Научная статья на тему '"гофмановский комплекс" в цикле рассказов и драматических сцен В. Я. Брюсова "Земная ось" (1901-1907)'

"гофмановский комплекс" в цикле рассказов и драматических сцен В. Я. Брюсова "Земная ось" (1901-1907) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
378
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э.Т.А. ГОФМАН / В. БРЮСОВ / ДВОЕМИРИЕ / ДВОЙНИЧЕСТВО / КУКОЛЬНОСТЬ / ЗЕРКАЛЬНОСТЬ / РОМАНИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ И ГРОТЕСК / ERNST THEODOR AMADEUS HOFFMANN / VALERY BRYUSOV / REAL AND IMAGINARY WORLDS / DUALITY / BEING PUPPET-LIKE / REFLECTIVITY / ROMANTIC IRONY AND GROTESQUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Королёва Вера Владимировна

В статье исследуется «гофмановский комплекс», который включает в себя такие элементы, как двоемирие, проблему механизации жизни и общества, двойничество, романтическую иронию и гротеск в цикле рассказов В. Брюсова «Земная ось». Следуя гофмановской традиции, Брюсов создает особый тип романтического двоемирия, основанный на принципе зеркального отражения мира реального. Доминирование мира ирреального приводит к поглощению им главного героя, для которого игра с собственными двойниками заканчивается трагически. Проблема механизации жизни и человека в цикле проявляется в утрате духовности в обществе и попытке заполнить душевную пустоту «неживыми» предметами («Бемоль», «Защита»). Брюсов создает гротескную картину общества («Земля», «Восстание машин»), где живое меняется местами с неживым (автоматами). Романтическая ирония и гротеск, восходящие к Э.Т.А. Гофману, становятся стилистическим приемом в творчестве Брюсова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E. T. A. Hoffmann’s complex" in the cycle of stories and drama scenes "Earth Axis" by Valery Bryusov (1901-1907)

In this article we explore "E. T. A. Hoffmann’s complex", which includes real and imaginary worlds, the problem of the mechanisation of life and society, the duality, the romantic irony and grotesque in the series of short stories "Earth Axis" by Valery Bryusov. Following E. T. A. Hoffmann’s tradition, Velery Bryusov creates a special type of romantic the dual world based on the principle of mirror reflection of the real world. The dominance of the unreal world leads to the absorption of the main character. The problem of mechanisation of a life and a man in the series is manifested in the tendency of loss of spirituality in society and an attempt to fill the spiritual emptiness with "inanimate" objects ("Flat", "Defence"). Valery Bryusov creates a grotesque picture of a society ("Earth", "Rise of the Machines"), where the living changes are replaced by the nonliving (machines). Romantic irony and grotesque, which are destructive, become a stylistic device in the work of Valery Bryusov.

Текст научной работы на тему «"гофмановский комплекс" в цикле рассказов и драматических сцен В. Я. Брюсова "Земная ось" (1901-1907)»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-113-119 УДК 821.161.1.09"19/20"

Королева Вера Владимировна

кандидат филологических наук Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

[email protected]

«ГОФМАНОВСКИЙ КОМПЛЕКС» В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И ДРАМАТИЧЕСКИХ СЦЕН В.Я. БРЮСОВА «ЗЕМНАЯ ОСЬ» (1901-1907)

В статье исследуется «гофмановский комплекс», который включает в себя такие элементы, как двоемирие, проблему механизации жизни и общества, двойничество, романтическую иронию и гротеск в цикле рассказов В. Брюсова «Земная ось». Следуя гофмановской традиции, Брюсов создает особый тип романтического двоемирия, основанный на принципе зеркального отражения мира реального. Доминирование мира ирреального приводит к поглощению им главного героя, для которого игра с собственными двойниками заканчивается трагически. Проблема механизации жизни и человека в цикле проявляется в утрате духовности в обществе и попытке заполнить душевную пустоту «неживыми» предметами («Бемоль», «Защита»). Брюсов создает гротескную картину общества («Земля», «Восстание машин»), где живое меняется местами с неживым (автоматами). Романтическая ирония и гротеск, восходящие к Э.Т.А. Гофману, становятся стилистическим приемом в творчестве Брюсова.

Ключевые слова: Э.Т.А. Гофман, В. Брюсов, двоемирие, двойничество, кукольность, зеркальность, романическая

ирония и гротеск.

В. Брюсов - один из основоположников русского символизма - признавал влияние романтической эстетики на поэтику символистов. В стихотворении «Романтикам» (1920) он назвал романтизм бессмертным и подчеркнул родство душ между ним и символизмом. На интерес Брюсова к романтизму указывают и его работы, посвященные писателям-романтикам: переводы Э. По и очерк «О Новалисе».

