Научная статья на тему 'ГЛОТТОГОНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА'

ГЛОТТОГОНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОТТОГЕНЕЗ / ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА / ЛИНГВОФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горюнова Т.Н.

В статье дан аналитический обзор существующим концепциям о генезисе естественного человеческого языка, с применением современных подходов и рассмотрением проблемы под разными углами. Целью предпринятого исследования является синтез имеющихся теорий и гипотез для дальнейшего обобщения и выдвижения инновационного подхода к решению поставленного вопроса. Концепция, изложенная в данной статье, может получить определённое практическое применение в разработке перспективного разрешения древнейшей лингвофилософской проблемы происхождения естественного человеческого языка, как способа борьбы с процессом умерщвления традиционных языков и средства сохранения традиционной культуры человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GLOTTOGONIC PROCESS AS A SCIENTIFIC PROBLEM

The article provides an analytical overview of existing concepts about the genesis of natural human language, using modern approaches and considering the problem from different angles. The aim of the undertaken research is to synthesize the existing theories and hypotheses for further generalization and promotion of an innovative approach to solving the issue. The concept outlined in this article can be used in the development of a promising solution to the ancient linguophilosophical problem of the origin of the natural human language as a way to combat the process of killing traditional languages and a means of preserving the traditional culture of mankind.

Текст научной работы на тему «ГЛОТТОГОНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 130.2

ГЛОТТОГОНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Т.Н. Горюнова

Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск e-mail: tatiana.nikolayevna@list.ru

В статье дан аналитический обзор существующим концепциям о генезисе естественного человеческого языка, с применением современных подходов и рассмотрением проблемы под разными углами. Целью предпринятого исследования является синтез имеющихся теорий и гипотез для дальнейшего обобщения и выдвижения инновационного подхода к решению поставленного вопроса. Концепция, изложенная в данной статье, может получить определённое практическое применение в разработке перспективного разрешения древнейшей лингвофилософской проблемы происхождения естественного человеческого языка, как способа борьбы с процессом умерщвления традиционных языков и средства сохранения традиционной культуры человечества.

Ключевые слова: глоттогенез, происхождение языка, лингвофилософская проблема человеческого языка.

Проблема происхождения естественного человеческого языка занимала умы многих учёных ещё с древних времён. Это объясняется тем, что вопрос языкового генезиса находится на стыке ряда наук, и подход к разрешению данного феномена должен быть комплексным. В литературе обычно указывается несколько видов гипотез, выделяемых по разным основаниям. Наиболее часто называются теории звукоподражательная, или междометная, теории общественного договора (изобретения) и божественного откровения. Актуальность исследования определяется в первую очередь необходимостью рассмотрения и

переосмысления двух широко известных гипотез происхождения языка с целью сохранения традиционных языков для последующего сохранения нашей культуры и передачи опыта наших предков следующему поколению. Для осуществления данной цели уже сегодня правильно определить подход и методы исследования вопроса глоттогенеза. Несмотря на важность и постоянную научную актуальность исследования проблемы глоттогенеза, проблема происхождения языка всё ещё остаётся нерешённой, генерируя всё больше новых гипотез, оставляя ключевой вопрос, находящийся на стыке многих наук, открытым.

Проблемой происхождения естественного человеческого языка в целом, равно, как и вопросами развития человеческой речи, в частности, человечество занимается с ранних стадий развития науки, однако лишь недавно глоттохронологические исследования вышли на новый уровень. Это стало возможным благодаря ключевым открытиям в области нейробиологии, философии, филологии, истории и многих других наук. Так, к примеру, ещё совсем недавно популярная концепция о жесткой запрограммированности человеческого мозга сменилась другой, чуть ли не противоположной - концепции о нейропластичности. Была совершена в буквальном смысле слова, научная революция, в ходе которой ряд исследователей доказал, что мозг способен менять собственную структуру и функционирование, благодаря мыслям и действиям человека.

