Научная статья на тему 'ГЛУБОКИЕ РЕФОРМЫ И НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ Ш.М. МИРЗИЕЕВА: РЕАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ГЛУБОКИЕ РЕФОРМЫ И НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ Ш.М. МИРЗИЕЕВА: РЕАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
165
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Узбекистан / Шавкат Мирзиёев / реформы / демократизация / режим / политические элиты / Uzbekistan / Shavkat Mirziyoyev / reforms / development strategy / democratization

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамажонов Сарвар Сойбжон Угли

Смена президента в Узбекистане представляет собой новое событие на постсоветском пространстве. Новый глава государства Шавкат Мирзиёев сумел инициировать изменения, не дестабилизируя обстановку. Его программа реформ направлена на либерализацию экономики и общества, но при этом политическая система остается в практически нетронутой. Узбекистан также предпринял значительные шаги в направлении политической либерализации: политические элиты различными методами стараются искоренить авторитаризм. Результатом трансформации ожидается не «просвещенный авторитаризм», а демократизация, поддерживаемая альянсом старых и новых элит. Приоритет следует отдавать тем областям, которые наиболее важны для развития открытого общества: поощрение политической конкуренции, поощрение открытых дебатов, содействие независимому участию общества и обеспечение подлинного участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEEP REFORMS AND A NEW DEVELOPMENT STRATEGY OF SH.M. MIRZIYOYEV: IMPLEMENTATION AND ITS MAIN PROBLEMS

The change of the president in Uzbekistan is a new event in the post-Soviet space. The new head of state Shavkat Mirziyoyev managed to initiate changes without destabilizing the situation. His reform agenda is aimed at liberalizing the economy and society, but the political system remains largely intact. Uzbekistan has also taken significant steps towards political liberalization: political elites are trying to eradicate authoritarianism by various methods. The result of the transformation is not expected to be "enlightened authoritarianism", but democratization, supported by an alliance of old and new elites. Priority should be given to those areas that are most important for the development of an open society: promoting political competition, encouraging open debate, promoting independent public participation and ensuring genuine participation. The paper deals with the current topic of reforms of the new President of the Republic of Uzbekistan Sh. Mirzaeva. It is noted that the study of these reforms and the prospects for the development of the situation in Uzbekistan are extremely important from the point of view of the interests of all post-Soviet countries. The aim of the work is to analyze the reforms carried out by the new political elite of Uzbekistan. The article is based on scientific works and expert opinions on the processes taking place in Uzbekistan. As well as used materials of the press, both Uzbek and world.

Текст научной работы на тему «ГЛУБОКИЕ РЕФОРМЫ И НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ Ш.М. МИРЗИЕЕВА: РЕАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

Научная статья УДК 327

Политические науки

ГЛУБОКИЕ РЕФОРМЫ И НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ Ш.М. МИРЗИЕЕВА: РЕАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

С.С. Мамажонов

sarvarbekmamazhonov@gmail.com

СПбГУ г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Смена президента в Узбекистане представляет собой новое событие на постсоветском пространстве. Новый глава государства Шавкат Мирзиёев сумел инициировать изменения, не дестабилизируя обстановку. Его программа реформ направлена на либерализацию экономики и общества, но при этом политическая система остается в практически нетронутой. Узбекистан также предпринял значительные шаги в направлении политической либерализации: политические элиты различными методами стараются искоренить авторитаризм. Результатом трансформации ожидается не «просвещенный авторитаризм», а демократизация, поддерживаемая альянсом старых и новых элит. Приоритет следует отдавать тем областям, которые наиболее важны для развития открытого общества: поощрение политической конкуренции, поощрение открытых дебатов, содействие независимому участию общества и обеспечение подлинного участия.

Ключевые слова: Узбекистан, Шавкат Мирзиёев, реформы, демократизация, режим, политические элиты

Для цитирования: Мамажонов С.С. Глубокие реформы и новая стратегия развития Ш.М. Мирзиеева: реализация и ее основные проблемы // Казанский вестник молодых учёных. 2021. Т. 5. № 5. С. 83-89.

