger te Callantsoog in 1799») [13, № RP-T-1900-A-4380]. На нем изображены солдаты в характерных для английской армии этого периода кафтанах и головных уборах, а на мачте оптического телеграфа отчетливо различим английский флаг.

Другой пример менее безобиден. В собрании Регионального архива Алькмара имеется офорт И. Бемме по рисунку Д. Лангендейка, значащийся как «Разграбление деревни (предположительно Схорль) русскими солдатами» («Plundering van een dorp (vermoedelijk Schoorl) door Russische militairen») [11, № PR 1002577]. С этой атрибуцией офорт был воспроизведен в «Атласе англо-русского вторжения в 1799 г.». Единственное, что якобы относит изображенных к русской армии — условное изображение двуглавого орла на знамени, которым одной рукой размахивает солдат, стоящий на груженой телеге. Вместе с тем галунные петлицы на лацканах кафтанов, меховые шапки, каска кавалериста указывают на английскую военную униформу. Кроме того, размахивать одной рукой полковым знаменем с полотнищем размером 1,4 х 1,4 м, прикрепленным к деревянному древку длиной 3,2 м [24, с. 26], физически невозможно.

Есть еще одна гравюра, также представляющая русских в Схорле. Это размещенная на том же сайте иллюстрация неизвестного художника «Жестокость русских в Схорле» («Wreedheden der Russen te Schoorl») из книги «Kronijk van de landing der Engelschen en Russen armee, of Almanach van 1800». Составители базы данных датировали событие, представленное на гравюре, 6 октября, т. е. днем сражения при Кастрикуме. В этот день русские действительно некоторое время удерживали деревню Схорль, сожженную отступавшими французскими войсками, но их пребывание там сводилось к отражению атак неприятеля, а не к разграблению местечка.

Из иконографии военных руководителей экспедиции наибольший интерес представляют произведения, близкие по времени создания к событию. Среди портретов английских генералов и адмиралов можно отметить:

— гравированный портрет герцога Йоркского, исполненный голландским гравером Райнером Винкелесом по рисунку Д. Богля с подписью «Frederik hertog van York»;

— живописный портрет генерал-лейтенанта Ральфа Аберкромби кисти Д. Хоп-пнера, написанный около 1798 г., из собрания Национальной портретной галереи в Лондоне;

— гравированный портрет вице-адмирала Эндрю Митчелла, исполненный в связи с захватом голландского флота в бухте Тексель, о чем повествует текст под портретом.

Командующий соединенными эскадрами адмирал Адам Дункан стал особенно популярен после победы над голландским флотом 11 октября 1797 г. при Кампердау-не. В 1798 г. были исполнены несколько гравированных портретов адмирала (граверы Джон Кей, Джон Смарт и др.), медали с его изображением и живописный портрет работы Джона Хоппнера (собрание Национальной портретной галереи в Лондоне).

Главнокомандующий французскими войсками генерал Брюн представлен на нескольких гравюрах, среди которых заслуживают внимания, во-первых, эстамп Ч. Г. Ход-

жеса 1799 г. с припиской, что портрет исполнен с натуры, затем гравюра Н. ван дер Меера, также исполненная в 1799 г., раскрашенная гравюра 1799 г. работы Ж. Ж. Ф. Тас-серта по рисунку Ф. Ж. Харриета «Брюн, главнокомандующий французскими войсками в Батавской республике» и, наконец, гравюра К. Джози по рисунку с натуры К. ван Кай-ленбурга «Генерал Брюн в сражении при Кастрикуме 6 октября 1799 г.».

Командовавший голландскими войсками Герман Виллем Дандельс изображен на гравированном портрете Кристиана Джози 1798 г.

