Научная статья на тему 'Глобализация в образовании: информационная война и "промывание мозгов" или доступ к мировым знаниям и благам цивилизации?'

Глобализация в образовании: информационная война и "промывание мозгов" или доступ к мировым знаниям и благам цивилизации? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетков Владимир Викторович

В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточничеству, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель... Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого... Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть других народов к русскому народу, все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. Анатолий Иванов "Вечный зов". 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочетков Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация в образовании: информационная война и "промывание мозгов" или доступ к мировым знаниям и благам цивилизации?»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2005. № 1

В.В. Кочетков

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: информационная война и "промывание мозгов" или доступ к мировым знаниям и благам цивилизации?

The author of this article considers that entering of Russia into the process of globalization of education must be cautious. We shouldn't just copy western samples. We should do our best to save all positive that we have in Russian educational system.

В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточничеству, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель... Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого... Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть других народов к русскому народу, — все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.

Анатолий Иванов "Вечный зов". 1984.

18 февраля 2004 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся "круглый стол" "Глобализация и образование. Болонский процесс". Открывая его, декан социологического факультета МГУ В.И. Добреньков отметил, что "российские университеты не закрыты для новаций, сотрудничества, координации и усвоения достижений культуры"1. Вместе с тем он предостерег, что в скоропалительных реконструкциях можно безвозвратно потерять сложившуюся в нашей стране эффективную, имеющую весомый потенциал во всем мире систему образования, учитывающую российскую ментальность. Ректор МГУ

1 Добренькое В.И. Болонский процесс — новая волна реконструкции // Глобализация и образование. Болонский процесс: Материалы "круглого стола". М., 2004. С. 8.

В.А. Садовничий придерживается той же точки зрения, отдавая много сил борьбе за сохранение того лучшего, что имеется в отечественном образовании2. В настоящей статье мы продолжаем обсуждать влияние глобализации на образование.

Глобализация — многоуровневый процесс, имеющий политическую, экономическую, культурную, социологическую и психологическую составляющие. Глобализация имеет объективную и субъективную стороны. Объективными сторонами глобализации являются:

1) развитие информационных технологий, появление Интернета, спутникового телевидения;

2) миниатюризация радиоэлектроники и распространение мобильной связи;

3) появление новых средств транспорта;

4) компьютеризация производственных процессов;

5) объективные законы развития мирового рынка (когда выгодно разместить производство комплектующих в одних странах, а продавать готовую продукцию в других).

Объективные предпосылки делают глобализацию возможной. Главный отличительный признак глобализации — это легкое преодоление любых пространственных препятствий, прежде всего государственных границ. С помощью новейших технологий финансовые, информационные, образовательные, научные и любые другие потоки беспрепятственно достигают любой точки земного шара. Например, одним из проявлений глобализации как объективного процесса является формирование нового научного сообщества, которое является уже не узко национальным, а интернациональным, а точнее, профессиональным. Ученые — политологи, международники — постоянно общаются между собой по Интернету, устраивают виртуальные конференции. Для этого вовсе не обязательно куда-то ехать.

Второй стороной глобализации является субъективная. Среди различных возможностей, которые предоставляет глобализация, есть и такая, как использование ее в целях тех или иных социальных групп, государств и регионов. В этом смысле объективные процессы глобализации эксплуатируются США — единственной сегодня мировой супердержавой — и формируются ими так, чтобы они наилучшим образом соответствовали их интересам. Субъективными сторонами глобализации являются:

2 Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность // Образование, которое мы можем потерять. М., 2003.

10 ВМУ, социология и политология, № 1

1) распространение американских либерально-демократических ценностей по всему миру;

2) снятие всех барьеров на пути продвижения товаров на рынок;

3) создание условий для свободной конкуренции, в которой больше шансов победить — у США;

4) присутствие США во всех регионах мира;

5) интересы американских транснациональных корпораций.

