УДК 118; 130.3; 141.154; 141.155 М.В. ЖУЛЬКОВ
кандидат философских наук, докторант, кафедра философии, Ивановский государственный университет
E-mail: [email protected]
UDC 118; 130.3; 141.154; 141.155 M.V. ZHULKOV
Candidate of Philosophy, Doctoral student, Department of philosophy, Ivanovo State University E-mail: [email protected]
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ: ОНТОЭНЕРГИЙНЫЙ АСПЕКТ* THE GLOBAL EVOLUTION OF CONSCIOUSNESS: ONTOENERGETIC ASPECT
Используя системный подход, автор делит все концепции сознания на концептуально-информационные, структурно-энергетические и субстратно-вещественные. Статья посвящена исследованию энергетической концепции сознания, которая пока не получила должного развития. Автор приходит к выводу, что сознание -это особый непространственный вид энергии, отражающий состояние пространственных видов энергии, из которых построены объективные формы. Эволюция Вселенной предстает как сопряженная эволюция энергии и сознания на разных уровнях, которые образуют круговорот.
Ключевые слова: биогеохимическая энергия, культурная биогеохимическая энергия, системный подход, сознание, глобальное сознание, сознание как энергия, энергия, энергия сознания.
Using a systematic approach, the author divides all concepts of consciousness into the information-conceptual, structural-energetic and substrate-material. The article investigates the energy concept of consciousness, which has not received proper development. The author comes to the conclusion that consciousness is a special non-spatial form of energy, reflecting the state of the spatial forms of energy, of which the constructed objective forms. The evolution of the universe appears as a conjugate evolution of energy and consciousness at different levels, which forms the cycle.
Keywords: biogeochemical energy, cultural biogeochemical energy, a systematic approach, consciousness, global consciousness, consciousness as energy, energy, the energy of consciousness.
Сознание является одной из главных проблем философии на протяжении всего ее существования, одним из её вечных вопросов. Каждая культура и каждый исторический период давали свои ответы на вопросы о сущности и природе сознания, его происхождении, структуре и функциях. Эти вопросы неотрывно связаны с происхождением Вселенной и потому составляют основу онтологического подхода. Тем самым глобальная эволюцией сознания тесно связана с эволюцией мира в целом. В данной статье рассматривается энергийный аспект природы сознания и его бытия.
Проблема определения и классификации проблем сознания. Известно, что в настоящее время нет единой философии сознания, которая бы с единых позиций рассматривала сущность, происхождение, структуру, этапы развития сознания, его природные и сверхприродные, объективные и субъективные характеристики. Существует несколько десятков определений, которые исследователи пытаются свести к нескольким группам.
Трудность в изучении сознания состоит в том, что сознание мы изучаем с помощью самого сознания, и оно ускользает от точного определения, «его нельзя ухватить, представить как вещь», - пишет М.К. Мамардашвили. [26, с. 263]. И далее: «По мере
приближения к нему сознание, как тень, ускользает от исследователя» [там же, с. 263].
Понятие сознания является одним из основных понятий в диалектике первооснов бытия. Как отмечает М. К. Мамардашвили, понятия «сознание» и «бытие» являются парными и имеют жизненные истоки. Они настолько слиты, что исследователь применяет к ним единое понятие «сознание-бытие» [там же, с. 87].
В Новой философской энциклопедии дается следующее определение сознания: «Сознание - состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях» [22, с. 589].Это одно из наиболее общих определений, в нем сознание рассматривается как психическая жизнь, которая субъективно переживает внешнюю и внутреннюю составляющие этой психической жизни (самой себя).
В энциклопедии «Британика» сознание определяется как психологическое состояние, определенное английским философом Д. Локком как восприятие того, что происходит в собственном уме человека [34, с. 552]. Эта концепция связана со способностями человека знать и познавать.
В. А. Лекторский выделяет четыре основных группы концепций сознания. В первую очередь, это «концепция
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00833.
© М.В. Жульков © M.V. Zhulkov
отождествления сознания со знанием». Сознание фиксирует наличие знания и может им пользоваться. Другое определение в качестве главного признака выделяет ин-тенциональность, направленность сознания на определенный предмет. Третья точка зрения отождествляет сознание с вниманием, она в основном используется в психологии и когнитивной науке. Наконец, четвертое понимание сознания «связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета Я в собственных действиях» [22, с. 589-591]. При этом выделяется эмпирическое Я, являющееся носителем эмпирического, личностного сознания, связанного с текущим восприятием внешнего мира, и Трансцендентальное Я, «чистое сознание» (И. Кант, Э. Гуссерль).
Двадцатый век выявил новые методы исследования и новые разделы в науке вообще и науках о сознании в частности. Речь идет о когнитивных науках, нейрофизиологических исследованиях, квантово-механическом подходе, системных исследованиях, развитии информационных наук.