Вопрос о влиянии эстетики романтизма на В. Брюсова недостаточно изучен. Одним из его актуальных аспектов является выделение гофма-новского пласта в творчестве русского символиста. На стилистическое сходство произведений Гофмана и Брюсова в литературоведении указывалось и ранее. К. Мочульский, например, пишет, что «по сложному своему построению роман Брюсова («Огненный ангел») напоминает "Эликсиры сатаны" Гофмана» [13, с. 123]. А.Д. Савина обратила внимание на гофмановские истоки принципа двойного измерения в цикле рассказов Брюсова «Земная ось» [16]. Л.А. Дубинина в качестве одного из источников стилизации в цикле «Земная ось» называет Гофмана [8]. Нами были отмечены и проанализированы сюжетные и образные переплетения романа Брюсова «Огненный ангел» с «Эликсирами дьявола» Гофмана [11].

Целью нашего исследования является выделение «гофмановского комплекса» в цикле рассказов Брюсова 1901-1907 гг. «Земная ось». Данный комплекс характеризуется набором устойчивых приемов и образов, которые сформировалась как единое целое в эстетике немецкого романтика Гофмана. Среди них: особая форма двоемирия, в основе которой лежит смешение мира реального и других миров (зеркального, мифологического, мира сна, мира прошлого); романическая ирония и гротеск; своеобразное решение проблемы механизации жизни и человека, основанной на оппо-

зиции живое - неживое и проявляющейся в образах-символах маски, куклы, автомата, марионетки и двойника, которые подменяют человека. «Гофма-новский комплекс», который сформировался в русской литературе благодаря творчеству Н.В. Гоголя,

A. Погорельского, Ф.М. Достоевского, А. Толстого,

B. Соловьева и др., к началу ХХ века, когда появляется мода на двойников, кукол и иронию, становится важной частью эстетики символизма и проявляется в произведениях А. Блока, А. Белого, Ф. Сологуба, О. Мандельштама, Л. Андреева и др. «Гофмановский комплекс» также присутствует и у Брюсова. Выделение его в рассказах позволяет более глубоко раскрыть вопрос о взаимодействии романтизма и символизма на рубеже Х1Х-ХХ веков в целом, а также проследить отражение и изменение ряда романтических образов и литературных приемов в произведениях русского символиста.

Создавая свой цикл рассказов «Земная ось», Брюсов в поисках собственного стиля использует зарубежную и русскую традицию. По словам К. Мочульского, «он хочет усвоить в русской прозе приемы иностранных беллетристов, ввести в нее различные «манеры» повествования: от делового и сухого языка старинных хроник, через «романтический жанр» бытовой повести, до импрессионизма Пшибышевского и фантастики Э. По» [13, с. 419]. В качестве одного из источников стиля Брюсов упоминает и Гофмана. Так, в предисловии к предполагавшемуся чешскому изданию книги в 1911 году Брюсов писал: «В ряде рассказов, соединенных мною под заглавием "Земная ось", я... попытался средствами поэзии объяснить вечный вопрос об отношении действительности и сна, фантазии и реальности. Эта загадка, над решением которой трудились в Англии Эдгар По, в Германии Амадей Гофман, во Франции Бодлер и Малларме, не была еще, со всей определенностью, затронута ни одним русским писателем» [6, с. 426].

© Королева В.В., 2019

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

113

«Гофмановский комплекс» в рассказах «Земной оси» в первую очередь проявляется в особом типе романтического двоемирия, восходящем к Гофману. В творчестве немецкого романтика в ранний период противопоставление между миром реальным и идеальным очевидное и резкое, а в более позднем творчестве Гофмана двоемирие приобретает новые черты, которые отличают его от традиционной романтической эстетики: мир реальный и мир идеальный смешиваются так, что между ними трудно провести грань. Бытовые детали проникают в мир идеальный, вытесняя из него высокое, и наоборот. Например, в новелле «Повелитель блох» гармония любви завершается не в мифическом мире по традиции между принцессой Гамахеей и чертополохом Пепушем, а на земле - между Перегринусом и Розочкой. По словам А.Б. Ботниковой, «после того, как в абстрактную и вневременную гармонию вселенной ворвалась дисгармония сегодняшнего дня, сказочный жанр дал весьма заметную трещину» [2, с. 186]. А в романе «Эликсиры дьявола» Гофмана переплетение мира реального и мира ирреального достигает своего апогея, поэтому главный герой Медардус, как многие герои Брю-сова, мечется между ними на грани безумия, преследуемый своими двойниками.

Вслед за Гофманом Брюсов создает два мира: реальный и ирреальный. В одних рассказах («Бемоль») ирреальный мир - это мир идеальный. Он является способом ухода от реальности, дает герою ложное чувство свободы, за которым приходит еще большее разочарование. Даже идеальный мир у Брюсова - это лишь отражение мира реального, что и дает основания называть его «зеркальным», то есть он становится идеальным только в сознании героев. В других рассказах ирреальные миры - враждебные: мир прошлого («В башне»), мир зеркал («В зеркале»), мир сна («Когда я проснулся»), мир игры, роли («Первая любовь»). О.В. Тимченко определяет такой тип двоемирия, как «удвоение действительности» [17].

