Псковский регионологический журнал №2 (42)/2020 Том - 2020
Псковский регионологический журнал 2013-2020
ISSN 2079-8784 URL - http://ras.jes.su Все права защищены
Псковский регионологический журнал №2 (42)/2020 Том . 2020
Годонимы городы Бреста: общая характеристика, типизация и особенности пространственного распространения
Токарчук С. М.
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина Белоруссия, Брест
Полячок Т. С.
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина Белоруссия, Брест
Аннотация
В статье представлен опыт изучения, типизации и анализа пространственного распространения годонимов г. Бреста. Исследование проводилось для территории всего Бреста, а также в пределах тридцати исторических частей города, что позволило не только проанализировать пространственные особенности распространения годонимов, но и проследить влияние исторических и строительно-архитектурных факторов на названия элементов улично-дорожной сети города. На примере годонимов Бреста было выполнено два варианта их типизации: по видам (улица, переулок, проезд, проспект и др.) и по собственным названиям элементов улично-дорожной сети.
Анализ списка элементов улично-дорожной сети Бреста показал, что в городе в настоящее время используют девять разных типов наименований данных элементов, которые фигурируют в их названиях. Наиболее распространенными в пределах города являются улицы и переулки, которые носят собственные названия по связи дороги с человеком и по присущим им свойствам и качествам. Разработанная методика может применяться при проведении подобных исследования для других населённых пунктов, в первую очередь городов. Собранная при выполнении работы база данных может послужить для более углублённого изучения годонимов Бреста.
Ключевые слова: Брест, топонимика, урбанонимы, годонимы, улично-дорожная сеть,
собственные названия
Ссылка для цитирования:
Токарчук С. М. , Полячок Т. С. Годонимы городы Бреста: общая характеристика, типизация и особенности пространственного распространения // Псковский регионологический журнал 2020. Псковский регионологический журнал №2 (42)/2020 C. 110-123 [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310008584-5-1 (дата обращения: 15.06.2020).
1 Введение. Брест является административным, экономическим и культурным центром Брестской области Республики Беларусь. Брест расположен в юго-западной части Беларуси на самой границе с Евросоюзом. Город является важным железнодорожным и автомобильным узлом, через который проходит множество дорог как в центр Беларуси, так и в Польшу и Украину. Брест также расположен в долине реки Мухавец, которая в пределах Брестской крепости впадает в Западный Буг; через Днепровско-Бугский канал имеется выход к водным путям бассейнов Днепра и Припяти, как на территории Беларуси, так и Украины.
2 В 2019 г. Брест отметил своё тысячелетие, т. к. впервые упоминался в «Повести временных лет» в 1019 г. под названием «Берестье». По своей «древности» (т. е. времени первого упоминания в летописях) Брест среди других городов Беларуси уступает только Полоцку (862 г.) и Турову (980 г.).
3 В то же время необходимо отметить, что за период формирования современной территории Брест несколько раз менял свою государственную принадлежность: он принадлежал Российской империи, Польскому государству, а затем Советскому Союзу. За это время происходило не только неоднократное изменение названий элементов улично-дорожной сети, но и город несколько раз был разрушен, а затем отстраивался вновь. Поэтому исследование, направленное на изучение современных годонимов Бреста, является сложной работой.
4 Опыт предшественников и состояние изученности проблемы. Большое внимание в современной науке уделяется топонимическим исследованиям. Работы, связанные с изучением названий географических объектов, можно найти в самых разнообразных областях научных знаний (географии, лингвистике, краеведении, архитектуре, истории и др.).
5 Отдельно в топонимических исследованиях можно выделить изучение урбанонимов, т. е. собственных имён городских объектов. Изучение их распространения даёт дополнительные сведения как об особенностях города и его историческом формировании, так и об его уникальности среди других городов.
6 Таким образом, исследования данной тематики представляют значительную актуальность и могут быть востребованы не только в топонимическом направлении, но и в других отраслях наук.
7 Анализ значительного количества литературных источников по данной тематике [18] показал, что чаще всего объектами исследований выступают крупные города [1; 3-7] или группы городов [8]. Также встречаются работы, в которых изучаются названия сельских населённых пунктов, но чаще всего — в сравнении с названиями городских [2].
