ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЛЬШИ НА ПОРОГЕ ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА: ЕВРОПА И ПОЛЬША ПОСЛЕ КРИЗИСА
Юлиуш КОТЫНЬСКИ,
Академия финансов Польши, д.э.н., профессор
Введение
Будущее Польши, страны средней величины со средним уровнем социально-экономического развития, будет в ближайшие десятилетия тесно связано с судьбами Европы и мира, а особенно наших ближайших соседей. В интересе Польши лежат действия, способствующие укреплению позиции Европейского союза перед лицом глобальных вызовов, его экономической динамики и внутренней сплоченности, при сохранении хороших, взаимовыгодных и равноправных отношений с внешними партнерами. Это должно быть одним из столпов долгосрочной стратегии развития Польши, связанным с другими, служащими реализации устойчивого, быстрого развития экономики и подъему уровня жизни населения, а также укреплению экономической и политической безопасности страны. Взглянув с исторической перспективы, помимо многих возможных возражений, следует достаточно высоко оценить исходную экономическую ситуацию Польши на пороге второго десятилетия XXI века в период завершающегося глобального экономического кризиса, самого глубокого с 30-х годов прошлого столетия. Существуют реальные предпосылки для ожиданий, что наступающее десятилетие 2011-2020 - если даже не станет для Польши «золотой декадой», как прогнозировал в 2009 г. один из польских экономистов1, не станет также послекризисной «утерянной декадой», рассматриваемой в предостерегающем сценарии Европейской комиссии для Европы 2020 (рис. 1)2. Однако даже малопривлекательный политически и социально сценарий умеренного экономического роста Польши (в темпе, по крайней мере равном реализованному в 2001-2010 гг., т.е. 3,8% - по прогнозам Европейской комиссии, опубликованным в мае 2010 г., или
1 К. Рыбиньски, Золотая польская декада, 9.05.2009, http://www.rvbinski.eu/?lanquage=pl
2 European Commission, Communication of the Commission: Europe 2020, A Strategy for smart, sustainable and inclusive growth, Brussels 3.3.2010 COM (2010) 2020 final [Европейская комиссия, Коммюнике Комиссии: Европа 2020, Стратегия в пользу интеллектуального и устойчивого развития, способствующего социальному включению, Брюссель 3.3.2010 КОМ (2010) 2020, окончательная версия, с. 10].
близким долгосрочной «натуральной» норме роста ВНП, оцениваемой на около 4,5% в год), который можно считать наиболее вероятным при предположении отсутствия чрезвычайных событий или катаклизмов глобального или регионального масштаба, не станет в существующих внешних и внутренних условиях самореализующимся сценарием, но потребует больших общественных усилий, проведения трудных реформ и хорошего - профессионального, решительного и смелого - управления.
Работа состоит из трех частей и статистического приложения. В первой набросаны главные вызовы (угрозы и шансы) эпохи глобализации международной конкурентной позиции и возможностям развития экономики Польши и Европейского союза в средне- и долгосрочной перспективе и возможные пути развития европейской интеграции. Во второй части показаны результаты польской экономики на фоне других стран за последнее пятилетие, включающее годы мирового экономического кризиса, и актуальное место Польши в мировой и европейской экономике и международном торговом обмене. В третьей части представлены результаты избранных долгосрочных прогнозов и сценариев для Польши и других государств региона, которые могут быть полезными при конструировании стратегических программ развития польской экономики на новое десятилетие и на далекую перспективу. Работа заканчивается кратким подведением итогов и выводами.
1. Глобальные изменения и европейская интеграция в долгосрочной перспективе
В последнем двадцатилетии экономическая глобализация приобрела большие темпы и изменила свое содержание и форму3. Отождествление ее с американизацией, которое еще в последней декаде XXI века стало чрезмерным упрощением, сегодня потеряло право на существование. Глобализация приобретает все более дифференцированный, главным образом азиатский облик. В Азии проживает свыше 60% населения мира. В середине XXI века Китай и Индия, в которых сейчас проживает около 38% человечества, станут ведущими экономическими державами глобального масштаба, соперничающими в технологическом и военном предводительстве с Соединенными Штатами. Вхождение этих государств в круг миро-
3 Глобализация понимается автором как «процесс углубления экономических связей между странами и регионами мира, вытекающий из растущей свободы и быстроты заключения и реализации международных сделок и трансграничных перетоков благ, услуг (особенно финансовых) и факторов производства (капитала, информации, знаний и труда), которому сопутствуют развитие и распространение институтов и механизмов, характерных для развитой рыночной экономики». Ю. Котыньски. Тенденции глобализации и региональной интеграции и макроэкономический риск и экономический рост, [в:] Глобализация и европейская интеграция: Шансы и угрозы для польской экономики / Коллективный труд под ред. Ю. Котыньского. - Варшава: ГТВЭ, 2005.
вых экономических и политических держав сопоставимо с такими событиями, как рождение мощи Германии в XIX веке или Соединенных Штатов в начале XXI века. В последние десятилетия мы имеем также дело с качественно новой фазой глобализации, определяемой ОЭСР как «процесс, в ходе которого национальные рынки продуктов, капитала и труда становятся все более интегрированными поверх границ»4.
Одной из отличительных черт современной фазы процесса глобализации, определяемой также экспертами Европейской комиссии как формирование все более интегрированной мировой экономики, является увеличение международной мобильности капитала5.
С точки зрения экономической политики Польши и других новых государств-членов Европейского союза особенно существенным является вопрос, получают ли эти страны и какие выгоды (или убытки) вследствие глобализации финансовых рынков и при каких условиях повышение риска нарушения устойчивости их экономик вследствие внешних потрясений, сопутствующее глобализации, может быть нейтрализовано участием в европейской интеграции, в том числе финансовой6. В отношении последствий участия национальной экономики в процессах глобализации и региональной интеграции можно сформулировать следующие предположения и гипотезы, требующие эмпирической верификации в течение длительного периода наблюдений7:
- глобализация сопровождается повышением макроэкономического риска под влиянием изменений внешних факторов; мерой этого риска может быть увеличение изменчивости ВНП;
- увеличивая риск, глобализация увеличивает также ожидаемую стоимость ВНП в длительном периоде;
- участие в региональной группировке, ведущей политику увеличения сплоченности, каким является Европейский союз, может помочь стране в достижении нормы роста ВНП высшей, чем потенциальная норма роста в условиях глобализации;
- средняя норма роста ВНП стран, участвующих в региональной интеграционной группировке, старающихся защищать своих членов от последствий внешних потрясений, может характеризоваться меньшей изменчивостью, чем норма роста стран вне этой группировки.
4 OECD, Economic Outlook, Vol. 71, June 2007, Chapter III: Making the Most of Globalisation.
5 European Commission, Directorate-General for Economic and Financial Affairs, Globalisation: Trends, Issues and Macro Implications for the EU, by Cecile Denis, Kieran Mc Morrow and Werner Roge^ European Economy, Economic Papers No. 244, July 2006.
6 Эти вопросы рассматривались также в предыдущих работах автора: Ю. Котыньски, Финансовая глобализация и экономический рост новых стран - членов Европейского союза, [в:] Глобализация финансовых рынков - импликация для Польши / Коллективный труд под ред. В. Малецкего, Варшава^ША PRESS&IT, 2007. - С. 9-37.
7 Ю. Котыньски. Тенденции к глобализации..., там же, с. 36-37.
Похожие гипотезы можно сформулировать также в отношении последствий участия страны в процессах глобализации финансовых рынков и региональной финансовой интеграции, а в их поддержку можно воспользоваться выводами, вытекающими из анализа последнего глобального финансово-экономического кризиса и - для примера - актуальным опытом Греции, Испании, Португалии или Ирландии.
Финансовой глобализации так же, как и региональной, наряду с выгодами сопутствуют издержки и риск. Глобализация финансовых рынков при некоторых условиях может увеличивать податливость страны к финансовым и экономическим кризисам8. Заражение кризисом извне и задержание или поворот направления денежных потоков (например бегство портфельного капитала) может вести к падению уровня и роста изменчивости цен финансовых активов (цен недвижимости или долевых ценных бумаг) и оценки предприятий страны, а также к банковскому кризису, ограничению роста объема производства и
9
занятости и снижению темпа экономического роста .
Однако, по утверждению экспертов Международного валютного фонда с середины завершающегося десятилетия, многочисленные эмпирические исследования пока не доказали безусловным и статистически значимым способом наличия корреляции между ростом уровня финансовой глобализации и увеличением изменчивости экономической активности или возникновением глубоких провалов экономического роста в развивающихся странах, которые ввели либерализацию оборота капитала. Не найдены также достаточные эмпирические доказательства в поддержку тезиса, что либерализация транзакций с капиталом увеличивает чувствительность к финансовым кризисам10. Однако последний кризис такие доказательства, пожалуй, преддоставил.
