https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
Оригинальная статья УДК 303.4:338.48
Глобальные и национальные тренды развития туризма в современных условиях
И. З. Чхотуа1, А. А. Мурадов2
1 2
' Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия;
1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-7234-0862
2
Аннотация: Статья затрагивает актуальные вопросы развития туризма на современном этапе и в связи с мировой кризисной ситуацией. Россия столкнулась в 2022 г. с беспрецедентным санкци-онным давлением, которое также отразилось на туристической отрасли на мировом, национальном, региональном уровнях. В рамках статьи проводится стратегический анализ отрасли туризма в мире и в Российской Федерации в современных условиях, анализ внешней среды объекта стратегирования как один из важнейших этапов определения стратегических приоритетов развития отрасли в стране. Целью данной статьи является выявление и анализ глобальных и национальных трендов развития туризма в современных условиях.
Ключевые слова: туризм, стратегирование отрасли туризма, стратегия, глобальные и национальные тренды в туризме, стратегические приоритеты, региональное развитие
Цитирование: Чхотуа И. З., Мурадов А. А. Глобальные и национальные тренды развития туризма в современных условиях // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 2. С. 207-217. https:// doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
Поступила в редакцию 01.03.2023. Прошла рецензирование 10.03.2023. Принята к печати 16.03.2023.
original article
Tourism Development in Modern Conditions: Global and National Trends
Ilona Z. Chkhotua1, Alexander A. Muradov2
1 2
' Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-7234-0862
2
Abstract: The article focuses on the main issues of tourism development during the current global crisis. The unprecedented sanctions that Russia had to face in 2022 affected the tourism industry at the global, national, and regional levels. This strategic analysis of the global and national tourism industry featured the external environment of the strategizing object as an important stage in determining the strategic priorities for domestic tourism. The research made it possible to identify and analyze some global and national trends in the development of tourism industry in modern conditions.
Keywords: tourism, tourism industry strategy, strategy, global, national trends in tourism, strategic priorities, regional development
© 2023. Автор(ы). Статья распространяется на условиях лицензии CC BY 4.0
207
2023. Vol 3. No 2
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
Citation: Chkhotua IZ, Muradov AA. Tourism Development in Modern Conditions: Global and National Trends. Strategizing: Theory and Practice. 2023;3(2):207-217. (In Russ.). https://doi.org/10.21603/ 2782-2435-2023-3-2-207-217
Received 1 March 2023. Reviewed 10 March 2023. Accepted 16 March 2022.
^тшттт^'кшш^шттшшт
I.Z. Chkhotua1, A.A. Muradov1
1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-7234-0862
2
шш^яттжшшвтшт^хтг^тштшт^мттшт^шпттш'мшттм
2023^3ЯШ№ИШ+= 2023^3Я10ВйаЯСТ$= 2023^3Я1бВЙ5Ж* =
ВВЕДЕНИЕ
Россия - страна со значительным культурно-историческим и природным потенциалом, открывающим колоссальные возможности для развития различных видов туризма. Однако оценка потенциала дестинации для развития туризма предполагает одновременно с ресурсной обеспеченностью (природной, рекреационной, культурной и т. д.) оценку уровня развития инфраструктуры (общей и специальной), транспортной доступности ключевых аттракций, наличия узнаваемых брендов, экологической емкости территории и ряда иных важнейших параметров анализа. При этом важно отметить, что анализ потенциала развития туризма в дестинации есть не что иное, как анализ внутренней среды объекта стратегирования для выявления конкурентных преимуществ и ресурсной обеспеченности реализации выбранных приоритетов. Ему предшествует стратегический анализ внешней среды, предполагающий выявление и анализ
глобальных, национальных, региональных и отраслевых трендов, и подготовка специфического прогноза для объекта стратегирования1,2.
Туризм выполняет важнейшую гуманитарную функцию, способствующую всестороннему развитию личности, его уровня образования и творческого потенциала. Стремление к знаниям, изучению культуры своей Родины является неотъемлемой частью человеческой сущности, поэтому развитию туризма на глобальном, национальном и региональном уровнях уделяется особое внимание со стороны
3
государства .