Введение. С тех пор, как в декабре 2016 года президент Шавкат Мирзиёев сменил Ислома Каримова, Узбекистан представил в образе обновляющегося государства. Первоначальные сомнения в том, что новый лидер действительно пойдет с курсом на выход из постсоветской стагнации, развеялись. После 25-летней изоляционной политики при Каримове Мирзиёев немедленно начал реформы, призванные подготовить почву для экономической либерализации, привлечь внешние инвестиции для развития неиспользованного экономического потенциала и вывести Узбекистан на уровень развитых стран. Главные цели государственной программы развития стали - преобразование в рыночную экономику, модернизация управления и либерализация общества. Президент Мирзиеев, представляющий себя персонифицированным реформатором, неустанно подчеркивает стратегическую важность реформ и агитирует за поддержку проекта.

Во всех отношениях переходный период в Узбекистане представляет собой новинку на постсоветском пространстве: сценарий мирной смены власти действующим лицом режима, обещающий фундаментальные политические перемены, считался крайне маловероятным. Борьба за власть внутри элит и общественные беспорядки рассматривались как более вероятные (как в Кыргызстане 2005 г., украинском «Евромайдане» 2013 г. и др.) или новый лидер, продолжающий старый политический курс (Азербайджан 2003 г., Туркменистан 2006 г. и Казахстан 2019 г.).

Это поднимает вопрос о целях и длительности переходного периода в Узбекистане. Программа реформ, изложенная в Стратегии развития на 2017-2021 годы, является настолько амбициозной, что ее реализация, по-видимому, потребует мобилизации всех соответствующих участников. Многие из предлагаемых мер политики на самом деле предназначены для закрепления концепции реформы как внутри элит, так и во всем обществе, а это в свою очередь приведёт к обеспечению необратимости изменений. Можно выделить несколько стратегически важных областей: модернизация кадров и управления, мобилизация общества. Внешняя политика также играет решающую роль в успехе проекта реформ.

Методология и методы. Методология исследования базируется на структурно-функциональном подходе, историко-логических методах, позволяющих определить этапы и закономерности развития и проведения реформ в Узбекистане, определить их особенности и специфику реализации.

Результаты и обсуждения. Политика Каримова принесла большую пользу широким слоям элит. Несколько кандидатов претендовало на место президента, но не было никакой уверенности в том, что они поддержат новый курс, установленный их преемником. Поэтому для Мирзиёева было центральным вопросом создать лояльный внутренний круг и закрепить свое положение с помощью институциональных мер и стратегических назначений. Хотя общественного сопротивления новому президенту не ожидалось, безоговорочной поддержки его программы реформ тоже не было. Широкие слои общества нашли приспособление к «узбекской модели развития» Каримова - не обязательно в их ущерб. Экономические и денежные реформы, быстро начатые Мирзиёевым, требуют болезненных изменений от многих узбеков. Взамен правительство обещает большее процветание за счет экономического развития, большая подотчетность и более открытый доступ к общественным услугам. Ожидается, что общество также будет активно участвовать в национальном обновлении. Согласно новой официальной доктрине ожидается, что государство будет служить народу - а взамен нация будет служить великому проекту реформ, реализация которого, как всегда, контролируется и управляется централизованно.

Новый общественный договор Мирзиёева - трудная задача для общества, не привыкшего к тому, что его мнение спрашивают, страны, которая осознала опасность политического вмешательства. И все же политика государственных реформ увенчалась успехом. На это есть несколько причин. Во-первых, настойчивые призывы к реформе создают давление, чтобы показать результаты и вызвать видимые изменения, от которых выигрывают многие стороны. Это делает проект реформы заслуживающим доверия. Во-вторых, темпы реализации увлекают тех, кто опасается изменений, но оказывается без выбора, так что альтернативы проекту реформы похоже нет. В-третьих, грандиозное повествование проекта не является инновационным. Предшественник Мирзиёева и предшествовавшие ему лидеры советской эпохи также пропагандировали за модернизацию через радикальные изменения и за мобилизацию всех имеющихся ресурсов как путь к лучшему будущему. Таким образом, мы видим, что концепция, лежащая в основе реформ, является не новоиспеченной.

