УДК 378:796 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-181-190
ГОДОВАЯ ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СУРОВОГО КЛИМАТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))
Е.С. Борисов1, О.Г. Румба1, В.В. Храмов2
1Северо-Восгочный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия 2Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь
Аннотация
Двигательная активность (далее - ДА) является одной из важнейших форм взаимодействия организма человека с окружающим миром, а специфика ее реализации во многом определяется особенностями внешних условий.
Методы исследования: метод регистрации величины ДА (шагометрия), общелогические методы теоретического исследования (анализ, сравнение, обобщение, систематизация), математико-статистическая обработка данных.
Результаты. В рамках исследования особенностей ДА студентов, проживающих в условиях сурового климата, была выполнена регистрация среднесуточного количества локомоций и ЧСС студентов СВФУ в годовом цикле (365 дней) на основании ежедневных показаний электронных мобильных средств мониторинга. Полученные данные свидетельствуют, что общий по выборке среднегодовой показатель величины ДА студентов составляет примерно 39,87% от биологической возрастной нормы (14-19 тысяч локомоций в сутки - в среднем 16,5 тысяч) и 65,78% от среднестатистической нормы (10 тысяч локо-моций в сутки). При этом ДА юношей выше, чем ДА девушек: у юношей рассматриваемые показатели составляют 44,12% и 72,80%, у девушек - 37,65% и 62,12% соответственно. Иными словами, юноши двигаются в среднем на 8-10% больше.
Заключение. Проведенное исследование подтвердило исходный прогноз о дефиците ДА студентов, проживающих в условиях сурового климата, и его усилении в холодный период календарного года. Однако это снижение оказалось не настолько значительным, как ожидалось, а причины его, по всей видимости, являются комплексными и связаны не только с климатогеографическими особенностями местности. Ключевые слова: двигательная активность, студенты, экстремальные условия природной среды, особенности северного климата.
ANNUAL DYNAMICS OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS LIVING IN HARSH CLIMATE CONDITIONS (Using the example of the Republic of Sakha (Yakutia)) E.S. Borisov1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7401-5008 О.в. Rumba1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9257-3986 V.V. Khramov2, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5727-7877
1North-Eastern Federal University in Yakutsk named after M.K. Ammosov (NEFU), Yakutsk, Russia 2Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno, Republic of Belarus
Abstract
Motor activity (hereinafter referred to as MA) is one of the most important forms of interaction between the human body and the surrounding world, and the specifics of its implementation are largely determined by the characteristics of external conditions.
Research methods: method of recording the value of MA (step measurement), general logical methods of theoretical research (analysis, comparison, generalization, systematization), mathematical and statistical data processing.
Results. As part of the study of the MA characteristics of students living in harsh climates, the average daily number of locomotions and HR of NEFU students were recorded in an annual cycle (365 days) based on daily readings of electronic mobile monitoring devices. The data obtained indicate that the overall average annual
indicator of the students' MA value for the sample is approximately 39.87% of the biological age norm (14-19 thousand locomotions per day - an average of 16.5 thousand) and 65.78% of the average statistical norm (10 thousand locomotions per day). At the same time, MA of young men is higher than MA of girls: for young men, the considered indicators are 44.12% and 72.80%, for girls - 37.65% and 62.12%, respectively. In other words, young men move on average 8-10% more.
Conclusion. The conducted study confirmed the initial assumption about the deficit of MA of students living in harsh climates and its increase in the cold period of the calendar year. However, this decrease was not as significant as expected, and its causes are apparently complex and related not only to the climatic and geographical features of the area.
Keywords: physical activity, students, extreme environmental conditions, features of the northern climate.
ВВЕДЕНИЕ
Двигательная активность (далее — ДА) является одной из важнейших форм взаимодействия организма человека с окружающим миром, а специфика ее реализации во многом определяется особенностями внешних условий. Так, еще Н.А. Бернштейн [2] и Д.Е. Розенблюм [12] характеризовали ДА как реакцию организма на внешние раздражители, которая имеет специфические проявления в силу природных закономерностей и внутренних потребностей, определяемых генетической эволюцией. При этом ученые доказали, что ДА является для физиологии человека величиной равной, постоянной и генетически обусловленной, что выражается в постоянной потребности в естественных движениях и может измеряться в ежедневном количестве локомоций.