Данное открытие связано непосредственно проблемой глоттогенеза. Культурно преобразуемый мозг подвержен парадоксу пластичности. Это представляет собой проблему в нашем мультикультурном мире, где существует возможность смены культуры. Иммиграция оказывает очень большое давление на пластичный мозг. Процесс освоения иной культуры представляет собой «аддитивный» опыт, включающий в себя изучение новых вещей и создание новых нейронных связей по мере «овладения» культурой. Аддитивная пластичность возникает в тех случаях, когда изменение мозга предполагает рост. Однако пластичность также носит «субтрактивный» характер - может предполагать «изъятие каких-то вещей», как это, например, происходит, когда мозг подростка с целью упрощения удаляет нейроны, и когда исчезают нейронные связи, которые не используются. Каждый раз, когда пластичный мозг осваивает культуру и постоянно ею

пользуется, возникают издержки: в связи с конкурентным характером пластичности мозг в процессе этого освоения теряет некоторые нейронные структуры. Здесь хочется упомянуть рекомендации опытных педагогов иностранных языков, рекомендующих активно изучать язык именно в аутентичной обстановке и, по возможности, с детства.

Так, Патрицией Кухл в ходе исследований мозга было определено, что младенцы способны услышать любое звуковое различие во всех языках мира, общее количество которых составляет несколько тысяч. Однако после завершения критического периода развития слуховой коры дети, воспитанные в рамках одной культуры, теряют способность слышать многие из этих звуков, и начинается процесс удаления неиспользуемых нейронов, заканчивающийся тогда, когда на карте мозга начинает доминировать язык, используемый в данной культуре. После этого мозг ребенка начинает отфильтровывать тысячи звуков. Шестимесячный японский ребенок слышит различие между английскими звуками г и 1 также хорошо, как американский. В возрасте одного года он уже не может это сделать. Если в дальнейшем этот ребёнок переедет в другую страну, у него возникнут трудности с тем, чтобы правильно слышать и произносить новые звуки. Иммиграция - часто бесконечное, тяжелое испытание для мозга взрослого человека, требующее масштабной реорганизации самых разных частей коры. Это гораздо более сложная задача, чем просто изучение чего-то нового, потому что здесь новая культура вступает в пластическую конкурентную борьбу с нейронными сетями, критический период развития которых приходится на время проживания в родной стране [4].

Культурные различия носят такой устойчивый характер, потому что, когда родная культура усваивается и программируется в нашем мозге, она становится «второй натурой», такой же «естественной», как многие из врожденных инстинктов. Предпочтения, формируемые нашей культурой: в еде, семейных отношениях, любви, музыке, - мы считаем естественными, даже если они приобретены после нашего появления на свет.

Человечество прошло длительный путь развития, начиная с первобытного до современного общества. За это время человеческий язык претерпел многочисленные изменения, процессы разделения, смешения. Язык - орудие разума, средство познания мира и средство

хранения информации о мире, но также и орудие, которым наш разум сам строит себя, сам себя развивает. Он является неотъемлемой частью человеческого существования, именно поэтому вопрос о его происхождении, развитии и роли в жизни человека и общества, истории и культуры, никогда не утратит своей актуальности.

В последнее время всё чаще обращаются к покинутой ранее гипотезе о происхождении традиционных языков путем ответвления от единого протоязыка - естественного человеческого языкового предка. Это доказывает наличие огромного множества диалектов и процесс их возникновения, а также обратный ему - процесс смешения традиционных языков, который всегда имел место быть и никогда не прекращался.

Знание истории происхождения естественного человеческого языка, а также всех нюансов его развития безусловно является необходимым критерием для дальнейшего его сохранения. Поскольку сегодня человечество неоднократно сталкивается с процессом исчезновения (или даже вымирания) естественных традиционных языков, которые являются частью существующих культур и традиций, знания в сфере глоттогонического процесса, несомненно доказывают свою актуальность в условиях современности. И хотя эта гипотеза также является, по-своему, революционной и противоречивой, именно в споре рождается истина.