Сам Брюсов в предисловии к сборнику рассказов пишет, что «эти одиннадцать рассказов объединены единой мыслью, с разных сторон освещаемой в каждом из них: это мысль о том, что «нет определенной границы между миром реальным и воображаемым, между "сном" и "явью", "жизнью" и "фантазией". То, что мы считаем воображаемым, - может быть высшая реальность мира, а всеми признанная реальность - может быть самый страшный бред» [3, с. 419]. По мнению О.В. Тимченко, в рассказах «В зеркале» (1902), «В башне» (1902) Брюсов использует прием фабульного контраста, суть которого в том, что неожиданный финал, как правило, связан с сомнением героев в том, что они находятся не в контролируемом мире, а в ирреальной действительности. Однако ирреальность не разрешает коллизий, а, наобо-

рот, усугубляет их - «раздвоенный», герой меняет свои качества с каждым новым моментом перемены пространства и времени» [17].

Фабула рассказов в цикле похожа: грань между миром реальным и ирреальным утрачивается, они смешиваются, мир ирреальный начинает доминировать, и это приводит к потере связи с реальностью, сумасшествию героя или его гибели. Например, в рассказе «Теперь, - когда я проснулся...» герой Брюсова создает для себя другую реальность - мир сна, где его темные стороны души находят простор для деятельности. Он чувствует себя в нем хозяином: «При усилии воли, я мог увидеть себя в той обстановке, какая мне нравилась, мог ввести в свой сон всех, о ком мечтал» [3, с. 25]. Однако в момент преступления герой смешивает действительность со сном, и мир «другой» вытесняет мир реальный. Двойник (призрак) начинает управлять героем. «Пойдем, - сказал я своему призраку, - пойдем, она спит сейчас, и захвати с собой тонкий кинжал, ручка которого отделана слоновой костью» [3, с. 29]. Мир сна проникает в мир реальный, и он видит карликов наяву («Из-под кресел высунулись было мои карлики, но я сделал им знак исчезнуть» [3, с. 29]). До последнего момента герой не осознает, что он совершает преступление в действительности. Игра с другим миром, в которую он вступает, заканчивается трагически.

В таком же ключе написан рассказ «В зеркале», где героиня создает себе другой мир - зеркальный, она любит его, упивается им: «Я привыкла целые часы, целые дни проводить среди перекрещивающихся миров; входящих один в другой, колеблющихся, исчезающих и возникающих вновь. Моей единственной страстью стало отдавать свое тело этим беззвучным далям, этим перспективам» [4, с. 30]. Однако героиня одновременно воспринимает этот мир как враждебный. Она не любит свои отражения: «Свои двойники втайне я не любила все. Я знала, что все они мне враждебны. <.> Были такие, которых я презирала, над бессильной яростью которых любила смеяться, которых дразнила своей самостоятельностью и мучила своей властью над ними» [4, с. 31]. Героиня упивается властью над своими двойниками, которых может пожалеть или подразнить. Она считает свои отражения слугами другого мира и заставляет их принимать ее вид. Однако ее отражение-двойник набирает силу. Проводником в другую реальность становятся глаза. Через взгляд соперница начинает управлять ей: «я поняла, что моя воля подчинена ее воле, что она уже сильнее меня. Меня охватил ужас. Я стала исполнять то, что она требовала, я стала автоматом ее молчаливых повелений» [4, с. 32]. Брюсов воссоздает в рассказе ситуацию перемещения героини из одного мира в другой дважды: сначала отражение одерживает верх над героиней, а затем, наоборот, героиня вырывается из мертвого мира зеркал. Тра-

гизм рассказа в том, что в финале непонятно, какой мир ненастоящий и за кем осталась победа.

У Брюсова, как у Гофмана, зеркало, стекло - это окно в другой мир - ирреальный. Традиция воспринимать зеркало как предмет, искажающий реальность, восходит именно к Гофману. В «Песочном человеке» Натанаэль смотрит в увеличительную трубу, и кукла Олимпия кажется ему живой девушкой. И у Гофмана, и у Брюсова герои находятся на грани миров, но делают шаг в другую реальность, которая является для них запретной, что становится для них роковым: они утрачивают разум.

Одним из вариантов двоемирия у Брюсова является романтический мотив метемпсихоза, который проявляется в рассказе «В башне». Герой видит сон о том, что он находится в плену, его переживания и ощущения настолько реальны, что он порой сомневается, что реальность, а что лишь сон. Однако он обладает знанием того, что должно произойти в будущем. Такой прием активно использовал и Гофман. В его новелле «Состязание певцов» повествование начинается с эпизода, в котором некто в комнате читает трактат Иоганна Кристофа Вагензайля «О прельстительном искусстве мейстерзингеров». Захваченный чтением, он в какой-то момент перестает осознавать, где грань между реальностью и выдумкой. Погрузившись в сон, он оказывается примерно в одна тысяча двести восьмом году на поляне среди средневекового пейзажа близ замка графа Германа Тюрингенского в Варт-бурге на состязании лучших певцов. Так в одном смысловом пространстве произведения Гофмана одновременно оказываются люди разных эпох. В цикле рассказов «Серапионовы братья» у Гоф -мана также присутствует особый образ, который совмещает в себе прошлое и настоящее - анахорет Серапион. Он считает себя отшельником Сера-пионом, который жил при императоре Деции, а затем бежал в Фиванскую пустыню и в Александрии принял мученическую смерть. Серапи-он утверждает, что его ежедневно посещают разные люди, среди которых Данте, Петрарка и др. Все окружающие называют его безумцем, но, по мнению Киприана, Серапион рассуждает ясно и последовательно, что дает основание говорить о его «разумном» сумасшествии, только форма его сумасшествия настолько необычна, что привлекает к себе внимание. Эта сюжетная ситуация была характерна для Брюсова (рассказ «Рея Сильвия») и литературы символизма в целом.

