Научная статья на тему 'Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образовательных систем'

Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2402
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗНАНИЯ / ПРОЦЕСС ЗНАНИЙ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / GLOBALIZATION / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / SOCIETY INTERNATIONALIZATION / CROSS-DISCIPLINARY BACKGROUND / PROCESS OF EDUCATION / TRANSNATIONAL FORMATION / QUALITY INSPECTION / HUMANIZATION / INFORMATIVE LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понарина Наталья Николаевна

В настоящей статье глобализация представлена как важная проблема высшего образования, так как от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе уровень квалификации трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION OF HIGHER EDUCATION AND ISSUES OF EDUCATIONAL SYSTEMS INTERNATIONALIZATION

The article considers globalization as an important issue of higher education, since the model of an educational system and the skill level of a manpower depend upon an adequate embodiment of globalization and internationalization aspects in educational process.

Текст научной работы на тему «Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образовательных систем»

УДК 316.42 Понарина Наталья Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Армавирского института социального образования, филиала Российского государственного социального университета [email protected]

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Ponarina Natalia Nikolaevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Social Work Department, Armavir Institute of Social Education, Branch of the Russian State Social University [email protected]

GLOBALIZATION OF HIGHER EDUCATION AND ISSUES OF EDUCATIONAL SYSTEMS INTERNATIONALIZATION

Аннотация:

В настоящей статье глобализация представлена как важная проблема высшего образования, так как от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе - уровень квалификации трудовых ресурсов.

Ключевые слова:

глобализация, образование, высшее образование, интернационализация общества, междисциплинарные знания, процесс знаний, транснациональное образование, контроль качества, гуманизация, информативная грамотность.

The summary:

The article considers globalization as an important issue of higher education, since the model of an educational system and the skill level of a manpower depend upon an adequate embodiment of globalization and internationalization aspects in educational process.

Keywords:

globalization, education, higher education, society internationalization, cross-disciplinary background, process of education, transnational formation, quality inspection, humanization, informative literacy.

Любая система образования главной своей функцией имеет создание всех условий для адекватной адаптации человека к тем социокультурным реалиям, которые господствуют в том или ином обществе. Содержание образования зависит от тех представлений, потребностей, идеалов, которые существуют в данном социокультурном пространстве, и направлено на поддержание его устоев посредством создания определенного образа человека. Образование отражает уровень развития общества, его интересы и потребности, воплощающиеся в конкретном индивиде, являющемся типичным представителем данного социума. В содержании образования выражается то, что именно является значимым на данный момент, что может способствовать формированию именно такого образа человека, который в наибольшей степени способен будет выразить глубинные интересы своего общества, воплотить в своем индивидуальном бытии общий смысл того социокультурного пространства, в котором он получил образование.

На первый план в такой ситуации выходит принцип отбора и подбора информации, определения бесконечного пространства накопившегося культурного материала в соответствии с социальной потребностью. Особенная необходимость в этом возникает сегодня, когда, с одной стороны, новые условия информационно-технического общества требуют специальной и весьма широкой образовательной подготовки, а с другой - накопился огромный пласт традиционной культуры, который, в свою очередь, нуждается в трансляции, в воспроизведении своего содержания в сознании современного человека. Именно в этой точке зарождается конфликт между современным и традиционным, между тем, что

направлено на злобу дня (в широком смысле), на сиюминутные жизненные потребности, и тем, что связано с метафизическим постижением вечносущих принципов бытия, с приобщением человека к философским, эстетическим и религиозным представлениям минувших эпох. Парадоксальность нынешней ситуации заключается в том, что в результате научнотехнической и информационной революций были созданы невиданные до сих пор возможности для культурного роста, но в то же время возможности эти практически не используются в целях культурного созидания и формирования высокоразвитой духовной личности.

Сфера жизнедеятельности людей, которая на сегодняшний день находится под доминионом процесса глобализации, - это современные информационные технологии и средства сообщения. Экономические отношения под давлением транснациональных компаний уже перестроились на потребности глобализации. Заметим, что данный процесс был заведомо необратим, в связи с тенденциями стран на формирование определенных конгломератных образований (союзов, международных организаций). Нет необходимости также искать в данном процессе лишь отрицательные стороны. Важно понимать и качественно оценивать ту меру проникновения, в пределах которой глобализация выступает как созидательный процесс. Человечество получило огромные возможности для резкого скачка в развитии, для улучшения качества жизни всех людей без исключения. Но чтобы это произошло необходимо, чтобы принципы нравственности, равенства и справедливости стали главными в отношениях между людьми и государствами. К сожалению, рыночно-денежные принципы, ставшие сегодня единственным регулятором всех отношений, безнравственны в принципе [1].

