Научная статья на тему 'ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЛОКАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ: ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ'

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЛОКАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ: ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Цифровое образование / глобальные тенденции / локальные реалии / перспективы / проблемы / информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) / болонская система / инвестиции / цифровая грамотность / инфраструктура / единая информационно-образовательная среда (ИОВС) / центры компетенций / национальная стратегия

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Кадырова Махира Ишоновна

Статья посвящена анализу проблем и перспектив развития цифрового образования в Республике Таджикистан с учетом глобальных тенденций и локальных реалий. В статье рассматриваются ключевые проблемы, с которыми сталкивается Таджикистан в процессе внедрения цифровых технологий в образовании: от недостаточной теоретической базы и слабой инфраструктуры до ограниченного финансирования, и низкой цифровой грамотности населения. Вместе с тем, статья выделяет перспективные направления развития цифрового образования в республике: инвестирование в инфраструктуру, повышение квалификации преподавателей, разработка единой информационно-образовательной среды и создание центров компетенций. В заключении формулируются рекомендации по успешному внедрению цифрового образования в Таджикистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЛОКАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ: ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ»

УДК: 371.3.046(575.2)

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЛОКАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ: ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ

КАДЫРОВА МАХИРА ИШОНОВНА

К.п.н.,доцент доцент кафедры туризма бизнеса и гостеприимства Международный университет туризма и предпринимательство Таджикистана

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем и перспектив развития цифрового образования в Республике Таджикистан с учетом глобальных тенденций и локальных реалий. В статье рассматриваются ключевые проблемы, с которыми сталкивается Таджикистан в процессе внедрения цифровых технологий в образовании: от недостаточной теоретической базы и слабой инфраструктуры до ограниченного финансирования, и низкой цифровой грамотности населения. Вместе с тем, статья выделяет перспективные направления развития цифрового образования в республике: инвестирование в инфраструктуру, повышение квалификации преподавателей, разработка единой информационно-образовательной среды и создание центров компетенций. В заключении формулируются рекомендации по успешному внедрению цифрового образования в Таджикистане.

Ключевые слова: Цифровое образование, глобальные тенденции, локальные реалии, перспективы, проблемы, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), болонская система, инвестиции, цифровая грамотность, инфраструктура, единая информационно-образовательная среда (ИОВС), центры компетенций, национальная стратегия

В современном мире цифровые технологии глубоко проникают во все сферы жизни, включая образование. Цифровое образование становится неотъемлемой частью современного мира, открывая новые возможности для развития образовательных систем и подготовки квалифицированных кадров. Однако переход к цифровому образованию сопряжен с рядом вызовов, которые требуют внимательного анализа и поиска эффективных решений.

Цифровое образование - это быстро развивающаяся область, которая преобразует традиционные модели обучения, интегрируя цифровые технологии в учебный процесс. Цифровое образование базируется на ряде теоретических концепций, которые формируют его философию и принципы. Ключевыми из них являются коннективизм, подчеркивающий роль сетевых взаимодействий и подключения к информации в процессе обучения, конструктивизм, акцентирующий активное участие учащихся в процессе обучения, когнитивная нагрузка, описывающая ограниченность когнитивных ресурсов человека, и теория социального конструирования знания, подчеркивающая роль взаимодействия и коллективного создания знания. Цифровые технологии позволяют создавать динамические сети знания, где ученики могут активно участвовать в построении своего обучения, конструировать знания, экспериментировать, решать проблемы и создавать свои собственные учебные материалы, снимать излишнюю когнитивную нагрузку, автоматизируя рутинные задачи, и предоставлять информацию в более доступном виде, а также сотрудничать, обмениваться идеями и совместно решать проблемы.

Цифровое образование использует различные методы и подходы, которые могут быть как традиционными, так и инновационными. К ним относятся онлайн-обучение, смешанное обучение (blended learning), интерактивные учебники и мультимедиа, мобильное обучение, персонализированное обучение, оценивание и обратная связь.

Однако цифровое образование сталкивается с рядом проблем: цифровой разрыв, безопасность данных, цифровая грамотность, мотивация и вовлеченность, качество цифровых ресурсов и этические аспекты. Несмотря на эти проблемы, цифровое образование обладает

огромным потенциалом для повышения доступности и качества образования, подготовки к будущему и развития новых компетенций у учащихся.

Преобразования в таджикистанском обществе происходят на фоне глубоких и масштабных изменений, происходящих во всем мире. Глобализационные процессы активизируются, распространяясь на все большее число территорий и охватывая многие стороны человеческой деятельности. Система образования, в том числе высшего, не может игнорировать эти процессы.

Эффективность программ обучения в сфере высшего профессионального образования в мировом сообществе оценивается, прежде всего, по тому, насколько они способствуют международному обмену специалистами и результативности их научного, технического и технологического творчества.

В связи с этим активизируется поиск международных стандартов и правил, приемлемых для национальных систем высшего образования. Возможность постановки такой задачи (например, в рамках Болонского процесса) появилась относительно недавно, что отражает существенные социальные трансформации и новые экономические и политические реалии конца XX и начала XXI веков. [3,с.56.]

