Шестакова Ирина Григорьевна
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КОНЕЦ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Тотальный охват населения нашей планеты в географическом и социальном смысле высшим образованием -новая историческая реальность, пришедшая одновременно с прорывом в цифровых технологиях. Глобальность университетского образования может обозначать конец экстенсивного развития человечества в целом в ментальном смысле. В невероятной скорости развития высшего образования огромную роль играют инфокоммуникационные технологии. Они же дают и неисчерпаемые возможности повсеместного повышения качества образования. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/6-2/52.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 2. C. 200-202. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/6-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
национальной идеи, основанной на синтезе науки и религии, законодательства, обеспечивающего национальную безопасность, и особенностей массового сознания; общечеловеческих ценностях; органическом усвоении культурного опыта иных сообществ, а также отражении базовых квазиисторических особенностей российской цивилизации в качестве матрицы для формирования того ценностно-смыслового ядра цивилизации, которое в состоянии обеспечить такой баланс.
Список литературы
1. Алферов А. А. История в свете философии (онтологический аспект). Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. 232 с.
2. Бахтин М. В. Развитие принципов причинности и телеологизма в моделях А. Тойнби и М. Вебера // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Серия «Гуманитарные науки». 2011. № 23. С. 87-96.
3. Ивин А. А. Философия истории: учебное пособие. М.: Гарадарики, 2000. 528 с.
4. Клейн Л. С. Концепция замкнутых культур и циклизм // Развитие личности. 2009. № 3. С. 48-85.
5. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПб, 2002. 768 с.
6. Матяж С. В. Теория культурогенеза А. Дж. Тойнби: ключевые идеи и концептуальный контекст // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6. Ч. 1. С. 187-190.
7. Руденко А. М., Шестаков Ю. А. Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор дестабилизации информационной безопасности современного российского общества // Молодой ученый. 2015. № 14 (42). С. 635-638.
8. Тойнби А. Дж. Исследование истории: возникновение, рост и распад цивилизаций / пер. с англ. К. Я. Кожурина. М.: АСТ; АСТ МОСКВА, 2009. 670 с.
9. Чепиков Е. В. Учение А. Тойнби о природе и значении межцивилизационных конфликтов // Власть и управление на Востоке России. 2008. № 2. С. 147-152.
10. Чепиков Е. В., Уханов В. А. Развитие цивилизационного подхода к историческому процессу в философии А. Тойнби // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2009. № 1. С. 249-256.
GLOBALIZATION AND ENSURING NATIONAL SECURITY OF RUSSIA IN THE LIGHT OF A. TOYNBEE'S HISTORIOSOPHY
Shestakov Yurii Aleksandrovich, Ph. D. in History, Associate Professor Don State University of Economics and Service Shesyur@mail. ru
The paper for the first time analyzes A. Toynbee's historiosophical doctrine in terms of identifying determinants capable of ensuring the national security of Russia in the conditions of globalization. The conclusion is that the key factor of this ensuring is the formulation of the national idea. This idea must embody the alternative essence of Russian civilization; avoid already known in history variants of the national idea leading to the death of civilization formation; contribute to the creation of the value-sense core of socio-cultural community on the basis of ensuring balance between its historical statics and dynamics.
Key words and phrases: A. Toynbee; historiosophy; civilization; national-state security; globalization.
УДК 101.1:316.77 Философские науки
Тотальный охват населения нашей планеты в географическом и социальном смысле высшим образованием -новая историческая реальность, пришедшая одновременно с прорывом в цифровых технологиях. Глобальность университетского образования может обозначать конец экстенсивного развития человечества в целом в ментальном смысле. В невероятной скорости развития высшего образования огромную роль играют инфокоммуникационные технологии. Они же дают и неисчерпаемые возможности повсеместного повышения качества образования.
Ключевые слова и фразы: прогресс; НТП; высшее образование; человеческий капитал; Россия; инфокоммуникационные технологии; драйверы прогресса; социум; парадигма; научные революции.
Шестакова Ирина Григорьевна, к. филос. н., доцент
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» Irina_Shestakova@inbox. т
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КОНЕЦ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Не вызывает сомнения, что массовый охват населения высшим образованием в планетарном масштабе -ключевой фактор ускорения инновационного прогресса в настоящем и будущем. Сошлемся лишь на мнение Томаса Куна, полагающего, что одна из предпосылок научных революций - увеличение числа образованных людей [5, с. 210]. Во все времена образование, просвещение, согласно всеобщему пониманию, являлось важнейшей предпосылкой для развития общества.
