Научная статья на тему 'Глобальные вызовы и формирование инновационной экономики в Азербайджане'

Глобальные вызовы и формирование инновационной экономики в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБМЕН / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедзаде Эмин

В статье исследуются вопросы формирования и развития инновационной экономики в Азербайджане. Подчеркивается, что для формирования экономики такого типа недостаточно фундаментальных исследований и прикладных разработок. Рассматриваются рычаги воздействия государства на стимулирование инновационного процесса в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальные вызовы и формирование инновационной экономики в Азербайджане»

Эмин МАМЕДЗАДЕ

Доктор философии по экономике, ведущий научный сотрудник Института экономики Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан).

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Резюме

В статье исследуются вопросы формирования и развития инновационной экономики в Азербайджане. Подчеркивается, что для формирования экономики такого типа недоста-

точно фундаментальных исследований и прикладных разработок. Рассматриваются рычаги воздействия государства на стимулирование инновационного процесса в стране.

КЛЮЧЕВЫЕ инновационная экономика, регулирование, СЛОВА: налоговое стимулирование, научно-технический обмен,

национальная конкурентоспособность.

Введение

Известно, что в современной науке процесс создания, передачи и переработки информации и знаний стал предметом пристального анализа и рассматривается в качестве важнейшего компонента и средства социально-экономического развития. Бесспорно, динамика инновационного развития на локальном и глобальном уровнях основывается на организации процесса передачи технологий и знаний. Этот процесс получил название трансфера технологий: под технологиями здесь понимаются не только собственно производственные процессы, но и соответствующие процессы развития рыночных отношений, социального развития, государственного управления и внутрифирменного менеджмента и т.д. Важно найти комплексный единый подход к пониманию и регулированию всех основных и побочных явлений, связанных с созданием, передачей и распределением знаний и воплощением их в последующих нововведениях.

При этом необходимо учитывать и такой фактор, как нестабильность социально-политического развития во многих странах мира. Хотя инновационное развитие считается общепризнанным способом формирования экономики, не вполне ясны закономерности этого процесса. Бывают случаи, когда в экономической системе государства не удается найти или применить эффективные технологии для решения тех или иных насущных проблем или для устранения противоречий, которые новые технологии порождают. Возможна и другая ситуация: релевант-

ные технологии как таковые в стране существуют, однако с их помощью нельзя обеспечить реализацию инновационного и научно-технического потенциала. Наконец, нередки ситуации, когда релевантные технологии не только разработаны, но и успешно используются в той научно-технической и экономической среде, в которой были созданы, однако при попытках их импорта и использования в иной среде оказывается, что в новой ситуации их невозможно реализовать — по крайней мере, без существенных модификаций.

Каждая из рассмотренных ситуаций обусловлена несовершенством инфраструктуры инноваций. В связи с этим можно утверждать, что речь идет не о регулировании социальной или производственной структуры общества волевыми методами, а о том, чтобы создать соответствующую инновационную инфраструктуру, работа которой даст возможность реализовать синергетические эффекты нововведений. В противном случае попытка использовать ту или иную технологию для решения острых проблем только усугубит имеющиеся противоречия, создавая все новые проблемы.

Предприятия реального сектора экономики связывают между собой товарно-денежные потоки и регулирующие их обязательства. Учитывая, что в появлении конечной продукции на рынке участвуют сотни различных хозяйствующих субъектов, можно представить, насколько масштабны их связи, которые пронизывают всю экономическую систему страны. Поэтому инновационный процесс должен исследоваться во всем комплексе его научно-технических, социально-экономических и человеческих аспектов и рассматриваться в качестве феномена экономического развития. Существует множество рычагов воздействия государства на стимулирование инновационного процесса в стране, и далее мы рассмотрим наиболее значимые среди них.

Налоговое стимулирование инновационного процесса

В настоящее время в Азербайджане уже накоплены некоторые технологические и фундаментальные разработки и сложилась научно-производственная база. Однако существующий научно-технический потенциал не ориентирован на реализацию научно-технических достижений в производственной сфере и в других областях деятельности. Поэтому, для того чтобы добиваться успехов в конкурентной борьбе, следует не только создать прогрессивный технологический уклад, но и использовать все имеющиеся инструменты для прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности и инвестирования в нее. Важным элементом правовой базы для регулирования инновационного процесса на государственном уровне является, в частности, законодательство об интеллектуальной собственности.

