Научная статья на тему 'ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО "БЕСЦЕННОЕ" СОЗНАНИЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛОСОФСКИХ ЭССЕ)'

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО "БЕСЦЕННОЕ" СОЗНАНИЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛОСОФСКИХ ЭССЕ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

477
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР / GLOBAL WORLD / ГЛОБАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / GLOBAL CONSCIOUSNESS / GLOBAL MAN / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЭССЕ / ACADEMIC ESSAY / ЛОКАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / LOCAL CONSCIOUSNESS / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнова Инна Николаевна

Актуализируется метод анализа академического эссе как метод научного познания. Анализируются студенческие философские эссе, посвященные теме глобального сознания и глобального мира. Обнаруживается обыденный характер понимания глобального сознания современной студенческой молодежи. Подчеркивается отсутствие аксиологических координат глобального сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL MAN AND HIS "PRECIOUS" CONSCIOUSNESS (BASED ON THE STUDENTS’ PHILOSOPHICAL ESSAYS)

The article validates the method of academic essay analysis as a method of science. Students’ philosophical essays on the topic of global consciousness and global peace are analyzed. A trivial understanding of the global consciousness nature is detected among the modern students. The author emphasizes the absence of axiological coordinates of the global consciousness according to the results of the students’ works analysis.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО "БЕСЦЕННОЕ" СОЗНАНИЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛОСОФСКИХ ЭССЕ)»

СОЦИОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

ББК 87.153.3

И. Н. Смирнова

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО «БЕСЦЕННОЕ» СОЗНАНИЕ (По материалам студенческих философских эссе)

Актуализируется метод анализа академического эссе как метод научного познания. Анализируются студенческие философские эссе, посвященные теме глобального сознания и глобального мира. Обнаруживается обыденный характер понимания глобального сознания современной студенческой молодежи. Подчеркивается отсутствие аксиологических координат глобального сознания.

Ключевые слова: глобализация, глобальный мир, глобальное сознание, глобальный человек, академическое эссе, локальное сознание.

The article validates the method of academic essay analysis as a method of science. Students' philosophical essays on the topic of global consciousness and global peace are analyzed. A trivial understanding of the global consciousness nature is detected among the modern students. The author emphasizes the absence of axiological coordinates of the global consciousness according to the results of the students' works analysis.

Key words: globalization, global world, global consciousness, global man, academic essay, local consciousness.

Современный образовательный процесс предполагает обязательную обратную связь между преподавателем и учащимися. При этом важным является не только качество передаваемой информации, но и форма ее представления. Она должна быть интересна, понятна и побуждать к творческому и научному поиску. Именно поэтому все больше преподавателей в средней и высшей школе обращаются к жанру эссе как наиболее востребованному и одобряемому учащимися.

Следует оговориться, что научных работ, посвященных роли эссе, очень мало. Показательна статья И. Н. Минеевой, которая ставит академическое эссе в один ряд с курсовым и дипломным (квалификационным) проектами, статьей, рефератом, конспектом, рецензией, докладом [3, с. 8—9]. Мы обратимся к жанру эссе как форме репрезентации субъективного опыта и попытаемся определить его эвристические возможности как исследовательского метода.

© Смирнова И. Н., 2016

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00833 «Философия глобального сознания в контексте человеческой революции: философско-методологические и когнитивно-семиотические проблемы».

Эссе как метод научного познания: преимущества и недостатки

Как известно, своему рождению жанр эссе обязан французскому мыслителю М. Монтеню (в частности, его труду «Опыты», написанному в 1580 г.) [4]. Пройдя путь от философского и литературного до научного жанра, эссе в XXI в. вновь обращает на себя пристальное внимание философов, журналистов, писателей и ученых. А как известно, тяга к эссеизму возникает в науке тогда, когда интерес к личности человека выходит на первый план.