Сознание и системный подход. Развитие системного метода позволило рассматривать сознание как систему и применять системную методологию в его исследовании. И.В. Дмитревская применяет к анализу сознания параметрическую общую теорию систем, разработанную А.И. Уемовым. Система определяется как «...вещь (или множество вещей), на которой реализуется отношение с заранее заданными свойствами. Это определение имеет двойственный вариант: система есть вещь, на которой реализуется свойство с заранее заданными отношениями» [8, с. 22]. Система состоит из субстрата (множество элементов), структуры (совокупность отношений) и концепта (системообразующего свойства). Соответственно такому составу системы сознание можно рассматривать как вещь, свойство и как отношение [там же, с. 23].
Далее И.В. Дмитревская рассматривает ноосферу как «системно организованное сознание». Чтобы выявить закономерности ноосферы, необходимо «сопоставить системные характеристики «косного вещества», биосферы и ноосферы» [там же, с. 25]. Основными характеристиками естественного тела являются вещество, энергия и информация. В косном веществе концепт и структура определяются типом энергии и энергетическими взаимодействиями, субстрат представлен веществом. В биосфере концептуальный уровень представлен биогеохимической энергией, структура представлена информационными процессами, субстрат - биохимическим веществом. В ноосфере концептом является информация, энергия определяет структуру, элементная база представлена «социобиогеохимиче-ским субстратом» [там же, с. 26].
В нашем исследовании сознания применим методологию рассмотрения ноосферы как системы и ее трех составляющих: вещества, энергии, информации. Существующие определения сознания классифицируем по этим трем основаниям: «вещественные» определения, «структурно-энергетические» и «информационные».
Материалистические модели сознания должны быть отнесены к вещественным моделям, в них сознание рассматривается как сложно организованная материя, хотя при этом оно рассматривается и как атрибут (свойство) материи: «Материя, взятая в соотношении со всеми своими атрибутами (в том числе и с мышлением, поскольку последнее рассматривается как форма одного из ее атрибутов), предстает как субстанция, т. е. как единственно сущее» [1, с. 217]. У сознания есть и гносеологический аспект, который становится содержанием сознания. В связи с этим А.В. Ерахтин предлагает «.различать «субстанциальное» существование (существование материальных вещей в движении, пространстве и времени) и атрибутивное» существование
- существование идеальных образов, обладающих объективным содержанием и своей специфической природой» [12, с. 31]. К вещественным моделям сознания следует отнести также нейрофизиологическую модель, физикалистские модели, постпозитивистские, правда, в последних принимается, что сознание имеет свою собственную ни к чему не сводимую природу. В большинстве этих концепций носителем сознания является мозг, сознание реализуется в мозговых структурах и взаимодействиях.
Основные современные концепции сознания связаны с его информационным представлением: это «зна-ниевые» модели, а также собственно информационные
- представление сознания как аппарата по переработке информации (когнитология), сюда же следует отнести герменевтику, феноменологию, семиотические концепции сознания.
Структурные модели, представление сознания как воли и действия (А. Шопенгауэр), как потока (У Джемс и др.), бихевиористская, психодинамическая модель относятся к структурно-энергетическим моделям сознания. Концепции, основанные на квантовой механике, также можно отнести к энергетическим концепциям, так как в основе квантовой механики лежат энергетические представления.
В данном кратком исследовании подробнее остановимся на энергетической концепции сознания, поскольку она наименее развита, в то же время энергетические характеристики сознания имеют большое значение для его функционирования.
Функционирование сознания в современных исследованиях предстает в основном как процессы преобразования информации, но ясно, что эти процессы связаны с затратами энергии. Кроме того, целый ряд феноменов сознания носят ярко выраженный энергетический характер, такие как чувственное познание, эмоции, желания, волевые проявления. Через сознание проходит не просто некий информационный поток, а энергоинформационный или даже энергетический, аспектом которого является информация.
Энергия по отношению к сознанию может рассматриваться, как представляется, трех типов: энергия, необходимая для функционирования материальных (мозг) и тонкоматериальных структур сознания; энергии, с ко-
торыми работает сознание, проводит, преобразовывает, поглощает и излучает; и, наконец, сознание может рассматриваться как особый тип непространственной энергии, отражающей состояние пространственных типов энергии и даже влияющей на них. То, что сознание способно создавать и влиять на события, отчетливо показывается развивающейся энергоинформационной парадигмой науки (К. Прибрам, Л.В. Лесков, В.В. Налимов и др. [см. 17]).
Так энергия представлена на всех трех уровнях системного рассмотрения: субстратном, структурно-функциональном и концептуальном. С этой точки зрения все существующие концепции сознания явно или скрыто включают в себя энергию, энергетические аспекты. Кроме того, каждый уровень системы также можно проанализировать как систему, то есть как содержащий три компонента, в том числе и энергетический. Например, материалистическая модель является субстратной, но материя в настоящее время понимается и как поле, и как потоки энергии, то есть эта модель должна рассматривать энергетические закономерности функционирования сознания, что и делают, например, физикалистские модели.