Известно, что к прямым методам экономического регулирования относят те или иные формы государственного инвестирования: прямое финансирование, кредитование, фондовые операции, лизинг, государственное программирование и планирование, государственные заказы и государственное предпринимательство. Однако мы полагаем, что более значимыми и эффективными являются косвенные методы, заключающиеся в создании внешних условий для инновационной деятельности. Существует три их вида: стимулирование посредством амортизационной политики, налоговое стимулирование, прямые дотации из бюджета для фирм, занимающихся выпуском новых видов продукции. Мы считаем, что наиболее действенным методом среди них выступает налоговое стимулирование.

Однако при использовании налогового стимулирования обнаруживаются некоторые минусы. Прежде всего это отсутствие четких приоритетов, поскольку система предоставления налоговых льгот в равной степени распространяется на все отрасли экономики, при этом не выделяются наукоемкие направления. Льготное налогообложение производится за счет со-

кращения базы налогообложения, а также путем уменьшения налоговых ставок и налоговых платежей посредством вычетов. В системе налоговой политики могут применяться также и налоговые субсидии на некоторые виды деятельности, например исключение из облагаемой налогом суммы определенной части дохода, связанной с созданием и внедрением новых технологий. Для стимулирования инновационной деятельности в мировой практике используют следующие виды налоговых льгот1:

> предоставление налогового кредита для инвестиционных и исследовательских целей;

> отсрочка налоговых выплат в части затрат из прибыли на инновационные цели;

> уменьшение ставки НДС за счет прироста инновационных затрат;

> «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль от реализации инновационных проектов;

> льготное налогообложение дивидендов физических и юридических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

> снижение ставок налога на прибыль, направленную на совместные и заказные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

> предоставление льгот только для затрат на приоритетные инновационные проекты;

> льготное налогообложение прибыли, полученной от продажи лицензий, патентов, ноу-хау и других нематериальных активов из категории интеллектуальной собственности;

> уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости оборудования и приборов, передаваемых вузам, научно-исследовательскими институтам (НИИ) и другим инновационным организациям;

> вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, направленные на финансирование инноваций;

> зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования средств на инновационные цели.

Исследователи проанализировали влияние налоговых льгот на развитие инновационной экономики во многих странах мира. В качестве примера можно указать на работу Н. Блума, Р. Гриффит и Дж. ван Ринена2, где эмпирическим путем была доказана зависимость величины вложений в исследования и разработки частного сектора от налоговых льгот. В работе использовались данные за 19-летний период (1979—1997) по девяти странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Авторы пришли к выводу, что введение 10%-й налоговой льготы приводит к росту инвестиций в исследования и разработки на 1% в краткосрочной перспективе и на 10% — в долгосрочной.

Следует также отметить, что Налоговый кодекс Азербайджанской Республики предусматривает достаточно серьезные налоговые льготы в национальной экономике: их удельный вес составляет 30% от объема всех платежей в бюджет, или примерно 4,2% от ВВП страны. Целенаправленное использование инновационного потенциала, а также стимулирование посредством налоговых льгот общественно-экономических процессов серьезно воздействует на раз-

1 См.: Леонтьев Л.И. Опыт стимулирования инновационной деятельности за рубежом // Инновации, 2003, .№ 4. С. 85—90.

2 См.: Bloom N., Griffith R., Van Reenen J. Do R&D Tax Credits Work? Evidence from a Panel Data of Countries 1979—1997 // Journal of Public Economics, 2002, Vol. 85. P. 1—31.

витие среднего и малого бизнеса в Азербайджане. Развитие среднего и малого бизнеса позволяет, с одной стороны, эффективно проводить в жизнь фискальную политику, увеличивать доходы населения, а с другой — облегчает реализацию государственной социальной политики, создавая новые рабочие места3.

Однако уровень налогового стимулирования в стране по своим качественным и количественным показателям все еще не достиг уровня многих других государств. Так, если в странах ЕС насчитывается пять основных видов налогового стимулирования инновационных предприятий (уменьшение налогооблагаемой базы путем списания расходов на НИОКР или ускоренной амортизации капитальных расходов; налоговый кредит; специальные ставки налогообложения; снижение налогов на заработную плату занятым в НИОКР; снижение налоговых расходов на совместные исследования)4, то в нашей стране их всего два, и они способны охватить далеко не все инновационные структуры, распространяясь в основном лишь на промышленные предприятия и технопарки и на частные образовательные учреждения. Первые освобождаются от уплаты в бюджет НДС на протяжении семи лет с момента регистрации предприятия и на этот же срок освобождены от налога на землю. Вторые вообще освобождены от уплаты НДС5. Принимая во внимание тот факт, что технопарки в Азербайджане открываются не так часто, а образовательные учреждения, государственные и частные, не являются главными участниками процесса НИОКР (объем научных разработок и исследований государственных научных учреждений превышает тот же показатель в образовательных учреждениях страны в 4,5 раза6), в настоящих реалиях, наверное, не приходится говорить о налоговом стимулировании инновационных предприятий.

