Научная статья на тему 'Глобальные объединения и стратегические союзы на российском рынке туриндустрии'

Глобальные объединения и стратегические союзы на российском рынке туриндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛИЯНИЕ / ПОГЛОЩЕНИЕ / ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПОКУПКА / ДОЛЯ УЧАСТИЯ В КАПИТАЛЕ / ИНОСТРАННЫЙ ТУРОПЕРАТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родигин Л. А., Спирякин М. В.

В статье отмечается, что для достижения конкурентных преимуществ организации индустрии туризма используют различные способы объединения: приобретение, слияние или поглощение. В результате создаются новые модели организации и управления туристской индустрией. Рассматривается сущность происходящих процессов, а также приводятся примеры различных форм организационного взаимодействия туристских компаний, работающих на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальные объединения и стратегические союзы на российском рынке туриндустрии»

Удк 379.85

глобальные объединения и стратегические союзы на российском рынке туриндустрии

Л. А. РОДИГИН, кандидат экономических наук, профессор кафедры математики и информатики Е-mail: rodiguine@rambler. ru

М. В. СПИРЯКИН, аспирант кафедры математики и информатики Е-mail: smakcik@gmail. com Российская международная академия туризма

В статье отмечается, что для достижения конкурентных преимуществ организации индустрии туризма используют различные способы объединения: приобретение, слияние или поглощение. В результате создаются новые модели организации и управления туристской индустрией. Рассматривается сущность происходящих процессов, а также приводятся примеры различных форм организационного взаимодействия туристских компаний, работающих на российском рынке.

Ключевые слова: слияние, поглощение, объединение, покупка, доля участия в капитале, иностранный туроператор.

Борьба за потенциального клиента предполагает поиск новых рынков сбыта и деление сфер влияний во всех видах бизнеса. Не исключением является и туристический бизнес.

Поскольку российский рынок туристических услуг является одним из самых динамично развивающихся в мире, это привело к определенным последствиям:

- увеличилось число туристских компаний с российским капиталом;

- началась экспансия иностранных туристских компаний.

Российским туристским компаниям трудно противостоять конкуренции со стороны иностранных компаний по следующим причинам:

- отсутствие необходимых технологий, инноваций;

-недостаток знаний и опыта;

- слабая поддержка со стороны государства;

- недостаточные финансовые возможности.

В результате большая часть прибыли достается иностранным компаниям.

Все происходящие процессы переливания капитала на российском рынке туриндустрии можно разделить на следующие группы.

1. Приобретение доли участия в капитале иностранной туристской организацией, дающей право контроля (на примере НТК «Интурист» и Tomas Cook).

В 1929 г. была основана одна из самых первых туристских компаний в Советской России -Всесоюзное акционерное общество «Интурист», известное ныне как Национальная туристическая компания «Интурист». В настоящее время НТК «Интурист» считается крупнейшей и надежнейшей компанией в РФ, обладающей огромным опытом и знаниями в области туризма. Еще в 2007 г. она утвердилась на российском рынке как многопро-

фильный туроператор, специализирующийся на массовом отдыхе.

Интересно, что нтк «Интурист» образовалась в результате консолидации активов ВАО «Интурист» и объединения ресурсов туроператоров «Скайвея» и «Ривьеры».

Одним из завершающих и наиболее значимых этапов в развитии компании стала интеграция НТК «Интурист» в европейский туристский бизнес. В 2011 г. создано совместное предприятие Intourist -Thomas Cook Group. Структура уставного капитала совместного предприятия была распределена следующим образом:

- 50,1 / акций принадлежит компании Thomas Cook;

- 49,9 % - ВАО «Интурист».

Согласно договоренности Thomas Cook вложит денежные средства и собственные акции. ВАО «Интурист» должно было передать совместному предприятию существующие туроператорский и розничный бизнесы (за исключением гостиничного бизнеса). Кроме того Thomas Cook получит возможность приобрести оставшуюся долю предприятия в последующие пять лет.

Преимущества такого объединения:

- расширение портфеля предлагаемых туристических продуктов и направлений;

- минимизация затрат на приобретение услуг по приему и обслуживанию туристов благодаря оптовым закупкам;

- существенный рост продаж и распространение турпродуктов посредством дальнейшего расширения розничной сети, в первую очередь - в регионах;

- усовершенствование системы обработки заказов за счет объединения используемых обоими туроператорами технологий, инноваций и баз данных;

- повышение эффективности и качества обслуживания;

- ускорение функционирования поглощенной организации, так как отпадает необходимость в осуществлении операций, связанных с организацией нового предприятия.