В международной гуманитарной традиции данный жанр рассматривается в контексте разных научных дисциплин — антропологии, философии, аксиологии, литературоведения, лингвистики. С точки зрения дисциплин, занимающихся изучением человека, эссе — одна из форм самосознания, раскрывающаяся преимущественно в связи с проблематикой поиска индивидуальной идентичности, осмысления традиции или критики идеологий [2].

В европейской и американской традициях академическое эссе является одной из ведущих форм самостоятельной работы студентов; в его основе — выдвижение и обоснование собственных идей [10, с. 117]. В российскую традицию жанр эссе пришел с актуализацией Болонской системы и в настоящее время выступает лишь как вспомогательный элемент организации самостоятельной работы учащихся. Вместе с тем сегодня эссе можно широко применять в исследовании социальных явлений и процессов.

Этот метод практически не используется в современных научных исследованиях, в том числе социологических, хотя обладает большим эвристическим потенциалом. К преимуществам метода академического эссе мы относим следующие:

— свободную композицию;

— возможность получать глубинную информацию;

— комфортный объем (минимальный объем эссе, который мы получили, составлял 1 страницу, максимальный — 8);

— возможность обдумать свои мысли, поскольку студент пишет эссе в удобное для него время;

— «прозрачность» контекста проблемы;

— возможность изложения личной истории, что имеет и психотерапевтический эффект;

— индивидуальный взгляд на проблему, непринужденность повествования;

— получение «сплошного» исследования, если эссе пишет вся группа студентов;

— отсутствие фигуры интервьюера;

— удобный в сбор материалов;

— малозатратность и простота организации.

Однако в ходе работы с эссе могут возникать некоторые трудности, которые также следует учитывать. Среди них — многоэтапность сбора и обработки текстовой информации, отсутствие четкой методики анализа, списанные работы и отписки, проблема двойной субъективности (студент и преподаватель), а также проблема репрезентативности данных. Выявленные трудности, многие из которых могут быть преодолены еще на этапе обработки эссе, не являются существенными препятствиями для его использования в научной работе.

Обратимся к анализу философских студенческих эссе, собранных в ходе работы над проектом «Философия глобального сознания в контексте человеческой революции: философско-методологические и когнитивно-семиотические проблемы».

Тематика эссе и этапы обработки

Студентам ивановских вузов в ноябре 2015 г. в рамках недели философии было предложено написать философское эссе на одну из следующих тем:

— глобальное и локальное в сознании: субъективный опыт (2 эссе);

— о чем думает глобальный человек (8);

— зачем необходимо глобальное сознание (5);

— локальное ± глобальное=? (3).

Учащимся также было предложено сформулировать собственные темы в рамках затронутой проблематики. В результате мы получили 28 эссе, среди которых были размышления и на такие темы, как, например, «Религия в глобальном мире», «Я — глобален», «Геополитика и глобальные ошибки современности»; 11 человек предложили эссе на общую тему проекта «Человек в глобальном мире».

Больше всего заявленная проблематика заинтересовала студентов гуманитарных и общественных направлений подготовки, таких как юриспруденция (9 эссе), психология и социология (7), история (3), экономика (3). Также свои эссе представили студенты естественно-научных направлений подготовки: биологи и химики (4 эссе), математики (2). Отметим, что у студентов технических специальностей интерес к написанию философских эссе не возник. Характерно, что направление подготовки студента во многом определяло и выбор темы: например, студенты-историки чаще остальных выбирали темы, связанные с генетическими аспектами глобального сознания, студенты-юристы рассматривали глобального человека как актора международного права, студенты-социологи анализировали соотношение глобального и локального в сознании.

При этом обратим внимание на то, что эссе больше заинтересовало девушек (21 эссе), нежели юношей (7), что отчасти объясняется их преобладанием на некоторых из перечисленных направлений подготовки. Тексты представили студенты с 1-го по 4-й курс.

