Научная статья на тему 'Гнездование чёрного коршуна Milvus migrans в Капчагайском ущелье (илийская долина, юго-восточный Казахстан)'

Гнездование чёрного коршуна Milvus migrans в Капчагайском ущелье (илийская долина, юго-восточный Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
112
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гнездование чёрного коршуна Milvus migrans в Капчагайском ущелье (илийская долина, юго-восточный Казахстан)»

Шестоперов Е.Г. 1929. Материалы для орнитологической фауны Илийского края

// Бюл. МОИП. Нов. сер. Отд. биол. 38, 1/2: 154-204, 3/4: 205-248. Шнитников В.Н. 1949. Птицы Семиречья. М.; Л.: 1-665.

Янушевич А.И., Тюрин П.С., Яковлева И.Д., Кыдыралиев А., Семёнова Н.И. 1960. Птицы Киргизии. Фрунзе, 2: 1-272.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 754: 1036-1041

Гнездование чёрного коршуна Milvus migrans в Капчагайском ущелье (Илийская долина, Юго-Восточный Казахстан)

Н. Н. Березовиков

Николай Николаевич Березовиков. Лаборатория орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: berezovikov_n@mail.ru

Поступила в редакцию 11 апреля 2012

Черноухий коршун Milvus migrans lineatus (J.E.Gray, 1831), наряду с пустельгой Falco tinnunculus и луговым лунём Circus pygargus, является одной из обычных гнездящихся хищных птиц пойменных тугаёв нижнего и среднего течения реки Или на юго-востоке Казахстана (За-рудный, Кореев 1906; Шестоперов 1929; Шнитников 1949; Корелов 1962). Несмотря на то, что этот хищник сравнительно обычен, сведений о его гнёздах сравнительно мало (за последние 100 лет известно не более десятка!), а особенности гнездовой экологии в Илийской долине остаются практически не изученными.

В связи с этим представляет интерес факт гнездования коршуна в среднем течении реки Или в нижней части Капчагайского ущелья в урочище Тамгалы-Тас или «Писаные скалы» (44°02' с.ш., 76°59' в.д.), в 20 км ниже плотины Капчагайской ГЭС (рис. 1). Это место знаменито великолепными наскальными изображениями Будды и надписями-мантрами на тибетском, монгольском и маньчжурских языках.

В скальных обрывах и отщелках Капчагая сложился интересный орнитологический комплекс, свойственный ксерофитным низкогорьям Семиречья. Здесь гнездятся степная пустельга Falco naumanni, кур-ганник Buteo rufinus, стервятник Neophron percnopterus, кеклик Ale-ctoris chukar, сизый голубь Columba livia, козодой Caprimulgus euro-paeus, удод Upupa epops, городская Delichon urbica и скальная Ptyono-progne rupestris ласточки, майна Acridotheres tristis, розовый скворец

Pastor roseus, галка Corvus monedula, пёстрый каменный дрозд Monticola saxatilis, плешанка Oenanthe pleschanka, большой скальный поползень Sitta tephronota, индийский воробей Passer indicus, жёлчная Emberiza bruniceps и скальная E. buchanani овсянки и другие птицы.

Рис. 1. Нижняя часть Капчагайского ущелья на реке Или. Тамгалы-Тас. 5 мая 2011. Фото С.Курочкина

Рис. 2. Места обитания чёрного коршуна Milvus migrans по берегам реки Или ниже Капчагайского ущелья. 5 мая 2011. Фото С.Курочкина

По берегам реки на выходе из скального ущелья вдоль уреза воды растут отдельные деревья и группы ив Salix songarica и лоха Elea-ganus sp., кое-где имеются куртины тростника, шиповника и селит -

рянки Nitraria sp., в которых поселяются отдельные пары крякв Anas platyrhynchos и лугового луня (рис. 2). Верхняя терраса остепнённая, местами усеянная валунами и обломками скальных пород.

Этот участок реки является наиболее освоенным в рекреационном отношении, так как на отвесных утёсах регулярно проводятся тренировки и соревнования скалолазов, на открытых берегах организуются ежегодные учебно-тренировочные мероприятия спасательных служб, туристические слёты, национальные праздники, киносъёмки и т.п. Часто посещают это ущелье туристы, в том числе и иностранные любители птиц — бёрдвочеры, с целью знакомства с изображениями буддийского божества и другими достопримечательностями. А в выходные и праздничные дни всюду вдоль реки стоят десятки машин с горожанами, приезжающими на отдых и рыбалку.

Рис. 3. Охотящийся коршун Milvus migrans. Тамгалы-Тас. 5 мая 2011. Фото С.Курочкина

Число людей по берегам реки в отдельные дни может достигать от 50 до 100 человек на 10 км ущелья. Тем не менее, несмотря на высокий фактор беспокойства, чёрные коршуны приспособились к обитанию в этих местах, и их можно постоянно наблюдать парящими в местах отдыха людей и около палаточных городков, где они подбирают пищевые отбросы. Особенно охотно они посещают свалки и мусорные ямы. Часто подолгу кружатся над рекой, схватывая с поверхности воды плывущую мёртвую рыбу (рис. 3).

В раскидистой иве на правом берегу Или 5 мая 2011 обнаружено гнездо чёрного коршуна, устроенное в развилке ветвей основного ствола на высоте 4 м от земли. Корпус гнезда сооружён в основном из веток ивы, селитрянки и лоха, в том числе и с колючими иголками. Лоток обильно выстлан шерстью домашних животных и обрывками тряпок.

