Научная статья на тему 'Гнездование черноголового чекана Saxicola torquata в окрестностях "Леса на Ворскле"'

Гнездование черноголового чекана Saxicola torquata в окрестностях "Леса на Ворскле" Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
104
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Н. П.

Второе издание. Первая публикация в 1980 г. Овчинникова Н.П. 1980. Гнездование черноголового чекана {Saxicola torquata L.) в Борисовском районе Белгородской области//Вестн. Ленингр. ун-та 21: 35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гнездование черноголового чекана Saxicola torquata в окрестностях "Леса на Ворскле"»

вались очень редко. Порой было видно, как взрослые приносили корм слёткам, державшимся среди густой растительности. Несколько раз птиц удалось хорошо рассмотреть. Обращали на себя внимание длинная широкая светлая бровь, более тёмный по сравнению со спиной верх головы, а также манера задирать хвост, несвойственная другим камышевкам.

Описанная встреча произошла примерно в 11 км к северу от того места, где Н.П.Овчинникова нашла гнездо тонкоклювой камышевки.

Литература

Зарудный Н.А. 1892. Птицы долины р. Орчика и окололежащей степи //Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 1: 138-155.

Овчинникова Н.П. 1999. Птицы водно-болотных стаций окрестностей заповедника “Лес на Ворскле” (Белгородская область) IIРус. орнитол. журн. 8 (70): 10-23.

Ю 03

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 293: 630-634

Гнездование черноголового чекана Saxicola tor quota в окрестностях “Леса на Ворскле”

Н.П. Овчинникова

Второе издание. Первая публикация в 1980*

Ареалы целого ряда видов птиц в настоящее время быстро меняют свои границы. Любые сведения о птицах, осваивающих новые места, представляют большой интерес. В предлагаемом сообщении излагаются материалы по экологии черноголового чекана Saxicola torquata в Борисовском районе Белгородской области, заселённом этим видом сравнительно недавно.

Черноголовый чекан образует на территории СССР пять подвидов. Территориально ближе всего к упомянутому району восточные границы ареала подвида S. t. rubicola Linnaeus 1766 — европейского черноголового чекана, который, по данным Н.А.Гладкова (1954), распространён в западных частях Украины, где встречается изредка к северу до Волыни, к востоку спорадически распространён, возможно, до Киева (требуются уточнения), на юг — до Херсона. Гнездится в Крыму и в западных частях Кавказа. А.И.Иванов (1978) также проводит границу ареала этого вида в западных частях СССР по линии Молдавия—юго-западная Украина (включая Киевскую обл.)—Крым—Предкавказье. Факт установления регулярного гнездования черноголового чекана в Борисовском районе Белгородской области заставляет отодвинуть восточную границу ареала этого вида минимум на 280-300 км к востоку.

* Овчинникова Н.П. 1980. Гнездование черноголового чекана (&шсо/а torquata Ь.) в Борисовском районе Белгородской области//Вестн. Ленингр. ун-та 21: 35-38.

Первые наблюдения, относящиеся к черноголовому чекану, датируются 27-28 июля 1962, когда в окрестностях учебного лесхоза Ленинградского университета “Лес на Ворскле” в трёхлетних посадках, расположенных у оврага близ усадьбы, Г.А.Новиков обнаружил самца и выводок уже хорошо летающих молодых (Новиков и др. 1963). Один из молодых и самец были добыты.

В последующие годы одиночные токующие самцы отмечались весной на склонах высокого берега Ворсклы в районе усадьбы учлесхоза и расположенной поблизости школы-интерната, но не регулярно (апрель-май 1967, 1968, 1971). Однако более детальных наблюдений за этим видом в те годы не проводилось.

Начиная с 1973 года черноголовые чеканы стали гнездиться регулярно каждый год. Численность их возрастала, пока они не заняли почти все наиболее подходящие для их гнездования места в ближайших окрестностях учлесхоза. Динамика численности чеканов по годам представлена ниже:

Годы 1973 1974 1975 1976 1977 1978

Число пар 2 3 4 4 2 2

В 1976 г. каждая из четырёх гнездившихся пар занимала по одному из четырёх оврагов, расположенных в ближайших окрестностях учлесхоза. По-видимому, такое распределение птиц на местности следует считать для данных условий оптимальным. Наблюдения за территориальным поведением чеканов показало, что расстояние между гнёздами определялось расстоянием между соседними оврагами, при этом минимальная дистанция между парами равнялась приблизительно 100 м. При попытке одного из поющих самцов на наиболее близко расположенных участках перемещаться в сторону соседа возникали территориальные конфликты.

Черноголовые чеканы обитают в Борисовском районе спорадично, что, по-видимому, вообще свойственно этому виду и в других местах (Гладков 1954). Кроме ближайших окрестностей учлесхоза, где они встречаются теперь ежегодно в числе 2-4 пар, выводок этих птиц, только что покинувший гнездо, был встречен возле Борисовского рыбхоза (примерно в 10 км от учлесхоза) на остепнённом склоне, изрезанном оврагами, 14 июля 1976.