Специфика ДА населения, проживающего в регионах с продолжительными суровыми зимами, неизбежно взаимосвязана с особенностями среды обитания, определяемыми природными факторами климатических условий севера. По данным В.А. Дубровина [6], в суровом климате у людей всех возрастных категорий прослеживается низкий уровень ДА по сравнению с населением средней полосы России. В частности, автором определено уменьшение данного показателя в холодное время года на 55-60%, следствием чего, по наблюдениям Н.К. Белишевой [1], являются нарушения в физиологическом функционировании организма, обусловливающие снижение работоспособности, производительности труда, а также когнитивной деятельности в целом. При этом установлено, что ослабленный организм хуже противостоит заболеваниям, в числе которых преимущественно выделяются респираторные, сердечно-сосудистые, пищеварительные, эндокринные нарушения, что усугубляется нехваткой необходимых витаминов и микроэле-
ментов, особенно заметной в осеннее и весеннее межсезонье [4, 6, 10].
Климатическая зональность Республики Саха (Якутия) и природные особенности ее территории расцениваются как экстремальные для жизни человека [4, 3]. Климат в регионе характеризуется как резко континентальный, а занимаемое пространство находится во власти вечной мерзлоты, поскольку по сути располагается на большой глыбе льда, покрытой на 1,5-3 метра осадочными породами. Продолжительность холодного периода года составляет около восьми месяцев (с начала октября по май), при этом температура в большинстве районов опускается ниже -50° С, воздух отличается разреженностью, а в сутках преобладает темное время. Лето, напротив, жаркое и сухое, с характерными очертаниями продолжительного солнечного дня, температура доходит до +40°С [1, 3]. Особенности сурового северного климата веками содействовали выработке специфических биологических потребностей организма человека в ДА и экономному расходованию физических сил. В целом можно констатировать, что для регионов с продолжительными суровыми зимами характерен дефицит ДА населения вследствие длительного пребывания в тесных, сухих, отапливаемых помещениях в холодный период календарного года, отличающийся низкими температурами, пронизывающими ветрами, коротким световым днем [13, 3]. Проблема нормирования ДА населения, проживающего в условиях сурового климата, вынесена в Перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании [11], о чем свидетельствуют темы под шифрами 4.4.8 «Факторы и условия нормирования двигательной активности населения в разных субъектах Российской Федерации» и 4.25.4 «Содержание, направленность и методы
физического воспитания обучающихся, проживающих на территориях с экстремальными условиями природной среды». В рамках разработки указанной тематики в Институте физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Ам-мосова (далее — СВФУ) проводятся исследования, направленные на научное обоснование технологии нормирования ДА студентов, проживающих в регионах с продолжительными суровыми зимами. В ходе исследований, в частности, установлено, что студенческая молодежь составляет значительную часть населения города Якутска — по разным оценкам, цифра варьируется от 5% до 7%, в связи с чем проблема нормирования ДА касается значительной части жителей и требует масштабного подхода к решению [3].
Согласно данным специальной литературы, естественная среднесуточная потребность в движениях для лиц юношеского возраста составляет 14-19 тысяч локомоций (около 10,3 км), при этом в качестве рекомендованного минимума в основном обозначается показатель 10 тысяч локомоций в сутки [14, 16]. Вместе с тем, согласно результатам исследований различных авторов [5, 7, 14, 16, 17], большинство студентов указанные нормы не выполняют, причем дефицит ДА является существенным. Так, согласно данным В.А. Горового [5], в период учебных занятий ДА студентов составляет в среднем 50-65% от нормы, в период сессии — 18-22%, в период каникул приближается к норме. Это неизбежно отражается на физическом состоянии молодежи, что проявляется в низких показателях физического развития, физической подготовленности, функциональной тренированности [8].
