Научная статья на тему 'Глобальное потепление климата и автотранспорт'

Глобальное потепление климата и автотранспорт Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
2696
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ КЛИМАТА / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / СЖИГАНИЕ ТОПЛИВ / ЭНЕРГЕТИКА / АВТОТРАНСПОРТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ГЛОБАЛЬНЕ ПОТЕПЛіННЯ КЛіМАТУ / ПАРНИКОВі ГАЗИ / СПАЛЮВАННЯ ПАЛИВ / ЕНЕРГЕТИКА / ЕКОЛОГіЧНі ПОКАЗНИКИ / GLOBAL WARMING / GREENHOUSE GASES / COMBUSTION OF FUELS / ENERGETICS / MOTOR TRANSPORT / ECOLOGICAL INDICES

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Канило Павел Макарович, Соловей Виктор Васильевич, Внукова Наталья Владимировна

Проанализированы многочисленные публикации по так называемому «глобальному потеплению» климата на планете Земля. Указывается на неопределенности в прогностических оценках этого явления, в том числе на отсутствие анализа по уровням изменений подвижного баланса между естественными источниками выбросов парниковых газов в атмосферу и их стоками. Обосновывается вывод, что современное потепление приземного слоя атмосферы в значительной степени является проблемой антропогенно-экологической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL WARMING AND MOTOR TRANSPORT

Numerous publications on the so called global warming on the Earth planet have been analysed. It is pointed out at vagueness in forecasting assessments of this phenomenon including lack of analysis in levels of changing movable balance between natural sources of hothouse atmospheric emissions and their drainage. The conclusion is being proved that present-day warming of surface air to a considerable degree is a man-made problem.

Текст научной работы на тему «Глобальное потепление климата и автотранспорт»

ЭКОЛОГИЯ

УДК 669.85/86+502.7

ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ КЛИМАТА И АВТОТРАНСПОРТ

П.М. Канило, профессор, д.т.н., В.В. Соловей, профессор, д.т.н.,

Н.В. Внукова, доцент, к.георг.н., ХНАДУ

Аннотация. Проанализированы многочисленные публикации по так называемому «глобальному потеплению» климата на планете Земля. Указывается на неопределенности в прогностических оценках этого явления, в том числе на отсутствие анализа по уровням изменений подвижного баланса между естественными источниками выбросов парниковых газов в атмосферу и их стоками. Обосновывается вывод, что современное потепление приземного слоя атмосферы в значительной степени является проблемой антропогенно-экологической.

Ключевые слова: глобальное потепление климата, парниковые газы, сжигание топлив, энергетика, автотранспорт, экологические показатели.

ГЛОБАЛЬНЕ ПОТЕПЛІННЯ КЛІМАТУ І АВТОТРАНСПОРТ

П.М. Каніло, професор, д.т.н., В.В. Соловей, професор, д.т.н.,

Н.В. Внукова, доцент, к.геогр.н., ХНАДУ

Анотація. Проаналізовано численні публікації з так званого «глобального потепління» клімату на планеті Земля. Вказується на невизначеності у прогностичних оцінках цього явища, у тому числі на відсутність аналізу за рівнями змін рухливого балансу між природними джерелами викидів парникових газів в атмосферу та їх стоками. Обґрунтовується висновок, що сучасне потепління приземного шару атмосфери значною мірою є проблемою антропогенно-екологічною.

Ключові слова: глобальне потепління клімату, парникові гази, спалювання палив, енергетика, автотранспорт, екологічні показники.

GLOBAL WARMING AND MOTOR TRANSPORT

P. Kanilo, Professor, Doctor of Technical Sciences, V. Solovey, Professor,

Doctor of Technical Sciences, N. Vnukova, Associate Professor, Candidate of

Geographical Sciences, KhNAHU

Abstract. Numerous publications on the so called global warming on the Earth planet have been analysed. It is pointed out at vagueness in forecasting assessments of this phenomenon including lack of analysis in levels of changing movable balance between natural sources of hothouse atmospheric emissions and their drainage. The conclusion is being proved that present-day warming of surface air to a considerable degree is a man-made problem.

Key words: global warming, greenhouse gases, combustion of fuels, energetics, motor transport, ecological indices.