За всеми институтами, которые сегодня являются мощными инструментами глобализации (МВФ, ВБ, ВТО), стоят интересы США. Цели этих институтов не имеют ничего общего с заботой о благе всего человечества и носят абсолютно прагматический характер — экономический, политический, геостратегический. Фактически эти институты создали США, они и играют в них роль первой скрипки. Несмотря на то, что весь мир вовлечен в процесс глобализации, наибольший выигрыш получают только самые высокоразвитые, богатые страны — прежде всего США.

Глобализация используется США в качестве стратегии построения новой геоструктуры XXI в. В этом смысле глобализация представляет собой одну из форм войны нового типа, целью которой является установление нового миропорядка. Речь идет о борьбе за природные ресурсы, рынки труда и сбыта, географическое пространство, чистую воду и чистый воздух, которые в дефиците уже сегодня, а завтра их на всех не хватит. Из создавшегося положения есть два выхода:

1) разумное самоограничение потребления в развитых странах, в которых живет меньшинство человечества — так называемый "Золотой миллиард";

2) объявление всего остального земного шара зоной своих национальных интересов и применение военной силы для их навязывания.

США и возглавляемая ими НАТО выбрали второй путь. Выиграв холодную войну, они не только не сняли с себя роль "всемирного полицейского", но с каждым годом увеличивают военный бюджет, который сегодня превысил 300 млрд. долларов. НАТО расширяется на Восток, вплотную приблизившись к Москве на расстояние двух танковых переходов в Прибалтике, занимает важнейшую стратегическую позицию в Югославии, контролируя Европу, вошла в "подбрюшье" России — Афганистан, Узбекистан, Таджикистан. Через своих ставленников, "пятую колонну", США пытается влиять на ситуацию в Белоруссии, на Северном

Кавказе и на Украине. История поставила нашу страну в центр резко усилившихся планетарных противоречий прежде всего потому, что она обладает громадными природными богатствами. В России сосредоточено 35% запасов мировых ресурсов (энергетических, минеральных, биологических) и более половины стратегического сырья. Общая стоимость запасов природных ресурсов оценивается в 28,6 трлн. долларов. Наша страна обладает самой большой среди стран мира площадью девственной природы — 7—8 млн км2 и самым большим запасом пресной воды3.

Посмотрим, как влияет глобализация на образование. Одним из несомненных достижений Советского Союза, признанным во всем мире, является создание одной из лучших систем образования. Есть основания думать, что эту систему хотят разрушить по следующим причинам:

1) устранить с международного рынка образовательных услуг сильного конкурента;

2) перестроить систему российского образования в качестве проводника чуждых нам идеологических ценностей;

3) приспособить систему образования к "выкачиванию мозгов" из России.

С другой стороны, необходимо учитывать, что отечественная система образования, при всех ее положительных моментах, просто не может оставаться в условиях глобализации такой, какой она была. Ведь глобализация, как мы уже выяснили, это не только субъективный, но и объективный процесс. А объективный процесс всегда несет в себе не только отрицательные, но и положительные моменты. Одним из отрицательных моментов является то, что если мы не успеем "вскочить на подножку поезда глобализации", то рискуем навсегда остаться на обочине магистрального пути развития цивилизации. Ограждая и оберегая лучшее в своем образовании, мы в то же время должны открываться для внешнего мира и, в свою очередь, использовать то лучшее, что в нем есть. А это значит, что существующую систему образования необходимо перестраивать в соответствии с сегодняшними реалиями. Нельзя не видеть негативных тенденций в отечественном высшем образовании, начиная с Московского университета и заканчивая негосударственными вузами. Для этого достаточно вспомнить, как учили нас с вами в СССР, первые годы нашего преподавания и сравнить с существующим

3 Галумое Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2003.

положением дел. Выше был престиж преподавательского труда и соответственно уровень требований, больше энтузиазма как у преподавателей, так и у студентов. На методических советах и заседаниях кафедр обсуждались программы учебных дисциплин. Интенсивно велась научная работа. Много времени преподаватели и студенты проводили в библиотеках. Существовала система МБА — межбиблиотечного абонемента, позволяющая бесплатно получить любую книгу или статью, в том числе и из-за рубежа.