Кладка содержала 4 насиженных яйца белой окраски с множеством бурых крапин различной величины и формы по всему фону. У одного яйца они были сгущены в пятно в тупом конце (рис. 4).

Рис. 4. Гнездо чёрного коршуна Milvus migrans. Тамгалы-Тас. 5 мая 2011. Фото С.Курочкина

Гнездо было хорошо замаскировано окружающими ветками с зелёной листвой, поэтому было заметно лишь с близкого расстояния. Насиживающая самка подпускала спокойно идущих людей на расстояние 5-10 м и, если они не задерживались рядом, то оставалась на нём, пока они не уходили (рис. 5). Самец летал поблизости или сидел на ближайших скалах (рис. 6). Будучи спугнутой, самка вместе с самцом

Рис. 5. Самка чёрного коршуна Milvus migrans, насиживающая кладку. 6 мая 2011. Фото С.Курочкина.

Рис. 6. Самец чёрного коршуна Milvus migrans, охраняющий участок. 6 мая 2011. Фото С.Курочкина.

кружилась над гнездовой территорией или же они сидели вместе на камнях соседнего склона (рис. 7). Наблюдения за гнездом 5-6 мая показали, что коршуны прекрасно адаптируются к обитанию в экосистемах с повышенными рекреационными нагрузками и вполне способны выживать даже в многолюдных местах, где важнейшим условием для них является достаточная кормность территории, недоступность или скрытность гнезда, отсутствие прямого преследования.

Рис. 7. Самец и самка чёрного коршуна М1Ьы8 migrans на гнездовом участке.

6 мая 2011. Фото С.Курочкина

Упомянутая пара коршунов, несомненно, стала гнездиться на Или в Тамгалы-Тасе сравнительно недавно (в прежние годы их гнёзд здесь не было известно) и привлекательным для них этот участок стал именно из-за наличия кормов, появившихся в результате активной туристической деятельности. Подобных примеров нам известно не мало. Так, в этих же местах, на левом берегу Или, во время съёмок фильма «Кочевник» в 2004 году несколько коршунов постоянно держалось около построенной крепости, а также около городка из юрт и шатров, в которых жила съёмочная группа, но особенно привлекательной для них была многолюдная столовая и мусорные ямы с пищевыми отходами. Не исключено, что именно это обстоятельство и привлекло коршунов на гнездование в Капчагайское ущелье.

Литература

Зарудный Н.А., Кореев Б.П. 1906. Орнитологическая фауна Семиреченского края II Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 7: 146-247.

Корелов М.Н. 1962. Отряд хищные птицы - Falconiformes // Птицы Казахстана.

Алма-Ата, 2: 488-707. Шестопёров Е.Л. 1929. Материалы для орнитологической фауны Илийской долины // Бюл. МОИП. Нов. сер. Отд. биол. 38, 1/2: 154-204. Шнитников В.Н. 1949. Птицы Семиречья. М.; Л.: 1-665.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 754: 1041-1042

Белогорлая плешанка Oenanthe pleschanka vittata остаётся загадкой

Э. И. Гаврилов

Второе издание. Первая публикация в 2002*

Систематическое положение белогорлой плешанки Oenanthe pleschanka vittata (Hemprich et Ehrenberg, 1833) до настоящего времени остаётся неясным. Со времён Э.Хартерта (1910) её считают цветовой морфой плешанки Oe. pleschanka (Lepechin, 1770), от которой самцы и самки отличаются белым горлом. Она изредка встречается от Закавказья (район Баку) до нижнего течения реки Или, а на юг — до восточного Ирана (Хаштаданская котловина) и Северной Индии, в Гилгите (За-рудный 1911; Гаврилов 1970). Объяснение её происхождения гибридизацией Oe. pleschanka с Oe. hispanica (Панов, Иваницкий 1975; Панов 1999) вряд ли можно считать убедительным, поскольку в таком случае привлечение самцами именно белогорлых самок (а такие пары встречал Н.А.Зарудный) в районах, где не живёт Oe. pleschanka или Oe. hispanica, следует признать поистине фантастичным. Нужны дополнительные материалы по гнездованию этой формы. Не известно, образуют ли такие самцы пары с серогорлыми самками плешанки. Возможно, это самостоятельный вид.

В коллекции Института зоологии МОН Казахстана (Алматы) имеется 8 самцов белогорлой плешанки: три с полуострова Мангышлак (13 июня 1947 — Таучик, 22 июня 1947 — Кызылтам; сборы И.А.Долгушина; 10 мая 1965 из окрестностей Шаир; сборы О.В.Митропольского); одна птица с Устюрта (17 мая 1965 из окрестностей Манаты; сборы О.В.Митропольского), одна из Кылылкумов (16 марта 1987, урочище Баймахан, сборы С.Л.Скляренко); две птицы из предгорий Западного Тянь-Шаня (22 апреля 1967, перевал Чокпак; сборы А.П.Нестерова; 22

* Гаврилов Э.И. 2002. Белогорлая плешанка остаётся загадкой //Каз. орнитол. бюл. 2002: 109. Рус. орнитол. журн. 2012. Том 21. Экспресс-выпуск № 754 1 П/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.