Введение

Изменение климата в настоящее время -возможно наиболее важная и суперсложная мировая проблема по охране окружающей

среды (ОС), с которой человечество столкнулось за последние десятилетия. В 1988 году Всемирная метеорологическая организация, в соответствии с программой ООН по окружающей среде, создала Межправитель-

ственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК) планеты, которая периодически публикует доклады о будущих изменениях «глобального» климата и возможном влиянии этих изменений на различные виды хозяйственной деятельности. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была подписана Рамочная конвенция ООН по вопросам изменения климата. В декабре 1997 г. в г. Киото был одобрен так называемый Киотский протокол, в соответствии с которым развитые страны и страны с переходной экономикой, в том числе Украина, договорились уменьшить выбросы парниковых газов (ПГ), в первую очередь диоксида углерода (СО2), на 5 % относительно уровня базового - 1990 г. В декабре 2009 года в столице Дании - Копенгагене проходила 15-я климатическая конференция ООН (саммит руководителей 193 государств мира

- участников конвенции ООН), посвященная проблемам «глобального изменения» климата на нашей планете. Президент России Дмитрий Медведев оценил итоги конференции «достаточно скромными» из-за отсутствия конкретных решений и отметил, что необходимо совершенствовать работу по улучшению экологической ситуации на планете и предотвращать ее неблагоприятное влияние на климат. Саммит, как указывает швейцарское издание Le Temps и ряд других, стал встречей не ученых, а политиков. Борьба с потеплением в ближайшие годы может вызвать настоящий денежный дождь. Уже существует «виртуальный рынок» по свободным единицам сокращения выбросов (ЕСВ) СО2, стоимость которых составляет 12-15 евро/т. В решениях 15-й конференции слились политические и экономические интересы многих крупных держав и транснациональных корпораций, а вовсе не научный анализ путей разрешения глобальных эколо-го-климатических проблем человечества.

Анализ публикаций

В ряде работ [1-3] указывается, что средняя глобальная температура земной поверхности (~15 °C), обеспечивающая жизнь на Земле, изменялась на протяжении миллионов лет не более чем на несколько градусов в обе стороны от наблюдаемого сейчас среднего значения. Причем океаны и моря, имея поверхность ~ в 2,5 раза большую, чем суша, выполняли функцию санитаров атмосферы, аккумулируя СО2 и метан из атмосферы до приемлемых остаточных количеств для обеспечения многообразий жизни на нашей

планете. Кроме того, отмечается, что СО2 распределен по всему объему тропосферы практически равномерно, а годовые колебания его концентраций, объясняемые, в том числе, сезонной фотосинтезирующей активностью растений и микроорганизмов, изменением уровней выбросов СО2 с продуктами сжигания топлив, составляли, например в 1970-1980 гг., -45-109 т. Указанный сезонный уровень колебаний концентраций СО2 в тропосфере по отношению к его среднему массовому содержанию составлял ~2 %, но более чем в 2 раза превышал, как будет показано далее, годовой уровень выбросов СО2 с продуктами сжигания топлив.

По данным МГЭИК, «глобальное потепление» климата, начавшееся с 70-х годов XX века, не вызывает сомнений. Уровни повышения среднегодовой температуры приземного слоя тропосферы приведены на рис. 1. Наблюдается также рост температуры поверхностного слоя воды в мировом океане, сокращаются площади морского льда [4-6].

Рис. 1. Аномалии глобальной приземной температуры воздуха, рассчитанной по модели общей циркуляции атмосферы и океана (МОЦАО) и полученной по наблюдениям, по отношению к норме в период с 1950-го по 1970 г.: 1 - данные наблюдений; 2 - аномалия температуры, с учетом известного роста парниковых газов (ПГ) и аэрозолей (расчет); 3 - тот же расчет, но при значениях ПГ и аэрозолей, соответствующих 1970 г.

Итак, многие исследователи считают, что процесс потепления климата вызван увеличением выбросов в атмосферу ПГ, в первую очередь СО2, с продуктами сжигания ископаемых топлив и его накоплением в атмосфере. Ряд авторитетных экологов и климатологов полагают, что климат на Земле меняется циклически, а цивилизация лишь ускоряет ход естественных процессов. Современное «глобальное потепление» климата тре-

вожит не только ученых, общественные и правительственные организации, но и практически всех здравомыслящих людей.