В этих условиях в таджикистанском обществе отчетливо проявляется проблемная ситуация, характеризующая современное состояние и перспективы развития системы высшего профессионального образования. Суть проблемы заключается в конфликте между консерватизмом, присущим социальному институту образования и выражающимся в его функционировании, и постоянно изменяющимися социальными условиями. Эти изменения ставят перед образованием новые задачи, решение которых требует существенных изменений в его внутренних и внешних функциях.

Консерватизм образования преодолевается путем проведения радикальных реформ (или модернизации) в системе образования. Эти реформы направлены не на полный демонтаж или слом системы, а на эволюционное изменение ее институциональных характеристик. Это, в свою очередь, приведет к эволюции социальных функций образования, включая высшее.

В 2023 г. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, в качестве Основателя мира и национального единства - Лидера нации, издал Указ о «Двадцатилетии изучения естественных, точных и математических наук в сфере науки и образования», направленного на развитие научно-исследовательских работ и формирование профессиональной компетентности, технического мышления в обществе и научного мировоззрения.

В связи с этим, на встрече с учеными страны 18 марта 2023 г., Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон поручил Министерству образования и науки ежегодно организовать международные, республиканские, областные, городские и районные конкурсы, морально и материально поощрять победителей и активных участников.

Наряду с этим, Президент поручил Министерству образования и науки с целью приведения в соответствие с новыми требованиями и международными нормами пересмотреть и усовершенствовать учебные планы и программы, что является необходимым шагом для повышения качества образовательного процесса. [2.]

Целью данной статьи является научный обзор проблемы цифрового образования в Республике Таджикистан и выявление перспектив его развития.

Проанализировать теоретическую базу компьютеризации в Республике Таджикистан.

Изучить теоретико-методологические основы системы образования.

Определить возможные "проблемные зоны" в развитии информационных технологий.

Оценить перспективы развития компьютеризации образования в Республике Таджикистан.

Определить основные проблемы внедрения Болонской системы в образовательную систему Республики Таджикистан.

Согласно концепции перехода, на цифровое образование в Республике Таджикистан, реализуемой в три этапа (2023-2026, 2027-2030 и 2030-2040 годы), процесс компьютеризации

социума определяет уровень и темп развития в различных сферах жизни данного общества (экономической, политической и культурной) [3].

Информационные технологии стали неотъемлемой частью образования как для стран с развитой, так и с развивающейся экономикой. Анализируя оснащенность техническими средствами в странах с прогрессивной экономикой, можно сделать вывод, что компьютеризация в этих государствах находится на высоком уровне и не прекращает свое развитие. В качестве примера лидирующей страны на постсоветском пространстве в области цифрового образования следует рассматривать Российскую Федерацию.

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный в 2016 году, является ярким примером развития цифрового образования. Цель проекта - "создать к 2030 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства. К концу 2025 года планируется увеличить число обучающихся и образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 миллионов человек". [5].

Становится очевидным, что будущее развитие системы непрерывного образования непосредственно связано с цифровизацией всех ее составляющих. Это связано, прежде всего, с возникшими глобальными проблемами человечества, обусловленными цифровой экономикой, цифровизацией социально-политической ситуации, а также введением медицинских ограничительных мер. Необходимость внедрения и использования цифровой образовательной среды особенно актуализировалась в период всеобщей пандемии, которая потребовала перехода образовательных учреждений на дистанционную форму обучения.

Термин «цифровизация» в современных условиях описывает трансформацию, сущность которой заключается в замене аналогового или физического ресурса на цифровой.

Компьютерные технологии дают педагогам возможность оперативно диагностировать уровень сформированности когнитивного компонента определенного личностного качества сразу у большой группы обучающихся, проводить статистическую обработку данных, и отслеживать динамику их воспитанности на протяжении всего воспитательного процесса. Применение компьютерных технологий позволяет воспитывать личность и формировать направленность обучающихся на приобретение знаний. Поэтому владение цифровой культурой является основой успешной педагогической деятельности, направленной на повышение квалификации и конкурентоспособности педагогических работников.

Пандемия коронавируса привела к серьезным изменениям в образовании, заменив традиционное очное обучение дистанционными формами. Можно утверждать, что идет формирование новой дидактики, которая, если не заменит полностью, то совместит традиционные формы обучения с обучением с использованием электронных информационных технологий. Поэтому в педагогической науке и практике вполне очевидны дискуссии, касающиеся замены традиционного обучения дистанционными технологиями.

Несомненно, использование цифровых образовательных сред (ЦОС) на всех уровнях образования, особенно в высшей школе, открывает новые горизонты в непрерывном обучении, повышении квалификации и переподготовке кадров, создавая условия для более доступного и менее затратного обучения.

Цифровое образование - это неотъемлемая часть современного мира, открывающая новые возможности для развития образования в Таджикистане. В стране проводиться активная работа по внедрению единой информационно-образовательной среды (ИОВС), однако необходимо обратить внимание на развитие теоретической базы в этой области, что позволит сделать процесс освоения знаний более эффективным и системным.

