Научная статья на тему 'Гнездование кулика-сороки Haematopus ostralegus на пресных водоёмах Карелии'

Гнездование кулика-сороки Haematopus ostralegus на пресных водоёмах Карелии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
101
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гнездование кулика-сороки Haematopus ostralegus на пресных водоёмах Карелии»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2000, Экспресс-выпуск 91: 20-23

Гнездование кулика-сороки Haematopus ostralegus на пресных водоёмах Карелии

Т.Ю.Хохлова, А.В.Артемьев

Лаборатория зоологии, Институт биологии Карельского научного центра РАН, ул. Пушкинская, д. 11, Петрозаводск, 185610, Россия

Поступила в редакцию 5 января 2000

Кулик-сорока Haematopus ostralegus, вид с обширным разорванным ареалом, представлен в европейской части России двумя подвидами, трудно различимыми в природе по визуальным признакам (Степанян 1975). Северный подвид Н. о. ostralegus Linnaeus, 1758 населяет побережья и острова северных морей, материковый Н. о. longipes Buturlin, 1910 — берега озёр и рек средней и южной тайги. Состояние европейской популяции формы longipes в настоящее время вызывает опасения, в связи с чем она внесена в последнюю редакцию Красной книги России.

В фауну птиц Северо-Запада России обычно включают только северный подвид кулика-сороки (Степанян 1975), населяющего побережья и острова Белого и Баренцева морей, в небольшом числе гнездящегося на Финском заливе Балтийского моря и встречающегося вдали от побережий морей лишь в периоды миграций (Мальчевский, Пукинский 1983; Бианки 1967; Зимин и др. 1993; Хохлова, Артемьев 1998). Вместе с тем, в литературе появляется всё больше сообщений не только о летних встречах, но и гнездовании отдельных пар куликов-сорок на пресных водоёмах региона (Hilden 1921; Hording 1928; Мальчевский, Пукинский 1983; Захарова и др. 1988; Зимин и др. 1993; Хохлова 1998). Поэтому нельзя исключать, что в рассматриваемом регионе может обитать и материковый подвид кулика-сороки, тем более, что северо-западная граница его области гнездования описана крайне приблизительно. В данной публикации, наряду с обобщением литературных данных, представлены новые сведения, дополняющие картину распространения кулика-сороки в таёжной зоне и позволяющие предположить возможность гнездования материковой формы в южной Карелии и на прилегающих территориях.

Первые сообщения о летних встречах кулика-сороки в Карелии, в т.ч. пары на о-ве Мюкериккю на Ладожском озере, относятся к началу XX в. (Hilden 1921; Hortling 1928). На основании литературных и оригинальных материалов, А.С.Мальчевский (Мальчевский, Пукинский 1983) высказал предположение, что местом гнездования этого вида могут быть луды в северо-западной части Ладоги. Вскоре его предположение подтвердилось: 27 июня 1986 две тревожившиеся пары обнаружены около о-ва Валаам на открытом скалистом о-ве Палинсаари (Голый) в колонии сизых Larus cams и серебристых L. argentatus чаек. В последующие годы куликов-сорок неоднократно встречали как на этом острове, так и в других местах Вала-

амского и Западного архипелагов (Pakarinen, Siikavirta 1993; Зимин и др. 1993; Медведев, Сазонов 1994; Михалёва, Бирина 1997). В 1993 Р.Пака-райнен и Х.Сиикавирта, проводившие учеты 22 мая-20 июня, оценили численность вида в этой части Ладоги в 8 пар и впервые нашли гнездо на скальном островке вблизи о-ва Хейнясенмаа. В июле 1993 Н.В.Медведев и С.В.Сазонов зарегистрировали 7 пар в пределах только одного Западного архипелага, в т.ч. 4 пары на о-ве Хейнясенмаа.