В развитых странах и ряде стран с формирующимся рынком туризм остается значительной статьей несырьевого неэнергетического экспорта страны4. Для многих, особенно островных государств, именно туризм является основным источником поступлений иностранной валюты в бюджет, одновременно актуализируя вопросы
1 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
2 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 164 с.
3 Агешкина Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. 567 с.
4 Kvint V. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge, 2016. 519 p.
208
© 2023. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
рационального использования природных ресурсов и определения приемлемой нагрузки на территорию дестинации с учетом ее рекреационной емкости
5
и принципов устойчивого развития .
За последние десять лет туристская отрасль претерпела ряд значительных изменений. Туризм стал одним из крупнейших и быстрорастущих секторов в мировой экономике. При этом, несмотря на чрезвычайные периоды, которые время от времени переживают экономики мира, туризм демонстрирует уникальную способность к быстрому
6
восстановлению параметров своего развития .
Стратегическая значимость и роль туризма как крупнейшего межотраслевого комплекса выражается в тех функциях, которые он выполняет: доходная (пополнение бюджета страны, активизация инвестиционных процессов в дестинации), функция содействия занятости (туристический сектор - крупнейший работодатель в мире, согласно отчетам UNWTO за 2020 г. в туризме было создано более 325 млн рабочих мест), выравнивающая функция (туризм - крупнейший межотраслевой комплекс, в который вовлечено более 53 смежных отраслей; туризм способен придать дополнительный импульс развитию депрессивных регионов и моногородов, снизить миграционный отток населения, создать дополнительные источники
пополнения регионального бюджета), инструмент межкультурной коммуникации и трансграничного сотрудничества, когда природно-рекреационный, культурный потенциал приграничных территорий благоприятствует взаимовыгодному сотрудничеству в сфере туризма и установлению международных культурных связей по обе стороны границы7,8.
В таблице 1 представлены данные ежегодного исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) с участием экспертов Oxford Economics за 2022 г.9
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования в данной статье является отрасль туризма как важнейшее стратегическое направление диверсификации экономики страны, значительный источник пополнения национального бюджета, крупнейший работодатель в мире. Предметом исследования является один из этапов разработки стратегических приоритетов развития отрасли туризма - анализ внешней среды объекта стратегирования: выявление трендов, определяющих направления долгосрочного развития объекта.
Методологической базой исследования выступают труды академика РАН В. Л. Квинта по теории, методологии и практике стратегирования, послужившие теоретико-методологической основой
Таблица 1. Вклад туризма в мировую экономику Table 1. Tourism in global economy
Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Мировой ВВП сектора туризма и путешествий (% по отношению к предыдущему периоду) 103,5 49,6 121,7
Мировой ВВП (% по отношению к предыдущему периоду) 102,5 96,7 105
Вклад туризма в мировой ВВП (трлн долл. США) 9,6 4,8 5,8
в % от мирового ВВП 10,3 5,3 6,1
5 Gossling S., Halld C. M., Scott D. The Routledge Handbook of Tourism and Sustainability. New York, London: Routledge, 2015. 548 р.
6 Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / В. Л. Квинт [и др.]. Кемерово: КемГУ, 2021. 371 с.
7 Там же.
8 Карпова Г. А., Ткачев В. А., Долженко Д. Е. Методологические подходы к определению мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов // Сервис plus. 2018. Т. 12. № 2. С. 65-72. https://doi.org/10.24411/2413-693X-2018-10207
9 Составлено по: Статистический бюллетень Росстата ко Всемирному дню туризма - 2022. URL https:rosstat.gov.ru/statistics/turizm/comments
2023. Vol 3. No 2
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
разработки ряда региональных стратегий в стране
10,11,12,13
и за рубежом .
АНАЛИЗ МИРОВОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД
Чрезвычайный период, обусловленный влиянием пандемии и внешнеполитическими факторами, безусловно поставил отрасль туризма, как множество других отраслей экономики, в жёсткие условия функционирования и несколько скорректировал стратегические цели, задачи и приоритеты развития. По данным UNWTO, в период с января по март 2022 г. объём международного туризма увеличился на 130 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. В первом квартале 2022 г. было зарегистрировано около 117 млн поездок, в то время как в первом квартале 2021 г. - около 41 млн.