Учение В. И. Вернадского о двух энергиях. В.И. Вернадский в статье «Несколько слов о ноосфере» ставит вопрос, который имеет прямое отношение к теме нашей статьи: «Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы?» [6, с. 240]. После краткого обзора истории вопроса, он констатирует: «Эмпирические результаты такого «непонятного» процесса мы видим кругом на каждом шагу» [там же], а именно - человек становится «крупнейшей геологической силой», меняет лик планеты, производит массу новых химических соединений, создает новые виды животных и растений [там же].
Как же сам ученый решал этот вопрос, в условиях, когда еще не были созданы такие общенаучные теории, как общая теория систем, общая теория информации, кибернетика, когнитивные науки? В.И. Вернадский разработал учение о биогеохимической энергии и энергии культуры. Он считал, что космическая энергия, поступающая на поверхность планеты, становится биогеохимической энергией и она является движущей силой эволюции. При этом эволюция имеет вектор своего развития, связанный с усложнением центральной нервной системы и увеличением напряженности сознания [там же, с. 21]. (Отметим, что напряженность - энергетическая характеристика.) В человеке эта энергия становится культурной биогеохимической энергией, составляющими которой являются научная мысль, социальная организация и труд [там же, с. 124-128]. Именно эта энергия становится причиной постепенного превращения биосферы в ноосферу. Главной составляющей этой энергии В.И. Вернадский называет научную мысль. Здесь мы видим направление поисков В.И. Вернадского. С одной стороны, данное положение является эмпирическим обобщением, а с другой - гениальной догадкой, опередившей время и предвосхитившей постнеклассическую
стадию развития науки с ее исследованием сознания, когнитивных процессов, процессов самоорганизации.
Ноосферная парадигма и исследования вносят свой вклад в изучение и понимание сознания. Они базируются на идеях В.И. Вернадского о единстве биосферы. Принимая во внимание информационные взаимодействия в живом веществе, необходимо констатировать информационное единство биосферы и живого вещества, наличие единой информационной системы, в которой организмы и клетки являются элементами [10, с. 130]. Примерами таких взаимодействий может служить взаимодействие человек - растение [33], взаимодействие клеток (В.П. Казначеев [21]), предвидение животными стихийных бедствий и др.
Важным феноменом единства человечества явится формирование в ближайшее время коллективного разума человечества, его создание, как отмечает Н.Н. Моисеев, необходимо для решения глобальных проблем человечества [28, с. 34]. В ноосферной системе циркуляция информации и энергии определяется основным ноосферным законом: информация генерирует энергию, энергия структурирует вещество [9, с. 27-28]. Информационные взаимодействия определяют потоки энергии, ее накопление, использование, применение, обратную связь, соответствие результатов замыслу. Очевидно, только глобальное сознание сможет генерировать необходимую энергию для направленного воздействия на развитие биосферы в целом, превращения ее в ноосферу.
Процесс формирования глобального разума включает объединение индивидуальных разумов (Н.Н. Моисеев) и их сонастройку с Космосом (Д. Радьяр). Сам процесс подобен образованию (самоорганизации) лазерного (когерентного) луча, для запуска процесса необходимо определенное (критическое) количество когерентных частиц или, по аналогии, объединенных высокоразвитых сознаний. Ясно, что этот процесс самоорганизации носит не столько информационный, сколько энергетический характер.
Энергия сознания. Аристотель под энергией понимал соединение трех факторов: возможности (потенции), действительности (энергейи) и цели (энтелехии), сила которой переводит возможность в действительность [2, с. 51]. Это метафизическое понятие, объединяющее не только физическую энергию, но и другие ее виды, то есть энергию как таковую.
Сознание легко представляется по этой схеме: цель становится интенцией, внутренней направленностью сознания; непосредственная работа сознания - это «действительность»; самосознание и Я есть потенциал, возможность. Поскольку совместное действие трех компонентов находим и в энергии, и в сознании, то их можно рассматривать структурно аналогичными. А так как сознание можно «сконструировать» по типу энергии, это проявляет, пусть косвенно, его (сознания) энергетические аспекты.
Психоанализ и психодинамика используют, по сути, энергетические представления о сознании. З. Фрейд
рассматривал либидо (притяжение к другому полу) как основную энергию психики и, следовательно, сознания. Он проводил идею сублимации этой энергии и превращения ее в различные формы культуры - формы социальной организации, искусства, науки, мышления и т. п. - и все они предстают как различные формы проявления нашего сознания.
