УДК 796.352
ГОЛЬФ-ПОЛЯ КАЛИФОРНИИ КАК СОВРЕМЕННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Скотт Р. Темплтон (Scott R. Templeton)1, Д^вид Зилберман (David Zilberman)2, Марк С. Хенри (Mark S. Henry)3 1Адъюнкт-профессор факультета прикладной экономики и статистики Университета Клемсона 2Профессор факультета экономики сельского хозяйства и природных ресурсов Калифорнийского университета в Беркли
3Профессор факультета прикладной экономики и статистики Университета Клемсона
Для связи с авторами: E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Авторы перевода: Софьина Елена Васильевна1, Альгина Софья Геннадьевна2
1 к.э.н., доцент кафедры Менеджмента ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА
2 ст. преп. кафедры Иностранных языков ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА Для связи с переводчиками: E-mail: [email protected], [email protected]
Оригинал статьи опубликован на сайте Фонда Джаннини при Калифорнийском университете (Giannini Foundation of Agricultural Economics), который любезно предоставил разрешение на публикацию перевода статьи
Аннотация:
Аннотация (от переводчиков): Авторы статьи считают целесообразным рассматривать гольф-поля как разновидность сельскохозяйственных предприятий (площадь озелененных участков земли составляет 88,06% от территории гольф-поля, площадь орошаемых земель - 73,40%; для надлежащего функционирования гольф-поля необходимо интенсивное возделывание растительных культур) с вытекающим отсюда правом гольф-полей на учет их нужд при распределении дефицитных водных ресурсов Калифорнии. Авторы статьи привлекают внимание читателя к высокой рентабельности использования земель под строительство гольф-полей - доход с единицы земельной площади гольф-поля в 8 раз превышает доход с единицы земельной площади традиционного растениеводческого хозяйства (здесь следует сделать оговорку о том, что речь идет о стране с высокоразвитой культурой игры в гольф, где, по данным статистики, в гольф играет каждый десятый взрослый житель страны). Также в статье дана классификация гольф-клубов Калифорнии и представлены данные о составляющих экономической отдачи для гольф-комплексов. Авторы работы также обращают внимание на квотирование водных ресурсов как дефицитных для решения проблемы конфликта интересов между субъектами водопользования, а также решения сложных задач, связанных с развитием сельских территорий Калифорнии.
Ключевые слова: гольф-поле, экономическая отдача, доход, сельскохозяйственное предприятие.
GOLF COURSES IN CALIFORNIA AS MODERN AGRICULTURAL ENTERPRISES Templeton, Scott R., David Zilberman, and Mark S. Henry Agricultural and Resource Economics Update 13(3)(2010):9-11
Abstract:
he article was originally published by the Giannini Foundation of Agricultural Economics (University of California) that kindly gave us their permission to publish a translation of the article. he authors consider golf courses to be types of modern agricultural enterprises (with cultivated and natural green spaces occupying 88.06% of the total area on a golf course, the area of irrigated land occupying 73.40% of the total area, and intensive maintenance of plants being required for the proper function of a golf facility) with the ensuing right of golf facilities to have their needs included in policy discussions about allocation of scarce water resources in California. he authors attract readers' attention to the economic advantages of using land for golf courses - revenues per acre of land are eight times larger at golf courses than conventional commodity farms (We should add here that the golf culture in the USA is highly developed - according to statistics, a tenth of the adult U.S. population play golf). he article also gives a classification of California's golf facilities and provides data on the components of revenues from golf facilities. he authors also address
the issue of a possibility of quota exchange between the holders of scarce water resources. his may help solve the problem of conflict of interest between water users, as well as help overcome the challenges of rural development in California.