2. Слияние нескол ьких туроператоров (на примере туроператоров «Адреналин» и «Вертикальный мир»).

Туроператоры «Адреналин» и «Вертикальный мир» работали с начала 1990-х гг. и являлись первопроходцами в области горнолыжного туриз-

ма. Основные направления - Франция, Австрия, Швейцария и Италия. 23.09.2009 произошло их объединение под брендом «Azur». Данные о новой фирме были внесены в Единый федеральный реестр туроператоров.

Преимущества такого объединения следующие:

- увеличение показателя продаж по всем туристическим направлениям;

- увеличение уровня загрузки рейсов по всем туристическим направлениям за счет совместной фрахтовки чартерных рейсов;

- расширение ассортимента предложений по размещению за счет совместных закупок гарантированных мест в отелях;

- закупки производятся по более выгодным тарифам;

- уменьшение стоимости путевок.

3. Приобретение доли участия в капитале одной российской туристской организацией у другой, дающей право контроля (на примере туроператоров «Русский Экспресс», «Одуванчик» и «Трэвел Гарант»).

У туроператора «Русский Экспресс» 28.08.2009 появилась своя компания по обслуживанию туристов на горнолыжных курортах Франции. Это произошло в результате покупки компании «Одуванчик», входящей в число лидеров по отправке туристов на французские горнолыжные курорты.

Кроме многолетнего опыта туроператор «Русский Экспресс»:

- приобрел активы компании, гидов, автотранспорт;

- получил выгодные цены от французских отелей и апартаментов.

Соглашение о вхождении компании «Трэвел Гарант» в состав многопрофильного туроператора «Русский Экспресс» было подписано 19.10.2009. Торговая марка «Трэвел Гарант» сохранилась лишь до конца зимнего сезона.

Преимущества такого объединения следующие:

- выход на новые рынки;

- приобретение готового бизнеса с отлаженными процессами и профессиональными кадрами, который проще развивать, что позволяет еще больше укрепить свои позиции на данном рынке;

- расширение агентской базы и увеличение объемов продаж;

- получение доступа к более высоким технологиям продаж.

4. Открытие иностранной компанией нового туроператора на российском рынке (на примере туроператора Sunmar).

Компания Sunmar была образована 25.02.2005 в Москве. Она предоставляет на рынке услуги туроператора в направлении Турции, Египта и Таиланда. Это самый молодой участник крупного международного альянса - Group of companies OTI, у которого есть огромное преимущество - мощная поддержка других участников холдинга. Помимо Sunmar в группу OTI входят:

1) туроператоры:

- Odeon Tours (Турция, Египет);

- Holiday Market Service (Турция);

- Coral Travel (Россия);

- Wezir Holidays (Польша);

2) сеть туристских агентств Blue Sky (Россия);

3) гостиничная сеть Otium Hotels International (Турция);

4) компания Ogd Security & Consultancy (Турция).

Фирма Sunmar пользуется не только опытом и технологическими разработками участников альянса, но и профессиональными кадрами, прошедшими подготовку в других структурах OTI. Политика преемственности кадров, которая практикуется в структуре OTI, позволила руководству компании набрать штат высокопрофессиональных сотрудников, хорошо знакомых с практикой тур-бизнеса. Торговая марка Sunmar стремительно набирает вес: достигнув за короткое время больших объемов, компания превратилась в одного из крупнейших туроператоров на российском рынке. В 2011 г. количество агентств Sunmar приблизилось к 8 000. Компания предоставляет услуги в 22 российских городах. Несмотря на экономический кризис и уменьшение рынка, она провела в 2009 г. очень успешную работу и увеличила обороты на 65 %. В 2011 г. было обслужено более 230 тыс. туристов. В 2012 г. планируется увеличить темпы роста на 20 %.

Преимущества такого подхода следующие:

- возможность преодоления антимонопольного законодательства;

- наличие существенной финансовой поддержки.

5. Российские туроператоры, не подвергшиеся конкурентному воздействию (на примере туроператоров «Веди Тур Групп» и АЛЕАН).