Что касается русских генералов, участвовавших в экспедиции, то ни одного портрета, современного событию, не известно. Это касается и командовавшего корпусом генерала И. И. Германа. В «Подробном словаре русских гравированных портретов» Д. А. Ровинского упомянута лишь исполненная И. Е. Маркусом в 1804 г. гравюра по рисунку Д. Лангендейка «Пленение генерала Германа в сражении при Бергене» [25, стб. 561]. Для иконографии И. И. Германа она имеет значение, равно как и сохранившиеся подготовительные рисунки Д. Лангендейка 1801 г., поскольку художник был очевидцем событий в Голландии и мог видеть пленного генерала.

Из произведений бытового жанра, помимо упоминавшегося уже рисунка Д. Лан-гендейка, изображающего английский лагерь, следует выделить два офорта И. Бемме, на которых представлены английские войска, расположившиеся среди дюн. На них кроме солдат изображены и женщины с детьми, сопровождавшие английские войска. После сражения при Кастрикуме союзные войска отступали так поспешно, что 400 женщин и детей были оставлены и попали в руки французов. 1/14 октября по приказу генерала Брюна они были переданы союзникам в Петтене, а еще через два дня герцог Йоркский распорядился постепенно отправить их в Англию [1, с. 411; 22, с. 583].

Представление об униформе противоборствующих армий дают сохранившиеся зарисовки, в частности, серия рисунков Я. А. Лангендейка из «Военной коллекции Анны Браун» (сайт Библиотеки Брауновского университета). На рисунки его отца — Д. Лангендейка — ссылается С. Лоусон в своем труде об истории униформы Британской армии [26, p. 5].

Особую группу изобразительных источников по истории экспедиции в Голландию составляют карикатуры.

Фундаментальный каталог политической и персональной сатиры Британского музея [27] упоминает 8 карикатур, вышедших из печати осенью 1799 г. и касающихся событий экспедиции:

1. 1 сентября. Дж. Джилрей. «Союзники, разувающие Равенство» («Allied Powers Un-booting Egalité»).

2. 3 сентября. Т. Роулендсон. «Забыть и простить, или Честный Джек, пожимающий руку старому знакомому» («Forget and forgive, or Honest Jack shaking hands with an old acquaintance»).

3. 8 сентября. Дж. Джилрей. «Прием в Голландии» («The reception in Holland»).

4. 17 сентября. Дж. Джилрей. «Великодушный союзник» («The magnanimous ally»).

5. 20 октября Д. Коуз. «Голландская политика, или Плоды экспедиции» («Dutch Policy or the Fruits of the Expedition»).

6. 42 октября [29, p. 571]. Д. Коуз. «Лягушки, отвергающие своего короля» («The Frogs, rejecting their King»).

7. Октябрь. Д. Коуз. «Открывая шлюзы, или Секретная экспедиция» («Opening the sluices or the Secret Expedition»).

8. 4 ноября. Д. Коуз. «Деньги в моих карманах. Голландское настроение. Кто будет правителем» («Money in mine pockets. Dutch sentiment. Who will be a governor»).

Карикатура «Союзники, разувающие равенство» стала одним из первых отражений в изобразительном искусстве темы Голландской экспедиции. В числе союзников, стягивающих сапог-Италию с ноги француза, помещена фигура голландца, вытаскивающего сыр из-под его ног. Сюжет карикатуры был несколько раз повторен разными граверами, но уже без фигур англичанина и голландца, став, таким образом, сатирой на поражения французской армии в Италии.

Четыре карикатуры высмеивают провал оранжистской пропаганды, на которую делали ставку в ходе подготовки вторжения. Это «Прием в Голландии», «Лягушки, отвергающие своего короля», «Деньги в моих карманах» и «Открывая шлюзы, или Секретная экспедиция». К ним примыкает и «Голландская политика, или Плоды экспедиции», на которой сначала француз залезает в карман к голландцу, а потом голландец — в карман к англичанину.

