Научная статья на тему 'Гносеология Декарта и христианская этика: точки соприкосновения'

Гносеология Декарта и христианская этика: точки соприкосновения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3660
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА / ГНОСЕОЛОГИЯ ДЕКАРТА / ДУША / ДУХ / БОГ / РАЗУМ / СТРАСТЬ / ВОЛЯ / СЧАСТЬЕ / DESCARTES’ GNOSIOLOGY / CHRISTIAN ETHICS / SOUL / SPIRIT / GOD / MIND / PASSION / COMMITMENT / HAPPINESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Привалова Ирина Юрьевна

Исследуются гносеологические изыскания Рене Декарта, автора метода радикального сомнения; рассматриваются механизмы познавательной деятельности человека и особенности специфического метода познания, предложенного Декартом. Анализируются те компоненты познавательной деятельности, которые, согласно Декарту, имеют Божественное происхождение. Приводятся отдельные аспекты христианской этической концепции, где очевидны точки соприкосновения с гносеологическими исследованиями Декарта, и делается вывод о многосторонности этого соприкосновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author takes gnosiological studies of René Descartes, examines the mechanisms of human cognitive activities, as well as the features of specific learning method proposed by Descartes. The author explores the components of cognitive activity which, according to Descartes, are of Divine origin. In this study the aspects of Christian ethical concepts that have obvious points of contact with gnosiological studies of Descartes were analyzed and the conclusion was made about this contact’s multivercity.

Текст научной работы на тему «Гносеология Декарта и христианская этика: точки соприкосновения»

УДК 165.1 + 234.23

Гносеология Декарта и христианская этика: точки соприкосновения

И. Ю. Привалова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Исследуются гносеологические изыскания Рене Декарта, автора метода радикального сомнения; рассматриваются механизмы познавательной деятельности человека и особенности специфического метода познания, предложенного Декартом. Анализируются те компоненты познавательной деятельности, которые, согласно Декарту, имеют Божественное происхождение. Приводятся отдельные аспекты христианской этической концепции, где очевидны точки соприкосновения с гносеологическими исследованиями Декарта, и делается вывод о многосторонности этого соприкосновения.

Ключевые слова: христианская этика; гносеология Декарта; душа; Дух; Бог; разум; страсть; воля; счастье.

Согласно Декарту, методическому сомнению следует подвергать все объекты и процессы реальности, подлежащие человеческому познанию. Путем последовательного философского дискурса, имеющего основой методическое сомнение, Декарт приходит к обнаружению единственного конечного объекта, в существовании которого нельзя усомниться. Таким объектом выступает факт существования самого сомневающегося субъекта [1].

Исследуя затем вопрос о существовании Бога, Декарт дает на него утвердительный ответ, основываясь на рассмотрении причины, по которой человек приходит к идее Бога и становится ее устойчивым носителем. По мнению Декарта, наличие подобной идеи в человеческом сознании принципиально невозможно, если в нем предварительно не возникнет специфический архетип, который должен обладать всеми атрибутами Бога (его совершенствами) и при этом обнаруживаться внутри или вне человека. В связи с тем, что сам человек от природы несовершенен, Декарт считает логичным предположить объективное существование Бога, наделенного

© Привалова И. Ю.

подобными качествами. Связь с Богом, по мнению философа, проявляет себя в сфере разумной деятельности человека, в его интеллекте. Основанное на этой посылке рассуждение о познавательных возможностях человека чревато парадоксом: интеллект человека способен пересекаться с зоной Божественной премудрости (абсолютной истины), но вместе с тем ему свойственно ошибаться. При этом, поскольку познавательные способности человека строго индивидуальны, совершаемые ошибки разнятся от субъекта к субъекту.

