Научная статья на тему 'Глобальные сценарии развития образования в XXI в'

Глобальные сценарии развития образования в XXI в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МАССОВЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / ГЛОБАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / МЯГКАЯ СИЛА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / SOCIAL PROGNOSTICATION / PROGNOSTICATION OF EDUCATION / FUTURE OF EDUCATION / MASS ON-LINE COURSES / GLOBAL UNIVERSITY / SOFT POWER / INFORMATION SOCIETY / KNOWLEDGE SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швачко Елена Викторовна, Тузовский Иван Дмитриевич

Авторы рассматривают национальную систему образования как важный фактор формирования «мягкой силы» государства. Исходя из ряда прогностических допущений, таких как гиперболическое ускорение научно-технического прогресса и наступление технологической сингулярности, ослабление роли государств в этой сфере, массовые миграции и глобальные изменения на рынке труда, а также ряда других, исследователи предлагают три сценария развития национальной образовательной системы. Первый из них является консервативно-охранительным и предполагает вынужденное сохранение ведущей роли государственных институтов в развитии научно-образовательной системы. Второй является конкурентно-дисперсным. Он основан на предположении о возможности замещения образовательных организаций современного типа сетевыми структура-ми, интегрирующими лучшие педагогические и исследовательские кадры различных вузов. Третий авторы обозначают как гуманистически-интегративный, который предполагает взаимовыгодное объединение усилий государств, частных корпораций и общественных организаций и движений в построении системы интегрирующей все уровни образования и, одновременно, допускающей возможности выбора конкретной образовательной и карьерной траектории в различных точках всего образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL SCENARIOS OF EDUCATION DEVELOPMENT IN THE 21st CENTURY

National system of education is viewed as an important factor of forming the state “soft power”. On the basis of a number of prognostic assumptions such as hyperbolic acceleration of scientific and technical progress and beginning of technological singularity, weaker role of states in the sphere, mass migrations and global changes in the labor market as well as a number of others the researchers anticipate three scenarios of national education system development. The first one is conservative protecting and implies enforced preservation of the leading role of the state institutions in the development of the science and education system. The second one is competitive disperse. It is based on the assumption that contemporary type educational organizations can be replaced by network structures integrating the best pedagogical and research staff of different universities. The third one the authors designate as humanist interactive which assumes mutually beneficial joint efforts of the states, private corporations and public organizations and movements to build a system integrating all levels of education and allowing a possibility to choose a particular education and professional path at different points of all the education process.

Текст научной работы на тему «Глобальные сценарии развития образования в XXI в»

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-3-75-84

УДК 37 ББК 74

Е.В. Швачко

(Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, Россия) И.Д. Тузовский

(Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)

ГЛОБАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI в.

Авторы рассматривают национальную систему образования как важный фактор формирования «мягкой силы» государства. Исходя из ряда прогностических допущений, таких как гиперболическое ускорение научно-технического прогресса и наступление технологической сингулярности, ослабление роли государств в этой сфере, массовые миграции и глобальные изменения на рынке труда, а также ряда других, исследователи предлагают три сценария развития национальной образовательной системы. Первый из них является консервативно-охранительным и предполагает вынужденное сохранение ведущей роли государственных институтов в развитии научно-образовательной системы. Второй - является конкурентно-дисперсным. Он основан на предположении о возможности замещения образовательных организаций современного типа сетевыми структурами, интегрирующими лучшие педагогические и исследовательские кадры различных вузов. Третий авторы обозначают как гуманистически-интегративный, который предполагает взаимовыгодное объединение усилий государств, частных корпораций и общественных организаций и движений в построении системы интегрирующей все уровни образования и, одновременно, допускающей возможности выбора конкретной образовательной и карьерной траектории в различных точках всего образовательного процесса.

Ключевые слова: социальное прогнозирование, прогнозирование образования, будущее образования, массовые онлайн-курсы, глобальный университет, мягкая сила, информационное общество, общество знаний.