Карикатура Т. Роулендсона «Забыть и простить» стала откликом на захват флота Батавской республики англо-русской эскадрой 30 августа 1799 г. Этому событию посвящена еще одна карикатура, не упомянутая в каталоге Британского музея, но включенная в каталог Мюллера [6, p. 37]. Ее название — «A Sad Storey» — представляет собой каламбур, обыгрывающий фамилию командующего флотом республики Самюэля Стори, и может переводиться как «Печальная история» или «Печальный Стори». На карикатуре изображен человек в английском адмиральском мундире, держащий в руках лист бумаги и говорящий: «Изменники отказались сражаться». Как известно, одной из причин, побудивших вице-адмирала Стори к сдаче, был отказ матросов, увидевших флаги принца Оранского на укреплениях Гельдера, сражаться с англичанами [1, с. 369].

Весьма любопытна карикатура Джеймса Джилрея «Великодушный союзник» с припиской «Нарисовано в Петербурге в 1799 г.». На ней представлен император Павел I в гротескном мундире, зажавший под мышкой огромную шляпу. Название обыгрывает слова, сказанные В. Питтом 7 июня 1799 г.: «Нет никаких оснований опасаться, что этот великодушный принц будет действовать изменнически в деле, которым он так искренне занимается» («There is no ground to fear that that magnanimous prince will act with infidelity in a cause in which he is so sincerely engaged» [цит. по: 27, p. 568]). Сама карикатура служит еще одним подтверждением, мягко говоря, недружественного отношения Великобритании к своей союзнице России и стоит в одном ряду с многочисленными карикатурными изображениями А. В. Суворова, опубликованными в Англии в течение лета и осени 1799 г. [28].

Известны также французская и голландская карикатуры, высмеивающие провал экспедиции. На французской карикатуре «Expédition anglaise» («Английская экспедиция») — два изображения английского офицера, слева — едущего верхом на индюке, с подписью под изображением «Наступление», справа — мчащегося на олене, с подписью «Отступление».

Голландская карикатура «De Groote Expeditie» («Великая экспедиция») значительно более насыщена, хотя и несколько грубовата (впрочем, не больше, чем «Открывая шлюзы»). На ней изображен англичанин, напоминающий В. Питта, который тащит на веревке корабли. Одновременно он пускает в сторону Голландии «порывы ветра» с надписями «восстановление преобладающей религии» («Het herstel van de heersende godsdiens»), «старая Конституция» («de Oude Constitutie») и «восстановление торговли

и судоходства» («Het herstel van de koophandel en zeevaart»). В каждой струе помещены небольшие изображения: цепи, горящие здания, оторванные руки и ноги и пр. В левом нижнем углу расположилась группа голландцев, комментирующих событие. Дама, разводя руками, говорит: «Теперь мы недолго будем животными», мужчина позади нее держит лист с надписью «Список грабежей». В верхнем левом углу пехотинец и кавалерист отмахиваются предметами, по форме напоминающими теннисные ракетки, с датами «19 сентября» и «6 октября» (сражения при Бергене и Кастрикуме). Эта карикатура показывает, чего именно опасались голландцы в случае прихода англичан.

Как можно видеть, изобразительные источники по истории Голландской экспедиции представлены произведениями самых разных жанров: портрет, батальная живопись и графика, карикатура, пейзаж.

В целом комплекс изобразительных источников позволяет:

— воспроизвести пространственную среду, в которой проходили эпизоды экспедиции;

— выделить наиболее значимые события, с точки зрения голландцев и англичан;

— выявить отношение английского общества к событиям;

— уточнить некоторые факты, как, например, ход высадки английских войск;

— наглядно представить основных действующих лиц.

Все это существенно расширяет наши представления об англо-русской экспедиции в Голландию осенью 1799 г.

Источники и литература

1. Милютин Д. А. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I. 2-е изд. Т. 2. СПб. : Типогр. Академии наук, 1857. 566 с.

2. Егоров А. Конфуз союзного войска: секретная экспедиция русских к голландским берегам // Родина. 1996. № 6. С. 37-42.

