Научная статья на тему 'Годелье М. Племена в истории и лицом к лицу с государствами: перевод. Интервью. Исследование / пер. , общ. Ред. А. П. Забияко. Благовещенск: Изд-во Амур. Гос. Ун-та, 2014. 194 с'

Годелье М. Племена в истории и лицом к лицу с государствами: перевод. Интервью. Исследование / пер. , общ. Ред. А. П. Забияко. Благовещенск: Изд-во Амур. Гос. Ун-та, 2014. 194 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
231
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Годелье М. Племена в истории и лицом к лицу с государствами: перевод. Интервью. Исследование / пер. , общ. Ред. А. П. Забияко. Благовещенск: Изд-во Амур. Гос. Ун-та, 2014. 194 с»

2016 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 17 Вып. 1

РЕЦЕНЗИИ

Т. В. Чумакова

Годелье М. Племена в истории и лицом к лицу с государствами: Перевод. Интервью. Исследование / пер., общ. ред. А. П. Забияко. Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2014. 194 с.

Рецензируемое издание (Годелье М. Племена в истории и лицом к лицу с государствами: Перевод. Интервью. Исследование / пер., общ. ред. А.П. Забияко. Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2014. 194 с.) включает в себя работу М. Годелье «Племена в истории», интервью с ним (интервьюер А. П. Забияко), а также краткий очерк о религиоведческих идеях Годелье (А.П. Забияко).

Морис Годелье является одним из крупнейших современных французских антропологов и организаторов науки. В нашей стране его имя также хорошо известно. В 2007 г. в издательстве «Восточная литература» вышел перевод фундаментального исследования Го-делье «Загадка дара», в котором он исследует круг проблем, связанных с ролью дара и обмена в традиционной и современной культурах.

Интересно, что свою научную карьеру Морис Годелье начинал как философ, во многом сформировавшийся под влиянием трудов Карла Маркса, и сфера его научных интересов находилась на стыке философии и экономики. Антропология привлекла внимание молодого французского ученого в 50-е годы, во время командировки в Мали, куда он был отправлен по линии ЮНЕСКО для исследования «плановой экономики». Объект исследований им так и не был обнаружен, зато год, проведенный в совместных поездках по стране с антропологом Юсуфом Сиссе, оказал определяющее влияние на дальнейшую работу Годелье. Но не меньшую роль сыграли

прочитанные в конце 50-х труды М. Мосса («Очерк о даре»), К. Леви-Стросса и Б. Малиновского. Окончательное превращение философа в антрополога происходит в начале 60-х, тогда, когда Годелье приступает к полевым исследованиям в Новой Гвинее.

Одной из основных тем для французского исследователя остается тема власти. В своих трудах он рассматривает формы власти и отношения родства, проблемы взаимодействия религии и политики, что и является стержнем публикуемой работы о «племенах в истории». В этой небольшой работе ставятся и практические вопросы, связанные с теми процессами, которые сейчас идут на Ближнем Востоке и в Азии, где, несмотря на ведущую роль государственных структур, роль племен не переставала быть важной. Исследователь показывает, что недооценка роли племен в современных политических процессах может способствовать усилению глобальных конфликтов, в частности на территории Ирака, Афганистана, Пакистана, Судана и других государств. Поэтому актуальность исследования племенных взаимозависимостей и связи племен с государствами сейчас чрезвычайно высока.

В интервью Годелье рассказывает о своем отношении к работам Леви-Стросса, которые нашли отражение в его недавно вышедшей монографии (Godelier M. Lévi-Strauss. Paris, Seuil, 2013). Вторая часть интервью посвящена пониманию ученым религии. Для Годелье религия — «это воображаемый мир, который действует на других и действует сам на себя» (с. 91). Отвечая на вопросы интервьюера, он рассуждает и о марксизме (Годелье при этом отделяет труды самого Маркса от феномена марксизма) как гражданской религии. Интересны замечания исследователя о роли

протестантизма в современном мире, и в частности о том, что в последнее время «протестантизм помогает вытеснить ислам в странах Африки». По всей видимости, речь идет о харизматах, ритуальная практика которых способствует достаточно быстрой культурной адаптации протестантизма в тех сообществах, где традиционной формой религии является шаманизм. Годелье рассказывает: «В племени баруйя, когда я работал у них в

1966-1981 гг., не было протестанта, кроме одного человека. А сейчас у баруйя все наоборот — они все протестанты, кроме одного. Этот один человек по субботам — пастор в костюме, рубашке и при галстуке. А во все остальные дни недели он — шаман» (с. 102).

Несмотря на небольшой объем, эта книга может быть интересна не только культурологам, антропологам и религиоведам, но и широкому кругу читателей.

Контактная информация:

Чумакова Т. В. — доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]

Вестник СПбГУ. Сер. 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. Вып. 1

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.