Человеческая речь есть уникальный феномен, неповторяющийся более ни у одного биологического вида. Так, у животных общение ограничивается проявлением эмоций. Людям же для того, чтобы выражать с помощью языка свои мысли, требовался синтаксис. Синтаксис - это определенный способ соединения слов в предложения для передачи смысла сообщения. В различных языках этой цели служат порядок слов, суффиксация, метаязык (такие части речи, как относительные местоимения, местоимения, наречия, предлоги, союзы, а также окончания и т.д.). Человек не может передать другому свои мысли, не прибегая к синтаксическим построениям; речь без синтаксиса сводится к восклицаниям и приказам [3, с. 28].

Учёными были выдвинуты десятки гипотез о том, как люди преодолели препятствия для появления языка. К примеру, Жан-Жак Руссо, французский философ конца ХУШ века, считал первопричиной языка человеческие чувства и страсти; поэтому, согласно

Руссо, наша речь начиналась с поэзии. Эволюционисты полагают, что язык либо произошел из звуков, с помощью которых общаются животные, либо сначала возник язык знаков, а затем к знакам постепенно добавлялись звуки, и в конце концов появилась устная речь. Некоторые эволюционисты утверждают, что человеческий разум и способность к звукоподражанию позволили людям «изобрести» язык. Другие же придерживаются того мнения, что язык возник у людей «чудесным образом» или что люди на определенной стадии эволюции открыли в себе способность к общению посредством речи [6].

Однако ни одна из этих теорий не дает приемлемое объяснение необычайному разнообразию и сложности языков. Именно поэтому тут хочется выдвинуть так называемую «неоностратическую» модель, позволяющую рассматривать проблему происхождения естественного человеческого языка одновременно, как со стороны, лингвистики, так и со стороны философии, и даже религии. Очевидно, что только объединив имеющиеся знания всех трёх областей, мы сможем получить убедительные данные, доказывающие единство глоттогонического процесса и наличие единого дарованного Творцом протоязыка, который послужил праязыком всем ныне существующим традиционным языкам, известным сегодня человечеству. Это действительно представляется нам возможным при условии использования ретрополярного подхода. То есть, мы предлагаем проследить процесс фрагментации языка в обратном направлении: начиная от существующих говоров и диалектов, восходя к языкам, языковым семьям и языковым союзам. Рассуждая логически, данную цепочку можно продолжить гипотетической ностратической надсемьёй и, как следствие, пра- или протоязыком - гипотетическим языковым предком (принцип ретрополяции).

Эту связь легко аргументировать с помощью представленной ниже формулы:

а = Ек + р,

где а - культура, в - естественный человеческий язык, ^к - сумма

культурных компонентов. Человеческий язык есть неотъемлемая часть

культуры, вершина мыслительного процесса человека, поскольку слово

является воплощением чистой человеческой мысли. И если:

а

п'

где п - количество культур, то количество полученных в результате процесса фрагментации культуры языков или их подобий будет прямо пропорционально количеству картин мира, формирующихся под влиянием культурной среды.

Это доказывает, что процесс фрагментации протоязыка был запущен под субъективным антропологическим воздействием. Однако он не будет полностью завершён, поскольку процесс взаимодействия культур оказывает влияние на процесс смешения традиционных языков. И таким образом, происходит запуск другого процесса - стирания культурных границ и, как следствие, глобализации (начало которой можно наблюдать уже сегодня).

Большой вклад в развитие ностратической теории внёс В.М. Иллич-Свитыч. Хотя идея ностратической макросемьи принадлежит Х. Педерсену, именно Иллич-Свитыч является создателем ностратики как отрасли сравнительно-исторического языкознания. Им был обработан огромный материал индоевропейских, уральских, алтайских, картвельских, дравидских и афразийских языков, установлены системы регулярных фонетических соответствий между этими семьями, реконструирован фонетический облик праязыка, обобщено и выдвинуто около 600 этимологий, а также объяснены многие факты в истории ветвей ностратической макросемьи, которые без внешнего сравнения остаются непонятными [5].