Ответ на вопрос о том, почему Бог допускает возможность появления ошибок в разуме человека, Декарт дает, рассматривая человека как состоящего из трех частей: тела, души и разума (интеллекта). Действительно, сфера разума человека имеет потенциал проникновения в зону Божественной истины, но контакт с Богом всегда опосредован действиями человеческой души, служащей инструментом встраивания человека в материальный мир. Бог дал человеку душу в качестве необходимого в земном мире ресурса, при помощи которого можно контактировать с миром

и адаптироваться к условиям существования в нем. Душа человека, будучи открытой системой, постоянно подвергается внешним воздействиям и формирует специфический внутренний ответ.

Таким ответом души человека на внешнее раздражение выступает страсть (passion) [1], под которой можно понимать и некое «претерпевание действия», и «страдательное состояние». Следовательно, душу человека, неизбежно потребляющего информацию извне, можно рассматривать как своеобразную заложницу мира внешних воздействий. Однако реактивные страсти, формирующиеся в душе, есть проявление работы управленческого механизма обратной связи. Отсюда упрощенное понимание данного феномена, квалифицируемого схемой раздражитель — реакция, некорректно, поскольку не учитывает обратное влияние души на внешний предметный мир.

Остановимся подробнее на гносеологических аспектах души человека, согласно Декарту, во многом детерминированных человеческой волей. Очевидно, что Декарт разделяет понятия воли и разума, одновременно полагая их в структуру души. В средневековой философии разум как относили к душе человека (считая высшей ее частью), так и выводили за ее пределы, называя Духом.

Во втором случае средневековое понятие Дух совпадает с разумной частью души у Декарта. Августин Блаженный, как и после него Декарт, признает объективное существование Бога в мире [2], основываясь на так называемых онтологических доказательствах Его бытия, приведенных нами в начале статьи. Причем Бог имманентен и самому человеку, трансцендентально присутствует в нем именно благодаря наличию Духа — или высшей части души, называемой разумом (интеллектом), согласно Декарту.

Анализируя проблему: каким образом Бог, постоянно присутствующий в человеке, обладающий совершенным знанием о мире, являющийся творцом истины, допускает возможность совершения человеком гносеологических ошибок, — Декарт называет в качестве источника подобных ошибок человеческую волю. Область ее действия, согласно Декарту, шире таковой, отведенной разуму (интеллекту), который, являясь местом присутствия Бога в человеке, имеет ограниченную волей пространственно-функциональную локализацию.

Воля в человеке допускает разнонаправленное действие страстей, что продиктовано физической необходимостью адаптироваться к материальному миру. Человек является органической частью последнего и вынужден прибегать к многополярному арсеналу приспособительных средств, дабы оптимизировать свое существование как тела среди тел. Функционирование тела человека детерминирует возникновение в его душе специфических потребностей, сопряженных, в свою очередь, с появлением определенных страстей. Это объективная необходимость, порождающая для каждого человека возможность сугубо индивидуального проживания и переструктурирования страстей. Все страсти возникают по объективной природной причине, однако дальнейшее реактивное поведение человека в отношении них способно привести к принципиально разным этическим и гносеологическим результатам. Душа человека ощущает (вбирает в себя) внешний мир и начинает рассуждать о нем. Эти суждения всегда будут содержать в себе погрешность, если им не предшествует специфическая пауза. Назначение предваряющей паузы — дать человеку возможность включить механизм борьбы с первичными страстями. Противоборствующей стороной способен выступить

Декартовский рационализм и современная наука: материалы научно-практической конференции

наш Дух (в терминах Декарта — разум, интеллект), являющийся сферой Бога в человеке. Сдерживая собственные первичные суждения, человек дает возможность проявиться гласу Бога (объективной истины). В этом контексте становится абсолютно понятной христианская максима «Не судите, да не судимы будете». Святые отцы считают одинаково опасными суждения, как порицающие кого-либо, так и восхваляющие, поскольку они связаны с привнесением в объективную реальность человеческой субъективности, ошибки, искажения. Потому в христианстве феномен осуждения и расценивается в качестве греха [3].

Грех — это ошибка человека, не оптимально сделанный им выбор, принятие стратегически неправильного решения. Подобное понимание совершаемых человеком ошибок можно встретить и у Сократа. Его этический рационализм подразумевает, что именно незнание божественной истины толкает человека к ошибке. Таким образом, обладающий истиной застрахован от этических ошибок. В христианской философии Божественные заповеди являются заповедями любви, данными человеку.