Эти рассуждения согласуются со взглядами В.И. Вернадского на биогеохимическую энергию (основную энергию биосферы), проявляющуюся в человеке через размножение. Эта энергия (повторимся) трансформируется в человеке в культурную биогеохимическую энергию, состоящую из трех составляющих: научной мысли, социальной организации и труда [6, с. 53, 126]. Культурная биогеохимическая энергия получает максимальное развитие в человеке при максимальном его размножении [там же, с. 129], что демонстрировалось и демонстрируется индустриальными революциями, с одновременным демографическим взрывом и культурным подъемом.
Но этих двух энергий недостаточно для объяснения того этапа, в который в настоящее время вступает человечество - информационную революцию, глобальный демографический переход, связанный с изменением закона рождаемости, резким сокращением количества детей в семье. Однако развитие общества в странах, которые уже прошли этот переход, не останавливается, наоборот, именно в этих странах началась и продолжается информационная революция. Поэтому необходимо ввести третий вид энергии, являющийся, по сути, следующей ступенью сублимации первоначальной энергии размножения - энергию сознания [13; 14, с. 41-44; 15, с. 146-149]. В наступающем этапе развитие цивилизации основывается все больше не на количестве работающих людей, а на качестве индивидуального сознания, их согласованной объединенной работе.
П. Тейяр де Шарден считал, что «...по существу всякая энергия имеет психическую природу» [31, с. 61]. Эту фундаментальная энергию исследователь разделил на две составляющих: внешнюю, физическую, и внутреннюю, психическую и духовную, назвав их, соответственно, тангенциальной и радиальной [там же]. Здесь мы встречаем те же представления о единстве психических и физических энергий, а также представление об энергии как о движении «снизу вверх» и «сверху вниз», от духовного к психическому и физическому, и, наоборот, от физического к психическому и духовному.
Известный исследователь античной философии А.Ф. Лосев, прорабатывая систему категорий диалектики, дал определение категории энергии. В его системе две тетрактиды категорий, первая описывает смысловой эйдос, а вторая - меональный (фактический). Энергия осуществляет связь между этими двумя тетрактидами, миром смысла и миром фактов. При этом энергия определяется как совокупность всех возможных проявлений сущности (чего-либо) в меоне, то есть в объективном мире. Такую энергию А.Ф. Лосев назвал энергией сущности: «Энергия сущности есть становление интелли-
генции, или чистого ума, стремящегося утвердить себя на фоне иного, в ином, во тьме» [23, с. 156]. «Энергия сущности, таким образом, и есть вся целокупность выразительных моментов сущности» [25, с. 35]. Сущность человека - это его сознание, то есть сознание содержит (генерирует) энергию, которая творит мир, видоизменяет его и затем снова возвращается к сознанию.
Таким образом, понятие энергии сознания носит характер эмпирического обобщения и логической необходимости и должно сыграть в философии сознания определенную роль.
Сознание как энергия. По нашему мнению, энергетическая точка зрения на природу сознания еще не получила должного развития. Большой ресурс в философском дискурсе об энергетической природе сознания содержит восточная философия.
Наиболее последовательно точка зрения тождественности сознания и энергии проводится в индийской философии [см. 16, 18]. Согласно представлениям большинства школ индийской философии, Высший Брахма является Абсолютом, Первичной реальностью, универсальным Я. Далее Он становится двойственностью Шива - Шакти, здесь Шива - чистое сознание, Шакти - силовое сознание. Шакти является основой и источником всех видов энергии материи, Шива - источником сознания на всех уровнях. Так высшее сознание содержит в себе энергию, необходимую для дальнейшего творения, поддержания и разрушения мира [7, с. 14; 30, с. 663]. В первой книге Махабхараты говорится, что материя и сознание - энергии Источника всего сущего [27, с. 11].
УЙ. Эванс-Вентц пишет о «тождественности Энергии и Сознания»: «Тантризм рассматривает Вселенную как состоящую из противоположностей: нирваны и сансары, ноумена и феномена, потенциального и проявленного, озарения и не различающей перцепции, пустоты и полноты жизни, сознания и праны. Кроме того, тантризм провозглашает, что с точки зрения высшей реальности, каждая из этих пар противоположностей, хотя и кажущихся таковыми, является неделимым целым» [32, с. 28]. Так в основании философии йоги и философии буддизма лежит принцип единства сознания и энергии.
В соответствии с этим принципом системы йоги имеют два основных пути: путь понимания и путь увеличения энергии с помощью упражнений. Эти пути дополняют друг друга: расширение сознания приводит к увеличению энергии и овладению психическими силами, а рост энергии приводит к пониманию, по сути, это один путь, как об этом говорит «Бхагавадгита» [4, с. 41, 57].