Современный преподаватель вуза — это скорее предприниматель и бизнесмен, а не учитель и исследователь. Его основной целью является повышение своей рыночной стоимости. Рынок и фундаментальное образование несовместимы. Рынок способен уничтожить образование. Рынок — это система оптимального удовлетворения потребностей. Просвещение — система улучшения человеческих способностей путем научных знаний. Система образования работает, если:

1) фундаментальная наука опережает прикладную;

2) теоретическая подготовка опережает практическую.

При этом самым важным может быть то знание, которое студент отвергает. Ему может казаться, что именно это знание не нужно.

Намечающийся регресс отечественного образования — это одна сторона процесса. Вторая его сторона заключается в том, что, зная недостатки западной системы образования (прагматизм, отсутствие фундаментальности и единых образовательных стандартов), мы знаем и ее преимущества. Никто из критиков не будет утверждать, что американская система университетского образования хуже, чем наша. США — это страна с наибольшим количеством студентов (559 на 10 тыс человек населения против 191 — в России)4. Школьное образование в США слабое, но университетское — очень сильное. Европейское университетское образование слабее американского. Кроме того, оно сильно различается в разных странах. Более десяти лет специалисты ЕС ведут дискуссии о том, как изменить систему европейского образования, сделать его более конкурентоспособным по отношению к американскому. Все эксперты согласны в том, что европейское образование надо менять. Болонский процесс является практическим отражением этих дискуссий. Европейское образо-

4 Безгласная Е.А. Структурные сдвиги в российском высшем образовании // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: Аналитический доклад / Под ред. Л.Г. Ионина. М., 2001. С. 32—33.

вание интегрирует американское. Например, во Франции отказались от пятиуровневой системы дипломов (диплом 3-й степени, мастер, специалист, доктор, государственный доктор) и перешли к американской трехуровневой (бакалавр, магистр, доктор). Раньше во Франции ученые степени присуждала государственная инстанция, подобная отечественному ВАКу. Сейчас ее нет и ученые степени присуждает научное сообщество так же, как и в США. Ответственность за выпускаемую докторскую несут организация, в которой она защищалась, и оппоненты. Это резко подняло планку требований к качеству работ. Раньше во Франции докторские диссертации пылились на полках, и их никто не читал, кроме тех, кто писал новые докторские. Сейчас с ними знакомятся при приеме на работу, они востребованы на собеседованиях, они важны для репутации. По-видимому, ВАКовская система присуждения ученых степеней в России безнадежно устарела и нуждается в пересмотре. Она только создает видимость контроля. На деле же ограничения легко обходятся.

Другая проблема отечественного образования, которую можно решить, используя возможности глобализации — это проблема центра и периферии. В США такой проблемы не существует и уровень вуза определяется не его близостью к центру, а собственными традициями, потенциалом преподавателей и местом, занимаемым в рейтинге. В нашей же стране исторически, еще со времен СССР, сложилась ситуация, при которой в ведущих московских вузах сосредоточен основной интеллектуальный потенциал отечественного образования (сейчас — в меньшей степени, раньше — в большей). Это связано с концентрацией здесь научных учреждений, издательств, редакций, библиотек, научного сообщества. Интернет и другие средства коммуникации позволят поставить в равные условия талантливых ученых и преподавателей из центра и с периферии. Этот процесс можно назвать "внутренней глобализацией". А поскольку талантов на Руси всегда было много, "внутренняя глобализация" позволила бы резко поднять уровень отечественного образования.

Следующая проблема — мобильность. Российские преподаватели привязаны к своим вузам в прямом и переносном смысле. Финансовые возможности не позволяют отечественным ученым и преподавателям свободно передвигаться. С одной стороны, это способствует приверженности и созданию научных школ, с другой — сужает кругозор и ограничивает контакты. В США такой проблемы не существует. Американские преподаватели (а сейчас во все большей степени и европейские) не работают в одном университете всю свою трудовую жизнь. Они работают

в разных вузах, постоянно выезжают в качестве приглашенных профессоров. С одной стороны, "внутренняя глобализация" заставляет преподавателей постоянно повышать свое мастерство. С другой стороны, университеты знакомятся с разными школами, меняют что-то в своем преподавании или, напротив, укрепляются в своей правоте. Такая мобильность, безусловно, положительна и может быть заимствована.