Весенний прилёт детально не прослежен, достоверно лишь, что появляются чеканы на месте гнездования не позднее второй половины апреля. Так, в 1974 г. с затяжной и холодной весной один из самцов был встречен на занятом им гнездовом участке 19 апреля. Он активно токовал, перелетая от дерева к дереву в радиусе 50-70 м, выбирая точки повыше, но чаще пел сидя на одной ветке. Иногда слетал с позывом на землю, резко дёргал хвостом. Такая интенсивная двигательная и звуковая активность наблюдается обычно только в первые дни после прилёта, до образования пары. В дальнейшем самец держится на более ограниченном участке и не так заметен.

Излюбленными местами гнездования черноголовых чеканов в Борисовском районе являются остепнённые склоны, на которых имеются овраги. Большинство известных нам гнёзд (п = 15) было устроено в обнажениях оврагов, недалеко (в 1-2 м) от верхнего их гребня. Одно из гнёзд было найдено в стенке глубокого рва, отделяющего лес от кладбища, и ещё одно — на бугре, расположенном вблизи обрывистого берега Ворсклы, с оврагом, в

котором обычно и гнездились чеканы. Бугор площадью 3x4 м имел очень неровную каменистую почву и порос густой высокой полынью. Это было единственное гнездо, расположенное не на крутом склоне оврага или рва. Но оно так же, как и другие, было помещено в пещерку, образованную неровностями почвы. Обычно гнездо имеет естественную крышу, образованную грунтом. Часто оно закрыто нависающей над ним травой, так что найти его бывает очень трудно. Гнездо, найденное в стенке рва, было защищено спереди ещё пучком колючей проволоки от старой изгороди, окружавшей когда-то лес и играющей также роль присады для птиц.

Размеры одного из гнёзд, см: наружный диаметр 13.5, диаметр лотка 7.0, глубина лотка 3.4. Наружные стенки образованы сухими травинками, небольшим количеством сухих веточек. В основание и стенки гнезда вплетён зелёный мох. Внутренняя выстилка состоит из сухих травинок, перьев (главным образом куриных, подчас довольно грубых), шерсти домашних животных (коз, коров, собак). Интересно, что рядом с описываемым гнездом находилась выстланная мхом ямка от другого гнезда, более старого. Не исключено, что птицы гнездились два раза подряд в одном и том же месте (расстояние между гнёздами составило 15 см). Экспозиция склонов оврагов, в которых располагались гнёзда, была различной.

Черноголовые чеканы в описываемой местности успевают воспитать два выводка за лето. Гнездятся они очень дружно, так что фенологические сроки для отдельных пар совпадают часто с точностью до одного дня. Первые выводки обычно покидают гнёзда в третьей декаде мая, реже — в начале июня (21 мая 1974; 23 мая 1975; 25 и 29 мая и 2 июня 1976), вторые — в середине июля (15 и 17 июля 1974; 14, 18, 18 и 19 июля 1976; 13 июля 1977). В первом выводке обычно бывает 5 птенцов, во втором число их колеблется от 2 до 5.

Родители держатся с молодыми первого выводка 3-3.5 недели, второго — 3.5-4 недели после оставления птенцами гнезда. Интересно, что в 1974 и 1976 гг. наблюдались 3 попытки чеканов гнездиться в третий раз. 21 июля 1974 выводок молодых, оставивший гнездо около 15 июля, держался во дворе крайнего дома одной из улиц посёлка Борисовка. Кормил птенцов только самец, собиравший корм тут же, на дороге. Самка уже спустя 6 дней после вылета молодых обнаружила явно гнездовое поведение и почти не принимала участия в воспитании выводка. Она хоть и летала иногда на позывы птенцов, но не кормила их и большей частью находилась у песчаного обрыва, поросшего куртинами травы, на остепнённом склоне, расположенном в 15-20 м от домов. Поведение её явно обнаруживало намерение гнездиться. Она всё время держалась в радиусе 7-10 м от одной точки, ныряла в невысокую траву на середине обрыва, либо садилась на травинку поблизости, взмахивала крыльями, издавала “чекающие” позывы, а затем снова опускалась на землю в одном и том же месте. Гнездовой материал она, однако, не носила. Самец иногда прилетал, пел над самкой, которая при этом вылезала на порог из пещерки, озиралась, потом снова ныряла туда. В последующие дни (22, 24, 27, 30 июля) самка продолжала держаться возле этого места. Иногда надолго исчезала: по-видимому, рассиживалась. Самец с каждым днём всё меньше уделял внимания выводку, но зато чаще наблюдался нами возле обрыва, которого придерживалась самка, в то время

как слётки продолжали находиться на прежнем месте (во дворе крайнего дома). Иногда самка подлетала к самцу и выпрашивала у него корм. Гнезда (если оно существовало) найти не удалось. Возможно, попытка третьего гнездования окончилась ничем. Однако 19 сентября в ближайших окрестностях мы наблюдали пару черноголовых чеканов. Птицы держались вместе, беспокоились, самец с кормом опускался в траву у обрыва. Судя по поведению, у них были птенцы. Как уже было сказано, гнёзда черноголовых чеканов найти бывает очень нелегко. Путём обманных движений птицы дезориентируют наблюдателя, гнездо же обычно спрятано в укрытии и очень хорошо замаскировано нависающей травой.