Район обитания куликов-сорок на Ладожском озере ограничен в основном островами двух крупных архипелагов: Валаамского и Западного,— которые находятся в центре акватории озера на значительном удалении от побережья. По-видимому, экологическая обстановка в этой части Ладоги по ряду важных для птиц параметров достаточно сходна с морской, что подтверждается гнездованием здесь отдельных пар птиц беломорской фауны: Somateria mollissima, Clangula hyemalis, Melanitta fusca, Me-lanitta nigra, Charadrius hiaticula, Arenaria interpres, Sterna paradisaea, Larus marinus; предполагается гнездование Phalacrocorax carbo, Aythya marila, Tringa erythropus (Paatela 1947; Koskimies 1979; Pakarinen, Siikavirta 1993; Медведев, Сазонов 1994; Михалева, Бирина 1996, 1997; Михалёва 1997; Бояринова, Кавокин 1998). Размножающиеся пары куликов-сорок найдены на скалистых островах в колониях крупных чаек, т.е. в условиях, тоже напоминающих местообитания этого вида на Белом море.

На Онежском озере кулик-сорока обнаружен сравнительно недавно в Кижских шхерах. 16 июня 1975 у дер. Сенная Губа видели стаю из 12 особей, летевшую над самой водой в северо-восточном направлении мимо о-ва Большой Клименецкий. Местные рыбаки рассказали, что "крупные красноклювые птицы" иногда поселяются на о-ве Малый Леликов-ский. Во время обследований острова в начале июня 1976 и 18 июня 1988 их там не оказалось. При посещении острова 28 июня 1997 мы, наконец, встретили пару куликов-сорок около дер. Леликостров. Их поведение указывало на наличие у них выводка: птицы сильно тревожились в разных концах большого прибрежного луга, атакуя людей при их приближении (Хохлова 1998). В следующем году, 11 июня 1998, кулики-сороки вновь отмечены на том же месте в колонии озёрных чаек Larus ridibundus и речных крачек Sterna hirundo. На этот раз и самка, и самец беспокоились у одной из многочисленных ровниц, как называют в Карелии кучи и заборы из камней, собранных при расчистке сельскохозяйственных земель. Однако найти их кладку среди многочисленных гнёзд чаек тогда не удалось. В 1999 кулики-сороки поселились здесь вновь. Их гнездо с 3 яйцами мы нашли 11 июня на узком конце мыса, занятом лугом, на краю невысокой ровницы среди редкой травы и камней.

В Кижских шхерах Онеги кулики-сороки гнездятся в совершенно иных условиях, чем на островах Ладоги. Остров Малый Леликовский расположен среди мелководий вблизи п-ова Заонежье и со всех сторон защищен другими островами. По его периферии тянется полоса водно-болотной растительности, а сам остров имеет сложный рельеф и покрыт в основном лугами с куртинами деревьев и кустарников, преимущественно древовидных можжевельников Juniperus communis. Облик этого ло-

кального участка не типичен для северных широт и более напоминает водоёмы средней полосы России. Население птиц чрезвычайно пёстрое, в его составе много южных элементов (Кузнецов, Хохлова 1994; Хохлова 1998, 1999). На мысу, где гнездятся кулики-сороки, находится большая смешанная колония озёрных, сизых, малых Larus minutus чаек и речных крачек, обитают большие кроншнепы Numenius arquata, чибисы Vanellus vanellus, бекасы Gallinago gallinago, луговые коньки Anthus pratensis и др.

Наряду с крупнейшими пресными озёрами Европы — Ладожским и Онежским, гидрологическая сеть Карелии включает более 61 тыс. озёр и 26.7 тыс. рек (Карельская АССР 1986). Эти водоёмы очень разнообразны и предоставляют возможности для гнездования самым разным водно-болотным птицам. Вполне вероятно, что и кулики-сороки иногда находят здесь условия, благоприятные для выведения потомства. Это подтверждают их летние встречи на сопредельных территориях. В конце июня-начале июля 1953 пару куликов-сорок, беспокоившихся у выводка, встретили на оз. Глубокое на Карельском перешейке. Однако этот случай был единственным, и в последующие 25 лет кулика-сороку здесь не видели (Мальчевский, Пукинский 1983). Мы встретили две активно токующие пары куликов-сорок 9 июня 1997 на р. Кена у дер. Першлахта, в Архангельской обл, недалеко от границы с Карелией. По сообщению местных жителей, они появились здесь в середине мая. Кулики держались на заболоченном берегу в колонии речных крачек и сизых чаек, совершая токовые полёты вдоль русла реки. Спустя месяц, 14 июля, обнаружить их здесь не удалось.

