Научная статья на тему 'Гнездование степной пустельги Falco naumanni в бетонных конструкциях автомобильных мостов в Зайсанской котловине'

Гнездование степной пустельги Falco naumanni в бетонных конструкциях автомобильных мостов в Зайсанской котловине Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гнездование степной пустельги Falco naumanni в бетонных конструкциях автомобильных мостов в Зайсанской котловине»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1375: 4750-4755

Гнездование степной пустельги Falco naumanni в бетонных конструкциях автомобильных мостов в Зайсанской котловине

Н.Н.Березовиков

Николай Николаевич Березовиков. Отдел орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: berezovikov_n@mail.ru

Поступила в редакцию 2 декабря 2016

Степная пустельга Falco naumanni принадлежит к числу характерных гнездящихся птиц Тарбагатая, Манрака и северной гряды Саура - Кишкинетау и Сайкана, окаймляющих с юга и запада Зай-санскую котловину, а также отрогов Азутау, Курчумского и Нарымско-го хребтов на Южном Алтае, ограничивающих её с севера (Бибиков, Корелов 1961; Корелов 1962; Березовиков 2002; Березовиков, Воробьёв, 2001; Березовиков, Левин 2002а,б; 2012; Березовиков, Самусев 2003; Щербаков, Березовиков 2003). Населяют эти птицы, как правило, нижние, сильно опустыненные пояса этих гор и прилежащие холмистые предгорья или наклонные каменистые подгорные шлейфы, рассечённые глубокого врезанными руслами речек и ручьёв (рис. 1-3). Однако конкретных сведений о местах их гнездования среди пустынной равнины, окружающей озеро Зайсан, в литературе нет. Имеются лишь данные учётов во второй половине лета и осенью, в основном на линиях электропередачи по дорогам вдоль гор, свидетельствующие, что степные пустельги здесь в это время обычны и даже многочисленны.

Рис. 1. Подгорнный шлейф между хребтом Манрак и озером Зайсан. 3 июля 2016. Фото автора.

Рис. 2. Холмистые предгорья Сайкана — передовой гряды Саура. Долина реки Сарыбулак в урочище Калмакпай. 20 июня 2016. Фото автора.

Рис. 3. Подгорная полынная равнина у подножия Сайкана и Саура. 18 июня 2016. Фото автора.

Во время мониторинга гнездовий хищных птиц в Тарбагатае, Ман-раке и Сауре в мае-июне 2000-2004 годов выяснилось, что степная пустельга довольно редка на равнине в юго-западной части Зайсанской котловины, где редкие пары встречались по береговым обрывам некоторых речек, ещё реже около развалин саманных и каменных домов и кошар, древних могил из камней или казахских кладбищ с высокими надмогильными сооружениями — мазарами и кумбезами. Наибольший интерес вызвало нахождение в мае 2001 двух гнездовых пар у гнёзд в конструкциях типовых автомобильных мостов из железобетонных блоков и плит через реки Тайжузген и Эспе, стекающих к Зайсану с северных склонов хребта Манрака (Березовиков, Самусев 2003). В других местах котловины пустельг в мостах в те годы видеть не доводилось. Однако летом 2016 года, проехав четырежды по зайсанскому тракту между городами Кокпекты и Зайсан, я сразу же обратил внимание на

изменившуюся за последнее десятилетие картину в размещении степной пустельги, так как большинство встреченных пар держалось у бетонных мостов, построенных в местах пересечения трассой речных русел. Наибольшее количество таких мостов по трассе сосредоточено на пустынной равнине вдоль западного побережья Зайсана между сёлами Ак-Мектеп (Белая Школа) и Богас (=Бугаз), где протекают речки Шеримбай, Карасу, Базар, Талдыбазар, Каргыба (Карабуга), Тебиске, Шетбугаз, Бугаз, текущие с северного склона Тарбагатая. Русла их в летнее время сухие или маловодные, с невысокими береговыми обрывами. Во время весенних паводков эти речки превращаются в бурные потоки, но летом большинство их пересыхает, так вода из них в верхнем течении, как правило, отводится по каналам и арыками для орошения огородов, полей и сенокосов. Некоторые речки в своём нижнем течении имеют бочаги воды, густо заросшие рогозом или тростниками.

