УДК 316.42 Понарина Наталья Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Армавирского института социального образования, филиала Российского государственного социального университета [email protected]
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Ponarina Natalia Nikolaevna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Social Work Department, Armavir Institute of Social Education, Branch of the Russian State Social University [email protected]
GLOBALIZATION OF HIGHER EDUCATION AND ISSUES OF EDUCATIONAL SYSTEMS INTERNATIONALIZATION
Аннотация:
В настоящей статье глобализация представлена как важная проблема высшего образования, так как от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе - уровень квалификации трудовых ресурсов.
Ключевые слова:
глобализация, образование, высшее образование, интернационализация общества, междисциплинарные знания, процесс знаний, транснациональное образование, контроль качества, гуманизация, информативная грамотность.
The summary:
The article considers globalization as an important issue of higher education, since the model of an educational system and the skill level of a manpower depend upon an adequate embodiment of globalization and internationalization aspects in educational process.
Keywords:
globalization, education, higher education, society internationalization, cross-disciplinary background, process of education, transnational formation, quality inspection, humanization, informative literacy.
Любая система образования главной своей функцией имеет создание всех условий для адекватной адаптации человека к тем социокультурным реалиям, которые господствуют в том или ином обществе. Содержание образования зависит от тех представлений, потребностей, идеалов, которые существуют в данном социокультурном пространстве, и направлено на поддержание его устоев посредством создания определенного образа человека. Образование отражает уровень развития общества, его интересы и потребности, воплощающиеся в конкретном индивиде, являющемся типичным представителем данного социума. В содержании образования выражается то, что именно является значимым на данный момент, что может способствовать формированию именно такого образа человека, который в наибольшей степени способен будет выразить глубинные интересы своего общества, воплотить в своем индивидуальном бытии общий смысл того социокультурного пространства, в котором он получил образование.
На первый план в такой ситуации выходит принцип отбора и подбора информации, определения бесконечного пространства накопившегося культурного материала в соответствии с социальной потребностью. Особенная необходимость в этом возникает сегодня, когда, с одной стороны, новые условия информационно-технического общества требуют специальной и весьма широкой образовательной подготовки, а с другой - накопился огромный пласт традиционной культуры, который, в свою очередь, нуждается в трансляции, в воспроизведении своего содержания в сознании современного человека. Именно в этой точке зарождается конфликт между современным и традиционным, между тем, что
направлено на злобу дня (в широком смысле), на сиюминутные жизненные потребности, и тем, что связано с метафизическим постижением вечносущих принципов бытия, с приобщением человека к философским, эстетическим и религиозным представлениям минувших эпох. Парадоксальность нынешней ситуации заключается в том, что в результате научнотехнической и информационной революций были созданы невиданные до сих пор возможности для культурного роста, но в то же время возможности эти практически не используются в целях культурного созидания и формирования высокоразвитой духовной личности.
Сфера жизнедеятельности людей, которая на сегодняшний день находится под доминионом процесса глобализации, - это современные информационные технологии и средства сообщения. Экономические отношения под давлением транснациональных компаний уже перестроились на потребности глобализации. Заметим, что данный процесс был заведомо необратим, в связи с тенденциями стран на формирование определенных конгломератных образований (союзов, международных организаций). Нет необходимости также искать в данном процессе лишь отрицательные стороны. Важно понимать и качественно оценивать ту меру проникновения, в пределах которой глобализация выступает как созидательный процесс. Человечество получило огромные возможности для резкого скачка в развитии, для улучшения качества жизни всех людей без исключения. Но чтобы это произошло необходимо, чтобы принципы нравственности, равенства и справедливости стали главными в отношениях между людьми и государствами. К сожалению, рыночно-денежные принципы, ставшие сегодня единственным регулятором всех отношений, безнравственны в принципе [1].
Наряду с процессом глобализации происходит постоянная интернационализация общества. Следует различать эти два явления как взаимодополняющие составные части современного интегрированного развития мирового сообщества, где глобализация - это возникновение гибридной мировой культуры и смешение национальных традиций, а интернационализация - это становление национальных государств-сообществ и их взаимодействие между собой.