8 В работах по изучению городских территорий встречаются самые разные классификационные схемы и подходы к изучению урбанонимов. Они отличаются как уровнем логической состоятельности, так и степенью детализации. Например, в статье А. Ю. Асанова [1] предлагается использовать трёхуровневую классификацию для изучения Тамбовских
топонимов:
1) урбанонимы, образованные от имён существительных со значением лица;
2) урбанонимы, восходящие к адъективам;
3) урбанонимы, отражающие нумеративные параметры.
9 В работе О. А. Полюшкевич и М. В. Поповой выделяется семь групп топонимов [5]: антропотопонимы; географические; объектные (улицы, названные по прилежащим объектам); трудовые (улицы, названные по трудовой деятельности); топографические (по описанию местности); поэтические; топонимы-события.
10 В статье Е. Г. Пушкарёвой, посвящённой изучению улиц г. Улан-Удэ [6], представлена сложная многоуровневая система типизации урбанонимов города, когда изучаемые объекты делятся на четыре группы, каждая из которых в свою очередь подразделяется не менее чем на четыре подгруппы, а некоторые ещё на более мелкие категории. Данная классификация представляет собой универсальную схему А. М. Мезенко, модифицированную М. В. Горбаневским, и выступает как принципы номинации в названиях улиц.
11 Таким образом, опираясь на данные исследования, но с учётом специфики г. Бреста, была разработана методика типизации и изучения особенностей распространения урбанонимов в пределах Бреста и его исторических микрорайонов.
12 Цель и задачи. Цель исследования — выполнить типизацию и описать особенности пространственного распространения годонимов в пределах города Бреста.
13 Годоним — это вид урбанонима, т. е. топоним, который используется для обозначения названий элементов улично-дорожной сети в пределах городской территории.
14 Исследование проводилось для территории всего Бреста, а также в пределах тридцати исторических частей города (рис. 1). Последний этап исследования подчёркивает влияние исторических особенностей формирования территории города, а также специфики его исторических микрорайонов на существующие годонимы.
Рис. 1. Исторические части города и их размещение на карте города (составлено авторами на основании списка исторических частей города1[[[1. Брест. Брэст. Brest. 1000 / сост. А. Н. Вабищевич. Минск: Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броук1 2019. 456 с.]]])
16 Типизация годонимов Бреста включала два основных блока. Во-первых, была выполнена типизация годонимов города по видам элементов улично-дорожной сети. Анализ
23
литературных источников, словарей и справочников по архитектуре , градостроительству , географии и урбанистике, а также серии электронных словарей4 показал, что в мире для типизации элементов улично-дорожной сети используется более 20 терминов, основные из которых представлены на рисунке (рис. 2).
17 _ _ _ _ _
Авеню Аллея Бульвар Линня Набережная
Переулок Подъем Проезд Проспект Спуск
Съезд Тракт Тупик Улица Шоссе
Рис. 2. Основные типы элементов улично-дорожной сети городов (составлено авторами на основании энциклопедических словарей и справочников 2, 3, 4)
18 Во-вторых, была выполнена типизация собственных названий дорог Бреста с
использованием упрощенной классификации А. М. Мезенко, модифицированной М. В.
Горбаневским, для изучения годонимов, представленная в [6] (рис. 3).
19
Рис. 3. Упрощённая типизация собственных названий элементов улично-дорожной сети городов (составлено по [6])
20 Результаты и их обсуждение. Современный Брест занимает территорию 146,12 км2, численность населения Бреста в 2019 г. составляла 350,6 тыс. жителей. На 2019 г. в Бресте насчитывалось 777 элементов улично-дорожной сети1.
21 Анализ списка элементов улично-дорожной сети Бреста показал, что в городе в настоящее время используют девять разных типов наименований данных элементов, которые фигурируют в их названиях (табл. 1).