Но эконометрические исследования до «великой рецессии» тоже не подтвердили однозначно положительного влияния финансовой глобализации на экономический рост менее развитых стран. А в цитируемых работах экспертов МВФ установлено, что структура поступлений капитала имеет существенное влияние на выгоды, вытекающие из финансовой глобализации, для роста развивающихся стран, как на макро-, так и микроэкономическом уровне. Особенно сильное воздействие на рост объема производства оказывает либерализация рынка долевых ценных бумаг. Выгоды, связанные с наплывом капитала в форме непосредственных инвестиций (ПИИ), скорее, труднодоказуемы на основании агрегированных данных. Зато микроэкономические данные под-
8 См.: G. De Nicolo, I. Ivaschenko. Financial Integration and Risk-Adjusted Growth Opportunities, IMF Working Paper, WP/08/126, May 2008.
9 См.: Риск финансового кризиса в Польше. Идентификация и мониторинг, под научной ред. Д. Блащука. - Варшава: Poltext, 2006.
0 М.А. Kose, Е. Prasad, К. Rogoff, Shang-Jin Wei, Financial Globalization: Beyond the Blame Game, IMF, Finance and Development, Vol 44, No. 1, March 2007.
тверждают статистически существенное влияние ПИИ на рост объема производства и производительности труда, вытекающее также из косвенных эффектов, охватывающих широкий спектр побочных выгод, получаемых благодаря глобализации, таких как развитие финансового рынка, современных институтов и методов управления, улучшение макроэкономической дисциплины, рост экономической эффективности и торгового обмена с заграницей11. В литературе последних лет указывается также, что резкая либерализация и глобализация финансовых рынков может сама по себе представлять внешнее потрясение для стран, которые включаются в нее без надлежащей подготовки и достижения соответствующих иституциональных порогов, то есть без выполнения необходимых условий, касающихся уровня развития и качества финансового рынка и механизмов функционирования экономики.
Хорошо отражающей природу мира в современную эпоху является - связанная с теорией хаоса - модельная концепция фрактального мира, характеризующегося одновременно сходствами и разнородностью, повторяемостью и непредвиденностью траекторий развития и поворотных точек, продолжением и прерывностью (во времени и пространстве) коротких и длительных циклов основных случайных переменных, относящихся к политическим, демографическим, экономическим, социальным, финансовым или экологических событиям12.
Такое восприятие действительности, а особенно будущего и вызовов XXI века, соответствует, в частности, оценкам, содержащимся в отчете международных экспертов, разработанном в США в 2008 г.: Глобальные тренды 2025: Преобразованный мир. На поставленный вопрос о годе 2025: «Какое будущее?», отчет отвечает:
«Больше изменений, чем продолжения. Быстро меняющийся международный порядок в период растущих геополитических вызовов увеличивает вероятность прерывности, потрясений и неожиданностей. Никакое одно решение не представляется данным наперед...»13
11 См. Ю. Котыньски. Финансовая интеграция и реальная конвергенция новых стран-членов с европространством и дефицит текущих оборотов // Управление риском, № 27 (2008).
12 Понятие дробового (фрактального) измерения пространства и фрактального сходства явлений выводится из математической теории хаоса Бенуа Мандельброта (род. в 1924 г. в Варшаве) из Йельского университета в США, а правильнее - из более ранних работ выдающихся математиков и физиков конца XIX и начала и первой половины XX века, в том числе польского ученого Вацлава Серпиньского (1882-1969). См.: Ю. Котыньски, Теория хаоса и методы оценки риска и анализа рынков капитала // Управление риском, № 1, 2000.
13 Полная цитата в оригинале: «More Change than Continuity. The rapidly changing international order at a time of growing geopolitical challenges increases the likelihood of discontinuities, shocks, and surprises. No single outcome seems preordained: the Western model of economic liberalism, democracy, and secularism, for example, which many assumed to be inevitable, may lose its lustre - at least in the medium term. In some cases, the surprise element is only a matter of timing: an energy transition, for example, is inevitable; the only questions are
Случаи последнего периода так же подтверждают опасения, что XXI век не будет щадить человечество в глобальном и локальном масштабе не только положительных, но и неожиданных и трагических, непредвиденных событий.
К главным глобальным вызовам, которые создают и шансы и угрозы для развития и конкурентности экономики и должны приниматься во внимание при строительстве и реализации стратегии развития Польши и других стран, относятся, в частности:
• удвоение после 1990 г. глобальных ресурсов труда, простого и высоко-
квалифицированного (особенно в странах с восходящими экономиками Азии и Центральной и Восточной Европы), включенного в производство и экспорт на международные рынки, вызывающее изменения направлений специализации и структуры международного обмена,
• ускорение научно-информационно-технической революции, развитие
человеческого капитала, инновационности и экономики, основанной на современных знаниях, в разных частях мира,
• либерализация и драматический рост товарных, услуговых, денежных
оборотов, а также международного движения работников, информации и знаний,
• переоценка производственных ресурсов в разных странах и частях мира и получаемых от них доходов,
• вхождение новых экономических держав (Китая, Индии, России и Бразилии - BR1C) на глобальную сцену XXI века и приобретение этими
14
странами роли движущих сил мировой экономики ,
• ускорение общего экономического и социального подъема в мире, но и усиление его изменчивости (риска) и неоднородности,
• релокация (перемещение) производства из самых развитых стран Северной Америки и Европы в страны с восходящей экономикой, дешевыми ресурсами труда и высокой производительностью,
• укрепляющаяся экономическая и финансовая интеграция в масштабе регионов, континентов и мира,
• перспектива значительного ослабления демографической динамики и старения обществ европейских стран (в том числе Польши) и ожи-
when and how abruptly or smoothly such a transition occurs. Other discontinuities are less predictable. Recognizing that what may seem implausible today could become feasible or even likely by 2025, we have looked at a number of single development «shocks.» Examples include the global impact of a nuclear arms exchange, a rapid replacement for fossil iuels, and a «democratic» China». National Intelligence Council, November 2008: Global Trends 2025: A Transformed World, Washington, DC, November 2008.
14 Goldman Sachs, Dreaming with BRJCs: The Path to 2050, «Global Economics Paper», № 9, 2003.
даемые негативные экономические и социальные последствия этого
15
явления ,
• угрозы устойчивому развитию, вытекающие из местных событий и
структурных глобальных проблем - климатических, геофизических,
экологических, энергетических, демографических, эпидемиоло-
16
го-медицинских и социальных угроз .
Глобальный экономический кризис конца первой декады XXI века настолько убедительно показал миру - особенно «западному» - масштаб и темпы происходящих экономических и геостратегическх перемен, растущую роль новых экономических сил и изменение характера экономик многих развивающихся стран, что Президент Всемирного банка Роберт Зеллик назвал его в своем выступлении в апреле 2010 г. «концом Третьего Мира»17.
В глобальной конкуренции XXI века позиция стареющей, консервативной Европы будет ослабевать, если в ней удержатся или усилятся исторические соперничества и раздоры, если будут доминировать узко понимаемые национальные, экономические и групповые интересы и оживать - этнические, циви-лизационные и религиозные предубеждения и разделы, а Европейский союз окажется неспособным одновременно углублять интеграцию политическими элементами и продолжать сложный, но открывающий новые шансы процесс расширения на новых членов или поиска новых форм сотрудничества с такими
15 ПАН, Комитет по прогнозам «Польша 2000 Плюс», Польша перед лицом старения общества. - Варшава, 2008.
16 См.: ПАН, Канцелярия ПАН, Комитет по прогнозам „Польша 2000 Плюс», Европа в перспективе 2050 года. - Варшава, 2007. См. также: Ю. Котыньски, Экономика Европы и мира перед вызовами XXI века, [в:] Что экономисты думают о будущем. ПАН Комитет по прогнозам «Польша 2000 Плюс», ПТЭ, Польское Общество Сотрудничества с Римским Клубом. - Варшава 2009.
17 R.B. Zoellick. The End of the Third World? Modernizing Multilateralism for a Multipolar World, Woodrow Wilson Center for International Scholars, April 14, 2010. Он следующим образом охарактеризовал происходящие изменения: «We are witnessing a move towards multiple poles of growth as middle classes grow in developing countries, billions of people join the world economy, and new patterns of integration combine regional intensification with global openness. This change is not just about China or India. The developing world's share of global GDP in purchasing power parity terms has increased from 33.7 percent in 1980 to 43.4 percent in 2010. Developing countries are likely to show robust growth rates over the next five years and beyond. Sub-Saharan Africa could grow by an average of over 6 percent to 2015 while South Asia, where half the world's poor live, could grow by as much as 7 percent a year over the same period. Southeast Asia has become a middle income region of almost 600 million people, with growing ties to India and China, deepening ties with Japan, Korea, and Australia, and continuing links through global sourcing to North America and Europe. The Middle East region is an important source of capital for the rest of the world, and increasingly a business-service hub between Asia - East and South - and Euro-Africa. Gross official reserves of the Gulf Cooperation Council countries were over $500 billion at the end of 2008, with estimates of sovereign wealth fund assets of as much as $ 1 trillion. If the Maghreb can move beyond historical fault lines, it can be part of a Euro-Mcd integration linked to both the Mideast and Africa. In the Latin American and Caribbean region, 60 million people were lifted from poverty between 2002-2008 and a growing middle class boosted import volumes at an annual rate of 15 percent.