Нами не обнаружены данные о количественном измерении величины ДА студентов, проживающих в условиях сурового климата, однако, согласно результатам исследований Н.К. Шамае-ва, проведенных в 1996 году на базе Якутского государственного университета, средние показатели физической подготовленности обследованных студентов по многим параметрам уступали таковым жителей средней полосы России [15]. Аналогичные данные были получены пятью годами позднее по результатам исследований Института здоровья Академии наук Республики Саха (Якутия) [9]. Можно предположить,
что одна из причин указанной тенденции заключается в режиме ДА студентов, обусловленном климатогеографическими особенностями местности.
В рамках исследования особенностей ДА студентов, проживающих в условиях сурового климата, была выполнена регистрация среднесуточного количества локомоций и ЧСС студентов СВФУ в годовом цикле (365 дней) на основании ежедневных показаний электронных мобильных средств мониторинга. Результаты исследования представлены в настоящей статье.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в течение календарного года — с 1 ноября 2021 года по 31 октября 2022 года. В нем приняли участие 102 студента СВФУ, обучающихся на 1-3-м курсах, из них 35 юношей, 67 девушек. Все студенты относятся к основной медицинской группе. С помощью мобильных приложений, установленных на телефоны, студенты ежедневно фиксировали ключевые показатели своей ДА — количество локомоций и значения ЧСС минимальной, ЧСС средней, ЧСС максимальной. Перечисленные показатели фиксировались с помощью скриншотов, которые еженедельно пересылались преподавателю. Обобщение и математическая обработка данных позволили выстроить помесячный график, отражающий средние показатели ДА студентов, проживающих в Республике Саха (Якутия). Основными методами исследования являются метод регистрации величины ДА (шагометрия), математико-статистическая обработка данных, общелогические методы теоретического исследования (анализ, сравнение, обобщение, систематизация). Регистрация ДА осуществлялась с помощью мобильных приложений «Apple Health», «Zepp Life», «Samsung Health», «Mi Fit», «Pedometer++», «StepsApp», «Accupedo», «Mi Band Mastett», «Notify for Mi Band», «Huawei Health». Выбор приложения зависел от модели телефона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице и на рисунках 1-4 представлены показатели среднесуточного количества локомоций и ежедневных значений средней ЧСС студентов.
Таблица - Динамика двигательной активности студентов СВФУ в годовом цикле на основании ежедневных показаний электронных мобильных средств мониторинга
Table - Dynamics of physical activity of NEFU students in the annual cycle based on daily readings of electronic mobile monitoring devices
Период исследования Research period Юноши (n=35) Young men (n=35) Девушки (n=67) Girls (n=67) Общая выборка (n=102) Total sample (n=102)
среднее кол-во локомоций (в день) average number of locomotions (per day) средняя ЧСС (за день, уд./мин.) average heart rate (per day, bpm) среднее кол-во локомоций (в день) average number of locomotions (per day) средняя ЧСС (за день, уд./мин.) average heart rate (per day, bpm) среднее кол-во локомоций (в день) average number of locomotions (per day) средняя ЧСС (за день, уд./мин.) average heart rate (per day, bpm)
Ноябрь, 2021 November, 2021 6920,51±318 81,91±2,35 6538,12±250 80,31±1,41 6669,33±197 80,86±1,22
Декабрь, 2021 December, 2021 6620,63±392 81,09±2,97 6190,48±248 81,75±1,49 6338,08±211 81,52±1,41
Январь, 2022 January, 2022 5910,03±393 83,34±2,28 5036,22±327 78,15±1,27 5336,06±256 79,93±1,17