Российское образование наряду с американским и европейским является одним из полюсов образования мирового. Поэтому изменения с учетом современных тенденций необходимы и нам. Главная задача, которую нам предстоит решить — как в процессе этого изменения не потерять то хорошее, что у нас есть.

Проводником глобализации в сфере образования выступает дистанционное открытое обучение, связанное с применением новейших информационных технологий5. В качестве примера приведу деятельность ТНК Cisco Systems, штаб-квартира которой находится в Силиконовой Долине США. Это мировой лидер в области информационных технологий. Cisco Systems создает Всемирную сеть Академий — Cisco Network Academy Systems. С этой целью она бесплатно снабжает учебные заведения своим сетевым оборудованием на десятки тысяч долларов. Условием поставки является то, что учебное заведение будет обучать с помощью этого оборудования по программам и учебным материалам, подготовленным в "Cisco". Учебное заведение, выступающее в качестве региональной академии, обязуется вовлечь в эту образовательную деятельность не менее 10 вузов в качестве локальных академий. В мире уже создано более 15 тысяч таких академий. В ближайшие годы "Cisco" планирует довести эту цифру до 100 тысяч. На создание учебных программ выделяются огромные средства. По всему миру разыскиваются лучшие в своей области специалисты, разрабатывается высококачественное мультимедийное сопровождение, интерактивные электронные учебные пособия. К сотрудничеству привлечены Нью-Йоркский, Колумбийский, Стенфордский университеты, Королевский колледж (Queen College, Нью-Йорк). Создаются программы не только по техническим предметам, но и по дисциплинам гуманитарной направленности. Когда "Cisco" достроит свою сеть, то запустит в нее программы "открытого образования", которые готовятся в университетах США, и начнет работу по перепрограммированию национального сознания, национальных интересов в нужном и вы-

5 Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002.

годном для США направлении. Вся эта деятельность ведется под контролем ЦРУ и других американских спецслужб.

Однако, можно предположить, что ответ в данном случае будет, как говорится, "несимметричным". И связано это с объективными закономерностями национальной и этнической культуры, которые описываются, в частности информационной теорией этноса. В современном постиндустриальном информационном обществе человек оказался в принципиально новой информационной ситуации по сравнению с так называемым традиционным обществом. На протяжении всей истории человечества вплоть до последних десятилетий люди получали однородную и упорядоченную информацию от одной социальной группы. Среди локальной субкультуры господствовала общая картина мира. Новая информационная ситуация, сложившаяся в связи с широким распространением технических средств коммуникации, характеризуется возрастанием плотности информационного потока; взаимной несогласованностью сигналов; уменьшением регулярности и периодичности сигналов; возрастанием разнообразия сигналов и доли редких, непривычных, уникальных сигналов и уменьшением определенности реакций, что приводит к обострению проблемы выбора.

Стремление к социально-психологической стабильности становится самостоятельным и достаточно сильным мотивом деятельности современного человека. О. Тоффлер рассматривает различные способы адаптации к новой информационной ситуации6. Предлагаемые методы можно разделить на методы "буфера" и методы "фильтра". Методы "буфера" заключаются в тренинге, подготовке к новой информационной ситуации. Методы "фильтра" отсеивают наиболее значимые для индивида сигналы. В качестве фильтров выступают различные субкультуры, вырабатывающие свои нормы, ценности, образцы поведения. Профессиональные и досуговые субкультуры (хиппи, рокеры) хотя и позволяют ограничивать объем сигналов и лучше ориентироваться в жизни, имеют ряд ограничений: "ценностное", физическое ограничение сроков пребывания в некоторых субкультурах и краткость их существования во времени. Именно этнос оказывается той субкультурой современного общества, которая в наибольшей степени способна выполнять роль "информационного фильтра".

Этому способствуют такие его качества, как целостность, устойчивость этнического статуса личности, стабильность состава и устойчивость во времени.

6 Тоффлер О. Футуршок. М., 1973.