22 Тип
Таблица 1 Типы наименований элементов улично-дорожной сети Бреста*
Количество
Трактовка термина (общие подходы)
элементов единиц
Улица
Переулок
Проезд
Проспект Шоссе Бульвар
Тупик
Площадь
Набережная
553
201
10
3 3 2
2
2
1
%
71,17
протяженная часть территории населенного пункта, предназначенная для движения городского транспорта и пешеходов или только пешеходов; расположена между кварталами застройки
небольшая улица, чаще всего являющаяся поперечным соединением двух более крупных продольных улиц
небольшая улица, обычно служащая поперечным соединением двух других улиц
прямая, длинная и широкая улица в городе, проходящая через большие территории
магистральная улица, выводящая за пределы населенного пункта
городская улица с зелеными насаждениями и аллеями для пешеходов, скамьями, цветниками, скульптурами
улица (обычно небольшая), упирающаяся в строение или другую преграду, не имеющая сквозного прохода и проезда
открытое, архитектурно организованное, обрамленное зданиями, зелеными насаждениями пространство
проезды (улицы), расположенные вдоль берегов и ограниченные с одной стороны городской застройкой или парком
* составлено авторами на основании списка улиц, бульваров, площадей и проспектов
Бреста по состоянию на 2019 г.1
25,87
1,29
0,38 0,38 0,26
0,26
0,26
0,13
23
Изучение сущности использования данных терминов (улица, переулок, проезд и др.)
при обозначении элементов улично-дорожной сети Бреста позволило сделать следующие заключения.
24 Во-первых, анализ большого числа терминологических словарей тех отраслей знаний, в которых используются данные термины (строительные, архитектурные, географические, урбанистические и др. направления), а также общих толковых словарей показал, что не существует общего подхода к их определению. Кроме того, многие из этих терминов используются как синонимы друг друга (например, переулок и проезд в большинстве источников обозначены как одно и то же). Само же слово «улица» используется во многих значениях и очень часто как общее обозначение всех элементов дорожно-транспортной сети населённого пункта.
25 Во-вторых, использование данных терминов для обозначения элементов дорожно-транспортной сети в пределах Бреста в отдельных моментах не соответствует терминологическому значению данных слов.
26 В-третьих, общий перечень типов элементов улично-дорожной сети, которые могут встречаться в населённых пунктах Беларуси и других стран (см. рис. 2) показывает, что в Бресте в названиях улиц упоминается большинство данных типов.
27 Таким образом, основная часть элементов улично-дорожной сети Бреста (553) называют улицами, немногим более четверти (201) элементов улично-дорожной сети относится к переулкам. Таким образом, к данным типам элементов относится абсолютное большинство (96 %) всех дорог города. В то же время, если рассматривать переулки и проезды как практически одинаковые типы элементов улично-дорожной сети, то на остальные типы остаётся менее 2 % всех дорог Бреста.
28 В Бресте существует три проспекта и три шоссе. Если рассматривать определение проспекта как «прямая, длинная и широкая улица в городе, проходящая через большие территории», которое чаще всего даётся в энциклопедических словарях и справочниках, то проспекты Бреста не совсем подходят под данную категорию. В частности, длина проспекта Машерова около 3,2 километров, в то время как самая длинная улица Бреста (улица Московская) превышает 8 км. В то же время, не следует забывать, что проспект Машерова получил свое название в 1998 г., до этого он являлся частью улицы Московской (самой длинной улицы Бреста). Если рассматривать эти улицы как одну, тогда они на самом деле очень точно подходят под определение «проспекта».
29 Проспект Республики и Партизанский проспект являются ещё более короткими (2,6 и 1,3 километра соответственно) и также являются продолжением друг друга.
30 Что же касается шоссе Бреста, то действительно два из них (Варшавское и Ковельское) являются магистральными улицами, выходящими за пределы Бреста, в то время как Берестейское шоссе также является крупной магистральной улицей, однако полностью расположено в пределах города между Варшавским шоссе и проспектом Машерова.
