Научная статья на тему 'Глобальная навигационная спутниковая система (глонасс)'

Глобальная навигационная спутниковая система (глонасс) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА / ГЛОНАСС / НАВИГАЦИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романова Екатерина Вячеславовна

В данной статье рассматриваются перспективы развития глобальной навигационной спутниковой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романова Екатерина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальная навигационная спутниковая система (глонасс)»

В заключение необходимо добавить, что основная идея саморегулируемой организации — переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определённой сфере с государства на самих участников рынка. То есть выбор саморегулирования как альтернатива государственному регулированию должен определяться исходя из уровня развития общественных отношений вообще и в регулируемой области в частности1. На мой взгляд, наличие саморегулируемых организаций в строительстве носит по большей части положительный характер, поскольку развивает конкурентоспособность на рынке строительных услуг. А, как известно, наличие конкуренции всегда мотивировало организации к предоставлению более качественных услуг.

Список литературы

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 24.12.2004 № 190-ФЗ (С изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004. № 1.

2. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-Ф3 (С изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007. № 21.

3. Дроздова И.В. Проблемы саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве/ И.В. Дроздова // Проблемы современной экономики, 2012. № 1. С. 235-236.

4. Серова О.А. Признаки саморегулируемых организаций /О.А. Серова // Вестник Самарской гуманитарной академии, серия: Право, 2007. № 1. С. 82.

5. Сунгатуллина Л.А. Функции саморегулируемых организаций /Л.А. Сингатуллина // Ученые записки Казанского университета, 2014. № 4. С. 119.

6. Фархутдинов Р.Д. Правовое положение саморегулируемых организаций в РФ / Р.Д. Фархутдинов // Вестник Башкирского университета, 2010. № 2. С. 498.

ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА

(ГЛОНАСС) Романова Е.В.

Романова Екатерина Вячеславовна - студент, кафедра административного и финансового права, Оренбургский институт (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, г. Оренбург

Аннотация: в данной статье рассматриваются перспективы развития глобальной навигационной спутниковой системы.

Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система, ГЛОНАСС, навигация, перспективы развития.

Глобальная навигационная спутниковая система - это российская спутниковая система навигации.

Создание ГЛОНАСС началось в СССР по заказу Минобороны СССР. Изначально система имела военное предназначение. Запуск системы состоялся в 1982 году.

1 Фархутдинов Р.Д. Правовое положение саморегулируемых организаций в РФ / Р.Д. Фархутдинов // Вестник Башкирского университета, 2010. № 2. С. 498.

50

Использовалась она для временного навигационного обеспечения наземного, морского, воздушного и космического базирования.

В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Роскосмос и ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем».

Официально начало работ по созданию ГЛОНАСС было положено в декабре 1976 года специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Официальное же принятие Министерством Обороны системы в эксплуатацию произошло 24 сентября 1993 года.

В 1997 году была проведена оценка, согласно которой на развертывание ГЛОНАСС было потрачено около 2,5 млрд дол.

В 2001 году Российская Федерация приняла федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система», согласно которой к 2008 году необходимо полностью покрыть территорию России, а к 2010 году планировалось развитие системы в глобальных масштабах. Однако данная программа подвергалась некоторым изменениям.

Первым городом Российской Федерации, в котором общественный транспорт был оснащен системой спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС, стал Сочи.

Стоит отметить, что на международном уровне создается Международная аэрокосмическая система глобального мониторинга (проект «МАКСМ»), на базе которой заключаются соглашения о сотрудничестве с различными организациями стран мира1.

На федеральном уровне создаются проекты по совершенствованию системы. Одним из таких проектов является «Социальный ГЛОНАСС», цель которого заключается в повышении качества жизни инвалидов с использованием навигационных технологий.

На региональном и муниципальном уровнях разрабатываются и внедряются типовые базовые элементы интеллектуальной транспортной системы; системы высокоточного мониторинга смещений инженерных сооружений с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS.

На наш взгляд, в качестве перспективы развития ГЛОНАСС является создание беспилотных автомобилей. Первой компанией создавшей беспилотный автомобиль стала компания Google. Однако беспилотными могут быть не только легковые автомобили, но и грузовые. В начале 2015 года ПАО «КАМАЗ» и компания Cognitive Technologies объявили о старте совместного проекта по созданию беспилотного транспортного средства на базе КАМАЗ, при поддержке Минобрнауки России. По нашему мнению, в качестве перспективы развития ГЛОНАСС можно рассмотреть внедрение этой системы в сельскохозяйственную технику и создание на ее базе беспилотных зерноуборочной техники - комбайнов, что позволило бы увеличить объем произведенной работы, за счет отсутствия человеческого фактора. Распространение «беспилотников» позволило бы минимизировать пробки, ДТП. Это так же способствовало бы быстрому поиску автомобилей, в которых могут передвигаться лица, совершившие преступления. Для остановки транспорта, в котором передвигаются преступники, сотрудникам ДПС не нужно будет производить выстрел в колеса транспортного средства. Достаточно будет отключить возможность передвижения автомобиля.

Совершенствование системы опирается на мировые тенденции развития глобальных навигационных систем: расширение зоны функционирования, разработка методов и технологий для обеспечения навигации в сложных условиях,

1 Ступак Г.Г., Шмулевич М.М. ГЛОНАСС - непрерывно развивающаяся система // 6-я конференция по уязвимости ГНСС и возможным решениям: тез. докл. г. Башка. Хорватия, 2012.

исследование перспективных методов и технологий повышения точности навигации в абсолютном режиме1.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система ГЛОНАСС, является навигационной системой двойного назначения, т.е. не только обеспечивает решение навигационных и координатно-временных задач в интересах специальных потребителей, но и гражданских потребителей. Федеральная целевая программа на период 2012-2020 годов служит основой для поддержания, развития и эффективного использования ГЛОНАСС, а так же открывает возможности дальнейшего совершенствования системы. В процессе создания беспилотных транспортных средств, необходимо реформировать законодательство, для обеспечения их нормального функционирования.

Анализ текущего состояния и перспектив развития позволяет сделать вывод о том, что развитие системы является приоритетным направлением в политике Российской Федерации2.

Список литературы

1. Ступак Г.Г., Шмулевич М.М. ГЛОНАСС - непрерывно развивающаяся система // 6-я конференция по уязвимости ГНСС и возможным решениям: тез. докл. г. Башка. Хорватия, 2012.

2. Ступак Г.Г. Состояние и основные направления развития системы ГЛОНАСС // Труды 17-й Международной научной конференции «Системный анализ, управление и навигация». Крым, Евпатория, 1-8 июля 2012 года. М.: Изд. МАИ, 2012. С. 11-14.

3. Ревнивых С.Г. ГЛОНАСС: достижения, перспективы и проблемы развития // Мир измерений. № 4 (134), 2012. С. 4-11.

1 Ступак Г.Г. Состояние и основные направления развития системы ГЛОНАСС // Труды 17-й Международной научной конференции «Системный анализ, управление и навигация». Крым, Евпатория, 1-8 июля 2012 года. М.: Изд. МАИ, 2012. С. 11-14.

2 Ревнивых С.Г. ГЛОНАСС: достижения, перспективы и проблемы развития // Мир измерений. № 4 (134), 2012. С. 4-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.