Февраль, 2022 February, 2022 6800,06±414 82,77±2,36 5595,08±269 81,16±1,61 6008,55±233 81,72±1,33
Март, 2022 March, 2022 7432,17±387 83,86±2,60 5933,58±261 80,27±1,50 6447,80±227 81,50±1,33
Апрель, 2022 April, 2022 7511,14±469 78,77±1,80 6113,60±316 78,76±1,56 6593,15±269 78,77±1,19
Май, 2022 May, 2022 7648,87±558 80,29±2,61 7050,81±243 80,12±1,51 7256,02±249 80,18±1,33
Июнь, 2022 June, 2022 7471,77±323 81,97±2,55 6096,12±231 80,09±1,48 6568,16±198 80,74±1,30
Июль, 2022 July, 2022 7178,03±399 77,80±2,39 5696,33±260 80,16±1,51 6204,76±229 79,35±1,29
Август, 2022 August, 2022 7907,74±504 81,80±2,42 6479,31±318 79,43±1,53 6969,46±278 80,25±1,30
Сентябрь, 2022 September, 2022 7907,57±366 83,46±2,59 7019,97±321 80,00±1,94 7324,54±248 81,19±1,55
Октябрь, 2022 October, 2022 8050,29±454 80,54±2,77 6790,24±325 80,18±1,57 7222,61±270 80,30±1,39
Среднее за год Average for the year 7279,90±306 81,47±1,87 6211,66±194 80,03±1,20 6578,21±172 80,53±1,02
Полученные данные свидетельствуют, что общий по выборке среднегодовой показатель величины ДА студентов составляет примерно 39,87% от биологической возрастной нормы (14-19 тысяч локомоций в сутки — в среднем 16,5 тысяч) и 65,78% от среднестатистической нор-
мы (10 тысяч локомоций в сутки). При этом ДА юношей выше, чем ДА девушек: у юношей рассматриваемые показатели составляют 44,12% и 72,80%, у девушек - 37,65% и 62,12% соответственно. Иными словами, юноши двигаются в среднем на 8-10% больше.
9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
Юноши (п=35) Девушки (п=67) Общая выборка (п=102)
Рисунок 1 - Динамика двигательной активности студентов СВФУ в годовом цикле по показателю среднесуточного количества локомоций
Figure 1 - Dynamics of motor activity of NEFU students in the annual cycle based on the average daily number of locomotions
Рисунок 2 - Динамика двигательной активности студентов СВФУ в годовом цикле по показателю ежедневного значения средней ЧСС
Figure 2 - Dynamics of physical activity of NEFU students in the annual cycle based on the daily average heart rate
180
ЧСС мин в сутки ЧСС средняя в сутки ЧСС макс в сутки
Рисунок 3 - Динамика двигательной активности студентов СВФУ (юношей, n=35) в годовом цикле по показателям ежедневного значения ЧСС
Figure 3 - Dynamics of physical activity of NEFU students (young men, n=35) in the annual cycle based on daily heart rate values
График помесячной динамики ДА (рисунок 1) не подтвердил изначальное предположение о существенном снижении ДА студентов в холодный период календарного года. Так, если В.А. Дубровиным уровень снижения был определен в 55-60% [6], то по нашим данным, ДА студентов в январе (месяце с наименьшим значением показателя в обеих выборках) ниже среднегодовой на 18,89% и составляет в общей выборке 5336 локомоций в сутки. При этом в выборке юношей данное отличие соответствует 18,82% (5910 — в январе, 7280 — в среднем за год), в выборке девушек — 18,92% (5036 — в январе, 6212 — в среднем за год).
В выборке юношей месяцы с наименьшими показателями ДА — это январь (5910 локомоций в сутки), декабрь (6621), февраль (6800), ноябрь (6921); с наибольшими показателями — октябрь (8050), август и сентябрь (по 7908), май (7679). В выборке девушек месяцы с наименьшими показателями ДА — это январь (5036 локомоций в сутки), февраль (5595), июль (5696), март (5934); с наибольшими показателями — май (7051), сентябрь (7020), октябрь (6790), ноябрь (6538). Общим для обеих выборок является снижение ДА
в январе и феврале и увеличение ДА сентябре, октябре, мае.