GLOBAL SCENARIOS OF EDUCATION DEVELOPMENT IN THE 21st CENTURY

National system of education is viewed as an important factor of forming the state "soft power". On the basis of a number ofprognostic assumptions such as hyperbolic acceleration

m к

E.V. Shvachko |

CD

(Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development, |

Chelyabinsk, Russia) I.D. Tuzovsky

(Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)

CP Ю о к

ro x

<u

о <u _0 x _0

ro Ю о

of scientific and technical progress and beginning of technological singularity, weaker role of states in the sphere, mass migrations and global changes in the labor market as well as a number of others the researchers anticipate three scenarios of national education system development. The first one is conservative protecting and implies enforced preservation of the leading role of the state institutions in the development of the science and education system. The second one is competitive disperse. It is based on the assumption that contemporary type educational organizations can be replaced by network structures integrating the best pedagogical and research staff of different universities. The third one the authors designate as humanist interactive which assumes mutually beneficial joint efforts of the states, private corporations and public organizations and movements to build a system integrating all levels of education and allowing a possibility to choose a particular education and professional path at different points of all the education process.

Key words: social prognostication, prognostication of education, future of education, mass on-line courses, global university, soft power, information society, knowledge society.

о m о

т CO m

OQ

uu

В 1990 г. американский политолог и один из ведущих экспертов по международным вопросам Дж. Най предложил концепцию «soft power» - «мягкой силы / могущества». Под мягкой силой Най понимал способность государства добиваться желаемых результатов от политических акторов на основе добровольного участия союзников, их симпатий к государству, обладающего этим ресурсом [11; 12]. «Мягкая сила» первоначально обосновывается Дж. Наем как производное от привлекательности культуры и образа жизни, декларируемых политических ценностей и реализуемой внешней политики, предметно доказывающей состоятельность первых двух пунктов [10]. Хотя эта концепция, конечно же, подверглась критике со стороны различных групп академических исследователей и политиков-практиков (а сам Дж. Най в разное время также занимал высокие посты в американской государственной системе), сегодня сложно отрицать, насколько глубокое влияние оказали обозначенные выше факторы на процессы демонтажа Организации Варшавского договора или распад Советского союза, процессы увеличения геополитической мощи Северо-Атлантического альянса или расширения Европейского сообщества и затем Евросоюза в период 19572015 гг. [1, с. 54].

К текущему моменту концепт «мягкой силы» является не только общепри-

знанным, но и активно разрабатывается представителями самых различных дисциплин. Его содержание значительно расширилось и одним из значимых факторов формирования soft power сегодня безоговорочно признается уровень развития образования, рейтинг ведущих университетов, признание дипломов национального образца и востребованность подготовленных национальной системой образования специалистов на международном рынке труда [3; 4; 5; 13].

Российская Федерация оказалась в сложной и противоречивой международной ситуации. С одной стороны, активная защита того, что понимается под нашими национальными интересами, приводит к жесткому противодействию со стороны западного мира. С другой стороны, РФ стремится к построению новой, видимой справедливой архитектуры системы международных отношений, участвует в позитивных процессах - де-нуклеаризации Корейского полуострова, выводе химического оружия из Сирии, миротворческой деятельности, международной помощи в ситуациях природных, техногенных и гуманитарных катастроф.

В полной мере развить потенциал «мягкой силы» Российской Федерации невозможно только политическими усилиями или престижными презентационными мероприятиями - проведением Зимней Олимпиады или Мирового первенства по футболу. Это также требует и

увеличения престижа российской науки, вхождения РФ в число ведущих государств, привлекательных для получения образования с целью успешности на мировом рынке труда.

В свою очередь это требует понимания того, как сегодня в глобальном измерении развивается система образования и науки, какие феномены и тенденции окажутся решающими в ближайшей и среднесрочной перспективе.