Согласно отчетам ЦЫ'^ГО14 международный тур-поток значительно вырос в следующих регионах:
- Европа (+281 % по сравнению с 2021 г.);
- Америка (+117 %);
- Ближний Восток (+132 %);
- Африка (+96 %);
- Азиатско-Тихоокеанский регион (+64 %).
Проведенный UNWTO опрос среди экспертов
туриндустрии показал следующее: 83 % опрошенных назвали 2022 г. более перспективным по сравнению с 2021 г., а 48 % считают, что международный туризм окончательно восстановится в 2024 г.15,16
На российских путешественников приходится около 1 % мировых расходов на туристические поездки. В 2021 г. граждане России потратили на отдыхе за пределами страны более 9 млрд долларов.
При этом прогнозы экспертов на 2022 г. были таковы, что экономические потери туристической отрасли в мире будут порядка 7 млрд долларов. Согласно Skift Recovery Index туристическая отрасль в России восстанавливается быстрее, чем во многих других странах17. Этому способствует рост регионального туризма.
Пандемия коронавируса существенно отразилась на туристической отрасли: закрылись границы, одновременно возрос внутренний туризм. Так, например, по данным IATA, Россия занимает третье место после Китая и США по количеству внутренних рейсов18. По данным АТОР динамика прироста внутреннего организованного турпотока в 2021 г. превысила показатели 2020 года на 30 %. Совокупный внутренний турпоток (организованные и самодеятельные туристы) в 2022 г. оценивается в 61,2 млн человек, что на 8,3 % выше показателя за 2021 г. (56 млн чел.) (табл. 219).
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Кризис в мировой экономике, закрытие границ и иные существенные последствия изменения геополитической картины мира, а также последствия распространения коронавирусной инфекции и ее штаммов актуализировали вопрос необходимости стратегического развития национальной системы здравоохранения, а также развития лечебно-оздоровительного, медицинского туризма. В условиях пандемии коронавируса основные рынки международного туризма испытали так называемый кризисный шок, сформировались новые условия
10 Kvint V. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge, 2016. 519 p.
11 Стратегирование отрасли туризма...
12 Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес атлас, 2012. 627 с.
13 Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива: монография / под научной редакцией В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с.
14 Барометр мирового туризма 2022. URL: https://www.eunwto.org/doi/epdf/10.18111/wtobarometerrus.2022.20.1.2?role=tab
15 Кружалин В. И., Меньшикова Т. Н., Кружалин К. В. Стратегическое планирование как основа устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Географический вестник. 2022. № 1(60). С. 136-149. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2022-1-136-149
16 Strategic planning for the implementation of tourism information system / A. Mulyani [et al.] // International journal of scientific & technology research. 2020. Vol. 9. № 2. P. 4714-4717.
17 Skift Recovery Index. URL: https://research.skifft.com/recovery/
18 Истомина Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: РГГУ, 2019. 288 с.
19 Составлено по: Статистический бюллетень Росстата ко Всемирному дню туризма - 2022. URL: https:rosstat.gov.ru/statistics/turizm/comments
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
Таблица 2. Туризм в России в I и II кварталах 2022 г. Table 2. Tourism in Russia in quarters I and II of 2022
Показатели I квартал 2022 г. II квартал 2022 г. Прирост I квартал 2022 г. к I кварталу 2021 г., % Прирост II квартал 2022 г. к II кварталу 2021 г., %
Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек 12900,3 18013,0 15,9 18,4
в т.ч.: граждан РФ 12254,1 17343,8 14,9 18,5
иностранных граждан 646,2 669,2 40,6 15,3
Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей), млн руб. 103707,1 169990,5 15,0 17,8
Число въездных туристских поездок, тыс. 1414,4 2237,0 21,6 35,3
Объем услуг турагентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг, млрд руб. 37,0 49,8 42,6 34,4
Объем услуг санаторно-курортных организаций, млрд руб. 26,4 41,1 7,9 0,4
Оценка турпотока, млн 23,5 41,4 16,1 18,6
и формальности совершения туристских поездок, а также новые паттерны потребительского поведения.
