Научная статья на тему 'Глобальные универсальные ценности: интерпретация и смыслы'

Глобальные универсальные ценности: интерпретация и смыслы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
482
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ КОНГРЕСС / ГЛОБАЛИСТИКА / ДИСКУССИЯ / ДИАЛОГ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПРОГРЕСС / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / СВОБОДА / INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONGRESS / GLOBALISTICS / DISCUSSION / DIALOGUE / CIVILIZATION / NATIONAL CULTURE / THE GOAL AND MEANING OF LIFE / PROGRESS / TOLERANCE / PATRIOTISM / DEMOCRACY / FREEDOM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Леонова О.Г.

Одним из ключевых событий V Международного научного конгресса ««Глобалистика-2017» стало заседание международного круглого стола на тему «Глобальные универсальные ценности: интерпретация и смыслы» на площадке факультета глобальных процессов. Целью его проведения было выявление особенностей интерпретации ряда важных понятий духовной и политической культуры, которые существуют в странах, принадлежащих к разным цивилизациям. Для достижения поставленной цели использовался метод фокус-группы, в которую вошли зарубежные гости Конгресса известные политики, ученые и эксперты из 12 стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE RESULTS OF THE INTERNATIONAL ROUND TABLE "GLOBAL UNIVERSAL VALUES: INTERPRETATION AND MEANINGS"

One of the key events of the Fifth International scientific Congress "Globalistics-2017: Global Ecology and Sustainable Development" was an international round table meeting on "Global universal values: interpretation and meanings" at the site of the Faculty of Global Processes. The goal of it was to identify the peculiarities of interpretation of the important concepts of spiritual and political culture in the different countries belonging to different civilizations. To achieve that goal the facilitators used the method of focus group, which included foreign guests of the Congress, all of them are well-known politicians, scientists and experts from 12 countries.

Текст научной работы на тему «Глобальные универсальные ценности: интерпретация и смыслы»

ГЛОБАЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

УДК 008

Глобальные универсальные ценности: интерпретация и смыслы

Одним из ключевых событий VМеждународного научного конгресса «Глобалистика-2017» стало заседание международного круглого стола на тему «<Глобальные универсальные ценности: интерпретация и смыслы» на площадке факультета глобальных процессов. Целью его проведения было выявление особенностей интерпретации ряда важных понятий духовной и политической культуры, которые существуют в странах, принадлежащих к разным цивилизациям. Для достижения поставленной цели использовался метод фокус-группы, в которую вошли зарубежные гости Конгресса — известные политики, ученые и эксперты из 12 стран мира.

Ключевые слова: Международный научный конгресс, глобалистика, дискуссия, диалог, цивилизация, национальная культура, цель и смысл жизни, прогресс, толерантность, патриотизм, демократия, свобода.

О. Г. Леонова

Доктор политических наук, доцент, профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова E-mail: politolga@gmail. com

Olga G. Leonova

Doctor of Political Science Associated Professor, professor, Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University

В рамках V Международного научного конгресса «Глобалистика-2017» состоялось заседание круглого стола «Глобальные универсальные ценности: интерпретация и смыслы».

На заседании присутствовали двадцать пять человек, которые представляли крупнейшие научные и академические центры и структуры двенадцати стран мира.

Это были известные в мире ученые и эксперты из Бразилии, Великобритании, Венгрии, Индии,

Как цитировать статью: Леонова О. Г. Глобальные универсальные ценности: интерпретация и смыслы // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С.29-35.

Италии, Ирана, Ирака, Франции, Сербии, США, Швейцарии, Японии.

Проведение круглого стола стало частью большого проекта по исследованию глобальных и универсальных ценностей и их интерпретации, в котором принимает активное участие факультет глобальных процессов.

Объектом исследования в этом проекте являются духовные и политические ценности, которые в силу своей универсальности присутствуют в культурах большинства стран мира.

Цель нашего исследования — выявление особенностей интерпретации таких понятий, как смысл жизни, цель жизни, прогресс, справедливость, успех, толерантность, патриотизм, демократия, свобода, порядок, права человека, мир и другие, которые считаются важнейшими духовными и политическими ценностями в любой национальной культуре.

Проведение круглого стола на Международном научном конгрессе «Глобалистика-2017», куда были приглашены наши зарубежные гости,— первый этап реализации проекта. На втором его этапе предполагается провести конкурс студенческих научных эссе на тему «Интерпретация смыслов глобальных универсальных ценностей».

Итогом проекта предусмотрено составление карты глобальных универсальных ценностей с позиций либеральной (западной), восточной (исламской), православной (российской), китайской, индийской и т.д. практики их интерпретаций.

По завершении проекта планируется составление единой терминологической ценностной карты и формирование общей матрицы интерпретаций глобальных универсальных ценностей.

Результатом проекта должен стать экспертно-аналитический доклад, где будут подведены итоги трех его этапов.

