Научная статья на тему 'Год добровольца в России: брендинг волонтерства посредством государственных знаков почтовой оплаты'

Год добровольца в России: брендинг волонтерства посредством государственных знаков почтовой оплаты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
236
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСТВО / ПОЧТОВАЯ МАРКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗНАК ПОЧТОВОЙ ОПЛАТЫ / ДИЗАЙН / БРЕНДИНГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нагорная М. С., Шевцова В. В.

В данной статье анализируются роль добровольчества в социально-экономическом, культурном, политическом развитии государства, международных отношениях, рассмотрен дизайн отечественных и зарубежных почтовых марок, посвященных волонтерству и благотворительности, показаны перспективы брендинга/ребрендинга добровольчества посредством почтовых марок, предложены авторские варианты дизайна государственных знаков почтовой оплаты, позиционирующие добровольческую деятельность, волонтерство, благотворительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE YEAR OF THE VOLUNTEER IN RUSSIA: BRANDING OF VOLUNTEERING BY STATE SIGNS OF POSTAL PAYMENT

This article analyzes the role of volunteerism in the socio-economic, cultural, political development of the state, international relations, considered the design of domestic and foreign postage stamps dedicated to volunteering and charity, shows the prospects of branding/ rebranding of volunteering through postage stamps, offered the author's design options of state postage stamps positioning volunteering, volunteering, charity.

Текст научной работы на тему «Год добровольца в России: брендинг волонтерства посредством государственных знаков почтовой оплаты»

УДК 659.3 ББК 65.291.3

ГОД ДОБРОВОЛЬЦА В РОССИИ: БРЕНДИНГ ВОЛОНТЕРСТВА ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗНАКОВ ПОЧТОВОЙ ОПЛАТЫ

НАГОРНАЯМ.С., ШЕВЦОВА В.В. ОУВО ЮУУиЭ, Челябинск, Россия e-mail: marya.nagornaya@mail.ru, 24_vichka98@mail.ru

Аннотация

В данной статье анализируются роль добровольчества в социально-экономическом, культурном, политическом развитии государства, международных отношениях, рассмотрен дизайн отечественных и зарубежных почтовых марок, посвященных волонтерству и благотворительности, показаны перспективы брендинга/ребрендинга добровольчества посредством почтовых марок, предложены авторские варианты дизайна государственных знаков почтовой оплаты, позиционирующие добровольческую деятельность, волонтерство, благотворительность.

Ключевые слова: добровольчество, волонтерство, почтовая марка, государственный знак почтовой оплаты, дизайн, брендинг.

Актуальность. Указом президента Российской Федерации 2018 г. объявлен годом добровольца (волонтера) [5]. По официальным данным Росстата, число волонтёров в России в III квартале 2017 г. составило 1,4 млн. человек [8]. На всероссийском форуме добровольцев президент РФ Путин В.В. назвал гораздо большую цифру: "В нашей стране около семи миллионов человек вовлечены в волонтерское движение... Убежден, именно из тысяч, миллионов искренних, душевных поступков складывается доверие, уважение, взаимная поддержка в обществе в целом. А это значит, что нам с вами по плечу любые самые сложные задачи. И в этой связи предлагаю объявить 2018 год Годом добровольца и волонтера. Это станет признанием ваших заслуг перед людьми, перед самыми простыми нашими гражданами, которым вы оказываете помощь и поддержку, оценкой вашего колоссального вклада в развитие нашей страны. Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России. Спасибо вам!" [1].

Роль волонтеров в социально-экономическом развитии государств трудно переоценить: "До 1 млрд. человек задействовано в добровольчестве в той или иной форме по всему миру, глобальный вклад волонтеров в ВВП составляет порядка 2,4%", огласил данные мировой статистики заместитель исполнительного координатора программы волонтеры ООН Тойли Курбанова [4].

Волонтеры помогают социально-незащищенным категориям населения: детям, старикам, инвалидам, занимаются решением экологических проблем в своих населённых пунктах, оказывают бесплатную медицинскую или юридическую помощь, помогают животным, организуют и проводят различные мероприятия. Катализатором развития волонтерства в России стала подготовка к проведению олимпийских и паралимпийских игр в Сочи в 2014 г., которая создала уникальные возможности для реализации системного подхода в отечественных добровольческих программах.

Учитывая многогранность и универсальность феномена добровольчества как общественной ценности и, одновременно, системы знаний и навыков в сфере развития людских ресурсов, важную роль в процессе социального развития государств, решения локальных, национальных и глобальных проблем, мы считаем необходимым популяризировать

добровольческую деятельность посредством социальной рекламы, интернет-пространства и в т.ч. через почтовые марки, вовлекая всё большее количество населения в волонтерскую деятельность, ведь согласно социологическим опросам, две трети россиян готовы бескорыстно помочь незнакомым людям [3].

Почтовая марка - не только государственный знак почтовой оплаты (ГЗПО), официальная государственная ценная бумага, но и объект культуры, исторический источник, являющийся

носителем как изобразительной, так и письменной информации о важных событиях в жизни государства, общества, исторических объектах, видах местности, явлениях природы и т.д.