Смена многолетних авторитарных режимов всегда чревато радикальными последствиями. Смещение всенародным голосованием невозможно, поэтому, если они не умрут при исполнении служебных обязанностей, авторитарные правители, как правило, отстраняются от власти либо членами их собственного внутреннего круга, либо массовыми протестами и др. Беспорядки почти всегда преследуются с насилием, а отставка не обязательно требует переворота; внутренний компромисс также является вероятным путем. Общим для обоих вариантов является то, что они редко приводят к каким-либо существенным изменениям в политике. Авторитарное правление просто обновляется1.

В случае с Узбекистаном наблюдатели давно предполагали, что правление президента Каримова неизбежно закончится насилием или установлением нового режима2. Политическая стабильность Узбекистана рассматривалась как продукт тотального контроля со стороны органов безопасности в недовольном и мобилизируемом обществе. Считалось, что элиты раздираются ожесточенной борьбой за власть между стратегическими группировками, включая широко опасную разведку. Кто бы ни выиграл внутреннюю борьбу за преемственность Каримова, определенно стал бы продуктом компромисса, который закрепил репрессивный авторитарный курс страны.

Став президентом в декабре 2016 года Шавкат Мирзиёев немедленно приступил к мобилизации населения для проведения ряда мер политики, направленных на либерализацию экономики и общества. Сомнения в подлинности реформ Мирзиёева, безусловно, казались оправданными3. Однако быстро стало очевидно, что его приверженность была не просто на словах. Новый глава государства, похоже, серьезно настроился на перемены. С учетом изложенной выше исходной ситуации реформы, объявленные Шавкатом Мирзиёевым, представляют собой настоящий разрыв с

1 Андреа Кендалл-Тейлор и Эрика Франц, «Как рушатся автократии», Washington Quarterly 37, no. 1 (2014): 35-47 (42).

2 Эндрю Строеляйн, «Почему Узбекистан имеет значение», CNN, 18 октября 2011 г., URL: https://globalpublicsquare.blogs.cnn.com/2011/10/18/why-uzbekistan-issues/ (дата обращения: 2.12.2020.).

3 Абдуджалил Абдурасулов, «После Каримова: как выглядит переход власти в Узбекистане?» BBC, 13 октября 2016 г., URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-37608869 (дата обращения: 30.11.2020).

прошлым. Его программа была заложена в ходе избирательной кампании 2016 г. и опубликована в феврале 2017 г. как одна из его первых программ. Указ устанавливает политический курс4: пятилетний Стратегия развития на 2017-2021 годы5 «Модернизация и либерализация всех сфер жизни». Выделены пять направлений реформы:

1. Государство и общество;

2. Верховенство закона и судебная система;

3. Экономическое развитие;

4. Социальная политика;

5. Безопасность, внешняя политика, национальная и религиозная политика.

Стратегия развития также предусматривает, что приоритет реформы будет устанавливаться каждый год с программой, в которой содержится подробный перечень необходимых мер, оценкой затрат и обозначением ожидаемых результатов.

Такие идеи, конечно, были центральным аспектом планирования государственного развития в советское время. А при Каримове каждый год уже был посвящен определенной проблеме, которой государство обещало уделять особое внимание, а иногда и разрабатывало подробные планы. В этом смысле Стратегия развития 2017 года не является нововведением с точки зрения формы: она явно стоит в контексте эпохи Каримова, достижения которой подчеркивает. Идея состоит в том, чтобы начать современную политику реформ с этой отправной точки. Неявное сообщение: старая модель больше не работает.

Стратегия развития Мирзиёева предусматривает грамотный переход от старого к новому. Общая цель развития через модернизацию особенно хорошо подходит для создания дополитиче-

ского консенсуса относительно легитимности действий государства: она неспецифична, но имеет

~ 6 позитивный подтекст, тесно связана с экономикой и техническими инновациями и аполитична .

Экономическая политика постепенного перехода к рыночной экономике уже была приоритетом при Каримове. То же самое относится и к принципу верховенства закона, в соответствии с которым конституционные реформы Каримова с 2011 года расширили полномочия парламента, не уменьшая при этом власть исполнительной власти. Также существует важное направление социальной политики, прежде всего в области жилищного строительства, развития сельского хозяйства, культурной политики и молодежной политики.