Цель и постановка задачи

На основе анализа публикаций и исследований авторов обосновывается вывод, что современное «глобальное потепление» климата в значительной степени является проблемой антропогенно-экологической. Обосновывается вывод о необходимости существенного усиления вектора экономизации и экологизации хозяйственной деятельности человечества, включая и автомобильный транспорт.

Глобальное потепление климата -антропогенно-экологическая проблема

В основе парникового эффекта лежат физические процессы, теоретически связанные с уменьшением тепловых потерь в ОС газами, поглощающими инфракрасное излучение земли. К таким газам, называемым парниковыми, обычно относят оксиды углерода, водяной пар, метан и ряд других газов, но определяющим является СО2. Следует отметить, что без парникового эффекта среднегодовая температура приземного слоя тропосферы составляла бы лишь -18 °С. При такой температуре жизнь на планете невозможна. Имеются три фундаментальные причины, почему может модифицироваться радиационный баланс земного шара, вызывая тем самым изменение климата [1-4, 6-8]: трансформации орбитальных параметров Земли или уровней поступающего на верхнюю границу атмосферы потока солнечной радиации; вариации доли солнечной радиации, которая отражается в мировое пространство (эта доля может увеличиваться или уменьшаться в результате изменения облачности, концентраций атмосферного аэрозоля или отражательных свойств подстилающей поверхности); снижение доли длинноволнового излучения от земной поверхности в космическое пространство как результат повышения концентраций ПГ, в первую очередь СО2, в атмосфере.

Другой вопрос, который иногда поднимается, касается роли тепловой энергии в изменении климата, которая выбрасывается в атмосферу крупными городами, энергетическими и промышленными комплексами, транспортом и другими объектами. Однако вырабатываемое в настоящее время количе-

ство энергии в мире по отношению к энергии солнечной радиации, поглощаемой Землей, не превышает сотых-тысячных долей процента и составляет всего лишь несколько процентов от ее периодических природных изменений. Поэтому даже двух-трехкратное увеличение производства энергии не должно повлиять на глобальное изменение климата планеты [2, 3, 8, 9]. Оно может, в определенной степени, сказаться лишь на региональном уровне (в зонах городов-мегаполисов, районах расположения ТЭС, ТЭЦ, АЭС с их прудами-охладителями). На основе этого можно сделать предварительный предельно важный вывод: предполагаемое в ближайшем будущем двукратное увеличение производства и использования энергии человечеством не является ограничивающим, с точки зрения потепления климата.

Основу «глобального потепления» климата, видимо, составляют процессы, приводящие к нарушению замкнутости углеродного цикла, идущее разрушение биосферы Земли, обусловленное увеличением антропогенно-экологической нагрузки на природную среду, высоким уровнем использования биосферных ресурсов, истощением плодородия земель, вырубкой и старением лесов (тропические и другие леса исчезают со скоростью ~30 га в минуту [9]), загрязнением атмосферы, литосферы и гидросферы различного рода биоцидами: предельно опасными для всего живого токсичными и канцерогенномутагенными химическими соединениями, тяжелыми металлами и радиоактивными элементами, выбрасываемыми, в том числе, с продуктами сжигания топлив [1-3, 7-9]. Все это приводит к угнетению, деградации и уничтожению фиторастительности на суше и в океане (экоцид), что способствует, как следствие, ослаблению естественных стоков СО2, в том числе снижению поглощения СО2 фотосинтезирующими системами и уменьшению его растворимости в водах мирового океана. В этом, видимо, и заключается основной антропогенез проблемы «глобального потепления» климата на планете Земля. Именно в современной макроэкономике коренятся современные экологические проблемы и угрозы глобальных кризисов, в том числе «глобальное потепление» климата.

Климатическая система Земли является весьма сложной и включает пять важнейших составляющих: атмосферу, гидросферу,

криосферу, поверхность суши, биосферу и ее функционирование в значительной степени определяется условиями взаимодействия между ними. Динамическое равновесие С02 в атмосфере обусловлено механизмами его переноса между атмосферой, гидросферой (мировым океаном) и биосферой (рис. 2).

