Gridchin A.A. Character of conflicts in the sphere of peace-making activity of international organizations. In the article the object field of conflicts which are in the sphere of peace-making activity of peace-making organizations is disclosed. It includes: natural resources; social safety and protectability guaranteeing; achievement of political equality (of rights); separatism on the one hand and ten-
dency to keeping the state territorial integrity on the other hand; movement to joining to the other state; the state selfdetermination problem.
Key words: regional conflict, subject of a conflict, conflict forms, peace-making activity, separatism, social safety, territorial integrity, ethnic discrimination, social dialogue.
УДК 316
ГЛОБАЛЬНО-ЛОКАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© И.В. Налетова, Д.В. Русанов
Рассмотрены основные направления развития отечественной системы высшего образования в условиях глобализации, процессы интеграции в единое европейское образовательное пространство, основные виды экспорта образовательных услуг: академическая мобильность, открытие филиалов российских вузов за рубежом, трансграничное образование. Сделан вывод о необходимости паритетного развития глобально-локальных тенденций в развитии отечественного высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, отечественная система высшего образования, экспорт образовательных услуг, паритетность глобально-локальных приоритетов.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. российское государство и общество столкнулись с двумя социальными проблемами, которые потребовали своего немедленного решения. С одной стороны, внутри страны сформировался системный кризис переходного периода, когда государственная, экономическая, духовная системы неспособны были отвечать вызову времени. С другой стороны, происходящие во всем мире информационно-технологическая революция и нарастающие процессы глобализации потребовали сохранения национальных ценностей и культуры и адекватную интеграцию в мировые социально-экономические и социокультурные процессы.
В отличие от мирового образовательного пространства современное развитие отечественной высшей школы происходит на общем фоне социально-экономических, политических и социокультурных трансформаций всего российского общества, что ставит ее модернизацию в бифуркационную точку изменений всей мировой системы высшего образования. Большинство исследований российской системы образования сфокусировано вокруг ее внутренних проблем, а внешние затрагивают в той степени, в какой они влияют на эти внутренние процессы. На наш взгляд, современное развитие общества и института высшего образования формирует
паритетные глобально / локальные требования, что отражается в равновесном влиянии на развитие национального высшего образования России тенденций глобализации высшего образования, традиций интернационализации отечественной системы высшего образования, сложившихся еще в дореволюционный период, наследия советской системы высшего образования, а также современного развития отдельных регионов, где сегодняшние укрупненные университеты станут действительно системообразующими экономическими, социальными и культурными кластерами.
Такая паритетность глобальных тенденций развития мирового образовательного пространства и возрождения национального своеобразия высшей школы характерна для современного периода развития отечественной системы образования, который начинается, на наш взгляд, с 2005-2006 гг. и определяется, прежде всего, мероприятиями реализации приоритетного национального проекта «Образование». Главной целью реализации Проекта становится повышение конкурентоспособности российского образования на мировом рынке. При этом исследователи отмечают, что система российского образования должна обеспечивать потребности экономики в квалифицированных специали-
стах, поддерживать научный потенциал страны, сохранять и повышать уровень образования населения.
К середине первого десятилетия нового века стало возможным выделить ряд общих тенденций, характерных для развития российской системы высшего образования, отвечающих тенденциям глобализации [1]:
1) создание и интенсивное развитие новых типов и форм учреждений высшего профессионального образования;
2) расширение сферы и форм деятельности высших учебных заведений;
3) существенное повышение уровня требований, предъявляемых к качеству образовательных услуг;
4) совершенствование старых и выработка новых механизмов контроля качества высшего образования;
5) расширение спектра специальностей, по которым можно получить высшее образование;
6) вариативность, максимальная индивидуализация и личностная ориентация учебно-воспитательного процесса;
7) использование новых методов, форм и средств обучения, а также возможностей, предоставляемых современными информационно-обучающими технологиями, и т. д.
Подписание Министром образования России В. Филипповым Болонской декларации в сентябре 2003 г. - один из шагов вхождения российской высшей школы в глобальное образовательное пространство, привлечения интеллектуального потенциала иностранных студентов, особенно из стран СНГ, для решения внутренних российских проблем. Теоретико-методологические исследования нарастающей динамики в объединении европейских систем высшего образования, выявление общих закономерностей в последнее время все чаще появляются на страницах как публицистики, так и научных изданий, определяя дальнейшее развитие российской системы высшего образования, ее модернизации в соответствии с тенденциями сохранения паритета глобального / локального в условиях интеграции в единое пространство высшего образования Европы и мира.
Несмотря на существующие трудности экономического, правового, социокультурного характера, на наш взгляд, включение в Болонский процесс помогает сосредоточить
внимание на проблемах укрепления позиций российской системы образования в мире. Создание структуры образования, совместимой со структурами образования европейских стран, позволяет выстроить в России систему образования, более понятную для иностранных граждан.