Однако два важных аспекта были принципиально новыми в стратегическом документе Мирзиёева:

Во-первых, явная приверженность экономическому либерализму для ускорения роста и повышения конкурентоспособности Узбекистана в его региональном и международном контексте (область III в стратегическом документе). Предлагаемые здесь шаги представляют собой явный отход от прежней политики: отстранение государства от экономики, поощрение частного сектора и защита частной собственности. Либерализация обменного курса в сентябре 2017 года, снятие валютного контроля, снижение тарифов и либерализация цен означают смену парадигмы в экономической политике. Либерализация визового режима в 2018 году, устранение торговых барьеров и упрощение налоговой системы - все это оказало динамичное влияние на внешнюю торговлю и создало стимулы как для частного сектора, так и для международных доноров работать в Узбекистане7.

Второй аспект относится к отношениям между государством и обществом и, следовательно, к фундаментальным вопросам политического порядка (Область I в стратегическом документе). И здесь намерение состоит в том, чтобы расширить сферу действия либеральных принципов, а также

4 Указ Президента Республики Узбекистан О Стратегии Действий по Дальнейшему РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ Узбекистан [Указ Президента Республики Узбекистан по Стратегии развития Узбекистана], док. ном. UP-4947, 7 февраля 2017 г., URL: https://lex.uz/docs/3107042#3108077 (дата обращения: 30.11.2020).

5 Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, Приложение 1 к Указу Президента Республики Узбекистан: Стратегии действий (см. Примечание 36 ).

6 Эндрю Ф. Марч, «От ленинизма к каримовизму: гегемония, идеология и авторитарная легитимация», Постсоветские дела 19, вып. 4 (2003): 307-36 (316).

7 Economist Intelligence Unit, Country Report Uzbekistan, 2 квартал 2019 г. (30 июля 2019 г.), 6; Немецкая экономическая группа, «Положительный экономический прогноз благодаря динамике реформ», Информационный бюллетень 01 (июль - август 2019 г.), URL: https://www.german-economic-team.com/usbekistan/wp-content/uploads/sites/ 6 / GET_UZB_NL _01_2019_en.pdf (дата обращения: 2.12.2020).

усилить роль парламента, политических партий и гражданского общества в политическом процессе. Законодательные поправки к изменениям, внесенным с 2011 года, расширили полномочия парламента - с 2019 года назначения президентского кабинета требуют предварительного одобрения парламента. То же самое касается назначения заместителя премьер-министра и председателей государственных комитетов. С 2020 года парламент также голосует по годовому бюджету, принимая его в качестве законодательного акта.

Организации гражданского общества и средства массовой информации получили большую свободу в соответствии с либеральным принципом участия. Государственное управление должно стать более прозрачным, доступным для граждан и более эффективным за счет внедрения цифровых процессов. В качестве видимого знака желания поощрять «диалог» и открытость были созданы онлайн-порталы, на которых граждане могут подавать жалобы, подавать петиции и комментировать законопроекты. Такие меры также призваны улучшить положение Узбекистана в международных рейтингах и ускорить приток инвестиций, необходимых для экономических реформ8.

Стратегия развития издана указом президента и имеет обязательную юридическую силу. Вместе со своими годовыми и отраслевыми программами, которые определяют приоритеты и личные обязанности, он привел в действие весь государственный аппарат и инициировал поток регулирующих мероприятий. С 2017 года Постановление о стратегии развития было последовательно усилено и дополнено дальнейшими указами, операционными директивами и другими вспомогательными актами, которые документируют и создают огромную потребность в законодательной координации при реализации программы реформ. Количество президентских указов, содержащих юридически обязательные политические руководящие принципы и инструкции, увеличилось с 2017 года, равно как и количество постановлений, конкретизирующих и исполняющих указы. Большая часть правовых актов относится к областям I и III, четко отражая их особый статус в процессе реформы в целом. Большие усилия, вложенные в регулирование, демонстрируют желание систематически реализовывать стратегию, но создают проблемы для запланированного, структурированного и систематического подхода.