Key words: Golf course, economic efficiency, revenue, agricultural enterprise
Сельскохозяйственные ландшафты гольф-полей используются для возделывания «высокорентабельных сельскохозяйственных культур»: доход с одного акра1 гольф-поля выше, чем соответствующий экономический показатель для большинства аграрных предприятий, выращивающих традиционные сельскохозяйственные культуры2. Реализация сопутствующих гольфу товаров и услуг приносит дополнительные 1,15 доллара добавленной стоимости на каждый доллар дохода от эксплуатации гольф-поля. Границы понятия «сельское хозяйство» с течением времени претерпевают изменения. К сельскохозяйственной деятельности принято относить возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных, то есть такой процесс управления живыми организмами и экосистемами, который направлен на производство товаров и услуг для населения. Однако поддержание гольф-поля в надлежащем состоянии для обеспечения возможности игры в гольф и отработки техники игры также предусматривает интенсивное возделывание газонных трав и других зеленых насаждений Следовательно, эксплуатация гольф-полей — один из видов сельскохозяйственной деятельности, а сами гольф-поля — разновидности современных сельскохозяйственных предприятий. К сельскохозяйственным товарам, без колебаний, относят такие товары, как продукты питания, растительные волокна, кормовые культуры, биотопливо (как продукт сельскохозяйственной деятельности — Прим. пер.). В то же время, рекреационные
3
услуги3, предоставляемые на землях рекреационного назначения4, не рассматривают в качестве сельскохозяйственных услуг. Гольф-комплекс5 предоставляет посетителям возможность заниматься не только гольф-игрой и гольф-тренировками, но и другими видами спорта. На территории комплекса к услугам голь-фистов есть рестораны и отели. Гольф-комплекс также служит местом проведения светских мероприятий. Таким образом, гольф-комплекс выступает как многоцелевое рекреационное предприятие. Расположенные на сельскохозяйственных землях, гольф-комплексы производят многогранную гамму продукции и имеют много общего с другими аграрно-туристическими объектами, построенными на базе фермерских хозяйств: винными заводами, ресторанами при фермах, гостевыми ранчо6, мини-отелями Б&Б7. Вышеизложенные факты дают основание включать гольф-поля (как и другие аграрно-промышленные предприятия) в обсуждение вопросов распределения дефицитных природных ресурсов для целей развития сельского хозяйства и сельских территорий.
В данной статье представлен обзор гольф-комплексов Калифорнии, приведено сравнение данных по водопользованию для гольф-комплексов и для традиционных типов сельскохозяйственных предприятий в штате Калифорния, пересмотрены результаты анкетных опросов, проведенных в 2001 и 2002 годах. В начале статьи мы делаем классификацию типов гольф-комплексов. Затем мы рассматри-
1 Акр (acre) равен 4046,86 кв. м. (Здесь и далее сноски наши — Прим. пер.)
2 В работе (ниже) отражен доход и рентабельность в сравнении с другими продуктами сельскохозяйственных предприятии.
3 Услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей, использованием свободного времени. URL: http://www.vedomosti.ru/glossary/peKpea4HOHHbie услуги (дата обращения: 03.10.2014)
4 «В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы...» и т. д. Земельный кодекс РФ | Статья 98. Земли рекреационного назначения.
5 Гольф-комплекс (golf facility) включает в себя одно или более гольф-поле.
6 К обычному гостевому ранчо (dude ranch, guest ranch) относятся «все те ранчо, для которых туристический бизнес является главным источником дохода. Основным видом развлечения гостей является верховая езда. Такие ранчо можно сравнить с театром, изображающим кусочек Дикого Запада». URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/95469/1/181-184_3_67.pdf (дата обращения: 03.10.2014)
