Научная статья на тему 'ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД: РЕГЕНЕРАЦИЯ ИЛИ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ'

ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД: РЕГЕНЕРАЦИЯ ИЛИ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
ЦУР / ESG / устойчивое развитие / бизнес-модель устойчивого развития / регенерация / регенеративная модель бизнеса / регенеративная устойчивость / регенеративный бизнес. / Keywords: SDGs / ESG / sustainable development / sustainable development business model / regeneration / regenerative business model / regenerative sustainability / regenerative business.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Елена Геннадьевна, Сильченков Виталий Александрович

В статье рассматриваются основные задачи, которые были поставлены при разработке пульта настройки устройства плавного пуска, которое предоставляет пользователям возможность по настройке, эксплуатации, а также наблюдением за функционированием устройства плавного пуска. Также были рассмотрены пути решения и способы устранения проблем, которые появились в ходе разработки пульта. Были получены положительные результаты по разработке информативного, удобного и быстрого пульта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GLOBAL TREND: REGENERATION OR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article discusses the main tasks that were posed in the development of the soft starter remote control, which provides users with the opportunity to configure, operate, and monitor the functioning of the soft starter. Solutions and ways to resolve problems that arose during the development of the remote control were also discussed. Positive results were obtained in developing an informative, convenient and fast remote control.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД: РЕГЕНЕРАЦИЯ ИЛИ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»

УДК 338.1

Кузнецова Елена Геннадьевна Kuznetsova Elena Gennadievna

к.э.н., доцент

Candidate of Economics, Associate Professor Сильченков Виталий Александрович Silchenkov Vitaly Alexandrovich

ассистент assistant

Московский педагогический государственный университет

Moscow Pedagogical State University

ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД: РЕГЕНЕРАЦИЯ ИЛИ УСТОЙЧИВОЕ

РАЗВИТИЕ

THE GLOBAL TREND: REGENERATION OR SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

Аннотация: В статье анализируются различные подходы западных авторов к регенеративной экономике в ее связи с целями устойчивого развития, а также их взгляды на то, чем регенеративные бизнес-модели отличаются от устойчивых бизнес-моделей. Раскрываются недостатки сложившейся практики реализации бизнес-модели устойчивого развития. На основе проведенного эмпирического исследования делается вывод, что регенеративные модели способны повысить устойчивость в масштабе, необходимом для обеспечения устойчивости бизнеса в будущем, что регенеративный бизнес представляет собой новый стандарт бизнеса, к требованиям которого должны стремиться все предпринимательские структуры. Анализ регенеративной модели бизнеса как драйвера формирования и развития регенеративной экономики имеет важное значение для современной экономической науки как за рубежом, так и в России.

Abstract: The article analyzes the different approaches of Western authors to the regenerative economy in its connection with the goals of sustainable development, as well as their views on how regenerative business models differ from sustainable business models. The shortcomings of the current practice of implementing a business model for sustainable development are revealed. Based on the empirical research conducted, it is concluded that regenerative models can increase sustainability on a scale necessary to ensure business sustainability in the future, and that regenerative business represents a new business standard to which all businesses should strive.

Analysis of the regenerative business model as a driver for the formation and development of a regenerative economy is important for modern economic science both abroad and in Russia.

Ключевые слова: ЦУР, ESG, устойчивое развитие, бизнес-модель устойчивого развития, регенерация, регенеративная модель бизнеса, регенеративная устойчивость, регенеративный бизнес.

Key words: Keywords: SDGs, ESG, sustainable development, sustainable development business model, regeneration, regenerative business model, regenerative sustainability, regenerative business.

Введение

Большинство исследователей в области экономики согласилось с тезисом, что традиционный бизнес - «бизнес как обычно» - не приведет к достижению ЦУР, сформулированных ООН. Однако, до сих пор значительная их часть продолжает утверждать, что основным инструментом достижения ЦУР должна стать устойчивая бизнес-модель. Точка зрения, которую мы разделяем, заключается в том, что в современных условиях этого уже недостаточно, и надо сделать новый шаг вперед к регенеративной модели бизнеса [1]. Иными словами, предлагается переходить на принципы регенеративной устойчивости [2]. В данной статье мы рассмотрим основные отличия регенеративной модели бизнеса от устойчивой, раскроем ее преимущества и дальнейшие перспективы практической реализации.

Тренд на устойчивое развитие российских компаний можно проследить в публикуемых ими годовых отчетах. Приведем лишь 2 примера. «Газпром» выпускает отчетность об устойчивом развитии, начиная с 2008 г. Компанией разработана политика в области устойчивого развития, утвержденная решением Совета директоров от 30 апреля 2021 г. Деятельность в области устойчивого развития определена как деятельность, ориентированная на построение системы управления организацией, обеспечивающей баланс долгосрочной экономической эффективности, экологической ответственности и социальной результативности [3].