То же самое касается всех аспектов реформ, затрагивающих отношения между государством и обществом. Но Стратегия развития не рассчитана на постепенность. Он стремится разрушить зависимости между путями, требуя быстрых изменений и быстрых, видимых результатов. Пример деятельности Центра стратегии развития очень хорошо иллюстрирует, как реализация программы реформ больше фокусируется на деятельности и видимости, чем на структуре и согласованности. Создана в феврале 2017 года указом президента как общественная организация9, должен подготовить практические меры для реализации целей развития, работая вместе с экспертами и группами гражданского общества и в тесном взаимодействии с Национальной комиссией, которая формально отвечает за реализацию стратегии. Координационный совет, состоящий в основном из представителей президентского аппарата и министерской бюрократии, отвечает за поддержку в его работе и содействие его сотрудничеству с государственными органами. Центр финансируется за счет государственных источников и внешних взносов отечественных и международных государственных и негосударственных организаций.

С точки зрения тематики спектр столь же обширен, если не сказать разрознен. На конференциях, проводимых в престижных залах, с участием до трехсот часто выдающихся участников, рассматриваются множество вопросов, начиная от религиозной политики, судебной и административной реформы и заканчивая цифровизацией. Хотя все они имеют какое-то отношение к Стратегии развития и ее годовым приоритетам, мало что можно различить в плане систематизации. Разнообразие воспринимается как доказательство новой «открытости», которая теперь явля-

8 Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям (см. Прим. 37 ).

9 Распоряжение Президента Республики Узбекистан Об организационных мерах по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, Документ Узбекистана на 2017-2011 годы. ном. R-4849, 14 февраля 2017 г., URL: https://lex.uz/ru/docs/3114490 (дата обращения: 2.12.2020).

ется неотъемлемой частью узбекской политики, имеет абсолютно позитивный оттенок и является важным аспектом национального имиджа в стране и за рубежом. Концепция «открытости», в свою очередь, указывает на сложность и потенциальный охват программы реформ, которая порождает большие ожидания и давление для демонстрации прогресса. ЦСР здесь тоже активен10.

Амбициозная и весьма сложная программа либерализации под руководством государства и централизованно управляемой, с помощью которой новый правитель Узбекистана намеревается вести страну вперед, идет дальше законодательных, организационных и технических корректировок. Для того чтобы программа реформ была эффективной, она должна быть принята во внимание и усвоена всеми участниками. Спрос на участие в политической жизни со стороны гражданского общества, в частности, требует корректировки поведения со стороны как политических действующих лиц, так и общества в целом, что не произойдет автоматически. Для того чтобы трансформация Узбекистана увенчалась успехом, субъекты с очень разными интересами должны поддержать повестку дня и участвовать в ее реализации. Сама стратегия отражает это требование.

Однако простое представление программы реформ само по себе не создает социального консенсуса, которого требует Стратегия развития. Фактически, смысл многих изменений состоит в том, чтобы в первую очередь достичь такого консенсуса и обеспечить необходимую поддержку в обществе и среди элит. В частности, необходимо привлечь к себе внимание трех групп институциональных субъектов: институтов безопасности, руководящих кадров и гражданского общества. Таким образом, они составляют суть реформ и, соответственно, подвергаются сильному давлению с целью изменения. С другой стороны, структуры принятия политических решений и сама структура политических институтов остаются исключенными из важных инноваций.