^4 ^ ^5

Г идросфера Л Атмосфера <— —> Биосфера

Рис. 2. Механизм переноса С02 из одного «резервуара» в соседний (доли: А4-А4), ^5 - доля, вносимая с продуктами сжигания топлив

В ряде работ [2] отмечается, что ~ 95 % мировой эмиссии С02 осуществляется природными источниками, к которым относятся: дыхание наземной растительности (24 %) и почвы (30 %), эмиссия с поверхности океана (41 %) и вулканическая деятельность (< 1 %). Тогда уровни выбросов С02 с продуктами сжигания топлив не должны были превышать ~ 5 % от суммарной эмиссии С02 в атмосферу. Кроме того, природный резервуар органического углерода в поверхностном слое почвы (до 100 см), из которого происходит эмиссия С02, составляет от 2000 до 3000 млрд. т [2]. Поэтому уровни природной эмиссии С02 в атмосферу (^1) за период с 1970 г по 2010 г. можно считать относительно стабильными или даже понижающимися (-А^1), вследствие уменьшения зеленой массы на планете. Могли также только снижаться, по сравнению с 1970 г., уровни эмиссий С02 с поверхности мирового океана (-А^3), в том числе, вследствие загрязнения вод и повышения концентраций С02 в тропосфере. В результате остаются три источника, способствующих повышению уровней накопления С02 в атмосфере в период с 1970 г. по 2010 г.: снижение уровней стоков С02 из тропосферы (^2, ^4), вследствие экоцида биосферы (угнетение, деградация и уничтожение фотосинтезирующих составляющих на суше и в океане) и повышение уровней выбросов С02 с продуктами сжигания топлив (^5). Рост выбросов С02 в тропосферу при дыхании все увеличивающейся численности населения планеты Земля, как будет показано далее, является незначительным и может частично или полностью компенсироваться снижением выбросов С02 при дыхании животных из-за уменьшения их количества на планете.

На рис. 3 приведены усредненные данные по увеличению концентрации и дополнительному суммарному накоплению С02 в тропосфере, а также по росту численности населения планеты Земля в период с 1971 до 2010 гг. Так как среднегодовая концентрация

С02 в объеме тропосфере (Мтроп « 5 -1015 т)

распределена практически равномерно [2, 3, 7],

то МСо2 (троп.) ® 5 '10 Х ССО2 (троп.) .

ССО2 (троп.)?

млн-1(мас.)

А 1 в 580

°С

0,4- 560

0,3 540

0,2- 520

0,1 500

0- 480

МсО , СО2 (троп

0 1 2 т

2,9 N,

2,8 млрд

чел.

2,7 6,6

2,6 -5,6

2,5 -4,6

2,4 3,6

1970 1980 1990 2000 Годы

Рис. 3. Уровни изменения параметров тропосферы Земли и численности населения

Из представленных данных следует, что за рассматриваемый период увеличились: СсО2 (троп.) - с 480 до 600 млн-1 (мас); массовое содержание С02 в тропосфере ~ на 600 109 т (с 2,4-1012 до 3,01012 т), т.е. на 25 % по сравнению с 1970 г., что в среднем составляло ежегодную прибавку ~ 15Т09 т С02; А1В ~ 0,6 °С, т.е. происходило повышение «глобальной» температуры приземного слоя воздуха примерно на 0,1 °С при росте содержания С02 в тропосфере на 100 млрд. т. Прирост населения планеты составлял ~ 83 млн человек в год, что могло приводить при его дыхании к дополнительному росту уровней выбросов С02 в тропосферу ~ на

0,04' 109 т [2], что соответствовало ~ 2 % от суммарного годового накопления С02.

В работах [4-6] показано, что существует линейная зависимость между увеличением массового содержания С02 в тропосфере и ростом «глобальной» среднегодовой температуры приземного слоя воздуха. Таким образом, если динамика роста содержания С02 в атмосфере останется неизменной, то его масса к 2020 г. возрастет пример12но на 200 млрд т (рис. 3) и составит ~ 3,2-10 2 т, при этом «глобальная» среднегодовая температу-

3

2

ра приземного слоя тропосферы может подняться еще ~ на 0,2 °С. Уровни потребления ископаемых топлив и выбросов С02 в тропосферу с продуктами их сжигания представлены в табл. 1 [8, 10]).