По обозначенным причинам авторы решили предпринять попытку футуроло-гического прогнозирования глобальных тенденций развития сферы образования на основе применения метода сценариев. В области общественных и гуманитарных наук научное прогнозирование в целом методологически затрудненно, и по целому ряду направлений, таких как развитие культуры, развитие системы образования и т.д. опубликованы считанные единицы методологически обоснованных статей [6; 7]. Мировые сценарии развития образования основываются, естественно, на нескольких допущениях, связанных с анализом современного состояния мир-системы.

Во-первых, человечество имеет дело с гиперболическим ускорением научно-технического прогресса, который, возможно, приводит к радикальному разрыву со всей предшествующей историей биологического вида Homo Sapiens Sapiens - к технологической сингулярности, наступление которой ожидается уже к середине XXI в., то есть в течение ближайших 2-4 десятилетий. Задолго до наступления сингулярности человек столкнется с необходимостью обновления своего социального опыта и технических навыков взаимодействия с антропогенной средой раз в несколько лет (на самом деле мы уже наблюдаем симптомы этого). Это означает, что пропагандируемая концепция lifelong learning (непрерывного образования или «образования через всю жизнь») становится жизненно-важной необходимостью и должна включить не только профессиональные компонен-

ты, но и элементарные бытовые. Вряд ли можно представить, что поколение, находящееся сегодня на пороге пенсионного возраста, с легкостью адаптируется к изменениям, провоцируемым, например, интернетом вещей, виртуальной реальностью или повсеместным внедрением слабых искусственных интеллектов.

Во-вторых, повсюду в мире ослабевает роль национальных государств или под ударом оказывается их природа именно в качестве национальных государств - в первую очередь, в силу массовых миграций. Международные союзы самого различного толка приобретают все большее влияние и значение, а их число и конфигурация отношений не имеют аналогов в истории. Кроме этого, ослабевает и роль государств в сфере научно-технического прогресса: биотехнологии, компьютерные и телекоммуникационные индустрии, нанотехнологии и новые материалы, в конце концов, даже освоение космоса - все это сегодня все больше и больше становится делом частных корпораций. В перспективе свою монополию государства сохранят только на ядерные технологии. Но даже и это под вопросом, поскольку в 2012 г., например, было обнаружено, что компания Kodak более 30 лет - с 1974 по 2007 эксплуатировала в г. Рочестер (США) собственный маломощный ядерный реактор для осуществления научных исследований, обеспечивавших ей технологические конкурентные преимущества перед конкурентами [10]. Все это делает уже не государство главным заказчиком образовательного рынка и потребителем его конечных продуктов - знаний и высококвалифицированных специалистов.

В-третьих, массовые миграции по линиям «Восток ^ Запад» и «Юг ^ Север» сами по себе являются социально-экономическим, демографическим, политическим фактором огромной важности, который влияет на развитие системы образования и рынка образовательных услуг. Миграции влияют и на структуру востребованных в обществе профессий

ш к

S I

го ш о

СО

го

Ю О К

ГО

ГО I

<u J о

<u _0 X

_0 ц

го ю о

о m о

т го ш

m

LlJ

(специалисты, чья деятельность связана с различными аспектами межкультурных коммуникаций), и на характер и содержание образовательных программ, которые должны теперь включать эффективный лингвокультурный адаптационный компонент, средства преодоления глобального образовательного разрыва между преуспевающим Севером и нищим Югом.

В-четвертых, нарастание глобальной политической напряженности между ведущими мировыми державами и асси-метричная война между государствами и международными террористическими организациями создает запросы на определенные интеллектуальные и профессиональные навыки, виды кадров и даже типов личности.

К потенциальным факторам, которые могут подействовать на систему образования в ближайшие годы, но пока еще не проявились достаточно явно, относятся:

1. Рост числа масштабных технологических проектов международного сотрудничества - создание международной лунной станции, освоение Марса и т.д.