3. Кибовский А., Леонов О. 300 лет российской морской пехоте. Т. 1. (1705-1855). М.: Фонд «Русские витязи», 2008. 385 с.

4. Император Павел I. СПб.: ТО «Пальмира», 2004. 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Catalogus der bibliotheek van J. J. van Voorst. 5 afdeeling: Historische platen en portretten. Amsterdam: Frederik Muller, 1858. 72 p.

6. Muller F. De Nederlandsche geschiedenis in platen: Beredeneerde beschrijving van Nederlandsche historieplaten, zinneprenten en historische kaarten. Vol. 3. Amsterdam: Frederik Muller en Co, 1879. 412 p.

7. Rijn G. van. Atlas van Stolk: Catalogus der historie-, spot-, en zinneprenten betrekkelijk de geschiede-nis van Nederland verzameld door A. van Stolk Cz. In 10 vol. Vol. 7. Amsterdam; Den Haag: Frederik Muller & Co, 1906. 358 p.

8. Museum Rotterdam. URL: http://www.hmr.rotterdam.nl/. (дата обращения: 30.01.2013).

9. Atlas van Stolk. URL: http://www.atlasvanstolk.nl/index.php. (дата обращения: 31.01.2013).

10. Atlas van Stolk Collection. URL: http://cardweb.hmr.rotterdam.nl/welcome2.html. (дата обращения: 31.01.2013).

11. Regional Archief Alkmaar. URL: http://www.archiefalkmaar.nl/. (дата обращения: 19.02.2013).

12. De atlas van de Engels-Russische invasie in 1799 / samenst. en teksten D. Aten, M.N.J. Lucassen en V.J.M.L. Wijnekus. Zaltbommel: Europese Bibliotheek. 1999. 44 p.

13. Rijksmuseum. URL: https://www.rijksmuseum.nl. (дата обращения: 19.02.2013).

14. Provinciale Atlas Noord-Holland. URL: http://www.provincialeatlas-nh.nl/. (дата обращения: 19.02.2013).

15. Royal museums Greenwich. URL: http://www.rmg.co.uk/. (дата обращения: 19.02.2013).

16. National Portrait Gallery. URL: http://www.npg.org.uk/home.php. (дата обращения: 19.02.2013).

17. Brown Univercity Library. URL: http://library.brown.edu. (дата обращения: 19.02.2013).

18. Memory of the Netherlands. URL: http://www.geheugenvannederland.nl/?/en/homepage (дата обращения: 19.02.2013).

19. Europeana. URL: http://www.europeana.eu/portal (дата обращения: 19.02.2013).

20. ArtValue.com Art. Luxe & Collections. URL: http://www.artvalue.com. (дата обращения: 19.02. 2013).

21. Vervolg van Wagenaar. Vaderlandsche historie. Vоl. 41. Amsterdam : Joannes Allart, 1807. 374 p.

22. Teylers Museum. URL: http://www.teylersmuseum.eu/index.php?flact=1&lang=nl. (дата обращения: 02.03.2013).

23. National Army Museum. URL: http://www.nam.ac.uk. (дата обращения: 21.02.2013).

24. Звегинцов В. В. Знамена и штандарты русской армии от XVI века до 1914 года. Париж: [s.t.], 1964. 122 с.

25. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 1. СПб. : Типогр. Академии наук, 1886. 384 с.

26. Lawson C. A history of the uniforms of the British army. Vol. 5. New York; South Brunswick: A. S. Barnes and Company, 1967. 184 p.

27. George M. D. Catalogue of political and personal satires, preserved in the department of prints and drawings in the British Museum. Vol. 7. 1793-1800. Printed in Great Britain, 1942. 742 p.

28. Игнатьева Т. Н. Английские политические карикатуры конца XVIII в. на А. В. Суворова // Суворовские чтения: материалы конференции. СПб.: Контрфорс, 1999. С. 73-80.

Статья поступила в редакцию 22 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.