Научная статья на тему 'ГНЕЗДОВАНИЕ ЖУРАВЛЯ-КРАСАВКИ ANTHROPOIDES VIRGO НА ПОЛЯХ В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ'

ГНЕЗДОВАНИЕ ЖУРАВЛЯ-КРАСАВКИ ANTHROPOIDES VIRGO НА ПОЛЯХ В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГНЕЗДОВАНИЕ ЖУРАВЛЯ-КРАСАВКИ ANTHROPOIDES VIRGO НА ПОЛЯХ В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2238: 4549-4553

Гнездование журавля-красавки Anthropoides virgo на полях в Восточном Казахстане

Н.Н.Березовиков

Николай Николаевич Березовиков. Институт зоологии, Министерство науки и высшего образования, проспект Аль-Фараби, д. 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]

Второе издание. Первая публикация в 1981*

Ареал журавля-красавки Anthropoides virgo занимает зону южных степей и полупустынь от Чёрного моря до юго-восточного Забайкалья. В Казахстане он обитает в восточной, центральной, северной и западной частях, в межгорных долинах Тянь-Шаня, в Алакольской котловине и северных предгорьях Джунгарского Алатау. На востоке республики гнездится в степях Семипалатинского Прииртышья, в Тарбагатае, Чилик-тинской долине, Зайсанской котловине, юго-западных предгорьях Южного Алтая, в Калбинском нагорье и Западном Алтае на правобережье Иртыша между устьями Ульбы и Убы (рис. 1, 2).

Рис. 1. Пара журавлей-красавок Anthropoides virgo. Калбинское нагорье. Река Урунхай.

3 июня 2018. Фото Г.Болботова

* Березовиков Н.Н. 1981. Гнездование красавки на полях // Охота и охот. хоз-во 6: 10-11.

Рус. орнитол. журн. 2022. Том 31. Экспресс-выпуск № 2238 4549

Рис. 2. Журавль-красавка Anthropoides virgo — символ целинных степей Казахстана.

Акмолинская область. 8 июня 2022. Фото Н.Сагалиева

В связи с широкими масштабами распашки целинных земель и интенсификацией сельского хозяйства коренным образом изменились характерные местообитания этого журавля, что привело к быстрому сокращению его численности и исчезновению в ряде районов республики. В связи с необходимостью сохранения вида в Казахстане и поддержания его численности в 1978 году красавку включили в «Красную книгу Казахской ССР».

Наряду со снижением численности этого вида наблюдается интересная во многих отношениях тенденция к заселению красавкой сельскохозяйственных угодий Восточного Казахстана (рис. 3). В степных предгорьях Западного Алтая, прилегающих к Иртышу и наиболее освоенных в хозяйственном отношении, в последние годы заметно возросла частота встреч красавок на полях. Так, весной и летом 1972 года пара журавлей постоянно держалась на бахчах правого берега Иртыша в устье речки Орловки между Берёзовкой и посёлком Первомайское. С 1976 по 1979 год ещё одна пара регулярно гнездилась на поле по левобережью указанной речки, где 28 апреля 1976 одно гнездо с 2 яйцами было раздавлено при посеве зерновых. Красавки наблюдались здесь и в последующие годы. В 1977 году одно гнездо было найдено на поле севернее Берёзовки. В мае того же года эти птицы держались и, видимо, гнездились на пшеничных посевах близ села Прапорщиково в нескольких километрах от взлётно-посадочной полосы аэропорта Усть-Каменогорска. В 1979 году их встречали также в агроценозах у пригородного посёлка Опытное поле.

На Южном Алтае в юго-западных отрогах Курчумских гор и Азутау между Кароем и Архиповкой в 1973-1979 годах красавки гнездились у истоков речки Кара (урочище Актаинча) на остепнённой луговине поблизости от животноводческой фермы. В юго-западных отрогах Нарым-ского хребта между сёлами Курчум и Сергеевка на полях в урочище

Караозек пару красавок, проявлявших типичное для гнездящихся птиц беспокойство, отмечали 29 мая 1980. На побережье озера Маркаколь (1450 м н.у.м) красавка не гнездится, но в 30 км восточнее, в остепнён-ной межгорной долине реки Кара-Кабы у села Бобровка, пару красавок с двумя молодыми, достигшими размеров взрослых птиц, встретили 20 июля 1979. В северных предгорьях Калбинского нагорья с 1973 по 1979 год журавлей часто наблюдали в зоне земледелия на левобережье реки Иртыш между Предгорным и Таврическим. В мае-июне 1979 года гнездовые пары встречены на посевных площадях у сёл Меновное, Ахми-рово, Герасимовка, западнее Усть-Каменогорска. В западной части Калбы пару наблюдали 18 апреля 1977 на совхозных пашнях у села Георгиевка. В Южном Призайсанье 19-22 апреля 1977 гнездовую пару встретили в пастбищной степи между сёлами Саржира и Бакасу, в 20 км севернее города Зайсан. В этом же районе красавки живут на полях и в прилегающей к ним степной местности у села Карабулак, близ пикета Сарыбу-лак и в окрестностях Камышзавода на южном берегу Зайсана. В Восточном Призайсанье на старом кукурузном поле в долине Кальджира между Бураном и Черняевкой пара держалась 25-26 апреля 1977. На северной окраине Зайсанской котловины, прилегающей к южным отрогам Азу-тау и Курчумских гор, в 1977-1980 годах красавок неоднократно встречали в гнездовое время на пастбищных степях в окрестностях сёл Такыр, Калгуты, Раздольное. На пашнях и пшеничных полях между сёлами Зелёное и урочищем Малый Аккудук (Курчумский район) их видели регулярно в весенне-летнее время 1973-1978 годов.