Проблемные зоны в развитии информационных технологий в Таджикистане

Отсутствие развитой инфраструктуры: недостаточная доступность интернета в отдаленных районах, низкая скорость соединения и ограниченная пропускная способность

[1].

сети препятствуют полноценному использованию информационных технологий в образовании.

Нехватка финансирование проектов по развитию информационных технологий в образовании ограничено, что замедляет темпы модернизации и внедрения новых решений.

Недостаточная цифровая грамотность: не все преподаватели и учащиеся обладают достаточными цифровыми компетенциями для эффективного использования информационных технологий в образовании.

Отсутствие единой платформы для объединения образовательных ресурсов и предоставления удобного доступа к ним делает использование информационных технологий менее эффективным.

Отсутствие сильной ГГ-индустрии или слаборазвитая ^-индустрия ограничивает возможности для разработки и внедрения специальных программных решений для образовательных учреждений.

Перспективы развития компьютеризации образования в Таджикистане:

Правительство Таджикистана уделяет большее внимание развитию цифрового образования и информационных технологий. Это создает благоприятные условия для привлечения инвестиций и увеличения финансирования проектов по модернизации образовательной инфраструктуры.

Проводятся тренинги и курсы повышения квалификации для преподавателей, что способствует повышению их цифровой грамотности и способности эффективно использовать информационные технологии в образовании.

В стране наблюдается рост ГГ-индустрии, что создает благоприятные условия для разработки и внедрения специальных программных решений для образовательных учреждений.

Развитие искусственного интеллекта, машинного обучения и других современных технологий открывает новые возможности для персонализации обучения и повышения его эффективности.

Разработка и внедрение единой платформы для объединения образовательных ресурсов и предоставления удобного доступа к ним может значительно улучшить эффективность использования информационных технологий в образовании.

Проблемы внедрения Болонской системы в образовательную систему Таджикистана:

Не все преподаватели и учебные заведения имеют достаточную подготовку для перехода на Болонскую систему обучения.

Процесс внедрения Болонской системы требует значительных финансовых затрат на переподготовку кадров, модернизацию учебных планов и программ, а также на обеспечение необходимой инфраструктуры.

Несоответствие между требованиями Болонской системы и локальными условиями: в Таджикистане существуют специфические условия, которые необходимо учитывать при внедрении Болонской системы.

Отсутствие достаточной информации и поддержки: преподаватели и студенты не всегда имеют доступ к достаточной информации о Болонской системе и не получают необходимой поддержки для ее внедрения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать следующие рекомендации:

Разработка национальной стратегии цифрового образования: Стратегия должна определять цели, задачи и механизмы развития цифрового образования в Таджикистане с учетом глобальных тенденций и местных реалий.

Увеличение инвестиций в развитие цифровой инфраструктуры: необходимо обеспечить доступ к интернету в отдаленных районах и увеличить скорость соединения в образовательных учреждениях.

Повышение квалификации преподавателей: Необходимо проводить тренинги и курсы повышения квалификации для педагогов, чтобы они могли эффективно использовать цифровые технологии в образовании.

Разработка и внедрение единой информационно-образовательной среды: Единая платформа позволит объединить все образовательные ресурсы и предоставить удобный доступ к ним как учащимся, так и преподавателям.

Создание центров компетенций в области цифрового образования: Центры компетенций будут способствовать разработке и внедрению инновационных подходов к цифровому образованию.

Разработка и внедрение национальных стандартов цифрового образования: Стандарты должны определять требования к компетенциям учащихся и преподавателей в области цифровых технологий.

Создание механизмов поддержки и стимулирования развития цифрового образования: Необходимо предоставить финансовую поддержку и стимулы для образовательных учреждений и педагогов, чтобы они могли активно внедрять цифровые технологии в образовательный процесс.

Развитие цифрового образования в Таджикистане является важным шагом на пути к созданию современной и конкурентоспособной системы образования. Важно учитывать, как глобальные тенденции, так и местные реалии, чтобы сделать цифровое образование более эффективным и доступным для всех граждан Таджикистана.

СПИСОК ЛИТЕРАТРЫ

1. Бедов А.Н. Цифровизации образования - внедрение в образовательный процесс [Электронный ресурс]. URL https://infourok.ru/cifrovizacii-obrazovaniya-vnedrenie-v-obrazovatelniy-process-3371080.html (дата обращения 08.08.2024).

2. Государственная программа развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан. С. 1. URL: www.rcc.org.ru/userdocs/inform/docs/Zakoni_stran_RSS/Tadgikistan/Zakoni_RT/6_Progr_razv _RTdoc347.doc (дата обращения: 01.09.2029).

3. Государственная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан». URL: unpan1.un.org/ intradoc/groups/public/documents/unpan/unpan041014~1.pdf (дата обращения: 01.09.2024).

4. Исамитдинов Ж. Б., Хомидов Р. А. К истории компьютеризации школ Республики Таджикистан на рубеже XX-XXI вв. // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2016. URL: cyberleninka.ru/article/v/k-istoriikompyuterizatsii-shkol-respubliki-tadzhikistan-na-rubezhe-hh-xxi-vv (дата обращения: 10.09.2014).

5. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» URL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.