Научная статья на тему 'Глянцевый журнал как тип издания (на примере журналов по туризму)'

Глянцевый журнал как тип издания (на примере журналов по туризму) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5132
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ / ГЛЯНЦЕВЫЕ ИЗДАНИЯ / ТУРИЗМ / РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демина Н. В.

Рассматривается содержание понятия «глянцевый журнал», особенности глянцевых журналов и их отличие от других периодических изданий. Дана характеристика наиболее популярных журналов по туризму «Вояж», «Мир путешествий», «Вояж и отдых»; определены отличительные особенности каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глянцевый журнал как тип издания (на примере журналов по туризму)»

Таким образом, Андрей Тарковский говорит своим искусством, что выход из цивилизационного кризиса в условиях глобализации возможен в случае усилий каждого человека в отдельности. Человек должен выстроить свое культурное пространство с родными для него образами, преодолеть свою гордость и остановить бешеный поток времени, созерцая мир.

Литература

1. Туровская М. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991. 255 с.

2. Филиппов С. Теория и практика Андрея Тарковского. www.kinozapiski.ru

3. Тарковский А.А. Запечатленное время // Вопросы киноискусства. Вып. 10. М.: Наука, 1967. То же. //Искусство кино". 1967, № 4.

4. Зачем прошлое встречается с будущим? Беседа с кинорежиссером, ведет и комментирует О. Евгеньева // Искусство кино. 1971, № 11.

5. Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. М.: Вагриус, 2004. 525 с.

6. Тарковский А. Последнее интервью // Мир и фильмы Андрея Тарковского. М., 1990. с. 325

7. Божович // Мир и фильмы Андрея Тарковского. Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма. М.: Искусство, 1991.

8. Тарковский А.А. Кино — занятие нравственное / http://www.tarkovsky.nm.ru/andrei.htm УДК 070

ГЛЯНЦЕВЫЙ ЖУРНАЛ КАК ТИП ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛОВ ПО ТУРИЗМУ)

Н.В. Демина, студент,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Рассматривается содержание понятия «глянцевый журнал», особенности глянцевых журналов и их отличие от других периодических изданий. Дана характеристика наиболее популярных журналов по туризму — «Вояж», «Мир

путешествий», «Вояж и отдых»; определены отличительные особенности каждого из них.

Ключевые слова: типы периодических изданий, глянцевые издания, туризм, реклама.

К российскому туризму как к одной из наиболее перспективных отраслей приковано сегодня внимание экономистов, историков, филологов, культурологов и других специалистов. Вносят свою лепту в этот процесс и ученые нашего вуза. Можно сослаться на учебное пособие «Советское зазеркалье» [1], полностью основанное на архивных материалах, и на другие работы. Над изучением различных аспектов туристической отрасли работают и студенты. Наименее исследован, на наш взгляд, информационный сервис отрасли, хотя сегодня, по нашим предварительным данным, издается около шестидесяти газет и журналов. Среди них примерно двадцать можно отнести к глянцевым изданиям.

Термин «глянцевый» по отношению к журналу появился недавно и произошел от слова «глянец». Словари дают такое определение:

Глянец — блеск начищенной или отполированной поверхности. Глянцевый — очень блестящий [Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. с. 130.]; Глянец — нем. лоск, лак, политура или полировка, гладь, блеск, зеркальность;

Глянцевый, а в меньшей степени: глянцевитый, лощеный, лоснящийся, под лоском, лаковый, полированный, гладкий, зеркальный, блестящий. [Толковый словарь В.И. Даля.-М.; «Русский язык», 1978, т. I, с.360.].

Выделим слова «блеск» и «лоск», «полировка» и «очень блестящий»,

«зеркальный», «лоснящийся», из которых и складывается смысл термина «глянцевый журнал». Предположительно глянцевый — это блестящий, сделанный из глянцевой бумаги, с яркой блестящей (обложкой). Нельзя исключить и другие слова — полированный, лощеный, лоснящийся, характеризующие некую искусственную идеальность журнала.