7 B&B (bed and breakfast) - маленькая гостиница; в стоимость проживания включены ночлег и завтрак.
ваем основные составляющие экономической отдачи от эксплуатации гольф-комплексов и доходы, получаемые собственниками гольф-комплексов от создания ландшафтных структур для игры в гольф и отработки техники игры. И, наконец, мы оцениваем затраты ресурсов и сравниваем доходы с одного акра земли и одного акрофута8 водного пространства гольф-поля с аналогичными показателями для других секторов сельского хозяйства. В завершение мы обращаем внимание читателей на необходимость более полного и всеохватывающего взгляда на понятие сельскохозяйственной деятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГОЛЬФ-КОМПЛЕКСОВ КАЛИФОРНИИ
Гольф-индустрия старается охватить широкий диапазон любителей игры в гольф, которые отличаются по своему уровню дохода и технике игры; при этом она не только обеспечивает потребности местного населения в активном отдыхе, но и является источником экспортных поступлений для штата Калифорния за счет привлечения туристов. Многообразие ну^д и потребностей потребителей гольф-услуг находит свое отражение в многообразии типов гольф-комплексов. В Калифорнии количество объектов, имеющих в своем распоряжении гольф-поля, составило 891 (по данным на 1 января 2001 г.).
Рассмотрим типы гольф-комплексов с точки зрения параметров гольф-поля (числа лунок и их длины). Гольф-объекты Калифорнии представлены следующими видами полей. Гольф-
комплекс, располагающий одним полем типа «regulation»9 на 18 лунок. Это наиболее распространенный тип гольф-комплекса. Число таких объектов составляет 55,4% от всех гольф-объектов Калифорнии.
Вторым, третьим и четвертым по распространенности являются гольф-комплексы c полем на 9 лунок: поле типа «regulation» (11,1%), поле типа «executive»10 (так называемый «короткий курс») (8,5%) и поле типа «пар 3»11 (6,1%). Доля гольф-комплексов с двумя 18-луночны-ми полями типа «regulation» и комплексов с одним 27-луночным полем типа «regulation» составила 5,0% и 3,6% от общего числа гольф-сооружений соответственно. Доля гольф-комплексов с одним полем «executive» на 18 лунок и комплексов с одним полем «par 3» на 18 лунок составила 4,4% и 1,5% от всех гольф-сооружений соответственно. Рассмотрим типы комплексов с точки зрения доступа на гольф-поле (открытый — для всех желающих, закрытый — для членов клуба. Прим. пер.) и по признаку субъекта собственности. Комплекс открытого типа12 является наиболее распространенным и составляет 62% от всех гольф-комплексов Калифорнии (по данным 2000 года). Из этих 62%, на поля типа «daily-fee»13 приходится 41%, а количество муниципальных полей составляет 21%. Членство в частном закрытом клубе — второй по распространенности тип доступа (31% от всех гольф-комплексов). Внутри этой категории 20% приходится на частные клубы, члены которого являются совладельцами клуба14
8 Акрофут (acre-foot) равен 1232 куб. м.
9 Поле типа «regulation» представляет собой любое 9- пли 18-луночное гольф-поле, которое включает в себя лунки типов «пар 3», «пар 4» и «пар 5», имеет традиционные длину и общий пар. Суммарная длина всех лунок 9-луночого поля не должна быть менее, чем 2600 ярдов (2377,44 м), а общий пар (сумма паров всех лунок) не должен быть менее, чем 33. Суммарная длина всех лунок 18-луночного поля не должна быть менее, чем 5200 ярдов (4754,88 м), а общий пар не должен быть менее, чем 66. URL: http://wwwngcoa.org/pageview.asp?doc=511 (дата обращения: 03.10.2014)
10 Поле типа «executive» предназначено для игроков, ограниченных временем, так как на прохождение поля «executive» требуется меньше времени. Число лунок на таких полях может быть как 9, так и 18. Основной тип лунок — «пар 3». Есть лунки типа «пар 4»; возможны одна-две лунки типа «пар 5».
11 Поле типа «пар 3» состоит исключительно из лунок «пар 3». Предназначено для новичков или для опытных игроков, ограниченных временем или желающих отработать технику игры.
12 Гольф-комплекс открытого типа — комплекс, предоставляющий любым желающим играть в гольф доступ на поле за определенную плату (при желании клиента есть возможность приобрести членство в клубе). Две основные разновидности гольф-комплексов открытого типа — 1) комплекс типа «daily-fee» и 2) муниципальный гольф-комплекс.
