Научная статья на тему 'Глобальный инженер: формирование коммуникативных компетенций у студентов технических вузов'

Глобальный инженер: формирование коммуникативных компетенций у студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНЖЕНЕР / МЯГКИЕ НАВЫКИ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / GLOBAL ENGINEER / SOFT SKILLS / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / ENGLISH TRAINING AT A TECHNICAL UNIVERSITY / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / CROSS-CULTURAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна, Гарифуллина Флюра Зинатовна

Для соответствия глобальным вызовам нового тысячелетия выпускники инженерных специальностей нуждаются в постоянно расширяющемся спектре навыков. Мягкие навыки, владение английским языком, знание проблематики межкультурной коммуникации являются важным компонентом обучения будущего инженера. В статье обсуждается возможности развития коммуникативных навыков в техническом университете. Особое внимание уделено формированию поликультурной позиции студентов. Авторы определяют этапы и методы поликультурного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL ENGINEER: FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCES STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Engineering graduates need an ever-increasing range of skills to meet relevance with the global challenges of the new millennium. Soft skills, the English language, cross-cultural communication are important component of a future engineer’s training. The article considers the development of communication skills at a technical university. Particular attention is paid to the formation of students’ cross-cultural position. The authors determine the stages and methods of multicultural interaction.

Текст научной работы на тему «Глобальный инженер: формирование коммуникативных компетенций у студентов технических вузов»

Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод: Школьный эксперимент по биологии является основой формирования практических умений и навыков учащихся и играет важную роль в решении учебно-воспитательных задач[5]. В ходе выполнения научно-исследовательской работы, обучающиеся способны реализовывать и раскрывать свои способности, применять имеющиеся знания на практике. Благодаря такой работе школьники развиваются, как творческие личности, у них формируются коммуникативные и ораторские навыки. Также осуществляется всестороннее развитие личности, расширяется кругозор, происходит знакомство с первичными профессиональными навыками.

Литература:

1. Алексеенко А.Н. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по экологическому воспитанию школьников. - Тула, 2014. - 56 с.

2. Батюта Е.А. Мотивация исследовательской деятельности школьников. - 2015.

3. Мишина О.С., Иванов Р.Г., Разработка школьного проекта на тему: «Влияние природной органики на рост и развитие растений». Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч. 8. - С. 110-116

4. Нефедьева Е.Э., Белопухов С.Л., Верхотуров В.В., Лысак В.И. Роль фитогормонов в регуляции прорастания семян // Известия вузов. Прикладная химия и биотехнология. 2013. №1. С. 61-66.

5. Мишина О.С., Иванов Р.Г., Бекшаев И.А., Методическая разработка школьного биологического эксперимента по выращиванию растений in vitro. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 61. - Ч. 4. -С. 226-229

6. Чиркова Е.К. Проектная и исследовательская деятельность в рамках предметов базисного учебного плана // Исследовательская работа школьников. - 2004. №1.

7. Фесенко А.Н., Фесенко И.Н. Результаты селекции, динамика производства и рынок зерна гречихи (анализ многолетних данных) // Земледелие. - 2017. - №3. - С. 24-27

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Фирсова Светлана Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола); кандидат педагогических наук, доцент Гарифуллина Флюра Зинатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола)

ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНЖЕНЕР: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Для соответствия глобальным вызовам нового тысячелетия выпускники инженерных специальностей нуждаются в постоянно расширяющемся спектре навыков. Мягкие навыки, владение английским языком, знание проблематики межкультурной коммуникации являются важным компонентом обучения будущего инженера. В статье обсуждается возможности развития коммуникативных навыков в техническом университете. Особое внимание уделено формированию поликультурной позиции студентов. Авторы определяют этапы и методы поликультурного взаимодействия.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, глобальный инженер, мягкие навыки, межкультурная коммуникация, обучение английскому языку в техническом вузе, поликультурная среда, поликультурное взаимодействие.