Четкого и однозначного определения типа глянцевого журнала найти не удалось, но из того, что предлагают исследователи М.В. Шкондин, И.И. Засурский, С. Альперина, Г. Шостак, Р. Ямпольская и др., на наш взгляд, следует придерживаться следующего определения: глянцевый журнал — это журнал, который призван формировать у читателя определенный стиль жизни, рассчитанный на успех, и который адресован людям с довольно высоким уровнем жизни. Некоторые статьи («Глянцевые журналы», «Собрались издавать глянцевый журнал? Запаситесь деньгами и терпением. Опыт Красноярска», «Продвинутое чтиво») содержат более конкретную характеристику того, что понимают под высоким уровнем жизни и обеспеченностью. По мнению Д. Тюменцева [2], это ежемесячный заработок в несколько тысяч долларов, дорогая одежда, швейцарские часы,

автомобили премиум класса и т.п. А. Поликовский [3], в статье «Продвинутое чтиво», утверждает, что именно глянцевый журнал задает моду и ритм жизни состоятельного человека.

Статья «Собрались издавать глянцевый журнал?», опубликованная на сайте электронного журнала «Практика рекламы» [1], рассказывает читателю о том, каковы особенности и отличия глянцевого журнала от других периодических изданий, а также о том, как он создается и какова политика продвижения такого типа журнала на рынок потребителя.

Оперируя приведенным выше определением глянцевого журнала, мы выделили журналы по туризму, обладающие, по нашему мнению, качествами глянцевых: «Вояж», «Вояж и Отдых», «Вокруг света», «Сити отдых», «Московское путешествие» и др., всего 22 издания. Среди них есть как российские, так и русские версии зарубежных изданий, например: «Всемирные путешествия», «Сити отдых», «Путешествие + Досуг» и другие.

Глянцевый журнал «Вояж» — весьма авторитетное издание. Издается в Москве с 1994 года, выходит по пятницам тиражом до 50 тыс. экз. Иллюстрированный и хорошо оформленный, «Вояж» адресован высшим слоям общества, знакомит читателей с популярными курортами и еще неизведанными уголками Земли, ориентирует в выборе оптимальных маршрутов. Статьи журнала посвящены новостям, истории, культуре и другим темам. Основные рубрики — «Панорама» и «Путешественник». «Панорама»

рассказывает о самых далеких и недоступных местах планеты. Здесь публикуются эксклюзивные фотоснимки и захватывающие истории путешественников.

Во втором разделе помещают рассказы о профессиональных и непрофессиональных путешественниках. Героями здесь выступают известные личности: Р. Киплинг, Н. Гумилев, С. Рерих и др.

Распространение журнала осуществляется через крупнейшие оптовые и розничные компании «Логос», «Метрополитеновец», «Пресс Хаус», «Тверская 13», «Пресс Экспо», а также через крупные супермаркеты, фитнес-центры, аэропорты, спортивные магазины и посольства.

Глянцевый журнал «Мир путешествий» — издание международного уровня об экзотическом, экскурсионном туризме. Реклама в нем представлена в виде статей, очерков, что придает изданию оригинальность. Она красочна, рекламируются товары и услуги ведущих фирм и организаций, представлены также каталоги маршрутов. Журнал проводит конкурсы и награждает победителей призами и подарками. Проводятся конкурсы и викторины. Темы конкурсов интересны и побуждают к освоению новых

знаний («Дикая природа», «Альпинизм», «Подводный мир» и др.). Журнал пользуется популярностью среди спортивных туристов и альпинистов в России и ближнем зарубежье. В поле зрения корреспондентов журнала — памятники старины, искусства и архитектуры, с затерянными уголками природы, экстремальными видами спорта, восхождениями на высочайшие вершины мира. Интерес вызывают путевые очерки, статьи, консультации и рекомендации ведущих спортсменов, стихи и песни — современные и прошлых лет. Раздумьями о смысле путешествий и красоте увиденного делятся известные путешественники и спортсмены, деятели культуры и искусства. «Мир путешествий» — это иллюстрированный «отчет» о совершенных путешествиях, а также приветствия и поздравления с успешным возвращением и юбилейными датами.

