Научная статья на тему 'ГНОСЕОЛОГИЯ СПОРТА: ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕСТО СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ'

ГНОСЕОЛОГИЯ СПОРТА: ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕСТО СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
151
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ТЕЛЕСНОСТЬ / ДУХ / ПОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА / АНТИЧНОСТЬ / РАЦИОНАЛИЗМ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Климов Михаил, Дылкина Татьяна, Мильхин Валерий

В статье рассматривается спорт как процесс телесного познания. Даётся краткий обзор как менялось отношение к спорту в истории человеческого познания и какое место он занимает теперь в современной теории познания. ; ; ; ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPISTEMOLOGY OF SPORTS: REVIEW OF PHILOSOPHICAL VIEWS ON THE PLACE OF SPORT IN THE PROCESS OF COGNITION

The article considers sport as a process of bodily cognition. A brief overview is given of how the attitude to sports has changed in the history of human cognition and what place it now occupies in the modern theory of cognition

Текст научной работы на тему «ГНОСЕОЛОГИЯ СПОРТА: ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕСТО СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ»

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2021. - № 24 (4). - С. 68-473

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

KlimovM.Y., Dylkina T.V., Milkhin V.A. 2021. Epistemology of sports: Review of philosophical views on the place of sport in the process of cognition. Health, Physical Culture and Sports, 24 (4), рр. 68-73 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh DOI: 10.14258/zosh(2021)4.06

DOl: 10.14258/zosh(2021)4.06

Гносеология спорта: обзор философских взглядов на место спорта в

процессе познания

Климов Михаил Юрьевич

к.ф.н., доцент кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет, michailklimov@yandex.ru Дылкина Татьяна Викторовна ст.преподаватель кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет, tdylkina@mail.ru Мильхин Валерий Андреевич ст.преподаватель кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет, milchin22@mail.ru

Epistemology of sports: Review of philosophical views on the place of sport in

the process of cognition

Klimov Mikhail Yurievich

Ph.D., Associate Professor of the Department of Physical Education, Altai State University, michailklimov@yandex.ru Dylkina Tatiana Viktorovna Senior Lecturer, Department of Physical Education, Altai State University,

tdylkin a@mail.ru Milkhin Valery Andreevich Senior Lecturer, Department of Physical Education, Altai State University,

milchin22@mail.ru

Следует цитировать / Citation:

Климов М. Дылкина Т.В., Мильхин В.А. Гносеология спорта: обзор философских взглядов на место спорта в процессе познания //Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2021. - №24(4). - С. 68-73. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

KlimovM.Y., Dylkina T.V., Milkhin V.A. 2021. Epistemology of sports: Review of philosophical views on the place of sport in the process of cognition. Health, Physical Culture and Sports, 24 (4), рр. 68-73 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

DOI: 10.14258/zosh(2021)4.06

Поступило в редакцию / Submitted 03.10.2021 Принято к публикации / Accepted 18.11.2021

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2021. - № 24 (4). - С. 68-473

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

KlimovM.Y., Dylkina T.V., Milkhin V.A. 2021. Epistemology of sports: Review of philosophical views on the place of sport in the process of cognition. Health, Physical Culture and Sports, 24 (4), рр. 68-73 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh DOI: 10.14258/zosh(2021)4.06

Аннотация

В статье рассматривается спорт как процесс телесного познания. Даётся краткий обзор как менялось отношение к спорту в истории человеческого познания и какое место он занимает теперь в современной теории познания.

Ключевые слова

Спорт, телесность, дух, познание, культура, античность, рационализм, рефлексия.

Annotation

The article considers sport as a process of bodily cognition. A brief overview is given of how the attitude to sports has changed in the history of human cognition and what place it now occupies in the modern theory of cognition.

Keywords

Sport, physicality, spirit, cognition, culture, antiquity, rationalism, reflection.

