УДК 740 ББК Ю6
С. В. Копылова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье рассматриваются основные теории возникновения глобализации и ее влияние на мировую экономическую, политическую и социальную ситуацию в мире. Показаны противоречия, риски и проблемы, возникающие в связи с нарастающим темпом глобализационных процессов. Рассмотрен ряд факторов, способствовавших возникновению и развитию феномена глобализации. Выделены объективные и субъективные факторы процесса. Рассмотрен механизм воздействия глобализации на культуру, нарастания агрессивности западных социальных, материальных и духовных ценностей, норм, стандартизации образа жизни. Рассмотрено влияние глобализации на религиозную идентичность. При этом речь идет о создании новой системы социокультурного взаимодействия, призванной снизить уровень агрессии.
S.U. Kopylova
GLOBALIZATION AS A SOCIO-CULTURAL PROCESS
The article discusses the basic theories of globalization and its impact on the global economic, political and social situation in the world. Showing contradictions, risks and challenges arisingfrom the increasing pace of globalization processes. A number offactors contributed to the emergence and development of the phenomenon of globalization. Obtained objective and subjective factors of the process. The mechanism of the impact of globalization on culture, increase the aggressiveness of the Western social, material and spiritual values, norms, standards lifestyle. The influence of globalization on religious identity. In this case we are talking about creating a new system of social and cultural interaction, designed to reduce the level of aggression.
Ключевые слова: феномен глобализации, объективные, субъективные факторы, кризисная ситуация, религиозная идентичность, трансформация, институт культуры, агрессия, социокультурное взаимодействие.
Keywords: globalization phenomenon, objective and subjective factors, the crisis situation, religious identity, transformation, Institute of Culture, aggression, socio-cultural interaction.
Процесс глобализации, явившийся одним из знаковых явлений конца ХХ века, затронул все сферы общественной жизни и получил широкий резонанс. «Противоречия, риски и проблемы нарастают, преобразовываются в неопределенных направлениях. В связи с этим изменяются экономические, политические, социальные и культурные основы общества» [8, с.252]. Ускоряются радикальные изменения, охватывающие широкое пространство, современная ситуация обостряется.
В современном мире глобализация является основополагающей характеристикой и тенденцией возрастания в современном мире процессов взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений и имеет ускоряющийся характер. Явление глобализации порождает два взаимосвязанных процесса: интеграция, универсализация жизненных миров, идей, ценностей различных культур; процесс, ведущий к дифференциации, фрагментации социокультурного пространства разных стран.
Глобализация связана с мировыми экономическими процессами, однако она в значительной мере затрагивает культурную сферу общества и ведет к кризису культуры. «Процесс глобализации ведет к пересмотру традиционных ценностей и сложившихся норм, к так называемому «взламыванию» культурных систем, что ведет к целому ряду негативных последствий: потере ориентиров в историческом пространстве, утрате идеалов, смыла бытия, межличностным конфликтам, росту бесконечного потребления» [10, с.754].
Во второй половине 80-х гг. прошлого века масштабы и глубина глобальных процессов в экономической, политической и культурных сферах пробрели под воздействием революционных технологических изменений в сфере информационных и телекоммуникаций качественно новый характер [9]. Значительным образом изменились и преобразились все стороны жизнедеятельности современного общества. Появление самого термина «глобализация» связывается с именем американского социолога Р. Роберт-сона, понимавшего под глобализацией возрастающее воздействие международных факторов на социальную жизнь каждой отдельно взятой страны.
В современной научной литературе существует значительное количество определений понятия «глобализация». «До сих пор среди отечественных и зарубежных ученых нет единого мнения о том, является ли глобализация продолжением предшествующих этапов развития цивилизации или представляет собой полный разрыв с прошлым, абсолютно новую ступень развития общества, которая не имеет в прошлом прецедента» [1,с. 123].
Если глобализация - относительно недавнее образование, то в таком случае о ней надо говорить как о всемирном процессе. Если же считать ее древним явлением, то глобализация - всемирно-исторический процесс.