При обработке полученных эссе были реализованы следующие этапы:

1) сортировка по темам, предварительное прочтение;

2) количественный анализ в программе КУ1Уо у.11 (выявление наиболее часто употребляемых слов, прорисовка облака тегов, иерархический кластерный анализ);

3) первое прочтение, адаптация (уточнение);

4) выделение смысловых блоков информации, типологизация и группировка частей, поиск контекстных тем;

5) качественный анализ (повторное чтение) по выделенным блокам, выписывание иллюстративных цитат;

6) структурирование обобщенного материала, объяснение и постановка проблемных вопросов;

7) формулировка основных выводов, а также перспектив дальнейших исследований.

Последовательная реализация перечисленных этапов уже апробировалась нами при анализе студенческих эссе, посвященных проблеме религии и веры в понимании и достижении счастья [1]. Прошлый исследовательский опыт был учтен. Обратимся к полученным результатам.

Эссе и их интерпретация: количественные показатели

Прежде чем обратиться к содержательной части проанализированных эссе, отметим необходимость проработки количественных характеристик, которые дают представление не только о частоте и перечне наиболее употребляемых слов (облако тегов), но и о связях этих слов (пар слов) между собой.

Облако тегов, представленное на рисунке, наглядно иллюстрирует выбор студентами в качестве основных смысловых единиц анализа таких слов, как «человек» (82 раза), «сознание» (46), «жизнь» (44), «может» (43), «можно» (43), «необходимо» (31). И если использование первых двух слов объясняется, прежде всего, тематикой эссе, то остальные иллюстрируют три главные тенденции — анализ «должного» (того, как должно быть), «сущего» (того, как есть) и «проективного» (того, как это могло бы быть). Это противоречие, обнаруженное на самых ранних этапах обработки эссе, нуждается в дальнейшем пояснении.

Облако тегов (наиболее употребляемых слов), ограничение от 4 букв, не более 500 слов, п=28

Анализируя пары слов, наиболее часто употребляемых студентами, отметим доминирование «глобальных» рассуждений. Чаще всего вместе употреблялись следующие слова: глобализация + процесс; глобализация + вопрос; человек + возможно; люди + страны; проблемы + решения; очень + необходимо; нужно + человеку; Россия + проблемы; человека + себя; необходимо + взгляд.

Обращают на себя внимание несколько моментов. Прежде всего, студенты понимают глобализацию конкретно (в формально-логическом смысле) — как предмет (даже рассматривая ее как процесс), что говорит об их преимущественно количественном (пространственном) понимании вещей. Кроме того, молодежь (и в данном случае это лишь подтверждает расхожее мнение) мыслит бинарными категориями (например, необходимо — возможно, проблема — решение и т. п.). Наконец, глобализационные процессы воспринимаются как объективные, не зависящие от познающего (и действующего) субъекта.

Здесь можно также предположить, что молодое поколение, до конца еще не уяснившее, что же на самом деле представляет собой глобальность (ибо именно это свойство определяет в дальнейшем глобальные процессы, глобального человека, глобальный мир и в конечном счете глобализацию), лишь опосредованно связывает ее с деятельностным началом в человеке.

Содержательные характеристики студенческих эссе: контент и кластерный анализ

Анализ содержательных параметров эссе — важнейший этап обработки. Именно он позволяет осмыслить проблемное поле «глобального человека». Фиксацию главных тем (блоков тем), используемых студентами для раскрытия проблемы, иллюстрирует дерево связей. Она показывает, что размышления эссеистов сосредоточиваются вокруг трех основных тем:

— глобализация и глобальный мир (понимание глобализации, выявление ее признаков, а также положительных и отрицательных сторон);

— глобальное сознание (соотношение понятий «сознание» и «мышление», «глобальное» и «локальное», значение сознания, его форм и характеристик);

— глобальный человек (признаки, роль, функции, а также проблема воспитания глобального человека).

Группировка этих тем неслучайна: по мнению студентов, «глобализация формирует глобального человека», а «глобальный человек невозможен без глобального сознания».