Итак, как уже было сказано, вопрос происхождения естественного языка беспокоил человечество издревле, однако современные условия позволяют актуализировать знания в области глоттогонических исследованиях и выдвинуть новые гипотезы, раскрывающие классические концепции под новым углом. Благодаря синтезу двух ключевых гипотез - ностратической и логосической удаётся создать новейшую концепцию, способную ответить на множество вопросов, на которые не удавалось ответить ранее. Применяя на практике принцип ретрополярности, мы можем искусственно воспроизвести мысленный эксперимент, прослеживающий глоттогонический процесс вне временных рамок, сквозь призму неоностратической модели.

Предлагаемый нами для внедрения неоностратический подход подразумевает:

1. Применение аналитического синтеза ностратической и логосической теорий. Эти две теории выбраны нами не случайно. Вместе они образуют дополняющий друг друга тандем. Как в своё время было отмечено М.В. Ломоносовым, Отцы церкви предстают как защитники науки и великие философы, подразумевая, что наука и религия никак не противоречат друг другу и нисколько не противоположны, но наоборот, в совокупности своей являют собой гармоничную систему. Логосическая теория здесь выступает для аналитического обзора проблемы с религиозно-философской точки зрения, а ностратическая гипотеза выступает в качестве секулярного подхода к данному проблемному полю [2].

2. Космоцентричный способ описания «жизненного цикла» человеческого языка. Изложенные в данном исследовании рассуждения наталкивают нас на мысль о возможности космоцентричной концепции рассмотрения проблемы происхождения человеческого языка, заключающейся в следующем: философы человека называют микрокосмом, сравнивая его внутреннее устройство с устройством всеобъемлющего Космоса и Вселенной. Основываясь на этом сравнении, можно предложить и следующее сравнение, логически вытекающее из предыдущего. Развитие естественного человеческого языка с жизненным циклом звезды как небесного тела. Подобное сравнение помогает нам прогнозировать будущее естественного языка, равно как и реконструировать его прошлое по принципу ретрополярности, и таким образом, мы переходим к третьей стадии нашей модели.

3. Принцип ретрополярности при заключении основных выводов, аргументирующих жизнеспособность предлагаемой гипотезы. Этот принцип может быть применён в мысленных экспериментах, катализируя процесс реставрации истоков глоттогонического процесса [1, с. 27].

Таким образом, нами было отмечено направление исследований, которому необходимо следовать для решения современных проблем, связанных с глоттогоническими проблемами, а именно - «тандемный» метод анализа нерешённых вопросов в сфере происхождения и развития человеческого языка, поиска решений проблемы сохранения традиционных языков и культур с помощью обращения одновременно к данной сфере исследований как с теологической (и богословско-философской) точки зрения, так и непосредственно филологической и

лингвофилософской, учитывая при этом имеющийся опыт в ностратической и логосической теориях. Совокупность данных подходов, применяемую с целью решения многих вопросов, возникающих в вышеизложенном контексте, предлагаем именовать неоностратическим подходом, поскольку данный подход будет представлять собой союз инновационного с классическим.

Для настоящего преобразования и усовершенствования уже имеющегося знания, в частности в вопросе о происхождении человеческого языка, необходимо не только искать инновационные подходы и стараться привнести новизну в малоизученных сферах науки, но также научиться грамотно применять оставленный нам бесценный опыт наших предков, почтенно хранивших и передающих его на протяжении многих поколений. Неоностратический подход к изучению вопроса о происхождении человеческого языка есть попытка соединить две имеющиеся теории, нацеленные на сохранение единственного праязыка для популяризации идеи сохранения традиционных культурных ценностей - логосическую (теорию божественного откровения) и ностратическую теории.

