Научная статья на тему 'Глонасс - приоритетный проект ракетно-космической промышленности российской Федерации'

Глонасс - приоритетный проект ракетно-космической промышленности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкодинский С.В., Карпов А.С.

В настоящее время при поддержке Правительства РФ определены приоритеты в целях сохранения за Россией статуса мировой космической державы. Одним из условий достижения поставленных целей является устойчивое финансирование перспективных проектов в космической сфере. Важнейшим механизмом развития являются целевые комплексные программы федерального уровня. Именно в финансовой сфере лежит вопрос об активизации деятельности предприятий ракетно-космической отрасли. Особенно это касается проблем обновления основных фондов предприятий, кадровых и социальных вопросов. 27 августа 2001 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система (2002-2011)» (ФЦП «ГЛОНАСС»). В рамках данной программы планируется развернуть и поддерживать группировку на базе новых спутников с увеличенным сроком активного существования. В последние годы активно развиваются гражданские сферы применения спутниковых навигационных систем. Предполагается оснастить навигационной системой ГЛОНАСС 50 портов, не менее 100 аэропортов и ряд других объектов. При совместной работе навигационной системы ГЛОНАСС и международной системы поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ предполагается обеспечить повышение точности определения координат и оперативность при глобальном обнаружении терпящих бедствие. Весьма перспективным считается применение указанных систем при создании высокоточной геодезической сети, в землепользовании и составлении земельных кадастров, в картографии, геологоразведке, дорожном и ином строительстве…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шкодинский С.В., Карпов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глонасс - приоритетный проект ракетно-космической промышленности российской Федерации»

глонасс - приоритетный проект ракетно-космической промышленности российской федерации

с. в. шкодинский,

доктор экономических наук, профессор А. с. КАРПОВ

Военный университет МО РФ

В настоящее время при поддержке Правительства РФ определены приоритеты в целях сохранения за Россией статуса мировой космической державы. Из них можно выделить:

• обеспечение независимости отечественной космической деятельности;

• максимальное удовлетворение потребностей социально-экономической сферы и науки в результате космической деятельности;

• безусловное выполнение Россией обязательств по всем международным проектам [8]. Одним из условий достижения поставленных

целей является устойчивое финансирование перспективных проектов в космической сфере. Важнейшим механизмом развития являются целевые комплексные программы федерального уровня. Именно в финансовой сфере лежит вопрос об активизации деятельности предприятий ракетно-космической отрасли. Особенно это касается проблем обновления основных фондов предприятий, кадровых и социальных вопросов.

27 августа 2001 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система (2002—2011)» (ФЦП «ГЛОНАСС») [2].

В рамках данной программы планируется развернуть и поддерживать группировку на базе новых спутников с увеличенным сроком активного существования. В последние годы активно развиваются гражданские сферы применения спутниковых навигационных систем. Предполагается оснастить навигационной системой ГЛОНАСС 50 портов, не менее 100 аэропортов и ряд других объектов. При

совместной работе навигационной системы ГЛОНАСС и международной системы поиска и спасения КОСПАС—САРСАТ предполагается обеспечить повышение точности определения координат и оперативность при глобальном обнаружении терпящих бедствие [7].

Весьма перспективным считается применение указанных систем при создании высокоточной геодезической сети, в землепользовании и составлении земельных кадастров, в картографии, геологоразведке, дорожном и ином строительстве. Наконец, существует сектор частного использования навигационных систем туристами, водителями, охотниками и т. п.

В военной области спутниковые навигационные системы смогут обеспечивать возможность всепогодного круглосуточного применения высокоточного оружия в любой местности, навигации стратегических ракет, самолетов дальней и фронтовой авиации, кораблей и подводных лодок, определения параметров движения и ориентации космических аппаратов (КА), решения других задач. По данным экспертов, взаимодействие с системой ГЛОНАСС повышает эффективность боевых действий ВМФ в поражении морских стратегических сил потенциального противника на 15—20 %, боевого управления стратегическими подводными лодками — на 8—10 %, обеспечивает наведение крылатых ракет на цель с точностью до 15 м. При оснащении самолетов навигационными комплексами и полном развертывании системы ГЛО-НАСС ожидаемое приращение боевого потенциала: для самолетов тактической авиации — 10—15 %, военно-транспортной авиации — до 10 % [6].

- 31

Система ГЛОНАСС была разработана по заказу Министерства обороны СССР в середине 1970-х гг. для геодезической привязки межконтинентальных баллистических ракет мобильного базирования, введена в эксплуатацию в сентябре 1993 г., развернута до полного состава в 1995 г. Основой системы являлись 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в 3 орбитальных плоскостях с высотой 19 100 км (см. таблицу). В дальнейшем из-за хронического недофинансирования система стремительно деградировала: к началу 2000 г. орбитальная группировка вместо 24 необходимых спутников насчитывала 15, из которых работали 9 при одном временно выключенном для проверок [3].