Представления о глобализации и глобальном мире. Отметим некоторые тенденции в трактовке понятия «глобализация».

Во-первых, большинство студентов указали, что глобализация — это процесс, который «предполагает постоянное развитие». В половине случаев учащиеся отмечали его международный характер, затрагивая попутно смежный процесс интеграции (стран, людей и идей). В ряде случаев интеграция виделась как некий итог глобализации.

Понятие «глобализация» очень многопланово. Ценность его для социально-гуманитарных наук в том, что оно фокусирует внимание на процессах, превращающих мир в единое целое — глобальную систему.

Во-вторых, студенты затрагивали тему глобального мира как среды (необходимое условие социализации человека), где «глобализация играет роль строительного материала» и «привела в движение все».

Зачем нужен простому человеку глобальный мир? Я считаю, для того чтобы стать частью мира.

В-третьих, поднимался вопрос соотношения глобализации и природы человека. В этом контексте доминировали две точки зрения. Первая из них заключается в том, что глобализация — это проявление человеческой природы, ибо стремление к глобальности заложено в человеке изначально.

Глобализация — одно из проявлений этой универсальной экспансии человечества. Глобализация изначально заложена в природе человека.

Вторая точка зрения, более распространенная, гласит, что глобализация обусловлена определенным (постиндустриальным) этапом развития общества и «тождественна современному состоянию человека». Впереди новые этапы и новые состояния.

...Мы можем сказать, что глобализация сегодня определяет природу человека. Глобализация — это процесс ее раскрытия в наши дни.

В-четвертых, студенты задавались вопросом: глобализация — это позитивный или негативный процесс? Здесь мнения студентов совпали. Большинство считают, что «глобализация имеет больше плюсов, чем минусов: ее процессы сплачивают государства». Глобализация «предоставляет свободу людям», «позволяет найти себя, свое место в мире», «позволяет обмениваться культурными благами», «расширяет границы и возможности», «обогащает внутренний мир посредством путешествий, увлечений и знаний».

Для меня глобальность — это, однозначно, целостность, полнота чего-то очень большого и важного.

Но встретились и те, кто выразил недоверие глобализации. Некоторые студенты (в основном это юноши-юристы) отметили, что «для глобализации неважна личность человека», «она способствует формированию группового и национального эгоизма», «распространению глобальных проблем» и «всемирной унификации всего».

Заметим, что подобный анализ процесса глобализации нельзя назвать поверхностным: многие студенты приводили примеры не только из личного опыта, но и из научной литературы, цитируя известных ученых и писателей, среди которых А. де Сент-Экзюпери, В. И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и другие.

В-пятых, студенты затронули вопрос о видах глобализации. Были выделены такие виды, как экономическая, политическая, религиозная, культурная глобализация. При этом, анализируя последствия процессов глобализации в какой-либо из сфер, студенты находили больше минусов, чем плюсов.

...Благодаря культурной глобализации стираются границы между разными культурами, но при этом культурная глобализация делает проблематичной саму идею национального развития, вызывая тем самым локальные реакции.

В экономике и политике глобализация если не потерпела фиаско, то, во всяком случае, не одержала победу.

Особого внимания заслуживает религиозная сфера — это единственная сфера, которая не поддается глобализации.

Интересен также подход, согласно которому в России эпоха глобализации началась с Октябрьской революции. Автор этой мысли даже дает специальное название процессу глобализации российского варианта — «красная глобализация».

«Красная глобализация» по-своему интересна: началом ее, безусловно, является Октябрьская революция.

Таким образом, у студентов доминирует сферный подход при анализе глобализации, глобальности и глобального мира: этот процесс хоть и затрагивает весь мир, но в различных сферах жизни проявляется неравномерно. Подтверждается мысль о преимущественно пространственном варианте понимания глобализации, высказанная выше. Это, с одной стороны, в определенном смысле мешает формированию целостного восприятия феноменов, связанных с качеством глобальности, а с другой — предопределяет категоричность индивидуальных суждений о глобализации, обусловливаемых опытом личной рефлексии.