Заседание круглого стола состоялось 27 сентября 2017 г., его участники обсуждали содержание важнейших глобальных и универсальных духовных и политических ценностей, а также варианты их интерпретации в различных национальных культурах.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи круглого стола: во-первых, составить список терминов, обозначающих «трансцендентные ценности» в определенном иерархическом порядке (от универсальных и общечеловеческих до политических и утилитарных). Во-вторых, обсудить интерпретацию этих ценностей с позиций разных культур и цивилизаций, особое внимание уделяя их пониманию в странах

БРИКС. В-третьих, выявить общее и особенное в понимании их смысла. В-четвертых, на основе полученных результатов составить единую матрицу глобальных универсальных ценностей и смыслов (первые эскизы которой будут сделаны уже по итогам обсуждения на круглом столе).

Методом достижения поставленной цели и решения поставленных задач был экспертный опрос фокус-группы, в которую вошли известные в своих странах ученые, общественные и политические деятели. Поскольку именно они оказывают значительное влияние на формирование общественного мнения и артикулируют актуальные ценности и смыслы жизнедеятельности современного общества, можно считать, что их мнение отражает доминирующие в культуре данной страны взгляды и понимание универсальных духовных и политических ценностей.

Формат свободной дискуссии в заключительной части нашего мероприятия позволил более широко представить различные субъективные позиции и точки зрения участников круглого стола.

Формируя данную фокус-группу из представителей разных стран, мы исходили из тезиса, что одни и те же понятия в культурах разных цивилизаций входят в различные системы ценностей и имеют неодинаковое содержание.

Понимание ценностей и формирование смыслов в разных цивилизациях отражает исторические и культурные коды, тип и характер менталитета, особенности национального сознания и вытекающую из этого специфику жизни людей. В результате данные интерпретации отличаются большим многообразием, полисемантикой и многоплановостью.

Из трех аспектов ценностно-смысловой матрицы (субстанционального, экзистенциального и содержательного) мы выбрали последний, с акцентом на социокультурный и цивилизационный подходы к интерпретации глобальных ценностей.

Процессы поиска смысла и цели жизни, понимание таких явлений, как прогресс, успех, свобода человека, являются самыми мощными мо-тивационными факторами развития цивилизации, определяют вектор ее развития, способствуют наполнению национальной культуры высшим духовным содержанием.

В свое время проведенные нами исследования показали, что анализ интерпретации глобальных универсальных ценностей позволяет предвидеть политическое будущее как отдельной страны, так и всей глобальной политической системы в целом. Это будущее задается рамками

существующей национальной культуры, которая определяет априорно заданные реакции общества на будущие события, ценностный статус которых (вытекающий из архетипов и стереотипов национального сознания) можно оценить, исследуя универсальные духовные и политические ценности данной цивилизации. Таким образом, культурная традиция данной цивилизации через интерпретацию важнейших универсальных духовных и политических ценностей общественного сознания создает определенную «программу будущего». Притом прогнозируются не события сами по себе, а социально-исторический смысловой потенциал этих событий, культурно заданные реакции общественного сознания на внешние вызовы [4].

Мы полагали, что обсуждение таких понятий, как смысл и цель жизни, прогресс, порядок, успех, патриотизм, толерантность, демократия, свобода, управление и других, поможет нам выявить сходство и различие их понимания в разных странах, а в будущем будет способствовать более продуктивному политическому диалогу, выработке некоего консенсуса по наиболее острым вопросам современности и совместному поиску ответов на вызовы глобализации.

Обсуждение мы начали с примера России, сделав небольшой экскурс в историю русской цивилизации, и попытались раскрыть понимание наиболее важных для нас ценностей и понятий.

Русская цивилизация в своем духовном развитии всегда была тесно связана с поиском цели и смысла жизни, поиском путей взаимодействия индивида и божественного начала, анализом взаимоотношений личности и Творца. В результате русская культура и философия всегда имели некоторое религиозное наполнение, о чем ярко свидетельствуют труды Е. Н. Трубецкого [8], Н. А. Бердяева [1], С. Л. Франка [10], Н. Ф. Федорова [11] и других наших мыслителей.

В их трудах часто поднимаются вопросы о приоритетности духовного начала над материальным, возможности спасения, необходимости самопожертвования, наполнении бытия служением высшему благу.

Хотя русской цивилизации ныне не существует, ее образцы и духовные ценности продолжают сохраняться на генетическом уровне в глубине национального сознания русских людей.

Как показал анализ, в России исторически доминировали консервативно-патриархальные ценности и сложились устойчивые приоритеты идеального над материальным.

Историко-генетический код Российской империи определил тот факт, что она считала себя духовной наследницей Византийской империи, а архетипы сознания формировались на основе восточного христианства (православия). Большинство исследователей относят жителей России по своему менталитету к интуитивно-чувственному типу личности, а в качестве особенности мышления отмечают склонность к мистицизму и иррациональному. Доминантными архетипами национального сознания исторически являлись община и государство.