Состав группировки системы ГЛОНАСС на 19.01.2009 г. [4]

Параметр, состояние Число КА

Всего в составе системы ГЛОНАСС 20

Используются по целевому назначению 17

На этапе ввода в систему 2

Временно выведены на техническое обслуживание 1

На этапе вывода из системы -

Надо сказать, что в отношении системы ГЛО-НАСС в течение 2008 г. поступала крайне противоречивая официальная информация — от победных реляций до полного признания срыва намеченных сроков окончательного ввода системы в эксплуатацию. Последнее, судя по всему, пошло на пользу отрасли — было решено значительно увеличить финансирование настоящей федеральной целевой программы. В перспективе положительное воздействие на развитие ГЛОНАСС должен оказать Указ Президента РФ от 17.05.2007 №638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации», рекомендующий органам исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований и организациям, независимо от их организационно-правовой формы, применять аппаратуру спутниковой навигации, функционирующую с использованием сигналов системы ГЛОНАСС. Этим же указом Правительству РФ было поручено до 31 декабря 2011 г. утвердить федеральную целевую программу по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС на 2012—2020 гг.

В последние годы финансирование ФЦП «ГЛОНАСС» осуществляется хотя и в недостаточном, по оценкам ряда специалистов, объеме, но с постоянным увеличением. Правительством Рос-

сийской Федерацией на реализацию программы утвержден объем финансирования из средств федерального бюджета. Он составил в 2007 г. — 4 386,97 млн руб., в 2008 г. — 4 675,04 млн руб., в 2009 г. — 5 543,18 млн руб. Лишь в 2010 г. объем выделяемых средств снизится до 2 921,86 млн руб. [9].

Успешное выполнение задачи по реализации ФЦП «ГЛОНАСС» в ближайшие несколько лет, по оценкам специалистов, содержит прямую выгоду для ракетно-космической отрасли — прибыль от продажи навигационной аппаратуры потребителям навигационных услуг может превысить 16 млрд руб. Условная выгода, получаемая от экономии ресурсов, сокращения расходов на строительство, изыскания полезных ископаемых, а также в результате снижения аварийности на транспорте, оценивается в сумму около 10 млрд руб. [5].

Федеральным космическим агентством предпринимались попытки привлечь к финансированию программы ГЛОНАСС иностранных инвесторов. Вопрос об участии Министерства обороны Китая в проекте ГЛОНАСС обсуждался в 2000 г. Китаю было предложено использовать эту систему как «равному партнеру» в обмен на финансирование. Тем не менее в конце 2002 г. было объявлено, что Китай присоединился к европейской программе «Галилео» [1], речь о которой пойдет далее. Об условиях, на которых Китай присоединился к европейскому проекту, не сообщалось, однако естественно предположить, что это было сделано в обмен на гарантии предоставления Китаю определенной квоты на запуски части космических аппаратов системы «Галилео» китайскими ракетами-носителями (РН) — условие, которого не могла предложить Россия, сама испытывающая трудности с поиском заказчиков на коммерческие запуски своих РН. Присоединение Китая к программе «Галилео» определенно снижает вероятность неудачи проекта из-за нехватки средств.

В настоящее время в мире эффективно функционирует глобальная система точного местоопре-деления средств воздушного, водного и наземного транспорта — глобальная система навигации GPS (Global Positioning System), созданная в США. С самого начала планировалось использование системы в военных интересах стран — участниц НАТО, для чего был создан консорциум (Франция, Италия, Германия, США) по разработке навигационного комплекта «Евронав» для военных потребителей западноевропейских стран. Естественно, при этом США хотели бы, чтобы европейцы приняли участие в финансировании этой достаточно дорогостоящей программы. Стоимость только одного КА «Navstar»

в 1992 г. оценивалось в 62 млн долл., а всего к 2002 г. США израсходовали на программу около 10 млрд долл. [2]. Одновременно США прилагают активные усилия по коммерциализации этой системы путем привлечения гражданских потребителей, стремясь закрепить свое монопольное положение на мировом рынке средств космической навигации. С начала реализации проекта в 1983 г. США объявили, что к гражданским навигационным сигналам системы GPS будут иметь свободный доступ все желающие вне зависимости от национальной или иной принадлежности. Позднее, в 2000 г., США было объявлено об отключении так называемого селективного доступа, при котором точность определения координат в системе GPS искусственно снижалась для абонентов, не располагающих специальными правами. За этим, казалось бы, «антикоммерческим» мероприятием стояла продуманная коммерческая (и не только коммерческая) политика. Производство и реализация пользовательской аппаратуры и дополнительных услуг — «добавленной стоимости» системы GPS — сугубо рыночная сфера, ежегодные обороты в которой вполне сопоставимы с государственными затратами на систему. Так, общий мировой объем продаж абонентской аппаратуры системы GPS достиг в 2005 г. около 1 млрд долл. [1], и в последующие годы эта цифра продолжала увеличиваться. По оценкам Администрации международной торговли Министерства торговли США, если в 1998 г. в мире насчитывалось 8 млн пользователей системы GPS, то к 2007 г. их число достигло 50 млн. Рынок GPS, несмотря на противодействие со стороны российских властей, в Россию де-факто проник.