Ранжирование среднесуточного количества локомоций по месяцам в выборках юношей и девушек незначительно отличается, однако суммирование рангов позволяет выстроить следующую последовательность в оценке величины ДА: 1-й ранг — октябрь; 2-й ранг — сентябрь и май; 3-й ранг — август; 4-й ранг — апрель; 5-й ранг — ноябрь; 6-й ранг — июнь; 7-й ранг — март; 8-й ранг — декабрь; 9-й ранг — июль; 10-й ранг — февраль; 11-й ранг — январь. Иными словами, месяцами с наименьшей ДА являются три зимних месяца (январь, февраль, декабрь) и один летний (июль). Представляет интерес тенденция снижения ДА в месяцах, следующих за сессией, — в январе и в июле, что косвенно может указывать на пассивный досуг студентов в эти периоды.
Согласно динамике среднесуточных значений ЧСС (рисунок 2), наименьшую физическую нагрузку организм студентов испытывает в апреле (78,8 уд./мин.), июле (79,4 уд./мин.) и январе (79,9 уд./мин.); наибольшую — в феврале (81,7 уд./мин.), декабре и марте (по 81,5 уд./мин.),
1 S9 I - 152
—450** 11142 L 147 L 147 ""^144 —149 L 149
80 Г 82 Г 78 81 Г 80 г 79 г 80 80 г 80 79 80
L52 L 54 53 53 1-51 ^52 1-51 ^50 T-51 50
20
<<Vv
О
cV
c(Vl
(У
чг
О
<W
rfV
сч^
JP Г
■чсс
мин в сутки
• ЧСС
средняя в сутки
■ ЧСС
макс в сутки
Рисунок 4 - Динамика двигательной активности студентов СВФУ (девушек, n=67) в годовом цикле по показателям ежедневного значения ЧСС
Figure 4 - Dynamics of physical activity of NEFU students (girls, n=67) in the annual cycle based on daily heart rate values
сентябре (81,2 уд./мин.). Эти данные подтверждают вывод, сделанный на основании количественного измерения локомоций, о снижении ДА в январе и июле (после сессий) и об увеличении в сентябре (с началом учебного года). Детализация данных о физической нагрузке юношей в годовом цикле (рисунок 3) свидетельствует, что их среднесуточные показатели ЧСС стабильны: средняя ЧСС колеблется в пределах 78-84 уд./мин., максимальная ЧСС — 139-153 уд./мин., минимальная ЧСС — 51-56 уд./мин. При этом обращают внимание относительно невысокие значения максимальной ЧСС, которые в среднем по выборке в основном не выходят за порог анаэробного обмена (ПАНО — 150 уд./мин.) и превышают его лишь в сентябре, июне и ноябре, что указывает на избегание юношами больших физических нагрузок. Наименьшее значение величины физической нагрузки юношей отмечается в апреле (максимальная ЧСС — 139 уд./мин., средняя ЧСС - 79 уд./мин.).
Динамика физической нагрузки девушек в годовом цикле аналогична динамике юношей (рисунок 4) и также характеризуется стабильностью среднесуточных показателей ЧСС:
средняя ЧСС колеблется в пределах 78-82 уд./ мин., максимальная ЧСС - 142-152 уд./мин., минимальная ЧСС — 50-54 уд./мин. Значения максимальной ЧСС девушек относительно невысоки и в основном приближены к порогу анаэробного обмена (ПАНО — 150 уд./мин.), достигая его в шести месяцах в году — в ноябре, мае, июне, сентябре, декабре и октябре. Наименьшее значение величины физической нагрузки девушек отмечается в январе (максимальная ЧСС — 142 уд./мин., средняя ЧСС — 78 уд./мин.) и в апреле (144 уд./мин. и 79 уд./ мин. соответственно).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования годовой динамики ДА студентов, проживающих в условиях сурового климата, проведенного в 2021-2022 гг. в Республике Саха (Якутия) на базе СВФУ, позволяют заключить следующее.
Среднегодовая ДА студентов, проживающих в условиях сурового климата, существенно ниже показателей нормы и составляет 6578 локомо-ций в сутки, что соответствует 39,87% от биологической возрастной нормы и 65,78% от среднестатистической нормы.
