Научная статья на тему 'Гнездование врановых в степи'

Гнездование врановых в степи Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Кривицкий Игорь Александрович

Второе издание. Первая публикация: Кривицкий И.А. 1973. Гнездование врановых в степи // Вестн. зоол. 4: 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гнездование врановых в степи»

лась на расстоянии 1.8 км восточнее (с), до поймы реки Соби было 2 км к западу от гнезда (d). Склоны возвышения поросли лиственнично-елово-берёзовым лесом с густым подростом ольхи. На вершине встречались одиночные низкорослые (до 3 м) лиственницы, от гнезда до ближайшей из них было 140 м.

Работа выполнена при поддержке Программы Президиума УрО РАН № 15-12-4-28

Литератур а

Головатин М.Г., Пасхальный С.П. 2005. Птицы Полярного Урала. Екатеринбург: 1558.

Козлова Е.В. 1961. Ржанкообразные. Подотряд Кулики. М.; Л.: 1-501 (Фауна СССР. Птицы. Т. 2. Вып. 1. Ч. 2).

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1510: 4269-4274

Гнездование врановых в степи

И.А.Кривицкий

Второе издание. Первая публикация в 1973*

В 1959-1965 годах в Кургальджинском районе Целиноградской (ныне Акмолинской) области были собраны сведения о гнездовании представителей семейства Corvidae, свидетельствующие об адаптации дендрофильных видов к условиям безлесья. Выяснялись также пределы их экологической пластичности, изменение гнездовых стереотипов, возможности расселения врановых в несвойственных ландшафтах, т.е. всё то, что помогает прогнозировать численность этих не безразличных для сельского хозяйства птиц.

Район иследования — равнинная озёрная степь — лишён древесной растительности. Только по берегам мелководных, пересыхающих к середине лета рек встречаются участки низкорослых ив Salix caprea, кусты жимолости Lonicera tatarica, шиповника Rosa sp., а в котловинах озёр — одиночные кусты и группы селитрянки Nitraria sp. Из-за отсутствия древесной растительности на большой территории лесные виды в Кургальджинских степях не гнездятся. Малоспециализированные нестепные виды, такие как серая ворона Corvus cornix, грач Corvus frugilegus, сорока Pica pica и галка Corvus monedula в незначительном количестве заселяют интерзональные биотопы: пойменные кустарники, тростниковые заросли озёр. Растительность поймы плохо укрывает

* Кривицкий И.А. 1973. Гнездование врановых в степи // Вестн. зоол. 4: 25-29. Рус. орнитол. журн. 2017. Том 26. Экспресс-выпуск № 1510

4269

гнёзда от ветров, палящих лучей солнца, хищников, и часто это является причиной гибели птенцов. Длительное затопление поймы сказывается на сроках размножения и судьбе потомства. Сложные условия обитания явились причиной возникновения у местной популяции вра-новых ряда особенностей. Рассмотрению некоторых черт экологии серой вороны и грача (наиболее многочисленных видов) и посвящено настоящее сообщение.

Серая ворона — дендрофильный вид, пластичный в выборе гнездовых биотопов, но предпочитающий селиться на высоких деревьях. Может гнездиться в тростниках степных озёр (Волчанецкий 1937), на пнях срубленных деревьев (Лисецкий 1959), в низкорослых ивняках, в развалинах (Рустамов 1954; Бёме 1960). В степях Казахстана зарегистрированы случаи гнездования серой вороны на телеграфных столбах (Дубровский 1960).

В районе наших исследований серая ворона — самый многочисленный гнездящийся представитель семейства. Чаще всего она поселяется в зарослях пойм рек. Но поскольку даже таких биотопов мало, вороны селятся здесь плотно, в 100-200 м друг от друга, а иногда и в 20-30 м. В лесу же расстояние между гнёздами серой вороны обычно не меньше 1-2 км (Рустамов 1954).

В поймах вороны предпочитают кусты жимолости. Низкорослые (до 2 м) кусты жимолости с плоской, «сглаженной» ветрами кроной и плотно сплетёнными ветвями удобны для постройки гнезда. Растущие компактными группами, они даже при сильном ветре почти не раскачиваются. Поскольку крона уплотнена, гнёзда сооружаются на верхней, «гладкой» её плоскости, а не в глубине куста. Однако не прикрытые ветвями сверху, они доступны пернатым хищникам, не защищены от палящих солнечных лучей.