13 Поля «daily-fee» и муниципальные поля относятся к полям открытого типа, но первые находятся в частной собственности, а вторые — в собственности города, округа или штата. Поля типа «daily-fee» считаются более престижными, и стоимость игры на них может существенно колебаться в зависимости от клуба.
14 Обычно располагаются в сельских районах.
(equity clubs), и 11% — на частные клубы, члены которых не являются совладельцами клуба (non-equity clubs).
На гольф-комплексы, располагающие только полями курортного типа (resort courses)15, приходится 6% от общего числа гольф-комплексов.
Оставшиеся пять гольф-комплексов (оставшийся 1% — Прим. пер.) представляют собой следующие комбинации: частный гольф-клуб, члены которого не являются его собственниками, и курортный клуб; клуб типа «daily-fee» и курортный клуб; частный гольф-клуб, члены которого не являются его собственниками, и клуб типа «daily-fee».
Классификация еще более усложнится, если при классификации гольф-комплексов учитывать все четыре фактора: число лунок, длину поля, тип доступа на поле и признак субъекта собственности. С учетом всех вышеперечисленных факторов, частные закрытые гольф-клубы с одним полем типа «regulation» на 18 лунок — наиболее распространенный тип гольф-комплексов Калифорнии; доля таких объектов составляет 22,4%. Открытые гольф-клубы типа «daily-fee» с одним полем «regulation» на 18 лунок — второй по распространенности тип объектов, составляющий 19,4% от всех гольф-комплексов. Открытые муниципальные поля, имеющие одно поле «regulation» на 18 лунок, — третий по распространенности тип, составляющий 10,9% от всех гольф-комплексов Калифорнии. Открытые гольф-клубы типа «daily-fee» с полем «regulation» на 9 лунок были четвертыми по частоте встречаемости и составили 6,7% от всех комплексов.
Пятый тип, на который приходится 4,7% от всех комплексов, — поля «executive» (так называемый «короткий курс») с открытым типом доступа типа «daily-fee».
В 2001 и 2002 годах, в соответствии с процедурой опросов, разработанной Доном Дил-лманом (Don Dillman), мы провели анкетное обследование среди 891 гольф-клуба Кали-
форнии. Показатель возврата анкет, заполненных топ-менеджерами гольф-комплексов и содержащих пригодные для обработки данные, составил 21% (т. е. 187 из 891). По результатам анкет, 18-луночными полями типа «regulation» располагали 26,2% частных клубов, 18,2% муниципальных клубов, 15,0% клубов типа «daily-fee» и 1,6% курортных клубов. Среди некурортных гольф-комплексов 9-луночными полями типа «regulation» обладали 9,6% клубов, а 9-луночными полями прочих типов (отличных от типа «regulation») — 10,7% клубов, 36-луночны-ми полями — 8,0% клубов, 27-луночными полями — 5,3% клубов, 18-луночными полями (отличными от типа «regulation») — 4,3% клубов. Показатель возврата заполненных анкет для аналогичного исследования, проведенного во Флориде, составил 17%.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТДАЧИ ОТ ГОЛЬФ-КОМПЛЕКСОВ
Основной продукт, создаваемый гольф-комплексами, — это раунд игры в гольф (партия игры в гольф — Прим. пер.). Количество раундов, сыгранных в 2000 году в Калифорнии, было равноценно 41,1 млн. 18-луночных раундов. В общей совокупности, в 2000 году клиенты гольф-комплексов Калифорнии потратили 4,414 млрд. долларов. Из этой суммы, 1,668 млрд. долларов пошло на оплату членских взносов, грин-фи, плату за пользование гольф-каром, плату за бронирование, плату за пользование клуб-хаусом (шкафчики и др. — Прим. пер.), стоимость участия в турнирах, а 76,9 млн. долларов пошло на оплату купленных корзин мячей и плату за игру на драйвинг рейндж16. Часть суммы 1,668 млрд. долларов (235 млн. долл.) была потрачена на оплату аренды гольф-каров, прокат гольф-тележек, услуги кедди, а также ежегодный взнос за право пользования на поле собственным гольф-каром Итого, сумма средств, потраченных клиентами в 2000 году на игру и тренировки на гольф-комплексах Калифорнии, составила 1,745 млрд. долларов.