Наряду с процессом глобализации происходит постоянная интернационализация общества. Следует различать эти два явления как взаимодополняющие составные части современного интегрированного развития мирового сообщества, где глобализация - это возникновение гибридной мировой культуры и смешение национальных традиций, а интернационализация - это становление национальных государств-сообществ и их взаимодействие между собой.

Анализируя международные тенденции развития мирового сообщества последних двадцати лет можно констатировать два направления процесса глобализации и интернационализации:

- оформление в рамках экономических, политических и информационных отношений (протекал до конца девяностых годов двадцатого столетия);

- вовлечение в развитие данного процесса этнокультурных и социальноэкологических стороны общественной жизни как реакции на первый этап глобализации [2].

Существенную роль при становлении процессов глобализации и интернационализации играет кросскультурный (кросскоммуникационный) принцип взаимодействия наций, основанный на объединении и синтезе основных, базовых положений функционирования общества.

Центральную роль здесь до сих пор играло образование, которое и подготавливало фундаментальный потенциал развития глобализации. Феноменальной остается невовлеченность самого образования в рассматриваемый процесс, его закрытость. Лишь в последнее десятилетие выстроена система направлений глобализации на государственные системы образования (в основном это высшая ступень образования, то есть университеты, институты, академии и т. п., где ведется подготовка экономически значимого ресурса - специализированных кадров), заключающаяся в подходе к образованию в аспекте «большого предприятия» (Австралия, Англия, Германия, США). До сих пор модель «образование как предприятие» направлена на достижение экономической выгоды на рынке международных образовательных услуг, однако вызовы социально-экологической и этно-

культурной реальности заставляют подходить к проблеме глобализации образования с качественно иных, социально-ответственных позиций [3].

Глобализация сегодня является важной проблемой для высшего образования, ибо от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе - уровень квалификации трудовых ресурсов.

Выделим ключевые проблемы, решение которых образует область совместного плодотворного существования глобализации и образования:

- стратегии интернационализации;

- транснациональное образование;

- обеспечение международного качества;

- региональное и межрегиональное сотрудничество;

- информационная и коммуникационная технологии;

- виртуальные университеты;

- проблемы равенства и доступности образования [4].

Причинами возникновения указанных проблем в контексте процесса глобализации предлагается считать следующие характерные черты сегодняшнего процесса образования:

а) прикладной процесс производства знаний;

б) широкий набор междисциплинарных знаний, процесс производства которых достигается установлением консенсуса специалистов разных областей. В современной науке по этому поводу введен термин трансдисциплинарности знаний, который предполагает четкие, но подвижные рамки для управления процессом поиска решения проблемы. Важно отметить, что эти рамки создаются и сохраняются в контексте своего приложения, но не привносятся готовыми;

в) сложные и нелинейные социально-технические взаимосвязи участников при создании знаний;

г) возрастание социальной ответственности и отчетности за производимое знание, что является следствием растущего участия социальных групп в решении глобальных проблем;

д) расширение базы систем контроля качества (имеются в виду новые критерии, вторгающиеся в производство знания через контекст его приложения), что подразумевает возрастание внутренних противоречий между разноплановыми интеллектуальными, социальными, экономическими и политическими интересами.

При разрешении поставленных проблем приемлемо было бы сначала определить степень и структурность введения предполагаемых образовательных новаций. Процесс превращения университетов в учреждения, работающие на основе комплексных информационных сетей (что, по сути, и предполагает глобализация образования), включает в себя помимо внедрения новых технологий также неизбежные перемены в ментальности. Если удастся решить противоречия между новыми технологиями и существующими гуманитарными педагогическими принципами, а также неогуманистическими ценностями между различными группами населения, информационно-коммуникационные сети станут важнейшей зоной и инструментом, где будет происходить процесс конструирования творческих способностей нового социального порядка.

В условиях глобализации возможны следующие сценарии развития высшего образования:

1. Низкая конкуренция и низкая информативная грамотность в высшем образовании. Университеты не реагируют на изменения, уменьшается число студентов и возрастает плата за обучение, вводятся контракты учебной продуктивности. Крупнейшие центры

продают информацию и ресурсы другим участникам образовательных услуг. Родители ищут альтернативы запрашиваемым университетами высоким ценам.