Annotation. Engineering graduates need an ever-increasing range of skills to meet relevance with the global challenges of the new millennium. Soft skills, the English language, cross-cultural communication are important component of a future engineer's training. The article considers the development of communication skills at a technical university. Particular attention is paid to the formation of students' cross-cultural position. The authors determine the stages and methods of multicultural interaction.

Keywords: higher professional education, global engineer, soft skills, cross-cultural communication, English training at a technical university, multicultural environment, cross-cultural cooperation.

Введение. Процессы глобализации, происходящие во всех сферах современного общества, оказывают влияние и на систему компетенций, необходимых для инженера завтрашнего дня. Современный инженер должен не только владеть знаниями в области математики, естественнонаучных и инженерных дисциплин, проводить комплексную инженерную деятельность с использованием практических знаний о применяемых материалах, оборудовании и инструментах, процессах и технологиях, но также отслеживать информацию о новейших достижениях науки и техники в своей области, выполнять обязанности в качестве члена национальных и международных команд, эффективно взаимодействовать c представителями своей профессии независимо от их национальностей, места проживания, культурных особенностей. Данные вызовы определяют новые требования к системе подготовки инженеров.

В академических кругах обсуждается необходимость получения дополнительных междисциплинарных навыков для решения поставленных задач. В зарубежной литературе появилось новое понятие «глобальный инженер», обладающего, помимо традиционных знаний, спектром коммуникативных навыков, владеющего иностранным языком, использующего знания межкультурной коммуникации. Это особенно актуально, учитывая, что инженерные проекты все чаще планируются и осуществляется через национальные и культурные границы.

Изложение основного материала статьи. Специалисты особо отмечают, что перспективные профессии будущего потребуют от своих претендентов не только профессиональных умений, но и комплекса неспециализированных навыков, способных повлиять на успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность, а именно: способности к творчеству, лидерству, концентрации, критическому

мышлению, работе в команде; готовности к обучению в течение всей жизни; самостоятельности в решении проблем; открытости новым вызовам и изменениям [1].

В связи с этим в специальной литературе появились описания метапредметных / универсальных навыков, необходимых современным специалистам независимо от профессии и сферы деятельности. Данные навыки включают системное мышление, умение управлять проектами и сложными автоматизированными комплексами, клиентоцентрированность, умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми, способность работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач, развитие творческих способностей, а также навыки профессиональной коммуникации, полилингвизм и мультикультурность [14].

Именно мягкие навыки позволяют специалистам повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дают возможность менять сферу деятельности, сохраняя свою востребованность.

Необходимо отметить, что большинство существующих образовательных программ развивает профессиональные знания студентов, а мягкие навыки лишь дополняют основную программу [10]. В техническом университете развитие мягких навыков может осуществляться при освоении предметов гуманитарного цикла. Чтобы помочь студентам соответствовать необходимым профессиональным и личностным требованиям, а также обезопасить себя от рисков в профессиональной и социальной среде, необходимо целенаправленно формировать и развивать обсуждаемые навыки, среди которых наиболее актуальными являются навыки эффективной профессиональной и межкультурной коммуникации.

Исследования показывают, что дипломированным инженерам не хватает знаний в указанных областях [12]. Декан инженерного факультета Университета Дьюка заявил: «Инженеры, имеющие большой опыт в области коммуникаций, имеют значительное преимущество перед теми, кто этого не делает. Кроме того, отсутствие навыков общения только подрывает весь профиль профессионального инженера [13]».

Для успешной карьеры современному специалисту требуются знания иностранных языков, которые позволили бы ему читать специализированную литературу, работать в зарубежных компаниях, участвовать в международных семинарах, общаться с представителями соей профессии.

Современное обучение иностранным языкам студентов технического университета направлено на решение задачи - подготовить будущих специалистов к успешному диалогу культур в контексте интеграции отечественных и между народных образовательных и профессиональных стандартов [3, 6, 8]. Совокупность таких компетенций обеспечит эффективное участие будущих специалистов в академических и научных программах, а также востребованность на международном рынке труда. В связи с этим, особую актуальность приобретает создание многоязычной среды в образовательном учреждении. Формированию поликультурной среды может способствовать организация курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей для чтения лекций на иностранном языке, проведение комплекса внеаудиторных мероприятий для студентов, разработка электронных учебных курсов и комплексов для самостоятельной работы [7, 11].