странами, как потенциальные, динамичные региональные державы, расположенные на ее восточных и южных границах.
Принятие такого вызова могло бы помочь Европейскому союзу, насчитывающему сегодня полмиллиарда населения, остаться в нынешнем столетии равноправным партнером Соединенных Штатов и России, а также совместно с ними новых азиатских держав XXI века. Но в нынешний трудный для европейского общества период преодоления последствий кризиса, в том числе ограничения чрезмерного роста фискальных дефицитов и размеров публичного долга, период, критический особенно для еврозоны, борющейся за стабилизацию финансовой ситуации государств-членов и сохранение основ функционирования экономического и валютного союза, нет благоприятного климата, политической воли и общественной поддержки для дискуссии о дальнейшем расширении Европейского союза и несении связанных с этим дополнительных затрат.
Эта тема вернется, наверное, на повестку дня союза во второй половине десятилетия после преодоления экономических и политических последствий «великой рецессии» и внедрения институциональных изменений, введенных Лиссабонским договором, а приоритетом станет, вероятно, заключение соответствующих европейских договоров с Хорватией и другими государствами Западных Балкан.
Дальнейшее расширение Европейского союза на восток и юг, в разных формах и этапах, с учетом ассоциации, партнерства, зон свободной торговли или «усиленного сотрудничества» может вести к «Европе двух (или многих) скоростей», основанной не столько на формуле «концентричных кругов» (анг. concentric circles), соответствующей концепции Жака Делора, сколько на принципе, который я определяю названием накладывающихся кругов (overlapping circles) или, скорее, перекрывающихся овальных орбит и полей влияния и интересов, имеющих общую сердцевину и центр тяжести, но направленных в разные стороны мира: к Северной и Латинской Америке, Северной Африке, России, Индии и другим - близким и далеким -государствам Востока.
Может быть, именно таков прагматичный, хотя и не всех удовлетворяющий путь к будущему Европы как динамической глобальной державы (или сообщества наций), а не упадкового и маргинализованного пространства; организма, опирающего свою силу и привлекательность на идеалы демократии, толерантности и солидарности, пропагандирование инноваций, интеллектуальный и общественный капитал, экономическую и финансовую стабильность и другие элементы «мягкой власти»18, заботя-
18 J.S. Nye, Jr. Soft Power. The Means to Success in World Politics, Public Affairs, 2004. Portez: J. Rifkin, The European Dream. How Europe's Vision of the Future Is Quietly Eclipsing the American Dream, Penguin Group, Inc., 2004.
щейся о соблюдении принципа субсидиарности, но одновременно и о строительстве крепких фундаментов общей «жесткой власти» и совместном создании нового мирного политического и экономического порядка в полном риска мире XXI века.
На пороге второй декады XXI века по предложению Европейской комиссии Европейский совет одобрил концепцию экономико-социальных приоритетов и новой стратегии Европейского союза на период до 2020 года под названием: Европа 202019. Важнейшие элементы этой стратегии, призванной заменить Лиссабонскую стратегию и определенной как Стратегия в пользу занятости и экономического роста, согласованы Европейским советом 26 марта 2010 года.
По записям Заключения Президенции Европейского совета: «Наши действия должны больше концентрироваться на том, чтобы повысить конкурентность, продуктивность, потенциал роста и экономическую конвергенцию Европы. Новая стратегия сосредоточится на ключевых сферах, в которых нужны действия: знания и инновации, более устойчивая экономика, высокий уровень занятости и социальное включение. Европейский совет согласовал измеримые цели, являющиеся общими целями, к которым стремятся государства - члены союзс?0.
Совет определил пять главных целей и обещал вести дальнейшие работы по подготовке измеримых показателей для мониторинга прогресса их реализации:
• стремление к достижению показателя занятости 75% среди женщин и мужчин в возрасте 20-64 года,
•улучшение условий ведения деятельности по исследованиям и развитию, в особенности с мыслью о том, чтобы общий уровень публичных и частных инвестиций в этот сектор достиг 3% ВНП,
• сокращение эмиссии тепличных газов на 20% в сравнении с уровнем 1990 года, увеличение на 20% доли возобновляемой энергии в общем ее использовании и стремление к повышению энергетической эффективности на 20%,
• повышение уровня образования, а особенно уменьшение процента лиц, слишком рано заканчивающих учебу, и увеличение процента лиц, имеющих высшее или равноценное образование,
• пропагандирование социального включения, в особенности за счет снижения уровня бедности.
На основании этих целей государства-члены должны устанавливать свои национальные цели, учитывая свои исходные позиции и национальные обусловленности, а также разработать «национальные программы реформ, детально опреде-
19 Европейская комиссия, Коммюнике комиссии: Европа 2020, Стратегия в пользу интеллектуального и устойчивого развития, способствующего социальному включению/ Брюссель 3.3.2010 КОМ (2010) 2020 окончательная версия.
20 Европейский совет 25-26 марта 2010 г., Заключения, ЕиСО 7/10 РЬ, с. 2.
ляющие действия, которые будут предприниматься для реализации новой стратегии». Они должны быть представлены осенью 2010 года.
Подготавливаемые в странах-членах документы, касающиеся стратегии развития и используемые в них показатели мониторинга, так же, как и новые финансовые планы, должны быть совмещены с программами, показателями и инструментами поддержки, которые будут создаваться в связи с новой стратегией развития Европейского союза на 2011-2020 гг. В уже цитированном коммюнике с марта 2010 г. комиссия зарисовала следующие «три сценария для Европы на период до 2020 года» (см. рис. 1)21.
Сценарий 1: устойчивое восстановление
Европа может вернуться на докризисный уровень роста и даже превзойти его
Уровень
докризисного N. роста _ — —
Годы
Сценарий 2: медленное восстановление
Европа понесет временные убытки,
а затем вновь начнется рост за счет сохранившегося потенциала
Сценарий 3: утраченная декада
' к Европа понесет убытки
и потеряет возможный потенциал
Рис. 1. Три сценария для Европы на период до 2020 года
21 Английская версия: European Commission, Communication of the Commission: Europe 2020. A Strategy for smart, sustainable and inclusive growth, Brussels 3.3.2010 COM (2010) 2020 final.
Целью, очевидно, является реализация сценария 1 - устойчивого восстановления; однако накопление послекризисных барьеров развития может вызвать, по крайней мере в некоторых странах Евросоюза, замедление преодоления кризиса («останутся в стартовых колодках») и затруднительное наверстывание продуктивного разрыва (output gap) 2008-2010 гг. и дистанции развития, утерянных во время кризиса (сценарий 2); и в худшем случае - постоянное снижение благосостояния и потерю шансов развития (сценарий 3).
Аналогичные сценарии развития на наступающее десятилетие 2011-2020 следует сформулировать для Польши, в рамках работ по строительству стратегии экономического разлития стремы до 2020 и 2030 года. Мы можем их назвать, например, следующим образом:
• Сценарий 1: устойчивое развитие и конвергенция.
• Сценарий 2: замедленный рост.
• Сценарий 3: (предостерегающий) потеря шансов и дистанции.
Работы по Стратегии развития страны на 2011-2020 гг., которая должна
стать продолжением нынешней Стратегии развития страны 20072013 (Национальной стратегии сплоченности), и приспособлению ее к актуальным условиям и внешним перспективам, ведутся на правительственном уровне (в частности, в Министерстве регионального развития) при участии экспертов, с учетом Концепции пространственного освоения страны 2030, эффектов исследования Долгосрочной стратегии развития страны и результатов работ по девяти т.н. интегрированным стратегиям развития.
2. Развитие польской экономики в 2008-2010 гг. на фоне долгосрочных глобальных тенденций и место Польши в мировой экономике на пороге нового десятилетия
По оценкам Международного валютного фонда с апреля 2010 г.22, мировой объем производства в кризисном 2009 году сократился на 0,6% после трехпроцентного роста мирового продукта в 2008 году. Объем производства экономически продвинутых стран упал на 3,2% после ничтожного роста (0,5%), отмеченного в 2008 г. В группе же развивающихся стран и стран с восходящими экономиками отмечено значимое снижение нормы роста ВНП с 6,1% в 2008 г. до 2,4% в 2009 г. (статистическое приложение, таблица 1).
Масштаб падения мирового объема производства в последние годы десятилетия 2001-2010, особенно глубокого в более экономически продвинутых странах, и прогнозы ВНП на ближайшие годы представлены на рисунке 2.