2. Технологии трансформации Homo Sapiens Sapiens в постчеловека, к числу которых футурологи относят, например, загрузку сознания, человеко-машинный нейроинтерфейс, киборгизацию, генетическую модификацию человека. Сложно представить классно-урочную систему образования в мире, где каждый человек может получить доступ к любой открытой базе данных Интернета... со скоростью, близкой к скорости света - без потребности читать и понимать, как это происходит при использовании современных ИКТ.

3. Радикальное продление жизни вплоть до достижения практического бессмертия (цифрового или биологического). С одной стороны, это позволит человечеству

бесконечно аккумулировать интеллектуальный потенциал наиболее выдающихся умов планеты. С другой - создает и небывалые возможности для формирования геронтократии худшего толка, где любые возможности для молодых специалистов просто закрыты.

4. Создание полноценного или так называемого сильного искусственного интеллекта. Сам по себе это мощнейший фактор, который, вероятно, и определит контуры будущего и с которым, в первую очередь, связывается возможное наступление Технологической сингулярности. Но даже если оставить в стороне обоснованные опасения Илона Маска или Стивена Хокинга [8; 9], остается вопрос, чем сможет и чем станет заниматься человечество, освобожденное от обязанности решения интеллектуальных задач.

Основываясь на этих допущениях и предположениях, авторы прослеживают три сценария развития глобальной системы образования: государственный консервативно-охранительный, конкурентно-дисперсный, интегрировано-гу-манистический.

Сценарий 1. Консервативно-охранительный. Этот сценарий основан на допущении, что государства будут использовать все доступные им ресурсы и влияние для сохранения про-государственной модели образования. Поскольку начальное и среднее образование, как правило, обеспечивается за счет бюджетных средств, то государствам кажется логичным сохранять за собой и сферу профессионального образования, по крайней мере -исключительное право на присвоение профессиональной квалификации или лицензирование образовательных учреждений, которым разрешено такое присвоение. Это, в свою очередь, ведет к довольно высокой степени государственного контроля над содержанием образовательных программ и самому набору

специальностей в высших учебных заведениях. К сожалению, следование подобной модели представляется негативным сценарием - рынок труда в силу обозначенных в первой половине статьи трендов стал слишком динамичным, чтобы неповоротливый государственный аппарат мог успевать за ним. По множеству востребованных специальностей: web-дизайн, геймдизайн, 3D-моделирование, специалист по крауд-проектной деятельности и т.д. подготовка не ведется вовсе или ведется в считанных единицах учебных заведений. Да и присвоение квалификации в мире, где инновации стали объективной социальной и экономической потребностью и внедрение инноваций - залог конкурентоспособности и национальной безопасности государства на международной арене, выглядит откровенным атавизмом. Технологические решения меняются слишком быстро. Упусти всего один поворот - и ты уже не квалифицированный специалист.

Наконец, заключительная проблема инерционной реализации данного сценария состоит в том, что условия глобализации и формирования глобального рынка труда в условиях доступности информации в Цифровую эпоху принципиально меняют правила конкурентоспособности учебного заведения.

Профессорско-преподавательский штат идеального университета должен состоять исключительно из людей, каждый из которых является ученым с мировым именем по преподаваемой им дисциплине (может быть, нескольким, но не более) или специалистом-практиком, обладающим столь же серьезным и широким признанием. Это уже не «доля ППС, работающих по специальности», это даже не «доля ППС, защитивших диссертации по проблематике преподаваемых курсов». Это, скорее, «доля ППС, входящих в мировой топ цитируемости по проблематике курса». Реализация этого возможна только в случае аккумулирования лучших ученых-педагогов в рамках сверхкрупных университетов,

но это, в свою очередь, ведет к увеличению издержек как на зарплату педагогам столь высокого уровня, так и на обеспечение их научно-исследовательской деятельности, а также обеспечение административно-управленческого аппарата столь крупной организации. Частично эти издержки могут быть компенсированы за счет системы грантов, в которой участвуют крупные и заинтересованные в интеллектуальном и кадровом продукте университета корпорации. Однако это означает, что государство будет оплачивать счета университета в действительности, не связанные с образовательными услугами и научно-исследовательской деятельностью, и лучшие специалисты будут уходить в частную сферу. В то же время для частного грантодателя это будет означать, что часть его финансовой поддержки также пойдет на решение вопросов административно-управленческого обеспечения и пр., то есть будет израсходована неэффективно или, по меньшей мере, нецелевым образом.