В Российской Федерации с 2020 г. наметился долгосрочный тренд на активное и системное развитие рынка внутреннего туризма. На это повлияла не только пандемия, но и последние события начала 2022 г., когда в условиях значительных усложнений туристских формальностей в отношении нашей страны актуализировалась задача развития туристического потенциала, формирования современной высококачественной инфраструктуры, уникальных и доступных объектов показа, повышения доступности и транспортной связанности России. Разработан и реализуется Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»,
предполагающий реализацию ряда федеральных проектов - ФП-1 «Развитие туристической инфраструктуры», ФП-2 «Повышение доступности туристического продукта», ФП-3 «Совершенствование управления в сфере туризма»20,21. Общий объем финансирования Национального проекта предполагается на уровне 529 млрд руб. Стратегическая цель, поставленная в рамках проекта - увеличение количества путешествующих по стране с 65 млн (показатель по состоянию на 2019 г.) до 140 млн (прогноз на 2030 г.), а рабочих мест - с 2,5 млн (показатель по состоянию на 2019 г.) до 4,2 млн (прогноз на 2030 г.).
Зарубежные и отечественные эксперты отмечают формирование глобальных трендов развития общества и рынков, которые в ближайшее время
20 Туризм и индустрия гостеприимства. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm
21 ФП - Федеральный проект.
2023. Vol 3. No 2
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
Таблица 3. Анализ глобальных трендов, влияющих на развитие туризма и гостеприимства в постпандемийном мире
Table 3. Global post-pandemic trends that affect tourism and hotels
Тренды Характеристика влияния на сектор туризма и гостеприимства
Приоритетность здоровья и безопасности У современного туриста в приоритете вопросы безопасности, гигиены, а также различные процедуры, направленные на охрану здоровья. Доверие потребителя строится на приоритетах надежности и безопасности оказания услуги компаниями индустрии туризма.
Изменение в потребительском поведении: снижение доли спонтанных поездок Ввиду снижения покупательской способности потребителя в приоритете планирование основных статей расходов семейного бюджета и тщательный выбор и планирование турпоездки. Туристические предпочтения будут смещаться в сторону доверия известному бренду и приоритетности высокого качества сервиса. Наблюдается снижение спонтанных и рост заранее планируемых покупок и поездок.
Поиск уникального эмоционального опыта и эссенциализм Кастомизация путешествий, рост самодеятельного туризма, трансформация туристического рынка под воздействием цифровизации отрасли, стремление путешественника погрузиться с местную культуру, узнать дестинацию изнутри (принцип «living like a local»), стремление к осознанному потреблению. Наблюдается рост нише-вых направлений туризма: приключенческий, промышленный, оздоровительный с различными практиками релаксации и т. д.
Появление новых форматов занятости Новые бизнес-модели с удаленной работой сотрудников взаимовыгодны как работодателю, так и работнику, и в меньшей степени влияют на производительность труда последнего: снижение затрат на содержание офиса, снижение уровня стресса при одновременном росте производительности труда, возможность сочетания работы с досугом при сохранении качества выполнения первого и др. Рост спроса на недвижимость и аренду жилья в дестинациях, благоприятных для удаленной работы (мягкий климат, благоприятная городская среда, развитая инфраструктура и т. д.)
Цифровизация отраслей экономики Современные средства коммуникации позволяют значительно упростить и ускорить ход бизнес-процессов на предприятиях различной отраслевой принадлежности, одновременно оставляя за гранью цепочки создания стоимости отдельных игроков рынка. Развитие цифровых сервисов для путешественников позволяет туристам самим комплектовать туристический продукт, исходя из своих досуговых предпочтений и ценовых и качественных параметров турпродукта.
Приоритет путешествий на природе, экотуризм Последствия пандемии и современная геополитическая ситуация сказались и на досуговых предпочтениях туриста в сторону выбора «зеленых» дестинаций, путешествий в близлежащие дестинации на собственном автомобиле, сельский туризм.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
будут оказывать серьезное влияние на развитие
/ оч 22,23,24,25
туризма и гостеприимства (табл. 3) .
Важнейшим глобальным трендом является актуальность экологической повестки и внедрение ESG-принципов в практику работы предприятий (в т. ч. туристской индустрии). Важно отметить, что вопросы экологически ответственного потребления лежат в основе поведенческих паттернов современных туристов, представителей бизнес-сообщества (предприятий, инвесторов, контрагентов), правительств и т. д. В России разработаны методические рекомендации по внедрению Е80-принципов в практику работы предприятий индустрии туризма, и ведется работа по принятию ГОСТов, регламентирующих внедрение принципов устойчивого развития в сферу туризма26 (рис.127).