22 IMF, World Economic Outlook: Rebalancing Growth, April 2010.
Прогноз
Страны с восходящей экономикой
2010 2011 Польша
Экономически продвинутые страны
Рис. 2. Годовые изменения ВНП в Польше и в мире,
в экономически продвинутых странах, а также в развивающихся
и в странах с восходящей экономикой в 2001-2011 гг. (в %)
Источник. Собственная разработка на основании: IMF, World Economie Outlook: Rebalancing Growth, April 2010; European Commission, Commission Staff Working Document, European Economie Forecast, Spring 2010 // European Economy, 2/2010.
График указывает на высокую корреляцию изменений ВНП Польши с конъюнктурными колебаниями в мировой экономике и на большую изменчивость годовых норм роста в нашей стране, осциллирующих вокруг уровня 4,5% в год - высшего, чем средняя норма для экономически продвинутых стран, но низшего, чем средняя норма роста в развивающихся странах и странах с восходящими экономиками.
Агрегированные нормы роста объема производства мира и групп стран, представленные в таблице (статистическое приложение), получены на основании оценок ВНП, выраженных в стандартизированных единицах покупательной силы, опирающихся на паритет покупательной силы валют. Доля экономически продвинутых стран в мировом производстве в 2009 г. оценена на 53,9% (в том числе США 20,5%, европространства 15,2% и Японии 6,0%), а развивающихся стран и стран с восходящей экономикой на 46,1%, в том числе Китая 12,5% и Индии 5,1%, т.е. больше, чем Германии (4,0%), Великобритании (3,1%), Франции или России (3,0%). Принимая во внимание прогнозы Европейской комиссии, опубликованные 4 мая 2010 г., можно оценить, что вычисляемая подобным образом (по паритету покупательной силы валют) доля 27 стран ЕС в мировом продукте в 2009 г.
составила около 21,4%, т.е. была больше ВНП Соединенных Штатов, а доля Польши приблизилась к 1% ВП мира. Доля 10 стран с наибольшим ВНП в объеме мирового производства в 2009 г. иллюстрирует рис. 3.
США Китай Япония Индия Германия Велико- Россия Франция Бразилия Италия
британия
Рисунок 3. Доли крупных государств в объеме мирового производства (ВНП) в 2009 г. (в %)
Источник. МВФ, Перспективы развития мировой экономики: сбалансированный рост. Апрель, 2010.
В 2009 г. спад объема производства в Соединенных Штатах составил 2,4%. Четырехпроцентное сокращение производства отмечено в Европейском союзе и немногим большее - в европространстве (4,1%), в том числе особенно в Германии (5%) - см. таблицы 1 и 2. На 5,2% снизился объем производства в Японии. Глубина рецессии и уменьшение излишков текущих оборотов Японии следовало в большой степени из провала внешнего спроса, который был важной движущей силой экономического роста этой страны.
Для оценки изменений внешней экономической среды и перспектив развития экономики и внешней торговли Польши особое значение имеют состояние и прогнозы развития хозяйственной ситуации и торговых оборотов стран Европейского союза, а особенно европространсгва, в том числе Германии, в которые направляется более 1/4 польского экспорта. Информацию на эту тему доставляют главные макроэкономические показатели по ЕС и европространству за 2008-2009 гг. и прогнозы на 2010-2011 гг., представленные в таблицах 2 и 3, на основании данных Евростата и МВФ.
По Евростату, норма роста ВП в Европейском союзе уменьшилась с 2,9% в 2007 г. до 0,7% в 2008 г. и -4,2% в 2009 г., а в европространстве - с
2,8% в 2007 до 0,6% в 2006 и - 4,1% в 2009-м. В 2010 и 2011 гг. ожидается небольшой рост ВП в ЕС и европространстве, соответственно на 1,3% и 1,9% и на 1,0% и 1,5%.
Спад ВП в европространстве сопровождался в 2009 г. нивелированием инфляции до 0,3%, вызванным падением мировых цен на нефть и продовольствие и ослаблением внутреннего и внешнего спроса. В 2010 и 2011 гг. в этом пространстве ожидается удержание нормы инфляции в пределах 1,0-1,5%. Во всем Евросоюзе, где в 2009 г. инфляция достигла 1,0%, ожидается ее повторный рост, стимулируемый оживлением и ростом мировых цен энергии до 1,5% 12% в 2010-2011 гг.
Произошли также неблагоприятные изменения на рынке труда. Среднегодовая норма безработицы в 27 странах ЕС, которая снизилась с 7,1% в 2007 г. до 7,0% в 2008 г., выросла в 2009 г. до 8,7%. В европространстве, где она формировалась в 2007-2008 гт. на уровне 7,5%-7,6%, в 2009 г. выросла до 9,4%, а в феврале 2010 г. достигла 10,0%23. В связи с кризисным провалом спроса, объема производства и внешнего финансирования в странах еврозоны и ЕС в 20082009 гг. дошло до значительного уменьшения бюджетных доходов и роста публичных расходов, охваченных программами фискального стимулирования хозяйства и поддержки финансового сектора. Побочным следствием этой политики был большой рост размеров фискального дефицита и публичного долга относительно ВНП. После снижения этих показателей в 2006-2007 гг. наступил их повторный рост в 2008 году (дефицита до 1,9% ВП в ЕС и 2,3% ВП в европространстве; и долга до 61,5% и 69,3% ВП).
В 2009 г. фискальный дефицит европространства достиг 6,3% ВП; в 2010 году он может вырасти до 7% ВП. Даже в случае общего улучшения конъюнктуры и реализации более рестрикционной фискальной политики государствами-членами уменьшение среднего дефицита публичных финансов в европространстве ниже 6% станет возможным лишь после 2011 года. Еще труднее будет удержать рост публичного долга, который в 2009 г. составил 78,7% ВП в еврозоне и 73,6% ВП во всем Европейском союзе, а в 20102011 гг. может увеличиться даже до 85-90% ВП.
Особенно высокие значения этих показателей отмечены в 2009 г. в странах Южной Европы: Греции (где дефицит публичных финансов достиг 13,6%, а публичный долг - 115% ВНП), Испании и Португалии (фискальные дефициты, равные соответственно 11,2% и 9,4% ВНП); но и в Ирландии (14,3%), Великобритании (11,5%), Латвии (9,0%) и Литве (8,9%). Ни в одной из стран Евросоюза в кризисном 2009 году не был получен положительный результат финансов государственного сектора и самоуправления, то есть излишки на счете публичных финансов.
23 ЕСВ, Statistics Pocket Book, 4/2010.
Нарушения финансового равновесия, а особенно угроза неплатежеспособности стран, которые ввели общую европейскую валюту, может угрожать устойчивости финансово-экономической еврозоны и вызвать опасные финансовые, экономические и общественные реперкуссии во всем Европейском союзе.
Это серьезный вызов из области международного кризисного управления, важный для будущего Евросоюза, который встал вследствие финансового и экономического кризиса перед государствами и руководителями этой организации, а также перед международными финансовыми институтами, имеющий, однако, более глубокие структурные и системно-институциональные причины.
Способ и эффективность решения этой проблемы, начавшегося с соглашения (от 2 мая 2010 г.) правительства Греции с представителями Европейского Центрального банка, Международного валютного фонда и ECOF1N (Совета Министров экономики и финансов государств - членов ЕС) и Европейской комиссии по вопросу условного спасательного пакета для этой страны, может иметь существенные последствия не только для стабильности и надежности еврозоны, но и для стабильности финансов и устойчивого развития хозяйства Польши и других государств Евросоюза. Соглашение касалось ссудной поддержки в размере 110 млрд евро в трехлетний период до 2012 г. для согласованной программы стабилизации и повышения конкурентности, а также роста греческой экономики, которая предусматривает обязательство Греции свести фискальный дефицит ниже 3% ВНП до 2014 года путем срезания бюджетных расходов, трехлетнего замораживания зарплат и пенсий, повышения налогов (в том числе повышение ставки НДС с 21% до 23%) и проведения глубоких структурных реформ.
В группе развивающихся стран и стран с восходящей экономикой (как совокупности) в период последней рецессии произошло лишь замедление экономического роста. Большие разницы темпов роста (или падения) объема производства и внешнеторгового обмена в 2007-2009 гг. ускорили перетасовки на карте самых крупных мировых производителей и экспортеров. В 2009 году особенно глубокий провал коснулся мировой торговли. Он был значительно больше спада объема производства и наибольший со времени II мировой войны. Объем оборотов товарами и услугами уменьшился на 10,7%, а стоимость оборотов (в долларах США) более чем на 1/5. Абсолютное падение объема оборотов отмечено в обеих главных группах стран, однако оно было сильнее в экономически продвинутых странах. И в европространстве, и в Европейском союзе в 2009 г. произошло значительное уменьшение объема и стоимости оборотов внешней торговли (табл. 4). В 2009 г. падение объема мировой торговли сопровождалось сильным снижением долларовых цен в международном обмене, а особенно цен сырья и энергии, и улучшение term sof trade экономически продвинутых стран (почти на 3%) и их ухудшение (более чем на 5%) в остальной группе стран.