Другой чертой гофмановского комплекса, нашедшей продолжение у Брюсова, является проблема механизации жизни и человека, которая основана на идее утраты духовности обществом, падении его нравов и проявляется в оппозиции живое - неживое. Брюсов изображает общество погрязшим в пороке. Социальный статус в нем ставится выше, чем любовь. Так, в рассказе «Под старым мостом»

Антонио и Мария живут счастливо вне социальных преград, не имея ничего. Как только Антонио становится королем, их любовь разрушается. Мария в силу своей доброты и искренности не может жить в другом мире: «боюсь, что вы будете обвинять меня, что нарочно вас мучаю. Но право же, я ничего не искала. Я вовсе не добиваюсь чего-нибудь. Я и так вас люблю.» [4, с. 14]. Ее чистая душа не может противостоять грязным интригам, которыми наполнен тот мир. Подобным образом Брюсов изображает общество и в рассказе «В подземной тюрьме», где Джулия - девушка благородного происхождения - влюбляется в тюрьме в простого юношу Марко. Их чувства искренние и светлые. Однако любовь, которая расцветает между героями в равной среде, разрушается, как только их статус меняется.

Брюсов считает, что в современном обществе люди превратились в бездушных кукол. Одним из последствий этого явления становится эгоизм, который приводит их к вседозволенности. Падение нравов в обществе, утрата истинных чувств провоцируют человека на игру с собственным подсознанием, как в рассказах «В зеркале» и «Когда я проснулся». Такая же игра лежит в основе рассказа «Первая любовь», где герой примеряет на себя роль влюбленного пажа, которая порабощает его: «Какое-то особое чувство не позволяло мне с той минуты ни сказать слова, ни сделать поступка, которые нарушили бы выбранный мною тип» [3, с. 52]. Он чувствует себя раздвоенным: «Во мне как бы боролись два существа. Одно - сотворенное мной самим, я - выдуманный мною, я - художественно сочиненный образ впервые влюбленного юноши. Другое - подлинный я, подавленный, порабощенный этим призраком, этим фантомом» [3, с. 52]. Как и в других рассказах, герой в определенный момент чувствует, что его двойник начинает одерживать победу над ним: «Мой выдуманный образ готов был вытеснить, уничтожить подлинное мое существо. Я понял, что гибну» [3, с. 52]. Страх потерять «себя» заставляет его бежать. Ему удается вырваться из оков придуманной роли только после долгих скитаний и продолжительной болезни.

По мнению Брюсова, в современном обществе происходит перекос: живое и неживое меняются местами, вокруг царит закон противоречия. Например, в рассказе «Мраморная головка» главный герой - молодой повеса - влюбляет в себя ради модного развлечения замужнюю женщину Ниночку. И тем самым губит ее. Однако жестокое общество поглощает и его, превратив в бродягу. Смыслом его жизни становится любовь к мраморной статуэтке, которая напоминает Ниночку. Чтобы обладать ей, он идет на преступление. Брюсов использует прием парадокса: люди в современном обществе равнодушны к живым, но преданно любят неживой предмет. Он считает, что такое общество не име-

ет будущего, оно лишено сострадания и любви. Эту проблема ярко звучит и в рассказе «Республика Южного креста», где автор создает гротескный образ республики, в которой начинается эпидемия противоречия, что приводит к нарушению установленного порядка: «больной начинает противоречить себе и своими поступками: намереваясь идти влево, поворачивает вправо, думая поднять шляпу, чтобы лучше видеть, нахлобучивает ее себе на глаза и т. д. С развитием болезни эти «противоречия» наполняют всю телесную и духовную жизнь больного» [3, с. 67]. В Звездном городе появляются хаос, суета, которые приводят людей к полной деградации: «. с поразительной быстротой обнаружилось во всех падение нравственного чувства. Культурность, словно тонкая кора, наросшая за тысячелетия, спала с этих людей, и в них обнажился дикий человек, человек-зверь, каким он, бывало, рыскал по девственной земле» [3, с. 67].

Другим воплощением проблемы механизации человека и общества у Брюсова является опасность, исходящая от самих автоматов, которые заполняют современный мир. Эта проблема восходит также к Гофману, который стал одним из первых, кто поднял в литературе проблему угрозы от искусственно созданных автоматов. Для Гофмана техника - это зло, которое разрушает душу человека, вмешивается в естественный ход его жизни. Например, в новелле «Автомат» искусственный оракул предсказывает судьбы людей: «Каким-то чудом этой пифии удается оказывать на нас психическое влияние и даже вступать с нами в особую духовную взаимосвязь и тем самым постигать нашу внутреннюю жизнь» [5, т. 4 (I), с. 300]. О подмене человека куклой - повесть «Песочный человек». Олимпия -дочь профессора физики Спаланцани - кукла-автомат, которую он создал и ради забавы выдал за свою дочь. По мнению Гофмана, самое страшное то, что ее все принимают за человека, и это свидетельствует о духовном омертвении общества.