Справедливости ради отметим, что позиция качественного понимания вещей все же нашла своего сторонника, фактически отождествившего глобальность с «большой целостностью».

Обратим внимание и на тот факт, что студенты избегают дефиниции глобализации и производных словосочетаний, используя приемы, заменяющие определение, что свидетельствует не столько о непонимании феномена, сколько о его динамичности, изменчивости, амбивалентности, разноплановости проявлений в сферах жизнедеятельности.

Глобальный человек и его образ. Одной из ключевых проблем в контексте глобализации становится, по мнению студенческой молодежи, проблема глобального человека. Студенты, рассуждая на эту тему, задавались вопросами о том, какой он — глобальный человек, какими качествами обладает, о чем думает, как его воспитать.

Большинство учащихся в своих эссе отметили, что глобальный человек — это «ответ на вызов времени, отражение эпохи глобализации». При этом «человек в глобальном мире... играет роль строительного материала».

Отдельного внимания заслуживает перечень качеств, которыми должен обладать/обладает глобальный человек. Мы выявили такие наиболее часто описываемые качества, как полезность, альтруизм, патриотизм, гуманность, открытость, дальновидность. Это человек слова и дела, умеющий работать с потоками информации и «преобразовывать ее в результат». Приведем несколько цитат, которые отражают характеристики глобального человека.

Мы считаем, что человек в глобальном мире — это человек, перед которым стоят новые вызовы и проблемы, на которые он в состоянии и готов с достоинством ответить.

...Глобальный человек — это человек, которого волнуют не только свои проблемы, но и проблемы других.

Несомненно, глобальный человек задумывается о пути своей страны.

Глобальный человек думает о том, как живут люди в других странах.

Глобальный человек делает выводы из сложившейся ситуации и старается предвидеть ошибки.

Глобальный человек мыслит широко, гуманно. В его взглядах все люди равны.

Глобальный человек не только думает, но и делает!

. Глобальный человек — это тот, кто максимально встроен в современное информационное пространство... ищет способы трансформировать эту информацию в реальный результат.

Общее мнение студентов (выраженное в большинстве своем в описательной манере) таково, что глобальный человек — это своеобразный герой нашего времени, «кто-то особенный». Интересно, что здесь смешиваются две модели глобального человека: как идеального типа (с качествами, которыми он должен обладать) и реального индивида (с характеристиками, которые ему присущи).

Такой «глобальный герой» должен сохранять свою исключительность и идентичность, потому что «в ходе глобализации человек все больше становится собой, осознает себя и свое глобальное предназначение». Примечательно, что в избранных (наиболее показательных) примерах эссеистами не фиксируется (хотя и имплицитно предполагается) связь между глобальным человеком и глобальным сознанием. При этом деятельностная характеристика глобального человека ассоциируется прежде всего с его «думанием», а не деланием. Даже когда он не только думает, но и делает, отсутствует аксиологическая составляющая этого самого действия. В подобном конструировании образа глобального человека можно увидеть диалектическое противоречие между локальным и глобальным, космополитичностью и идентичностью, сущим и должным, мыслью и действием и т. д.

Еще один важный вопрос: как сформировать глобального человека? Все ли глобальны? Здесь мнения студентов также совпали: «Не каждый человек способен мыслить глобально». К сожалению, никто из учащихся подробно не остановился на условиях и факторах, позволяющих воспитать глобальное мироощущение; лишь в одном эссе студентка заметила:

Размышляя на эту тему, я вряд ли сформировала у себя глобальное сознание, одними мыслями создать «глобального человека» невозможно.