Национальный тренд - рост внутреннего туризма и беспрецедентное внимание власти на системное развитие отрасли (рис. 2, 328).
Национальный тренд - развитие нишевых направлений в туризме (промышленный туризм,
экологический) и развитие межрегиональных туристических маршрутов/продуктов.
Стратегический потенциал развития промышленного туризма раскрывается в следующих аспектах:
- нишевое направление открывает возможности продвижения локальных брендов на национальный и международный рынки;
- способствует трансляции ресурсосберегающей политики и следованию принципам устойчивого развития в работе промышленных предприятий;
- обладает маркетинговым потенциалом для позиционирования промышленных центров в качестве привлекательных туристских дестинаций;
- выполняет профориентационную задачу для школьников, абитуриентов, а также задачу патриотического воспитания подрастающего поколения;
- служит дополнительным источником дохода
29
для промышленного предприятия .
80%
20%
47%
53%
28% 25%
72% 75%
19%
18% 15% 14%
81%-82%-85%-86%-87%
13%
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 ■ есть ESG-отчет ■ нет ESG- отчета
Рис. 1. Динамика наличия отчетности об устойчивом развитии компании по рейтингу S&P SAM CSA Fig. 1. Sustainable development of the company in S&P SAM CSA: reports availability
22 Составлено автором на основе: Сердюкова Н. К., Сердюков Д. А., Баль Н. В. Анализ трендов развития туризма и гостеприимства в условиях новой реальности // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40(2). С. 254—262.
23 Сердюкова Н. К., Сердюков Д. А., Баль Н. В. Анализ трендов развития...
24 Чхотуа И. З., Власюк Л. И., Задорожная Г. В. Развитие промышленного туризма в регионах России: стратегический анализ // Экономическое возрождение России. 2021. № 4. С. 156-174.
25 Бровко С. Б, Солод Т. В. Специфика реагирования индустрии туризма на глобальные экономические риски // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 4. С. 1025-1038. https://doi.org/10.18334/eo.10.4.111142
26 The impact of ESG factors on market value of companies from travel and tourism industry / G. H. Ionescu [et al.] // Technological and Economic Development of Economy. 2019. Vol. 25. № 5. P. 820-849. https://doi.org/10.3846/tede.2019.10294
27 Составлен на основе отчета об устойчивом развитии компаний (S&P). Источник: Международный опыт применения стандартов ESG и возможности его использования в России (аналитический доклад). URL:https://mfc-moscow.com/
28 Рисунки 2 и 3 рассчитаны и составлены автором по данным Росстата.
29 Чхотуа И. З., Власюк Л. И., Задорожная Г. В. Развитие промышленного туризма.
2023. Vol 3. No 2
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
Рис. 2. Число реализованных населению туристических пакетов, тыс. Fig. 2. Tourist packages sold, thousand
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
II
2016
I
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Внутренний туризм "Въездной туризм ■ Выездной туризм
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Организованный туризм зарубеж ■ Организованный туризм по России
Промтуризм - идеальная площадка для сотрудничества представителей власти и бизнеса в рамках ГЧП и действенный инструментарий повышения инвестиционной привлекательности территории.
По состоянию на 2022 г. в программу по развитию промышленного туризма вошло около 35 регионов, в 30 из них разработаны стратегии развития промтуризма, более 250 предприятий предлагают экскурсии и профориентационные программы30.
Согласно данным ФГБУ «Росзаповедцентр» в 2022 г. величина турпотока в заповедники и национальные парки составила более 13 млн 975 тыс. человек, в 2021 г. - около 10 млн человек. Оба показателя превышают плановые значения, установленные на соответствующие годы, более чем на 40 %31.
Рис. 3. Динамика количества отправленных российских туристов в туры и туристические поездки по России и в зарубежные страны, млн ч. Fig. 3. Russian tourists in Russia and abroad, million people
Мастер-планирование территории, положенное в основу Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», призвано развивать уникальные природно-рекреационные ресурсы государства в связке с регионами, на территории которых они располагаются, с целью совместного развития инфраструткры туризма и обеспечения бесшовного опыта получения туруслуги в стране.