Глобализация - сравнительно новое понятие, которое получило в последнее время распространение в научной и политической литературе. До сих пор идут активные дискуссии по поводу его определения. Проводятся конференции и симпозиумы, создается множество книг, статей. О глобализации спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатов служит множество вопросов: что такое глобализация, когда она началась, как она соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные перспективы.
В США глобализация описывает процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных отношений, разворачивающихся вне государственных границ. Итогом глобализации становится некое гомогенное мировое пространство, которое охватывает все или большинство стран и которое воспринимается как глобальная сцена, включает такие сегменты, как 1) геоэкономика 2) геополитика и 3) геокультура. В сфере социальных отношений все чаще используется термин «глобальное социальное неравенство», который указывает на то, что глобализация делает одни страны еще богаче, другие - еще беднее.
Противоречивое развитие глобализационных процессов сопровождается сменой пространственных характеристик, тесным образом связанных с реорганизацией временных аспектов социального взаимодействия. «Понимание пространственно-временных изменений в современном социальном мире становится возможным через диалектику глобальное - локальное (А. Аппадурай, У Бек, З. Бауман, М. Кастельс, М. Маклюэн, М.Фезерстоун), которая позволяет анализировать современные процессы и объяснять современные социальные изменения. Данная позиция отражает расхождение между традиционными и новыми пространственными характеристиками
социальных процессов, а также сложность их взаимодействия» [5,с.553]. С одной стороны, современная картина мира характеризуется становлением единой экономической системы (Дж. Бенигер, И. Валлерстайн, В.Г. Федотова, В.А. Колпаков, Н.Н. Федотова, А. Уткин), формированием единого информационного пространства (Д. Белл, М. Кастельс, А. Турен, А. Тоффлер, Т. Фридман), нарастанием экологических проблем, общих для всего человечества (У Бек, Н. Моисеев, Римский клуб), а с другой, порождает у человека ощущение хрупкости мира в связи с отсутствием социокультурной стабильности.
Таким образом, глобализация - тенденция социокультурных изменений, которые приводят к смене локальной, территориально замкнутой социальной организации социальной организацией глобального типа. Это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Важнейшим следствием глобализации является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов и сближение и слияние культур разных стран. Глобализация - объективный процесс, носящий системный характер и охватывающий все сферы общественной жизни.
Несомненно, что важнейшую роль в интеграции мирового сообщества играют коммуникативные техники, смысл которых заключается в отстранении средств коммуникации от транспорта. Происходит моментальное преодоление барьеров пространства и времени. За одним и тем же событием одновременно следят люди в самых разных частях земного шара, что было невозможно ни в одну из предшествующих исторических эпох. Также возросла частота телефонных разговоров между континентами, увеличилось количество дальних путешествий.
Потоки информации, социальные нововведения, научные и интеллектуальные открытия моментально распространяются в мировом сообществе. Государства имеют возможность заимствовать друг у друга различные аспекты социальной и культурной жизни: программы социальной защиты, структуру медицинской и образовательной систем и т.д. Все это неизбежно влечет за собой процесс гомогенизации всего мирового общества, повышению его единообразия.
Социолог М. Кастельс утверждает, что «нынешнюю культуру можно считать «культурой реальной виртуальности», при которой физическая реальность оказывается погруженной в виртуальные образы. А выдуманный мир становится определяющим жизненным опытом» [5,с.601].
Одной из ярких отрицательных характеристик современного общества является отчуждение в сферах труда, политики, культуры, образования, религии, искусства. Еще Огюст Конт указал на ряд негативных черт индустриального общества, которые характерны и для современного социального устройства: «концентрация рабочей силы в городах, установка на получение прибыли, использование достижений науки в производстве, возникновение и усиление антагонизма между хозяевами и наемными работниками, усиление социального неравенства, развитие экономической системы, в основе которой лежит идея свободного предпринимательства и конкуренции» [7, с. 54].
Не менее важной отрицательной чертой современного общества является аномия - состояние безнормативности, царства анархии и социального хаоса, при котором происходи отрыв людей от корней, бегство в извращения и самоубийства. Угрозы ядерной войны и тотального самоуничтожения человечества являются весьма весомыми аргументами против современного состояния общества.