Спорт возник на заре существования человечества - в первобытном обществе. Момент, когда человек просто побежал - не за дичью или от зверя, а чтобы испытать себя и превзойти другого - можно считать исходной точкой возникновения спорта. Человеком двигало стремление к познанию - сила древняя могучая и инстинктивная в своих истоках. Э. Гуссерль называет это страстью: «Человека охватывает страсть к созерцанию и познанию мира, свободная от всяких практических интересов, и в замкнутом кругу познавательных действий и посвященного ей времени

преследуется и творится не что иное как чистая theoria» (Гуссерль, 1989).

Спорт - познание иного уровня, телесного, не более низкого в отличие от духа, а просто другого. Человек познает окружающий мир, самого себя, свое тело. Он постигает свое тело не только как нечто «внешнее», часть природы, а также как «внутреннее тело», стремящееся к познанию самого

себя, того предела, который ему положила природа. Олимпийский чемпион, многократный рекордсмен и чемпион мира по тяжелой атлетике Юрий Власов пишет: «Большой спорт -одна из форм познания. Какие угодно причины могут приводить в большой спорт: любовь, мужество, преданность силе, испытаниям, честолюбие, корысть. Однако объективно все это будет оборачиваться не чем иным, как познанием» (Власов,1995). Власов относит такое познание к совершенству. Он осмысливает собственный спортивный опыт: «Разве стремление к высшей силе в конечном счете не есть стремление к высшему знанию силы, а следовательно, умению найти ее? И разве спорт - не стремление владеть самым совершенным познанием природы человека? Ведь самое высшее -совершенно и поэтому неизменно приближается к красоте. У красоты и у высшего в любой созидательной деятельности человека единая

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2021. - № 24 (4). - С. 68-473

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

KlimovM.Y., Dylkina T.V., Milkhin V.A. 2021. Epistemology of sports: Review of philosophical views on the place of sport in the process of cognition. Health, Physical Culture and Sports, 24 (4), рр. 68-73 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh DOI: 10.14258/zosh(2021)4.06

природа - совершенство»

(Власов,1995).

Для познания тела необходимо брать его как способное к самостоятельному бытию или к самодвижению. Ж.П. Сартр отмечал: «Движение есть болезнь бытия» (Сартр,2002). Спорт - это непрерывное движение. Нам представляется, что спорт появился как самопознание человеком своей телесной сущности, «рефлексия» тела. Если главная тема и содержание всей культуры - человек и его дух, то спорт - это дух, познающий себя через тело и раздвигающий свои возможности и пределы. Спорт - это неотъемлемая часть человеческой культуры. Русский историк спорта Чаплинский писал: «Как должны быть герои духа и вдохновения, так нужны и апостолы и носители силы. И те и другие являются верстовыми столбами культуры, все равно духовной или телесной. Вот почему человечество всегда будет интересоваться необыкновенными деяниями,

выдающимися проявлениями

духовной и физической мощи и энергии» (Власов,1995).

На протяжении мировой истории наблюдалось различное отношение к спорту. Это было обусловлено тем, как менялись взгляды на проблему телесности, на взаимодействие духа и тела на разных этапах развития человеческой культуры. Античность представляет идеал гармоничного сочетания души и тела. Формула Сократа «познай самого себя» едина, она отражает обе субстанции человека - дух и тело. Для греков человек, его духовная жизнь, вообще, весь окружающий мир, космос телесны и

строятся по принципу физических тел. Г.В.Ф. Гегель писал: «Вещевизм и телесность - вот метод конструирования всего античного мировоззрения, способ построения религии, философии, искусства, науки и всей общественно-политической жизни» (Гегель,1973).