Рис. 4. Место гнездования степной пустельги Falco naumanni в конструкциях моста.

Сухое русло речки Аксиыр у песчаного массива Кабыргатал. 18 июня 2016. Фото автора.

Учёт пустельг на этом участке трассы проведён 22 июня и 3-4 июля. Из 10 осмотренных мостов в 6 зафиксировано пребывание 8 пар степных пустельг, в 4 мостах жило по одной и в 2 — по две пары. Гнёзда находились в недоступных для осмотра пустотах между горизонтально лежащими бетонными плитами несущего перекрытия между берегами реки. Часть птиц, вероятно, поселяется под облицовочными плитами, которыми покрыты крутые береговые откосы. Одно место гнездования на мосту через реку Бугаз было обнаружено по сильно волновавшемуся самцу пустельги, который с пронзительными криками атаковывал узорчатого полоза Elaphe dione, ползающего в щелях между плитами верхней части конструкции.

Между посёлками Ак-Мектеп и Тугыл (=Приозёрное) имеется ещё три моста через широкие русла рек Шорга, Эспе и Тайжузген. В двух из них жило по одной паре пустельг. Ещё один значительный очаг обитания степной пустельги выявлен в южной части Зайсанской котловины между городом Зайсан и пограничным постом Майкапчагай. Здесь между посёлком Улькен-Каратал (=Большой Каратал) и песчаным массивом Кабыргатал в западной части песков Айгыркум на участке длиной 10 км по насыпной грейдерной дороге имеется два бетонных моста над безводными летом песчаными руслами речки Ак-сиыр. Первый из них расположен среди полынной равнины с порослью чия и софоры, второй — среди песчаной пустыни с сильно развеянными и разбитыми выпасаемым скотом песками в предбарханной части Кабыргатала (рис. 4).

Рис. 5. Мост через русло речки Аксиыр у села Майкапчагай. 18 июня 2016. Фото автора.

При посещении 18 июня около них замечено по три пары пустельг. При повторном посещении 3 июля на первом участке в 14 ч 30 мин — 15 ч 30 мин при жаркой погоде с температурой до +35°С на проводах ЛЭП напротив мостов сидело 22, на втором — 6 пустельг. На обратном пути в 17 ч 30 мин — 16 ч 30 мин у второго моста на проводах собралось 35, у первого — 11 особей. Соколки охотились как в воздухе, так и летали над развеянными песками, в которых были многочисленны зайсан-ские круглоголовки РНгупосврНа1ив тв1апигив. Среди полынной равнины их потенциальной добычей могли быть разноцветные ящурки Егвт1ав а^иЬа. Все наблюдавшиеся пустельги были чётко локализованы у мостов, но все ли они гнездились в их конструкциях, осталось

для меня неясным. На равнине и в прилежащих песках в радиусе 10 км нигде не было видно мест, подходящих для устройства ими гнёзд.

В этот же вечер ещё две пары пустельг были встречены на проводах ЛЭП вдоль дороги между посёлками Улькен-Каратал и Каратал напротив старого кладбища, а 18 и 20 июня по трассе Зайсан - Майкап-чагай на подгорном шлейфе Сайкана одного самца видели у моста через сухое русло ручья в 10-11 км восточнее Улькен-Каратала, другого -у бетонного моста через речку Аксиыр у Майкапчагая (рис. 5 и 6).

Рис. 6. Казахское кладбище на подгорной равнине Саура — одно из мест обитания степной пустельги Ра/со паишапт. 3 июля 2016. Фото автора.