Необходимо отметить, что интеграция российской системы высшего образования в Болонский процесс - это только одно из направлений реализации тенденций глобализации, вхождения в мировое образовательное пространство. К сожалению, сегодня Россия занимает достаточно малое пространство в «мировом рынке образования». Если бы международную образовательную мобильность и стоимостную часть производимого на экспорт «образовательного продукта» можно было бы представить в виде географического атласа, то основную его часть занимали бы США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, а Россия выглядела бы в виде небольшого периферийного государства (3,1 % мировой численности иностранных студентов, обучаемых с довольно низкой доходностью) [2]. И это не случайно, потому что в новом веке конкурентоспособность страны определяется не столько размерами ее территории и наличием сырьевых запасов, сколько уровнем развития экономики знания, важным показателем которой выступает производство высокотехнологичной, наукоемкой продукции, включая производство знаний и экспорт образовательных услуг.
Последний показатель становится все более важным не только для интеграции российской высшей школы в мировое образовательное пространство, но и для решения внутренних проблем развития высших учебных заведений в ближайшие годы. Как считает заместитель директора Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ А. Арефьев, «приближающаяся «демографическая яма», а также принятие закона об отмене ряда отсрочек при призыве на срочную военную службу, ликвидация военных кафедр во многих вузах страны ставят перед российской высшей школой вопрос о поиске абитуриентов за пределами страны, дабы избежать сокращения преподавательского состава и закрытия самих образовательных учреждений» [3].
Действительно, система образования во многом зависит от демографических тенденций, которые в нашей стране стали стремительно ухудшаться с начала 1990-х гг. Если в 1970-1980-х гг. коэффициент воспроизводства у женщин репродуктивного возраста колебался в районе 0,9-1, то в 1990 г. этот коэффициент упал до 0,65 и даже доходил до отметки 0,58. Начиная с 2008 г. и в последующие пять лет количество абитуриентов каждый год будет падать примерно на 10 %, и в 2012 г. упадет вдвое, т. е. достигнет 50 % от уровня 2007 г. [4].
Сокращение высших учебных заведений в новой социокультурной и социально-демографической ситуации приведет к тому, что, прежде всего, погибнут негосударственные вузы, но сокращение коснется и многих государственных, которые имеют не только длительную историю существования, но и высокий потенциал научно-исследовательской, воспитательной, учебной работы. В такой ситуации многие исследователи видят реальный выход в экспорте российскими вузами образовательных услуг, что непосредственно связано с современными тенденциями глобализации в высшем образовании.
Концепция государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях была разработана в нашей стране еще в 2002 г. Приоритетность в обучении иностранных граждан в российских вузах отдавалась представителям стран СНГ, российским соотечественникам, оказавшимся за границей.
Среди существующих видов экспорта образовательных услуг в современном российском высшем образовании сегодня развиваются: академическая мобильность студентов, открытие филиалов российских вузов за рубежом, трансграничное образование.
Академическая мобильность иностранных студентов (когда студенты из других государств обучаются в российских вузах) -наиболее развитая форма экспорта образовательных услуг в нашей стране. Таким способом сегодня обучаются около 90 тыс. иностранных студентов.
Обучение иностранных студентов в университетах в условиях глобализации способствует привлечению в эти университеты финансовых средств, потому что, во-первых,
иностранные студенты платят деньги за свое обучение, во-вторых, несут расходы на проживание, питание и т. д. Одновременно вместе с иностранными студентами возможно проникновение наркотиков, контрабанды, экзотических болезней, чужого культурного и социального влияния, что порождает проявления интолерантности и ксенофобии. Но и положительные, и отрицательные тенденции в целом отвечают тенденциям современных процессов глобализации, поскольку способствуют интернационализации студентов и преподавателей, которые, в силу разных причин, не имеют возможности практиковаться в обучении и преподавании в зарубежных вузах. Такие тенденции в западной социологии образования получили название «интернационализация дома» («intematialisation at home»), т. е. интернационализация самого высшего учебного заведения [5].
Сложный термин «интернационализация дома» порождает множество дискуссий. Причиной для его возникновения в современной науке стали глобально-локальные тенденции в развитии общества. Мульти-культурализм современных западных обществ (американского, канадского, западноевропейского, австралийского) приводит к тому, что иностранные студенты появляются в стенах университетов не только из-за границы, но и из окружающей социокультурной среды. Все большее количество преподавателей и студентов считают, что иностранные студенты - неотъемлемая часть современной академической жизни любого университета. В связи с взаимодействием в процессе обучения представителей разных культур, как на уровне студентов, так и на уровне преподавателей, появляется множество проблем, которые связаны с возможным влиянием современных тенденций на развитие интеркультурного обучения. Многие ученые считают, что мультикультурализм, способствующий общению студентов разных культур, не приводит автоматически к интернационализации в полном смысле слова, к межкуль-турному обучению. Несмотря на то, что мультикультурные тенденции пока не часто определяют развитие российских регионов, концепция «интернационализации дома», в связи с обучением иностранных граждан, может иметь большое значение для дальнейшего анализа процессов интеграции ре-
гиональных университетов в мировое образовательное пространство.