К сожалению, ни в одном из перечисленных случаев подвидовая принадлежность встреченных куликов-сорок не установлена. Исходя из характера местообитаний, можно предположить, что обитающие на Ладоге кулики-сороки относятся к северному подвиду, тогда как особи, найденные на Онежском озере и более мелких водоемах, вполне могут относится к материковому подвиду.

За помощь в сборе материалов авторы выражают глубокую благодарность сотруднику музея-заповедника «Кижи» Ю.Г.Протасову, помогавшему с организацией выездов на Онежское озеро, и члену Королевского общества защиты птиц Великобритании Джону О'Сулливану (Jhon О'Sullivan), принимавшему участие в экспедициях в 1997 г.

Литература

Бианки В.В. 1967. Кулики, чайки и чистиковые Кандалакшского залива // Тр.

Кандалакшского заповедника 6: 1- 364. Бояринова Ю.Г., Кавокин К.В. 1998. Заметки по птицам залива Лехмалахти (северо-западный берег Ладожского озера) // Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 51: 23-27.

Захарова Л.С., Кутенков А.П., Щербаков А.Н., Яковлева М.В. 1988. Фауна заповедника "Кивач". М.: 1-43. Зимин В.Б., Сазонов C.B., Лапшин Н.В., Хохлова Т.Ю., Артемьев A.B., Анненков

В.Г., Яковлева М.В. 1993. Орнитофауна Карелии. Петрозаводск: 1- 220. Карельская АССР. Природа. Хозяйство. 1986. Петрозаводск: 1-180.

Кузнецов О.Л., Хохлова Т.Ю. 1994. Особо ценные природные объекты Кижских шхер и Заонежского залива // Кижский вестн. 3: 41-55.

Мальчевский A.C., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480.

Медведев Н.В., Сазонов C.B. 1994. Водные и околоводные птицы Валаамского и Западного архипелагов Ладожского озера Ц Рус. орнитол. журн. 3, 1: 71-81.

Михалёва Е.В. 1997. Дополнение к списку птиц Валаамского архипелага // Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 28: 20-21.

Михалёва Е.В., Бирина У.А. 1996. Летние встречи и случаи гнездования гаги Somateria mollissima на Валаамском архипелаге (Ладожское озеро) // Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 3: 18-20.

Михалёва Е.В., Бирина У.А. 1997. Птицы Валаамского архипелага (аннотированный список видов) Ц Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 9: 11-21.

Степанян Л.С. 1975. Состав и распределение птиц фауны СССР: Неворобьиные Non-Passeriformes. M: 1-372.

Хохлова Т.Ю. 1998. Орнитофауна Заонежья и тенденции ее изменений // Фауна и экология наземных позвоночных животных Республики Карелия. Петрозаводск: 86-128.

Хохлова Т.Ю. 1999. Птицы Кижских шхер Онежского озера // Тр. Карел, науч. центра РАН V. 107-112, 168-181.

Хохлова Т.Ю., Артемьев A.B. 1999. Птицы охотничьих (зоологических) заказников Карельского Прибеломорья и их окрестностей Ц Инвентаризация и изучение биологического разнообразия на карельском побережье Белого моря (оперативно-информационные материалы). Петрозаводск: 88-105.

Hilden I. 1921. Havaintoja linnustosta Laatokan ulkasaariella // Luonnen Ystävä 25: 53-57.

Hortling I. 1927. En unflykt tili Äyräpäänjärvi// Omis fen. 4, 2: 45-48.

Koskimies P. 1979. Kaijalan linnustosta: Kaijalan Kannaksen sekä Laatokan, Aunuksen ja Äänisen Kaijalan linnustolli sista eriroispiirteistä // Omis karelica 3: 68-89.

Paatela J. 1947. Laatokan itärannikon linnustosta// Omisfen. 3/4: 93-105.

Pakarinen R., Siikavirta H. 1993. Lintuja Kaijalan merella// Linnut 28, 5: 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.