Таким образом, можно констатировать, что за последние 15 лет в Зайсанской котловине степная пустельга освоила для гнездования железобетонные конструкции автомобильных мостов. При этом участились случаи одиночного гнездования. В других местах Восточно-Казахстанской области за время маршрутов этим летом ещё один случай занятия парой степной пустельги автомобильного моста отмечен 2 июля в северо-западных предгорьях Тарбагатая на 758-759-м километре автотрассы Алматы — Усть-Каменогорск между посёлком Шин-кожа и городом Аягуз. Это явление несколько напоминает историю с обыкновенной пустельгой Falco tinnunculus, которая заселила посаженные в 1950-1960-х годах придорожные лесополосы вдоль Зайсан-ского тракта, и свидетельствует о большой экологической пластичности степной пустельги. Она проявляется в виде заселения различных сооружений человека, что известно уже давно (Сергеев 1936; Дубровский 1960; Корелов 1960; Рябов 1982; Брагин, Брагин 2004). Это явление получило широкое распространение в пустынных районах Казахстана, когда в 1990-х годах появилось множество брошенных и разрушенных посёлков, отделений совхозов, животноводческих ферм, чабанских зимовок, зернотоков и пр., которые стали заселяться степными пустельгами с образованием в некоторых местах колоний.

Литератур а

Березовиков Н.Н. 2002. Материалы к авифауне Курчумских гор и южных предгорий

Азутау (Южный Алтай) // Рус. орнитол. журн. 11 (202): 983-1009. Березовиков Н.Н., Воробьёв И.С. 2001. Птицы западных отрогов Нарымского хребта

(Южный Алтай) // Рус. орнитол. журн. 10 (170): 1067-1086. Березовиков Н.Н., Левин А.С. 2002а. Орнитологический очерк Сайкана и Кишкенетау

(хр. Саур) // Selevinia: 87-92. Березовиков Н.Н., Левин А.С. 20026. Экспедиции: Джунгарский Алатау, Восточное Прибалхашье, Тарбагатай, Манрак, Казахский мелкосопочник // Каз. орнитол. бюл.: 29-37.

Березовиков Н.Н., Левин А.С. 2012. Материалы к фауне птиц хребта Манрак. Часть 1.

Неворобьиные // Рус. орнитол. журн. 21 (782): 1865-1882. Березовиков Н.Н., Самусев И.Ф. 2003. Птицы Зайсанской котловины. III. Falconifor-

mes, Galliformes, Gruiformes // Рус. орнитол. журн. 12 (216): 287-312. Бибиков Д.И., Корелов М.Н. 1961. К орнитогеографической характеристике Тарбага-

тая // Тр. Ин-та зоол. АН КазССР 15: 12-39. Брагин Е.А., Брагин А.Е. 2004. Степная пустельга в Кустанайской области // Каз. орнитол. бюл.: 173-174.

Дубровский Ю.А. 1960. Птицы построек человека в южных степях Казахстана // Орнитология 3: 312-330.

Корелов М.Н. 1962. Отряд хищные птицы - Falconiformes // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 488-707.

Сергеев А.М. 1936. Роль сооружений человека в распространении птиц в степи // Докл. АН СССР 2, 4: 4-8.

Щербаков Б.В., Березовиков Н.Н. 2004. Птицы хребта Манрак // Рус. орнитол. журн. 13 (261): 435-461.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1375: 4755-4756

Встреча хохлатого жаворонка Galerida cristata в деревне Дубровы (Новоржевский район Псковской области)

Э.В.Григорьев

Эдуард Вячеславович Григорьев. Новоржевский историко-краеведческий музей. Деревня Дубровы, Новоржевский район, Псковская область, 182457, Россия. E-mail: e dik .grigoriev 2016@yandex.ru

Поступила в редакцию 2 декабря 2016

В начале ХХ века хохлатый жаворонок Galerida cristata был редкой оседлой птицей Псковской губернии. Его гнездование в то время было известно около Пскова, Изборска, Печор, Жогово, Пыталово (За-рудный 1910). Известно о его гнездовании и под Петербургом (Бианки 1904). С тех пор этот вид исчез из Псковской области. Имеется только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.