С упадком античности и наступлением средневековья дух надолго возобладал над телом. Религиозная философия объявляет все телесное несовершенным, плотским и греховным. Очевидно, на этом этапе развития философии дух присвоил себе идею Сократа «познай самого себя» и с тех пор существует заблуждение, что познается лишь душевная и нравственная природа человека. Обратная метаморфоза произошла с афоризмом Бианта «все свое ношу с собой»: он считал своим неотъемлемым имуществом духовное богатство, не относя сюда игрушки судьбы, которые другие называют своим добром. Сейчас, когда говорят «omnia mea mecum porto», имеют в виду не внутреннее достояние человека, а скудное материальное имущество.

Возрождение и Новое время не изменили отношение к телу, возврат к античным формам не возрождает прежних идеалов. У Р. Декарта дух безраздельно царит над телом: «Человек скорее есть душа, пользующаяся телом, нежели целое, состоящее из души и тела» (Декарт,1994). П. Помпонацци вовсе сбрасывает телесные путы: «Хотя я обладаю телом, теснейшим образом со мной сопряженным, все же, поскольку, с одной стороны, у меня ясная и отчетливая идея себя самого как вещи

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2021. - № 24 (4). - С. 68-473

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

KlimovM.Y., Dylkina T.V., Milkhin V.A. 2021. Epistemology of sports: Review of philosophical views on the place of sport in the process of cognition. Health, Physical Culture and Sports, 24 (4), рр. 68-73 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh DOI: 10.14258/zosh(2021)4.06

только мыслящей и не протяженной, а с другой - отчетливая идея тела как вещи исключительно протяженной, но не мыслящей, я убежден, что я поистине отличен от моего тела и могу существовать без него»

(Помпонацци,1990).

Кризис рационализма оживил тело, вдохнул в него новую жизнь. Ницше провозгласил: «Человеческое тело, в котором снова оживает и воплощается как самое отдаленное, так и ближайшее прошлое всего органического развития, через которое как бы бесшумно протекает огромный поток, далеко разливаясь за его пределы, - это тело есть идея более поразительная, чем старая «душа» (Ницше,1994). Современная

философия вернулась к античной идее о равновесии души и тела, вкладывая в эту идею новое содержание. Сартр пишет: «Сознание есть даже не что иное, как тело, остальное есть ничто и молчание. Сознание тела сравнимо с сознанием знака. К тому же знак находится на стороне тела, эта одна из существенных структур тела» (Сартр,2002).

Спорт представляет собой образец гармоничного взаимодействия души и тела. Телесная сторона спорта не заслоняет дух, спорт заставляет человека взглянуть по-иному на себя и на окружающий мир. Спорт, как феномен культуры, прошел долгий путь своего развития. Спорт существовал всегда, на всех этапах истории человечества: некоторые виды спорта сохранили неизменный вид на протяжении тысячелетий; но, даже в пору своего наивысшего расцвета - Олимпийские игры

античности - имел иное, чем сейчас, содержание: не мыслился как отдельный феномен, а был органично включен в структуру античного космоса.

Античность представляет собой существенное равновесие и отождествление духа и тела, «идеи» и «материи» по формуле Гегеля. Идея, говорил он, понимая под нею духовную жизнь свободной индивидуальности, не дана здесь в своем чистом и самостоятельном виде; она здесь не абсолютна: она дана ровно настолько, насколько нужна для оформления материи. С другой стороны и материя не дана в своей хаотичности и произволе, но лишь настолько, насколько это надо для осуществления идеи. Отсутствие опыта личности приводит здесь к возведению материи на максимальную высоту прекрасного, то есть к превращению ее в здоровое, сильное, прекрасное человеческое тело (Гегель,1971). Поэтому спорт у греков получил такое развитие, высочайшим воплощением которого являются Олимпийские игры. Гегель видит это так: «Люди развивают себя с помощью телесной ловкости, борьбы, бега, бросания копья и диска. Тем самым человек представляет собой древнейшее произведение искусства, более древнее, чем образы богов из камня. Греки разработали свое тело, создав из него прекрасные фигуры и органы не для того, чтобы что-то совершить, но чтобы выявить ловкость саму по себе» (Гегель,1973).