К проблематике налогового стимулирования деятельности в инновационной сфере в Азербайджане можно добавить следующие аспекты.

1. Совершенствование налогового механизма должно учитывать малую чувствительность предприятий страны к небольшим налоговым льготам (например, на снижение налогов на 10—15%, что предлагали Н. Блум, Р. Гриффит и Дж. ван Ринен)7. Здесь нужно применять более мощные экономические стимулы — например, использование «налоговых каникул» на первоначальном этапе реализации инновационных проектов.

2. Таможенная и налоговая политика, которая проводится в стране, не стимулирует экспорт отечественной наукоемкой продукции, что удерживает иностранных инвесторов от вложения средств в технологическое обновление совместных и национальных предприятий с экспортным потенциалом.

3. Полномочия органов государственной власти на местах недостаточны для проведения собственной самостоятельной налоговой политики с целью стимулирования предприятий в части обновления технологии производства, номенклатуры предоставляемых услуг и выпускаемой продукции.

4. Для формирования новой налоговой политики и внедрения новых налоговых механизмов следует применять новые подходы. Низкие налоговые ставки достаточно хорошо стимулируют инвестиционную активность предприятий в частном секторе, однако в меньшей мере влияют на государственный сектор. Поэтому данный механизм не способен побудить государственные предприятия осуществлять инвестиции за счет собственной прибыли. В качестве выхода из ситуации можно предложить

3 См.:МусаевА. Инновационная экономика и налоговое стимулирование. Баку: Изд-во «Университет Азербайджан», 2014. 184 с. (на азерб. яз.).

4 [http://riep.ru/upload/iblock/527/527fb2bed4b455725d41e437fde03f5f.pdf].

5 См.: Мусаев А. Указ. соч. С. 79.

6 [http://riep.ru/upload/iblock/527/527fb2bed4b455725d41e437fde03f5f.pdf].

7 См.: Bloom N., GriffithR., VanReenen J. Op. cit.

использование комплексного подхода к налоговой политике в отношении предприятий, работающих в сфере инноваций, в том числе полное освобождение предприятия от всех видов налогов на период становления его деятельности. Стимулирование научно-технического прогресса государством должно осуществляться по всей цепочке — от проведения фундаментальных исследований до внедрения разработок в производство, учитывая при этом государственные приоритеты и ограниченность ресурсов. Стимулы должны активизировать использование инноваций, обеспечить перестройку структуры и повышение конкурентоспособности реального сектора экономики.

Рост научно-технического обмена в приоритетных отраслях национальной экономики как фактор национальной конкурентоспособности

Одним из важнейших процессов развития мировой экономики является международный научно-технический обмен. Для современной экономической модели характерны процессы глобальной интеграции, которые подразумевают достижение одинакового уровня технологического развития во всех странах мира. В связи с различной интенсивностью формирования центров притяжения в науке развитие мировой экономики никогда в истории не являлось равномерным. Интеграционные процессы также замедляются различиями в уровне развития существующих центров притяжения.

Решить эти проблемы помог бы более активный международный научно-технический обмен. Необходимо поддержать экономически отсталые страны, а также произвести глобальный обмен техническими и научными знаниями, что коренным образом повлияет на научно-технический прогресс по всему миру. Существующие в настоящее время мировые научно-технические центры отличаются друг от друга как по уровню развития, так и по объему и качеству получаемых результатов. Если будет налажен такой обмен, то для решения той или иной проблемы можно будет объединить различные подходы. Кроме того, обмен будет выступать двигателем научно-технического прогресса и научной мысли. Поощрение подобного обмена на уровне государственной политики серьезно поможет развитию национальной экономики — примеры такого рода можно увидеть в Китае8, Южной Корее9 и Японии10.

В зависимости от способов передачи технологий и информации научно-технический обмен можно разделить на коммерческий и некоммерческий. Некоммерческими способами, подразумевающими отсутствие между его участниками обязательств финансового характера, считаются следующие:

> издательская деятельность — выпуск справочников, специализированной литературы, публикаций с открытым доступом научных статей, создание открытых баз, данных и т.д.;

> выставочная деятельность — подготовка и проведение симпозиумов, научных конференций, семинаров, выставок научных достижений;

> обучающие процессы — обмен аспирантами, студентами, опытными кадрами.

8 См.: Самедзаде З. Китай в глобальной мировой экономике. Баку: Элм и Тахсил, 2009. 608 с. (на азерб. яз.).