Понимание цели и смысла бытия — важный показатель, в котором отражаются сущность цивилизационной матрицы, цивилизационные алгоритмы и цивилизационные коды страны.

Итоги дискуссии показали поливариантность интерпретации глобальных универсальных ценностей представителями разных цивилизаций и национальных культур. Значительные качественные различия были зафиксированы между российскими и западными интерпретациями данных ценностей. Наиболее близкие позиции продемонстрировали наши партнеры из Индии.

В результате консервации исторических и культурных кодов в русской цивилизации в современной России сохраняется ориентация на бытие с наполнением базовых понятий и универсальных ценностей трансцендентным (высшим) смыслом.

В то же время, исходя из анализа высказываний наших зарубежных гостей из западных стран, интерпретация базовых понятий носит более прикладной, практический и прагматичный характер. Так, представитель Швейцарии сформулировал цель и смысл жизни следующим образом: «Education, innovation and adaptation it into practice» («Образование, инновации и их применение на практике»).

Это подтверждает сложившееся мнение о том, что для западной культурной традиции более свойственен экзистенциальный подход, где эмпирика играет важную роль.

Итоги дискуссии не противоречат теории Э. Фромма о двух основных модусах жизнедеятельности индивида. Один ориентирован на бытие и стремление реализовать смысл жизни в служении обществу и созиданию, второй модус — это жизнь, ориентированная на «обладание», смысл которой сводится к стремлению владеть определенными ресурсами. Таким образом, доминирующим мотиватором развития западной цивилизации являются материальные и финансовые стимулы.

Позиции и взгляды на главные универсальные ценности представителей Индии, среди которых были ректор Мандсаурского университета, декан факультета крупнейшего в стране Пенджабского университета, известный ученый и заведующий кафедрой ЮНЕСКО, оказались очень близки и понятны нам. В основе их понимания смысла и цели жизни, прогресса, успеха, свободы — размышления о добре и зле, поиск «над-мирной» истины, стремление выйти за пределы материального мира.

Мы с глубоким уважением относимся ко всем точкам зрения и мнениям и высоко оцениваем позиции и убеждения, высказанные нашими именитыми коллегами и гостями.

Итоги нашей дискуссии показали, что сходства в наших взглядах на глобальные универсальные ценности гораздо больше, чем различий, что является хорошим основанием для налаживания взаимопонимания в глобальной политике и залогом нашего сотрудничества в поисках ответов на вызовы глобализации.

Полученные результаты дискуссии станут важным источником исследования в сфере глобальных и универсальных ценностей и предметом нашего дальнейшего размышления и изучения.

Это, несомненно, будет способствовать развитию взаимопонимания между нашими странами и более продуктивному диалогу в сфере международной политики.

Несмотря на то, что мы — представители разных стран мира и разных национальных культур, все мы являемся членами глобального сообщества и живем на одной планете. Поэтому попытки лучше понять друг друга будут способствовать утверждению стабильности и безопасности глобального мира.

В заключении ректор Мандсаурского университета (Индия) г-н Нарендра Нахата сказал: «Сегодня мы лишь обсудили проблемы. В следующий раз мы будем обсуждать пути их решения».

Как полагают все участники нашего круглого стола, проведение такой дискуссии способствовало решению поставленных задач, следовательно, такую практику следует в будущем обязательно продолжить.

Считаем важной задачей дальнейшую разработку данной темы на основе проведения дальнейших научных исследований и социологических опросов с широким привлечением к участию в проекте наших студентов.

Литература

1. Бердяев Н. А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008. 301 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://"№^«г.Ш:т1г.те/Ьг/?Ь=113531&р=1 (дата обращения: 10.10.2017).

2. Вера. Держава. Народ: Русская мысль конца XX — начала XXI века / отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2016. 1200 с.

3. Кикешев Н. И. Истоки славянской цивилизации: Мифы. Гипотезы. Открытия / отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2016. 912 с.

4. Леонова О. Г. Вызовы глобализации и актуальные тренды общественного сознания России XXI века // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 3-17.

5. Рубинштейн М. М. О смысле жизни. Часть I. Историко-критические очерки. Ленинград: Типолитография Вестник Ленинградского Совета, 1927. 205 с.

6. Русская доктрина. Труд коллектива авторов и экспертов, созданный по инициативе Фонда «Русский предприниматель» под эгидой Центра динамического консерватизма / под общей редакцией А. Б. Кобякова и В. В. Аверьянова / отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2016. 1056 с.

7. Славянофилы в воспоминаниях, дневниках, переписке современников / сост., предисл. и примеч. А. Д. Каплина; отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2016. 656 с.

8. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни / сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 656 с.

9. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. М. : Прогресс, 1995.

10. Франк С.Л. Философия и жизнь: Этюды и наброски по философии культуры. СПб.: Издание Д. Е. Жуковскаго, 1910. 389 с.

11. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.