ISSN 1997-292X
№ 6 (68) 2016, часть 2
201
Исторический экскурс. За освобождением человека от рутинного труда последовало возникновение античных городов-полисов. Великие плоды цивилизации Древней Греции и Древнего Рима - литература, искусство, римское право, философия и наука античного мира, включая научно-технические достижения в области судостроения, архитектуры, при строительстве дорог, разработке виадуков, коммунального водоснабжения.
Колоссальный прорыв в развитии цивилизации, которого мы не встретим в истории еще тысячу лет, принято связывать с использованием труда огромной армии рабов - «говорящих машин», а также с появлением особого класса людей, располагающих свободным временем, вольных заниматься самообразованием, размышлять, анализировать, получать знания и, следовательно, двигать прогресс.
Подобные идеи высказывает и исследователь факторов технологического прорыва и механизмов развития человеческой цивилизации Джаред Даймонд, по мнению которого важным фактором процветания Америки и Европы была возможность большего количества людей заниматься образованием. Он отмечает, что данные территории позволяли выращивать крупнорогатый скот. Поскольку занятие скотоводством позволяло добывать больше пищи, многие могли прокормиться, следовательно, все большее число людей высвобождалось для занятия умственным трудом, что давало толчок для прогресса [9].
В эпоху Петра I введение обязательного дворянского образования послужило толчком для перехода к широкомасштабной модернизации России. Развитие системы образования считалось фактором выживания большевистской России. Именно в советский период был осуществлен переход от элитарного образования к массовому. Сталин, как Петр Великий, для подъема страны в попытке догнать Европу использовал лозунг экстенсивного пути развития образования. Существовала высокая доступность высшего образования, в том числе для выходцев из рабоче-крестьянской среды. Особые преференции имели кандидаты и доктора наук, уровень заработной платы и социального обеспечения в этой среде кардинально отличался.
Несмотря ни на что, на протяжении практически всей истории человечества образование (в особенности высшее) считалось уделом элиты, меньшинства.
Глобализация университетского образования - знамение нашего времени. Реалии бурного развития человечества во второй половине XX века привели к ситуации всеобщего охвата высшим образованием граждан развитых стран. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., констатирует в 26-й статье: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным», и далее: «Начальное образование должно быть обязательным...» [2]. Начиная с этого времени, каждый человек не просто имеет право - он обязан учиться. Это привело к ускоренному вовлечению населения в образовательный процесс [4, с. 4-20].
Современный уровень охвата населения университетским образованием неизменно возрастает. В России рост численности студентов вузов с 1985 по 2006 гг. составил 250% [7].
Если в 1914/15 учебном году в системе высшего образования России обучалось 127,4 тыс. человек [3], то в 2005 г. на каждые 10 тысяч жителей России приходилось 495 студентов, в США - 445, в Германии - 240, Великобритании - 276, Японии - 233 [1, с. 11-18].
Согласно Всемирному докладу ЮНЕСКО по мониторингу образования, в развитых странах наибольший процент людей - с высшим образованием (около 70%), что в действительности означает доступность университетского образования для всех, кто способен освоить материал университетской программы [6, с. 92]. На сегодняшний день для развитых стран принимается уровень грамотности и получения среднего образования, равный практически 100%. Более 70% молодых людей по окончании школы продолжают обучение в университетах [8, с. 37-42].
В современном мире отбор в системе высшего образования идет не по социальным, расовым, гендерным или материальным признакам, в основном решающее значение имеют способности будущих студентов к восприятию информации по тому или иному направлению (гуманитарному, техническому, естественнонаучному, экономическому).
В развивающихся странах в систему высшего образования вовлечена пятая часть населения, мировая статистика дает вовлечение в высшее образование более четверти (26%) населения планеты [6, с. 92]. Эти данные сопоставимы с общим числом жителей, что практически означает близость к глобальной вовлеченности мирового населения в систему высшего образования. При этом нужно внести поправки на возрастной критерий (в данных статистики представлены поколения, не заставшие эпоху всеобщего высшего образования), а также на соответствующую специфику в отношении культурных, религиозных, гендерных, кастовых и тому подобных традиций в некоторых странах. И наконец, нужно учесть следующее: далеко не все молодые люди способны к восприятию и освоению программы университетского образования.