Глобализация является основополагающей характеристикой и одной из ведущих тенденций возрастания в современном мире процессов взаимозависимости и взаимообусловленности социальных процессов, культур, обществ, способов жизнедеятельности индивидов, ресурсов, имеющих объективный, динамичный, ускоряющийся характер. С глобализацией связаны преобразования в различных структурах общества, составляющие основу современного переломного этапа общественного развития.
Глобализация является особым социокультурным феноменом, возникновению которого способствовал целый ряд факторов:
- крах так называемого проекта модерн, опиравшегося на представление о том, что природа человека едина и для всего человечества существует единственно верная и оптимальная ценностно-нормативная система, соответствующая требованиям Всеобщего Разума. Крах проекта привел к изменению социальной структуры общества, ставшей более сложной и фрагментированной;
- развал СССР и переход ряда стран Восточной Европы на путь капиталистического развития, последствием чего явилось возрастание роли экономической сферы в обществе и усиление ее влияния на социокультурное пространство;
- переход целого ряда стран от постиндустриального общества к информационному, в котором информация стала стратегическим ресурсом;
- возникновение мощных транснациональных корпораций, являющихся главными действующими лицами на экономической и политической сцене и контролирующих целые секторы экономики в некоторых странах.
Процесс глобализации - неоднозначный и противоречивый феномен, в связи с этим можно выделить несколько подходов к его трактовке:
- скептический, при котором глобализация понимается как явление, уже имевшее место в истории;
- гиперглобалистстский, сторонники которого видят в глобализации абсолютно новое явление, ведущее к интеграции всего мира;
- трансформистский, при котором глобализация понимается как ведущая сила преобразований в культуре.
Принято выделять субъективные и объективные факторы глобализации, к которым относят: «развитие информационных технологий, унификацию человеческих потребностей, а также образа жизни и ценностей людей, которые диктуются западной цивилизацией; создание структур, определяющих нормы права и функционирования экономических систем; в сфере культуры отмечается влияние четырех основных факторов: информатизации, интеграции, унификации, массовизации; возникновение явления вестернизации - неорганической модернизации путем внедрения заимствованных на Западе экономических и социальных институтов, насаждения и восприятия западных культурных ценностей, элементов западного образа жизни» [4,с.60].
Глобализация воздействует на «ядро» культуры - ее ценностно-нормативные основы, что приводит к нарастанию агрессивности западных социальных, материальных и духовных ценностей, норм, стандартизации образа жизни, массовой культуры, выступающих под флагом «вхождения в мировую цивилизацию», «приобщения к общечеловеческим ценностям».
Процесс глобализации явился стимулом для распространения американского английского языка как средства межнационального общения во всем мире. Под воздействием глобализации в кризисной ситуации оказывается культура и одно из её фундаментальных оснований - религиозная идентичность. Скорость социокультурных преобразований ведет к возникновению новых форм и способов человеческого бытия, новых возможностей для самоопределения.
Глобализация ведет к модернизации различных сфер жизнедеятельности человека, происходят качественные трансформации сложившейся системы культуры, изменением системы ценностей, критериев оценки качества жизни, разрушением традиционных представлений, отсутствием сложившихся идеалов и нечёткостью перспектив.
Расшатываются основы национальной самобытности, что приводит к активизации движений, стремящихся сохранить границы, разделяющие различные группы людей. В основе подобных движений могут быть национальные, религиозные, этнические или иные мотивы.
Современные философы отмечают, что под воздействием нарастающих темпов глобализационных процессов происходит также значительная трансформация социального пространства и времени, что, в свою очередь, ведет к изменениям социальных отношений. Люди традиционного общества находились в рамках ограниченной территории, на которой замыкался их социальный и культурный опыт. Межкультурные взаимодействия были минимальными по причине слабого развития транспортной системы.