Эти взгляды на новом уровне развиваются в книгах Живой Этики. В них мы находим понятие психической энергии: «Психическая энергия есть ВСЕ. Психическая энергия есть всеначальная энергия», «так как она будет сочетаться со всеми проявлениями жизни» [3, § 478]. Как всеначальная энергия, она включает в себя все остальные ее виды, в том числе психическую, мыслительную, жизненную, и наконец, физические виды энергии. Психическая энергия создает миры и наполняет их энергией сознания. Эта энергия на самом верху
является сверхтонкой космической энергией, а «внизу» становится физическими энергиями. Сознательное использование психической энергии изменяет жизнь самого человека и его окружения: «Мысль творит образы в Тонком Мире» [29, § 31]. Само сознание названо божественной энергией [19, §407]. В Агни Йоге человечество рассматривается как приемник и распределитель на планете космических энергий.
Таким образом, мы делаем шаг к тому, чтобы от рассмотрения энергии сознания перейти к рассмотрению самого сознания как особого вида энергии. Используем представления Р. Декарта о двух субстанциях - протяженной, из которой созданы объективные вещи, и непротяженной субстанции мысли. Протяженность - это отличительное свойство пространства, а также объективных вещей, предметов, которые его наполняют. Речь идет о физическом трехмерном пространстве, в котором существуют предметы, связанные гравитационном полем. Сами предметы построены из элементарных частиц и силовых полей четырех видов. Так можно понимать протяженную энергию Р. Декарта с точки зрения современной науки.
Непротяженная субстанция мысли с точки зрения современных представлений - это субстанция информации. Это субстанция, которая, конечно, присутствует в четырехмерном пространстве-времени современной науки, но это не элементарные частицы, из которых построены атомы. Хотя информация присутствует везде, но информационные взаимодействия не носят силового характера, и в силу этого обладают качеством проникае-мости. Информационные взаимодействия пронизывают весь Космос, планету, биосферу и особенно ноосферу, оказывая сильное, но опосредованное влияние на физические процессы и предметы.
Эта взаимосвязь может быть проиллюстрирована отношениями между существующими частицами и виртуальными частицами, колебания которых заполняют вакуум, то есть весь Космос. При определенных условиях виртуальная частица (и ее энергия) становится реальной. С этой точки зрения энергия сознания может быть названа виртуальной энергией. Аналогично энергия сознания становится действующей энергией в мире.
Определим сознание как особый вид непространственной (виртуальной) энергии, отражающий как собственное состояние, так и состояние пространственных видов энергии [16, с. 82]. Примерно так понимает сознание физик А.В. Зубко: «Можно сказать, что сознание представляет собой особую дополнительную «идеальную» размерность деятельностного бытия общества в дополнение к пространственно-временным размерностям его существования» [20]. Такое отношение в физике рассматривается как голографическое отношение, то есть пространственно-временная материя является голографической пластинкой, которая при определенных условиях производит «изображение», новое измерение, в нашем случае «идеальную размерность», в том числе и образы в нашем сознании. По мнению А.П. Дуброва, сознание является «надструктурным
ментальным образованием» [11, с. 5], способным порождать ментальные пространственно-временные комплексы, воздействующие на материальные предметы. Существует четырехмерная пространственно-временная физическая реальность и более тонкая реальность Глобального сознания [там же], существующего в ином пространственно-временном континууме. Если исключить целевую направленность сознания, то поле Глобального сознания похоже на физический вакуум: «Соединение разных физических свойств Глобального, Космического Сознания и полевая мно-голикость, являются его фундаментальными физическими характеристиками, сближающими с природой физического вакуума» [там же, с. 69]. Тем самым сознание можно считать виртуальной формой энергии (по аналогии с виртуальными частицами вакуума), которая при определенных условиях превращается в различные известные виды энергии.
Таким образом, сознание имеет невещественную и, в этом смысле, непространственную природу и, хотя оно присутствует в пространстве, из этой более тонкой реальности невозможно построить физические формы.
Основные уровни энергии. Круговорот энергии и сознания. Возвращаясь к древнегреческой философии (неоплатонизму Плотина, Прокла), отметим, что энергия непосредственно входит в диалектику основ бытия, то есть лежит в основании онтологии. А.Ф. Лосев в «Диалектике числа у Плотина» показывает, что энергия входит в структуру Единого: Единое предстает как чистое «сверх» (выше смысла и бытия), как потенция (абсолютная единичность всего) и как энергия (осмысление и оформление единого, причем оформление понимается как материя) [24, с. 805]. Создавая мир, «Единое энергийно полагает себя как сущее, то есть как раздельное» [там же, с. 806].
Так энергия входит в основу бытия на всех его уровнях, причем различные энергии соответствуют друг другу по количеству и качеству, образуют круговорот, который является динамической основой бытия.