В рассказе Брюсова «Восстание машин» (1908), который не вошел в сборник «Ось земная», но по проблематике близок этому циклу, автор изображает метафорическую картину мира, в которой электрические автоматы жестоко расправляются с людьми. Трагизм происходящего усиливается благодаря манере повествования: гибель людей изображается жестоко, внезапно и бессмысленно: «Бабушка трагически вздрогнула, вся вытянулась, подпрыгнула в кресле и рухнула наземь, выронив телефонную трубку. Мы бросились к упавшей. Она была мертва; это было несомненно по ее искаженному лицу и по отсутствию дыхания, а ухо, которое она держала у телефона, было прожжено, словно ударом молнии невероятной силы» [4, с. 73]. Брюсов обращает внимание на «параллелизм в явлениях жизни, так называемых - органической и неорганической» [4, с. 73]. Машины за века суще-

ствования приобретают качества живой материи и претендуют занять место человека. Например, «проволочные провода "устают" и отказываются повиноваться; некоторые элементы. намагничиваются самопроизвольно. моторы "капризничают" без всякой внешней причины» [4, с. 72]. Живое и неживое меняется местами. Эта проблема достигает максимального звучания в драматической сцене «Земля», где искусственный мир становится «тюрьмой» для людей. Они живут в огромном городе среди машин, как под колпаком, дыша искусственным воздухом. Люди мечтают о солнце, о том, чтобы вырваться из этого искусственного мира, они верят, что там их ждет жизнь в противовес медленной смерти внутри этого города. Но их ожидания не оправдываются: за пределами искусственного мира их ждет смерть: «Глаза людей расширены, руки простерты. Хотят кричать, но не достаёт голоса. Иные безумно хохочут. Обнимаясь, судорожно сдавливают объятьями друг друга. <...> И медленно, медленно вся стихнувшая зала обращается в кладбище неподвижных, скорченных тел» [3, с. 139].

Одним из последствий механизации человека в обществе становится желание людей в бездушном мире заполнить духовную пустоту предметами, которые в сознании героев одухотворяются. В рассказе «Бемоль» Брюсов создает двойную реальность: мир людей, где все обыденно и жестоко, и мир Анны, где предметы оживают и поддерживают ее. Одиночество героини приводит к тому, что мир внешний воспринимается ей как бездушный, мертвый, а мир неживой одушевляется: «Анна Николаевна была убеждена, что все вещи в магазине ее понимают. Когда она перелистывала дести любимой бумаги, ее листы шуршали так приветливо» [4, с. 42]. Поэтому ей трудно продавать эти вещи, они для нее «живые», «родные». Мир реальной действительности не только лишает ее тепла, душевности, но и враждебен ее миру идеальному, он пытается поглотить мир Анны, что ему и удается. В результате в финале рассказа одухотворенные предметы перестают быть «живыми»: «Бумага, карандаши, перья - все казалось здесь неживым. Анна Николаевна с жадностью взяла в руки красивые листы, которые когда-то умели отвечать на ее ласки; но теперь они были жестки, как мертвецы, и также бледны. <.> Все было мертво» [4, с. 44].

В рассказе Брюсова «Защита» (1903) главная героиня заполняет духовную пустоту любовью к умершему мужу. Она верит в его присутствие, общается с ним: «С самого дня своей смерти Сергей стал являться мне, незримо, но явно. <...> Я ему отвечаю, и мы ведем с ним тихие разговоры. Порою он чуть внятно целует меня в волосы, в щеку, в губы. Порою я смутно вижу его отражение, в полутьме, в зеркале» [3, с. 60]. Попытка молодого офицера разрушить этот мир приводит его к

встрече с настоящим призраком: «через мгновение я понял, что это он, чей образ я украл, и кто из-за могилы пришел защитить свою жену. <...> И вот он, этот призрак, тихо поднял руку и погрозил мне» [3, с. 60].

Гофмановская проблема механизации человека и общества проявляется также у Брюсова в образе материализовавшегося двойника. В его рассказах можно проследить несколько вариантов двойников: двойник - враг, соперник («В зеркале»), двойник - темная сторона души, которая наслаждается насилием («Когда я проснулся»), ролевой двойник («Первая любовь»), двойник в прошлом («В башне») и двойник - историческая личность («Рея Сильвия»). Герои Брюсова играют с ирреальным миром, добровольно создают двойников и наслаждаются властью над ними. Например, герой рассказа «Когда я проснулся» заставляет своего двойника выполнять его самые тайные желания. Однако власть над своим двойником, игра с ним оказывается иллюзорной. Двойник одерживает победу над человеком, заставляя убить жену или поменяться местами в зеркале, как в рассказе «В зеркале». Перейдя границу между миром реальным и ирреальным, происходит утрата души - сумасшествие героя.

