Научная статья на тему 'Гнездование клинтуха Columba oenas в бетонных опорах линий электропередачи на юге Центрального Черноземья'

Гнездование клинтуха Columba oenas в бетонных опорах линий электропередачи на юге Центрального Черноземья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
90
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Соколов Александр Юрьевич

Второе издание. Первая публикация: Соколов А.Ю. 2011. Гнездование клинтуха в бетонных опорах линий электропередачи на юге Центрального Черноземья // Стрепет 9, 1/2: 97-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гнездование клинтуха Columba oenas в бетонных опорах линий электропередачи на юге Центрального Черноземья»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1169: 2613-2617

Гнездование клинтуха Columba oenas в бетонных опорах линий электропередачи на юге Центрального Черноземья

А.Ю.Соколов

Второе издание. Первая публикация в 2011*

В середине ХХ века клинтух Columba oenas был довольно обычным обитателем старых лесов Белгородской и Воронежской областей (Ба-рабаш-Никифоров, Семаго 1963; Новиков и др. 1963). К концу ХХ века численность клинтуха в этих областях существенно сократилась, что совпало по времени с депрессией его популяций на большинстве соседних территорий, а также в ряде других регионов (Нумеров 1996; Недосекин 1997; Белик 2000; и др.). В качестве причин, определявших эту ситуацию, предполагалось влияние широкомасштабных рубок (особенно спелых дубовых лесов), сукцессионные изменения в дубравах (в том числе и на заповедных участках), а также негативное воздействие хищников, в первую очередь лесной Martes martes и каменной M. foina куниц и тетеревятника Accipiter gentilis (Булюк 1993; Нечаев 1993; Недосекин 1997; Белик 2000; Щёголев и др. 2000; Корольков, Миронов 2001; Соколов 2005, 2010а; и др.). Вероятно, нельзя исключать и возможность циклических популяционных колебаний численности.

С появлением региональных «Красных книг» клинтух был включён в основные списки вышедших изданий для Липецкой, Тамбовской и Курской областей, в приложение к Красной книге Белгородской области, а также в основной список готовящегося издания Красной книги Воронежской области (Недосекин 1997, 2006; Щёголев и др. 2000; Корольков, Миронов 2001; Красная книга... 2004; Венгеров, в печати).

На юге Центрального Черноземья неблагополучная ситуация в популяции клинтуха сохранялась и в начале XXI века. Лишь в Бобровском Прибитюжье в 2005 году был отмечен некоторый временный рост его численности (Соколов 2005), что отчасти связывалось с активным расселением желны Dryocopus martius, в дуплах которой клинтух охотно гнездится (Мальчевский, Пукинский 1983; Никифоров и др. 1989). Характер и места встреч свидетельствовали при этом о том, что птицы гнездились преимущественно в лесных массивах.

Для Белгородской области достоверные данные о встречах клинтуха ограничивались сведениями Н.П.Овчинниковой (1979), согласно

* Соколов А.Ю. 2011. Гнездование клинтуха в бетонных опорах линий электропередачи на юге Центрального Черноземья // Стрепет 9, 1/2: 97-101.

которым в середине 1970-х годов этот голубь был ещё достаточно обычным на гнездовании в «Лесу на Ворскле», и В.И.Елисеевой (1984), приводившей его исключительно как пролётный вид для участка «Ямская Степь». В качестве предположительно залётного вида клинтух указывался для участка «Ямская степь», до 1999 года относившегося к Центрально-Чернозёмному заповеднику (Корольков, Миронов 2000). Исключение составляет упоминание о гнездовании клинтуха в «Лесу на Ворскле» заповедника «Белогорье» в публикации О.Ю.Харьковой и И.Р.Бёме (2005). Но достоверность данного сообщения вызывает серьёзные сомнения, так как данные других исследователей и результаты наших исследований (Булюк 1993; Соколов 2010а,б) свидетельствуют о его отсутствии в этом лесном массиве в последние 15-20 лет.

Вместе с тем с 2005 году в центральной части Воронежской области клинтухи (преимущественно пары) сравнительно регулярно регистрировались в гнездовой период на сельскохозяйственных полях вблизи высоковольтных линий электропередачи. Но особое внимание на ЛЭП при этом мы не обращали, хотя поиски мест гнездования клинтухов предпринимались неоднократно. Этими поисками были охвачены преимущественно старовозрастные полезащитные лесополосы и другие древесные насаждения, потенциально подходящие по возрасту.

Естественно, что все эти попытки положительных результатов не принесли. Возможность же гнездования клинтуха в полых бетонных опорах ЛЭП первоначально, как и в случаях, приведённых в статье В.П.Белика с соавторами (2010), даже не рассматривалась. Предварительные предположения на этот счёт были сделаны лишь после ознакомления с материалами упомянутой публикации (Соколов 2011). Она же послужила основным толчком для проведения более тщательного обследования потенциально пригодного для гнездования клинтуха участка в Бобровском Прибитюжье, а также побудила обратить более пристальное внимание вообще на все случаи встреч этого голубя в аналогичных условиях на юге Центрального Черноземья.