В период послекризисного восстановления будет далее повышаться глобальное значение развивающихся и восходящих стран, а особенно Китая, которые в 2009 г. выраженно продвигались в международных экономических рейтингах, в том числе и в рейтинге ВТО мировых экспортеров товаров, в котором заняли первое место (с долей 9,6%) перед Германией (9%) и Соединенными Штатами (8,5%). Польша заняла в этом списке 27-е место как экспортер и 21-е как импортер. Ее товарные обороты с заграницей составили 281 млрд долларов США, то есть 1,1% мировой торговли. Это была стоимость, близкая к оборотам внешней торговли Австрии или Бразилии. Но в торговле рыночными услугами по-прежнему ведущее место, с большим перевесом над другими странами, продолжают занимать Соединенные Штаты. В 2009 г. на эту страну приходилось 14,2% мирового экспорта услуг и 10,8% импорта (по ВТО). В списке 30 крупнейших экспортеров услуг находится также (на 29 месте) Польша со стоимостью экспорта 29 млрд долларов США и долей в мировом экспорте 0,8%.
Во второй половине 2009 г. или в первые месяцы 2010 г. спад объема производства в высокоразвитых странах было остановлен и начался достаточно быстрый, но неуверенный и неравномерный процесс улучшения конъюнктуры в мировой экономике. Прогнозированная МВФ более чем четырехпроцентная норма роста мирового производства в 2010 г. более чем вдвое больше ожидаемой осенью 2009 г. Продолжение экономического оживления в несколько более быстром темпе ожидается в 2011 году, причем норма роста НВП в развивающихся и восходящих экономиках может быть более чем на 2 процентных пункта выше средней мировой и на ок. 4 процентных пункта - нормы роста, прогнозируемой для экономически продвинутых стран.
На 2010-2011 гг. прогнозируется также быстрое восстановление мировой торговли. По прогнозам МВФ, в 2010 г. объем мировой торговли может увеличиться на 7%, а в 2011 году - на 6%.
Международные организации прогнозируют, что развивающиеся и восходящие страны будут характеризоваться высшей динамикой торговых оборотов так же, как и производства, чем экономически продвинутые страны. Быстрый рост спроса и восстановление ресурсов могут стимулировать рост цен, особенно на нефть и другие виды сырья.
Эти ожидания обременены высокой степенью сомнительности.
В 2009 г. среди 27 государств Евросоюза Польша находилась на 6-м месте по величине ВНП, вычисляемого на основании паритета покупательной силы (540,4 млрд РР8/евро, т.е. 4,6% продукта Евросоюза), обогнав Голландию (табл. 2). Однако она заняла лишь 23-е место (перед Румынией, Болгарией, Латвией и Литвой) по ВНП на жителя (60% средней союзной).
В начальный период членства уменьшилась дистанция между Польшей и наиболее развитыми странами Евросоюза, но увеличилась до прибалтийских стран, которые так же, как Польша в мае 2004 г., стали членами
этой группировки. Однако глубокий провал быстрого роста и спад ВНП в этих странах в 2008-2009 гг. ухудшили их абсолютную и релятивную ситуацию в Европейском союзе. Польша же благодаря удержанию положительного темпа экономического роста в 2009 г. свою позицию улучшила.
Одним из условий удержания быстрого и устойчивого развития польского хозяйства во втором десятилетии XXI века является уменьшение дефицита публичных финансов и задержание роста публичного долга, который в 2009 г. превысил минимально границу 50% ВНП.
Важнейшие изменения и макроэкономические результаты польской экономики за 2005-2009 гг. представлены в приложении, в таблицах 5 и 6, а также на приведенных ниже графиках (рис. 4 и 5), заимствованных из весенних экономических прогнозов Европейской комиссии, опубликованных в мае 2010 г., в которых оценка Польши как лидера группы в фазе преодоления кризиса и единственной страны Евросоюза, в которой не дошло до спада ВНП в 2008-2009 гг. (под заглавием: ROLAND: Leading the pack in the recovery phase), была высокопозитивной24.
06 07 08 09 10 11
_Материально- _
1=1 производственные 1=1 Внутренний спрос запасы
Внешний спрос т ВВП
Рис. 4. Годовые изменения ВНП и вклад главных составляющих конечного спроса в изменения ВНП в Польше в 2006-2011 гг. (данные и прогнозы ЕК, в постоянных ценах, в %)
Источник. European Commission, Commission Staff Working Document, European Economic Forecast, Spring 2010, «European Economy», 2/2010.
24 European Commission, Commission Staff Working Document, European Economic Forecast, Spring 2010, «European Economy», 2/2010, Р. 126-128.
В 2009 году норма роста ВНП в Польше снизилась до 1,8% с 5,0% в 2008 г. Это было значительное ослабление роста относительно долгосрочного тренда, но годовое изменение ВНП удержалось на положительном уровне. Провал роста наступил в последнем квартале 2008 г., когда эта норма роста ВНП (р/р) снизилась до 2,5%. В следующих кварталах 2008 г. норма роста, выровненная сезонно, составляла соответственно: 1,5%, 1,5%, 1,3% и 2,8% (относительно соответствующего квартала 2008 года).
Снижение общего темпа роста в 2009 г. было результатом абсолютного падения реального внутреннего спроса на 0,9%, в том числе уменьшения аккумуляции брутто на 11,0% в сравнении с 2008 годом, вызванного снижением уровня инвестиций в основные фонды на 0,4% и большим сокращением запасов. Рост потребления составил 2,1% (против 6,3% в 2008 году).
Экспорт товаров и услуг снизился на 8,0%, а импорта аж на 13,5%. Эти пропорции спада экспорта и импорта стали причиной того, что влияние изменений сальдо обмена с заграницей на изменение ВНП было сильно положительным (+ 2,7%), что довело до удержания положительной динамики роста. Ослабление инвестиционной деятельности, внутреннего потребления и экспорта совмещалось со спадом добавленной стоимости продукции промышленности (на 1,1%, после 10-процентных годовых приростов в 2001-2007 гг. и роста 6,6% в 2008 г.), а также замедлением роста объема производства строительства (с 9,1% до 4,7%). в °о ВВП ®вввп
Прогноз
4в 46 44 42 40 ЗЭ 36
06
07
ОБ
09
10
11
□ Общие расходы — Дефицит
Совокупный расход
Рис. 5. Изменения доходов и расходов государственного сектора и сектора самоуправления и дефицита публичных финансов в Польше в 2006-2011 гг. (данные и прогнозы ЕК в % ВНП)
Источник. То же, что рис. 4.
Годовое поступление прямых иностранных инвестиций, которое достигло рекордного уровня в 2007 г. (23,65 млрд долл. США), уменьшилось до 14,86 млрд долл. США в 2008 г., а затем до 11,55 млрд долл. США в 2009 г. (по статистике платежного баланса ПНБ). В очередной раз снизилась стоимость польских прямых иностранных инвестиций около 5,7 млрд долл. США в 2007 г. и 3,1 млрд долл. США в 2008 г. до 2,9 млрд долл. США в 2009 году. Эти изменения были также отражением флуктуации курса злотого и американского доллара.
Норма зарегистрированной безработицы выросла с 9,5% в конце 2008 г. до 11,9% в конце 2009 г. Значительно ниже, хотя тоже растущей, была норма, вычисленная на основании анкетных исследований экономической активности населения. В последнем квартале 2009 г. она составила 8,5% (6,7% в IV квартале 2008 г.)25.
Одновременно уменьшились годовая норма инфляции (рост цен потребительских товаров и услуг) - до 3,5%, с 4,5% в 2008 г., и дефицит текущих оборотов с 5,5% до 1,6% ВНП.
Вырос дефицит финансов государственного сектора и сектора самоуправления с 3,7% ВНП в 2008 г. до 7,1% в 2009 г., а долг этих секторов увеличился с 47,2%) до 50,1%26 (табл. 5 и рис. 5).
В 2009 г., под влиянием спада заграничного и внутреннего спроса наступил резкий поворот тенденции к росту обмена с заграницей в сфере благ и услуг. Объем экспорт вычисленный на основании национальных счетов, снизился на 8,0% против предыдущего года. Объем импорта благ и услуг уменьшился на 13,5%. Еще больше, на 9,3% и 16,0%, снизился объем экспорта и импорта товаров (по таможенной статистике ГСУ).
Средний курс евро к злотому вырос с 3,5166 зл. в 2008 г. до 4,3273 зл. в 2009 г. (на 23,1%), а курс доллара США соответственно с 2,4092 зл. до 3,1162 (на 29,3%). Однако тенденция к номинальной и реальной ревальвации злотого изменилась на противоположную в марте 2009 г.
В свою очередь, расстройство финансовых и валютных рынков в начале мая 2010 г., связанное с ситуацией в Греции и еврозоне, довело до повторной временной депрециации польской валюты.
Годовой рост транзакционных цен экспорта и импорта в польской внешней торговле в 2009 г. в национальной валюте составлял соответственно 13,4% и 8,9%.