Выводы. Курс реформ и внутри страны прокладывает путь к либерализации как к сдвигу в сторону контролируемого политического участия и свободы выражения мнений и отказа от репрессий. Внедрение принципов верховенства закона оказывает заметное влияние на внутриполитический климат, что не в последнюю очередь проявляется в огромном росте законодательной деятельности и реформ, требующих от государственных чиновников более сильной ориентации на услуги и обязывающих политиков проявлять большую открытость и подотчетность. Публичный дискурс также становится более разнообразным в пользу международной репутации и внешней политики Узбекистана. Оба они положительно влияют на привлечение инвесторов и международных доноров для проектов модернизации экономики. Президент заполнил ключевые посты доверенными лицами эпохи Каримова, включая близких родственников. В остальном молодые специалисты, многие из которых учились за границей по возможности привлекались на руководящие должности. Они отождествляют себя с целями реформ, обладают высокой мотивацией и ориентированы на результат, что является центральным достоинством Мирзиёевского Узбекистана. Эти же качества президент желает видеть и в государственных служащих. В отличие от прежних времен, сейчас узбеков поощряют за выражение своего мнение и защиту своих интересов, а концепция реформы требует, чтобы политики и должностные лица прислушивались к потребностям людей и относились к ним серьезно. И наоборот, ожидается, что население будет активно участвовать в национальных реформах. В контексте политики реформ «концепция участия» - это не столько предложение, сколько требование к гражданам принять реформы, участвовать в их реализации и при необходимости ставить свои собственные потребности на второй план.

Заключение. Итак, дан старт на новый путь вперед. Но что это на самом деле означает для Узбекистана, вопрос остается дискуссионным. Избирательная либерализация, предусмотренная концепцией реформы, может привести к дальнейшему открытию, которое в конечном итоге также охватит политические институты и проложит путь к демократизации. Но это также может закончиться «просвещенным авторитаризмом», который сочетает структуры свободного рынка с эффективным и законным управлением, обеспечивает контролируемое участие в политической жизни, но предотвращает реальную политическую конкуренцию. Есть много оснований полагать, что

10 См., Например: Центр стратегии развития, Время разработки: 2019: результаты за январь - сентябрь 2019 года , онлайн-версия на URL: https://strategy.uz/index.php?news=709& lang = en (дата обращения:2.12.2020)

последний вариант будет определять будущее развитие Узбекистана, поскольку сильные моменты инерции блокируют любой переход к открытому обществу, основанному на демократических принципах и верховенстве закона.

Региональный и международный контекст также имеет большое значение для реформ в Узбекистане. Задача модернизации экономики не может быть достигнута без иностранных инвестиций. Для обеспечения курса реформ и его устойчивости необходим быстрый видимый прогресс. Таким образом, внешняя политика сосредоточена на том, чтобы сделать Узбекистан привлекательным для инвесторов и представить страну как надежного международного партнера. «Назад дороги нет»11 - выражается Министр иностранных дел Узбекистана о начатых реформах. Мир с большим оптимизмом смотрит на реформы и на ту невероятную возможность, которую предоставляет правительство Мирзиёева каждому, включая молодых людей и женщин - участвовать в экономическом будущем Узбекистана12.

Список источников

1. «Es gibt keinen Weg zurück» (интервью с министром иностранных дел Узбекистана), Süddeutsche Zeitung, 29 января 2019 г., URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/usbekistan-reformen-komilow-1.4307921 (дата обращения: 3.12.2020)

2. Economist Intelligence Unit, Country Report Uzbekistan, 2 квартал 2019 г. (30 июля 2019 г.), 6; Немецкая экономическая группа, «Положительный экономический прогноз благодаря динамике реформ», Информационный бюллетень 01 (июль - август 2019 г.), URL: https://www.german-economic- team.com/usbekistan/wp-content/uploads/sites/ 6 / GET_UZB_NL_01_2019_en.pdf (дата обращения: 2.12.2020).

3. Абдуджалил Абдурасулов, «После Каримова: как выглядит переход власти вУзбекистане?». BBC, 13 октября

2016 г., URL:https://www.bbc.com/news/world-asia-37608869 (дата обращения: 30.11.2020).

4. Андреа Кендалл-Тейлор и Эрика Франц, «Как рушатся автократии», Washington Quarterly 37, no. 1 (2014): 3547 (42).

5. Казанцев А. А, Гусев Л. Ю, Реформы во внешней политике Узбекистана: основные достижения и сценарии развития // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. №2. С. 292-303.

6. Распоряжение Президента Республики Узбекистан «Об организационных мерах по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям». Документ Узбекистана на 2017-2011 годы. ном. R-4849, 14 февраля 2017 г., URL: https://lex.uz/ru/docs/3114490 (дата обращения: 2.12.2020).