Участок двухрядной высоковольтной ЛЭП, идущей от юго-западной окраины города Боброва Воронежской области на северо-восток до села Коршево Бобровского района (фактически параллельно автодороге Бобров—Анна), был специально обследован 4 июня 2011. Общая протяжённость участка составила 16.9 км. Линия электропередачи проходит преимущественно по сельскохозяйственным полям, в нескольких местах почти перпендикулярно пересекая лесополосы. В самом начале обследованного участка примерно 6 км она тянется по окраине Боброва, где местами заходит на индивидуальные хозяйственные участки. В общем эта ЛЭП идёт по плакорам возвышенного правобережья реки Битюг на удалении в среднем 3-5 км от поймы. Следует подчеркнуть, что ранее выявленные на опорах ЛЭП гнездовые группировки клин-

туха были привязаны преимущественно к речным долинам (Белик и

др. 2010).

Согласно результатам проведённого учёта, минимальное число гнездящихся пар составило 16, максимальное — 21 (более точные данные получить не удалось, так как некоторые птицы, особенно в самых плотных поселениях, перемещались с места на место). Следует полагать, что в целом на данной ЛЭП обитает больше птиц, которые могли гнездиться в опорах и к северо-востоку от села Коршево. Обследование этого участка запланировано на 2012 год.

Ещё два клинтуха (возможно, пара) были встречены 16 июня 2011 на южной окраине посёлка Ясенки Бобровского района, примыкающего к юго-западной окраине Боброва, на другой ЛЭП, ответвляющейся от уже обследованной (примерно в 4 км от начала описанного выше маршрута).

В ходе учёта 4 июня 2011 неоднократно наблюдалось проявление территориальности у самцов из соседних пар, заключавшееся в демонстративных вылетах навстречу друг другу; кроме того, у одного самца отмечено непродолжительное токование.

На территории Белгородской области в ходе экспедиционных выездов, предпринятых сотрудниками заповедника «Белогорье» с августа 2007 по конец 2009 года, клинтух не был встречен даже на пролёте (Соколов 2010б). Впервые как пролётные, так и по всем признакам размножавшиеся птицы были встречены только в 2010 году. В частности, одна пара, видимо, гнездилась на юге области в окрестностях села Нагольное Ровеньского района. На этом участке 5 марта 2010 птица сидела на проводах высоковольтной ЛЭП с полыми бетонными опорами. Там же 29 апреля 2010 наблюдались клинтухи, вылетавшие на кормёжку и водопой и улетавшие обратно к участку старовозрастного ветляника на окраине села Нагольное в пойме реки Сармы. Во второй декаде июня две птицы (возможно, пара) встречены сидящими на проводах ЛЭП с аналогичными опорами в 4-5 км от указанной точки.

В 2011 году детальное обследование данного участка провести не удалось. Тем не менее, 1-2 пары клинтухов были встречены 5 мая 2011 всё на той же ЛЭП в окрестностях Нагольного и ещё 1 пара — в 44.5 км юго-западнее, недалеко от окраины посёлка Ровеньки. При обследовании участка в окрестностях Нагольного 7 августа 2011 встречено 47 клинтухов, стаей сидевших на угловой (при повороте ЛЭП) ажурной металлической опоре. По всей видимости, это были птицы из местных выводков.

Гнездование клинтухов возможно и в местах, где в гнездовой период 2011 года они были встречены на высоковольтных ЛЭП или в их непосредственной близости: в третьей декаде апреля в 5-6 км северо-западнее Белгорода у автотрассы Белгород-Томаровка; 2 июня 2011 в

4.5 км юго-восточнее села Хреновое Бобровского района Воронежской области; у автотрассы Воронеж—Горшечное, примерно в 1 км восточнее посёлка Кузиха Хохольского района Воронежской области.

Несмотря на то, что гнездование клинтухов в пустотелых бетонных опорах высоковольтных ЛЭП в Белгородской и Воронежской областях было выявлено только в 2011 году, наши более ранние наблюдения позволяют предполагать, что в Воронежской области этот вид начал гнездиться на опорах ЛЭП значительно раньше, чем в Белгородской.

Литератур а

Барабаш-Никифоров И.И., Семаго Л.Л. 1963. Птицы юго-востока Чернозёмного

Центра. Воронеж: 1-210. Белик В.П. (2000) 2004. О катастрофическом снижении численности восточноевропейской популяции клинтуха Columba oenas // Рус. орнитол. журн. 13 (258): 355-359. Белик В.П., Ветров В.В., Милобог Ю.В. 2010. Ренессанс клинтуха в Восточной Европе:

демографический потенциал новой адаптации // Стрепет 8, 1: 70-74. Булюк В.Н. 1993. Изменения в населении гнездящихся птиц в высокоствольной дубраве заповедника «Лес на Ворскле» за последние 50 лет // Вестн. С.-Петерб. ун-та 24: 1016.