Уже почти два столетия почтовая марка является неотъемлемой частью письменного отправления, государственный знак почтовой оплаты - востребованный продукт не только на внутренней, но и на международной арене, учитывая к тому же внимание филателистов, на наш взгляд, изображение на почтовой марке может популяризировать определенные исторические, культурные, спортивные и другие события, повышать имидж региона, государства.

Филателией увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, сегодня насчитывается более 300 миллионов филателистов. В 2017 г. почта России обработала совокупно 365 млн. отправлений с товарными вложениями, в частности, экспорт почтовых отправлений из Российской Федерации в 2017 г. вырос на 13%, составив около 3 млн. штук [8].

История почтовой марки насчитывает около 180 лет и, развиваясь ГЗПО менял свой дизайн, технологию изготовления. Почтовые марки в России издает и распространяет Издательско-торговый центр "Марка" федерального агентства связи министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Существует

тематический план выпуска марок, который ИТЦ "Марка" с помощью Московской печатной фабрики "Гознака" претворяет в жизнь, стараясь сделать его разнообразным. Выпуск отдельной марки или серии зачастую приурочивается к важным событиям в жизни страны, к юбилейным датам. Например, 2017 г. был объявлен президентом РФ годом экологии в России ив почтовое обращение вышла новая марка, фиксирующая это важное событие в истории государства (рис. 1).

состоянию на 20 августа 2018 г. было выпущено 62 почтовые марки,8 почтовых блоков, 1 малый лист, наиболее популярными изображениями остаются известные личности, события Великой Отечественной войны и юбилейных дат, флора и фауна, тема добровольчества в данном документе, к сожалению, не нашла своего отражения.

Нами были собраны и проанализированы отечественные и зарубежные изображения на ГЗПО, относящиеся к добровольческой деятельности и благотворительности (рис. 2).

Рис. 1. Почтовая марка, посвященная году экологии в России

Рис. 2. Почтовые марки СССР, посвященные добровольческой деятельности и благотворительности

Мы видим, что на почтовых марках советского периода наиболее популярным изображением является выполненная схематично фигура женщины (донора, сиделки, нянечки), это не конкретные персоны, одежда характерна для данного периода, и символична - белый платок и халат, преобладающие цвета -синий и красный. На марках присутствует символика международного движения красного креста и красного полумесяца, поддерживаемого как в дореволюционной России, так и в СССР.

Зарубежных ГЗПО с тематикой добровольчества также немного, изображения на них, практически не отличаются от отечественных почтовых марок: схематичность, использование взаимодополняющих цветов и оттенков: красного и зелёного, присутствие символики красного креста (рис. 3).

Анализируя тематический план издания почтовых марок на 2018 г. [7], мы видим, что по

Рис. 3. Зарубежные марки, конверты с добровольцами и волонтерами

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживают изображения конкретных личностей, внесших значительный вклад в добровольческую и благотворительную деятельность (рис. 4).

на создание целостного и востребованного потребителем имиджа продукта или услуги) добровольческой деятельности необходимо популяризировать наиболее яркие личности отечественных добровольцев. 25 тысяч волонтеров внесли свой вклад в проведение олимпиады и паралимпиады, более 17 тысяч - в чемпионат мира по футболу FIFA 2018. Мы считаем, что можно изобразить самого молодого волонтера мундиаля - годовалую малышку Валю, или самого пожилого - Лидию Волкову, которой на тот момент исполнилось 86 лет (рис.

5).

В настоящий момент мы можем предложить следующие авторские варианты почтовых марок, позиционирующие добровольческую деятельность и благотворительность.

Рис. 4. Почтовые марки с изображением знаменитых личностей, занимающихся добровольчеством и благотворительностью

Марок с изображением известных добровольцев немного, но особенно приятно, что наряду со всемирно известной Матерью Терезой на ГЗПО изображена российский общественный деятель и правозащитник, филантроп, врач-реаниматолог,

исполнительный директор международной общественной организации "Справедливая помощь", член совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека доктор Лиза (Елизавета Петровна Глинка).

Мы считаем в рамках брендинга (комплекс последовательных мероприятий направленных,

Рис. 5. ГЗПО "Серебряный волонтёр" чемпионата мира по футболу FIFA 2018 Лидия Волкова (дизайн автора)

В рамках года добровольца в РФ, на наш взгляд, можно объявить конкурс на создание символического образа волонтера России. Проведя авторский социологический опрос, мы выяснили качества, которые присущи отечественному добровольцу и составили его социальный портрет. Это должен быть жизнерадостный и энергичный,

целеустремленный и бескорыстный,

ориентированный на здоровый образ жизни, владеющий иностранными языками и рядом профессиональных навыков,

стрессоустойчивый человек с активной жизненной позицией, обладающий повышенной мобильностью, который стремится трудиться и общаться и упорно желает сделать мир немного лучше.