Рис. 3. Агроценозы — новая гнездовая стация журавля-красавки Anthropoides virgo. Карагандинская область. 1 мая 2022. Фото Р.Телегина

Таким образом журавль-красавка в перечисленных выше местностях в 1970-е годы обитал в сельскохозяйственных ландшафтах двух типов:

в полынно-чиевых степях, используемых в качестве пастбищ, и на полях, преимущественно на посевах зерновых.

Известно, что с распашкой целинных земель красавки исчезают, и почти полное исчезновение этих птиц в ряде областей и даже республик (например, в Молдавии) является одним из наиболее известных примеров отрицательного воздействия антропогенных факторов на птиц (Голованова 1975; Владышевский 1975). В связи с этим гнездование красавок на посевных угодьях Восточного Казахстана в качественно новых экологических условиях — одна из интересных и новых адаптивных черт в поведении этого вида.

Нам известен ряд фактов проявления удивительной пластичности поведения красавок во время их гнездования в агроценозах. Например, между сёлами Берёзовка и Первомайское в предгорьях Западного Алтая весной 1976 года пара журавлей загнездилась на пашне площадью 142 га, расположенной на западном склоне холмисто-увалистой гряды вдоль речки Орловки среди полынно-спиреевой степи. Гнездо находилось в 150 м от края поля и в 1 км от русла Иртыша. При вспашке 22 апреля тракторист Владимир Трофимович Кузнецов обнаружил в нём одно яйцо. Гнездо было устроено на ровной земляной площадке, заполненной в качестве подстилки большим количеством круглых, как горох, камешков. Яйцо было отнесено на 15 м в сторону на вспаханную часть поля и уложено в уплотнённую руками земляную ямку. На следующий день самка отложила в ней второе яйцо и приступила к насиживанию. Через неделю, 30 апреля, при посеве пшеницы насиженные яйца из этого гнезда, в котором уже была сделана выстилка из камешков, были вновь перенесены на 15 м в сторону и уложены на землю, как и в предыдущий раз. 15 мая автором было осмотрено это гнездо. Оно располагалось на участке с крупно комковатой почвой среди разреженных всходов пшеницы высотой 10-15 см. Гнездовая площадка размерами 27x30 см со слабо выраженным лотковым понижением имела уплотнённую землю и была заполнена круглыми камешками и земляными комочками окатанной формы. В гнезде было 2 сильно насиженных яйца. При повторном посещении 30 мая гнездо было уже пустым. Скорлупы от яиц в нём не было обнаружено, возможно, её уносят сами птицы (Долгушин 1960). Самец и самка держались на краю поля, а маленькие пуховые птенцы, уже довольно быстро бегавшие, находились в 150-270 м от гнезда на припойменном остепнённом склоне в лощинке, заросшей караганой и жимолостью.

В другом случае, 14 мая 1977, севернее села Берёзовка, в 15 км от Иртыша, при посеве кормовых трав на бывшем овсяном поле было обнаружено аналогичное по устройству гнездо красавки в двумя сильно насиженными яйцами. Одно из них было разбито сеялкой, другое же оставлено на восстановленной земляной площадке. При специальном

осмотре на следующий день было установлено, что самка продолжала его насиживать.

Как известно, основная форма приспособления птиц к антропогенному ландшафту — изменение их поведения. В данном случае ведущей формой развития и закрепления новых поведенческих адаптаций следует рассматривать привыкание поколений журавлей-красавок к меняющимся условиям с возрастающим фактором беспокойства. Так, красавки, живущие на пастбищных участках степи, заметно привыкают к пасущемуся скоту, человеку на коне либо к движущемуся по полевым дорогам автотранспорту. Во время нахождения наблюдателя у гнезда обе птицы обычно держатся на расстоянии 50-100 м. При этом они не проявляют заметного беспокойства, и создаётся впечатление, что птицы мирно кормятся. При птенцах родители менее осторожны и, беспокоясь, способны находиться в 30-50 м от человека (хорошо различая малейшие шорохи на расстоянии 15 м), при этом часто передвигаются, наклоняя к земле голову и подавая голос.

Гнездование на полях, очевидно, явилось результатом того, что большие посевные площади имеют широкий обзор. Это явно предпочитается всеми журавлями. С другой стороны, временный пресс беспокойства (вспашка, посевная) в дальнейшем компенсируется тем, что засеянные поля вплоть до подъёма молодых на крыло ограждены от постоянных посещений людьми и пасущимся скотом. Немаловажен и трофический фактор, ускоряющий синантропизацию журавлей. Будучи преимущественно растительноядной птицей, красавка охотно поедает семена зерновых культур. В данном случае гнездовое поле одновременно служит полноценным кормовым биотопом. Специальный осмотр кормовых площадок показал, что существенного вреда вегетирующим зерновым журавли-красавки не наносят.

Появление «полевых» популяций журавлей-красавок в сельскохозяйственных ландшафтах при благоприятном дальнейшем развитии этой тенденции создаёт условия для восстановления численности этих редких птиц. Естественно, возникают и проблемы. В первую очередь они заключаются в том, что сроки начала весенней вспашки и посева зерновых совпадают с началом гнездования журавлей. Поэтому большой процент гнёзд на полях гибнет, о чём свидетельствуют как прямые, так и косвенные факты, когда после посевных кампаний в пойме Иртыша наблюдается заметное увеличение числа взрослых журавлей, очевидно, лишившихся кладок. Все эти обстоятельства требуют разработки соответствующих мероприятий по сохранению журавля-красавки в новых ме стообитаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.