15 Поле курортного типа (resort course) обычно расположено в курортной зоне и предполагает проживание игроков в отеле, хотя может быть открытым для всех желающих, не только для гостей курорта.
16 Драйвинг рейндж (driving range) — тренировочное поле, где игроки могут отрабатывать и совершенствовать технику игры.
1,668 млрд. долл. + 76,9 млн. долл. = 1,745 млрд. долл.
(Здесь и далее расчет наш — Прим. пер.) Однако сумма 1,745 млрд. долл. составила всего лишь около 40% от всей суммы выручки от гольф-комплексов Калифорнии. (1,745 - 4,414) * 100% = 40% Другие дополнительные траты, осуществленные посетителями гольф-комплексов, составили: 980 млн. долл. — покупка продуктов питания и напитков, 825 млн. долл. — стоимость проживания в отелях, 252 млн. долл. — покупка товаров в торговых точках, расположенных на территории гольф-комплексов, и 85,0 млн. долл. — аренда клуб-хаусов.
Выручка от прямых, косвенных и опосредованных продаж в 2000 году составил 4,631 млрд. долл., а налоговые поступления (от полученных доходов) — 1,396 млрд. долларов.17 Прямые продажи позволили обеспечить занятость 63 055 человек, а косвенные и опосредованные продажи обеспечили занятость еще для 40 405 человек. Добавленная стоимость от гольф-комплексов составила 5,081 млрд. долл., что соответствовало 0,39% от валового продукта штата Калифорния в 2000 году.
РАБОТЫ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ НАДЛЕЖАЩЕГО СОСТОЯНИЯ ГОЛЬФ-ПОЛЯ КАК ВИД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ
Для надлежащей работы гольф-комплекса необходимо управление его ландшафтами — поддержание точной конфигурации зеленых насаждений (газонов, деревьев, других насаждений) на игровых полях, тренировочных площадках «прэктис грин» и «драйвинг рейндж» и уход за ними. Также в обязанности топ-менеджеров гольф-полей и их сотрудников входит обеспечение надлежащего состояния водных резервуаров и других ландшафтных элементов, а также территорий, непосредственно прилегающих к клуб-хаусу. Все это способствует росту посещаемости игровых и тренировочных полей, ресторанов, отелей и магазинов гольф-товаров при комплек-
се, а также способствует увеличению объема других видов рекреационной деятельности, предоставляемой комплексом.
В общей сложности, проведение необходимых работ сельскохозяйственного плана на игровых полях, тренировочных полях «драйвинг рейндж» и других ландшафтах обошлось гольф-комплексам Калифорнии в 821,5 млн. долларов (данные за 2000 год).
Из этой суммы, наибольшая часть средств (686,6 млн. долл.) была направлена на сельскохозяйственные работы по поддержанию надлежащего состояния гольф-полей и различного рода усовершенствования ландшафтов на всей территории комплексов. Эти средства были потрачены на выплату заработной платы, приобретение посадочного материала, меры борьбы с сельскохозяйственными вредителями, приобретение и внесение удобрений, оплату водопользования, текущий ремонт оборудования, прочие расходы по уходу за деревьями, кустарниками, газонами, другими зелеными насаждениями, а также водными элементами дизайна на всей территории комплекса. Остальная часть от 821,5 млн. долларов была направлена на капитальные затраты на приобретение нового оборудования для надлежащего ухода за состоянием гольф-поля, модернизацию действующего оборудования, установку новых ирригационных систем, реновационные работы на обширных территориях с посеянными или посаженными культурами и на другое улучшение ландшафта. 821,5 млн. долл. — 686,5 млн. долл. = 135,0 млн. долл.