Компания «Веди Тур Групп» - это международный многопрофильный туристический холдинг с более чем 10-летним опытом работы на туррынке. В настоящее время туристический холдинг «Веди Тур Групп» состоит из следующих структур:

- управляющая компания в Москве;

- собственная компания в Екатеринбурге;

- представительства в Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Уфе, Перми, Казани, Киеве и Донецке.

Основные направления, по которым работает компания «Веди Тур Групп», - Венгрия, Словакия, Словения, Италия, Франция, Австрия, Германия, Бали, Шри-Ланка, Малайзия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Сингапур, Филиппины, Индонезия, Вьетнам и Мьянма.

Данная компания располагает собственными принимающими компаниями:

- в Праге и Карловых Варах (Чехия);

- Вене (Австрия);

- Пиештянах (Словакия).

Эти подразделения располагают квалифицированным штатом русскоговорящих сервис-менеджеров и профессиональных лицензированных гидов.

Два автобусных парка на территории Чехии и Австрии, принадлежащих компании, позволяют:

- самостоятельно обслуживать клиентов;

- совершенствовать уже существующие экскурсионные и комбинированные туры;

- работать над созданием новых программ, расширяя пакет предложений в каждой стране и географию маршрутов.

Холдингу принадлежит отель D'Angelo 3*, расположенный в историческом центре Праги.

Холдинг «Веди Тур Групп» является членом АТОР (Ассоциация туроператоров России), РСТ (Российский союз туриндустрии) и IATA (International Air Transport Association).

Компания имеет аккредитацию в посольствах Чехии, Австрии, Венгрии, Словакии, Словении, Франции, Италии, Португалии, Мальты, Латвии, Литвы и Эстонии.

Холдинг активно сотрудничает с лучшими международными авиакомпаниями. Он обеспечивает гарантированные блоки мест на рейсах авиакомпаний:

- ЧСА (с вылетом из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Киева, Донецка, Одессы);

- Аэрофлот (с вылетом из Москвы);

- Аэросвит (с вылетом из Киева);

- АК «Татарстан» (с вылетом из Казани);

- АК «Якутия» (с вылетом из Краснодара);

- на чартерных рейсах.

В 2011 г. компания «Веди Тур Групп» заняла 1-е место среди всех туроператоров России по объему авиаперевозок на Czech Airlines.

В настоящее время холдинг «Веди Тур Групп» -одна из немногих структур на российском туристическом рынке, которая работает за счет своих собственных средств и не имеет кредитов. Главное преимущество компании - в стратегии и технологиях. Она не участвует в демпинговых войнах, что позволяет сохранять качество продукта. 95 % туров компании доступно в режиме онлайн, 87 % всех заявок - это заявки, оформленные в онлайне.

Национальный туроператор «АЛЕАН» входит в состав Группы компаний «РВБ Алеан», основанной в 1993 г. Главный офис компании находится в Москве. Филиалы расположены в Санкт-Петербурге, Сочях, Геленджике, Анапе, Кисловодске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Тюмени, Симферополе. В настоящее время Группа компаний объединяет:

- туроператорскую компанию «АЛЕАН»;

- управляющую компанию (в управлении собственные отели 4* и 3* и сторонние средства размещения);

- девелоперскую компанию.

Национальный туроператор «АЛЕАН» все 19

лет работы специализируется исключительно на внутреннем туризме и предлагает:

- семейный и пляжный отдых;

- санаторно-курортное лечение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- экскурсионные, горнолыжные и активные туры.

География предложений - популярные курорты России, Украины, Беларуси и Киргизии.

По состоянию на май 2012 г. компания имеет более 14 тыс. турагентов во всех регионах России: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского и от Норильска до Махачкалы, а также на Украине, в Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Беларуси, Армении.

С туроператором «АЛЕАН» активно сотрудничают сети МГП, «Горячие туры», TUI, «Глобал-тревл», «1001 тур», APELSIN. TRAVEL, Blue Sky, S 7, «ВЕЛЛ», «Интурист МП» и др.

6. Банкротство как иностранных туроператоров, так и российских.

Компания «Капитал тур» 11.11.2010 стала первым крупным российским туроператором, оказав-

шимся на грани банкротства за последние 10 лет. На тот момент, когда она объявила о прекращении деятельности, за рубежом оказались около 8 тыс. клиентов компании.

Туроператор «Лужники Тревел» 06.08.2011 перестал отправлять туристов за рубеж, а спустя три дня объявил о приостановке туроператорской деятельности.