В таком случае «естественный отбор» приведет к планомерному снижению государственной поддержки малых учебных заведений и формированию своеобразной олигополии на рынке образовательных услуг, что мы в действительности и наблюдаем, например, в современной России. Но уменьшение числа вузов, особенно ликвидация малых вузов, это неконструктивное решение проблемы - снизится конкуренция между образовательными учреждениями, снизится гибкость и сегментированность образовательных программ.

Следующие этому сценарию государства, скорее всего, с течением времени обнаружат свое глобальное отставание.

Сценарий 2. Конкурентно-дисперсный. В данном случае предполагается, что государство сохраняет за собой начальное и среднее образование и определенный пул высших учебных заведений, в том числе поддерживает и сохраняет малые и узко-профильные. Однако отказывается от политики жесткого опре-

ш

к ^

I

го со о

СО

го

Ю О к

го

го

I

ф

^

0 ф

_0

1

_0 ц

го ю о

о m о

т го ш

m

LlJ

деления образовательных стандартов, набора специальностей и содержания образовательных программ, предоставляя широкие свободы негосударственным организациям. Важны не частные вузы, как можно было бы подумать, исходя из начала данного пункта. Важно возможное решение проблемы болезней гигантизма высокорейтинговых университетов. В Цифровую эпоху для аккумуляции высочайшего интеллектуального и педагогического потенциала нет необходимости трудоустраивать всех ведущих специалистов в одной организации, которая неизбежно превратится по описанным выше обстоятельствам в бюджетную «черную дыру». Гораздо более перспективным путем представляется создание образовательных пространств, где ведущие специалисты могут интегрировать свои усилия по обучению новых кадров и эффективно монетизировать собственные знания и педагогические умения. Отчасти данную проблему решают так называемые массовые онлайн-курсы, несколько крупнейших площадок, которые, в первую очередь - Coursera.org, уже заслужили определенное признание. Но заметим, что лишь отчасти, поскольку построение курсов на этой платформе ведется по-прежнему в рамках организационных моделей ведущих вузов, а не интеграции ведущих специалистов безотносительно их организационного трудоустройства. Фактически, официально не признаваемый статус специальностей и дисциплин Coursera.org обеспечивает непредставимую для российского (и отнюдь не только российского) образования гибкость профилей и направлений, содержания образовательных программ.

Итак, площадки массовых онлайн-курсов пока что являются лучшим, но не полным решением проблемы аккумуляции в рамках образовательной программы лучших педагогических кадров. Они служат дополнительной рекламной площадкой вузов, возможно источником заработка, площадкой апробирования новых курсов и специальностей, но

работают по-прежнему в рамках государственной организационной модели «ядерных» вузов, занимающихся привлечением и обеспечением работы насколько возможно лучших ученых и преподавателей.

Будущее этой модели видится за полной организационной дисперсией, когда цифровое образовательное пространство предоставляет возможность межорганизационного сотрудничества ученых и педагогов. Эта модель, к сожалению, обеспечивает только потребности в теоретическом образовании; приобретение многих практических навыков, в том числе научно-исследовательских, по-прежнему возможно только на базах практик или в рамках лабораторий «классических» учебных заведений. Теоретически и эта проблема решаема способом моделирования открытых пространств, ведь сегодня существуют не только офисные и креативные open- и work- space, но и производственные. Но насколько государство или частные корпорации будут заинтересованы в предоставлении еще неквалифицированному человеку дорогостоящего оборудования для научных экспериментов или прохождения производственной практики, требующихся для полноты и завершенности образовательной подготовки, если не будут иметь исключительного права или значительных преференций в присвоении квалификации?