Сложность новой информационной ситуации значительно опережает возможности людей адекватно реагировать на эту ситуацию, в результате чего возникает острая потребность в "информационных фильтрах", в частности, в обращении к этническим ценностям, которые представляются вечными и незыблемыми в бурном потоке времени7.

Именно поэтому нарастание процессов глобализации сопровождается прямо противоположными процессами регионализации, ростом национального самосознания, возведением этнических границ. Потребность в этничности, которая характеризует народ, объединяет его и отличает от других сообществ, относится к числу базовых человеческих потребностей. Потребность в положительной этнической идентичности лежит в основе этнических конфликтов и национально-освободительных движений, является мощной причиной эмиграций. Эмигранты говорят: "Не давайте нам хороших земель, не давайте социальной помощи, но считайте нас людьми". Для того, чтобы выжить в глобальном мире, народам нужно сохранять свои национальные культуру и специфику. Только своей неповторимостью они ценны для выживания человечества. А.С. Панарин говорил, что глобализируется национальная элита, имеющая доступ к благам гло-бализации8. Народы же, не имеющие такой возможности, отвечают усилением локализации, регионализма и национализма. Поэтому преподавателям не нужно беспокоиться за свое будущее — образование будет востребованно всегда.

Наиболее полно национально-культурные различия в сфере образования можно описать с позиций классических концепции культурных измерений Г. Хофстеде9, теории Р. Льюиса о моноактивных, полиактивных и реактивных культурах10 и представлений Э. Холла о высоко- и низкоконтекстуальных культурах11.

Под культурным измерением голландский социолог Г. Хоф-стеде понимал определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна культура отличается от другой. Он обнаружил, что более всего народы различаются по четырем культурным измерениям — индивидуализм — коллективизм, мужественность — женственность, дистанция власти и избегание неопределенности. В сфере образо-

7 Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. 1990. Вып. 20. С. 5-39.

8 Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2002.

9 Hofstede G. Cultures and Organizations (Software of the Mind). N.Y., 1994.

10 Льюис Р.ДДеловые культуры в международном бизнесе. М., 1999.

11 HallE.T. Beyond Culture. N.Y., 1981.

вания культурные измерения проявляются следующим образом. В западных индивидуалистских культурах учат учиться самостоятельно на всем протяжении жизни. Основное содержание образования — как надо учиться самостоятельно. В коллективистских культурах обучение осуществляется только в молодые годы. Дают готовые знания. Учат преимущественно способам действий. В странах с мужественной культурой учебный процесс ориентирован на лучшего учащегося. Основной целью обучения являются академические успехи, результаты учебы очень важны. Плохая учеба, отчисление приравниваются к катастрофе. В странах с женственной культурой учебный процесс ориентирован на среднего учащегося. Основной целью обучения является социальная адаптация, а результаты учебы не очень важны. В странах с низкой дистанцией власти центральной фигурой в обучении является учащийся. Преподаватель рассматривается всего лишь как проводник, передаточное звено между знаниями и учеником. Обучение представляет собой объективный процесс познания. В странах с высокой дистанцией власти в обучении центральной фигурой в обучении традиционно является учитель. Обучение рассматривается как восприятие мудрости учителя (гуру). Например, турки, отвечая на вопрос об отношениях студентов и преподавателей, говорят: "Учителя следует бояться так же, как вы боитесь Аллаха". То же относится и к иранцам: "Профессор, который разрешает относиться к себе без должного уважения и почтения, или который признается в недостаточном знании своего предмета, не воспринимается иранскими студентами всерьез. Студент теряет уважение к учителю, если тот находится с ним на дружеской ноге". В странах с низким уровнем избегания неопределенности структурированию учебных программ не придается слишком большого значения, цели обучения формулируются нечетко, учебные задания не детализируются, расписание не всегда соблюдается, допускается ответ учителя "не знаю". В странах с высоким уровнем избегания неопределенности учебные программы четко структурированы, цели и задачи обучения ясны и конкретны, учебные задания расписываются детально, расписание соблюдается жестко, от учителя ожидают, что он "знает все".