На ивняках вороны селятся реже (в 1-2 случаях из 10). Кусты ивы мало подходят для постройки больших гнёзд. Стволы толщиной 2-5 см раскачиваются и наклоняются даже при слабом ветре, и яйца в первые же дни после откладывания выкатываются из гнёзд и разбиваются. Иногда в наклонных на 45-60° гнёздах ещё остаётся по 1-2 яйца, скатившихся к краю лотка. Птицы продолжают насиживать их, но в следующую же непогоду остаток кладки гибнет.

Гнёзда на кустах жимолости и на ивах различны по характеру постройки, глубине лотка и размерам. На ивовых кустах с редкими боковыми ветвями гнёзда крупные, высокие и с глубоким лотком, что спасает яйца от выкатывания при наклонах гнезда. На жимолости, у которой ветви плотно переплетены, гнезда плоские и неглубокие (табл. 1).

На кустах селитрянки вороны гнездятся редко. Здесь гнёзда, построенные в 0.5-1.0 м от земли, по форме и размерам сходны с гнёздами на жимолости.

Таблица 1. Размеры (см) гнёзд серой вороны в различных местах гнездования

Место гнездования Диаметр гнезда Высота гнезда Диаметр лотка Глубина лотка

Кусты жимолости 32-60 24-32 19-23 10-13

Ивняки 42-51 32-50 20-21 13-18

Кусты селитрянки 30-49 17-28 18-22 8-10

Постройки человека 36-50 22-42 26-30 8-11

Гнёздам, сооружённым на стенах казахских могильников и старых зимовок, присущи все черты типичного вороньего гнезда. Как правило, они построены в нишах, на месте выпавшего саманного кирпича, в уступах кладки и по размерам близки к гнёздам на ивах. На постройках человека вороны селятся в самых безлесных районах. Если в Те-низ-Кургальджинской озёрной системе серая ворона гнездится исключительно в поймах рек, то в верховьях реки Кон (в полупустыне) гнёзда малочисленных здесь ворон сооружаются на постройках человека: заброшенных зимовках, мазарах, изгородях. Редкие кустарники здесь растут близ водопоев и колодцев, т.е. в многолюдных местах, поэтому птицы и вынуждены искать старые постройки.

Среди прочих мест гнездования заслуживают внимания поселения серых ворон в тростниках озёр. Непостоянный гидрологический режим — одно из основных препятствий к массовому поселению ворон на озёрах. Одиночные гнёзда из большого количества размочаленных стеблей надводных растений неоднократно встречались на завалах тростника в воде. Несколько гнёзд было сооружено на вершинах тростниковых конусов искусственных гнездовий для водоплавающих птиц.

Тип, размеры и расположение вороньих построек мало сказываются на наборе строительного материала. Грубая основа гнезда состоит из ветвей спиреи зверобоелистной Spiraea hupericifolia, селитрянки, ивы, жимолости, иногда с примесью болотных растений — рогоза узколистного Typha angustifolia, тростника Phragmites communis. Лоток устлан тонкими веточками и размочаленной корой жимолости и ивы, перемятыми стеблями рогоза, обрывками бумаги, клочками шкур животных, крупными перьями птиц, сухой травой.

Мягким наполнением гнезда служат клочки бараньих, лисьих, собачьих шкур, аккуратно уложенные мехом наружу.

Вороны начинают гнездиться в первой декаде мая — в период неустойчивой погоды, похолоданий, порой со снегопадами и буранами. Вот почему преобладающее большинство гнёзд иногда до краёв заполнено лисьей или овечьей шерстью, так что кладка буквально утопает в ней, и яйца во время отлучек птиц из гнезда долгое время сохраняют тепло. Однако гнёзда поздно загнездившихся птиц не были столь обильно наполнены мехом и шерстью; утепление уже не являлось первостепенной задачей.