Образ двойника-врага, который овладевает сущностью героев, приводит к утрате личности, превращает человека в безвольную куклу и вытесняет из мира реального, одним из первых в литературе появляется у Гофмана в романе «Эликсиры дьявола». В душе главного героя Медардуса темная сторона преобладает над светлой, и он совершает под ее влиянием убийства и предается порокам с Евфимией. Медардус меняется сущностью с Викторином, переодевшись в одежду последнего и выдавая себя за него. В свою очередь Викторин находит монашескую одежду Медардуса и облачается в нее. Медардус воспринимает Викторина как врага, Викторин же преследует Медардуса, так как ему кажется, что Медардус забрал не только его одежду и имя, но и похитил его душу, отсюда безумие Викторина. Таким образом, у Гофмана утрата своей идентичности олицетворяет собой утрату души. У Брюсова же бездуховность современного общества приводит к раздвоению личности и сумасшествию.

Характерная для эстетики символизма игра с двойниками, своим или чужим сознанием восходит также к Гофману, который стал одним из первых в литературе, кто со всей серьезностью отнесся к изучению и описанию состояния человека, на которого влияет другой человек. Гофман в своих произведениях («Магнетизер», «Зловещий гость», «Состязание певцов», «Стихийный дух» и романе «Эликсиры дьявола») неоднократно поднимал вопрос о магнетизме. Немецкий писатель серьезно изучал известные в те времена научные трактаты Г.Г. Шуберта «Символика сна» и «Воззрения на

ночную сторону естествознания», К.А.Ф. Клуге «Опыт изображения животного магнетизма как способ лечения» [5. т. 2, с. 433]. Гофман проявлял живейший интерес к явлениям гипноза, который он считал особым видом рабства, когда человека насильственно разлучают с самим собой и заставляют делать то, что в обычной жизни он не хочет. Гофман акцентирует свое внимание на разработке двух аспектов этого учения, которые, по его мнению, могут угрожать личности человека: утрата собственного «я» и наслаждение властью. Эту проблему он поднимает в рассказе «Магнетизер», где Теобальд хочет воздействовать на Августу, чтобы привязать ее к себе. Речь идет о власти, и именно этот аспект магнетизма в качестве его «темной стороны» вызывает у Гофмана особый интерес. Эта традиция была продолжена в эпоху Серебряного века. У Брюсова магнетизм проявляется в управлении не другим человеком, а своим двойником («Когда я проснулся.», «В зеркале» и др.).

Важными элементами гофмановского комплекса, которые также находят отражение у Брюсова, являются романтическая ирония и гротеск. Следует отметить, что гофмановский тип иронии и гротеска в эпоху «Серебряного века» стал популярным в литературе и театральном искусстве. Вот, что, например, В.Э. Мейерхольд пишет об этом: «Невольно вспоминаю. Гофмана. Вот автор, о котором хочется поговорить особо для того, чтобы дать понять, что такое гротеск» [12, т. 1, с. 399]. Н.Н. Евреинов в статьях «Театр как таковой» (1912) и «Театр для себя» (1915-1916) указывает гофмановскую иронию в качестве одного из важных составляющих своего театра в воображаемом диалоге с немецким писателем: «Гофман. Источник Урдар, который дал счастье жителям страны Урдар-сад, есть не что иное, как юмор, т. е. дивная способность мысли создавать своего собственного иронического двойника, родившаяся из глубочайшего созерцания природы, по странным гримасам которого человек узнает свои собственные гримасы» [9, с. 320].

В ранний период творчества Гофмана ирония носила созидательный характер. Так, в цикле рассказов «Серапионовы братья» Гофман говорит о важности роли созидательной иронии в произведении, помогающей соединять фантастику с реальностью. Но в поздних произведениях она трансформируются в разрушительную иронию. По словам А.Б. Ботниковой, «в "Повелителе блох" "высокий план" уже пропитан разрушительной иронией» [2, с. 185]. В романе «Эликсиры дьявола» Гофман сводит оба типа иронии вместе. Медардус и Белькампо проходят путь к самопознанию и обретению личностной целостности. Медардус -заражен идеей собственного превосходства над другими, что способствует появлению его многочисленных двойников. Он становится носителем

идеи, что путь к единству - искупление, которое возможно только через страдание, другой - Бель-кампо - видит этот путь в созидательной иронии. Согласно концепции Гофмана, ирония может через самопознание вернуть человека к цельности, поэтому в финале романа именно этот персонаж остается последним, кто до конца прошел свой путь и сумел стать подлинным героем романа. Он приходит к цельности, поэтому в монастыре называет себя своим реальным именем - Петер Шенфельд. Однако Гофман предупреждает, что чрезмерное увлечение иронией может создать обратный эффект: привести не к цельности, а к балагану («внутренний свет нашего Петра померк в испарениях скоморошества» [5, т. 2, с. 286]).