Вышеуказанные колоссальные преобразования повлекли за собой изменения пространственной организации и структур социального взаимодействия, затрагивающие повседневную практику. ««Близость» локальностей в глобальном контексте обозначает не физическую приближенность к отдаленным территориальном объектам, явлениям, событиям, а то, что микроуровень интерсубъективных взаимодействий начинает зависеть от тех явлений и событий, которые свершаются далеко. Локальности всех видов перестали быть закрытыми образованиями, их функционирование теперь во многом определяется теми событиями, которые происходят далеко за пределами их собственной территории. В современных условиях само понятие «локальности» (местности») теряет свой смыслообразующий потенциал.
Глобализация привела к разрыву традиционно сложившихся социокультурных связей между пространством и временем, что привело к появлению возможности взаимодействия на расстоянии. Переход к современному обществу обозначил «разрыв» в традиционной связке «пространство - время». Подобные трансформации приводят к тому, что цивилизации, культуры, народы, государства, нации вынуждены вновь и вновь конструировать свою историю и идентичность, становясь участниками происходящих изменений.
Таким образом, глобализация является «процессом современного исторического развития и характеризуется распространением и доминированием технологий, идеологии и ценностей западной цивилизации на все страны мира. Глобализация имеет экономический, политический и социокультурный аспекты и приводит к конфликтам, связанным с локальными общностями, создает цивилизационную основу для будирования традиционных и формирования новых форм агрессии» [11, с.57].
Глобализация стала цивилизационным вектором, разрушающим культурные основы человечества (деформация традиционных национальных и этнических ценностей), кризис религии - как фундаментального института культуры, традиционно «сдерживающего агрессию», но сегодня религиозные идеи используются и террористами в связи с тем, что они стали «симулякрами», лишенными духовного содержания. Современный человек испытывает кризис идентичности: он не знает, кто он, пытается обрести идентичность, пользуясь институтами массовой культуры, являющейся своеобразным каркасом глобальной цивилизации.
Мы не призываем отказываться от глобального пути развития, однако предлагаем задуматься над созданием новой системы социокультурного взаимодействия, которая смогла бы способствовать снижению уровня конфликтов и агрессии, а также учитывала не только глобальные, но и локальные интересы, дающие шанс человеку остаться Человеком и в ХХ1 веке.
Список литературы
1. Бек У Что такое глобализация? / пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.
2. Валлерстайн И. Маркс и слаборазвитость // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2008. - № 1. - С. 44-56.
3. Глобалистика. Энциклопедия / Ред.-сост. М.М. Мазур, А.П. Чумаков. - М.: Радуга, 2003. - 1328 с.
4. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. 2004. - № 4. - С. 58-69.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
6. Кирьянова Л.Г. Общество в контексте глобально-локальных отношений. -Томск: Дельтаплан, 2007. - 136 с.
7. Конт О. Курс позитивной философии. - М.: Либроком, 2011. - 82 с.
8. Отюцкий Г.П. Глобализация: ценности культуры и духовная безопасность // Система ценностей современного общества. 2011. № 18. - С. 251-255.
9. Отюцкий Г. П. Информационно-антропологическое измерение постиндустриального общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2014. -№ 1 (63). - С. 64-81.
10. Храпов С.А. Аксиодинамика общественного сознания постсоветской России: социокультурный анализ // Философия и культура. - 2015. - № 5. - С. 752-761.
11. Храпов С.А. Динамика индивидуального и общественного сознания в контексте современной феноменологии агрессии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. - № 7 - С. 56-60.
12. Храпов С.А. Массовизация социокультурного пространства и общественного сознания постсоветской России // Социальная политика и социология. - М.: ОРПИ РГСУ 2010. - № 4 - С. 43-57.
13. Храпов С.А. Социокультурная динамика общественного сознания постсоветской России: монография. - М.: Социально-политическая мысль, 2010. - 160 с.
14. Храпов С.А. Трансформация сознания российского общества в контексте социально-экономической динамики потребления // Власть. 2010. - № 2. - С. 56-58.
15. Храпов С.А., Копылова С.В. Феномен агрессии в социокультурной динамике: историко-философский анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. - №7. - Ч. 1. - С. 210-214.
16. Черникова В.Е. Межэтническая коммуникация в контексте современного поликультурного пространства // Вестник Калмыцкого университета. 2014. - №3. -С.113-120.