Таким образом, глобальный человек для современных студентов — это скорее человек будущего, нежели реальный субъект, ставший результатом глобализационных процессов. Он наделен определенным набором качеств: полезность, альтруизм, патриотизм (несколько выбивающийся из перечня), гуманность, открытость, дальновидность, которые на поверку могут характеризовать не только глобального человека. Обращает на себя внимание и тот факт, что студенты обошли вниманием целе-ценностный аспект жизнедеятельности глобального человека, ограничившись лишь указанием на то, что он понимает свое предназначение в истории. Это во многом предопределило невнимание к воспитательным и образовательным аспектам формирования глобального человека [7].

Глобальное сознание как осознание бытия. Проблема глобального сознания, так или иначе, поднимается практически во всех эссе. Зачем необходимо глобальное сознание, в чем оно проявляется, выступает ли оно прямым следствием глобализации, как соотносится с локальным сознанием — все эти вопросы волнуют современных студентов.

Несколько эссе (в основном студентов-социологов) затронули проблему самоидентификации человека, в контексте которой глобальное сознание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предстает как отражение самосознания, хоть и находящегося в конфликте с окружающим миром.

Это проблема самоотождествления: с кем (чем) отождествляет себя сознание человека?

. Новая — глобальная — идентичность пока не выдерживает конкуренции со все более растущим числом людей, ощущающих себя частью не французского или общеевропейского, а мусульманского мира.

Глобальное сознание человеку необходимо для решения глобальных проблем человечества. Прежде всего речь идет об экологии: студенты упоминали проблемы глобального потепления, экологичного топлива, нехватки чистой (пресной) воды. Также в эссе нашла отражение демографическая проблема, проблема техногенных и антропогенных катастроф. Однако мысль о том, как именно глобальное сознание способствует их решению, до конца не доведена. Лишь один человек упомянул, что «для решения глобальных катастроф каждый человек, обладающий глобальным сознанием, начинает с себя и показывает другим пример». В целом многие студенты поддержали мысль о том, что «глобальное сознание — это ответственность за будущее планеты».

Интересным оказалось рассуждение о том, как соотносится в человеке глобальное и локальное сознание. При этом студенты задавались вопросом: «Что является главным — локальное или глобальное?» Большинство учащихся отметили, что в каждом человеке есть и локальное, и глобальное сознание. При этом и то и другое могут быть индивидуальным и коллективным.

...Как глобальное может быть индивидуальным или коллективным, так и локальное, аналогичным образом.

...Каждое сознание сохраняет в себе элементы глобального.

«Глобальное сознание» видится мне в двух значениях. Первое — это глобальное сознание как некий коллективный субъект, имеющий цель. Второе — это некая форма понимания, мировоззрение, имеющееся у отдельного индивида.

Глобальное сознание не обязательно присуще только сторонникам глобализации: оно может сформироваться и у антиглобалистов. Так в основном считают студенты-историки. Для студентов естественно-научных направлений характерно наиболее общее понимание глобального сознания: как системы ценностей, как образа жизни, как способности мыслить. Это подтверждают следующие цитаты.

Я считаю, что за громким термином «глобальное сознание» стоит именно простое осознание ценности добра и жизни.

Глобальное сознание — это есть не что иное, как всемирная способность мыслить, рассуждать.

Как видно из приведенных примеров, глобальное сознание, как и рассмотренные выше феномены, понимается в двух разных аспектах — как предмет (глобальный субъект) и как свойство (способность). Человек обнаруживает в себе и черты глобального сознания, и элементы локального сознания, при этом глобальность мыслится как его исходная сущностная черта. Глобальное сознание, как ни парадоксально, качественно не изменяется: качество глобальности сохраняется в сознании несмотря ни на что.

Но на поверку глобальное сознание оказывается простой формой мышления, признающей определенные ценности.

Вместо заключения

Подчеркнем, что для студентов, подготовивших эссе, это был первый опыт философствования. Большинство справилось с поставленной задачей — осуществить философскую рефлексию глобальности. Некоторые студенты показали высокий уровень знакомства с философским тезаурусом. Определенная целостность в постановке и решении предложенных проблем оказалась достигнута благодаря междисциплинарности проекта. Студенты использовали знания, сформированные курсами «Логика», «Социология», «Культурология», «Религиоведение», «Политология», «История», «Правоведение» и др. В то же время обнаружила себя попытка предложить комплексный взгляд (в единстве науки, философии, религии, искусства) на проблему глобального мира, что соответствует традиции синтетического рассмотрения глобальных проблем [8].