Обеспечение надлежащего состояния ландшафтов требует выполнения определенных видов работ, некоторые из которых выполняются высококвалифицированными работниками, а другие требуют периодической сертификации. Перечень категорий работников, необходимых для эксплуатации и содержания гольф-клуба: топ-менеджер(ы), помощник(и) топ-менеджера, главный механик, помощник(и) механика, администратор по обеспечению качества газонов, сотрудник(и), ответственный(ые) за внесение
17 Функционирование гольф-клубов происходит от поступления выручки за оказанные услуги клиентам клубов. Увеличение числа клиентов приводит к увеличению выручки самих гольф-клубов (что дает первичный эффект), косвенных продаж (вызывает вторичный эффект) и опосредованных продаж (вызывает третичный эффект). Все это в целом (первичный, вторичный и третичный эффекты) - мультипликационный эффект.
удобрений, пестицидов и гербицидов, главный ландшафтный архитектор, садовник(и), ирригатор (ы), команда обслуживания. В общей сложности, численность работников, занятых по уходу за гольф-ландшафтами в 2000 году, в эквиваленте полной занятости составила 13 841 человек.
ЗЕМЛЕ- И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Общая площадь, занимаемая гольф-комплексами Калифорнии в 2000 году, составила 137 297 акров. Сюда входят: игровые поля (ти, фервеи, грины, рафы, песчаные бункеры, водные резервуары и асфальтированные дорожки для гольф-каров), тренировочные поля «прэк-тис грин» и «драйвинг рейндж>, непосредственно прилегающие к клуб-хаусам газоны, неразработанная земля, места стоянки автотранспорта, площади, занимаемые собственно клуб-хаусом, теннисные корты и плавательные бассейны, другие малые архитектурные формы. Из общей площади выделим площадь, непосредственно занимаемую ландшафтами, то есть озелененные открытые пространства. В расчет площади ландшафтов мы не включаем площади, занятые зданиями клуб-хаусов и другими по-
стройками, но включаем участки земли, занятые дорожками для гольф-каров. Итого, площадь озелененных пространств, занятых игровыми и тренировочными полями, прилегающими к зданиям клуб-хаусов газонами, необработанными землями составила 120 907 акров. (120 907 - 137 297) * 100% = 88,06% (площадь, занятая открытыми и озелененными пространствами, включая неразработанные земли)
В 2000 году для орошения игровых полей, тренировочных полей «драйвинг рейндж» и «прэк-тис грин» и прилегающих к клуб-хаусу газонов (в общей сложности 88 738 акров), было использовано 340 406 акрофутов воды. (88 738 - 120 907) * 100% = 73,4% (площадь орошаемых земель)
СРАВНЕНИЕ С ТРАДИЦИОННЫМ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ
В таблице 1 представлены сравнительные сведения о производстве различных сельскохозяйственных культур и об эксплуатации гольф-полей; в качестве критериев сравнения использованы доходы (с одного акра земли и одного акрофута воды) и выручка. Результаты
Сельскохозяйственная продукция Выручка, 1 тыс. долл. Доход на единицу водных ресурсов, 1 долл./акрофут Доход на единицу земельных ресурсов, 1 долл./акр
Зерновые культуры 113 612 79 204
Рис 231 001 72 422
Хлопок (волокно и семя) 1 025 523 367 1 122
Сахарная свекла 111 835 309 1 196
Кукуруза 157 985 89 610
Бобовые культуры 56 700 205 506
Переработанные томаты 617190 742 2 277
Свежие томаты 333 840 2 840 7 800
Тыквенные культуры 482 549 1 535 4 096
Чеснок и лук 443 047 1 711 5 001
Картофель 271 613 2 479 5 154
Другие овощные и фруктовые культуры 8 607 152 5 724 9 429
Миндаль и фисташки 919 789 376 1 601
Другие листопадные плодовые культуры и ореховые культуры 1 308 940 571 2 294
Субтропические культуры 1 103130 752 2 948
Виноград, все сорта 2 836 313 1 661 3 430
Люцерна и другие травы, используемые для заготовки сена 730 422 127 477
Сафлор и другие полевые культуры 552 892 131 584
Все растительные культуры 19 903 533 645 2 264
Эксплуатация гольф-полей 1 744 839* 5 126 14 431
Источник: Том Хокинс (Tom Hawkins). Программа сбора и использования воды в сельскохозяйственных целях
(Agricultural Water Use Collection Program), 2009 г. Департамент водных ресурсов, Сакраменто, Калифорния. * Сумма 1 744 839 000 составляет 8,8% от 19 903 533 000 - Прим. пер.