Рассмотрим теорию Р. Льюиса. Моноактивные, полиактивые и реактивные культуры он различает по их отношению ко времени. Моноактивные культуры допускают выполнение только одного дела в единицу времени. Поэтому представители моноактивных культур планируют свою жизнь в определенной последовательности и составляют расписания, иногда на несколько

месяцев и даже лет вперед. Принятая сегодня в большинстве стран мира классно-урочная система великого чешского педагога Яна Амоса Коменского — детище западного моноактивного отношения ко времени. В единицу времени допускается выполнение только одного учебного задания. Время движется линейно — из прошлого через настоящее в будущее. Учебный процесс поделен на временные единицы — уроки. Класс постоянен по составу на всем протяжении обучения. Полиактивные культуры допускают выполнение нескольких дел в одно время. В реактивных культурах четкие представления о времени отсутствуют и учебный процесс определяется естественными природными циклами: восходом и заходом солнца, усталостью.

Американский антрополог Э. Холл разделяет высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные культуры в зависимости от их отношения к контексту. Контекст — это информация, окружающая и сопровождающая событие.

Стили преподавания в высококонтекстуальных (Восток) и низкоконтекстуальных (Запад) культурах сильно различаются. На Западе преподаватель должен все назвать своими словами и всему должен дать ясную оценку. На Востоке основная часть учебной информации передается неязыковым контекстом: внешним видом преподавателя, его возрастом, манерой держаться. Часты многозначительные и длительные паузы. В зависимости от контекста одно и тоже слово может иметь разное значение: например, "да" в Японии может означать "да", "нет" и "может быть". Японцы различают официальную правду, или правду для публики (татемаэ), и истинные намерения говорящего (хоннэ). Западные (американские) профессора жалуются, что не видят обратной связи от японских студентов. Те, приученные к вниманию к контексту и демонстрируя уважение к преподавателю, избегают смотреть преподавателю в глаза и смотрят в район узла галстука.

Национальная специфика процесса обучения сохраняется и из-за различий в психологии народов. Важные в обучении познавательные процессы (восприятие, память, мышление) различаются в разных странах в зависимости от ландшафта местности, климата. Например, на Востоке в переработке учебного материала принимает участие в основном правое полушарие, которое обеспечивает образную, эмоциональную, интуитивную переработку информации. На Западе, наоборот, преобладает левое полушарие: логика, анализ, рационализация. Поэтому преподавателям и учащимся из разных стран трудно понять друг друга, что может иногда приводить к культурному образовательному шоку.

Одним из проявлений глобализации в сфере образования является возникновение в нашей стране негосударственных образовательных учреждений — НОУ Первый негосударственный вуз в России появился в 1990 г. Вводя плату за обучение, Министерство образования преследовало две основные цели. Первая цель — компенсировать сокращение финансирования и направить новый финансовый поток на поддержку государственного образования. Вторая цель — сохранение преподавательского потенциала. Преподавательская и научная общественность в целом положительно отнеслась к нововведениям. Однако рыночные отношения в образовании, также как и в экономике, политике и других сферах общественной жизни, в эпоху "дикого капитализма" стали развиваться специфическим образом. Прежде всего, стало бурно расти количество негосударственных вузов. Если в 1992 г. было 45 негосударственных вузов, то сейчас их уже 460. Обучаются в них более 600 тыс студентов, ежегодный бюджет составляет 500 млн долларов12. В настоящее время создан Союз негосударственных вузов (СНВ), который объединяет 32 вуза. Вырабатывая на своих заседаниях совместные решения и аккумулируя для их реализации значительные средства, СНВ представляет значительную политическую и экономическую силу. Имея мощные связи в правительстве и в обеих палатах парламента, представители СНВ лоббируют свои интересы, добиваясь налоговых льгот и принятия выгодных для себя постановлений. В результате предпринятых действий со стороны Союза Правительство Москвы внесло в Мосгордуму поправку в закон о налоге с продаж, отменяющий данный вид налога для негосударственных вузов. Она была принята, и Постановление об отмене налога с продаж вступило в силу. О масштабе влияния негосударственных вузов свидетельствует и тот факт, что благодаря усилиям Союза решился вопрос о восстановлении льгот на проезд для студентов. Мэр Москвы Ю.М. Лужков утвердил распоряжение "О предоставлении права льготного проезда на городском пассажирском транспорте". В настоящее время решается проблема льготной аренды земли и зданий для нужд негосударственного сектора образования, а также создания правовой базы, необходимой для функционирования всей системы негосударственного образования. Защищаются диссертации на тему институ-ционализации негосударственного образования13. Таким образом,

