ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1211: 4016-4020
Гнездование беркута Aquila chrysaetos в рекреационной зоне Усть-Каменогорска
Н.Н.Березовиков
Николай Николаевич Березовиков. Отдел орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 13 ноября 2015
В ближайших окрестностях Усть-Каменогорска ещё в 1960-1970-х годах беркут Aquila chrysaetos гнездился в прилегающих к городу западных отрогах Ульбинского хребта и в северных предгорьях Калбин-ского хребта по левобережью Иртыша. Последний раз гнездо с двумя оперёнными птенцами, готовыми к вылету, было найдено 12 августа 1966 в скалах на склоне гор, обращённых Усть-Каменогорскому водохранилищу, недалеко от железнодорожной станции Бахарево, а молодого беркута, опекаемого взрослой птицей, встретили 28 августа 1971 в горах в 6 км восточнее Усть-Каменогорска (Щербаков 2011).
Рис. 1. Река Аблакетка в нижнем течении. 12 июня 2011. Фото А.Ларионова.
В настоящее время ближайшие пункты гнездования беркута в Калбе находятся в 50-60 км южнее и западнее Усть-Каменогорска. Поэтому лишь в качестве исключение можно расценивать случай гнездования пары беркутов в 2005 году на южной окраине этого города в горах по левобережью Иртыша, где река Аблакетка, выходя из увалов Калбинского нагорья, впадает в Иртыш ниже плотины Усть-Камено-
горской ГЭС. Выше Куленовки и дач, в скальном останце на вершине одной из сопок вдоль реки было найдено жилое гнездо беркута (рис. 1 и 2). Устроено оно на небольшом карнизе вдоль отвесной скальной стенки и представляло собой плотный слой веток с утрамбованным лотком, заполненным обломками мелких веточек. Судя по внешнему виду постройки, она использовалось беркутами уже несколько лет.
Рис. 2. Место гнездования беркута АциНа ЛгузаеШ в скальном останце на вершине сопки. Река Аблакетка. 25 июня 2005. Фото В.Фитисова.
Рис. 3. Гнездо беркута АциНа chrysaetos с птенцами. Аблакетка. 25 июня 2005. Фото В.Фетисова.
Рис. 4. Птенцы беркута Aquila chrysaetos. Аблакетка. 25 июня 2005. Фото В.Фетисова.
При осмотре гнезда беркута 25 июня 2005 в нём находилось два оперяющихся птенца, заметно различающихся по степени развития оперения. Если у старшего голова была уже полностью покрыта коричневыми перьями, то у младшего она была ещё наполовину покрыта белым пухом. Оперение ног — «штаны» — у обоих было ещё белым. Маховые и рулевые перья у своего основания были в пеньках (рис. 3 и 4). При следующем посещении 23 июля в гнезде оставался лишь один птенец, слетевший при приближении человека. Второй молодой вылетел раньше и находился на соседних камнях. При вспугивании он хорошо летал. В эти же сроки — в третьей декаде июля — вылетают птенцы из большинства гнёзд и в других частях казахстанского Алтая (Березовиков, Воробьёв 2010).
Судя по остаткам пищи у гнезда, беркуты выкармливали птенцов длиннохвостыми сусликами Spermophilus undulatus, которые обычны на верхней лугово-степной террасе Аблакетки и в межсопочных долинах. Во второй-третьей декадах июня у сусликов уже был молодняк, выбравшийся из нор на поверхность, что обеспечивало орлам успешную их добычу (рис. 5 и 6). Сурки Marmota baibacina, также охотно используемые в пищу беркутами, в ближайших окрестностях этого гнезда не встречались.
Нахождение беркута на гнездовании в нижнем течении Аблакетки неожиданно и удивительно, так как в этих местах постоянно выпасается скот, а в выходные дни часто появляются туристы и отдыхающие.
Тем не менее, не смотря на повышенные рекреационные и пастбищные нагрузки, беркуты успешно воспитали птенцов. Возможно, большую роль в этом сыграла неприметность в расположении гнезда. Однако на следующий год они уже не поселились в этом гнезде. Пустующим оно было и в последующие 9 лет.
Рис. 5. Длиннохвостый суслик ЗрегшорЫ1ш ишйиЫш — излюбленный корм беркута. Река Аблакетка. 12 июня 2011. Фото А.Ларионова.
Рис. 6. Семья длиннохвостых сусликов ЗретшорЫ1ш ишйи1а1ш у норы. Река Аблакетка. 12 июня 2011. Фото А.Ларионова.
Во второй половине ХХ столетия левобережье Иртыша между устьями речек Аблакетка и Уланка представляло собой сельскохозяйственную зону с небольшими деревнями и полями, а прилежащая холмисто-увалистая гряда Калбинского нагорья использовалась главным образом под пастбища, сенокосы и земледелие. Существенные изменения
произошли в 1970-е годы с началом строительства комбината шёлковых тканей (КШТ), а в 1980-е годы у подножия горы Чечек возник большой городской микрорайон. В последующие 25 лет по всему левобережью и прилежащим калбинским отрогам появились дачные посёлки, и горы постепенно утратили своё былое значение как место обитания беркутов и других хищных птиц. Поэтому приводимый факт обнаружения гнезда беркута на Аблакетке является, пожалуй, одним из последних свидетельств гнездования этого орла в пригородной зоне Усть-Каменогорска.
Выражаю признательность В.Фитисову и А.Ларионову (Усть-Каменогорск) за предоставленные фотографии.
Литератур а
Березовиков Н.Н., Воробьёв И.С. 2010. Хищные птицы Нарымского хребта (Южный
Алтай) // Рус. орнитол. журн. 19 (544): 90-98. Щербаков Б.В. 2011. Беркут Aquila chrysaetos на Западном Алтае // Рус. орнитол. журн. 20 (660): 1069-1071.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1211: 4020-4022
Второй залёт обыкновенного скворца Sturnus vulgaris на южное побережье Магаданской области
И.В.Дорогой
Игорь Викторович Дорогой. Институт биологических проблем Севера ДВО РАН. Магадан, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 15 ноября 2015
В пределы русского Дальнего Востока до недавнего времени были известны лишь редкие залёты обыкновенного скворца Sturnus vulgaris в Приморье (Елсуков 1974; Глущенко, Шибнев 1977), Среднее и Нижнее Приамурье (Бабенко 2000), а также на север Сахалина (Нечаев 1991). В последние годы отмечены случаи залётов скворцов в Верхнее Приамурье (Дугинцов 2014), в Приморский край (Шохрин 2014) и на острова Сахалин и Кунашир (Аббакумов 2015); при этом для окрестностей посёлка Ноглики зарегистрирован случай гнездования (Вальчук и др. 2014). Залёты и единичный случай гнездования обыкновенного скворца отмечены также на Камчатке (Рождественский, Курякова 2012; Курякова, Рождественский 2015).