Terms of trade (условия торговли) улучшились на 4,1% (после спада на 2,1% в 2008 г.), что было результатом общего воздействия депрециации злотого и изменений валютных цен в период мировой рецессии и падающих валютных цен на топлива, сырье и многие промышленные товары.
25 Средняя норма безработицы по методологии ЕС выросла с 7,2% в 2008 г. до 8,2% в 2009 г. (ЕСВ, Statistics Pocket Book 3/2010).
26 Eurostat, Provision of deficit and debt data for 2009 - first notification. Euro area and EU27 government deficit at 6,3% and 6,8% of GDP respectively // Newsrelease Euroindicators, 55/2010, 22 April 2010.
Вследствие депрециации злотого (и улучшения Terms of trade), несмотря на спад объема, отмечен рост стоимости экспорта товаров, выраженной в национальной валюте, на 2,9%. Стоимость импорта (в злотых) снизилась на 8,5%. Стоимость же экспорта и импорта, вычисленная в евро, упала соответственно на 17,1% и 26,3%, а в долларах США - аж на 22,2% и 30,7% (табл. 4).
Ввиду значительно большего спада объема импорта, чем экспорта, влияние изменений экспорта нетто (сальдо обмена товаров и услуг с заграницей) на рост ВНП в 2009 г. был значительным и положительным (+2,7 проц. пункта), а обороты - вычисленные на базе национальных счетов, уравновешенными.
2005 2006 2007 2008 2009
■ Экспорт ■ Импорт Рис. 6. Доля экспорта и импорта Польши в ВНП в 2005-2009 гг. (товары и услуги, в текущих ценах, в %)
Источник. Собственная разработка на основании данных ГСУ.
Показатели экспортной ангажированности и проникновения импорта (соотношение стоимости экспорта и импорта товаров и услуг с ВНП в текущих внутренних ценах по национальным счетам ГСУ) уменьшились в 2009 г. до такого же уровня: 39,0% (рис. 6). Внешнеторговый товарооборот Польши, включая внутрисоюзный обмен, достиг в 2009 г. стоимости около 280 млрд долл. США в сравнении с 382 млрд долл. США в 2008 г. и 303 млрд долл. США в 2007 г. (рис. 7).
Дефицит товарооборота в 2009 г., по таможенной статистике ГСУ, составил 12,1 млрд долл. США, т.е. 37,7 млрд зл. и был меньше, чем в предыдущие годы. Более чем на 1/3 против 2008 г. уменьшился также дефицит товарных оборотов в платежном балансе (до 16,54 млрд евро, то есть 24,38 млрд долл. США или
200
150
100
50
О
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 ■ Экспорт ■ Импорт
Рисунок 7. Внешнеторговый оборот Польши в 2001-2009 гг. (стоимость в млрд долл. США) Источник. Собственная разработка на основании данных ГСУ.
69,52 млрд зл., по данным ПНБ). Вырос же платежный излишек в оборотах услугами (до 3,4 млрд евро или 5,0 млрд долл. США, то есть 12,3 млрд зл.). Среди государств Европейского союза Польша занимает 10 место как экспортер товаров (за Швецией и Австрией) и 8-е как импортер (обгоняя на стороне импорта обе этих страны). На Польшу приходится около 2,9% союзного экспорта и 3,3% импорта, с внутрисоюзным обменом включительно (таблица 7).
В 2009 году 85,4% стоимости польского экспорта и 68,8% стоимости импорта приходилось на обороты с развитыми странами, из чего большая часть (79,3% общего экспорта и 61,5% импорта) - на страны Евросоюза. Самые малые спады стоимости экспорта отмечены в торговле с развитыми странами (7,1%, в евро). Стоимость экспорта в ЕС уменьшилась на 15,6%, а импорта из ЕС на 26,8%. В товарообмене со всеми странами Евросоюза Польша получила излишек 11,9 млрд евро, в том числе с еврозоной: 3,0 млрд евро (с Германией 1,6 млрд евро). Сильнее всего упала стоимость торговых оборотов со странами Центральной и Восточной Европы (экспорта на 39,0%, а импорта на 35,2%, считая в евро) - таблица 7.
Товарная структура внешней торговли Польши в 2009 г. и динамика оборотов согласно секции Международной стандартной классификации торговли (81ТС) представлены в таблице 8. Торговля сырьем и сельскохозяйственно-пищевыми продуктами (секции 0-1) постоянно является очень важной частью оборотов; в 2009 г. на нее приходилось 10,9% экспорта и 7,5% импорта. Обороты в этих секциях имели положительное сальдо: 51,8
млрд зл. (12,4% от общего экспорта). Однако доминирующую позицию в торговле занимают промышленные товары. В 2009 г. на товары секции 6-8 SITC приходилось 76,0% экспорта и 63,3% импорта. В 2009 г. в каждой из этих секций наблюдалось превышение импорта над экспортом, а общее сальдо товарооборота в них составило 29,3 млрд зл., то есть 7,0% стоимости экспорта. В последующие годы, до момента введения польской валюты в систему ERM II, следует ожидать повторную постепенную реальную эффективную ревальвацию злотого, а во второй половине десятилетия -введения евро в Польше, так же как, наверное, и в большинстве остальных
27
новых государств-членов, пока не принадлежащих к еврозоне .
В 2011-2020 гг. правдоподобно также возвращение более быстрого экономического роста в большинстве новых стран-членов при условии ведения в этих странах дальновидной экономической политики и реализации стратегии развития, способствующей продолжению структурных реформ, промотирующих рост инновационности и конкурентности, а также оптимальное использование союзных фондов.
Этот позитивный для Польши сценарий соответствует долгосрочному прогнозу развития на фоне других партнеров двенадцати новых государств-членов ЕС, сформулированному экспертами инвестиционного банка Goldman Sachs28, которые в 2003 г. ввели акроним BRICs для обозначения четырех восходящих мощных экономических сил: Бразилии, России, Индии и Китая2 .
3. Предусматриваемые изменения позиции Польши и других новых государств - членов ЕС в мировой экономике до середины XXI века
В сентябре 2008 г. эксперты инвестиционного банка Goldman Sachs выдвинули гипотезу, что новые государства - члены Европейского союза, нынешняя стоимость продукции которых близка к стоимости ВНП Индии, России или Бразилии, или же ВНП Китая 1998 года, при выполнении некоторых условий, касающихся их будущей макроэкономической политики, могут присоединиться к вышеуказанной группе четырех государств в качестве «пятого BRIC» первой половины XXI века.
По этому прогнозу, группа двенадцати новых государств - членов ЕС совместно сможет производить в 2050 г. продукт брутто стоимостью, сходной с Великобританией, Турцией, Японией, Францией или Германией, но меньшей, чем ВНП Бразилии и России, которые могут занять 4-е и 5-е место в мировом производстве за Китаем, США и Индией (рис. 8).
27 По мнению экспертов банка Goldman Sachs, до 2019 г. большинство новых стран -членов ЕС будут принадлежать к еврозоне. См. Goldman Sachs European Economics Group. - The Euro at Ten: Performance and Challenges for the Next Decade, June 2008, Chapter 4: The Future Geography of EMU.
28 A. Zsoldos, A. Zadornova. New EU Member States: A Fifth BRIC? Goldman Sachs // Global Economics Paper № 73, September 26, 2008.
29 Goldman Sachs. Dreaming with BRICs: The Path to 2050 // Global Economics Paper № 9, 2003.
2007 USStrn 16
14 -12 10 -
2 -О
Объемы мирового производства
2007
illl
MJUUuuulmjlj
< о Э ш о
2007 USStrn 80
70 -60 -50 -40 -30 20 -10 -
Ofl^fllnnlSUjl
CE^troHCCOM «--
[ТО. s о. S о ь: ГО £ с юи ш
[X — t X О <
s * !
3 о чо х о
о: в: го
* * 3
S! J
j— з Ф
Ш Ч о с
2050
11.И.М ■■■■■..■■ш-
>S< ко 3 UI
кккгакккккоокзйкк
qonSijiji^^airaqQ. SOOJOcoQ.OXrojjV-'opiroO i->,crosi ^ ^ го i-
g-a-o ^
го о: о ^ О. СI S
Ю
I
X К Го 5 ч го s * го X а. со 5 х го
S Ю q
Q--8- ® >s < < го
S к
<5 го о * ш ж
Iе
Рис. 8. Новые страны-члены Европейского Союза (NM-12) в объеме мирового производства в 2007 и 2050 гг. (по прогнозам банка Goldman Sachs) (ВНП в млрд долл. США, 2007 г.)
Источник. A Zsoldos, A. Zadornova, New EU Member States: A Fifth BRIC?, Goldman Sachs // Global Economics Paper, № 73, September 26, 2008.
Эксперты банка 08 предусматривают, что общая стоимость ВНП группы ЫМ-12 может вырасти с 1,2 млрд долл. США в 2007 г. до 5,3 млрд долл. США в 2050 г., а средняя стоимость ВНП на жителя - соответственно с 11,4 до 65,0 тыс. долл. США(по ценам курсов 2007 г.).