Таблица 1 - Сравнение выручки и доходов с единицы земельной площади и единицы объема водных ресурсов: сельскохозяйственная продукция и гольф-поля (по данным 2000 г.)
сравнения свидетельствуют о высокой степени вариабельности доходов с одного акра, в зависимости от сельскохозяйственной культуры. Выращивание таких полевых культур, как зерновые и рис, принесло доход, намного меньший, чем 1000 долл. с акра земли, и меньший, чем 100 долл. с акрофута воды. Тогда как выращивание и продажа в свежем виде томатов и выращивание и продажа некоторых других овощных и фруктовых культур принесли доход почти в 10 000 долл. с акра земли и более, чем 2 000 долл. с акрофута воды. Как видно из таблицы 1, выручка гольф-комплексов составила 8,8% от 19,904 млрд. долларов — выручки, полученной сельхозпроизводителями штата Калифорния в 2000 году от производства традиционной сельскохозяйственной растениеводческой продукции и реализации ее по своим ценам. В таблице представлена выручка только для растениеводческих хозяйств, то есть в данную сумму (19,904 млрд. долл.) не входит выручка от реализации продуктов нерастениеводческого направления: пчеловодства, молочных продуктов, продуктов из мяса крупного рогатого и мелкого скота, мяса птицы. Общая площадь земель, занятых гольф-комплексами, составила всего лишь 1,4% от 8,793 млн. акров — общей площади земель, занятых аграрными предприятиями сельхозпроизводителей. Объем водопользования гольф-полей составил 1,1% от приблизительно 30,881 млн. акрофутов воды, использованных в 2000 году сельхозпроизводителями для производства традиционной растениеводческой сельхозпродукции. В пересчете на доход с одного акра земли и одного акрофута воды, доходы гольф-полей составили 14 431 долларов и 5 126 долларов, соответственно, а доходы традиционных сельскохозяйственных предприятий — всего лишь 2 264 долларов и 645 долларов, соответственно (см. таблицу 1 — Прим. пер.).
Таким образом, в категориях дохода с акра земли и акрофута воды, доходы от гольф-полей были, в среднем, в 6,4 раза и 8,0 раз выше, соответственно, чем доходы традиционных сельскохозяйственных предприятий. Сравнивая средние показатели (рассмотренные в таблице и описанные выше, в тексте — Прим. пер.), можно
сказать, что лишь на некоторых традиционных сельскохозяйственных предприятиях (например, предприятиях, занятых выращиванием клубники, цветов и продукции питомников) доходы с акра земли и акрофута воды превышают доходы от гольф-полей.
Благодаря высокой окупаемости воды, используемой для полива газонных трав на территориях гольф-комплексов, гольф-комплексы Калифорнии одними из первых внедрили современные технологии орошения, такие как капельное орошение. Многое из практического опыта, полученного в процессе применения технологии капельного орошения на гольф-полях, способствовало усовершенствованию этой технологии и, как следствие, удешевлению ее и повышению ее доступности для производителей малоценных сельскохозяйственных культур.