На наш взгляд, также необходимо популяризировать, в т.ч. и посредством почтовых марок, и лучшие волонтерские организации России [6], целесообразно, по мнению автора, изготовление почтового блока марок. Нами был разработан дизайн почтовых марок с символикой Благотворительного фонда спасения тяжелобольных детей "Линия жизни"; Благотворительного фонда помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями "Подари жизнь";

благотворительного фонда помощи

тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам "Русфонд" (рис. 6).

Также мы считаем необходимым популяризировать различные направления добровольческой деятельности: социальное, спортивное, культурное, экологическое, донорство, медиа-волонтёрство и т.д. (рис. 7).

ОУ ВО ЮУИУиЭ имеет богатый позитивный опыт вовлечения студенческой молодёжи в добровольческую деятельность, в вузе реализуется целевая программа развития молодежного добровольчества "Твори добро" и активно действует одноименное волонтерское объединение, нами разработана серия марок, отражающая его деятельность (рис. 8).

Рис. 8. ГЗПО волонтерское объединение ОУ ВО ЮУИУиЭ "Твори добро" (дизайн автора)

Таким образом, мы видим, что добровольчество позволяет расширить возможности для самореализации и самосовершенствования, реализации

фундаментальных конституционных прав человека на свободное развитие личности, на гражданское участие в управлении делами государства, являясь эффективным механизмом решения актуальных социальных проблем. И, на наш взгляд, необходимо популяризировать добровольческую деятельность, используя различные механизмы: Интернет-ресурсы, СМИ и, в том числе почтовые марки, ведь каждая марка - это миниатюрный художественно выполненный плакат, отмечающий победы и достижения народа, различные исторические события, образы выдающихся личностей, в котором можно проследить историю страны. К сожалению, тема добровольчества

(волонтёрства) на ГЗПО как в России, так и за рубежом, на наш взгляд отражена незначительно, на почтовых марках не так часто встретишь изображение добровольцев, волонтерских организаций, благотворительной деятельности, и мы предлагаем разработать и реализовать программу брендинга/ребрендинга добровольческой деятельности в России посредством государственных знаков почтовой оплаты и в ближайшее время выпустить памятную почтовую марку, посвященную году добровольца в России (рис. 9).

Рис. 9. ГЗПО год добровольца в России (дизайн автора)

Рис. 6. ГЗПО благотворительные фонды России (дизайн автора)

Рис.7. ГЗПО волонтёрство в России: направления деятельности (дизайн автора)

Список литературы

1. Владимир Владимирович Путин выступил на всероссийском форуме добровольцев в Москве // Первый канал // [Электронный ресурс] / URL: https://www.1tv.ru/news/2017-12-06/337446-vladimir_putin_yystupil_na_yserossiyskom_forume_dobrovoltsev_y_moskve (дата обращения 06.09.2018)

2. Выручка почты России в 2017 году увеличилась на 8,1% до 178,1 млрд рублей // [Электронный ресурс] / URL: https://www.pochta.ru/news-list/item/2329582471 (дата обращения 8.09.2018)

3. Данные всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) https://wciom.ru/index.php?id=125 (дата обращения 11.09.2018)

4. ООН: по всему миру работает 1 миллиард волонтеров // [Электронный ресурс] / URL: https://www.pravmir.ru/oon-po-vsemu-miru-rabotaet-1-milliard-volonterov/ (дата обращения 12.09.2018)

5. О дне добровольца (волонтера): указ президента Российской Федерации от 27.11.2017. № 572. // Официальные сетевые ресурсы президента России // [Электронный ресурс] / URL: http://kremlin.ru/acts/bank/42521 (дата обращения 7.09.2018)

6. Первые в рейтинге: 10 крупнейших благотворительных организаций России // [Электронный ресурс] / URL: https://www.miloserdie.ru/article/pervye-v-rejtinge-10-krupnejshih-blagotvoritelnyh-organizatsij-rossii/ (дата обращения 7.09.2018)

7. Тематический план издания почтовых марок на 2018 г // Федеральное агентство связи //[Электронный ресурс] / URL: https://www.rossvyaz.ru/activity/marks/plans/p993/ (дата обращения 5.09.2018)

8. Федеральная служба государственной статистики //[Электронный ресурс] / URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 10.09.2018)

THE YEAR OF THE VOLUNTEER IN RUSSIA: BRANDING OF VOLUNTEERING BY STATE

SIGNS OF POSTAL PAYMENT

NAGORNAYAM.S., SHEVTSOVA V.V. EI HE SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: marya.nagornaya@mail.ru, 24_yichka98@mail.ru

Abstract

This article analyzes the role of volunteerism in the socio-economic, cultural, political development of the state, international relations, considered the design of domestic and foreign postage stamps dedicated to volunteering and charity, shows the prospects of branding/ rebranding of volunteering through postage stamps, offered the author's design options of state postage stamps positioning volunteering, volunteering, charity.

Keywords: volunteering, volunteering, postage stamp, state postage stamp, design, branding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.