31 Наименование «бульвар» имеют в Бресте только два дорожных элемента: бульвар Космонавтов и бульвар Шевченко. Согласно наиболее часто встречаемому определению, «бульвар — это городская улица с зелёными насаждениями и аллеями для пешеходов, скамьями, цветниками, скульптурами». В то же время в Бресте существует значительно большее количество элементов, которые подходят под данное определение, но носят название улиц или проспектов (в частности, Мицкевича, Гоголя, Машерова). Самое интересное, что в литературных и фондовых источниках, посвящённых анализу ландшафтно-рекреационных территорий Бреста (т. е. крупных озеленённых территорий, формирующих зелёный каркас города) к категории «бульвары» относят шесть уличных элементов: бульвары Космонавтов и
Шевченко, проспект Машерова, улицы Мицкевича, Гоголя и аллея Дмитрия Гвишиани. Последняя расположена внутри квартала и представляет собой пешеходную благоустроенную территорию. Однако, к данной аллее не относится ни одного дома и поэтому она чаще всего не упоминается в списках элементов улично-дорожной сети, т. к. по пути не является улицей.
32 Также в Бресте есть два «тупика»: Западный 1-й и 2-й. Оба тупика находятся в исторической части «Крепость». В то же время, если Западный 1-й тупик действительно упирается в строение и не имеет сквозного проезда, то Западный 2-й тупик — это небольшая дорога между двумя улицами.
33 Название «площадь» в Бресте имеют площадь Ленина и площадь Свободы. Если площадь Ленина на самом деле представляет собой «открытое, архитектурно организованное, обрамлённое зданиями, зелёными насаждениями пространство», расположена в центре города и является одной из главных культурных площадок Бреста, то площадь Свободы — это по сути небольшой сквер (именно к данной категории он относится в списке ландшафтно-рекреационных территорий города) со значительным количеством деревьев, окружённый не только зданиями, но и дорогами и имеющий крайне небольшую открытую часть. Наименование «площадь» здесь сохранилось скорее всего исторически, т. к. в период вхождения Бреста в состав Российской империи данная территория города являлась центральной Думской площадью. Она возникла в первой половине XIX в. и имела форму треугольника. В советский период на данной территории был разбит сквер с зелёными насаждениями, клумбами, скамейками, в центре которого в 1965 г. установлена памятная стела в честь войск 1-го Белорусского фронта, освобождавших город в июле 1944 г. Также в пределах площади находится памятник 60-летию освобождения Бреста от немецко-фашистских захватчиков. Кроме того, к площади Свободы относятся расположенные вокруг неё здания, сохранившиеся с досоветского периода. Данные здания в своей кодификации именуются именно как расположенные на площади Свободы.
34 Набережная в Бресте только одна. Это улица длиной 1,4 километра, которая находится на правом берегу р. Мухавец. Однако, если рассматривать классическое описание городской набережной, то с одной стороны она располагается вдоль берега водотока или водоёма, а с другой — ограничена городской застройкой или парком. В Бресте Набережная Франциска Скорины не примыкает вплотную к берегу р. Мухавец. С одной стороны, она ограничена плотной городской застройкой, с другой её стороны располагаются, сменяя друг друга, небольшой участок частного сектора, городской пляж, а также самый большой сквер города. Таким образом, классической набережной данная улица также не является.
35 Если же рассматривать расположение разных типов улично-дорожной сети в пределах частей исторической застройки города (табл. 2), то можно сделать следующие выводы.
1. В большинстве (18 из 30) исторических частей города встречается только два типа дорог. Преимущественно это наиболее распространённые в пределах Бреста улицы и переулки. Исключение составляют исторический микрорайон Восток, где расположено 14 улиц и два из трёх проспектов города, а также новый Юго-западный микрорайон, где кроме улиц находятся два городских шоссе. Данные исторические части отличаются от большинства других особенностями своей застройки (это микрорайоны с многоэтажной плотной городской застройкой расположенные в центральной части города).
2. Для четырёх исторических частей города (Бернады, Волынка, Вулька, Катин Бор) характерно наличие только одного типа элемента улично-дорожной сети (улицы).
3. Только для центральной части города («Центр») отмечается самое большое разнообразие (6 из 9) элементов улично-дорожной сети. В этой части города расположена единственная набережная, только здесь в названиях упоминаются площади и бульвары. Также
здесь расположен один из трёх проспектов города (проспект Машерова).
4. В абсолютном большинстве исторических частей города доминируют улицы. Небольшое исключение составляют маленькие исторически сложившиеся микрорайоны (Старый аэропорт и Крепость), где количество улиц либо соответствует количеству других типов (в первом случае), либо несколько меньше суммарному количеству других элементов.