ВЫВОДЫ
В целях повышения эффективности использования ресурсов Калифорнии необходимо пересмотреть понятие «сельскохозяйственный сектор» и рассматривать его в более широком контексте. Зеленые насаждения (газонные травы, прочие растительные компоненты), возделываемые на гольф-полях (и являющиеся неотъемлемой частью гольф-услуг — Прим. пер.), представляют собой один из самых высокорентабельных товаров Калифорнии — как в плане доходов с акра земли, так и в плане доходов от акрофута воды. Поэтому при выработке государственными органами порядка конкурсного распределения дефицитных водных и земельных ресурсов между хозяйствующими субъектами следует предусмотреть и возможность участия гольф-полей в конкурсных процедурах. Необходимо организовать перераспределение водных ресурсов таким образом, чтобы перенаправить их на поддержание функционального состояния гольф-полей и на другие высокодоходные проекты вместо того, чтобы расходовать дефицитные водные ресурсы на проекты, имеющие невысокую рентабельность. Все это могло бы позволить первым компенсировать убытки, которые понесут вторые (при условии обмена и торговли квотами на водные ресурсы — Прим. пер.), и
даже, с учетом этого, получить больший доход от гольф-полей, чем если бы перераспределения не было вообще.
Закрепление в законодательном порядке такой возможности (торговли и обмена квотами на водные ресурсы — Прим. пер.) могло бы позволить низкорентабельным производителям совершать подобное перераспределение водных ресурсов. Являясь производителями высокорентабельного товара, топ-менеджеры гольф-комплексов могли бы приобретать водные ресурсы у фермеров, производящих малоценные сельскохозяйственные культуры. К тому же в условиях демографического старения18 развитие гольф-индустрии может в будущем стать возможностью увеличить показатель добавленной стоимости, создаваемый за
счет ресурсов Калифорнии.19 Эйнштейн отмечал, что «никакую проблему нельзя решить на том же уровне, на каком она возникла». Продолжая рассматривать сельское хозяйство не более, как сферу производства продуктов питания, растительных волокон и кормов, мы не сможем решить проблему конфликта интересов между субъектами водопользования, а также решить сложные задачи, связанные с развитием сельских территорий Калифорнии. На протяжении последних лет в политических кругах и сфере хозяйственной деятельности высоко оценили вклад биотопливного производства в экономику. Гольф-комплексы и другие предприятия рекреационного типа могут в той же мере способствовать развитию аграрной сферы и других сфер экономики.
Благодарим Фонд Джаннини при Калифорнийском университете (Giannini Foundation of Agricultural Economics) за любезное разрешение на публикацию перевода статьи «Гольф-поля Калифорнии как современные сельскохозяйственные предприятия». Миссия Фонда Джаннини — поддержка научных исследований в области экономики сельского хозяйства Калифорнии и содействие развитию сельских регионов данного штата. Мы также благодарим господина Скотта Р. Темплтона (Scott R. Templeton), адъюнкт-профессора факультета прикладной экономики и статистики Университета Клемсона и одного из авторов статьи, за отклик и сотрудничество.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Сведения об оригинальной статье: Templeton, Scott R., David Zilberman, and Mark S. Henry. "Golf Courses in California As Modern Agricultural Enterprises." Agricultural and Resource Economics Update 13(3)(2010):9-11. Перевод статьи подготовлен:
Софьина Елена Васильевна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО "Вятская ГСХА". Альгина Софья Геннадьевна, ст. преп. кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО "Вятская ГСХА".
18 Демографическое старение — увеличение удельного веса населения старше 60 лет в общей структуре населения страны и уменьшение удельного веса молодого населения (как следствие спада рождаемости).
19 В США 9,6 % населения играют в гольф, как минимум, один раз в год. Источник: Национальный фонд гольфа (National Golf Foundation), Бюро переписи населения США (US Census Department).
Таблица 2 - Классификация игроков в гольф по возрастным группам
Возраст Доля от общего числа играющих в гольф в США
<30 лет 5%
30-39 лет 12 %
40-49 лет 22 %,
50-59 лет 24 %,
60-69 лет 18 %,
70+ лет 19 %.
Как видно из таблицы 2, количество игроков, возраст которых старше 60 лет, составляет 37% от общего числа игроков — Прим. пер.
Источник: URL: http://wwwstatisticbrain.com/golf-player-demographic-statistics/ (дата обращения: 03.10.2014).