Высшее образование охватило в том числе и государства с глубокими культурно-цивилизационными традициями, к таковым можно отнести такие страны-гиганты, как Китай, Индия. Западное образование, наклады-ваясь на эти традиции и культурные коды, приносит свои плоды. Яркий пример тому - экономическое чудо Японии, армия программистов Индии, завоевавшие глобальный рынок высокие технологии Южной Кореи.
Итак, до последнего времени характерным признаком истории человечества была элитарность университетского образования. В большинстве случаев такие социальные группы, как рабочие, крестьяне, женщины, низшие касты, а в планетарном масштабе страны и даже целые континенты оставались вне образовательной системы. Высшее же образование было уделом единиц даже в развитых странах.
Важнейшей же характеристикой современных реалий является получение высшего образования существенной частью населения планеты. И такие изменения произошли в короткий исторический период. В один момент высшее образование стало массовым и всеохватывающим в географическом и социальном смысле, затронув все континенты и все слои населения.
Глобальный охват высшим образованием. Что дальше? Где предел? Данный исторический феномен глобального охвата не просто образованием, а университетским образованием (когда все способные получить высшее образование его получают), может означать конец экстенсивного развития человечества в целом в ментальном смысле (человеческого интеллекта в целом). Это особенно актуально для развитых стран, где ресурсы экстенсивного роста практически исчерпаны. Неисчерпаемыми остаются возможности качественного роста, в том числе связанные с развивающимися инфокоммуникационными технологиями. В каком-то отношении это - вызов для России, где экстенсивное развитие достигло предела (высшее образование получают даже те, кто не способен освоить материал университетской программы) при падении качества образования и существенно низкой доле ВВП на образовательный сектор, в сравнении с другими странами. Россия в рейтинге стран мира по уровню расходов бюджета на образование находится на 98-м месте. Ее ближайшие соседи - такие страны, как Словакия, Парагвай, Таджикистан [10]. Здесь просматривается основная опасность для ближайшего будущего развития нашей страны. Это отставание приводит к неблагоприятным последствиям, таким как утечка человеческого капитала. Россия обрекает себя на дальнейшее скатывание в позорное состояние страны с сырьевой экономикой.
Очевидные резервы количественного роста системы образования просматриваются в странах третьего мира - на азиатском и африканском континентах, в странах Латинской Америки. Значительный человеческий ресурс, несомненно, будет вовлечен в образование. Рост числа образованных людей в существенной мере может быть реализован за счет новых возможностей, открывшихся в связи с тотальным развитием информационных технологий. Новая образовательная среда облегчает как количественный рост, так и качество образования, что особенно важно для развивающихся стран мира. Этот резерв в исторической перспективе принесет свои плоды.
Список литературы
1. Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт. 2007. № 32. С. 11-18.
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : принята 10 декабря 1948 г. резолюцией 217А Генеральной Ассамблеи ООН. URL: www.un.org/ru/documents/ded_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 23.04.2016).
3. Высшее образование [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/article007539.html (дата обращения: 23.04.2016).
4. Карпенко О. М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. 2008. № 6. С. 4-20.
5. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
6. Охватить обездоленных: всемирный доклад по мониторингу «Образование для всех». Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2010. 561 с.
7. Статистика российского образования [Электронный ресурс]. URL: http://stat.edu.ru/smi/graf13.shtml (дата обращения: 23.04.2016).
8. Шестакова И. Г. Человеческий капитал как ресурс // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2. С. 37-42.
9. Diamond J. Guns, Germs, and Steel. N. Y.: W. W. Norton, 1999. 480 p.
10. The World Bank: World Development Indicators 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info (дата обращения: 23.04.2016).
GLOBALIZATION OF UNIVERSITY EDUCATION AS THE END OF THE EXTENSIVE DEVELOPMENT OF THE MANKIND
Shestakova Irina Grigor'evna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor National Mineral Resources University (Mining University) Irina_Shestakova@inbox. ru
The total coverage of the population of our planet with higher education in geographical and social aspects is new historical reality which came simultaneously with breakthrough in digital technologies. The global character of university education may indicate the end of the extensive development of the mankind on the whole in mental sense. Info-communication technologies play a tremendous role in the incredible speed of higher education development. They also give inexhaustible opportunities of the general improvement of education quality.
Key words and phrases: progress; scientific and technological progress; higher education; human capital; Russia; info-communication technologies; progress drivers; society; paradigm; scientific revolutions.