Известный российский журнал о туризме и для туристов «Вояж и отдых» издается на протяжении десяти лет. Объем более 150 страниц, тираж — около 50 тыс. экз.

Основная задача, которую ставят перед собой издатели, состоит в том, чтобы сформировать среди российских туристов моду на направления. Он обращен к состоявшемуся в жизни и в профессии человеку, требовательному, взыскательному, разборчивому, мотивом выбора которого является не сиюминутная популярность, а качественные характеристики. «Вояж и Отдых» читают люди, часто путешествующие и предпочитающие нестандартный отдых.

Основные темы и рубрики издания посвящены отелям, экскурсиям, инфраструктуре курортов и всему, что связано с туризмом.

По итогам конкурса, проведенного Ассоциацией распространителей печатной продукции, журнал признан лидером продаж 2004 года в тематической группе «Туризм и путешествия». Конкурс проводился по номинациям, соответствующим основным тематическим группам периодических изданий. На конкурс было представлено более 150 наименований газет и журналов. Победители определялись на основе данных о продажах каждого из них, представленных ведущими компаниями — распространителями, и экспертных оценок членов Правления ассоциации. С апреля 2006 года журнал расширяет зону своего распространения за счет появления на бортах самолетов авиакомпании «ВИМ-АВИА».

Самым давно издаваемым и интересным глянцевым журналом является журнал «Вокруг света». Это один из первых журналов в России и в мире научного типа. Он основан в Санкт-Петербурге в 1861 году. Журнал прошел несколько этапов от географического и туристического журнала к познавательному изданию, охватывающему широкий круг тем. В нем публикуют новые взгляды на известные исторические события,

рассказы о знаменитых людях и их судьбах, информация о новых научных открытиях и технических достижениях. Большую часть материалов составляют репортажи, подготовленные специально для журнала. Отметим, что старые журналы значительно отличаются от современных номеров. Рассмотрим, например, один из старых номеров журнала — № 3 за 1946 год.

Журнал выполнен в книжном варианте, на 65 страницах издания опубликовано несколько фотоэтюдов известных фотографов того времени, биография академика Александра Евгеньевича Ферсмана, маршруты его путешествий, трудности, встречающиеся ему на пути, рассказы путешественников, стихи и поэмы известных поэтов и многое другое. Каждая страница журнала иллюстрирована тематическими рисунками. В журнале приводится несколько отрывков из поэмы Самеда ВургунаИ, «Дастан о Баку»|, посвященной историческому прошлому Азербайджана. Поэма сопровождается иллюстрациями В. Милашевского.

В рубрике «Описание» рассказывается об экспедиции на Тянь-Шань. Статья написана участником экспедиции В. Рацек. В номере опубликован рассказ Константина Паустовского «Корчма на Брагинке», поэтому можно говорить о том, что журнал 1946 года относится к литературно-художественному типу.

Статья о Праге, написанная Павлом Мануйловым, иллюстрирована фотоэтюдом Старой площади, изображением Тынского Храма. Красивое, лаконичное описание фотоэтюдов Праги «с высоты птичьего полета», фотографии Башни Карлова моста, реки Влтавы и многих других достопримечательностей этого старинного города. В этом номере журнала «Вокруг света» представлено около двенадцати познавательных рубрик.

В статье «Русские женщины — путешественницы» рассказывается о женщинах, участвовавших в экспедициях. Как отмечает автор статьи, в то время множество русских женщин — географов, геологов, ботаников, топографов наравне с мужчинами участвовали в научных экспедициях, принося свои знания и силы на службу советской науке, а первой русской путешественницей была Мария Прончищева, исследовавшая в 1735 году, совместно с мужем, побережье моря Лаптевых. В статье также рассказывается и о других известных женщинах-путешественницах того времени; об Ольге Федченко, прославившейся путешествиями по Средней Азии, Александре Потаниной, совершившей четыре путешествия в Монголию, Тибет и Китай.