Таблица 1 Мировое потребление топлив и выбросы вредных веществ с продуктами их сжигания

*Усредненные суммарные выбросы твердых частиц

(ТЧ ) и бенз(а)пирена (БП - С20Н12), характеризующих уровни выбросов канцерогенных углеводородов (КУ); т н.э. - 41,9 ГДж/т н.э.

Из приведенных в табл. 1 данных следует, что уровни выбросов С02 в тропосферу в 1970 г. составляли: ~ 15 млрд т, а в 2009 г. ~ 31 млрд т, т.е. практически не превышали 1 % от суммарного массового накопления С02 в тропосфере. При этом ежегодное дополнительное увеличение выбросов С02 с продуктами сжигания топлив (табл. 1) в среднем соответствовало ~ 0,4-109 т, что составляло менее 3 % от ежегодного дополнительного накопления С02 в тропосфере. При этом доля автотранспорта по уровням выбросов С02 в тропосферу с отработавшими газами (0Г) составляло менее 20 % от всех выбросов С02 с продуктами сжигания топлив, т.е. ~ 0,5 % от ежегодного дополнительного накопления С02 в тропосфере. Следует особо отметить, что если бы даже собрать в одну емкость все дополнительно выброшенные с продуктами сжигания топлив С02 (по сравнению с 1970 г.), то они были бы существенно меньше, чем дополнительно накопленные уровни С02 в тропосфере к 2010 г.

Результаты проводимого анализа

С большой степенью вероятности можно утверждать, что увеличение содержания С02 в тропосфере с 1971 до 2009 гг. в основном определялось ослаблением стоков С02, обусловленных уменьшением его поглощения наземными и водными фотосинтезирующими системами, вызванного: загрязнением атмосферы, литосферы и гидросферы различного рода биоцидами, приведших к угнетению, деградации и уничтожению фиторастительности на суше в океане (экоцид), снижением зеленой массы на планете, включая вырубку и уничтожение лесов, и снижением растворимости С02 в водах мирового океана.

Следует отметить, что биологические виды, которые являются основой функционирования живой материи, предельно чувствительной к негативным изменениям в природной среде, в частности, к химическому, радиационному и другим видам загрязнений. Такие изменения являются причиной: обеднения генофонда органического мира, снижения биологического разнообразия в природе и эволюционного потенциала живых организмов и биосферы в целом. Растительный мир особо чувствителен к очень малым концентрациям вредных веществ в атмосфере (оксидов азота и серы, озона, канцерогенномутагенных веществ и др.), при этом нару-

Потребление По годам

топлив и выброс ВВ 1970г. 1980г. 1990г. 2000г. 2009г.

Нефть, млн т н.э./год 1528 1800 2234 2338 3278

СО2, млн т/год 7123 9417 9954 11221 12089

КОх, млн т/год 46 60 65 70 80

БО2, млн т/год 7 9 10 11 12

ТЧ *, млн т/год 5,6 7,5 8,0 9,0 10

БП * (КУ), т/год 100 134 142 150 177

Природный газ, млн т н.э./год 899 1297 1769 2176 2653

СО2, млн т/год 2173 3163 4312 5335 6641

КОх, млн т/год 19 24 27 29 35

БО2 , млн т/год 0,03 0,033 0,04 0,044 0,05

ТЧ, млн т/год следы следы следы следы следы

БП (КУ), т/год следы следы следы следы следы

Уголь, млн т н.э./год 1322 1751 1854 2095 2284

СО2, млн т/год 6745 7955 9825 10800 12400

КОх, млн т/год 28 36 40 44 52

БО2 , млн т/год 92 108 134 147 173

ТЧ (зола), млн т/год 6 7 9 10 12

БП (КУ), т/год 5,6 7,2 8,0 8,8 10,4

Суммарное количество:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Топлива, млн т н.э./год 3749 4848 5857 6609 8215