2. Высокая конкуренция и относительно низкий уровень информативной грамотности в высшем образовании. Родители перестают поддерживать университеты. Приходят новые поставщики, поддерживаемые правительственными структурами. Система образования становится более гибкой, чувствительной, быстро меняющейся, основанной на обучении информационным технологиям. Оценка и сертификация в сети производится в режиме реального времени. Студенты остаются дома и учатся, применяя новые технологии, а электронная подписка на обучение в течение всей жизни становится необходимым атрибутом развития карьеры.

3. Высокая конкуренция и высокая информативная грамотность в высшем образовании. Большое количество университетов не могут конкурировать из-за высокой профессиональной специализации - корпоративные поставщики справляются с этой задачей лучше. Компьютерные программы на электронных носителях сменяют преподавателей; лучшие университеты выживают, предлагая за большую плату обучение для целостного развития личности. Возникает процесс социального отторжения, когда члены образовательного процесса, не кооперируясь друг с другом по причине одностороннего информативного образования, становятся социально незначимыми, а следовательно, и невостребованными.

4. Низкая конкуренция и высокая информативная грамотность в высшем образовании. Усиливаются позиции виртуальных университетов, распространяется безбумажная деятельность. Университеты побеждают в конкурентном состязании с корпоративными поставщиками. Развиваются новые способы дистанционного сертифицирования по диверсифицированным программам. Однако наряду с победой на уровне корпоративных поставщиков, университеты становятся глобальными информационными системами, образование становится гомогенно-статичным, не предполагающим развития [5].

Глобализация не является исключительно отрицательным явлением для организации университетского образования - ее положительные следствия могут быть осознаны и использованы только в том случае, если университеты включатся в настойчиво предлагаемый ею процесс информатизации и международных коммуникаций. Глобализация образования не должна пониматься в качестве гомогенизации или, что еще опаснее, в качестве средства экономического доминирования; скорее, ее следует воспринимать как режим производства тождества и различия для социальных структур.

Чтобы глобализация в сфере образования проходила без катастроф (что достаточно реально при некачественном образовании для социальной сферы) необходимо и достаточно соответствия образовательных программ уровню гуманизации и социализации. Если учитывать логику социальной нестабильности в эпоху глобализации применительно к проблемам высшего образования, выделяя в качестве факторов давления на образовательные системы новые потребности общества и вызовы демографии (рост числа студентов при одновременной недоступности образования для маргинальных экономических и культурных групп, что способствует усилению политической напряженности), то достаточно выраженными будут именно социальные проблемы в высшем образовании, и решающую роль арбитра в данном вопросе справедливым будет передать государству. Существует также вопрос о противоречиях между ориентацией на предоставление услуг фундаментального образования (где знание само по себе оценивается как высшая ценность) и ситуативными потребностями рынка.

Данную проблему в контексте глобализации предлагается вынести на международный диалог с целью установления определенных стандартов в рамках университетского

образования, чтобы так часто употребляемый термин «конкуренция высшего образования» в реальности не поверг системы образования развивающихся стран, не сделал их зависимыми от транснациональных образовательных систем.

Ссылки:

1. Зима Н.А. Инновационные тенденции модер- 1. низации в образовании в условиях глобализации // Фундаментальные исследования. 2006.

№ 7. С. 78-80.

2. Семеко Г.В. Высшее образование в условиях 2.

глобализации экономики // Экономика образования. 2010. № 6. С. 39-45.

3. Налетова И.В. Высшее образование как один 3.

из приоритетов государственного развития в современном мире. Тамбов, 2009. С. 16-24.

4. Федотова Н.Н. Глобализация и образование // 4.

Философские науки. 2008. № 4. С. 5-24.

5. Ректор КубГУ: Высшее образование стало 5.

слишком доступным (интервью). [Электронный ресурс]. URL: http://www.yuga.ru/articles/society/ 6085.html (дата обращения: 25.02.2012).

References (transliterated):

Zima N.A. InnovatsionnHe tendentsii moderni-zatsii v obrazovanii v usloviyakh globalizatsii // Fundamental'nHe issledovaniya. 2006. No. 7. P. 78-80.

Semeko G.V. Vysshee obrazovanie v usloviyakh globalizatsii ekonomiki // Ekonomika obrazovani-ya. 2010. No. 6. P. 39-45.

Naletova I.V. Vysshee obrazovanie kak odin iz prioritetov gosudarstvennogo razvitiya v sov-remennom mire. Tambov, 2009. P. 16-24. Fedotova N.N. Globalizatsiya i obrazovanie // Filosofskie nauki. 2008. No. 4. P. 5-24.

Rektor KubGU: Vysshee obrazovanie stalo slishkom dostupnym (interv'yu). [Electronic resource]. URL: http://www.yuga.ru/articles/society/ 6085.html (date of access: 25.02.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.