Особого внимания в этих прогнозах заслуживает вероятное продвижение Турции в первую десятку мировых экономических держав с объемом производства, подобным Великобритании, и большим, чем Японии, Франции, Германии и NM-12. Подобное продвижение возможно также в случае Индонезии и Мексики (рис. 8). Это один из аргументов в пользу серьезного и позитивного рассмотрения заявления Турции с вступлении в Европейский Союз.
По прогнозам банка GS, в 2011-2020 гг. средняя норма роста ВНП группы ЕС-12 может составить около 4%; она будет значительно выше средней для «старых» государств-членов. В первой половине 30-х годов XXI века хозяйственный рост в NM-12, хотя и более медленный, чем в предыдущих декадах, может быть более быстрым, чем в государствах ЕС-15.
Демографические факторы (спад числа работников после 2025 г.) будут главной причиной постепенного, но систематического снижения нормы экономического роста в новых государствах-членах, особенно после 2030 года. В 40-х годах текущего столетия годовая норма роста ВНП в NM-12 может снизиться даже до около 1,5%, т.е. ниже предусматриваемой на этот период нормы роста ВНП для государств ЕС-15 (рис. 9).
Из обсуждаемых прогнозов следует, что процессы реальной конвергенции среди нынешних государств - членов Европейского Союза, начавшиеся в 90-х годах XX века30, будут продвигаться, хотя и в снижающемся темпе, по крайней мере до конца 30-х гг. XXI века. Однако существенные исторические разницы в развитии между меньшинством новых и старых государств-членов будут видны и в середине столетия, я разделил на эти две группы государства по критерию уровня дохода на жителя, по видимости, потеряет свою остроту. По прогнозам банка Goldman Sachs, к государствам с наинизшим уровнем доходов на жителя ЕС в 2050 г. будут принадлежать: Португалия и Болгария, а также Греция, Румыния и Литва. В следующей группе стран с относительно низкими доходами окажутся Испания, Польша, Словакия, Латвия и Италия. К союзным государствам со средним уровнем будущих доходов можно будет отнести Чехию, Венгрию, Германию, Словению, Францию, Эстонию, Австрию и Бельгию. Высокого уровня доходов достигнут Великобритания, Голландия, Финляндия, Мальта, Кипр и Швеция и самого высокого - Дания, Ирландия и Люксембург.
Вышеуказанная классификация союзных стран по уровню доходов на жителя в середине этого века имеет приближенный характер, но она отражает результаты прогнозов, представленные в 2008 г. экспертами банка Goldman Sachs. Эти прогнозы, согласно их авторам, являются лишь проекциями
30 См.: Экономический рост в странах трансформации: конвергенция или дивергенция? // Научная ред. Р. Рапацки. Варшава: ПВЭ, 2009; Ю. Котыньски. Финансовая интеграция и реальная конвергенция новых стран-членов с европространством и дефицит текущих оборотов. Конференция: Риск финансовой системы. Академия финансов 20.10.2008 // Управление риском, № 27, 2008. - С 33-43.
(Всемирный банк, Евростат, прогноз GS
(Бюро переписи населения США)
Рис. 9. Годовые изменения реальной нормы роста ВНП в новых (NM-12)
и старых (EU- 15) государствах ЕС в первой половине XXI века и изменение числа работников (по прогнозам банка Goldman Sachs) (в %)
Источник: New EU Member States: A Fifth BRIC?, Goldman Sachs, op. cit., s. 14.
долгосрочных трендов, учитывающих результаты симуляции модели, основанной на многофакторной функции продукции. Однако они могут представлять хорошее в количественном и качественном отношении, основание для анализа долгосрочных сценариев развития мирового хозяйства, а также разных государств и группировок. Там, где эти прогнозы касаются групп государств, напр. NM-12, они показывают как усредненные
результаты, так и тенденции, касающиеся отдельных стран, действительное развитие которых может, разумеется, проходить по разным траекториям, в зависимости от многих будущих событий реализуемой макроэкономической политики и стратегии развития.
К важным условиям успешного развития стран группы N№[-12, предусматриваемым в обсуждаемых прогнозах, относятся: улучшение юридических систем, большая транспарентность и лучшее качество управления, укрепление частного сектора и конкуренции, удержание макроэкономической стабильности и низкой инфляции, ведение антициклической фискальной и регулировочной политики и введение евро.
Итоги и выводы
Главные вызовы и основные тенденции развития мирового хозяйства до середины XXI века, определяющие внешние условия будущего развития Польши, достаточно хорошо распознаны и идентифицированы. Однако на основании опыта прошлого следует ожидать, что жизнь может создавать непредвиденные сегодня ситуации в самые неожиданные моменты, в эпоху образования и развития новых экономических, политических и военных держав, а также неправительственных актеров, борющихся за усиление своей позиции на региональной и мировой арене, в эпоху научно-технично-коммуникационной революции, изменений демографических пропорций в мире, экологических угроз, увеличивающейся затруднительности доступа к питьевой воде, энергии и сырью, а также - распространения международного терроризма и доступа к оружию массового поражения.
Будущее Польши будет тесно связано с судьбами Европы и Европейского союза, которому придется справляться с разным внешними и внутренними проблемами, в том числе со структурными угрозами для валютного и экономического союза, так чтобы путем углубления и расширения экономической и политической интеграции и укрепления сплоченности всей группировки сохранить способность к устойчивому развитию и участию в создании международного порядка XXI века. Польша - страна средней величины с относительно низким уровнем социально-экономического развития - должна умело воспользоваться исключительным случаем, какой предоставило вступление в ЕС и получение доступа к огромному внутреннему рынку и союзным структурным фондам, для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и политической стабилизации и безопасности страны путем продолжения внутренних реформ и солидарных действий в пользу европейского единства и дальнейшего расширения Евросоюза на юг и восток в первой половине XXI века. В середине XXI века новые государства-члены имеют шанс стать мощным столпом Европейского союза с объемом производства, немного меньшим, чем у Бразилии или России, которая в 2050 г. может оказаться на пятом месте в мировом объеме производства и быть важным экономическим партнером Польши и Европейского союза.
Таблица 1
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Изменения ВНПа в мире и избранных странах в 2008-2011 гг. (постоянные цены, в %)
2009 2008 2009 2010b 2011b
Наименование Доля в объеме мирового производства (%)а Годовые изменения (%)
Мира 100,0 3,0 - 0,6 4,2 4,3
Мир (ВП по рыночным - 1,8 -2,0 3,2 3,4
курсам валют)
Страны, экономически 53,9 0,5 -3,2 2,3 2,4
продвинутые
Развивающиеся страны 46,1 6,1 2,4 6,3 6,5
и страны с восходящими
экономиками
США 20,5 0,4 -2,4 3,1 2,6
Япония 6,0 -1,2 -5,2 1,9 2,0
ЕС 21,4 1,0 -4,0 1,3 1,9
Европространство 15,2 0,6 -4,1 1,0 1,5
Германия 4,0 1,2 -5,0 1,2 1,7
Великобритания 3,1 0,5 -4,9 1,3 2,5
Польша 1,0* 5,0 1,8 2,7 3,2
Китай 12,5 9,6 8,7 10,0 9,9
Индия 15,1 7,3 5,7 8,8 8,4
Россия 3,0 5,6 -7,9 4,0 3,3
Бразилия 2,9 5,1 -0,2 5,5 4,1
Мексика 2,1 1,5 -6,5 4,2 4,5
Канада 1,8 0,4 -2,6 3,1 3,2
a ВНП по паритету покупательной силы (PSN). b Прогнозы МВФ
Источник. Собственная разработка и оценки на основании: IMF, World Economic Outlook: Rebalancing Growth, April 2010.