В 2020 году «Детский мир» провел дебютный ESG-анализ и разработал дорожную карту дальнейшей интеграции ESG-подходов в бизнес-модель и стратегию Компании. На базе обширных данных от всех заинтересованных сторон - сотрудников, клиентов, инвесторов, членов отраслевых сообществ, а также государственных органов - были определены основные стратегические зоны в области устойчивого развития компании, которые учитывают корпоративные ценности, а также 9 глобальных целей устойчивого развития ООН, в реализацию которых «Детский мир» может внести наибольший вклад

[4].

Большое число компаний развитых стран продолжает двигаться по этому пути, полагая, что в последнее десятилетие произошел фундаментальный сдвиг, поскольку корпоративная устойчивость стала стратегическим двигателем роста благодаря более строгому регулированию (преимущественно в ЕС), усилению беспокойства потребителей и растущему интересу индустрии финансовых услуг, которая рассматривает ESG как средство снижения риска и увеличения дохода. Более 4000 компаний взяли на себя обязательства по достижению нулевых показателей; инвестиции в экономику замкнутого цикла растут быстрыми темпами; гораздо больше внимания уделяется разнообразию, справедливости и инклюзивности. Продолжается заметный рост финансирования устойчивых решений: общий объем выпуска «зеленых», социальных, устойчивых, связанных с устойчивым развитием и переходных облигаций составляет 3,5 триллиона долларов [5].

В то же время практика реализации бизнес-модели устойчивого развития последних лет показывает, что она не позволяет в полной мере реализовать ЦУР. Ориентации на устойчивое развитие уже недостаточно. Всемирный Совет предпринимателей по устойчивому развитию (WBCSD) в представленном «Видении-2050» указал на возможность реализации ЦУР посредством регенеративного бизнеса [6]. По мнению авторитетного исследователя в области международного бизнеса и региональной экономики профессора

Мюнхенской школы бизнеса К. Шмидконц, устойчивое развитие - это «устаревшая концепция особенно для тех людей, которые хотят сделать мир лучше... Сегодня любая компания действительно стремящаяся построить лучшее будущее, должна работать с ориентацией на регенерацию» [7]. Как полагает профессор Гарварда Г. Норрис, регенеративные бизнес-модели смело стремятся увеличить свое социально-экологическое воздействие, восстанавливая здоровье людей, сообществ и мира, тогда как устойчивая компания стремится только снизить свое воздействие на окружающую среду. Таким образом, регенеративные компании могут превзойти своих конкурентов, ориентированных на устойчивое развитие, с точки зрения финансовых показателей и воздействия [8]. «Я твердо убежден, что внедрение регенеративных методов ведения бизнеса скоро станет обязательным, а не приятным, - полагает В. Хелиас, директор по устойчивому развитию, Procter & Gamble International Operations SA [9]. А профессор Дж. Биндер даже призывает революционизировать устойчивые методы ведения бизнеса на пороге новой эры: регенеративной экономики [6].

Вот почему многие ведущие западные компании начинают использовать слово «регенеративный» для описания инициатив своих внешних коммуникаций, применяя его к своим будущим амбициям и деятельности в целом. Примерами являются Danon, Unilever, Nestle, Henkel и др. Так, на сайте компании Unilever мы видим «пришло время выйти за рамки устойчивости и начать регенерацию» [10]. На сегодняшний день эти инициативы включают в себя модели циркулярного бизнеса, направленные на минимизацию и повторное использование отходов, использование возобновляемого сырья, восстановление экосистем, снижение выбросов углекислого газа, сокращение неравенства и обеспечение благополучия. путем реализации действительно амбициозных инициатив по достижению нулевых показателей, интернализации социальных и экологических издержек и включения соображений ESG во все инвестиционные решения и др. Всемирный экономический форум, состоявшийся в январе 2020

г., подчеркнул, что эти инициативы должны стать частью общесистемного подхода, когда организации пересматривают свои действия в свете необходимых системных изменений, полностью осознавая и принимая свою роль в изменении систем и, как следствие, в перестройке экономики [11].

Регенерация делает шаг за пределы устойчивости: 1) восстанавливая, обновляя и/или исцеляя системы, от которых мы зависим, а также 2) улучшая присущую этим системам способность восстанавливать, обновлять и/или исцелять себя более эффективно. Регенеративные модели успешно доказывают свою способность повысить устойчивость в масштабе, необходимом для обеспечения устойчивости бизнеса в будущем. Имея это в виду, давайте взглянем на некоторые из наиболее интересных примеров использования регенеративных моделей брендами.

PepsiCo объявила, что к 2030 году она намерена создать 7 миллионов акров регенеративных сельскохозяйственных угодий с целью преобразования практики во всем своем сельскохозяйственном регионе.