ДА юношей выше ДА девушек на 8-10% и в среднегодовом выражении составляет 7280 локомоций в сутки, что соответствует 44,12% от биологической возрастной нормы и 72,80% от среднестатистической нормы. Наибольших значений ДА юношей достигает в октябре, августе, сентябре, мае, что обобщенно выражается в достижении 47,75% и 78,79% от нормы соответственно. Наименьшие значения ДА юношей фиксируются в январе, декабре, феврале, ноябре, что обобщенно выражается в достижении 39,78% и 65,63% от нормы соответственно. ДА девушек в среднегодовом выражении составляет 6212 локомоций в сутки, что соответствует 37,65% от биологической возрастной нормы и 62,12% от среднестатистической нормы. Наибольших значений ДА девушек достигает в мае, сентябре, октябре, ноябре, что обобщенно выражается в достижении 41,51% и 68,50% от нормы соответственно. Наименьшие значения ДА девушек фиксируются в январе, феврале, июле, марте, что обобщенно выражается в достижении 33,73% и 55,65% от нормы соответственно. Согласно суммированию результатов ранжирования среднесуточного количества локомоций по месяцам в выборках юношей и девушек, месяцами с наибольшей ДА являются два осенних (октябрь и сентябрь), один весенний (май), один летний (август) — все они относятся к теплому периоду календарного года в Республике Саха (Якутия). Месяцами с наименьшей ДА являются три зимних месяца (январь, февраль, декабрь) и один летний (июль), то есть большинство относятся к холодному периоду календарного
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белишева Н.К. Проблема здоровья населения в свете реализации стратегии развития арктической зоны Российской Федерации / Н.К. Белишева, В.Н. Петров // Труды Кольского научного центра РАН, 2015. №6(19). С. 152-173.
2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн; Акад. мед. наук СССР. М.: Медицина, 1966. 349 с.
3. Борисов Е.С. О специфике двигательной активности населения в регионах с продолжительными суровыми зимами / Е.С. Борисов, О.Г. Румба // Физическая культура и спорт: актуальные тенденции, проблемы и пути их решения : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции кафедры «Физическая культура» ФГБОУ ВО ПГУПС (Санкт-Петербург, 10-11 июня 2024 г.) / ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» - СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2024. С. 29-33.
года. Снижение показателя в январе характеризуется его отличием от среднегодового значения в общей выборке на 18,89%. Физическая нагрузка студентов, проживающих в условиях сурового климата, в годовом цикле стабильна и варьируется несущественно: среднесуточная ЧСС — в диапазоне 78-84 уд./мин. (общий среднегодовой показатель равен 80,5 уд./ мин.), максимальная ЧСС — в диапазоне 139-153 уд./мин. (общий среднегодовой показатель равен 148,1 уд./мин.), минимальная ЧСС — в диапазоне 50-56 уд./мин. (общий среднегодовой показатель равен 52,2 уд./мин.). Наиболее высокие показатели физической нагрузки фиксируются: у юношей — в сентябре, июне, ноябре; у девушек — в ноябре, мае, июне. Наиболее низкие: у юношей — в апреле, у девушек — в январе и апреле. Сопоставление среднесуточных показателей количества локомоций и ЧСС свидетельствует, что наименьшая ДА студентов, проживающих в условиях сурового климата, отмечается в январе, феврале и июле, и это, вероятнее всего, связано не только с периодом календарного года, но также с построением графика учебного процесса в вузе.
В целом, проведенное исследование подтвердило исходный прогноз о дефиците ДА студентов, проживающих в условиях сурового климата, и его усилении в холодный период календарного года. Однако это снижение оказалось не настолько значительным, как ожидалось, а причины его, по всей видимости, являются комплексными и связаны не только с климатогеографическими особенностями местности.
4. Гнатюк Г.А. Территориальные особенности здоровья населения Республики Саха (Якутия) / Г.А. Гнатюк, Г.А. Пономарева // Вестник Якутского государственного университета, 2005. Т.2. №2. С. 81-86.
5. Горовой В.А. Физкультурно-рекреационная деятельность в структуре учебного и свободного времени студентов / В.А. Горовой, В.А. Черенко // Весшк Ма-зырскага дзяржаунага педагапчнага ушвератэта iмя 1.П Шамякша, 2009. №3, С. 29-35.