Таким образом, Гофман в эпоху романтизма создает такой тип иронии, который имеет специфические черты, характерные только для его произведений. По мнению Д.Л. Чавчанидзе, главное отличие гофмановской иронии от иронии других романтиков в том, что страшная действительность у Гофмана неотделима от жизни человека, потому он обречен на трагизм: «Реальный мир, враждебный, игнорирован, но и идеальный по сути дела развенчан» [18, с. 348]. В эпоху Серебряного века в большей степени нашла отражение разрушительная ирония, так как она помогала выразить болезненные переживания личности, спровоцированные проблемами в обществе. У Брюсова такой тип иронии проявился в рассказе Брюсова «В зеркале» в гротескном образе «хохота», который олицетворяет собой состояние безумия. Именно таким «хохотом» смеется Викторин в романе Гофмана «Эликсиры дьявола». А в рассказе Брюсова «Когда я проснулся» разрушительная ирония воплощается в гротескных образах карликов, которые, как паяцы, кривляются и хохочут, отражая порочные стороны главного героя: «я создал себе, как помощников, свору безобразных карликов. Число их возрастало по моему желанию. Они подавали мне орудия пытки, они исполняли мои указания, хохоча и кривляясь» [4, с. 26].

Безумие, которое овладевает героями, приобретает грандиозный размах и воплощается в гротескном образе хаоса в рассказе «Республика Южного креста», где эпидемия противоречия, или двойственности, охватывает город, и наступает всеобщее безумие: «С песнями, с бессвязными речами, с идиотским хохотом сливались выклики безумия больных, которые теряли способность выражать в словах даже свои бредовые грезы, и стоны умирающих, корчившихся тут же, среди разлагающихся трупов» [3, с. 68]. У символистов смех теряет положительное значение и перерастает в сумасшедший хохот, которым невозможно управлять. Брюсов считает, что разрушительная ирония стала частью современного мира, и она угрожает его целостности. Об этом пишет и А. Блок: «Самые

живые, самые чуткие дети нашего века поражены болезнью, незнакомой телесным и духовным врачам. Эта болезнь - сродни душевным недугам и может быть названа "иронией". Ее проявления -приступы изнурительного смеха, который начинается с дьявольски-издевательской, провокаторской улыбки, кончается - буйством и кощунством» [1, т. 5, с. 345]. Причину разрушительной иронии, которая нашла отражение в творчестве писателей-символистов, Блок видит в девятнадцатом веке, «который бросил на живое лицо человека глазетовый покров механики, позитивизма и экономического материализма, который похоронил человеческий голос в грохоте машин; металлический век» [1, т. 5, с. 345].

Таким образом, «гофмановский комплекс» не только присутствует в цикле Брюсова «Земная ось» как единое целое, но и становится общей тенденцией символизма. Рассказы и драматические сцены цикла основаны на гофмановской идее двоемирия, где мир реальный противопоставлен другому миру, который порожден сознанием героя (зеркального, мира сна, мир прошлого, ролевого мира и др.) и является зеркальным отражением мира реального. Герой погружается в созданный им мир, наполненный двойниками, которые чаще всего выступают как враги, узурпаторы. Они подменяют человека, пытаясь управлять им, как куклой, марионеткой. В связи с этим Брюсов затрагивает проблему механизации жизни и человека, которая основана на идее утраты духовности обществом, падении его нравов и проявляется в оппозиции живого и неживого. Романическая ирония и гротеск, которые носят разрушительный характер, становятся стилистическим приемом Брюсова, подчеркивающим трагизм происходящего.

Библиографический список

1. БлокА.А. Собрание сочинений: в 8 т. - М.; Л.: Гослитиздат, 1960-1963. - Т. 5. - С. 193.

2. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. - М.: Аспект Пресс, 2005. -352 с.

3. Брюсов В. Земная ось: Рассказы и драматические сцены: (1901-1906 г.). - М.: Скорпион, 1907. -166 с.

4. Брюсов В. Повести и рассказы. - М.: Сов. Россия, 1983. - 368 с.

5. Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: в 6 т. -М.: Художественная литература, 1991-1999.

6. Гречишкин С.С. В. Брюсов о себе как прозаике: «Предисловие автора» к неосуществленному чешскому изданию сборника «Земная ось» // 8Ш&а 81ау1ка. - 1975. - Т. 21. - Е 3-4. - 426 с.

7. Гуллакян С.А. Предметный мир в сборниках В.Я. Брюсова «Земная ось» и «Ночи и дни» // Брюсовские чтения 1996 года. - Ереван: Лингва, 2001. - 53-61 с.

8. Дубинина Л.А. Поэтика малой прозы В.Я. Брюсова 1900-1910-х гг. // дис. ... канд. фи-лол. наук. - Харьков, 2015. - 226 с.

9. Евреинов Н. Демон театральности. - М.; СПб.: Летний сад, 2002. - 1665 с.

10. Илъев С.П. Книга В. Брюсова «Земная ось» как циклическое единство // Брюсовские чтения 1973 года. - Ереван: Советакан грох, 1976. - С. 87115.

11. Королева В.В. Множественный раскол личности в романе Брюсова «Огненный ангел» и «Эликсиры дьявола» Э.Т.А. Гофмана // Пушкинские чтения - 2015. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: материалы ХХ Междунар. науч. конф. -СПб., 2015.

12. Мейерхольд В.Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы. Ч. 1: 1891-1917. - М.: Искусство, 1968. -Т. 1. - 792 с.