Сегодня как никогда приобретает актуальность проблема сохранения культуры. Остро стоит вопрос о глубоких исследованиях в областях культурологи, филологии, истории и литературы. Большая часть человеческой жизни и деятельности протекает в алгоритме, построенном на основании собственного эмпирического опыта. Знания и человеческий опыт всегда передавался из поколения в поколение потомкам для сохранения и совершенствования. Именно благодаря этой непрерывной цепочке современное знание существует и развивается.

Рассматривая проблему глоттогенеза сквозь призму христианского учения, мы открываем новые границы глоттохронологических исследований и находим новые пути поиска ответов на давние филологические вопросы, что ранее не представлялось возможным. Именно проблема сохранения и возрождения культурных ценностей побуждает нас к более глубокому и детальному исследованию истоков зарождения слова. Поскольку невозможно сохранить, ни, тем более, возродить то, о чём нет чётко сформулированного понятия, определённого знания, которое будет соединять опыт прошлых поколений с возможностями развития современности.

Прибегая к принципам научной объективности, историзма и системности, а также применяя междисциплинарный теоретико-аналитический метод, позволяющий осуществить обобщение и систематизацию всех имеющихся данных, связывание их в единую, целостную и непротиворечивую картину нам удалось осуществить попытку в построении неоностратической модели глоттогенеза как представления возможного решение лингвофилософской проблемы происхождения естественного человеческого языка.

В заключение, хочется отметить, что данные, изложенные в данной работе, могут получить определённое практическое применение в разработке перспективного разрешения древнейшей лингвофилософской проблемы происхождения естественного человеческого языка, как способа борьбы с процессом умерщвления традиционных языков и средства сохранения традиционной культуры человечества.

Список литературы

1. Горюнова, Т. Н. Космоцентричность проблемы происхождения человеческого языка как ведущая концепция его сохранения / Т. Н. Горюнова // Донецкие чтения 2022 : Мат. VII Междунар. науч. конф. (Донецк, 27-28 октября 2022 г.). - Том 9: Философские и психологические науки. - Донецк : Изд-во ДонНУ, 2022. - С. 25-28.

2. М. В. Ломоносов о науке, религии и церкви. - URL: https://prometej.info/mvlomonosov-o-nauke-religii-i-cerkvi/ (дата обращения: 02.02.2023).

3. Сепир, Эдвард. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Эдвард Сепир - Москва : Прогресс, 1993. - 656 с.

4. Doidge, N. The Brain That Changes Itself: Stories of Personal Triumph from the Frontiers of Brain Science / N. Doidge. - N. Y. : Viking Press, 2007. - 456 p. - URL: https://archive.org/details/brainthatchanges0000doid (дата обращения: 02.02.2023).

5. Nostraticist Vladislav Markovich Illich-Svitych. - URL: http://www.suduva.com/virdainas/nostraticist.htm (дата обращения: 02.02.2023).

6. The origins of language: an investigation of various theories by Michelle French // TJ. -2004. - 18 (3). - Pp. 24-27. - URL: https://creation.com/journal-of-creation-tj-183 ; https://dl0.creation.com/articles/p025/c02502/j18_3_24-27.pdf (дата обращения: 02.02.2023).

THE GLOTTOGONIC PROCESS AS A SCIENTIFIC PROBLEM

T.N. Goryunova

Lugansk State Pedagogical University, Lugansk e-mail: tatiana.nikolayevna@list.ru

The article provides an analytical overview of existing concepts about the genesis of natural human language, using modern approaches and considering the problem from different angles. The aim of the undertaken research is to synthesize the existing theories and hypotheses for further generalization and promotion of an innovative approach to solving the issue. The concept outlined in this article can be used in the development of a promising solution to the ancient linguophilosophical problem of the origin of the natural human language as a way to combat the process of killing traditional languages and a means of preserving the traditional culture of mankind.

Keywords: glottogenesis, origin of language, linguophilosophical problem of human language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.