7. Мюллер С. «Разделяю свой оптимизм в отношении будущего Узбекистана» (Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 27 февраля 2019 г.), URL: https://www.worldbank.org/en/news/speech/2019/02/ 27 / sharing-my -optimism-for-uzbekistans-future (дата обращения: 6.12.2020).

8. Центр стратегии развития, Время разработки: 2019: результаты за январь - сентябрь 2019 года, онлайн-версия на URL: https://strategy.uz/index.php?news=709& lang = en (дата обращения:2.12.2020)

9. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям (см. Прим. 37 ).

10. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, Приложение 1 к Указу Президента Республики Узбекистан: Стратегии действий (см. Примечание 36 ). (дата обращения: 30.11.2020).

11. Указ президента Республики Узбекистан О Стратегии Действий по Дальнейшему развитию Республики Узбекистан «Указ Президента Республики Узбекистан по Стратегии развития Узбекистана», док.ном. UP-4947, 7 февраля

2017 г., URL:https://lex.uz/docs/3107042#3108077 (дата обращения: 30.11.2020).

12. Эндрю Строеляйн, «Почему Узбекистан имеет значение», CNN, 18 октября 2011 г., URL: https://globalpublicsquare.blogs.cnn.com/2011/10/18/whyuzbekistan-issues/ (дата обращения: 2.12.2020.).

13. Эндрю Ф. Марч, «От ленинизма к каримовизму: гегемония, идеология и авторитарная легитимация», Постсоветские дела 19, вып. 4 (2003): 307-36 (316).

11 «Es gibt keinen Weg zurück» (интервью с министром иностранных дел Узбекистана), Süddeutsche Zeitung , 29 января 2019 г., URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/usbekistan-reformen-komilow-1.4307921 (дата обращения: 3.12.2020)

12 Сирил Мюллер, «Разделяю свой оптимизм в отношении будущего Узбекистана» (Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 27 февраля 2019 г.), URL: https://www.worldbank.org/en/news/speech/2019/02/ 27 / sharing-my -optimism-for-uzbekistans-future (дата обращения: 6.12.2020).

Original article

Political Science

DEEP REFORMS AND A NEW DEVELOPMENT STRATEGY OF SH.M. MIRZIYOYEV: IMPLEMENTATION AND ITS MAIN PROBLEMS

S. Mamajonov

St. Petersburg State University St. Petersburg, Russia

Abstract. The change of the president in Uzbekistan is a new event in the post-Soviet space. The new head of state Shav-kat Mirziyoyev managed to initiate changes without destabilizing the situation. His reform agenda is aimed at liberalizing the economy and society, but the political system remains largely intact. Uzbekistan has also taken significant steps towards political liberalization: political elites are trying to eradicate authoritarianism by various methods. The result of the transformation is not expected to be "enlightened authoritarianism", but democratization, supported by an alliance of old and new elites. Priority should be given to those areas that are most important for the development of an open society: promoting political competition, encouraging open debate, promoting independent public participation and ensuring genuine participation. The paper deals with the current topic of reforms of the new President of the Republic of Uzbekistan Sh. Mirzaeva. It is noted that the study of these reforms and the prospects for the development of the situation in Uzbekistan are extremely important from the point of view of the interests of all post-Soviet countries. The aim of the work is to analyze the reforms carried out by the new political elite of Uzbekistan. The article is based on scientific works and expert opinions on the processes taking place in Uzbekistan. As well as used materials of the press, both Uzbek and world.

Keywords: Uzbekistan, Shavkat Mirziyoyev, reforms, development strategy, democratization

For citation: Mamajonov S. Deep reforms and a new development strategy of Sh.M. Mirziyoyev: implementation and its main problems. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(5):83-89. (In Russ.)

Автор публикации

Мамажонов Сарвар Сойбжон угли, магистрант факультета международных отношений СПбГУ, г. Санкт-Петербург, Россия.

Author of the publication

Sarvar Mamajonov, master's degree in faculty of international relations, St. Petersburg State university, St. Petersburg, Russia.

Статья поступила в редакцию 21. 09.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 04.11.2021. The article was submitted 21.09.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication 04.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.