5. В целом наибольшее количество элементов улично-дорожной сети (более 60) характерно для частей города с малоэтажной индивидуальной застройкой, которые являлись населёнными пунктами сельского типа в окрестностях города и со временем вошли в состав Бреста: Гершоны (61 элемент), Граевка (70), Киевка (77), Плоска (75). Несмотря на то, что среди элементов улично-дорожной сети данных микрорайонов доминирует название «улица», чаще всего это небольшие по длине дороги. Например, длина улицы Чехова (микрорайон Граевка) составляет 160 метров; длина улицы Д. Донского на Киевке составляет 150 метров. Интересен факт, что переулок Д. Донского, расположенный здесь же, имеет немного большую длину — 180 метров. В целом в пределах данных микрорайонов зачастую название элемента не соответствует его терминологическому обозначению, в первую очередь, это касается переулков (т. е. они являются достаточно большими по длине улицами). В частности, в микрорайоне Плоска находится 10 Вересковых улиц и один Вересковый переулок. Длина последнего составляет примерно 1,2 километра, что в целом больше длины большинства Вересковых улиц (их средняя длина составляет 0,9 километра). Кроме того, данный переулок не выполняет функцию соединения продольных улиц, имеет У-образную форму и, по сути, представляет собой две соединённые переулком параллельные друг другу улицы.
36 Таблица 2 Распределение типов наименований элементов улично-дорожной сети по историческим частям Бреста*
роспект Шоссе Бульвар Тупик Площадь Набереж]
Историческая часть города Улица Переулок Проезд
Адамково 28 18 1
Аркадия 15 2
Березовка 21 8 2
Бернады 7
Волынка 13
Восток 14
Вулька 9
Вычулки 37 9
Гершоны 43 17 1
Граевка 47 23
Дубровка 11 4
Катин Бор 2
Киевка 53 24
Ковалево 11 1
Козловичи 19 21 4
Котельня- 5 2
Боярская
Крепость 2 1
Лысая Гора 13 8
Митьки 8 5
Мощенка 5 3
Новые Задворцы 22 11 2
Плоска 48 27
2
Пугачево 21 7
Речица 8 5
Старые Задворцы
Старый Аэропорт
Тришин
Центр 47 1 1 2 2 1
Южный
Юго-западный микрорайон
* составлено авторами на основании списка улиц, бульваров, площадей и проспектов Бреста по состоянию на 2019 г.1
37 Особенности типизации собственных названий элементов улично-дорожной сети
согласно выбранной классификации (см. рис. 3) показаны на рис. 4.
13
2 7
47 20
9
1 2
Рис. 4. Особенности распространения основных типов собственных названий элементов улично-дорожной сети Бреста (составлено авторами на основании списка улиц, бульваров, площадей и проспектов Бреста по состоянию на 2019 г.1)
39 Если рассматривать удельный вес годонимов в пределах Бреста согласно представленной классификации, можно сделать следующие выводы.
40 1 . Годонимы по отношению улицы к другому значимому объекту (принцип А) представляют в Бресте 18 % от общего количество элементов улично-дорожной сети (142 элемента). Среди данных элементов чаще всего встречаются названия по местоположению улицы относительно природных объектов (Полевая, Лесная, Озерцовая и другие улицы), а также признаки, указывающие на связь улицы с другим географическим объектом вне города. Это могут быть как географические объекты, расположенные в непосредственной близости к городу, чаще всего пригородные сельские населённые пункты (Клейниковская, Мотыкальская, Остромечевская и другие улицы), так и объекты, расположенные далеко от Бреста (Волгоградская, Киевская, Луцкая и другие улицы).
41 2. На основании принципа Б (по связи улицы с человеком) в Бресте названо 289 дорог. Среди них самыми распространенными являются названия, фиксирующие определённое отношение к разным лицам. Данные названия образованы от имён различных политических деятелей (например, улицы Калинина, Дзержинского); от фамилий участников восстаний, революций и войн (здесь в первую очередь следует подчеркнуть большое количество улиц, названных в честь защитников Брестской крепости: Карбышева, Наганова, Гаврилова, Зубачёва, Кижеватова и др., а также других героев Великой Отечественной войны: улицы Базановой, Боброва, Винника, Лизы Чайкиной); от фамилий деятелей науки, культуры, искусства (например, улицы Ломоносова, Наполеона Орды, Мележа, Мицкевича, Якуба Колоса). Также следует отметить, что в Бресте встречаются названия-посвящения людям современной Беларуси (например, улицы Карвата, первого Героя Беларуси; Мошенского, русского и белорусского предпринимателя, основателя СП «Санта Импэкс Брест»; Пташука, советского и белорусского кинорежиссёра).