9 См.: Окрут З.М., Фам За Минь. Модель экономического развития Южной Кореи. Путь к процветанию. М.: Финансы и статистика, 1992. С. 158.

10 См.: Япония: опыт модернизации / Рук. проекта Э. Молодякова. М.: АИРО-ХХ1, 2011. 280 с.

Миграция специалистов — самый неоднозначный аспект международного научно-технического обмена. Кадровая миграция может быть вынужденным процессом в тех случаях, когда специалисты не находят применения своим знаниям и умениям на родине. Однако зачастую происходит утечка мозгов: мировые научные центры переманивают высококвалифицированных специалистов из других стран, увеличивая тем самым свой научно-технический потенциал и, соответственно, уменьшая потенциал других стран. Полагаем, что государство должно следить за миграционными процессами, потому что утечка мозгов может иметь для нашей страны тяжелые последствия, привести к потере долгосрочных научных перспектив.

Некоммерческий обмен подразумевает передачу знаний, и, несмотря на отсутствие денежных обязательств, является ключевым фактором прогресса мировой научной мысли. В некоммерческом обмене участвуют и крупные компании, которые отслеживают иностранные научные работы и публикации с целью выявления новых разработок и подходов, которые можно использовать в производстве, а также помогают исследователям опубликовать свои работы.

В коммерческом научно-техническом обмене предполагается оплата знаний, которые один участник договора передает другому. Формы коммерческого научного обмена включают

> продажу патентов и лицензий на использование уже внедренных разработок;

> продажу технологий;

> организацию иностранных инвестиций в научные или промышленные проекты;

> инжиниринг;

> создание совместных с иностранными инвесторами предприятий, работающих над определенными разработками;

> лизинговые мероприятия;

> международный консалтинг.

Коммерческий научно-технический обмен, в отличие от некоммерческого, основывается не на передаче теоретических знаний, которые послужат для разработки и создания новых технологий, а на осуществлении продажи уже созданных и внедренных на предприятиях технологий. Коммерческий научно-технический обмен является практическим использованием новых технологий, под которыми понимают достижение новых преимуществ в конкурентной борьбе. Полагаем, что теория и практический подход, объединенные общей целью, позволят выделить самые эффективные и перспективные из существующих в мире разработок и использовать их на предприятиях Азербайджана. В этом случае все организационные процессы относительно коммерческого научно-технического обмена должны ложиться на государство, позволяя тем самым повысить конкурентоспособность национальной экономики.

Заключение

Глобализирующаяся экономика все чаще отличается инновационными характеристиками, и главным в этом случае становится разработка и использование новых информационно-коммуникационных технологий, благодаря которым в целом усиливается рыночная конкуренция, стимулируется рост эффективности производства и улучшается качество услуг и товаров. Первостепенная роль в этом процессе принадлежит государственному регулированию, а также поддержке инициатив инноваций субъектов предпринимательской деятельности. Это регулирование происходит по многим направлениями и требует институциональных реформ в об-

разовательной сфере и особой налоговой политики в венчурном бизнесе. Во всех сферах экономической жизни произошли большие изменения в связи с развитием новых технологий. Информация и знание стали самостоятельным ресурсом, который обладает специфической ценностью. В ведущих странах мира в 2014 году доля расходов на исследования и развитие инновационного сектора составляла минимум 1,8% от ВВП соответствующей страны (Америка, Европа)11. Кроме того, инновационный сектор и информация являются сегодня мощным фактором социально-экономического развития, роста и динамики. Изменяются также траектории и механизм экономического прогресса, потому что в последнее время упор делался на развитие сферы информационных услуг.

В связи с этим создание инновационной экономики в Азербайджане является жизненно важной задачей. Ведь именно увеличение числа инновационных технологий, которые используются в отечественной экономике, позволит создать мощный механизм повышения конкурентоспособности экономики страны. Поэтому для преодоления барьера между радикальными изобретениями и технологическими инновациями необходимо создавать государственные институты поддержки разработки инновационных технологий, к которым можно отнести инновационные проекты государственного назначения, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, технополисы, технопарки, центры совместных научных исследований, центры трансфера технологий, страхование инновационных рисков фондом содействия развитию малых научно-технических предприятий и т.д. Если все это будет воплощено в жизнь, то уже в скором времени будут реализованы важнейшие положения Национальной концепции «Азербайджан 2020: взгляд в будущее», которые в ближайшие десятилетия предусматривают развитие в стране ИКТ и информационно-инновационного сектора, совершение научно-технологического рывка и создания тем самым инновационной экономики.

11 [Ьйр ://www.battelle. ог^ docs/tpp/2014_global_rd_funding_forecast.pdf].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.