В настоящее время основной целью обучения иностранным языкам во всем мире является развитие коммуникативной компетенции. В контексте решения задачи формирования «soft skills» необходимым также является развитие следующих компетенций:

• академической компетентности, предполагающей наличие умений поиска и переработки информации;

• стратегической компетентности, связанной с разработкой алгоритмов и технологий решения проблемных и творческих задач;

• кросскультурной компетентности, направленной на решение задач кросскультурного взаимодействия, формирование коммуникативной толерантности, а также эффективное общение и взаимодействие в поликультурной среде.

В ситуации глобализации, которая, с одной стороны, нивелирует границы между представителями различных культур, а с другой стороны, направлена на интеграцию мировых культур, поликультурное образование становится основой для формирования толерантного сознания, культурного взаимообогащения и - в конечном счете - поликультурной позиции.

Поликультурная позиция представляет собой осознанное толерантное, уважительное отношение к различным национальностям для достижения успешного межкультурного общения и взаимодействия. Поликультурная позиция подразумевает равноправное признание всех этнических групп, отсутствие нетерпимости по отношению к традициям, обычаям, особенностям культуры других народов, развитие эмпатии при взаимодействии с представителями других наций [2, 9].

Можно выделить пять этапов сформированности поликультурной позиции личности [4]:

1) когнитивный, на котором происходит освоение образцов и ценностей родной и мировой культуры, исторического и социального опыта человечества;

2) аксиологический, в процессе которого формируется положительное отношение к межкультурной коммуникации и толерантности к другим народам, культурам, социальным группам;

3) оценочный, направленный на формирование собственное отношение к событиям и явлениям межкультурного взаимодействия, а также умении формулировать и аргументировать точку зрения и суждения в области межкультурных отношений;

4) деятельностный, ориентированный на продуктивное взаимодействие с представителями различных культур в рамках развития коммуникативной и межкультурной компетенции;

5) социально-психологический этап, на котором реализуется формирование национальной идентичности на основе развития этнокультурного и национального самосознания.

Следовательно, основной целью поликультурного образования является формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований [9].

На основе анализа результатов исследований можно выделить наиболее эффективные методы поликультурного взаимодействия, которые дифференцируются по следующим критериям [9]:

1) по методу обучения — дидактические и эмпирические.

Дидактические модели реализуют обучения на основе знаний традиций, истории, культуры, необходимых для взаимодействия с представителями этой страны.

Экспериментальные модели основаны на результатах собственного опыта обучаемых и предполагают использование активных методов, прежде всего, включающих деловые, имитационные, ролевые игры.

2) по содержанию обучения — общекультурные и культурно-специфические;

Общекультурное обучение направлено на преодоление определенных отрицательных стереотипов, препятствующих успешному межкультурному взаимодействию и общению.

Культурно-специфическое обучение акцентирует понимание и реализацию принципов взаимодействия в поликультурной среде.

3) по сфере, в которой предполагается достижение конкретных результатов, - когнитивные, эмоциональные, поведенческие;

Когнитивная модели по сфере, в которой предполагается достижение конкретных результатов, ориентированы на получение знаний о межкультурных различиях.

Эмоциональные модели направлены на положительное преобразование трансформацию установок и убеждений в области межкультурного общения и чувствительности.

Поведенческая модели развивают компетенции, необходимые для успешного межкультурного общения.

Обозначенные модели реализуются на уровнях информального, получаемого в условиях повседневной жизни, неформального, осуществляемого в системе дополнительного образования, формального, приобретаемого в государственных и негосударственных образовательных учреждениях.

На основе результатов исследования и собственного педагогического опыта можно сделать вывод, что наиболее эффективными являются эмпирические эмоционально-поведенческие методы, осуществляемые как на формальном, так и неформальном уровнях образования. К таким методам можно отнести метод интерактивного моделирования, различные тренинги, метод культурных ассимиляторов, имитационные методы.

