Научная статья на тему '«Glossolaly» of A. Bely: «The universe of language». The first day'

«Glossolaly» of A. Bely: «The universe of language». The first day Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / МИФ / СИМВОЛ / МОДЕЛЬ / ЯЗЫК / ЗВУК / СИМВОЛИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ / МЕТАФОРА / ЗНАК / SEMANTICS / MYTH / SYMBOL / MODEL / LANGUAGE / SOUND / SYMBOLIC CORRESPONDENCES / METAPHOR / SIGN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Temirshina O. R.

The article is devoted to analysis of semantic structure of poem «Glossolaly» by A. Bely. The author describes significant cosmological mythologems, that were important for modeling of «the universe of language», and reveals laws of their semantic interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Glossolaly» of A. Bely: «The universe of language». The first day»

Библиографический список

1. Быков Д. Владислав Фелицианович Ходасевич // Русская литература. Ч. 2. ХХ век / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001. - С. 267-276.

2. Дунаев М.М. Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939) // Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 ч. Ч. 6. - М.: Изд-во Моск. Духов. Академии, 2000. - С. 112-116.

3. Сан-Францисский (Шаховской) Иоанн. Апокалипсис мелкого греха. - СПб.: Издание СПб. благотворительного общества во имя святого

апостола Павла, 1997. - 144 с.

4. Синельников М. Хозяйство Ходасевича // Дружба народов. - 1997. - .№12. - С. 193-198.

5. Смирнова Л.А. Разнообразие художественных индивидуальностей в поэзии Серебряного века. В.Ф. Ходасевич (1886-1939) // Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2002. - С. 124-132.

6. Ходасевич В. Ф. Собрание соч.: В 4 тт. Т. 1. -М.: Согласие, 1996. - 592 с.

УДК 81'37

Темиршина Олеся Равильевна

кандидат филологических наук Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

side-way@yandex.ru

«ГЛОССОЛАЛИЯ» А. БЕЛОГО: «МИРОЗДАНИЕ РЕЧИ». ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Статья посвящена исследованию семантической структуры поэмы А. Белого «Глоссолалия». Автор описывает важные космологические мифологемы, к которым обращается Белый при моделировании своей «вселенной языка», и выявляет принципы их семантического взаимодействия.

Ключевые слова: семантика, миф, символ, модель, язык, звук, символические соответствия, метафора, знак.

« ■ глоссолалия» А. Белого имеет подзаго-I ловок «Поэма о звуке». Однако звук, -Ж- являясь ключевым понятием «теории смысла», разработанной в этой поэме, трактуется Белым отнюдь не в традиционном «фонетическом» ключе; звук для Белого - это сущность, имеющая онтологический статус. Данное философское утверждение на семиотическом уровне реализуется в символическом соответствии языка и мира, которое в этой поэме является базовым. Это значит, что практически вся сложнейшая символика и метафорика поэмы построена на основе этого символического соотнесения.

Звук, по Белому, является главным элементом реальности. И в самом деле, если язык и мир равны, то можно приравнять элементы мира к элементам языка. Это «семантическое равенство» лежит в основе целого ряда метафор, появляющихся в «Глоссолалии». Ср.: «...этот шар, этот мир, есть мой рот; звуки носятся в нем; нет еще: разделения вод, ни морей, ни земель, ни растений, — переливаются воздухожары, переливаются водовоздушности: нет внятных звуков»1.

Все образы и мотивы, представленные в этом отрывке, можно отнести либо к онтологическим, либо к звуковым; следовательно, мотивно-образ-ный ряд этого фрагмента оказывается реализацией базового символического соотнесения. По-

скольку базовая символическая корреляция предполагает наличие связи между этими образами (язык равен миру), постольку происходит смысловое «переплетение» этих рядов, что обусловливает смысловые метафорические равенства: «рот = мир», следовательно, «звуки = Дух Божий». При этом очевидно, что сама синтаксическая конструкция уравнивает онтологический и звуковой планы.

Нельзя сказать, что эти два плана (звуковой и онтологический) соотносятся друг с другом по принципу «означающее и означаемое» - поскольку это означало бы необходимость выделения одного из них в качестве доминантного. Думается, что элементы этого смыслового равенства семантически «взаимообратимы». Означаемое и означающее все время меняются местами, и образы, принадлежащие к разным рядам, могут «пояснять» друг друга: мир может уподобиться ротовой полости, а ротовая полость - миру.

Семантическая однонаправленность предполагала бы, что мы имеет дело либо с аллегорией, либо с метафорой; семантическая же взаимооб-ратимость означаемого и означающего указывает на то, что перед нами символ, структура подвижная и семантически гибкая.