Именно поэтому данный сценарий был назван конкурентно-дисперсным. Он наиболее вероятен и основывается на том, что государства сохраняют вузы как организационную форму, сохраняют высокую степень контроля над образовательными программами, но одновременно признают статус образования, получаемого в цифровых образовательных пространствах дисперсного типа, прообразом (и уже довольно эффективным) которых является Coursera.org и иные площадки массовых онлайн-курсов.

Однако этот сценарий оставляет за кадром еще одну проблему функционирова-

ния и развития системы образования. До сих пор мы говорили фактически в первую очередь о проблемах функционирования системы высшего и/или профессионального образования, в том числе последующего выхода специалиста на глобальный рынок труда. Однако в современном мире все четче очерченными становятся проблемы вхождения в эту систему и теряющаяся связь с предшествующими этапами образования. Принцип «забудьте все, о чем вам говорили в школе ^ забудьте все, о чем вам говорили в вузе» наносит ущерб не только престижу высшего образования, но на самом деле девальвирует ценность всякого образования. Какой смысл учиться, если на каждой следующей ступени тебе придется начинать заново?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сценарий 3. Интегрировано-гумани-стический

Обозначенная ранее динамика технологических инноваций, изменения условий на рынке труда, конфигурации востребованности профессий девальвируют даже не итоги полученного образования, а сам его выбор. Все чаще педагоги сталкиваются с ситуацией фактического отказа студентов от учебы с интересом и энтузиазмом, мотивированного ошибочностью выбора. Различные обстоятельства, перечисленные в первой половине данного исследования, повышают возрастную границу осознанного выбора профессиональной траектории.

Это ведет и к дегуманизации образования, профессиональным деформациям педагогов, для которых студенты становятся образовательным материалом, длительность общения с которым составляет от полугода до четырех лет (и гораздо реже, в случае выбора магистратуры и аспирантуры по той же специальности, - уже 6-7 лет).

Преодолеть, а не перепрыгнуть разрыв между школой и профессиональным учебным заведением возможно только при помощи, с одной стороны, целого ряда мер образовательной политики, а именно: более плотной интеграции среднего и высшего образования на орга-

низационном уровне. Наиболее распространенна модель школ-«инкубаторов», подобных физико-математической школе им. М.А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете или Детской школы искусств при Челябинском государственном институте культуры. Однако она формирует закрытую вертикаль: выпускник школы получает преференции при поступлении в материнский вуз, но он ограничен в выборе не после прихода в систему высшего образования, а еще до поступления туда. Если уж мы говорим о высокой частотности понимания ошибочности выбора среди студентов, то что говорить о школьниках, за которых, как правило, выбор делают их родители? Сетевая модель, когда образовательный процесс X школ перекрестно обеспечивается Y колледжей и вузов, представляется более целесообразной.

Возможно, более эффективным будет и воронкообразная структура выбора специальности. В интегрированной в сетевую модель школе выпускник делает выбор в пользу естественнонаучного, технического, общественного или гуманитарного направлений, приобретает входные навыки, в течение первых 1,5-2 лет получает общеобразовательные знания высшей школы и начальные профессиональные знания по нескольким направлениям подготовки, а затем, сделав осведомленный и, следовательно, уже осознанный выбор, получает оставшиеся 2-2,5 года обучения по программе бакалавриата уже узко-профильные профессиональные знания. Альтернативу этой модели представляет вариант предоставления gap year - года после окончания школы, в течение которого абитуриент путешествует, занимается профессиональной волонтерской деятельностью и фактически апробирует для себя разные выборы направления высшего профессионального образования. Примечательно, что вопрос о государственной поддержке практики gap year был поднят в 2018 г. уже и в России [2].