Метод интерактивного моделирования направлен на осознанное воспроизведение различных индивидуальных и групповых ситуаций межкультурного общения, возникающих в повседневной жизни. В процессе реализации метода происходит рефлексия и оценка данных ситуаций с целью более глубокого изучения способов установления и поддержания межкультурных контактов. Специально смоделированные модели взаимодействия создают благоприятную ситуацию общения, мотивируют обучающихся на совместную коммуникативную деятельность, создают необходимые условия для развития эффективных межличностных отношений. Необходимо отметить, что при реализации данного метода активно используется опыт обучаемых в области межкультурного взаимодействия.

Тренинг направлен на ознакомление его участников с межкультурными различиями и стереотипами, а также последующий перенос приобретенных знаний в новые ситуации общения.

Достаточны популярны общекультурные тренинги, целью которых является обучение участников осознанному отношению к ценностям собственной культуры и формированию у них умений адаптироваться к культурным различиям и особенностям. В тренингах такого рода широко применяется проигрывание конфликтных и контрастных ситуаций, а также запись тренинга для последующего конструктивного анализа.

Метод ролевых игр предусматривает исполнением участниками ролей, воссоздающих типовые ситуации межкультурного общения. Эти роли могут меняться и изменяться в процессе воспроизведения и анализа. В основе данного метода лежит переживание ситуации, в процессе которой происходит адаптация к нормам и ценностям другой культуры. Таким образом, возникает игровое переживание, посредством которого развивается способность к восприятию ценностей различных культур и интересов партеров по межкультурному общению.

Метод симуляции заключается в искусственном создании конкретных ситуаций межкультурного общения и прогнозировании возможных вариантов развития и результатов данных ситуаций на основе различных точек зрения. Созданные ситуации основываются на обобщенном опыте межкультурного общения участников данного метода.

Отечественные специалисты предлагают использование культурных ассимиляторов как эффективный способ нейтрализации потенциальных зон культурной напряженности [5]. Культурные ассимиляторы описывают ситуации, в которых происходит сбой в общении. С помощью экспертов из разных культур предлагаются несколько наиболее вероятных интерпретаций поведения участников, где правильным считается только один ответ. Такая работа позволяет корректировать языковую и коммуникативную компетенции студентов, включенных в иную лингвокультуру, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности и неопределенности в ситуациях межкультурного общения.

Следует подчеркнуть, что на разных этапах развития поликультурности в качестве доминирующих могут использоваться различные методы формирования межкультурной коммуникации.

Так, на когнитивном и аксиологических этапах наиболее актуальными являются общекультурные тренинги, которые дают возможность участникам получить всестороннее представление о различных культурах, осознать их специфику, сформировать ценностное отношение к их уникальности.

На оценочном этапе в качестве наиболее эффективных могут быть рассмотрены методы ролевых игр и интерактивного моделирования. Данные методы способствуют формированию собственной поликультурной позиции студентов, а также мотивации на межкультурное общение и взаимодействие.

Деятельностный этап подразумевает интенсивную реализацию метода симуляции, который позволяет обучаемым использовать полученные знания и умения в области межкультурной коммуникации в ситуациях, максимально приближенным к реальным и основанным, а также активной использовать собственный опыт.

Наконец, метод культурных ассимиляторов успешно применяется для развития национального самосознания и идентичности, а также межкультурной толерантности и чувствительности, которые формируются на деятельностном этапе.

Показателями эффективности реализации обсуждаемых методов являются удовлетворенность студентов получаемым лингвистическим образованием, повышение уровня коммуникативной и межкультурной компетентности, а также конкурентоспособность и востребованность на международном профессиональном рынке. В качестве инструментов измерения эффективности можно использовать стандартизованные лингвистические тесты, материалы международных лингвистических экзаменов, социологические опросники, методы интервью и личной беседы, включенного наблюдения, прогнозирования.