42 Также в Бресте встречаются названия, связанные с национальностью (улицы Славянская, Белорусская); названия, данные по занятиям жителей, в честь профессий (улицы Инженерная, Охотничья, Энергетиков и др.); названия, связанные с сословной принадлежностью (Крестьянская улица); названия, данные по наименованиям организаций (улицы МОПРа, Пионерская); названия, данные в честь исторических событий (улицы Бородинская, Октябрьской революции) и др.
43 3. Самое большое количество элементов улично-дорожной сети в Бреста получили свои названия по присущим улице свойствам и качествам (принцип В) (322 элемента).
44 Во-первых, здесь можно выделить названия по характеристике со стороны размера, конфигурации, физико-географических особенностей возникновения элементов. Эта группа чаще всего названа прилагательными: улицы Просторная, Малая, Радиальная, Крайняя. Также здесь можно отметить улицы по характеристике возраста и времени существования (например, улица Новая, Старожитная и др.). В Бресте также много улиц с эмоционально-характерологическими названиями, такие как улицы Веселая, Солнечная, Тихая, Ясная, а также с «цветовыми» названиями, это улицы Красная, Лиловая, Зелёная и даже Серая.
45 Во-вторых, в Бресте большое количество элементов улично-дорожной сети имеют так называемые флористические и фаунистические названия. Среди флористических названий доминируют названия древесных видов растений, причём в данной категории дорог многие названия дублируются с использованием порядкового номера (например, 10 Вересковых и 5 Кедровых улиц, 9 Калиновых переулков). Среди других флористических названий отмечаются названия травянистых растений, в первую очередь, цветущих (улицы Ромашковая, Тюльпановая, Ландышевая и др.). Фаунистические названия отмечаются только для пяти улиц Бреста — это Лебединая улица и переулок, Голубиная, Журавлиная и Воронья улицы, а также Соловьиный переулок.
46 4. На основании принципа Г (по связи улицы с абстрактным понятием) названо меньше всего (24) элементов улично-дорожной сети Бреста. Это дороги, связанные с названиями месяцев (например, улицы Июльская и Августовская) и пор года (улицы Осенняя, Летняя и Весенняя), а также названия данные по символам эпох, преимущественно социалистической (улицы Комсомольская, Пролетарская, Коммунистическая и др.).
47 В табл. 3 представлено пространственное распределение основных типов годонимов в пределах исторических частей города.
48 Таблица 3 Особенности распространения основных типов собственных названий элементов улично-дорожной сети по историческим частям Бреста*
Историческая А. По отношению улицы к Б.По связи В.По присущим улице Г.По связи улицы с часть города другому значимому объекту улицы с свойствам и качествам абстрактным понятием
человеком
Адамково 6,4 17,0 76,6 0,0
Аркадия 23,5 29,4 35,3 11,8
Березовка 8,1 59,5 32,4 0,0
Бернады 57,1 28,6 14,3 0,0
Волынка 38,5 15,4 46,2 0,0
Восток 18,8 56,3 12,5 12,5
Вулька 33,3 33,3 22,2 11,1
Вычулки 23,9 23,9 50,0 2,2
Гершоны 23,0 27,9 45,9 3,3
Граевка 7,1 54,3 38,6 0,0
Дубровка 60,0 13,3 26,7 0,0
Катин Бор 50,0 0,0 50,0 0,0
Киевка 16,9 51,9 29,9 1,3
Ковалево 33,3 41,7 25,0 0,0
Козловичи 43,2 20,5 36,4 0,0
Котельня-Боярская 42,9 42,9 14,3 0,0
Крепость 0,0 60,0 40,0 0,0
Лысая Гора 19,0 61,9 14,3 4,8
Митьки 23,1 7,7 61,5 7,7
Мощенка 0,0 0,0 87,5 12,5
Новые Задворцы 14,3 34,3 48,6 2,9
Плоска 8,0 12,0 78,7 1,3
Пугачево 17,9 7,1 75,0 0,0
Речица 30,8 53,8 15,4 0,0
Старые Задворцы 21,4 7,1 35,7 35,7
Старый Аэропорт 100,0 0,0 0,0 0,0
Тришин 25,0 62,5 12,5 0,0
Центр 3,7 83,3 5,6 7,4
Южный 6,7 56,7 33,3 3,3
Юго-западный микрорайон 18,2 72,7 9,1 0,0
* составлено авторами на основании списка улиц, бульваров, площадей и проспектов Бреста по состоянию на 2019 г.1
49 По данным табл. 3 была выполнена типизация исторических частей города по сочетанию основных типов собственных названий элементов улично-дорожной сети.