Для компании Nestle - это разработка и внедрение систем, от фермы до стола, которые восстанавливают, пополняют, процветают и оказывают положительное воздействие на местном и глобальном уровне. Это потребует радикальных действий по всей нашей цепочке создания стоимости, от перехода на возобновляемые источники энергии на наших фабриках и в офисах до поиска новых инновационных решений в области упаковки нашей продукции, до работы с нашими поставщиками и фермерами над созданием продовольственной системы будущего.

Unilever начала революцию в цепочке поставок в начале 2021 года, объявив, что компания гарантирует прожиточный минимум всем поставщикам первого уровня, «повышая уровень жизни за счет обеспечения того, чтобы каждый, кто напрямую поставляет товары и услуги Unilever, получал прожиточный минимум или доход». Убедившись, что работники зарабатывают прожиточный минимум, Unilever поддерживает экономику и повышает ее

способность к росту. Пол Полман, бывший генеральный директор Unilever, успешно убедил инвесторов реинвестировать финансовый капитал в природный, социальный и культурный капитал, продемонстрировав потенциал ответственной и устойчивой деловой практики для стимулирования долгосрочного роста и создания общей стоимости [12].

Отметим положительный пример ПАО «Лукойл», опубликовавшем в 2020-м году Отчет об устойчивом развитии, в котором отражены такие инициативы как постоянное (из года в год) снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сокращения потребления воды на собственные нужды. Компания достигла нулевого накопления отходов, т.е. объем их образования равен объему утилизации и др. [13].

Остановимся подробнее на том, как работает регенеративная модель бизнеса в представлении ряда западных авторов, многие из которых приняли непосредственное участие во внедрении рассматриваемой нами модели в современную бизнес-практику.

Как считает К. Шмидконц, «использование регенеративной модели бизнеса подразумевает, что компания не только избегает нанесения ущерба окружающей среде, но и исправляет ущерб, нанесенный хозяйственной деятельностью на протяжении последних столетий» [7]. Исследовательница из Нидерландов Д. Дризенаар, полагает, что регенеративная модель бизнеса должна обладать следующими характеристиками: 1) ответственность за ущерб, 2) экосистемные функции включены, 3) переход от «экономия на масштабе» к «экономии от объема», 4) активы как инвестиции [14]. По мнению коллектива австралийских исследователей, неотъемлемыми характеристиками регенеративной модели бизнеса должны быть: 1) совместное творческое партнерство с природой; 2) организационная свобода; и 3) инновационный взгляд на организацию бизнеса [15]. А Брианна Уэст, советует рассмотреть три основные категории - продукт, люди и процессы (операции) - прежде, чем реализовать регенеративные инициативы [16].

Что для этого нужно? Начать надо с того, что производить реальные регенеративные продукты, для получения которых необходимо подвергнуть кропотливому анализу весь жизненный цикл продуктов компании: от производимого или получаемого сырья и его переработки, производства товара и до его утилизации, ответив на целый ряд вопросов. Следует сосредоточиться на том, чтобы устранить отходы из производственного процесса. При этом желательно знать, что потребитель товара делает с ним в процессе его использования и после его износа, потери качества, серьезной поломки и т.п.

Для успешного перехода к регенеративной бизнес-модели компании необходимо выработать стратегию по внедрению и соблюдению основных принципов регенерации. Эта стратегия может включать постоянную нацеленность на поиск зон, ниш, пространств для применения инструментов регенерации. Нацеленность не на быструю прибыль, а на ее устойчивое получение на основе регенерации, причем в слабо конкурентных или вообще неконкурентных нишах. Руководители компании и ее сотрудники должны принять новую систему взглядов по регенерации бизнеса как своего рода стандарт, движение к которому требует перестройки «бизнеса как обычно», т.е. устоявшихся подходов. Необходимо поощрять каждого сотрудника, постоянно изыскивающего возможности для регенеративных практик.

По мнению исследователей из Школы бизнеса и экономики Маастрихтского университета, Нидерланды, регенеративные бизнес-модели «имеют общие подходы к проектированию с устойчивыми и циркулярными моделями, но отличаются основными целями и системными перспективами». Организации с регенеративными бизнес-моделями «ориентированы на планетарное здоровье планеты и благополучие общества. Они создают и реализуют ценности на уровне многих заинтересованных сторон, включая природу, общество, клиентов, поставщиков и партнеров, акционеров и инвесторов, а также сотрудников, содействуя регенеративному лидерству, созидательному партнерству с природой, справедливости и честности». Если

устойчивые бизнес-модели, с точки зрения своих основных целей, направлены на достижение баланса между созданием экономической, социальной и экологической ценности, так называемого тройного результата, то регенеративные модели бизнеса направлены на здоровье и благополучие социально-экологических систем [17].