Все сравнения ГЛОНАСС с GPS сегодня оборачиваются явно не в пользу первой. Стартовав с небольшой разницей во времени (по сравнению с другими аналогичными проектами), программы демонстрируют слишком разные результаты. В системе GPS действует 30 спутников, у ГЛОНАСС пока «плавающий» показатель — 20 КА. По материалам средств массовой информации постоянно один (или сразу несколько) спутников находятся в режиме неполного функционирования. При этом на техническое обслуживание российские спутники выводятся гораздо чаще американских, несмотря на средний срок службы не более 5 лет, против 9—10 у GPS. Американская система покрывает всю планету, тогда как показатель доступности навигационных сервисов ГЛОНАСС достигает около 60 % в мире и 65—75 % на территории России. Две трети аппаратов отечественной системы работают с кратковременными перерывами — до 5 % времени. Максимальный перерыв в навигации может составлять до трех часов. Точность

систем тоже различна. Средняя погрешность GPS составляет 1 м, ГЛОНАСС — 4—10 м. Привлекательность и полезность GPS для российских потребителей стали столь очевидными, что рынок пришлось легализовать: постановление Правительства РФ от 18.10.2003 №635 открыло доступ к широкому использованию в России приборов GPS.

В этих условиях трудно рассчитывать на возникновение внутреннего рынка, а тем более — международного рынка пользовательской аппаратуры системы ГЛОНАСС. Хотя место для нее на этом рынке все-таки есть. Мир попал в полную зависимость в вопросах определения точных координат и навигации от США, и он ищет альтернативу, в том числе и ценовую, где за российскими предприятиями всегда было преимущество. Систему ГЛОНАСС в любом случае следует считать достойной попыткой преодолеть зависимость от единственной функционирующей навигационной системы. По сравнению с аналогичными проектами, реализуемыми другими странами, у российской программы есть определенные успехи.

В наши дни навигационная система ГЛОНАСС приобретает еще одного серьезного конкурента. До конца 2009 г. в ЕС планируется подписать все сделки по созданию системы спутниковой навигации «Га-лилео». Общая стоимость проекта — 4,2 млрд евро. Из них 2,4 млрд евро выделяется из общего бюджета ЕС, остальные средства внесут отдельные заинтересованные государства и частные корпорации. В проект официально приглашен Израиль. Не исключено, что в будущем могут подключиться и некоторые арабские страны, например Алжир, который стремительно сближается с Францией и Европой [2].

Проект создания собственной независимой системы возник в Европе не в последнюю очередь из-за того, что США в критический момент (как, например, было во время событий в Югославии) могут отключить открытые каналы.

Базовые наземные навигационные станции будут построены в Германии и Испании. Отвечает за проект Еврокомиссия, контролирующая деятельность главного разработчика системы спутниковой навигации «Галилео» — Европейского космического агентства.

Европа первоначально планировала иметь «Галилео» уже в 2008 г., однако из-за финансовых проблем и отсутствия консенсуса получит ее в полном виде только в 2013 г. А ввод в эксплуатацию начнется уже с 2011 г.

Таким образом, в условиях жесткой конкуренции роль финансирования ракетно-космической отрасли в рамках федеральных целевых программ воз- 33

растает. И выполнение финансирования в полном объеме при ежегодной корректировке отдельных показателей для обеспечения гибкого реагирования на возможные изменения реально складывающихся финансово-экономических обстоятельств придаст большую динамику развитию отрасли. Роль государства также должна заключаться не только в исключительно в выделении средств из федерального бюджета. Это и организаторские функции, предоставление гарантий для инвесторов и потребителей и, конечно, оперативное совершенствование правовой базы научно-технологичного развития.

В условиях рыночной экономики высокотехнологичный комплекс может успешно инициировать инновации только в том случае, если банковская система способна предоставлять долгосрочные кредиты под соответствующие инвестиционные проекты. Также крайне необходим и мощный фондовый рынок, на котором высоко котируются акции наукоемких производств.

Только при реализации перечисленного комплекса задач в указанные сроки есть возможность создания базы для более эффективных производственных технологий, решая тем самым множество острых проблем в отечественной экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аэронавтика и Космос. 15 декабря 2002 г.

2. Бендиков М, Фролов И. Авиационная и космическая промышленность России: состояние и потенциал роста. // ЦЭМИ, 2004.

3. Бендиков М, Фролов И. Тенденции и прогноз развития высокотехнологичного сектора промышленности РФ. // ЦЭМИ, 2007.

4. Глонасс — событие 2009 года. // www. armsexpo. ru. (по состоянию на 19.01. 2009 г.).

5. Жданов С. Навигация на транспорте — тенденции и перспективы. // Информационно-аналитический журнал. 2007. № 3.

6. Меркулов В. Швец Н. Воздушно-космическая политика государств АТР. / ВА ВКО. 2006. С. 103.

7. Перминов А., Давыдов В. Состояние и перспективы космической деятельности Российской Федерации. // Промышленная политика в Российской Федерации. 2006. № 10.

8. Перминов А Марсианские хроники по русскому сценарию. // Российская газета. 21 января 2009 г.

9. Экономика ВПК России. Октябрь — декабрь 2008 г. // Агентство ТС-ВПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.