6. Дубровин В.А. Адаптивно-развивающие средства физической культуры как компонент здоровьесберега-ющей технологии школьников в условиях Крайнего Севера / В.А. Дубровин // Научный вестник Арктики, 2019. №5. С. 54-56.
7. Зотова, Ф.Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов / Ф.Р.Зотова, Г.Ф. Хами-дуллина, Е.В. Бубякина. А.Н. Карпов. Р.Г.Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. -
Т. 11, № S - С. 103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114
8. Зотова, Ф. Р., Файзуллин, И. Ф. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Т. 6. - №. 1. - С. 32-38.
9. Кривошапкин В.Г. Региональные стандарты здоровья человека на Севере в таблицах и рисунках / В.Г. Кривошапкин, В.П. Алексеев, П.Г. Петрова. Якутск: Изд-во Департамента НиСПО, 2001. 146 с.
10. Максимова Т.А. Сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности девушек специальной медицинской группы, проживающих в условиях Крайнего Севера / Т.А. Максимова // Международный журнал экспериментального образования, 2019. №1, С. 16-21.
11. Перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании / Российская академия образования, Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки России. М., 2023. 116 с.
12. Розенблюм Д.Е. Роль движений в биологии / Физическое воспитание и спорт: Ученые записки. Т. 206. Вып. 6. под ред. Ю.Н. Никитского. М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1968. С. 5-16.
REFERENCES:
1. BeLisheva N.K. The problem of public health in light of
the implementation of the development strategy for the Arctic zone of the Russian Federation / N.K. Beli-sheva, V.N. Petrov // Proceedings of the Kola Science Center of the Russian Academy of Sciences, 2015. No. 6 (19). pp. 152-173.
2. Bernstein N.A. Essays on the physiology of movements
and physiology of activity / N.A. Bernstein; Academy of Medical Sciences of the USSR. Moscow: Medicine, 1966. 349 p.
3. Borisov E.S. On the specifics of physical activity of the
population in regions with long, severe winters / E.S. Borisov, O.G. Rumba // Physical Education and Sports: Current Trends, Problems and Solutions: Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference of the Department of Physical Education of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education PGUPS (Saint Petersburg, June 10-11, 2024) / Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Emperor Alexander I Petersburg State Transport University" - Saint Petersburg: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education PGUPS, 2024. pp. 29-33.
4. Gnatyuk G.A. Territorial Features of Population Health in
the Republic of Sakha (Yakutia) / G.A. Gnatyuk, G.A. Pon-omareva // Bulletin of the Yakut State University, 2005. Vol. 2. No. 2. pp. 81-86.
5. Gorovoy V.A. Physical Culture and Recreation Activities in
the Structure of Students' Academic and Leisure Time / V.A. Gorovoy, V.A. Cherenko // Bulletin of the I.P. Sha-myakin Mozyr State Pedagogical University, 2009. No. 3, pp. 29-35.
6. V. A. Dubrovin. Adaptive and developmental means of physi-
cal education as a component of health-saving technology for schoolchildren in the Far North / V. A. Dubrovin // Scientific Bulletin of the Arctic, 2019. No. 5. pp. 54-56.
13. Румба О.Г. Обобщение подходов к организации дистанционного обучения физической культуре в вузах / О.Г. Румба, Е.С. Борисов, Д.К. Гармаева, А.Н. Ким // Наука и спорт: современные тенденции, 2023. Том 11. №S, С. 138-149. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-138-149.
14. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп / О.Г. Румба // Теория и практика физической культуры, 2015. №2, С. 11-14.
15. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера : Монография / Н.К. Шамаев; Гос. ком. РФ по высш. образованию. Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. Якутск : Изд-во ЯГУ, 1996. 112 с. ISBN 5-7513-0093-9.
16. Шепляков А.С. Регулирование двигательной активности студентов с использованием информационных технологий : Дис. ... канд. пед. наук : 5.8.4 / Александр Сергеевич Шепляков. - Белгород, 2023. - 215 с.