Каждая статья иллюстрируется фотографиями известных русских путешественниц.

1 Выдающийся азербайджанский поэт и драматург, автор песни о Баку.

2 Песнь о Баку.

Сравним журнал 1946 года с современным январским номером 2008 года.

Новый журнал оформлен красочно на бумаге более высокого качества. Вышел тиражом 225 тыс. экз., что значительно больше тиража 1946 года. Количество рубрик в современном номере увеличилось, их около пятнадцати. Наиболее интересные из них — «Феномен», «Дело вкуса», «Арсенал».

Статья «Ретроспектива ложных лиц» (рубрика «Феномен»), посвящена маскам, их историческому развитию, стилю и народам, которые их создали. «Маска имела свойство на время переносить человека в другой мир, где человеческие законы теряли свою силу. На новом витке истории маски стали надевать тайные мужские союзы. Члены такого союза собирались по ночам, надевали маски различных духов или зверей и вершили суд и расправу над нарушителями обычаев». Как отмечает автор статьи, еще недавно африканским представителям власти — сборщикам налогов и даже полицейским — приходилось исполнять свои обязанности в масках, чтобы население их уважало. По маскам определяли иерархию: в камерунском султанате Бамум правитель носил маску леопарда, его придворные — слона, а стражники — быка.

«Дело вкуса» — кулинарный раздел, в котором приглашенный шеф-повар из экзотической страны делится секретами своей национальной кухни. В рубрике рассказывается о правилах приготовления тех или иных национальных блюд и говорится о правилах употребления и приготовления их.

Добавляется в современный номер журнала рубрика «Арсенал». Она дает автолюбителям советы в приобретении нового автомобиля. Сравнивает похожие модели, выделяет достоинства и недостатки каждого из них.

Еще одним отличием старого номера от современного служит изменение самого названия: в 1946 году название журнала выглядело следующим образом: «Ежемесячный географический научно-популярный и литературно-художественный журнал», сегодня название изменилось и стало проще — «Научно-популярный журнал».

Все статьи сопровождаются тематическими иллюстрациями, что подчеркивает красочность и дороговизну этого глянцевого журнала.

Избранный нами метод исследования и описания глянцевых журналов позволил не только составить картотеку с основными характеристиками глянцевых журналов по туризму, но и определить особенности и своеобразие каждого из них.

Литература

1. Багдасарян В.Э., Орлов И.Б., Федулина А.А., Шнайдген Й.Й., Мазин К.А.

Советское зазеркалье. М., 2007

2. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н.,

Соловьев Э.Я., Филиппов А.В. Референт руководителя. М.: Ось-89, 2008. 528 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь. М.: Русский язык, 1978, т. I. с.360.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994, 2-е

изд. С. 130

При подготовке данного сообщения были использованы работы исследователей печати Г.В. Лазутиной, М.В. Шкондина, Л.Г. Свитич, материалы курсов по

реферированию, редактированию и журналистике, которые читались в 8 и 9 семестрах, а также статьи научного руководителя автора (Н.В. Деминой) — доцента Т.В. Гордиенко.

УДК 796.5:338.48

МЕНЕДЖМЕНТ ГОСТИНИЧНО-РЕСТОРАННОГО СЕРВИСА В ТУРИСТСКОЙ

ОТРАСЛИ И.С. Колик, студент,

В.К. Нестерович,

начальник центра повышения квалификации и переподготовки кадров

Институт туризма, БГУФК г. Минск

Процесс глобализации привел к взаимодействию экономических, политических и культурных систем. Наша цель — предложить новый подход к организации управления гостинично-ресторанным комплексом основанный на создании организационной структуры нового типа, с учетом экономических, политических, культурных взаимодействий. Учтены актуальные требования клиента к туристским услугам и сервису. Представленная организационная структура отвечает требованиям современной индустрии гостеприимства. В нашей работе представлено новое видение функционирования ГРК.

Ключевые слова: Экономика, качество, сервис, управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.