Энергия появляется и играет самую существенную роль на всех этапах творения, существования и эволюции мира. Обобщая вышесказанное, выделим четыре основных уровня энергии: 1) единое обладает энергией, 2) эта энергия создает сущее, сущность, существование, 3) энергия сущности, которая выходит в меон (иное сущности и первоединого), это энергия непрерывного становления, которая преобразовывается в 4) энергию ставшего мира, предмета, космоса в целом. Последние -это те виды энергии, которые наиболее хорошо изучены наукой - физические, химические и др.
Но энергия не может просто непрерывно излучаться, она должна также непрерывно возвращаться к своему источнику. Физические энергии в процессе эволюции трансцендируются и становятся энергиями сущности, возвращающимися к ней, а сущность возвращает энергию первоединому. Так возникает круговорот энергии в космосе, который его непрерывно поддерживает и развивает. Напомним, что «энергетическая» точка зрения
на эволюцию космоса поддерживалась и развивалась Р. Майером, позднее энергетизм В. Оствальда становится научно-философским направлением, М. Веллер развивает энергоэволюционизм, который рассматривает эволюцию космоса как эволюцию энергии [5].
Одновременно с круговоротом энергии необходимо выделить «круговорот» сознания в космосе, причем они взаимосвязаны и определяют эволюцию, стадии развития космоса, сама эволюция в существенной степени и является эволюцией сознания. Космическое сознание становится природно-планетарным и человеческим, проходя затем ступени от индивидуального сознания к общечеловеческому и планетарному, а затем и космическому, обогащая космическое сознание опытом планетарной жизни.
В более кратком изложении эволюция сознания в космосе идет от космического (духовного) сознания к сознанию в материи и затем снова к космическому. Опыт материальной жизни прибавляет исходному космическому сознанию новые возможности, способности, умения. Круговороты энергии и сознания гомологичны и взаимосвязаны, один отражает и поддерживает другой.
Человек, будучи микрокосмическим отражением Макрокосма, соединяет в себе различные виды энергии. Жизненная энергия последовательно становится в человеке энергией размножения (творения), энергией желания, энергией мысли, энергией сознания и воли. В более сокращенном виде, либидо, энергия размножения, сублимируется и становится энергией культуры и затем энергией духа.
Представим иерархию уровней сознания, двигаясь от материального к нематериальному, более абстрактному и духовному. Эти уровни можно представить в следующем виде: чувственное сознание, сфера желаний и эмоций (психика в узком смысле), сознание-ум, интуитивное сознание, волевое сознание. Согласно нашей
концепции, каждый уровень сознания обладает своей особой энергией: энергия чувств, энергия желаний и эмоций, энергия ума (мысли), энергия интуиции, энергия воли. У этих индивидуальных видов энергии обязательно должны быть источники - сферы планетарные и космические. Так сознание и мысль непосредственно вписываются в эволюцию космоса и планеты.
Необходимо рассматривать эволюцию сознания и биосферы как единый процесс. Сознание появляется внутри биосферы, постепенно выращивается, становится зрелым и более независимым от материнского тела - биосферы. Сознание ставит вопрос об управлении дальнейшей эволюцией биосферы, превращении ее в ноосферу, а также о начале планетарно-космической стадии эволюции человечества.
Таким образом, использование системного подхода и последовательное проведение энергетического взгляда на мир приводит к энергетическому пониманию сознания. Сознание - это особый непространственный (виртуальный) вид энергии, отражающий состояние пространственных видов энергии, из которых построены объективные формы.
Энергетические характеристики присутствуют на всех уровнях бытия, выделяется четыре основных: энергия первоединого, энергия сущности, энергия становления и материальные энергии. Круговорот энергии включает нисходящую и восходящую дугу эволюции, и энергия возвращается к своему источнику - сущности, а та возвращает ее первоединому, аспекту единичности, неделимой целостности мира. При этом энергия обогащается опытом в «меоне», в материи, и сущность таким образом получает новые качества и возможности.
Энергетический подход к исследованию сознания дополняет уже существующие, является конструктивным и эвристичным, открывает новые возможности дальнейшего исследования тайн сознания.
Библиографический список
1. Акулов В.Л. Диалектический материализм как система: (опыт теоретического анализа). Минск: Издательство «Университетское», 1986. 318 с.
2. Аристотель. Физика. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. 230 с.
3. АУМ // Агни Йога: в 4 т., Т. 3. Д.: Сталкер, 1999. 480 с., С. 246-363.
4. Бхагавад-Гита, или Песнь Господня. К.: «София», 2000. 160 с.
5. ВеллерМ. Энергоэволюционизм. М.: АСТ, изд-во Астрель, 2011. 544 с.
6. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.
7. Вишну-Пурана, кн. 1. СПб.: Издательство ОВК, 1995. 256 с.
8. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Проблема системности сознания и ноосферы / Проблема сознания в отечественной и зарубежной философии XX века. Материалы межрегиональной научной конференции. Иваново, 19-20 мая 1994 г. Иваново, Ивановский государственный университет, 1994.204 с.
9. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: Философские и культурологические проблемы: Ч. 1 // Ноосферные исследования. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2002. Вып. 1. 158 с.
10. Дубров А. П., Пушкин В. П. Парапсихология и современное естествознание. М.: Соваминко, 1990. 280с.
11. Дубров А. П. Когнитивная психофизика : Основы / А. П. Дубров. 2-е изд., исп. и доп. Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. 301 с. : ил.
12. Ерахтин А. В. Проблема онтологии сознания в марксисткой и в современной западной философии // Философия сознания в XX веке: проблемы и решения. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново: Ивановский государственный университет, 1994. 236 с., сс. 18-32.
13. Жульков М. В. Энергии преобразования биосферы в ноосферу // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2014 г: в 6 частях. Часть 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. 164 с., С. 68-69.
14. ЖульковМ. В. Демографический аспект ноосферной автотрофности // Вестник Ивановского государственного университета Серия «Гуманитарные науки», 2014. Вып. 2 (14) Философия, С. 35-45.
15. ЖульковМ. В. Энергии созидания ноосферы // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014, №8, С. 144-151.
16. Жульков М. В. Восточный путь самосовершенствования: тождество энергии и сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов: Грамота, 2014 № 12 (50): в 2-х ч. Ч. I., С. 78-83.
17. Жульков М. В. Становление биоэнергоинформационной картины мира // Наука в центральной России, Спецвыпуск. По материалам II-й Международной научной конференции «Наука в Центральной России», апрель, 2013, С. 179-183.
18. Жульков М. В. Практика Озарения и просветления: встреча двух сознаний // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Scientific journal № 9-10 2014 (September-October), С. 246-251.
19. Знаки Агни Йоги // Агни Йога: в 4 т. Д.: Сталкер, 1999. 512 с. Т. 1., С. 183-273.
20. Зубко А. В. Сознание как голографическая размерность психической энергии // XIII международная междисциплинарная научная конференция «Этика и наука будущего» на тему «Мир аналогий - подобие миров» (29 - 30.03.14) http://www.delphis.ru/ journal/article/soznanie-kak-golograficheskaya-razmernost-psikhicheskoi-energii.
21. Казначеев В. П., Михайлова Л. П. Сверхслабые излучения в межклеточных взаимодействиях. Новосибирск: Наука, 1981. 144 с.
22. Лекторский В. А. Сознание // Новая философская энциклопедия в 4 томах / Институт философии РАН, национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, т. 3. 2001. 692 с., с. 589-591.
23. Лосев А. Ф. Бытие - Имя - Космос / Сост. И ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. 958 с.
24. Лосев А. Ф. Миф - Число - Сущность / Сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. 919 с.
25. Лосев А. Ф. Форма - Стиль - Выражение / Сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1995. 944 с.
26. МамардашвилиМ. К. Необходимость себя. М.: «Лабиринт», 1996. 432 с.
27. Махабхарата. Книга певая. Ади-Парва. Пер. с англ. The Bhaktivedanta Book Trust International, 2002. 528 с.
28. МоисеевН. Н. Человек и Ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. 351 с.
29. Надземное // Агни Йога: в 4 т. Д.: Сталкер, 1999. 512 с. Т. 4, сс.
30. Радхакришнан С. Индийская философия. Пер. с англ. М.: «МИФ», 1993, Т. II. 732 с.
31. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 221 с.
32. Эванс-Вентц У. Й. Тибетская йога и тайные учения: Пер. с англ. Самара: Агни, 1998. 624 с.
33. Backster С. Evidence of a Primary Perception in Plant Life // Intern. Jour, of Parapsychology. N. Y., 1968. Vol. 10, N 4. Pp. 329-348.
34. The New Encyclopedia Britannica. Volume 3. Encyclopedia Britannica, Inc. Chicago, 1987.
References
1. Akulov V. L. Dialectical Materialism as a system: a theoretical analysis of the experience. Minsk: Publishing house "University", 1986. 318 p.
2. Aristotle. Physics. M.: State Socio-Economic Publishing House, 1937. 230 p.
3. AUM / Agni Yoga: 4 v., v. 3. D.: Stalker Publ, 1999. 480 p. Pp. 246-363.
4. The Bhagavad Gita or the Song of the Lord. K.: Sofia Publ, 2000. 160 p.
5. VellerM. Energoevolyutsionizm. M.: AST, Astrel Publ. House, 2011. 544 p.
6. Vernadskij V. I. Scientific thought as a planetary phenomenon. M.: Nauka Publ, 1991. 271 p.
7. The Vishnu Purana, Vol. 1. St. Petersburg: HVAC Publ., 1995. 256 p.
8. Dmitrevskaja I. V., Portnov A. N., Smirnov G. S. Systemic problems of consciousness and the noosphere / The problem of consciousness in domestic and foreign philosophy of the XX century. Materials of interregional conference. Ivanovo, 19-20 May 1994. Ivanovo, Ivanovo State University, 1994. 204 p.