17. Motor activity as the basis of a healthy lifestyle of student youth / G.P. Griban, T.Ye. Yavorska, P.P. Tkachen-ko, O.V. Kuvaldina [and etc.] // Wiadomosci Lekarskie, 2020. 73(6), P. 1199-1206.
7. Zotova F.R., Hamidullina G. F., Bubyakina E.V., Karpov A.
N., Khusnutdinova R.G. Motives and obstacles to physical activity in university students. Science and sport: current trends. - 2023, vol. 11, no. S. - pp.103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114
8. Zotova, F. R., Fayzullin, I. F. Student sports in the region:
state, problems and prospects // Science and sport: current trends. - 2015. - Vol. 6. - No. 1. - pp. 32-38.
9. Krivoshapkin V.G. Regional standards of human health in
the North in tables and figures / V.G. Krivoshapkin, V.P. Alekseev, P.G. Petrova. Yakutsk: Publishing House of the Department of NiSPO, 2001. 146 p.
10. Maksimova T.A. Comparative analysis of physical development and physical fitness indicators of girls from a special medical group living in the Far North / T.A. Maksimova // International Journal of Experimental Education, 2019. No. 1, pp. 16-21.
11. List of relevant topics of dissertation research in the field of educational sciences / Russian Academy of Education, Higher Attestation Commission under the Ministry of Education and Science of Russia. Moscow, 2023. 116 p.
12. Rosenblum D.E. The role of movements in biology / Physical education and sport: Scientific notes. Vol. 206. Issue 6. Edited by Yu.N. Nikitsky. Moscow: MOPI named after N.K. Krupskaya, 1968. pp. 5-16.
13. Rumba O.G. Generalization of approaches to organizing distance learning in physical education in universities / O.G. Rumba, E.S. Borisov, D.K. Garmaeva, A.N. Kim // Science and Sport: Current Trends, 2023. Vol. 11, No. S, pp. 138-149. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-138-149.
14. Rumba O.G. System of pedagogical regulation of motor activity of students of special medical groups / O.G. Rumba // Theory and Practice of Physical Education, 2015. No. 2, pp. 11-14.
15. Shamaev N.K. Features of the methodology of physical education in the North: Monograph / N.K. Shamaev;
State Committee of the Russian Federation for Higher Education. Yakut State University named after M.K. Am-mosov. Yakutsk: Publishing house of Yakutsk State University, 1996. 112 p. ISBN 5-7513-0093-9.
16. Sheplyakov A.S. Regulation of students' motor activity using information technologies: Diss. ... Cand. Ped. Sci-
ences: 5.8.4 / Alexander Sergeevich Sheplyakov. - Belgorod, 2023. - 215 p.
17. Motor activity as the basis of a healthy lifestyle of student youth / G.P. Griban, T.Ye. Yavorska, P.P. Tkachenko, O.V. Kuvaldina [and etc.] // Wiadomosci Lekarskie, 2020. 73(6), P. 1199-1206.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Борисов Евгений Степанович - старший преподаватель кафедры «Теория физической культуры и спорта» Института физической культуры и спорта; Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова; 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7401-5008.
Румба Ольга Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры «Теория физической культуры и спорта» Института физической культуры и спорта; Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова; 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9257-3986.
Храмов Виталий Владимирович - доктор педагогических наук, доцент; декан факультета физической культуры; Гродненский государственный университет имени Янки Купалы; 230023, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, 22; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5727-7877.
• Поступила в редакцию 13 июня 2024 г.
• Принята к публикации 15 июля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Борисов, Е.С. Годовая динамика двигательной активности студентов, проживающих в условиях сурового климата (на примере Республики Саха (Якутия) / Е.С. Борисов, О.Г. Румба, В.В. Храмов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 3. - С. 181-190. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-181-190.
FOR CITATION
Borisov E.S., Rumba O.G., Khramov V.V. Annual dynamics of motor activity of students living in harsh climate conditions. Science and sport: current trends, 2024, vol. 12, no. 3. - pp. 181-190. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-123-181-190.