Неумолчно, до звона в ушах, поют цикады, а на иссиня-чёрном ковре ночного неба призывно горят огромные южные звёзды. Тоскуя по дому, мы выходим из палатки и смотрим на далёкую Полярную звезду, зная, что дома в Москве будем вспоминать эту незабываемую самурскую ночь.
Но все равно наступит утро и мы увидим, нет, сначала услышим от Алексея Васильевича, что уже «горит восток зарёю новой». Значит, начинается новый день...
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1462: 2612-2614
Гнездящиеся гусеобразные торфоразработок Восточного Верхневолжья
Д.Е.Чудненко
Второе издание. Первая публикация в 2005*
Важным полезным ископаемым, имеющим промышленное значение в Восточном Верхневолжье, является торф. Основная добыча его велась в 1940-1960-е годы. В 1980-1990-е годы наблюдалась депрессия торфодобычи. В последнее время разработка торфяных месторождений возобновлена. В связи с этим актуальным становится вопрос о самовосстановлении выработанных месторождений в ходе зарастания и роли торфоразработок в сохранении биоразнообразия. Большое значение старые торфоразработки имеют для околоводных и водоплавающих птиц и, в первую очередь, для гусеобразных.
Исследования проводились на территории Ивановской области на фрезерных полях и торфяных карьерах разной степени посттехногенного зарастания, где были заложены учётные площадки.
За время исследования на торфяных разработках нами было отмечено на гнездовании 10 видов гусеобразных: свиязь Anas penelope, чирок-свистунок Anas crecca, кряква Anas platyrhynchos, шилохвость Anas acuta, чирок-трескунок Anas querquedula, широконоска Anas clypeata, красноголовый нырок Aythya ferina, хохлатая чернеть Aythya fuligula, гоголь Bucephala clangula, луток Mergellus albellus.
Фауна гнездящихся утиных птиц различается в зависимости от типа торфяных разработок. В динамике авифауны торфяных полей в це-
* Чудненко Д.Е. 2005. Гнездящиеся гусеобразные торфоразработок Восточного Верхневолжья IIГусеобразные птицы Северной Евразии: тез. докл. 3-го международ. симп. СПб.: 281-282.
лом отмечена смена экологических группировок птиц в зависимости от характера зарастания поля. Обязательным условием для гнездования утиных птиц на фрезерных торфоразработках является наличие хорошо развитого травостоя и, в меньшей степени, наличие водоёма. Травянистый покров обеспечивает хорошую защиту для гнёзд, а наличие водоёма, довольно кормного, позволяет не уводить далеко птенцов после вылупления. Нами на гнездовании были отмечены только представители подсемейства речных уток: кряква, шилохвость, свиязь и чирки (свистунок и трескунок). Вероятным гнездящимся видом торфяных полей является серая утка Anas strepera, неоднократно отмечавшаяся нами на комплексе торфяных полей «Сахтыш-Рубское», однако её гнездование именно на полях подтверждено не было.
Речные утки гнездятся на полях с плотностью 0.6-3.3 пар/10 га и на общем фоне остальных птиц являются малочисленными гнездящимися видами торфяных полей.
Несколько иначе выглядит картина на торфяных карьерах. Наличие более крупных и глубоких, по сравнению с фрезерными полями, водоёмов, постепенно зарастающих водной и околоводной растительностью, обусловливает большее разнообразие фауны утиных. Здесь отмечены на гнездовье все вышеупомянутые 10 видов гусеобразных.
На территории Восточного Верхневолжья располагаются карьеры, находящиеся на разной степени посттехногенной сукцессии. Изучение авифауны различных карьерных комплексов позволило нам проследить постепенную динамику населения утиных в ходе зарастания.
Поскольку выработка торфа карьерными способами (гидроспособ, экскаваторный) была прекращена в 1960-х годах, мы не смогли проследить динамику авифауны с самых начальных стадий зарастания карьеров. Можно предположить, что изначально отсутствовавшие на торфоразработках утиные птицы в связи с постепенным зарастанием водоёмов и их берегов начинают там гнездится. В ходе дальнейшего зарастания плотность населения гусеобразных увеличивается, достигая определённого пика. На стадии, когда водоёмы ещё не начинают покрываться сплавиной и изобилуют мелкими островками, густой растительностью по берегам и т.п., видовое разнообразие утиных птиц на них наибольшее. Здесь отмечены как нырковые, так и речные утки, при доминировании первых. В связи с постепенным зарастанием водоёмов и сокращением площади водного зеркала существенно падает численность нырковых уток и возрастает доля речных. Наиболее многочисленными видами утиных на торфокарьерах являются кряква и хохлатая чернеть. Изменение численности этих двух видов обратно пропорционально. На более молодых карьерах доминирует хохлатая чернеть (31% населения всех уток), субдоминант — кряква (15.5%), при постепенном зарастании карьеров доля хохлатой чернети снижается
(22%), кряквы же, наоборот, возрастает (18.5%). На сильно заросших карьерах несомненным доминирующим видом гнездящихся гусеобразных является кряква (40%), в то время как хохлатая чернеть переходит в разряд субдоминантов, наряду с широконоской (20%). В связи с зарастанием постепенно исчезает с карьеров и другой вид нырковых уток - красноголовый нырок, и на зарастающих торфокарьерах остаются только речные утки.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1462: 2614-2615
Новый район зимовки урагуса Uragus sibiricus на восточном побережье Каспийского моря
Ф.Ф.Карпов, В.А.Ковшарь
Второе издание. Первая публикация в 2011*
Зимовки урагусов Uragus sibiricus на территории Казахстана расположены главным образом в предгорной полосе и в долинах рек юга и юго-востока республики. Реже, но относительно регулярно, эти птицы зимуют в Центральном Казахстане. Самой крайней западной точкой встречи урагуса в Казахстане является долина реки Урал, где близ села Чапаево 12 ноября 1958 добыта залётная самка (Кузьмина 1974).
Для территории Мангышлака и Устюрта до настоящего времени этот вид не отмечался (Зарудный 1896; Бостанжогло 1911; Пославский и др. 1964; Ерохов, Белялов 2007). При регулярных наблюдениях в течение нескольких зимних сезонов (2008/09, 2009/10, 2010/11 и 2011/12 годы) в прибрежной полосе Каспийского моря протяжённостью 200 км, от Форта-Шевченко на севере до Курыка (залив Ералиево) на юге, урагусы отмечались нами практически ежегодно в следующих местах: 13 января 2009 - 5 особей в саду у дома-музея Т.Г.Шевченко; 14 января 2009 пара птиц у термальных источников южнее озера Караколь, и двух одиночных урагусов видели 15 января 2009 на приморских пустырях города Актау. 14 января 2010 один самец встречен на городском пляже города Актау, а на следующий день, 15 января, два самца урагуса держались в зарослях старого городского парка (Ковшарь, Карпов 2009). На следующую зиму урагусов наблюдали: 11 декабря 2010 одного самца в саду Форта Шевченко, 12 декабря ещё одного самца на
* Карпов Ф.Ф., Ковшарь В.А. 2011. Новый район зимовки урагусов на восточном побережье Каспия IISelevinia 2011: 219.