12 По данным Президента СНВ И.М. Ильинского (Ильинский И.М. Указ. соч. С. 412). На самом деле речь может идти о гораздо большей сумме, что нетрудно подсчитать (в среднем студент-очник приносит $1000, заочник — $500).

13 Ильинский О.И. Негосударственный сектор общего образования в России: проблемы институционализации. М., 2004.

негосударственное образование институциализируется. В 2001 г. в Кремлевском дворце съездов был проведен Фестиваль качества негосударственных вузов. Помпезность мероприятий, по замыслу его организаторов, была призвана продемонстрировать масштабы негосударственного образования и служить определенной вехой в его институционализации. Однако цели Фестиваля не были достигнуты в полной мере, поскольку государственные деятели, такие как мэр Москвы Ю.М. Лужков и министр образования В.М. Филиппов, проигнорировали приглашение и тем самым выразили свое отношение к проблеме негосударственного образования.

Качество образования в некоторых негосударственных вузах, в том числе входящих в СНВ, не всегда высокое. Высока текучесть кадров: большая часть преподавательского состава ежегодно обновляется, что затрудняет преемственность. Некоторые преподаватели — случайные люди, которые читают предметы не по своей специальности. Учебная нагрузка и количество аудиторных часов во много раз больше, чем в государственных вузах. Во многих негосударственных вузах нет кафедр, а деканаты выполняют диспетчерскую роль посредников между преподавателями и студентами. Некоторые негосударственные вузы вообще существуют только на бумагах, доказывающих их соответствие нормативам Министерства образования по уровню технической оснащенности, учебным площадям, нормам пожарной и санитарной безопасности. На самом деле ничего этого реально нет, а весь вуз помещается в квартире его ректора. В стенах негосударственных вузов складываются специфические культура, дух учебного заведения и отношения между преподавателями и студентами. Студент негосударственного вуза ощущает себя прежде всего клиентом, который оплатил услугу и требует к себе соответствующего отношения. Такие взаимоотношения оправданы в странах с давними устоявшимися традициями платного образования, например, США. В условиях же недостатка культуры поведения у некоторой части молодежи в нашей стране это иногда приобретает специфические формы. Очень важными для социализации молодых людей в качестве студентов являются дух и культура высшего учебного заведения. Культура, сложившаяся в государственных вузах, впитала в себя лучшие отечественные традиции. Например, в МГУ им. М.В. Ломоносова, 250-летняя история которого неотделима от истории всего российского государства, студенты вместе со знаниями усваивают нормы и правила поведения, выработанные всеми предыдущими поколениями студентов и преподавателей. В негосударственных вузах этот

фактор заменяется надуманной философией вроде "формирования жизнеспособной личности", "воспитания востребованного на рынке труда специалиста" и пр., призванной закамуфлировать истинные цели существования негосударственных вузов — стремление их организаторов к наживе. Соответственно и корпоративная культура в негосударственном вузе такая же, как и в любой другой коммерческой фирме, чья деятельность направлена на получение прибыли. Вмененная негосударственным вузам Министерством образования обязанность проведения воспитательной работы не может изменить ситуацию. Выполняется она чаще всего формально — проводятся конкурсы красоты, выпускаются газеты все с тем же "коммерческим" содержанием.