СО2, млн т/год 15141 19310 22674 25300 31130

КОх, млн т/год 93 120 132 143 167

БО2 , млн т/год 99 117 144 158 185

ТЧ, млн т/год 11,6 14,5 17 19 24

БП, т/год 105,6 141,2 150 168,8 187,4

Выброс ВВ, приведенный к КО2 (£ж>2 = 3), млн т 200 260 290 320 370

Тепловое воздействие на 0С, ГДж/год-10-9 210 272 320 366 426

Доля от поступающей солнеч- 0,009 0,011 0,013 0,015 0,018

ной энергии, %

шается их жизнеспособность, снижается («подавляется») фотосинтезирующая активность и продуктивность растений. Физикохимическое, биологическое и тепловое загрязнение внутренних водоемов, морей и океанов нарушает газообмен воды с атмосферой, что приводит к снижению растворимости С02 в водах мирового океана, к исчезновению многих видов животных и растений, т.е. идет деградация водных объектов. Поэтому в современных условиях под воздействием человеческой деятельности способность природных систем к самоочищению атмосферы серьезно нарушена, атмосферный воздух не в полной мере выполняет свои защитные жизнеобеспечивающие экологические функции [1-3, 7-9]. Загрязнения воздушного бассейна планеты приняли трансграничные межгосударственные масштабы. Поэтому современное глобальное среднегодовое потепление приземного слоя атмосферы в значительной степени является проблемой антропогенно-экологической, определяемой, в том числе, снижением способности деградируемых наземных и океанических экосистем поглощать ПГ (С02) по мере роста их концентраций в атмосфере.

Поэтому в период с 1971 до 2009 гг. нарушен глобальный газообмен С02 между: атмосферой и биосферой (существенное снижение объемов и продуктивности фотосинтеза), а также атмосферой и гидросферой (снижение растворимости С02 в водах мирового океана) при некотором увеличении уровней выбросов С02 с продуктами сжигания ископаемых топлив. При этом наблюдаются следующие закономерности в глобальных годовых потоках С02:

2010 2010

X [(Х1 - Х2) + (Х3 - Х4)] > X [Х5(г) ^5(1970)],

г—1971 г—1971

а также

-ЛХ1 -ДХ3 + ДХ5 - ( -ДХ 2) - ( -ДХ 4) «15 '109 т. Таким образом

(ДХ2 + ДХ4) «15' 109 - 0,4' 109 + (ДХ1 + ДХ3),

т.е. (ДХ2 + ДХ4) > (15 '109 - 0,4 '109) на величину (ДХ1 + ДХ3).

В табл. 1 представлены также данные по суммарным (усредненным) выбросам вредных веществ (ВВ) и основного парникового

газа С02 в атмосферу с продуктами сжигания топлив и по тепловому воздействию энергосистем на 0С. При этом уровни годовых массовых выбросов С02 в атмосферу при сжигании г-х топлив определялись по следующей формуле:

МСО2(0 — “МТ(г)ёс(1) — 3,67МТ(г)ёс({) ,

ЦС

где МТ(г) - усредненное массовое потребление г-го углеводородного топлива в млн т/год; gC(i) - массовая доля углерода в г-м

топливе (для углей ~ 0,6; для природного газа ~ 0,75; для нефти ~ 0,84); цс и цС02 - соответственно молекулярные массы углерода и С02.

Суммарные выбросы ВВ с продуктами сжигания ископаемых топлив, приведенные к К02 с учетом суммации и явлений синергизма (XВВко2 ), определялись по следующей зависимости:

X ВВко2 — {(0,1 + 0,9 ^°^)' КОх +

Ц N0

^о2 [ПДКко2 ]сс

+-----2--------2-----Б02 +

к№Э2 [ПДК802 ]СС

+ Ьтч ' [ПДКК02 ]СС ' ТЧ +

к№Э2 [ПДКтч ]СС

+ к-КУ '[ПДКК02 ]сс ' —} к№Э2 [ПДКБП ]сс

где Ць [ПДК,. ]сс - соответственно молекулярная масса г-х ВВ, кг/кмоль; среднесуточные предельно допустимые концентрации г-х ВВ в атмосфере, мг/м3; кг - экспертные коэффициенты агрессивности г-х ВВ в условиях 0С с учетом их суммации и явлений синергизма (кК02 — 3, к802 — 2, кТЧ — 2,

кКУ — 5,3 [1]).