13. Мочулъский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. - М.: Республика, 1997. - 479 с.

14. Попова Д.И. Образ двойника в рассказах «В зеркале» В. Брюсова и «Вильям Вильсон» Э. По // Славянскийц мир: духовность и традиции и словесность. - Тамбов, 2016. - 394-402 с.

15. Протасова Л.Н. «Тайна отражений» в малой прозе В. Брюсова // Брюсовские чтения на Кавминводах - 2008: материалы Междунар. науч. конф. - Пятигорск, 2009. - 188-203 с.

16. Савина А. Д. Сюжетная игра в малой прозе В. Брюсова Сюжетология и сюжетография. -2013. - № 1. - С. 46-52.

17. Тимченко О.В. Композиционный прием «удвоение действительности» в новеллах В. Я. Брюсо-ва. Проблема границ воображаемого и реального, познание...» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: irbis-nbuv.gov.ua>cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis.

18. Чавчанидзе Д.Л. «Романтическая ирония» в творчестве Гофмана // Уч. зап. МГПИ им. Ленина. - Вып. 280. - М., 1967. - 348 с.

19. Четверко С.Ю. Мотивы сна и двойничества в новеллах В. Брюсова // European social science journal. - 2013. - Т. 1. - № 38. - С. 134-139.

References

1. Blok A.A. Sobranie sochinenij: v 8 t. - M.; L.: Goslitizdat, 1960-1963. - T. 5. - S. 193.

2. Botnikova A.B. Nemeckij romantizm: dialog hudozhestvennyh form. - M.: Aspekt Press, 2005. -352 s.

3. Bryusov V. Zemnaya os': Rasskazy i dramaticheskie sceny: (1901-1906 g.). - M.: Skorpion, 1907. - 166 c.

4. Bryusov V Povesti i rasskazy. - M.: Sov. Rossiya, 1983. - 368 s.

5. Gofman E.T.A. Sobranie sochinenij: v 6 t. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1991-1999.

6. Grechishkin S.S. V. Bryusov o sebe kak prozaike: «Predislovie avtora» k neosushchestvlennomu cheshskomu izdaniyu sbornika «Zemnaya oc'» // Studia Slavika. - 1975. - T. 21. - F. 3-4. - 426 s.

7. Gullakyan S.A. Predmetnyj mir v sbornikah V.YA. Bryusova «Zemnaya os'» i «Nochi i dni» // Bryusovskie chteniya 1996 goda. - Erevan: Lingva, 2001. - 53-61 s.

8. Dubinina L.A. Poetika maloj prozy V.YA. Bryusova 1900-1910-h gg. // dis. ... kand. filol. nauk. - Har'kov, 2015. - 226 s.

9. Evreinov N. Demon teatral'nosti. - M.; SPb.: Letnij sad, 2002. - 1665 s.

10. Il'ev S.P. Kniga V Bryusova «Zemnaya os'» kak ciklicheskoe edinstvo // Bryusovskie chteniya 1973 goda. - Erevan: Sovetakan groh, 1976. - S. 87115.

11. Koroleva V.V. Mnozhestvennyj raskol lichnosti v romane Bryusova «Ognennyj angel» i «Eliksiry d'yavola» E.T.A. Gofmana // Pushkinskie chteniya -2015. Hudozhestvennye strategii klassicheskoj i novoj literatury: zhanr, avtor, tekst: materialy HKH Mezhdunar. nauch. konf. - SPb., 2015.

12. Mejerhol'd VE. Stat'i. Rechi. Pis'ma. Besedy. CH. 1: 1891-1917. - M.: Iskusstvo, 1968. - T. 1. - 792 s.

13. Mochul'skij K.V. A. Blok. A. Belyj. V. Bryusov. - M.: Respublika, 1997. - 479 s.

14. Popova D.I. Obraz dvojnika v rasskazah «V zerkale» V. Bryusova i «Vil'yam Vil'son» E. Po // Slavyanskijc mir: duhovnost' i tradicii i slovesnost'. -Tambov, 2016. - 394-402 s.

15. Protasova L.N. «Tajna otrazhenij» v maloj proze V. Bryusova // Bryusovskie chteniya na Kavminvodah - 2008: materialy Mezhdunar. nauch. konf. - Pyatigorsk, 2009. - 188-203 s.

16. Savina A.D. Syuzhetnaya igra v maloj proze V. Bryusova Syuzhetologiya i syuzhetografiya. -2013. - № 1. - S. 46-52.

17. Timchenko O.V. Kompozicionnyj priem «udvoenie dejstvitel'nosti» v novellah VYA. Bryusova. Problema granic voobrazhaemogo i real'nogo, poznanie...» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: irbis-nbuv.gov.ua>cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis.

18. CHavchanidze D.L. «Romanticheskaya ironiya» v tvorchestve Gofmana // Uch. zap. MGPI im. Lenina. - Vyp. 280. - M., 1967. - 348 s.

19. CHetverko S.YU. Motivy sna i dvojnichestva v novellah V. Bryusova // European social science journal. - 2013. - T. 1. - № 38. - S. 134-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.