Многие московские негосударственные вузы существуют за счет своих филиалов в регионах. Есть негосударственные вузы, в филиалах которых, расположенных по всей России, учится более 150 тыс. студентов. Привлекает такое большое количество студентов заслуженно высокий авторитет ведущих столичных вузов и традиционно высокий уровень образования в Москве, где сосредоточен основной интеллектуальный потенциал нашей страны. Однако реально качественные образовательные услуги в этих филиалах не предоставляются. Как правило, кадровый состав таких филиалов состоит из директора, который зачастую не имеет опыта работы в высшем образовании, и двух-трех методистов (в зависимости от количества студентов, обучающихся в филиале). В целях экономии средств арендуются неприспособленные помещения детских садов или школ. Поскольку сессии проводятся в дни школьных каникул, то за ограниченное время студенты должны сдать неоправданно большое количество экзаменов и зачетов, прослушать большое количество лекций, что, естественно, не способствует их качественному усвоению. Приезжающие из Москвы преподаватели вынуждены читать большое количество весьма разнородных курсов, что также снижает общий уровень преподавания. Это позволило губернатору Саратовской области Д.Ф. Аяцкову в телевизионном интервью назвать филиалы московских негосударственных вузов, действующих в его регионе, "конторами, торгующими дипломами".

В последнее время в России складывается тенденция к снижению числа негосударственных вузов по разным причинам. Некоторые вузы не выдерживают конкуренции. Выпускники негосударственных вузов стали менее востребованными на рынке труда. Начавшийся и усугубляющийся демографический кризис также приводит к закрытию негосударственных вузов. Государственное образование оказалось более устойчивым. Спецификой развития

негосударственного образования в нашей стране стал симбиоз, когда такие государственные вузы, как МГУ МГИМО и другие развивают широкий спектр платных услуг, вводят востребованные на рынке специальности. По-видимому, полностью (100%) государственных вузов в России уже не осталось. Возникает проблема соотношения платного и бюджетного образования в стенах государственных вузов.

Хочется верить, что негативные тенденции в развитии негосударственного образования являются "болезнями роста". В США и странах Западной Европы негосударственное частное образование престижнее и качественнее государственного. В негосударственных вузах преподавателям платят больше, а учебная нагрузка у них — меньше. Большинство наиболее известных и престижных вузов являются негосударственными — например, Гарвард. В Париже наиболее престижным вузом является нели-цензированная, а следовательно, выдающая диплом негосударственного образца Ecole Normale Superior. Успехом она пользуется потому, что после ее окончания работа гарантирована. Если развитие негосударственного образования в нашей стране пойдет по этому пути, то это можно только приветствовать.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что вхождение в Болонский процесс следует осуществлять очень осторожно. Глобализация в образовании имеет неоднозначные последствия. Ее положительной стороной является то, что она приводит к универсализации и распространению передовых технических и естественно-научных знаний. Поэтому глобализация знаний хороша в области преподавания естественных и технических наук. Однако в сфере преподавания гуманитарных наук глобализация напоминает культурный империализм — улицу с односторонним движением, по которой транслируются взгляды и ценности, выгодные доминирующей культуре. Поэтому преподавание гуманитарных дисциплин и дидактические методы обучения должны развиваться, учитывая национальную специфику. Россия может представлять интерес для стран-участниц Болон-ского процесса, только сохранив национальную специфику отечественного образования и его неотъемлемые достижения. Поэтому нам важно беречь признанные во всем мире достоинства отечественного образования и не потерять его лучшие достижения. Наряду с этим российскому образованию необходимо приобретать и глобальную составляющую. По мере нарастания процессов глобализации значение национального образования будет еще больше возрастать. Сохраняя лучшее, что у нас есть, мы должны перенимать положительный опыт других стран, встраи-

ваться в глобальные процессы, учиться у других и давать учиться у себя.

Можно сослаться на технический опыт стран Юго-Восточной Азии — Японии, Китая, Южной Кореи, Тайваня и Сингапура. Сохранив свою культурную специфику, они взяли все лучшее, что есть на Западе — его технологии, опыт, инвестиции — и не только стали вровень, но и во многом опередили западные страны. Так и российскому образованию следует ассимилировать все лучшее, что предоставляет глобализация, и в частности, Бо-лонский процесс, ни в коем случае не отказываясь от собственных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.