Анализируя международные тенденции развития мирового сообщества последних двадцати лет можно констатировать два направления процесса глобализации и интернационализации:
- оформление в рамках экономических, политических и информационных отношений (протекал до конца девяностых годов двадцатого столетия);
- вовлечение в развитие данного процесса этнокультурных и социальноэкологических стороны общественной жизни как реакции на первый этап глобализации [2].
Существенную роль при становлении процессов глобализации и интернационализации играет кросскультурный (кросскоммуникационный) принцип взаимодействия наций, основанный на объединении и синтезе основных, базовых положений функционирования общества.
Центральную роль здесь до сих пор играло образование, которое и подготавливало фундаментальный потенциал развития глобализации. Феноменальной остается невовлеченность самого образования в рассматриваемый процесс, его закрытость. Лишь в последнее десятилетие выстроена система направлений глобализации на государственные системы образования (в основном это высшая ступень образования, то есть университеты, институты, академии и т. п., где ведется подготовка экономически значимого ресурса - специализированных кадров), заключающаяся в подходе к образованию в аспекте «большого предприятия» (Австралия, Англия, Германия, США). До сих пор модель «образование как предприятие» направлена на достижение экономической выгоды на рынке международных образовательных услуг, однако вызовы социально-экологической и этно-
культурной реальности заставляют подходить к проблеме глобализации образования с качественно иных, социально-ответственных позиций [3].
Глобализация сегодня является важной проблемой для высшего образования, ибо от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе - уровень квалификации трудовых ресурсов.
Выделим ключевые проблемы, решение которых образует область совместного плодотворного существования глобализации и образования:
- стратегии интернационализации;
- транснациональное образование;
- обеспечение международного качества;
- региональное и межрегиональное сотрудничество;
- информационная и коммуникационная технологии;
- виртуальные университеты;
- проблемы равенства и доступности образования [4].
Причинами возникновения указанных проблем в контексте процесса глобализации предлагается считать следующие характерные черты сегодняшнего процесса образования:
а) прикладной процесс производства знаний;
б) широкий набор междисциплинарных знаний, процесс производства которых достигается установлением консенсуса специалистов разных областей. В современной науке по этому поводу введен термин трансдисциплинарности знаний, который предполагает четкие, но подвижные рамки для управления процессом поиска решения проблемы. Важно отметить, что эти рамки создаются и сохраняются в контексте своего приложения, но не привносятся готовыми;
в) сложные и нелинейные социально-технические взаимосвязи участников при создании знаний;
г) возрастание социальной ответственности и отчетности за производимое знание, что является следствием растущего участия социальных групп в решении глобальных проблем;
д) расширение базы систем контроля качества (имеются в виду новые критерии, вторгающиеся в производство знания через контекст его приложения), что подразумевает возрастание внутренних противоречий между разноплановыми интеллектуальными, социальными, экономическими и политическими интересами.
При разрешении поставленных проблем приемлемо было бы сначала определить степень и структурность введения предполагаемых образовательных новаций. Процесс превращения университетов в учреждения, работающие на основе комплексных информационных сетей (что, по сути, и предполагает глобализация образования), включает в себя помимо внедрения новых технологий также неизбежные перемены в ментальности. Если удастся решить противоречия между новыми технологиями и существующими гуманитарными педагогическими принципами, а также неогуманистическими ценностями между различными группами населения, информационно-коммуникационные сети станут важнейшей зоной и инструментом, где будет происходить процесс конструирования творческих способностей нового социального порядка.
В условиях глобализации возможны следующие сценарии развития высшего образования:
1. Низкая конкуренция и низкая информативная грамотность в высшем образовании. Университеты не реагируют на изменения, уменьшается число студентов и возрастает плата за обучение, вводятся контракты учебной продуктивности. Крупнейшие центры
продают информацию и ресурсы другим участникам образовательных услуг. Родители ищут альтернативы запрашиваемым университетами высоким ценам.
2. Высокая конкуренция и относительно низкий уровень информативной грамотности в высшем образовании. Родители перестают поддерживать университеты. Приходят новые поставщики, поддерживаемые правительственными структурами. Система образования становится более гибкой, чувствительной, быстро меняющейся, основанной на обучении информационным технологиям. Оценка и сертификация в сети производится в режиме реального времени. Студенты остаются дома и учатся, применяя новые технологии, а электронная подписка на обучение в течение всей жизни становится необходимым атрибутом развития карьеры.