9. Dmitrevskaja I. V., Portnov A. N., Smirnov G. S. Noospheric dynamics of Russia: The philosophical and cultural issues: Ch. 1 // Part 1, Noosphere Studies. Ivanovo. Ivanovo State University Press, 2002. Vol. 1. 158 p.
10. Dubrov A. P., Pushkin V. P. Parapsychology and modern natural science. M.: Sovaminko, 1990. 280 p.
11. Dubrov A. P. Cognitive psychophysics: Basics. 2-nd ed., App. and add. Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. 301 p.
12. Erahtin A. V. The problem of the ontology of consciousness in the Marxist and modern Western philosophy // Philosophy of consciousness in the XX century: problems and solutions. Interuniversity collection of scientific papers. Ivanovo. Ivanovo State University, 1994. 236 p. Pp. 18-32.
13. Zhulkov M. V. Energies of transformation of the biosphere into the noosphere // Education and science: the current state and development prospects: collection of scientific papers on the materials of the International scientific and practical conference July 31, 2014: in 6 parts. Part 4: Tambov LLC "Consulting company Ucom", 2014. 164 p. Pp. 68-69.
14. Zhulkov M. V. Demographic aspects of noosphere autotrophy // Herald of Ivanovo State University. Series "Humanities", 2014. Vol. 2 (14) Philosophy. Pp. 35-45.
15. ZhulkovM. V. Energies of noosphere creation // Scientific Review: humanities research]. 2014, №8. Pp. 144-151.
16. Zhulkov M. V. Oriental way of self-improvement: the identity of energy and consciousness // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Scientific-theoretical and applied journal. Tambov: Gramota Publ., 2014 № 12 (50): in two parts. Part I. Pp. 78-83.
17. Zhulkov M. V. Formation bio-energy-informational worldview // Science in Central Russia, Special Issue. Based on materials from the II-nd International scientific conference "Science in Central Russia", April 2013. Pp. 179-183.
18. Zhulkov M. V. Practice illumination and enlightenment: a meeting of two minds // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Scientific journal № 9-10 2014 (September-October). Pp. 246-251.
19. Signs of Agni Yoga // Agni Yoga, in 4 v., v. 1. Dnepropetrovsk: Stalker Publ, 1999. 512 p. Pp. 183-273.
20. ZubkoA. V. Consciousness as holographic dimension of psychic energy // XIII International Interdisciplinary Scientific Conference "Ethics and science of the future" on the theme "Peace of analogies - the similarity of the Worlds" (29-30.03.14) Available at: http://www. delphis.ru/journal/article/soznanie-kak-golograficheskaya-razmernost-psikhicheskoi-energii.
21. Kaznacheev V. P., Mikhailova L. P. Superweak radiation in intercellular interactions. Novosibirsk: Nauka, 1981. 144 p.
22. Lektorskyj V. A. Consciousness // New Encyclopedia of Philosophy in 4 volumes / Institute of Philosophy of RAS, the national social science fund. M.: Mysl Publ, v. 3, 2001. 692 p. Pp. 589-591.
23. LosevA. P. Being - Name - Space / Comp. and ed. by A. A. Tahoe Godi. M.: Mysl' Publ, 1993. 958 p.
24. Losev A. P. Myth - Number - Essence / Comp. and ed. by A. A. Tahoe Godi. M.: Mysl' Publ, 1994. 919 p.
25. Losev A. P. Form - Style - Expression / Comp. and ed. by A. A. Tahoe Godi. M.: Mysl' Publ, 1995. 944 p.
26. MamardashviliM. K. Necessity itself. M.: "Labyrinth", 1996. 432 p.
27. Mahabharata. Book one. Adi Parva. Trans. from English. The Bhaktivedanta Book Trust International, 2002. 528 p.
28. Moiseev N. N. Man and the noosphere. M.: Mol. Guard Publ, 1990. 351 p.
29. Aboveground // Agni Yoga in 4 v., v 4. Dnepropetrovsk: Stalker Publ, 1999. 512 p.
30. Radhakrishnan S. Indian Philosophy. Trans. from English. M.: Myth Publ., 1993, v. II. 732 p.
31. Teilhardde ChardinP. The Phenomenon of Man]. M.: Nauka Publ., 1987. 221 p.
32. Evans-Wentz William J. Tibetan yoga and secret doctrines. Trans. from English. Samara: Agni Publ., 1998. 624 p.
33. Backster С. Evidence of a Primary Perception in Plant Life // Intern. Jour, of Parapsychology. N. Y., 1968. Vol. 10, N 4. Pp. 329-348.
34. The New Encyclopedia Britannica. Volume 3. Encyclopedia Britannica, Inc. Chicago, 1987.