Научная статья на тему 'Гнездование большой синицы Parus major в земляной норе'

Гнездование большой синицы Parus major в земляной норе Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
173
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Белик В. П.

Второе издание. Первая публикация в 1999 г. Белик В.П. 1999. Гнездование большой синицы в земляной норе // Кавказ. орнитол. вестн. 11: 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гнездование большой синицы Parus major в земляной норе»

была добыта 20 ноября (н.с.) 1897 (Зарудный 2003). Для Западной Эстонии известны редкие случаи зимовки выпи: в заливе Матсалу в 1934 и 1975 гг. и в заливе Казелахт в 1983 г. (Polma 1994). Для Ленинградской области о зимовке выпи ранее не сообщалось.

На юго-западной окраине Петербурга, в низовьях впадающей в Финский залив реки Красненькой, 16 февраля 2006 я обнаружил на снегу следы выпи. 17 февраля при подходе к этому месту вспугнул птицу, державшуюся у самой воды. После этого поднимал выпь ещё два раза. Каждый раз она улетала вглубь тростниковых зарослей. В течение февраля, марта и первой декады апреля 2006 г. на этом участке, на левом берегу Красненькой, я продолжал регулярно встречать следы выпи.

Литература

Зарудный Н.А. 2003. Птицы Псковской губернии // Рус. орнитол. журн. 12 (237):

1047-1066 (1-е изд. в 1910). Ильинский И.В., Пчелинцев В.Г., Фетисов С.А. 1997. Наблюдения за гнездованием выпи Botaurus stellaris в Себежском Поозерье (Псковская область) // Рус. орнитол. журн. 6 (17): 16-21. Кудрявцева М.Ю. 1999. Ранневесенняя встреча выпи Botaurus stellaris на реке

Коваши в Ленинградской области // Рус. орнитол. журн. 8 (66): 26. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и

сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Polma G. 1994. Great Bittern Botaurus stellaris (L.) // Birds of Estonia: Status, Distribution and Numbers. Tallinn: 35.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 359: 666-668

Гнездование большой синицы Parus major в земляной норе

В. П. Белик

Второе издание. Первая публикация в 1999*

Синицы рода Parus весьма пластичны в выборе мест гнездования. Они могут устраивать гнёзда не только в дуплах и искусственных гнездовьях, но и в щелях различных построек, в трещинах скал, в беличьих гайнах, в норах среди древесных корней и т.п. При этом среди

* Белик В.П. 1999. Гнездование большой синицы в земляной норе // Кавказ. орнитол. вестн. 11: 3-4.

палеарктических синиц особенно разнообразными могут быть места гнездования московки Parus ater (Ковшарь 1979; Поливанов, Поливанова 1986; и др.).

Отмеченная особенность экологии синиц связана, возможно, с их филоценогенезом в горных ландшафтах, где они первоначально эволюционировали как склерофилы, какими до сих пор остаются, например, некоторые гималайские виды (Ковшарь 1966; Бёме 1975). Затем, расселяясь на равнины, синицы перешли к сугубо лесному образу жизни, а некоторые из них начали даже самостоятельно выдалбливать гнездовые дупла в стволах деревьев. Но как все первичные склерофилы, они сохранили исконно присущую этой экологической группе птиц высокую пластичность гнездостроительных инстинктов.

Однако сейчас практически все виды синиц являются настоящими дендрофилами, тесно связанными с лесом и древесно-кустарниковой растительностью как местом кормёжки. И встречать синиц на гнездовании в открытой степи, по крайней мере мне, до сих пор не приходилось. Но в мае 1999 года, работая в Усть-Донецком районе Ростовской области, я обнаружил пару больших синиц Parus major, загнездив-шихся в старой норе, вырытой, по-видимому, золотистыми щурками Merops apiaster среди разнотравно-злаковой степной растительности на высоком крутом (около 45°) южном супесчаном склоне коренного берега Дона. Нора располагалась под корнями одиночного, единственного на этом склоне небольшого побега абрикоса, служившего синицам присадой, и примерно в 50 м от редких кустов шиповника, тёрна и другого мелколесья, росшего вдоль лугов у подножия склона.

В день обнаружения, 19 мая 1999, синицы кормили птенцов, писк которых был слышен в норе. При проведении суточных наблюдений за гнездом 23 мая выяснилось, что у пары имелся помощник. Птицы, вынужденные летать за кормом к отдалённому редколесью, у своей норы, лишённой древесного окружения, практически не задерживались, и поэтому здесь лишь изредка одновременно можно было видеть двух особей (20 регистраций), а всех трёх птиц вместе удалось наблюдать у гнезда всего 2 раза. Благодаря присутствию помощника, частота кормлений птенцов была весьма высокой. За день, с 5 ч 15 мин до 20 ч 25 мин, взрослые птицы прилетали с кормом 264 раза. Вечером, после 16 ч 45 мин, синицы изредка появлялись у гнезда, но не забирались в нору, а иногда и вовсе не присаживались на абрикос и тут же вновь улетали за кормом (14 регистраций). Суточная динамика кормления птенцов была типичной для синиц — с пиком активности в утренние часы, с её резким спадом днём, в 10-14 ч, и с небольшим подъёмом во второй половине дня, в 14-17 ч. Синицы кормили птенцов в норе до 25 мая, а 27 мая в мелколесье поблизости был встречен выводок кочевавших слётков, возможно, из этого гнезда.

Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить студентов, помогавших в наблюдениях за гнездом: Т.Популову, В.Козлову, К.Буняеву и др.

Литература

Бёме Б.Р. 1975. Птицы гор Южной Палеарктики. М.: 1-181.

Ковшарь А.Ф. 1966. Птицы Таласского Алатау. Алма-Ата: 1-435.

Ковшарь А.Ф. 1979. Певчие птицы в субвысокогорье Тянь-Шаня: Очерки летней

жизни фоновых видов. Алма-Ата: 1-312. Поливанов В.М., Поливанова Н.Н. 1986. Экология лесных птиц северных макросклонов Северо-Западного Кавказа // Тр. Тебердинского заповедника 10: 10164.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 359: 668

Гнездо большой синицы Parus major в норе береговушки Riparia riparia

А. В. Бардин

Кафедра зоологии позвоночных, биолого-почвенный факультет, Санкт-Петербургский университет, Университетская набережная, 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Поступила в редакцию 6 июня 2007

Гнездо большой синицы Parus major в норе береговушки Riparia riparia нашли во время студенческой практики в «Лесу на Ворскле» (Белгородская обл.) 16 июня 1995. Колония береговых ласточек располагалась в обрывистых стенках оврага на правом берегу Ворсклы, на окраине посёлка Борисовка, к востоку от шоссе Борисовка-Крюково. К оврагу выходили поля, сады, лесопосадки. Кроме 40-50 нор береговушек, здесь было несколько нор золотистых щурок Merops apiaster. Из-за быстрого роста оврага местоположение колонии каждый год менялось. Большая часть норок была вырыта в верхней части обрыва, под слоем дёрна. В старых норах береговушек гнездилось около десятка пар полевых воробьёв Passer montanus (они выкармливали подросших птенцов и слётков). Одна нора береговушек, вырытая под нависшими корнями клёна американского, была занята большими синицами. Обе взрослые птицы кормили птенцов. Подлетая к гнезду с кормом, они присаживались на корни, а затем быстро шмыгали в нору. Судя по срокам, это было повторное гнездование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.