3. Высокая конкуренция и высокая информативная грамотность в высшем образовании. Большое количество университетов не могут конкурировать из-за высокой профессиональной специализации - корпоративные поставщики справляются с этой задачей лучше. Компьютерные программы на электронных носителях сменяют преподавателей; лучшие университеты выживают, предлагая за большую плату обучение для целостного развития личности. Возникает процесс социального отторжения, когда члены образовательного процесса, не кооперируясь друг с другом по причине одностороннего информативного образования, становятся социально незначимыми, а следовательно, и невостребованными.
4. Низкая конкуренция и высокая информативная грамотность в высшем образовании. Усиливаются позиции виртуальных университетов, распространяется безбумажная деятельность. Университеты побеждают в конкурентном состязании с корпоративными поставщиками. Развиваются новые способы дистанционного сертифицирования по диверсифицированным программам. Однако наряду с победой на уровне корпоративных поставщиков, университеты становятся глобальными информационными системами, образование становится гомогенно-статичным, не предполагающим развития [5].
Глобализация не является исключительно отрицательным явлением для организации университетского образования - ее положительные следствия могут быть осознаны и использованы только в том случае, если университеты включатся в настойчиво предлагаемый ею процесс информатизации и международных коммуникаций. Глобализация образования не должна пониматься в качестве гомогенизации или, что еще опаснее, в качестве средства экономического доминирования; скорее, ее следует воспринимать как режим производства тождества и различия для социальных структур.
Чтобы глобализация в сфере образования проходила без катастроф (что достаточно реально при некачественном образовании для социальной сферы) необходимо и достаточно соответствия образовательных программ уровню гуманизации и социализации. Если учитывать логику социальной нестабильности в эпоху глобализации применительно к проблемам высшего образования, выделяя в качестве факторов давления на образовательные системы новые потребности общества и вызовы демографии (рост числа студентов при одновременной недоступности образования для маргинальных экономических и культурных групп, что способствует усилению политической напряженности), то достаточно выраженными будут именно социальные проблемы в высшем образовании, и решающую роль арбитра в данном вопросе справедливым будет передать государству. Существует также вопрос о противоречиях между ориентацией на предоставление услуг фундаментального образования (где знание само по себе оценивается как высшая ценность) и ситуативными потребностями рынка.
Данную проблему в контексте глобализации предлагается вынести на международный диалог с целью установления определенных стандартов в рамках университетского
образования, чтобы так часто употребляемый термин «конкуренция высшего образования» в реальности не поверг системы образования развивающихся стран, не сделал их зависимыми от транснациональных образовательных систем.
Ссылки:
1. Зима Н.А. Инновационные тенденции модер- 1. низации в образовании в условиях глобализации // Фундаментальные исследования. 2006.
№ 7. С. 78-80.
2. Семеко Г.В. Высшее образование в условиях 2.
глобализации экономики // Экономика образования. 2010. № 6. С. 39-45.
3. Налетова И.В. Высшее образование как один 3.
из приоритетов государственного развития в современном мире. Тамбов, 2009. С. 16-24.
4. Федотова Н.Н. Глобализация и образование // 4.
Философские науки. 2008. № 4. С. 5-24.
5. Ректор КубГУ: Высшее образование стало 5.
слишком доступным (интервью). [Электронный ресурс]. URL: http://www.yuga.ru/articles/society/ 6085.html (дата обращения: 25.02.2012).
References (transliterated):
Zima N.A. InnovatsionnHe tendentsii moderni-zatsii v obrazovanii v usloviyakh globalizatsii // Fundamental'nHe issledovaniya. 2006. No. 7. P. 78-80.
Semeko G.V. Vysshee obrazovanie v usloviyakh globalizatsii ekonomiki // Ekonomika obrazovani-ya. 2010. No. 6. P. 39-45.
Naletova I.V. Vysshee obrazovanie kak odin iz prioritetov gosudarstvennogo razvitiya v sov-remennom mire. Tambov, 2009. P. 16-24. Fedotova N.N. Globalizatsiya i obrazovanie // Filosofskie nauki. 2008. No. 4. P. 5-24.
Rektor KubGU: Vysshee obrazovanie stalo slishkom dostupnym (interv'yu). [Electronic resource]. URL: http://www.yuga.ru/articles/society/ 6085.html (date of access: 25.02.2012).