Цифровая трансформация отрасли ускорилась в пандемию и процесс структурной перестройки отрасли будет продолжаться. Этот тренд направлен на построение экосистемы цифровых сервисов для туризма - от бронирования поездки, гостиницы до музея и экскурсии.
30 РБК. Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/63a063339a79473515a0ffab
31 Ассоциация Туроператоров. URL: https://www.atorus.ru/node/50962
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
ВЫВОДЫ
Текущая рыночная ситуация в туризме и отрасли гостеприимства как в России, так и на глобальном уровне, с одной стороны, характеризуется наличием целого ряда кризисных явлений и сложных социально-экономических и политических вызовов, а с другой - открывает широкие возможности развития внутреннего туризма на базе импортозамещения.
Тренды трансформации рынка и потребительского поведения, сложившиеся под влиянием пандемии, а также опыт деятельности предприятий
отечественной туристской индустрии в условиях значительной турбулентности рынка будут способствовать достаточно быстрой адаптации туризма к условиям новой политической и экономической реальности при системной государственной под-
32,33 т-. „
держке отрасли и граждан . В чрезвычайный период действенная стратегия развития отрасли позволит скорректировать долгосрочные планы развития национальной туристической системы в коридоре выбранного стратегического вектора развития.
ЛИТЕРАТУРА
Агешкина Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. 567 с.
Бровко С. Б, Солод Т. В. Специфика реагирования индустрии туризма на глобальные экономические риски // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 4. С. 1025-1038. https://doi.org/10.18334/ eo.10.4.111142
Джанджугазова Е. А. Современный туристский рынок в период перемен // Российские регионы: взгляд в будущее. 2021. Т. 8. № 1. 2021. С. 1-15.
Елисеев Д. О. Роль цифровых технологий в развитии рекреационно-туристского потенциала регионов России // Modern Economy Success. 2020. № 5. С. 182-189.
Истомина Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: РГГУ, 2019. 288 с.
Карпова Г. А., Ткачев В. А., Долженко Д. Е. Методологические подходы к определению мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов // Сервис plus. 2018. Т. 12. № 2. С. 65-72. https://doi.org/10.24411/2413-693X-2018-10207
Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 164 с.
Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес атлас, 2012. 627 с.
Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива: монография / под научной редакцией В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с.
Кружалин В. И., Меньшикова Т. Н., Кружалин К. В. Стратегическое планирование как основа устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Географический вестник. 2022. № 1(60). С. 136-149. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2022-1-136-149
32 Полухина А. Н. Самодеятельный туризм как инновационная модель развития туризма в эпоху пандемии коронавируса // Инновационное развитие экономики. 2021. № 4. С. 34-41. https://doi.org/10.51832/2223-79842021434
33 Which Future for Traditional Travel Agencies? A Dynamic Capabilities Approach / G. Abrate [et al.] // Journal of Travel Research. 2019. Vol. 59. P. 777-791. https://doi.org/10.1177/0047287519870250
2023. Vol 3. No 2
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
Полухина А. Н. Самодеятельный туризм как инновационная модель развития туризма в эпоху пандемии коронавируса // Инновационное развитие экономики. 2021. № 4. С. 34-41. https://doi. org/10.51832/2223-79842021434
Сердюкова Н. К., Сердюков Д. А., Баль Н. В. Анализ трендов развития туризма и гостеприимства в условиях новой реальности // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40(2). С.254-262.
Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi. org/10.21603/978-5-8353-2718-8
Чхотуа И. З., Власюк Л. И., Задорожная Г. В. Развитие промышленного туризма в регионах России: стратегический анализ // Экономическое возрождение России. 2021. № 4. С. 156-174.
Gossling S., Halld C. M., Scott D. The Routledge Handbook of Tourism and Sustainability. New York, London: Routledge, 2015. 548 р.
Kvint V. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge, 2016. 519 p.
Strategic planning for the implementation of tourism information system / A. Mulyani [et al.] // International journal of scientific & technology research. 2020. Vol. 9. № 2. P. 4714-4717.