ш к

S I

го ш о

СО

го

Ю О К

ГО

ГО I

<u J о

<u _0 X

_0 ц

го ю о

о m о

т го ш

m

LlJ

Конечно, как и у всякой модели, у варианта гуманистической интеграции образовательных уровней существуют потенциальные проблемы (но их прогнозирование и поиски потенциальных путей решения - задача уже отдельного исследования).

Каждый из трех представленных сценариев обладает преимуществами и недостатками, возникает в силу осознания и поиска решения различных видов проблем. Однако представляется, что оптимальный реалистичный путь развития системы образования для ответа на потенциальные вызовы первой половины XXI в. лежит в некотором синтезе конкурентно-дисперсного и интегрировано-гуманистического сценариев.

Олигополизация рынка образовательных услуг и гигантизм поддерживаемых государством вузов, рост финансовых и иных издержек на содержание либо неповоротливых «динозавров» образовательного рынка, либо на сохранение адаптационных резервов в виде малых профильных вузов, разрыв между средним и высшим образованием, отчуждение образовательного субъекта от возможности осведомленного и осознанного выбора - это реалии сегодняшнего дня. Несколько идеалистические контуры будущего образования, сформулированные авторами в двух последних сценариях, возможно, могут сформироваться спонтанно. Важно не поспешное реагирование на них, которое, в конечном счете, превращается в «затыкание дыр» на тонущем судне российского образования сегодня, а превентивное переживание будущего, полезное для упреждения рисков и угроз завтрашнего дня и перспективного и проективного видения завтрашнего дня. Библиографический список:

1. Борох О., Ломанов А. От «мягкой силы» к «культурному могуществу» // Россия в глобальной политике. -2012. - Т. 10. - № 4. С. 54-67.

2. В ГД предложили дать выпускникам школ год, чтобы определить-

ся с профессией [Электронный ресурс] // МИА «Россия сегодня». - Режим доступа: https://ria.ru/ society/20180919/1528868267.html.

3. Звягина Д.А. «Мягкая сила»: структурный анализ // Инициативы XXI в. -2012. - № 3. С. 135-137.

4. Леонова О. Интерпретация понятия «мягкая сила» в науке // Обозреватель - Observer. - 2015. - № 2. С. 80-89.

5. Ломакина И.С. Становление и развитие общего образовательного пространства Европейского союза: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб, 2016. - 452 с.

6. Флиер А.Я., Костина А.В. Куда история влечет культуру? От «общества концертирующих» к «обществу репетирующих» (начало) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. -№ 4 (20). С. 27-37.

7. Флиер А.Я., Костина А.В. Куда история влечет культуру? От «общества концертирующих» к «обществу репетирующих» (окончание) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2010. -№ 1 (21). С. 46-59.

8. Хокинг предупредил человечество о последствиях развития искусственного интеллекта [Электронный ресурс] // Новая газета. - Режим доступа: https:// www.novayagazeta.ru/news/2017/ 11/03/136685-hoking-predupredil-chelovechestvo-o-posledstviyah-razvitiya-iskusstvennogo-intellekta

9. Человечество в опасности: Илон Маск призвал регулировать искусственный интеллект [Электронный ресурс] // Forbes.ru. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehnologii/347945-chelovechestvo-v-opasnosti-ilon-mask-prizval-regulirovat-iskusstvennyy-intellekt

10. Kodak 30 лет прятал в подвале ядерный реактор [Электронный ресурс] // РБК. - Режим доступа: https://www. rbc.ru/society/17/05/2012/5703f7a99a794 7ac81a68096

11. Nye J.S. Soft Power: The Means To Success In World Politics PublicAf-fairs. - 2005. - 209 p.

12. Nye J.S. The Future of Power [Электронный ресурс] // Google.^^^ -Режим доступа: https://books.google. ru/books?id=gp84DgAAQBAJ&hl=ru.

13. The Soft Power 3.0. A Global Ranking of Soft Power 2017 [Электронный ресурс] // Softpower30.com. - Режим доступа: https://softpower30.com/wp-content/uploads/2017/07/The-Soft-Power-30-Report-2017-Web-1.pdf.