1. С доминированием (более 50 %) элементов одного из типов собственных названий элементов улично-дорожной сети.
1А. С доминированием названий по отношению улицы к другому значимому объекту (исторические части Бернады, Дубровка, Старый Аэропорт). В этих микрорайонах чаще всего распространены названия, указывающие на связь улицы с другим географическим объектом вне города (Высоковская, Полесская, Пущанская улицы).
1Б. С доминированием названий по связи улицы с человеком (Берёзовка, Восток,
Граевка, Киевка, Крепость, Лысая гора, Речица, Тришин, Центр, Южный, Юго-Западный микрорайон). К данной категории относится наибольшее число исторических частей города. Если же рассматривать непосредственно происхождение названий улиц внутри данной группы, то можно отметить некоторые отличия между микрорайонами: в большинстве микрорайонов доминируют названия-посвящения известным людям; в некоторых микрорайонах (преимущественно с небольшим количеством улиц) встречаются более разнообразные названия (не только названия-посвящения, но и названия по типам профессий, по признакам функциональной нагрузки улиц и др.).
1В. С доминированием названий по присущим улице свойствам и качествам (Адамково, Вычулки, Митьки, Мощенка, Плоска, Пугачёво). Данные исторические части города представляют собой бывшие сельские населённые пункты, которые вошли со временем в черту города. Однако в этих микрорайонах сохранилась преимущественно индивидуальная застройка с большим количеством маленьких кварталов и коротких улиц. В некоторых микрорайонах названия улиц данной группы достаточно разнообразные (например, в Адамково есть улицы Южная, Садовая, Зерновая, Голубиная и др.), а большинство представляют однотипные по происхождению названия (в микрорайоне Плоска основная часть названий данной группы относится к флористическим).
50 2. С относительно равномерным распределением (более 25 %) по отдельным группам названий, встречающихся в пределах исторического микрорайона. К данной группе относится десять микрорайонов города, в большей части из них доминируют названия из двух классификационных групп, только в одном — из трёх. В целом, в данной группе можно выделить следующие подтипы сочетаний названий улиц.
2АБ. В микрорайонах Вулька и Котельня-Боярская преобладают названия по отношению улицы к другому значимому объекту (Полевая, Прибужская) и по связи улицы с человеком (улица Криштофовича, переулок Труда). Интересен факт, что в обоих микрорайонах присутствуют улицы с названием, советующим названию микрорайона — улицы Вульковская и Котельня-Боярская.
2 А В . В микрорайонах Волынка, Катин Бор и Козловичи доминируют названия по отношению улицы к другому значимому объекту (улица Житомирская и переулок Тереспольский) и по присущим улице свойствам и качествам (улицы Звонкая, Лавровая, Рябиновая).
2БВ. В микрорайонах Аркадия, Гершоны и Новые Задворцы самыми распространёнными являются названия по связи улицы с человеком (улицы Борисовская, Надеждинская, Учительская) и по присущим улице свойствам и качествам (улицы Лучистая, Отрадная, Сердечная, Кипарисовая, Янтарная).
2ВГ. К данной подгруппе относится единственная историческая часть города (Старые Задворцы), где находится существенное количество улиц с названиями по связи улицы с абстрактным понятием (в частности, пять Первомайских улиц).