Наиболее привлекательными для иностранных студентов в российских вузах являются учебные программы специалиста, а также бакалавра, что имеет объективное объяснение. Так, учебные программы специалиста, традиционные для российской системы высшего образования, привлекают иностранных студентов именно своим высоким качеством, а программы бакалавра - возможностью использовать полученный диплом у себя на родине, а также сокращенным временем обучения. Интересно, что достаточно высок интерес иностранных студентов к российской аспирантуре, а также докторантуре, что свидетельствует о высокой оценке иностранными студентами уровня научно-исследовательской работы в современных российских высших учебных заведениях.
Интерес представляют эмпирические данные выбора учебных специальностей в рамках соответствующих учебных программ. Ранжирование такого выбора представлено в табл. 11.
Анализ приведенных в таблице данных позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, предсказуемо, что наиболее приоритетной специальностью, которую выбирают иностранные студенты в российских вузах, является русский язык и литература. Такой выбор позволяет не только освоить конкретно выбранную специальность, но и познакомиться с образцами культуры изучаемого языка, историей нашего государства, наиболее выдающимися деятелями и т. д. Во-вторых, в первую приоритетную группу выбора специальностей вошли медицина, а также экономика, финансы и менеджмент, что свидетельствует о высоком уровне соответствия качества преподавания этих специальностей в российских вузах и платы за обучение. В-третьих, вторая группа приоритетных специальностей представляет собой комплекс общих естественно-научных и социальногуманитарных дисциплин и отстает от первой приоритетной группы в 2-4 раза. В-четвертых, третью и четвертую приоритетные группы составили более специфичные специальности (энергетика, машиностроение, архитектура, робототехника, горное дело и т. д.), которые и среди российских
1 Рассчитано и сгруппировано авторами по: [6].
абитуриентов пользуются достаточно умеренным спросом именно в силу своей специализированной направленности.
Другой формой экспортного образования выступает открытие филиалов российских вузов за рубежом. Это единственная форма экспорта образовательных услуг, которая признается руководством российского образования. Филиалы российских вузов за рубежом открываются, преследуя несколько целей: политические (подготовка кадров для властных структур), экономическая (сегодня экспорт образовательных услуг выступает одним из наиболее развивающихся отраслей экспорта во многих станах мира), цель «подготовки агентов влияния» (вполне естественно, что люди, обучавшиеся в вузе другого государства, питают к этому государству дружеские чувства) [4, с. 9].
Такая форма экспорта образовательных услуг имеет определенные недостатки. Обычно филиалы, даже самых престижных вузов, не имеют инфраструктуры, которую имеет базовый вуз, а также несколько слабее представлен профессорско-преподавательский
состав, который часто состоит из местных представителей академического сообщества.
Еще одной формой представления российских образовательных услуг за границей выступает организация курсов русского языка при российских центрах науки и культуры (РЦНК) и представительствах Росзарубеж-центра. Так, за пять лет, с 2002 по 2006 гг. количество иностранных граждан, которые познакомились с русским языком на таких курсах, увеличилось в полтора раза и составило 9559 человек. Стоимость обучения за один академический час на курсах русского языка зависит от страны, где функционирует РЦНК и варьируется от 0,2 долл. США в Египте до 20,0 долл. США в Соединенных Штатах [6].
Наконец, третий вид экспорта российских образовательных услуг - трансграничное образование, которое позволяет экспортировать образовательные услуги в массовых масштабах. Трансграничное образование -форма образования, которая в большей степени соответствует уровню развития современных технологий. Но одновременно с этим есть целый ряд ограничений, которые не позволяют быстрыми темпами развиваться этой форме экспорта образования. Во-первых,
Таблица 1
Ранжирование выбора различных специальностей иностранными студентами в российских вузах
Ранг Группа Специальность Количество иностранных студентов, чел.