The impact of ESG factors on market value of companies from travel and tourism industry / G. H. Ionescu [et al.] // Technological and Economic Development of Economy. 2019. Vol. 25. № 5. P. 820-849. https:// doi.org/10.3846/tede.2019.10294
Which Future for Traditional Travel Agencies? A Dynamic Capabilities Approach / G. Abrate [et al.] // Journal of Travel Research. 2019. Vol. 59. P. 777-791. https://doi.org/10.1177/0047287519870250
REFERENCE
Ageshkina NA. Osnovy turagentskoy i turoperatorskoy deyatelnosti [Fundamentals of travel agency and tour operator activities]. Moscow: INFRA-M; 2021. 567 p. (In Russ.)
Brovko SB, Solod TV. Specifics of the tourism industry's response to global economic risks. Journal of International Economic Affairs. 2020;10(4):1025-1038. (In Russ.) https://doi.org/10.18334/ eo.10.4.111142
Dzhandzhugazova EA. The modern tourist market in a period of change. Russian Regions: a look into the future. 2021;8(1):1-15. (In Russ.)
Eliseev DO. Role of digital technologies in development of recreation and tourist potential of Russian regions. Modern Economy Success. 2020;5:182-189. (In Russ.)
Istomina E. G. Vnutrenniy turizm i turistskiye resursy Rossii [Domestic tourism and tourist resources of Russia]. 2nd ed. Moscow: Russian State University for the Humanities; 2019. 288 p. (In Russ.)
Karpova GA, Tkachev VA, Dolzhenko DE. Methodological approaches to determining the multiplicative effect of interregional tourist projects. Service plus. 2018;12(2):65-72. (In Russ.) https://doi. org/10.24411/2413-693X-2018-10207
Kvint VL. The concept of strategizing. Vol. 1. St. Petersburg: NWIM RANEPA, 2019. 132 p. (In Russ.)
Kvint VL. The concept of strategizing. Vol. 2. St. Petersburg: NWIM RANEPA, 2020. 164 p. (In Russ.)
Kvint VL. Global emerging market: strategic management and economics. Moscow: Biznes atlas; 2012. 627 p. (In Russ.)
A conceptual future for the Kuzbass region: strategic outlines of developmental priorities through 2071, a 50-year perspective. Ed. VL Kvint. Kemerovo: Kemerovo State University; 2022. 283 p. (In Russ.)
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
Kruzhalin VI, Men'shikova TN, Kruzhalin KV. Strategic planning as a basis for sustainable tourism development and the preservation of cultural heritage in the regions of the russian federation. Geographical bulletin. 2022;1(60):136-149. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2022-1-136-149 (In Russ.) Polukhina AN. Free independent tourism as an innovative model for tourism development in the era of the coronavirus pandemic. Innovative Development of Economy. 2021;4:34-41. (In Russ.) https://doi. org/10.51832/2223-79842021434 Serdyukova NK, Serdyukov DA, Bal NV. Tourism and hospitality development trends in new reality.
Natural-Humanitarian Studies. 2022;40(2):254-262. (In Russ.) Strategizing of the tourism and trade show industries in Kuzbass region. Ed. VL Kvint. Kemerovo:
Kemerovo State University, 2021. 371 p. (In Russ.) Chkhotua IZ, Vlasyuk LI, Zadorozhnaya GV. Strategic analysis of industrial tourism development in the regions of Russia: opportunities and threats. Economic Revival of Russia. 2021;4:156-174. (In Russ.)
Gossling S, Halld CM, Scott D. The Routledge Handbook of Tourism and Sustainability. New York, London: Routledge; 2015. 548 р.
Kvint V. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge; 2016. 519 p.
Strategic planning for the implementation of tourism information system. A. Mulyani [et al.]. International
journal of scientific & technology research. 2020; 9(2):4714-4717. The impact of ESG factors on market value of companies from travel and tourism industry. GH Ionescu [et al.]. Technological and Economic Development of Economy. 2019;25(5):820-849. https://doi. org/10.3846/tede.2019.10294 Which Future for Traditional Travel Agencies? A Dynamic Capabilities Approach. G. Abrate [et al.]. Journal of Travel Research. 2019;59:777-791. https://doi.org/10.1177/0047287519870250
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Илона Зурабовна Чхотуа, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-7234-0862
Мурадов Александр Александрович, магистр кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; [email protected]
ABOUT AUTHORS: Ilona Z. Chkhotua, Moscow State University, Moscow, Russia; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-7234-0862
Alexander A. Muradov, Master of the Department of Economic and Financial Strategy Moscow School of Economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; [email protected]