Нетрудно заметить, что в основе этой метафорической цепочки лежит библейский сюжет

162

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Темиршина О.Р., 2010

о сотворении мира (звуки носятся над водами так же, как над водой до сотворения мира носился Дух Божий). Таким образом, на эти семантические равенства накладывается традиционная мифологическая сюжетная схема, в результате чего возникает авторский вариант космогонического мифа. Возникший авторский миф является двойным: он объясняет как происхождение звуков, так и происхождение мира (одно не является аллегорией другого) - поскольку оба плана (звуковой и онтологический) семантически равны.

В дальнейшем при описании сотворения мира Белый действует по той же схеме. Он, во-первых, предлагает иные семантические «уравнения», где звуковой пласт символически связывается с онтологическим, во-вторых, на эти семантические тождества накладываются древнейшие мифологемы, в результате чего появляется синтетический авторский миф о сотворении мира. Попробуем это показать.

Первый день творения (фрагменты 19-29) включает в себя несколько таких мифологем, которые, в конечном счете, образуют авторский миф, восходящий к определенному архетипичес-кому сюжету.

Первоначально возникает мир согласных, ибо согласные, по Белому, - это первоэлементы мира. Стихией, из которой рождаются согласные звуки, становится воздух - жар дыхания («Шум тепла выдыханий»). Место образования звука - глотка. В соответствии с базовым символическим соответствием «язык - мир» возникает метафора «ущелье глотки», «ущелье гортани». Образ «ущелья глотки» семантически сцепляется с образом «жаровой змеи», персонификацией воздушной струи, которая есть продукт той же символической модели: воздух (звук) - змея (мир).

Струя жара («змея») образует звуковую пару «и» и «Ь> (первые элементы). Дальнейшее образования звуков из этой исходной пары протекает по принципам оплотнения воздуха, его материализации, которая приводит к трансформации звуков (и в соответствии с символической моделью -трансформации мира). При этом установленные символической моделью корреляции сохраняются, все звуковые элементы соотносятся с элементами материального мира: h-h - зачатки минералов, w-w - зачатки тела жизни, g, к - материк суши, Ь, р - животное тело.

Так же, как и в случае, описанном выше, эти смысловые тождества включаются в сюжетную

схему мифологического архетипа. Ключевым мифогенным образом здесь становится змей. В символической модели Белого образ змея соотносится со звуковым уровнем: змей - это жар дыхания и «старый» звук. Ср.: «Звук кричит страшным смыслом; и что накричит он нам там -не понимает никто; он кричит, старый звук, как он звук, там ползет из расселины горла». Будучи «старым», змей связывается с изначальными звуками («h» и «w») и становится символом звукового хаоса (шума). Белый «доказывает» это на звуковом уровне: ««Ha-hi» — пролетает оттуда; змея по-санскритски ahih; безобразие удушений и хрипов грозит».

Дальше же этот авторский миф разворачивается по традиционному «укоренному» сценарию. Образ «звукового» змея включается в традиционный мифологический (индоевропейский) сюжет «борьбы со змеем»2, «скорректированный» в соответствии с логикой исходной символической модели. Так, «змееборцем», то есть героем, убивающим змея, становится - язык, орудием -звук. Ср. в «Глоссолалии»: «...но - поднявший кверху язык храбро встанет в безвещие; и собой прикрывает дыру; из дыры ползет змейность ahih; нас грозит удавить; но язык, как Зигфрид: мечом «r» - бьет по змею <.> Но его обвивая, хрипит змей, ahih; задрожав твердо борются: первое действо - борьба: ее меч - твердый «г». Прометеев огонь нашей речи похищен из шипа».

Семиотический «сценарий» рождения этого космогонического сюжета таков: архетипический сюжет о борьбе со змеем «проходит» через смысловой фильтр авторской символической модели, где элементы языка равны элементам мира, в результате чего появляется авторский миф о борьбе языка-змееборца со змеем, представляющим звуковой хаос.

В дальнейшем развитие этого авторского мифа выходит из сферы мифологического сюжета о змее (при сохранении исходной символической модели), и Белый обращается к иным мифологическим архетипам.

Борьба змея (ha) и змееборца (er) приводит к тому, что «h» «засыхает» в «к» и через ряд фонетических трансформаций Белый приходит к слову «крест». Ср.: «В звуке «hr» нам скрещение линии истечения жара с другой мощной линией: восставания «r» средь окружности полости: крест в окружности - «hr»; это - хрест: «crux, croix». Пред твореньем мира в космической среде (во

рту) - воздвигается крест». Здесь Белый предлагает графическое выражение этого символа и рисует крест в круге, по четырем сторонам которого в определенном порядке распределены звуки-первоэлементы.