Таблица 2
Уровень и годовые изменения ВНП в странах Европейского Союза в 2007-2011 гг.а
№ Страна 2009 2008 2009 2010а 2011а
ВНП Годовые изменения ВНП, в % (постоянные цены)
млрд PPS %
1 Германия 2228 18,9 1,3 -5,0 1,2 1.7
2 Великобритания 1676 14,2 0,5 -4,9 1,3 2,5
3 Франция 1672 14,2 0,4 -2,3 1,5 1,8
4 Италия 1429 12,1 -1,3 5,1 0,8 1,2
5 Испания 1114 9,4 0,9 -3,6 -0,4 0,9
6 Польша 540,4 4,6 5,0 1,8 2,7 3,2
7 Голландия 522,4 4,4 2,0 -4,0 1,3 1,3
8 Бельгия 295,2 2,5 0,8 -3,0 1,2 1,3
9 Швеция 261,1 2,2 -0,2 -4,9 1,2 2,5
10 Греция 256,6 2,2 2,0 -2,0 -2,0 -1,1
11 Австрия 245,1 2,2 2,0 -3,6 1,3 1,7
12 Румыния 237,0 2,0 7,3 -7,1 0,8 5,1
13 Чехия 198,3 1,7 2,5 -4,2 1,7 2,6
14 Португалия 194,0 1,6 0,0 -2,7 0,3 0,7
I5 Дания 155,0 1,3 -0,9 -4,9 1,2 1,6
16 Венгрия 149,6 1,3 0,6 -6,3 -0,2 3,2
17 Финляндия 141,5 1,2 1,2 -7,8 1,2 2,2
18 Ирландия 138,0 1,2 -3,0 -7,1 -1,5 1,9
19 Словакия 92,0 0,8 6,2 -4,7 4,1 4,5
20 Болгария 73,7 0,6 0,8 -3,0 0,2 2,0
21 Литва 43,7 0,4 2,8 -15,0 -1,6 3,2
22 Словения 41,9 0,4 3,5 -7,8 1,1 2,0
23 Люксембург 32,2 0,3 0,0 -3,4 2,1 2,4
24 Латвия 26,3 0,2 -4,6 -18,0 -4,0 2,7
25 Эстония 19,2 0,2 -3,6 -14,1 0,8 3,6
26 Кипр 18,5 0,2 3,6 -1,7 -0,7 1,9
27 Мальта 7,6 0,1 2,1 -1,9 0,5 1,5
Евро (16) 8428 71,4 0,6 -4,1 1,0 1,5
ЦБ-27 11 807 100,0 0,7 -4,2 1,3 1,9
а Для 2009 и 2010 гг. - прогнозы МВФ. PPS = Purchasing Power Standards. Источник. Собственная разработка на основании: IMF, World Economic Outlook, April 2010; European Commission, European Economic Forecast, Spring 2010 // European Economy, 2/2010.
Таблица 3
Главные макроэкономические показатели и прогнозы для европространства
Наименование 2008 2009 2010 2011
Прогнозы МВФ
ВНП 0,6 -4,1 1 1,5
Потребительские цены (годовые изменения, в %) 3,3 0,3 11 1,3
Норма безработицы (в %) 7,6 9,4 10,3 9,7
Сальдо финансов публичного сектора (в % ВНП) -2,0 -6,3 -6,8 -6,1
Долг публичного сектора (в % ВНП) 69,4 78,7 84,0 88,0
Сальдо текущих оборотов (в % ВНП) -1,5 -0,6 -0,3 -0,2
Экспорт товаров и услуга 1,0 -13,4 4,7 5,2
Импорт товаров и услуга 1,0 -12,0 3,2 3,6
а Реальные годовые изменения, в %.
Источник. МЕ" ОЕСБ, Коншин Еигор^ка.
Таблица 4
Внешнеторговые обороты стран Европейского союза в 2009 г.
№ Страна Стоимость (млрд евро) Годовое изменение (%)
экспорт импорт экспорт импорт
1 Германия 803,9 668,1 -18 -17
2 Голландия 357,3 319,5 -18 -19
3 Франция 341,6 396,1 -16 -17
4 Италия 290,1 294,2 -21 -23
5 Бельгия 265,2 252,3 -17 -20
6 Великобритания 252,3 344,9 -19 -20
7 Испания 156,6 206,2 -18 -28
8 Швеция 94,0 85,4 -25 -25
9 Австрия 98,6 102.8 -20 -18
10 Польша 96,4 105,1 -17 -26
11 Чехия 81,2 75,3 -19 -22
12 Ирландия 82,1 44,6 -4 -22
13 Дания 66,9 59,4 -16 -21
14 Венгрия 60,0 56,0 -19 -24
15 Финляндия 44,9 43,3 -32 -31
16 Словакия 40,1 39,6 -17 -21
17 Португалия 31,1 50,1 -18 -18
№ Страна Стоимость (млрд евро) Годовое изменение (%)
экспорт импорт экспорт импорт
18 Румыния 29,1 38,9 -14 -32
19 Словения 18,8 19,0 -19 -25
20 Люксембург 14,9 17,5 -13 -19
21 Греция 14,4 42,9 -18 -30
22 Литва 11.8 13,1 -27 -38
23 Болгария 11,8 16,7 -22 -33
24 Эстония 6,5 7,3 -24 -33
25 Латвия 5,5 6,9 -21 -37
26 Мальта 1,5 2,6 -25 -20
27 Кипр 0,9 5,6 -19 -23
Внесоюзные обороты 1094,4 1199,7 -16 -23
Внутрисоюзные обороты 2183,0 2183,0 -19 -19
Всего 3277,4 3382,7 -18 -21
Источник. Собственная разработка на основании: Eurastat, Euro-Indicators, News Release 42/2010,18.03.2010.
Таблица 5
Основные макроэкономические покоштели для Польши в 2005-2009 гг. (в %)
Годы Норма роста ВНП (постоянные цены) Норма безрабо- тицыа Норма инфля- b ции Сальдо финансов государственного сектора и сектора самоуправления/ ВНП (в текущих ценах) Сальдо текущих оборотов/ ВНП
2005 3,6 17,6 2,1 4,3 -1,2
2006 6,2 14,8 1,0 -1,6 -2,7
2007 6,7 11,2 2,5 -1,9 -4,7
2008 4,9 9,3 4,2 -3,7 -5,5
2009 1,7 11,9 3,5 -7,1 -1,6
а Доля безработных в численности профессионально активного населения. Состояние на конец года.
ь Среднегодовая норма роста цен потребительских товаров и услуг,
Источник. Собственные расчеты и оценки на основании данных ГСУ, НПБ, Росстата и Министерства финансов.
Таблица 6
Динамика главных составляющих ВНП и экспорта и импорта Польши в 2005-2009 гг. (в ценах предшествующего года, предшествующий год=100)
Наименование 2005 2006 2007 2008 2009
ВНП всего 103,6 106,2 106,8 105,0 101,8
в том числе:
- промышленность - строительство - рыночные услуги 103.5 107,8 103.6 110,0 111,6 105,5 110,1 110,8 106,3 106,6 109,1 105,3 98,9 104,7 102,5
Использование ВНП в стране всего 102,5 107,3 108,7 105,5 99,1
в том числе:
- приватное потребление - затраты брутто на основные фонды 102,1 106,5 103,0 114,9 104,9 117,6 105,9 108,2 102,3 99,6
Экспорт товаров и услуг (национальные счета) 108,0 114,6 109,1 107,1 92,0
Импорт товаров и услуг (национальные счета) 104,7 117,3 113,7 108,0 86,5
Экспорт товаров (таможенная статистика) 110,6 116,1 109,4 106,8 90,7
Импорт товаров (таможенная статистика) 105,2 116,8 115,1 108,5 84,0
Источник: Собственные расчеты на основании данных ГСУ
Таблица 7
Внешнеторговые обороты Польши 2009 г. (в текущих ценах)а
Наименование Стоимость (млн евро) Годовое изменение (2009=100) Структура (%)
Экс- Им- Саль- Экс- Им- Экс- Им-
порт порт до порт порт порт порт
Всего 96326 105045 -8719 -17,1 -26,3 100,0 100,0
Развитые страны 82230 72210 10006 -14,8 -26,8 85,4 68,8
В том числе: ЕС 76309 64511 11858 -15,6 -26,8 793 61,5
Еврозона 53845 50876 2969 -13,6 -27,2 55,9 48,5
а том числе: Германия 25117 23532 1585 -13,8 -28,2 26,1 22,4
Развивающиеся страны 6781 22094 -15312 -12,7 -19,7 7,0 21,0
Страны Центральной и Восточной Европы 7309 10722 -1411 -39,0 -3,2 7,6 10,2
В том числе: Россия 3590 9181 -5591 -40,7 -33,8 3,7 8,7
а Стоимость товарооборота в евро.
Источник: Собственная разработка на основании временных данных ГСУ.
Таблица 8
Структура и динамика внешней торговли Польши с разбивкой по товарным секциям 81ТС в 2009 г. (в текущих ценах, в злотых)
Секция 81ТС Наименование Годовое изменение (%) Структура (%)
экспорт импорт экспорт импорт
0 Продовольствие и живые животные 15,2 11,6 9,5 6,9
1 Напитки и табак 60,0 11,8 1,4 0,6
2 Несъедобное сырье за исключением топлива -14,1 -18,9 1,8 2,7
3 Минеральные топлива, смазочные и производные материалы -25,4 -21,9 3.1 9,6
Растительные масла,
4 жиры и растительные и животные воски 0,2 -17,4 0,2 0,3
5 Химикалии и родственные продукты 2,5 -1,9 7,8 14,0
6 Промышленные товары, классифицируемые главным образом по виду сырья -7,5 -14,9 19,5 17,4
7 Машины, оборудование и транспортная техника 7,2 -8,9 43,2 353
8 Разные промышленные изделия 6,8 6,0 13,3 10,6
Всего (%) 2,9 -8,5 100,0 100,0
(стоимость млрд зл.) (11,7) (42,3) (417,1) (454,8)
Источник. Собственная разработка на основании данных ГСУ, «Вш1е(т 81а(уз1ус/пу», 2010, № 3