Божественное мироустройство основывается на законах, соблюдение которых гарантирует человеку гармонию (счастье), а нарушение вызывает рассогласование его составных частей, обрекает на потерю искомой гармонии (см. [4]). Бог, понимаемый в христианской философии исключительно как Любовь и абсолютное Благо, ожидает от сотворенного им человека свободного выбора в пользу соблюдения заповедей, способных привести его со временем к состоянию обожения. Весь этический императив христианства нацелен на достижение человеком данного состояния путем обретения любви, что может быть достигнуто им посредством склонения

своей свободной воли к Богу. Стремиться к обожению через любовь к Богу — значит безусловно принимать и соблюдать Божественные установления.

Абсолютная любовь и доверие Богу способны сформировать у человека внутренний ресурс, при помощи которого он сможет бороться со страстями. Тогда эта борьба становится феноменом, в коем человек парадоксальным для себя образом обретает счастье. В рамках традиционного понимания категорий счастья, гармонии, как правило, отмечаются такие атрибуты, как уравновешенность, успокоенность и т. п. В данном же случае залогом счастья выступает именно феномен непрестанной борьбы противоположных сил — страстей души, имеющих корни в материальном мире, с силами Духа, относящими человека непосредственно к сфере Бога. Более того, периоды несчастья человека, закономерно сопровождающие борьбу, воспринимаются им в качестве счастья. Человек — борец со страстями, то проигрывающий, то выигрывающий, — воспринимает себя счастливым, так как ощущает в душе удовлетворение от следования Божественным заповедям, призывающим вести эту борьбу непрестанно. Постоянная этическая аскеза (подавление страстей) не становится причиной грусти из-за лишения чего-либо для человека, любящего Бога и свободно следующего за Ним. Напротив, при этом он ощущает себя абсолютно счастливым.

Возвращаясь к Декарту, отметим, что он признает путь страстей дорогой, ведущей человека к гибели. Он также призывает людей к борьбе между духовной и материальной составляющими их естества. Дух (разум) человека при помощи свободы должен автономизи-роваться, с тем чтобы смочь подчинить себе его страстную составляющую. Этика христианства и этика Декарта весьма логично связаны с картезианской

гносеологией. В познавательном процессе человек должен опираться на разум, в котором непосредственно заложен ресурс его связи с Богом. Разум способен генерировать ясные и отчетливо воспринимаемые положения, и они не должны смешиваться с таковыми, происходящими из области человеческого рассудка. Если положения ясны, но не отчетливы, уже возникает вероятность ошибки, поэтому оба требования (ясности и отчетливости) непременно должны выполняться во взаимном согласовании. Источником появления гносеологических ошибок выступает здесь распространение действия человеческой воли за пределы зоны ясно и вместе с тем отчетливо воспринимаемых им вещей (см. [5]). Некорректно ориентированная воля человека способна крайне негативно повлиять на его познавательный процесс.

Таким образом, все сказанное выше о познавательном процессе, исследованном Декартом, позволяет убедиться

в наличии множественных точек соприкосновения христианской этики с его этикой и гносеологией.

Литература

1. Декарт Р. Сочинения. СПб.: Наука, 2006. 649 с. (Слово о сущем; т. 66).

2. Августин Блаженный. О граде Божием. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. 1296 с. (Классическая философская мысль).

3. Дамаскин, Иоанн (преподобный). Точное изложение православной веры. М.: Отчий дом, 2011. 474 с. (Святоотеческое наследие).

4. Привалова И. Ю. «Дорога в рай»: философские, синергетические и теологические аспекты // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014. № 3—4. С. 65— 68.

5. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках [и другие философские работы]. М.: Академический проект, 2011. 335 с.: ил. (Философские технологии).

Привалова Ирина Юрьевна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии (ФиС) МИЭТ. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.