1. I. Русский язык, литература 15317
2. Медицина 14982
3. Экономика, финансы, менеджмент 14951
4. II. Гуманитарно-социальные специальности 7276
5. Естественные и точные науки, науки о земле 5499
6. Информатика и вычислительная техника 5123
7. Право 4131
8. Культура, искусство, музыка, физкультура и спорт 3500
9. III. Энергетика, машиностроение 2330
10. Строительство и архитектура 2206
11. Электронная техника, радиотехника 2137
12. Технология производства товаров широкого потребления 1446
13. Транспортные средства 1288
14. Авиационная и ракетно-космическая техника 956
15. IV. Химическая технология 930
16. Фармацевтика 834
17. Педагогика 665
18. Сельское, лесное и рыбное хозяйство 633
19. Горное дело 607
20. Робототехника и комплексная автоматика 544
21. Ветеринария 197
национальная образовательная система, представителями которой выступают государственные вузы, имеет определенные ограничения для проникновения в сферу влияния другой национальной системы. Во-вторых, трансграничное образование формирует новые формы организации высшего учебного заведения, которое не может уже выступать в традиционной «кампусной» форме. Наконец, обучение посредством Интернет-технологий, с которыми чаще всего ассоциируется трансграничное образование, не имеет большого спроса. Так, по данным американских социологов, 70 % людей, начавших брать курсы через Интернет, бросают эти курсы, не закончив обучения [4, с. 10]. Поэтому необходимы создание и социальная апробация новой информационно-коммуникационной техноло-
гии, которая бы сформировала новую дидактику, организацию учебного процесса, структуру институциональных отношений и т. д. Необходимо новое материальное воплощение вуза: наличие глобальной информационно-коммуникационной сети, цифровой образовательной базы, электронной библиотеки, цифровой документооборот и т. д.
Подводя итоги анализа глобально-локальных тенденций развития высшего обра-
зования в современной России, необходимо отметить следующее.
Современное социокультурное развитие России, важное место в котором занимает развитие высшего образования, ориентировано на две паритетные области. С одной стороны, происходящие во всем мире информационно-технологические изменения,
нарастание глобальных процессов, становление экономики, основанной на знаниях, формируют необходимость глобализации высшего образования, интеграции в мировое образовательное пространство, что способствует повышению конкурентоспособности российского общества в целом, а также его экономической, политической, социальной и духовной сфер. С другой стороны, в современных условиях необходимо сохранять национальные ценности и культуру, для чего актуальным становится возрождение «национальной идеи»; противостояние проникновению низкопробных образцов западной культуры, пропагандирующих жестокость, насилие, порнографию и т. д.; создание необходимых условий для обеспечения эффективной деятельности российских ученых на родине, прекращение процесса «утечки мозгов» и т. д. Для этого необходим тщательный
анализ приоритетов и ценностей, лежащих в основе различных моделей образования.
На первый взгляд кажущаяся противоположность этих тенденций имеет много перспектив дальнейшего развития, связанных с мероприятиями процесса глобализации высшего образования, которые в современной российской социокультурной реальности помогают решить не только проблемы внешней политики РФ, но и ее внутренние социальные проблемы, связанные, прежде всего, с ухудшающейся демографической ситуацией, а также с процессами интеграции в европейское образовательное пространство, увеличения уровня и качества жизни россиян, сохранения конкурентоспособности и т. д. На это направлены и мероприятия Болонского процесса, и развитие трех основных форм реализации экспорта российских образовательных услуг.
Таким образом, современное развитие российского высшего образования должно развиваться под влиянием паритетности глобальных / локальных тенденций, что отражается в равновесии интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство на условиях социальной адаптированности глобальных инноваций для решения внутренних социальноэкономических, социокультурных и социально-демографических проблем для национальной системы высшего образования в целом и развития ее отдельных региональных систем. В последнем случае реальная паритетность развития региональных, национальных и международных программ региональных университетов будет способствовать их
эффективному функционированию в современных условиях.
1. Сурмило Ю.В. Образование как социальный институт и социокультурный феномен в условиях интегрированного рынка труда // Образование. Наука. Инновации. 2007. № 1. С. 56-59.
2. Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы (статья вторая) // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 131.
3. Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы (статья первая) // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 144.
4. Карпенко М.П. Экспорт российского высшего образования // Социология образования. 2008. № 1. С. 8.
5. Валетова И. В. Исследования высшего образования: концепт метафундаментализма.
Тамбов, 2005. С. 42-43.
6. Экспорт российских образовательных услуг: стат. сб. М., 2007. С. 100-101.
Поступила в редакцию 6.02.2009 г.
Nalyotova I.V., Rusanov D.V. The global and local priorities of development of the domestic system of higher education. The basic directions of development of domestic system of higher education in the conditions of globalisation, processes of integration into the unified European educational space, principal views of export of educational services are considered: the academic mobility, opening of branches of the Russian high schools abroad, transboundary formation. The conclusion is drawn on necessity of parity development of is global-local tendencies for development of domestic higher education.
Key words: higher education, domestic system of higher education, export of educational services, the parity of the global and local priorities.