Современный спорт достиг такого же значения для общества, какое он имел в античности. Даже более того, спорт превратился в огромную

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2021. - № 24 (4). - С. 68-473

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

KlimovM.Y., Dylkina T.V., Milkhin V.A. 2021. Epistemology of sports: Review of philosophical views on the place of sport in the process of cognition. Health, Physical Culture and Sports, 24 (4), рр. 68-73 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh DOI: 10.14258/zosh(2021)4.06

индустрию, по сути своей в целую отрасль экономики. Кажется, что развлекательный и коммерческий характер современного состязания, который придаёт ему

капиталистический уклад, выхолостил ту изначальную, познавательную суть спорта, однако, это не так. Наряду с большим спортом, существует малый, любительский спорт, где им занимаются десятки и сотни миллионов людей по всему миру. Они отдаются радости телесной борьбы не для зарабатывания денег, а с тем, чтобы познать самого себя, познать глубины своего тела и духа. Да и

большой спорт, через мировые рекорды и достижения показывает, что человечество постоянно в своём стремлении превзойти самого себя, открыть новые горизонты, выйти за пределы известного. И даже в целом, большой спорт как индустрия, превратился, по сути своей, в огромный полигон, где испытывают свои идеи и совершают новые открытия различные науки: медицина, физиология, фармакология, психология, не говоря уж о прикладных науках, постоянно изобретающих новые материалы и механизмы для применения в спорте.

Библиографический список

1.Власов Ю. П. Справедливость силы. - М.: НКИ (Наука-Культура-Искусство), 1995. - 597 с.

2.Гегель Г. В. Ф. Эстетика. - М.: Искусство, 1971. Т. 3. - 623 с.

3. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. - М. Искусство, 1973. Т. 4. - 676 с.

4. Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М.: Наука, 1989. - 576 с.

5. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск: «Агентство Сагуна», 1994. - 357 с.

6. Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1994. - 640 с.

7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. - 367 с.

8. Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб, 2000. - 704 с.

9. Ницше Ф. Воля к власти. - Киев, 1994. - 342 с.

10. Помпонацци П. Трактаты о бессмертии души, о причинах естественных явлений. - М.: Прогресс, 1990. - 244 с.

11. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. - М.: Республика, 2002. - 640 с.

REFERENS:

1. Vlasov Yu. P. Justice of power. - M.: NKI (Science-Culture- Art), 1995. - 597 p.

2. Hegel G. V. F. Aesthetics. - M.: Iskusstvo, 1971. Vol. 3- - 623 p.

3. Hegel G. V. F. Aesthetics. - M. Iskusstvo, 1973. Vol. 4- - 676 p.

72

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2021. - № 24 (4). - С. 68-473

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

KlimovM.Y., Dylkina T.V., Milkhin V.A. 2021. Epistemology of sports: Review of philosophical views on the place of sport in the process of cognition. Health, Physical Culture and Sports, 24 (4), рр. 68-73 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh DOI: 10.14258/zosh(2021)4.06

4. Heraclitus // Fragments of early Greek philosophers. Part 1. - Moscow: Nauka, 1989. - 576 p.

5. Husserl E. Philosophy as a strict science. - Novocherkassk: "Saguna Agency", 1994. -357 p.

6. Descartes R. Essays in 2 vols. Vol. 2. - Moscow: Mysl, 1994- - 640 p.

7. Diogenes Laertius. About the life, teachings and sayings of famous philosophers. -Moscow: Mysl, 1986. - 367 p.

8. Lotman Yu. M. Semiosphere. - SPb.: Iskusstvo-SPb, 2000. - 704 p.

9. Nietzsche F. The will to power. - Kiev, 1994. - 342 p.

10. Pomponazzi P. Treatises on the immortality of the soul, on the causes of natural phenomena. - M.: Progress, 1990. - 244 p.

11. Sartre J. P. Being and nothing. - M.: Republic, 2002- - 640 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.