США и Китай, которые ответственны за 40 % мировых выбросов С02 в атмосферу, на 15-й климатической конференции 00Н предложили к 2020 г. снизить годовые выбросы С02 в своих странах на 14-17 % по сравнению с 2005 г., т.е. (табл. 1) на

АСС02 ~ 30-109-0,4-0,17 ~ 2-109 т/год. Ряд стран Европы, в том числе Россия и Украина, Ин-

дия, Япония, ответственные практически за 60 % мировых выбросов С02, попытаются уменьшить выбросы С02 к 2020 г. в среднем на 25 % по сравнению с 1990 г., т.е. (табл. 1) на АСС02 ~ 23-109-0,6'0,25 ~ 3,5-109 т/год. Предложенное общее снижение мировых уровней выбросов С02 с продуктами сгорания топлив в 2020 г. может составить ~ 5,5-109 т/год. Если учесть, что повышение содержания С02 в атмосфере на 100 млрд. т приводит к росту «глобальной» температуры приземного слоя атмосферы ~ на 0,1 °С, то указанное снижение выбросов С02 к 2020 г. сможет обеспечить уменьшение среднегодовой температуры приземного слоя атмосферы только на ДТВ « 0,1'(5,5/100)« 0,006°С.

Выводы

1. Природа изменений мировой климатической системы очень сложна, поэтому объяснить перемены климата воздействием какого-либо одного фактора, например только увеличением уровней выбросов С02 с продуктами сжигания топлив, невозможно. При этом в числе основных неопределенностей прогностических оценок изменения климата на планете остаются вопросы, связанные с достоверностью определения механизма «аномалий» между естественными источниками выбросов и стоков ПГ, особенно С02, в том числе с учетом численных оценок взаимосвязи по степени нарушения подвижного баланса между ними и массовым содержанием С02 в атмосфере.

2. К одной из определяющих причин повышения содержания С02 в атмосфере следует отнести увеличение антропогенно-экологической нагрузки на природную среду и соответствующее снижение способности дегра-дируемых наземных и океанических экосистем поглощать С02 по мере роста его концентрации в атмосфере. Существенное увеличение содержание С02 в атмосфере с 1970 до 2009 гг. можно охарактеризовать «неразумной» хозяйственной деятельностью человечества: неэффективное и все возрастающее использование природных ресурсов, существенное сокращение площади лесов, в том числе тропических, старение лесов и отсутствие их обновления, загрязнение биоцидами атмосферы, гидросферы, литосферы, приводящее к угнетению, деградации и уничтожению фиторастительности на суше и в океане, и т.д. Все это способствовало ослаблению

естественных стоков С02 и, таким образом, привело к снижению уровней поглощения С02 фотосинтезирующими системами, уменьшению его растворимости в водах мирового океана. В этом, видимо, и заключается основной антропогенез проблемы «глобального потепления» климата на Земле. Поэтому современное потепление приземного слоя атмосферы в значительной степени является проблемой антропогенно-экологической.

3. Установлен практически важный вывод о том, что предполагаемое в ближайшие десятилетия увеличение производства и использования энергии человечеством (~ в 2 раза к 2050 г.) не является ограничивающим, с точки зрения «глобального потепления» климата на планете, так как уровни антропогенного «теплового загрязнения» 0С не превышают сотых-тысячных долей процента от уровня солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, и составляют всего лишь несколько процентов от ее периодических изменений, обусловленных природными факторами.

4. Для стабилизации климата на планете человечеству, включая Международные организации, в том числе 00Н и Совет Европы, правительства государств и т.д., необходимо скоординировать свои действия на решении трех важнейших глобальных проблем:

- Увеличении объемов и продуктивности фотосинтеза на планете (восстановление и посадка новых лесных массивов, расширение угодий под кормовые и продуктовые растения, в том числе использование искусственных фотосинтетиков и т.д.), что обеспечит: оздоровление биосферы, повышение интенсивности стоков С02 из атмосферы, а также -расширение продовольственного потенциала планеты. 0зеленение планеты Земля должно стать основным социально-экономическим мотивом дальнейшего развития, а возможно, и существования человеческого общества.