2АБВ. В данной подгруппе находится микрорайон Ковалево, где названия элементов улично-дорожной сети достаточно равномерно размещены между тремя типами названий: по отношению улицы к другому значимому объекту (улицы Мостовая, Столинская), по связи улицы с человеком (улицы Суворова, 28 Июля), по присущим улице свойствам и качествам (улицы Карьерная, Широкая).
51 Заключение. Таким образом, можно отметить, что для территории Бреста характерно очень широкое разнообразие годонимов. Существенное влияние на формирование годонимов оказали исторические особенности Бреста. Наибольшим разнообразием по сочетанию годонимов отличается исторический микрорайон «Центр», наименьшем — микрорайоны, являющиеся бывшими сельскими населёнными пунктами, которые в настоящее время входят в состав города.
52 Разработанная методика может применяться при проведении подобных исследования
для других населённых пунктов, в первую очередь, городов. Собранная при выполнении работы база данных может послужить для более углублённого изучения годонимов Бреста.
Примечания:
2. Партина А. С. Архитектурные термины: иллюстрированный словарь. М.: Стройиздат, 1994. 208 с.
3. Поплавский В. С. Архитектурно-строительный словарь. М.: СЛАВА, 1993. 319 с.
4. Толковый словарь (сборник электронных словарей). [Электронный ресурс]: URL: slovorus.ru (дата обращения: 27.01.2020).
Библиография:
1. Асанов А. Ю. Основы Тамбовских урбанонимов // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 8 (124). С. 238-242.
2. Казанкова А. А. Моделирование деревенского и городского пространства по данным урбанонимики // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2015. № 9 (149). С. 220-224.
3. Каримов С. Г. Система годонимов города Уфы // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 1. С. 271-276.
4. Полюшкевич О. А. Топонимика Иркутска в оценках его жителей // Урбанистика. 2018. № 2. С. 12-22.
5. Полюшкевич О. А., Попова М. В. Символическое конструирование территориальной идентичности (на примере топонимики Иркутска) // Урбанистика. 2017. № 3. С. 117-134.
6. Пушкарева Ю. Г. Принципы классификации названий внутригородских объектов // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 10. С. 116-121.
7. Пушкарева Ю. Г. Улицы города Улан-Удэ: культурно-исторический аспект // Гуманитарный вектор. 2011. № 4 (28). С. 206-210.
8. Разумов Р. В. Региональные особенности систем урбанонимов (на примере больших городов Московской области) // Вопросы географии. 2018. № 146. С. 197-199.
Hodonyms of the City of Brest: general characteristics, typification and aspects of spatial distribution
S. Tokarchuk
Pushkin Brest State University Belarus, Brest
T. Polyachok
Pushkin Brest State University Belarus, Brest
Abstract
The article presents the experience of studying, typing and analyzing the spatial distribution of the godonyms of the city of Brest. The study was conducted for the entire territory of Brest and within thirty historical parts of the city. This method allowed us to analyze the spatial features of the distribution of year-names, to trace the influence of historical and construction-architectural factors on the names of the elements of the road
network. By the example of Brest's year-names, two types of their typing were performed: by type (street, lane, passage, avenue etc.) and by the proper names of the elements of the road network.
An analysis of the list of elements of the Brest road network showed that the city currently uses nine different types of element names. The most common within the city are streets and lane. In most cases, they bear their own names by the connection of the road with a person and by their inherent properties and qualities. The developed methodology can be applied when conducting similar studies for other settlements, primarily cities. The database collected during the performance of the work can serve for a more in-depth study of the Brest godonyms.
Keywords: Brest, toponymy, urbanonyms, godonyms, street-road network, proper names
Publication date: 15.06.2020
Citation link:
Tokarchuk S., Polyachok T. Hodonyms of the City of Brest: general characteristics, typification and aspects of spatial distribution // Pskov regional studies journal 2020. No2 (41)/2020 C. 110-123 [Electronic resource]. Access for registered users. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310008584-5-1 (circulation date: 15.06.2020).
Код пользователя: 24133; Дата выгрузки: 15.06.2020; URL - http://ras.jes.su/region/s221979310008584-5-1 Все права защищены.