Выстилка гнёзд в отстоящих друг от друга на десятки километров местах была очень сходна, почти в каждом сверху лежал слой светлой, иногда чисто белой шерсти, отлично отражавший солнечные лучи.

Грач — массовый колониальный вид, гнездящийся, как правило, на высоких деревьях. Он обычен в европейской части ареала и весьма редок в азиатской (Рустамов 1954). Может селиться в берёзовых колках, ивовых рощах (Рустамов 1954) и даже тростниках (Бурчак-Абрамович, Туаев 1960).

В районе наших исследований кустарниковые заросли пойм невелики по площади и мало подходят для колониального гнездования. На территории в сотни квадратных километров мы нашли только два поселения грачей, представляющие пример крайнего отступления от видового стереотипа. Колонии находились в пойме реки Кулан-Утмес в нескольких десятках километров друг от друга. В первой, размещавшейся в низовьях реки на высоком незатопляемом берегу в островке кустарников жимолости и шиповника, было около 300 гнёзд. Небольшую площадь заселяли грачи очень плотно — на каждые 10 м приходилось до 18 гнёзд. По конструкции они очень отличались друг от друга: постройки текущего года были небольшими, старые, реставрированные — значительных размеров, высотой до 0.5-0.7 м (табл. 2). На кустах жимолости гнёзда были укреплены надёжно, сложены из крупных и мелких ветвей ивы, жимолости, стеблей травянистых растений.

Таблица 2. Размеры (см) гнёзд грача в различных колониях

Место гнездования Диаметр гнезда Высота гнезда Диаметр лотка Глубина лотка

Кусты жимолости 37-41 50-70 16-17 11-16

Прибрежные ивняки 35-39 50-60 16-18 17-20

Куча ветвей 30-38 10-20 17-19 6-11

Вторая колония была расположена на 40 км выше первой по течению реки Кулан-Утмес на узкой полоске нависших над водой полутораметровых ив. В поселении, растянувшемся на 600 м, насчитывалось 160 гнёзд. Хотя на этом месте колония существовала и в предыдущие годы, гнёзда в ней оказались новыми, т.к. старые во время половодья были снесены. Эта колония образовывалась по мере того, как спадала вода (позже, чем первая колония), и заселялась постепенно, что обусловило разновозрастность птенцов. В гнёздах, построенных над водой под покровом ветвей, птенцы не страдали от перегрева даже в жаркие дни. Однако значительная часть кладок погибала во время сильных ветров, а подрастающие птенцы выпадали из гнёзд и тонули.

Летом 1960 года вблизи этой колонии в 25 м от воды на куче вынесенных на берег половодьем ветвей и сухих кустов ив мы обнаружили любопытное поселение грачей. В 1960 году здесь на площади 32 м2 мы

насчитали 51, а в 1961 году — 62 гнезда, размещённых на высоте от 0.5 до 1.5 м, а иногда у самой земли. Гнёзда были сложены из стеблей тростника, рогоза, только в некоторых встречались веточки ивы, перья и трава (ивняки во время гнездования ещё находились под водой и птицы использовали наиболее доступный материал — сухие стебли водяных растений). Весной 1961 года грачи занимали старые жилища, почти не ремонтируя их, и уже в первых числах мая здесь были оперённые птенцы, в то время как в колонии в ивняках, заселённой позже, почти во всех гнёздах лежали яйца. И всё же расположение поселения на куче ветвей оказалось крайне неудобным. Птенцы страдали от перегрева и непогоды, на них чаще нападали хищники. Колония находилась в заметно угнетённом состоянии, и, несмотря на ранние сроки гнездования, птенцы здесь развивались хуже, чем в других местах.

Как известно, в районах, где хозяйственное освоение степи и насаждение леса изменяет естественные биотопы и улучшает кормовую базу, численность грачей увеличивается (Иваненко 1955). По литературным данным (Лавров 1930; Деревягин 1947; Владимирская, Меженный 1952), в районе Кургальджина грачи ранее не гнездились. Не исключено, что обнаруженные нами колонии образовались недавно и постепенно расширяются. Так, первая описанная нами колония за два года увеличилась вдвое; выросла и вторая, а рядом с ней на куче сушняка образовалась новая, в которой два года подряд селилась группа птиц, в какой-то мере приспосабливающаяся к трудным условиям обитания.