Эта геометрическая фигура есть графически выраженный космологический миф, который Белый кратко излагает следующим образом: «День Сатурна во рту сознаваем графически: неопределенный звук «е» («е» опрокинутое) развивает звучания «Ь>, «а», «е»; перед «г» разряжаются звуки в «Ь> в «и» есть <т», далее восстают <Л» и «г» Собственно, до-согласная стадия звука есть «а-е-Ь>: - «АеЬ> - вечно; оно есть ядро и его обегает окружность из звуков: <Л-г^^сЬ>. Колесо: Крест и круг».

Этот иконический знак, типологически напоминающий мандалу3, выражает космическую идею устроения мироздания: крест и круг - основные символы, моделирующие пространственную структуру мира4. Четырехчастная крестообразная основа этого символа изоморфна мифологическому расчленению мира по горизонтали и вертикали. Примечательно, что в эту геометрическую схему, выражающую порядок и структуру космоса, Белый включает звуки (что вполне соответствует логике исходной символической модели). Образно эта четырехчастная геометрическая структура в мифах часто выражается в мировом древе, и функционально крест в центре круга - это «схема» мирового древа, которое, как известно, могло воплощаться и в форме креста.

Мировое древо - образ космогонических мифов, выражающий идею оформления бесприз-накового хаоса в космическое единство. Тот же ключевой космогонический мотив возникает и в «Глоссолалии», другое дело, что в символической модели Белого происхождение мира - это происхождение звука. Таким образом, хаос, предстающий в образе змея, выражает идею фонетического шума, космос же, структурированный как «крест в круге» (мандала, мировое древо) являет собой упорядоченное сочетание звуков.

Совпадения между древним архаическим и авторским мифами являются не случайными, но системными и обнаруживаются также на уровне семантической композиции. Так же, как Белый описывает последовательное становление мира через становление его звуковых элементов (см. выше: зачатки минералов, зачатки тела жизни, материк суши, животное тело), так и в некоторых кос-

могонических мифах устанавливается четко определенная последовательность творимых элемен-тов5. Так, «космогонические мифы, полагает А. Белый, - описывают становление мира как результат последовательного введения основных бинарных семантических оппозиций (небо - земля и т.п.) и градуальных серий типа растения ^ животные ^ люди и т.п. и создания космической опоры».

Таким образом, к мифу о борьбе змея и змееборца добавляется еще одна мифологическая составляющая - геометрические символы, выражающие структуру космоса. Возможно, что здесь на скрытом, подтекстовом уровне возникают осколки древнего сюжета, так называемого «основного индоевропейского мифа» о борьбе бога грозы со змеем, где, кроме всего прочего, обыгрывается вертикальная структура мироздания: «бог грозы, находящийся на вершине дерева (или горы), поражает змея у корней дерева»6. В целом же этот воссозданный Белым в своей метафорической системе миф можно обозначить как поединок со змеем-хаосом (шумом), в результате которого рождается мироздание (речь). Совпадение этих сюжетов (образование космоса и образование речи) в одном контексте диктуется исходной символической моделью (элементы мира равны элементам языка).

Итак, семиотический сценарий работы с традиционными космогоническими мифологемами обусловлен исходной символической моделью. Традиционный сюжет является «схемой» авторского мифа, костяком, а модель - дает материал для его означающих, то есть обусловливает появление конкретных мотивов и образов. Сама же схема-сюжет - это «подтекстовый» инвариант, который надо реконструировать. Именно он организует сюжетное движение смысла и задает правила комбинации мотивов и образов. Говоря иначе, символическая модель обусловливает расположение означивающих элементов и их комбинаторику. Мифологический сюжет же включает в эту схему «фактор времени» и порождает «цепной комплекс»: означивающие элементы начинают комбинироваться во временной синтагматической последовательности.

Примечания

1. Белый А. Глоссолалия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rvb.ru/belyi/ 01textMoss.htm. (В дальнейшем текст Андрея Белого цитируется по указанному изданию.)

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

2. ИвановВ.В., ТопоровВ.Н. Исследования в области славянских древностей. - М.: Наука, 1974.

3. Мандала - это соединение круга и квадрата, в данном случае вместо квадрата используется крест, который моделирует те же пространственно-семантические отношения.

4. Топоров В.Н. Геометрические символы // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. -

М.: Советская энциклопедия, 1980. - С. 272-273.

5. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. О ведийской загадке типа brahmodya // Паремиологичес-кие исследования. - М.: Наука, 1984. - С. 14-46.

6. Иванов В.В., Топоров В.Н. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору. - М.: Наука, 1975. - С. 44-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.