Поступила 23.09.2018

Об авторах:

Швачко Елена Викторовна, ГБУ ДПО Челябинский институт развития профессионального образования, доцент кафедры «Развитие образовательной системы» (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, w2905@mail.ru

Тузовский Иван Дмитриевич, доцент кафедры культурологии и социологии ФГБОУ ВО Челябинский государственный институт культуры (Россия, г. Челябинск), докторант, кандидат культурологии, idtuz@yandex.ru

Для цитирования: Швачко Е.В., Тузовский И.Д. Глобальные сценарии развития образования в XXI в. // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. -Т. 10. - № 3. С. 75-84. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-75-84

References:

1. Borokh O., Lomanov A. From "soft power" to "cultural power" // Rossia v globalnoi politi-ke. - 2012. - Vol. 10. - No. 4. P. 54-67. [in Russian]

2. At State Duma it was proposed to give a year to school leavers to make their minds about the profession [Electronic resource] // «Russia today». - Available at: https://ria.ru/ society/20180919/1528868267.html

3. Zviagina D.A. «Soft power»: structural analysis // Initsiativy 21 veka. - 2012. - No. 3. Р. 135-137. [in Russian]

4. Leonova O. Interpretation of «soft power» concept in science // Oborsrevatel. - 2015. -No. 2. Р. 80-89. [in Russian]

5. Lomakina I.S. Establishment and development of common educational space of the European Union. Diss... doct.ped.sci. - St. Petrsburg, 2016. - 452 p. [in Russian]

6. Flier A.Ya., Kostina A.V. Where history is dragging culture"? // Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kultury i iskusstv. - 2009. - No. 4 (20). P. 27-37. [in Russian]

7. Flier A.Ya., Kostina A.V. Where history is dragging culture"? From the "society of concentrating" to the "society of private tutoring". (end) // Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kultury i iskusstv. - 2009. - No. 1 (21). P. 46-59. [in Russian]

8. Hoking warned the mankind about the outcomes of artificial intellect development [Electronic resource] // Novaya Gazeta. - Available at: https://www.novayagazeta.ru/ news/2017/11/03/136685-hoking-predupredil-chelovechestvo-o-posledstviyah-razvitiya-iskusstvennogo-intellekta [in Russian]

9. Mankind is in danger: Ilon Mask appealed to control artificial intellect [Electronic resource] // Forbes.ru. - Available at: http://www.forbes.ru/tehnologii/347945-chelove-chestvo-v-opasnosti-ilon-mask-prizval-regulirovat-iskusstvennyy-intellekt.

10. Kodak was hiding a nuclear reactor in the cellar for 30 years [Electronic resource] // RBC. - Available at: https://www.rbc.ru/society/17/05/2012/5703f7a99a7947ac81a68096

m к s x ro m о

СО

го

Ci

ю о к

го

Ci

Ci

го x

<u

о <u _0 х

_0 ц

го ю о

11. Nye J.S. Soft Power: The Means To Success In World Politics PublicAf-fairs. - 2005. - 209 p.

12. Nye J.S. The Future of Power [Electronic resource] // Google.Books. - Available at: https://books.google.ru/books?id=gp84DgAAQBAJ&hl=ru.

13. The Soft Power 3.0. A Global Ranking of Soft Power 2017 [Electronic resource] // Softpower30.com. - Available at: https://softpower30.com/wp-content/uploads/2017/07/ The-Soft-Power-30-Report-2017-Web-1.pdf.

About the authors:

Shvachko Elena Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Education System Development, Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development (Chelyabinsk, Russia), w2905@mail.ru

Tuzovsky Ivan Dmitrievich, Doctoral student, Candidate of Culturology, Associate Professor, Department of Culturology and Sociology, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), idtuz@yandex.ru

For citation: Shvachko E.V., Tuzovsky I.D. Global scenarios of education development in the 21st century // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. -No. 3. P. 75-84. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-75-84

m

LlJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.