Один из крупнейших российских туроператоров «Ланта-тур вояж» 27.01.2012 заявил о приостановке своей деятельности из-за финансовых трудностей. Через четыре дня против руководителей фирмы было возбуждено уголовное дело.

Московский туроператор ITC («Международный клуб путешествий») 05.04.2012 заявил о временных финансовых сложностях своих партнеров и клиентов. Под угрозой выселения из отелей оказались клиенты компании на Кубе.

Туристическая компания «Идеальный мир» 22.04.2012 прекратила свою деятельность, не оплатив перелет для более 150 своих клиентов. На руководство компании завели уголовное дело по статье «мошенничество».

Компания «Вокруг Света», основанная и работающая на туристическом рынке с 2003 г., являлась динамично развивающимся, многопрофильным, универсальным туроператором в сфере международного выездного туризма. Но 29.06.2012 она принесла свои извинения в связи со сложившейся ситуацией, в результате которой компания не в состоянии выполнять финансовые обязательства перед гражданами и юридическими лицами.

Общество с ограниченной ответственностью «Эль-Вояж» внесено в Единый федеральный реестр туроператоров 18.04.2011. В августе 2012 г. у туроператора «Эль-Вояж» начались финансовые трудности. 9 августа компания уведомила своих агентов о перемене даты вылета из Хургады (Египет) с 30 августа на 3 сентября по техническим причинам. Туристам, которые прилетели в Хургаду 23 августа, предложили остаться без доплаты в тех же отелях, где они отдыхали, еще на три ночи. Однако 30 августа сотрудники отелей Hilton Long Beach, Bella Vista, Roma, Royal Regina Resort, Sultan Beach и La Perla потребовали от туристов плату за проживание.

ООО «Глобал Тревел Интернешнл» - российский туроператор, работавший на рынке международного выездного туризма, включенный в Единый федеральный реестр туроператоров 13.09.2010. А

10.09.2012 туристическая компания «Глобал Тре-вел Интернешнл» (сеть турагентств Global Club) сообщила о приостановке деятельности в связи с финансовыми затруднениями.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что с холдингами и корпорациями работать безопаснее, нежели с отдельными туроператорами, поскольку консолидация нескольких компаний под единым брендом внушает больше доверия. Признавая тот факт, что за рубежом туристический бизнес ведется более цивилизованными методами, приходится констатировать, что партнерство с компаниями, чей контрольный пакет акций принадлежит иностранным инвесторам и который частично или полностью управляется из-за рубежа, - более надежно.

Стоит также отметить, что новым компаниям удобнее входить на рынок, когда он стабилен, развивается и растет. Только в это время клиент:

- активно интересуется новыми предложениями;

- уделяет больше внимания нюансам, которые может предложить ему рынок.

В периоды спада, когда бушуют демпинговые войны, проявить себя на рынке очень тяжело: цены ниже низких, «умирающие» фирмы выдают суперпредложения, чтобы обратить на себя внимание клиентов. В итоге качественный продукт менее востребован.

В настоящее время спада нет, но ситуация на рынке непростая. К сожалению, российский рынок

туриндустрии находится в постоянно изменчивом состоянии. Поэтому для обеспечения стабильности развития и получения конкурентных преимуществ его участники создают новые модели организации и управления туристской индустрией.

Список литературы

1. Банкротство туроператоров. URL: http:// www. atorus. ru.

2. Данные из Единого федерального реестра туроператоров по компании ООО ТК «АЗЮР». URL: http://reestr. russiatourism. ru/?ac=view&id_ reestr=6138.

3. Слияние туроператоров «Русский Экспресс» и «Одуванчик». URL: http://www. atorus. ru/press-centre/new/1558.html.

4. Слияние туроператоров «Русский Экспресс» и «Трэвел Гарант». URL: http://r-express. ru/travelgarant.

5. Условия сделки туроператоров Интурист и Thomas Cook. URL: http://www. atorus. ru/news/press-centre/new/11568.html.

6. URL: http://www. azur-tour. com/about/2276. html.

7. URL: http://r-express. ru/about/.

8. URL: http://www. otiholding. com/?sid=187.

9. URL: http://www. sunmar. ru/about/.

10. URL: http://www. veditour. ru/about/17/.

11. URL: http://www. alean. ru/o_kompanii/.

12. URL: http://www.ntk-intourist.ru/info/about.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж — 500 экз.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.