В степных районах Казахстана создаются искусственные лесные насаждения и поэтому на отдельных участках возможен быстрый рост численности и концентрации дендрофильных птиц. Сейчас отсутствие условий для гнездования мешает расселению грачей в степях, при более благоприятных условиях численность этих птиц может возрасти.

Литератур а

Бёме Л.Б. 1960. Рассказы натуралиста. М.: 1-172.

Бурчак-Абрамович Н.И., Туаев Д.Г. 1960. О гнездовании грачей Corvus frugilegus fru-

gilegus Linn. в тростниках II Докл. АН АзССР 16, 4: 395-399. Владимирская М.И., Меженный А.А. 1952. Фауна птиц озера Кургальджин (северный

Казахстан) II Тр. Зоол. ин-та АН СССР 9, 4: 1199-1225. Волчанецкий И.Б. 1937. К орнитофауне Волжско-Уральской степи II Тр. Науч.-исслед.

.зоол.- биол. ин-та Харьков. ун-та 4: 21-81. Деревягин П.А. 1947. Новые данные по птицам Тениз-Кургальджннской впадины II Изв.

АН КазССР 36: 100-106. Дубровский Ю.А. 1960. Птицы построек в южных степях Казахстана II Орнитология 3: 319-330.

Иваненко И.Д. 1955. О численно прогрессирующих видах птиц в древесных насаждениях степи II Зоол. журн. 34, 2: 408-414. Лавров С.Д. 1930. Результаты зоологический экспедиции в Тенизо-Кургальджинский озёрный бассейн. Маршрут Тенизо-Кургальджинской экспедиции и природа посещённого района II Изв. Зап-Сиб. геогр. общ-ва 7: 133-157.

Лисецкий А.С. 1959. Влияние вырубки плавневых лесов Нижнего Днепра на состав орнитофауны древесных насаждений Каменского пода // Тр. Науч.-исслед. ин-та биол. и биол. ф-та Харьков. ун-та 27: 115-122. Рустамов А.К. 1954. Семейство вороновые Corvidae // Птицы Советского Союза. М., 5: 13-104.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1510: 4274-4276

Кольчатая горлица Streptopelia decaocto в Кировоградской области

Б.Н.Ярмоленко

Второе издание. Первая публикация в 1973*

В литературе имеется много сведений о последовательном расширении ареала кольчатой горлицы Streptopelia decaocto в Европейской части СССР, и в частности на Украине, об адаптации на новых территориях и экологии этого вида (Страутман 1953; Кистяковский 1957; Ганя 1958; Климиншин 1962; Греков 1962; Петров 1965; Талпош 1967). В Кировоградской области эта птица впервые замечена нами в марте 1967 года в городе Александрии. Ежедневно в течение месяца мы наблюдали за парой кольчатых горлиц, обитавших в центре города в Детском парке. Через месяц в районе центральной городской больницы была обнаружена вторая пара. По словам местных жителей, эти птицы обитают в городе уже не менее двух лет, т.е. с 1965 года. До этого времени кольчатую горлицу встречали западнее (Страутман 1953), юго-западнее (Ганя 1962; Греков 1962), а также севернее Киева (Кистяковский 1957). В марте 1961 года кольчатая горлица появилась северо-восточнее, буквально в 90-100 км от места наших наблюдений — в городе Черкассы (Петров 1965).

В 1967 году мы установили, что в Кировограде уже обитает не менее 20 особей. Было обнаружено и первое гнездо кольчатых горлиц, расположенное на конском каштане Aesculus hippocastanum. В последующие годы горлицы также поселялись в этом гнезде, а весной 1971 года на том же дереве на расстоянии 2 м от первого появилось второе гнездо. О случае размещения двух гнёзд горлиц на одном дереве сообщает и В.С.Талпош (1967).

Сейчас кольчатые горлицы постоянно обитают не только в Кировограде и Александрии, но и в городах Знаменке, Светловодске, Долин-

* Ярмоленко Б.Н. 1973. Горлица кольчатая (Streptopelia decaocto Friv.) на Кировоградщине //Вестн. зоол. 5: 82-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.