Обязанности между родителями распределены довольно чётко: самец охраняет гнездо в течение всего гнездового периода, находясь всегда поблизости от него на каком-нибудь возвышающемся предмете (дереве, проводах, высокой травинке). Самка насиживает кладку и обогревает птенцов, при этом у отдельных пар возможно небольшое участие самца — об этом пишет и Н.А.Гладков (1954). Когда появляются птенцы, оба партнёра кормят их, но главная роль при этом, как правило, принадлежит самке, в то время как самец продолжает выполнять и первую функцию. Самка держится более незаметно. Однако незадолго до оставления птенцами гнезда она начинает наряду с самцом проявлять сильное беспокойство при появлении наблюдателя.

Родители держатся с первым выводком, как уже упоминалось, обычно около трёх недель, затем приступают ко второму гнездованию. Но связь молодых первого выводка со взрослыми птицами, особенно с самцом, продолжается зачастую гораздо дольше. Например, в 1962 г. Г.А.Новиков наблюдал 27-28 июля самца и выводок хорошо летающих молодых, причём молодые самцы уже почти не отличались по окраске от старого. Величина семенников у взрослой птицы равнялась 6x5, у молодого самца — 4x3 мм. 11 июля 1976 самец охранял гнездо со вторым выводком, а неподалёку от него держались два больших, хорошо летающих птенца. Нередко, если самка спешит приступить ко второму гнездованию, предыдущий выводок остаётся на попечении самца, который докармливает первых птенцов и охраняет новое гнездо. Особенно чётко эта тенденция проявляется в случаях попытки третьего гнездования. Вообще же связь между партнёрами обычно очень тесная и продолжается до отлёта. Взрослые чеканы, встреченные в середине сентября, держались тесными парами, всюду следовали друг за другом.

Линька у черноголовых чеканов начинается в июле, особенно бурно птицы линяют в конце этого месяца и в августе. Таким образом, второй выводок они докармливают в состоянии сильной линьки.

Кормят птенцов чеканы различными мелкими насекомыми. Специально питание птенцов не изучали, но визуальные наблюдения за птицами, кормящими гнездовых птенцов и слётков, показали, что птицы носят птенцам мелких жуков, зелёных гусениц. Часто чеканы ловят в непосредственной близости от гнезда различных двукрылых, а также других летающих насекомых. При этом движения их напоминают иногда мухоловок: они ловят добычу на лету, подстерегая её, сидя на вершине дерева и взлетая, как мухоловки (только без пируэтов). Один из самцов, кормивший уже больших слётков, собирал на дороге мотыльков и, не отрывая им крылья, отдавал

молодым. В некоторых случаях корм ищется в густой траве, куда чеканы ныряют с какой-нибудь присады.

Самая поздняя встреча чеканов датируется 29 сентября 1974. Более поздних наблюдений не проводилось.

Судя по особенностям экологии, а также по морфологическим признакам, популяция черноголовых чеканов в Борисовском районе Белгородской области должна быть отнесена к подвиду 8ах1со1а 1ощиШа гиЫсо1а.

Литература

Гладков Н.А. и др. 1954. Птицы Советского Союза. М., 6: 1-792.

Иванов А.И., Штегман Б.К. 1978. Краткий определитель птиц СССР. Л.: 1-559.

Новиков Г.А., Мальчевский А.С., Овчинникова Н.П., Иванова Н.С. 1963. Птицы “Леса на Ворскле” и его окрестностей ИВопросы экологии и биоценологии 8: 9-118.

Ю 03

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 293: 634-642

Влияние скопы Pandion haliaetus на биогеоценозы её гнездовых местообитаний

Ю.Н.Нагайцева

Кафедра зоологии и экологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Кибальчича, д. 6, корп. 5, Москва, 129278, Россия

Поступила в редакцию 5 апреля 2005

Новая научная проблема, интенсивно разрабатываемая в последние десятилетия — изучение орнитогенного воздействия на среду обитания. До недавнего времени внимание учёных привлекали только колониальные поселения птиц, где наиболее заметно проявляется их влияние на занимаемые биотопы. На примере колониальных поселений чаек Larus, грачей Corvus frugilegus, серых цапель Ardea cinerea и некоторых других птиц было установлено, что такого рода средопреобразующая деятельность может существенно влиять на организацию локальных биоценозов (Рахилин 1970; Семаго 1975; Бреслина 1987; Втюрина 2001; Недосекин 2003).

Специальных исследований такого плана для одиночно гнездящихся птиц не проводилось. В литературе встречаются лишь отдельные упоминания о влиянии на окологнездовые фитоценозы крупных чаек и хищных птиц: сапсана Falco peregrinus, филина Bubo bubo, орлана-белохвоста Hali-aeetus albicilla (Успенский 1972; Карпович, Пилипас 1975; Калякин 1989; Белко 1995). В настоящей статье приведены результаты комплексных исследований средопреобразующего воздействия хищных птиц на гнездовые местообитания, начатые А.В.Кузнецовым и Е.Б.Груздевым (1998) и продолженные автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.