- Экологизации хозяйственной деятельности, в первую очередь промышленности, энергетики, транспорта, быта, на основе использования наукоемких экологически чистых технологий, в том числе применение в промышленности технологий с замкнутыми производственными циклами, не нарушающих природного равновесия, что приведет: к существенному снижению попадания в биосферу чуждых ей примесей антропогенного происхождения, к повышению эффективности функционирования и продуктивности

фотосинтеза и соответственно к увеличению поглощения С02 из атмосферы. Для этого необходимо широкое развитие мирового рынка экотехнологий.

- Экономизации хозяйственной деятельности на основе внедрения новых высокоэффективных технологий использования природных ресурсов, в том числе высокоэкономичных и экологически чистых технологий сжигания как традиционных, так и альтернативных энергоносителей, в том числе водорода [11, 12], а также технологий, с более широким применением возобновляемых источников энергии, что приведет к существенному снижению: удельного потребления энергоносителей, уровней выбросов в атмосферу экологически опасных ингредиентов, а также С02, что будет способствовать решению как топливно-экологической проблемы, так и снижению накопления С02 в атмосфере. Ре-сурсо- и энергосбережение - основной путь экономизации и экологизации экономики.

5. Среднегодовое увеличение выбросов С02 автотранспортом за рассматриваемый период составляло ~ 0,08 109 т, что не превышало

0.5.% от годового накопления С02 в тропосфере. 0днако автотранспорт является определяющим загрязнителем атмосферы городов предельно опасными токсичными и канцерогенно-мутагенными ингредиентами, что угнетающе влияет на продуктивность фотосинтезирующих систем, приводя к снижению уровней стоков С02 из тропосферы.

6. Предложенные на 15-й климатической конференции 00Н решения, в том числе по созданию транснациональными корпорациями «виртуального» рынка перепродаж свободных единиц сокращения выбросов С02, является одной из афер XXI века. Диоксид углерода является «хлебом насущным» для всего живого на Земле, и его необходимо с максимальной пользой использовать, в том числе для решения проблемы дополнительного производства продуктов питания.

Литература

1. Семиноженко В.П. Энергия. Экология. Бу-

дущее / В.П. Семиноженко, П.М. Канило,

В.Н. 0стапчук, А.И. Ровенский. - Харьков : Прапор, 2003. - 464 с.

2. Козин Л.Ф. Современная энергетика и

экология : проблемы и перспективы /

Л.Ф. Козин, С.В. Волков. - К. : Наукова думка, 2006. - 775 с.

3. Химия окружающей среды : пер. с англ. /

под ред. А.П. Цыганкова. - М. : Химия, 1982. - 672 с.

4. Мелешко В.П. Потепление климата: при-

чины и последствия / В.П. Мелешко // Химия и жизнь - 2007. - № 4. - С. 1-7.

5. Оценочный доклад об изменениях климата

и их последствиях на территории Российской Федерации. - М. : Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Госгидро-мет), 2008. - Т.1. Изменение климата. -230 с.

6. Мировое (глобальное) потепление на пла-

нете Земля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.world-

warming.info/printout253.html.

10.02.2010.

7. Рудько Г.І. Конструктивна геоекологія:

наукові основи та практичне втілення / Г.І. Рудько, О.М. Адаменко. - К. :

ТОВ «Маклауд», 2008. - 320 с.

8. Канило П.М. Антропогенно-экологические

составляющие глобального потепления климата / П.М. Канило, К.В. Костенко // Проблемы машиностроения, 2010. -Т. 13, № 4. - С. 68-75.

9. Путвинский С.В. Возможна ли будущая

мировая энергетическая система без ядерного синтеза / С.В. Путвинский // Успехи физ. наук. - 1998. - Т. 168, № 11. - С. 1235-1246.

10. BP Statistical Review of World Energy June

2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bp.

com/statisticalreview. - 21.03.2011.

11. Канило П.М. Угольно-водородные паро-

газовые комплексы с дополнительным производством синтетических топлив / П.М. Канило, В.В. Соловей, В.Е. Костюк, К.В. Костенко // Проблемы машиностроения. - 2009. - Т. 12, №4. -

С. 64-72.

12. Кузык Б.Н. Россия: стратегия перехода к

водородной энергетике / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - М. : Инс-т эконом. исследований, 2007. - 400 с.

Рецензент: Ф.И. Абрамчук, профессор, д. т. н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 2 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.