Студенческое сознание всегда быстрее прочих приспосабливается к стремительно меняющимся условиям внешней среды (экономической, геополитической, образовательной и т. п.). В этой гонке на/за выживание сознание просто не успевает себя познать: не выстраиваются связи в системе ценностей, не вырабатываются цели жизнедеятельности и т. д. В данной ситуации сознание вынуждено, выражаясь философским языком, формируя образ должного, отталкиваться от сущего [5, 6].

Именно это обусловливает понимание глобальности — глобального (глобализирующего) мира, глобального человека и глобального сознания [9]. Молодое сознание, традиционно стремящееся к упрощению действительности, сведению «цветущей сложности» к когнитивной системе бинарных оппозиций, не в силах осознать несводимость сущего к должному, к чему постоянно подталкивают материальные условия нашего существования. Так, слоган «Что есть, то и должно быть», развивающий во многом библейский тезис «Что было, то и будет», заставляет искать глобальность «здесь-и-сейчас», что и делает неопытное студенческое мышление, создавая футуристический образ глобального человека исходя из данности.

Проведенное исследование показало, что современное молодежное мышление (в каких-то отдельных аспектах обнаруживая признаки глобальности) находится на этапе предметной операциональности: мир оказывается совокупностью предметов, с которыми совершаются определенные действия. При этом в тени остается пространство свойств и отношений, которые и делают возможными те или иные операции с предметами.

Этим во многом объясняется та противоречивость, с которой студенты рассматривают глобализацию, глобальное сознание и глобального человека, а также (неумышленная) неопределяемость этих феноменов. В этом причина и сложностей в обнаружении аскиологических координат бытия глобального человека. Сознание глобального человека оказывается «бесценным»: его мысли и действия вообще выпадают из системы целе-ценностных координат современного бытия.

Библиографический список

1. Головащенко С. И., Кодина И. Н. Роль веры и религии в понимании и достижении счастья : (взгляд студентов «постсоветского» мира) // Государство, общество, церковь в истории России XX века : материалы XIII Международной научной конференции. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2014. С. 9—16.

2. Зацепин К. Эссе: от философии к литературе // Новое литературное обозрение. 2010. № 104. С. 191—201.

3. Минеева И. Н. Академическое эссе: теория и практика жанра // Филологический класс. 2015. № 2 (40). С. 7—14.

4. Монтень М. Опыты. М. : Мир книги, 2007. 464 с.

5. Смирнов Г. С. Новая молодая российская интеллигенция: философские проблемы ноосферной экологии, антропологии и персонологии в XXI веке // Интеллигенция и мир. 2008. № 3. С. 60—71.

6. Смирнов Г. С. Новая молодая российская интеллигенция: философские проблемы ноосферной экологии, антропологии и персонологии в XXI веке // Интеллигенция и мир. 2008. № 4. С. 61—79.

7. Смирнов Г. С. Ноосферное образование: «мыслить глобально, действовать локально» // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 3. С. 88—104.

8. Смирнов Г. С. Философия Вернадского: миросознание третьего тысячелетия // Ноосферные исследования. 2013. № 1 (1). С. 78—93. URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/Smirnov_G_article.pdf (дата обращения: 01.03.2016).

9. Смирнов Г. С., Смирнов Д. Г. Ноосферная история: тектонические сдвиги в глобальном сознании // Материалы ежегодной Международной заочной научно-практической конференции. М. : Изд-во МНЭПУ, 2015. С. 29—34.

10. Шестак В. П., Шестак Н. В. Формирование научно-исследовательской компетенции и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 115—119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.