Заключение

За последнее десятилетие различные компании по всему миру взяли на себя инициативу по защите окружающей среды и стремятся создать регенеративные бизнес-модели, которые могут привести их бизнес к долгосрочной устойчивости. Все больше отраслей используют регенеративные бизнес-модели, позволяющие сочетать прибыльность с устойчивостью и социальной ответственностью. Анализ регенеративной модели бизнеса имеет важное значение для современной экономической науки как за рубежом, так и в России. Регенеративный бизнес - это не только поиск и использование новых инструментов для реализации и ЦУР, это инструмент трансформации системы взглядов, сложившихся стереотипов рыночной экономики, выведение ее на новый уровень социальности, экологичности, инклюзивности.

Библиографический список:

1. Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г. Регенеративный бизнес: некоторые черты и особенности // Вопросы новой экономики. - 2023. - № 2 (66). - С. 4-12.

2. Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г. Поиск новой модели развития: регенеративная экономика // Вестник РГГУ Серия "Экономика Управление Право". - 2022. - №4. - С. 20-46.

3. Политика группы Газпром в области устойчивого развития // Газпром.ру. URL: https://www.gazprom.ru7f/posts/60/091228/2021-04-30-sustainability-policy.pdf (дата обращения: 03.06.2024)

4. Стратегия в области устойчивого развития. ПАО «Детский мир» // ir. detmir.ru. URL: https: //ir. detmir.ru//Стратегия-в-области-устойчивого-разв/(дата

обращения: 03.06.2024).

5. Richard Forrest, Oliver Dudok van Heel. How regenerative business practices can reshape economies // Kearney. URL: https://www.kearney.com/sustainability/article/-/insights/how-regenerative-business-practices-can-reshape-economies (дата обращения: 03.06.2024).

6. Julia Binder. How enterpreneurs are preparing the ground for a regenerative economy // IMD. URL: https://www.imd.org/ibyimd/sustainability/how-entrepreneurs-are-preparing-the-ground-for-a-regenerative-economy/ (дата обращения: 03.06.2024).

7. Christian Schmidkonz. Sustainability is Dead - Make Room for Regenerative Business // Munich Business School. URL: https://www.munich-business-school.de/insights/en/2022/sustainability-is-dead-make-room-for-regenerative-business/ (дата обращения: 03.06.2024) .

8. Diksha Joshi. Regenerative Business Models // Grocalp. URL: https://www.grokalp.com/post/regenerative-business-

models#:~:text=Soil%20Health%20Restoration%3A%20Circular%20agriculture,org anic%20composting%20and%20cover%20cropping(дата обращения: 03.06.2024).

9. Giles Hutchins. The Future of Business is Regenerative Business // The Nature of Business. URL: https://thenatureofbusiness.org/2021/08/30/the-future-of-business-is-regenerative-business-by-giles-hutchins/ (дата обращения: 03.06.2024).

10. Andrea Bielli. The future of value generation in the CPG industry: Understanding new forms of economic activity // Sevendots. URL: https://sevendots.com/future-of-value-generation/ (дата обращения: 07.11.2023)

11. Virginie Helias. Regenerative business: a roadmap for rapid change // World economic forum. Jan. 17, 2020. URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/01/the-regenerative-business-approach-a-roadmap-for-rapid-change/ (дата обращения: 03.06.2024).

12. Colin McAllister, Christina Care. Towards a Regenerative Economy: Taking Regenerative Agriculture one step further // Sevendots. URL:

https://sevendots.com/regenerative-economy-with-agriculture/ (дата обращения: 03.06.2024).

13. Лукойл: Отчет об устойчивом развитии за 2020 год // Национальная ассоциация нефтегазового сервиса. URL: https://nangs.org/analytics/lukojl-otchet-ob-ustojchivom-razvitii-pdf?ysclid=l7erqpbec448253812 (дата обращения: 03.06.2024).

14. Desiree Dreisenaar. Business Models: from Linear to Circular to Regenerative // Medium. URL: https://medium.com/swlh/business-models-from-linear-to-circular-to-regenerative-9f10c19f337 (дата обращения: 03.06.2024).

15. Savindi Caldera, Samantha Hayes, Les Dawes and Cheryl Desha. Moving Beyond Business as Usual Toward Regenerative Business Practice in Small and Medium-Sized Enterprises // Frontiers. URL: https://www.frontiersin.org/journals/sustainability/articles/10.3389/frsus.2022.799359 /full (дата обращения: 03.06.2024).

16. Brianne West. How to Build a Regenerative Business - and Save the Planet // Entrepreneur. URL: https://www.entrepreneur.com/leadership/how-to-build-a-regenerative-business-and-save-the-planet/383496 (дата обращения: 03.06.2024).

17. J.Konietzko, A. Das, N. Bocken. Towards regenerative business models: A necessary shift? // ScienceDirect. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352550923000866 (дата обращения: 03.06.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.