Венгеров П.Д. в печати. Клинтух // Красная книга Воронежской области. Елисеева В.И. 1984. Состав и структура орнитофауны Центрально-Чернозёмного заповедника // Эколого-фаунистические исследования Центральной лесостепи Европейской части СССР. М.: 104-130. Корольков А.К., Миронов В.И. 2000. Авифауна участков Центрально-Чернозёмного заповедника в Белгородской области // Птицы бассейна Северского Донца 6/7: 10-15. Корольков А.К., Миронов В.И. 2001. Клинтух // Красная книга Курской области. Редкие и исчезающие виды животных. Тула, 1: 83. Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. 2005. Белгород: 1-532. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Недосекин В.Ю. 1997. Клинтух // Красная книга Липецкой области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Липецк: 71. Недосекин В.Ю. 2006. Клинтух // Красная книга Липецкой области. Животные. Воронеж, 2: 96.

Нечаев В.А. 1993. Клинтух // Птицы России и сопредельных регионов: Рябкообразные,

Голубеобразные, Кукушкообразные, Совообразные. М.: 65-79. Никифоров М.Е., Яминский Б.В., Шкляров Л.П. 1989. Птицы Белоруссии. Минск: 1479.

Новиков Г.А., Мальчевский А.С., Овчинникова Н.П., Иванова Н.С., 1963. Птицы

«Леса на Ворскле» и его окрестностей // Вопросы экологии и биоценологии 8: 9-118. Нумеров А.Д. 1996. Класс Птицы Aves // Природные ресурсы Воронежской области. Позвоночные животные. Кадастр. Воронеж: 48-159. Овчинникова Н.П. 1979. Динамика орнитофауны учлесхоза «Лес на Ворскле» за последнее тридцатилетие. Сообщение 1 // Вестн. Ленингр. ун-та 3: 17-25. Соколов А.Ю. 2005. О тенденциях изменения численности некоторых видов птиц в фауне Бобровского Прибитюжья // Стрепет 3, 1/2: 51-56. Соколов А.Ю. (2010) 2012. Изменения орнитофауны участка «Лес на Ворскле» заповедника «Белогорье» в конце XX - начале XXI века // Рус. орнитол. журн. 21 (776): 16761682.

Соколов А.Ю. 2010. Авифауна особо охраняемых территорий Белгородской области // Стрепет 8, 1: 36-59.

Соколов А.Ю. 2011. Гнездовые адаптации некоторых видов птиц в условиях Бобровского Прибитюжья (Воронежская область) // Науч. ведомости Белгород. ун-та. Сер. Естеств. науки 9 (104), 15: 76-80. Харькова О.Ю., Бёме И.Р. 2005. Закономерности расположения гнёзд птиц в дубраве

заповедного участка «Лес на Ворскле» // Беркут 14, 2: 201-214. Щёголев В.И., Соколов А.С., Лада Г.А. 2000. Клинтух // Красная книга Тамбовской области. Животные. Тамбов: 295.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1169: 2617-2618

Водоплавающие птицы в бассейнах крупных рек западных склонов среднего Сихотэ-Алиня

В.Н.Бочарников, С.Г.Сурмач, В.В.Арамилев

Второе издание. Первая публикация в 1991*

Обследование бассейнов рек Бикин и Большая Уссурка (Иман) с 15 мая по 15 августа в 1985-1990 годах. Общая протяжённость лодочных и пеших учётных маршрутов составила около 3.1 тыс. км.

В период сезонных миграций здесь бывают 22 вида уток, 3 вида гусей и лебедь-кликун Cygnus cygnus. К гнездящимся видам относятся чёрная Anas poecilorhyncha и обыкновенная A. platyrhynchos кряквы, касатка Anas falcata, свистунок Anas crecca, трескунок Anas querque-dula, широконоска Anas clypeata, мандаринка Aix galericulata, чернеть Бэра Aythya baeri, чешуйчатый Mergus squamatus и большой M. merganser крохали, каменушка Histrionicus histrionicus.

В нижнем течении реки наиболее высокая плотность населения людей, первичные широколиственные и кедрово-широколиственные леса в значительной степени замещены березняками и осинниками, с вкраплениями участков полей, лесов и марей. Русло рек состоит из густой сети проток и стариц. В низовьях рек плотность населения кряквы и мандаринки составила 10-12 пар, касатки - 6 пар, трескунка - 12 пары/10 км. В нижнем течении Большой Уссурки отмечено гнездование чешуйчатого крохаля с плотностью 1.5-2 пары/10 км, прежде гнездившегося в 80-100 км выше по течению, а также гнездование чёрной кряквы, которая не гнездилась здесь совсем. Плотность гнездования свистунка и широконоски — около 1 пары/10 км. Средняя величина

* Бочарников В.Н., Сурмач С.Г., Арамилев В.В. 1991. Водоплавающие птицы в бассейнах крупных рек западных склонов среднего Сихотэ-Алиня // Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 1: 73-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.