Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1. С. 87-89
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
www.orgpsyjournal.hse.ru
Глоссарий: словарь понятий, используемых в профессиональном стандарте «Коуч»
КЛАРИН Михаил Владимирович
Институт теории и истории педагогики, Российская академия образования, Москва, Россия
Глоссарий содержит описание основных понятий, используемых в тексте проекта профессионального стандарта «Коуч». Формат Профессионального стандарта, заданный Министерством труда и социальной защиты РФ, не предполагает сносок для пояснения употребляемых терминов. Между тем, далеко не все термины, используемые в профессиональной деятельности коуча, хорошо известны, некоторые их них понимаются и используются по-разному. Профессия «Коуч» должна быть понятна не только самим профессионалам, но и клиентам и заказчикам коучинга. Поэтому Глоссарий включён в проекта Профессионального стандарта «Коуч» в качестве одного из приложений. В Глоссарии приведены наиболее употребляемые понятия из сферы коучинга в их максимально общеупотребимой трактовке, разделяемой профессионалами, независимо от их принадлежности к тому или иному направлению коучинга.
Ключевые слова: коуч, коучинг, профессиональный стандарт, термины, глоссарий.
Глоссарий составлен как приложение к Профессиональному стандарту «Коуч». Сам формат Профессионального стандарта, заданный Министерством труда и социальной защиты РФ, не предполагает сносок для пояснения употребляемых терминов. Между тем, далеко не все термины, используемые в профессиональной деятельности коуча, хорошо известны, некоторые их них понимаются и используются по-разному. Профессия «Коуч» должна быть понятна не только самим профессионалам, но и клиентам и заказчикам коучинга. Поэтому Глоссарий включён в проект Профессионального стандарта «Коуч» в качестве одного из приложений.
В Глоссарии приведены наиболее употребляемые понятия из сферы коучинга в их максимально общеупотребимой трактовке, разделяемой профессионалами, независимо от их принадлежности к тому или иному направлению коучинга.
Безоценочная обратная связь — вид обратной связи, которая используется в коучинге: сообщение человеку информации о нём самом, его действиях и их последствиях основываясь на наблюдаемых фактах, в нейтральном ключе, без оценки, прямого или косвенного одобрения или осуждения.
Групповой / командный коучинг — коучинг для групп / команд, объединённых общей жизненной и/или профессиональной темой развития, бизнес-задачей.
Адрес: 129278, Россия, Москва, ул. П. Корчагина, 7
E-mail: [email protected]
87
Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Заказчик услуги коучинга — организация (представитель организации) или человек, который заказывает услуги коучинга.
Клиент коучинга — человек или группа лиц, для которых осуществляется услуга коучинга.
Компетенция — «способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности»1.
Коучинговая супервизия — анализ и обсуждение работы коуча опытным коучем (супервизором). Включает анализ качества коучинга и/или оценку работы коуча на основе проявляемых коучем профессиональных компетенций.
Обратная связь — сообщение человеку информации о нём самом, его действиях на основе наблюдаемых фактов.
Паттерны (поведенческие, речевые) — устойчивые сочетания поведенческих / речевых реакций человека.
Проактивность — осознанная инициативная позиция человека, которая проявляется в том, что человек действует прежде всего на основе своих глубинных ценностей и целей, жизненных принципов, а не под воздействием внешних факторов. (Противоположностью проактивности является реактивность, когда решения и действия человека полностью определяются внешними обстоятельствами).
Рефрейминг — изменение ракурса восприятия факта, явления или события, которое приводит к его переосмыслению, переоценке.
Ролевая модель — понятие, которое применяется в практике коучинга для обозначения человека, который может служить реальным образцом, живым примером следования тому или иному убеждению, принципу, воплощая его в своих действиях, поступках.
Субъект-субъектное взаимодействие — взаимодействие, участники которого активно воздействуют друг на друга, выступают как равноправные участники диалога, в котором ни один из них не присваивает себе права на обладание истиной. Составляет основу коучинго-вой работы.
Убеждения — элемент мировоззрения, придающий личности уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.
Цели достижения — цели, связанные с получением конкретных результатов (жизненных, профессиональных, деловых) благодаря активности самого человека, реализации его способностей и возможностей.
Цели развития — цели, связанные с расширением способностей и возможностей человека (жизненных, профессиональных).
Ценности — представления личности о том, что считать хорошим, правильным или желательным. Имеют нормативное значение в жизнедеятельности личности, определяют содержание и характер жизненных и профессиональных решений.
1 Словарь-справочник современного российского профессионального образования / Авт.-составители: В.И. Блинов, И.А.
Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков. - М.: ФГУ Федеральный институт развития образования, 2009.
88
Organizational Psychology - Russia. 2014. Vol. 4. No 1
www.orgpsyjournal.hse.ru
The Glossary: A Lexicon of Key Terms used in the Text of Professional Standard «Coach»
Mikhail KLARIN
Institute for Theory and History of Education, Russian Academy Of Education, Moscow, Russia
Abstract. The Glossary contains description of key terms used in the text of National standard of the coaching profession in Russia. The format of Professional standards specified by the Ministry of Labor of the Russian Federation, does not imply notes for explanations of the terms used in the text. However, not all the terms used in professional coaching, are well known, some of them are understood and used in different ways. The profession of a Coach should be clear not only to professionals, but also to clients and customers of coaching. So Glossary is included in the “Coach” National Professional standard as one of the Appendices. The Glossary lists most commonly used terms from the field of coaching in their most common interpretation shared by professionals, regardless of their belonging to a school or method in coaching.
Keywords: coach, coaching, professional standard, terms, glossary.
89