Выводы. Таким образом, формирование и развитие «мягких навыков» студентов технического университета может быть успешно реализовано в процессе лингвистического образования как на формальном, так и неформальном уровнях. Для успешности и эффективности данного процесса необходима поэтапная система линводидактических и межкультурных методов и подходов, среди которых наиболее актуальными являются различные тренинги и имитационно-ассимилярующие методы, а также совокупность количественных и качественных контрольно-измерительных инструментов.

Дальнейшие исследования в обсуждаемой области должны быть направлены на разработку критериев эффективности сформированности «мягких навыков» будущих специалистов, а также выявление корреляции между развитием коммуникационных навыков и успешности в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas.pdf (дата обращения 05.08.2019).

2. Баранов, А.Г. Языковое сознание в условиях двуязычия, многоязычия. Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание / А.Г. Баранов, Т.С. Щербина. - М.: 1991.

3. Библер, В.С. Культура. Диалог культур: опыт определения / В.С. Библер // Вопросы философии. -1989. - № 6. - С. 31-43.

4. Босова, Л.М. Социолингводидактические аспекты формирования межкультурной компетенции [Электронный ресурс] / Л.М. Басова - Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa2000_4/pages/39/Pap39. html

5. Веселовская Т.С. Особенности языковых и коммуникативных компетенций носителей русского языка в ситуациях межкультурного общения: дис. канд. филол. наук. М., 2016. 286 с.

6. Галльская, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. - 2004. - № 1.

7. Гарифуллина Ф.З. Факторы формирования поликультурной среды технического университета // Гарифуллина Флюра Зинатовна. Инновационные технологии управления и права, №2, 2018 г. - С. 19-23.

8. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб, 2001. - с. 18.

9. Карнышев А.Д., Винокуров М.А., Трофимова Е.Л. Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность. Иркутск, 2009 - С. 285-286.

10. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/10/navyki-budushhego-chto-nuzhno-znat-i-umet-v-novom-slozhnom-mire.pdf (дата обращения 05.08.2019).

11. Фирсова С.П., Гарифуллина Ф.З. Условия формирования и развития благополучной поликультурной среды в высшем профессиональном образовании // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред.

H.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - С. 137-141.

12. Jensen, H.P., Strategic planning for the education process in the next century. Global J. of Engng Educ., 4,

I, 35-42 (2000).

13. Riemer M.J. English and Communication Skills for the Global Engineer. Global J. of Engng. Educ., Vol. 6, No.1 2002 UICEE Published in Australia

14. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills, OESD Skills Studies, OESD Publishing. Режим доступа: https://read.oecd-ilibrary.org/education/skills-for-social-progress_9789264226159-en#page29 (дата обращения 05.08.2019).

Педагогика

УДК 374

доктор педагогических наук, профессор Фуряева Татьяна Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск); аспирант Корнев Сергей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В статье рассмотрены основные этапы становления и развития самообразования на основе изучения эволюции теории и практики самообразования, педагогических концепций, взглядов отдельных исследователей в историческом контексте. Выделено три этапа постепенного отделения самообразования от формального образования и формирования самостоятельного предмета самообразования в рамках субъектно-деятельностного подхода

Ключевые слова: образование, самообразование, самообучение, саморазвитие, анскулинг, феномен, личность.

Annotation. The article considers the main stages of the formation and development of self-education on the basis of studying the evolution of the theory and practice of self-education, pedagogical concepts, the views of individual researchers in a historical context. Three stages of the gradual separation of self-education from formal education and the formation of an independent subject of self-education in the framework of the subject-activity approach are distinguished.

Keywords: education, self-education, autodidartics, self-development, unschooling, a phenomenon, personality.

Введение. Стремительная динамика социокультурных изменений современного общества, процессы глобализации и ускорения научно-технического прогресса предъявляют новые требования к системе образования. Одной из ключевых задач является подготовка подрастающего поколения к жизни в постоянно меняющихся условиях, формированию способности меняться вместе с окружающим миром. Именно в этих условиях решающее значение приобретает готовность к самообразованию, которая наряду с готовностью к саморазвитию и непрерывному образованию называется в числе основных образовательных результатов в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.