Научная статья на тему 'Глобализация как новая форма интернационализации корпоративного бизнеса'

Глобализация как новая форма интернационализации корпоративного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1325
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНЫЙ БИЗНЕС / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьев Николай Иванович

Рассмотрены актуальные аспекты глобализации экономики как новой формы интернационализации корпоративного бизнеса, в частности, транснациональных корпораций, которые активизируются при наличии процессов глобализации мировой экономики. Определены основные этапы глобализации и подробно проанализированы их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация как новая форма интернационализации корпоративного бизнеса»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 5 (186). Экономика. Вып. 25. С. 125-129.

экономика предприятия

Н. И. Кондратьев

глобализация как новая форма интернационализации

корпоративного бизнеса

Рассмотрены актуальные аспекты глобализации экономики как новой формы интернационализации корпоративного бизнеса, в частности, транснациональных корпораций, которые активизируются при наличии процессов глобализации мировой экономики. Определены основные этапы глобализации и подробно проанализированы их особенности.

Ключевые слова: глобализация, интернационализация, корпоративный бизнес, транснациональная корпорация, глобальная экономика, национальная экономика.

Проблема интернационализации бизнеса является одной из наиболее актуальных в современных условиях, поскольку в интернационализацию бизнеса вовлечены все значимые корпорации мирового хозяйства. Интенсивность этого процесса нарастает, делая его практически необратимым.

Все факторы, «толкающие компанию» на путь интернационализации её бизнеса, можно условно разделить на две группы:

— обусловленные специфическими особенностями компании и индивидуумов, работающих в ней;

— связанные с внешней средой.

Первая группа факторов включает в себя амбиции, целевые установки, стратегию, прошлый опыт компании, вторая — связана с уровнем налогообложения, государственным регулированием, уровнем издержек, потенциалом рентабельности и роста.

Решение о выходе конкретной национальной компании на внешний рынок является, как правило, достаточно трудным, требующим определённого толчка, который может быть результатом действия, например, «внутрифирменных» обстоятельств и сил:

— мотивов функционирования компании;

— успеха в национальной экономике;

— роли менеджмента компании.

Некоторые компании принимают решение

об интернационализации, следуя не только за конкурентами, но и за своими клиентами. Так, многие датские и шведские банки последовали на азиатские рынки, чтобы не потерять своих клиентов и иметь возможность обслуживать их. Таким образом, некоторые рынки стали центрами определённого продукта или производства.

Следующим фактором внешней среды, который может повлиять на решение компании об интернационализации, является сильная зарубежная конкуренция на национальном рынке. Таким компаниям приходится защищаться, и во многих случаях это приносит им только пользу, так как они начинают работать более активно и находить новые, ранее не охваченные ими сегменты рынка. При этом компания может осознать, что её продукция не так уж и плоха по сравнению с зарубежным конкурентом, поэтому зачастую именно вход на рынок зарубежного конкурента позволяет фирме оценить качество своего продукта и его потенциальные возможности на зарубежных рынках. Здоровая конкуренция заставляет фирмы постоянно улучшать качество товаров и совершенствовать свои технологии.

В современных условиях постоянно усложняющейся технологии производства и выпускаемой на её основе продукции, когда более тщательная проработка зарубежных продаж становится настоятельной необходимостью, усиление степени интернационализации бизнеса представляет собой совершенно естественный и необратимый процесс, заслуживающий хотя бы краткого освещения его теоретических аспектов.

Рассмотрим с этой целью основные теории, связанные с поведением компании в условиях интернационализации.

Исследуем модель жизненного цикла товара. Данная модель была опубликована Р. Верноном (США) в статье «Международные инвестиции и торговля в цикле товара». В соответствии с этой моделью новый товар проходит несколько стадий цикла своей жизни. В частности, международный цикл жизни товара для компании, впервые наладившей его производство, выглядит

следующим образом:

I — монопольное производство и экспорт новой продукции;

II — появление у иностранных конкурентов аналогичного продукта и их внедрение на рынки (прежде всего на рынки своих стран);

III — выход конкурентов на рынки третьих стран и соответственное сокращение экспорта продукции из страны-пионера;

IV — выход конкурентов на рынок страны-пионера.

Конечно, передовая в технологическом отношении компания к моменту возникновения конкуренции со стороны новых производителей продукта может начать внедрение нового продукта. Однако существует и другой выход при усилении угрозы экспорту — наладить производство за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта, тем более что на стадиях роста и зрелости издержки производства обычно снижаются, приводя к снижению цены продукта и увеличению возможностей как для расширения экспорта, так и для налаживания зарубежного производства. Но по сравнению с экспортом товара производство за рубежом часто выгоднее из-за более низких переменных издержек (на заработную плату, сырьё), возможностей обойти таможенные барьеры, усиления позиций в борьбе с другими компаниями.

Модель интернализации опирается на идею нобелевского лауреата по экономике Р. Коуза о том, что внутри крупной компании между её подразделениями существует внутренний (ин-тернальный) рынок, регулируемый руководителями компании и её филиалов. Создатели модели интернализации П. Баккли и М. Кэссон считают, что распределение рынков между отечественными и зарубежными компаниями определяется действием двух основных эффектов: эффекта месторасположения и эффекта владения. Действительно, та или иная продукция на национальный рынок может попасть следующими способами:

1) от отечественных производителей;

2) от филиалов крупных мультинациональных компаний, работающих в данной стране;

3) посредством экспорта иностранных компаний;

4) посредством экспорта мультинациональных компаний.

В первых двух случаях рынок обслуживается отечественной продукцией, во вторых двух —

иностранной продукцией. Во втором, третьем и четвёртом случаях производством владеет и управляет иностранная компания. Сравнивая эффекты месторасположения и владения, можно понять принципы разделения определённых рынков между национальными компаниями и иностранными. Разница между экспортом и локальным обслуживанием рынка обусловливается, очевидно, в основном результатами экономии на издержках как следствия выгодного месторасположения производства конкретной продукции.

Далее рассмотрим сетевую модель. Следуя этой модели, компании выходят на внешний рынок потому, что другие компании в их национальной сети тоже интернационализируются. Производственная система состоит, как правило, из компаний, занятых в производстве и дистрибьюции продукции, а взаимодействие компаний может быть представлено в виде сетки, внутри которой компании взаимосвязаны, и поэтому их действия должны быть скоординированы. Эти сетки стабильны или могут меняться, создавая при этом новые виды взаимоотношений. Компании взаимозависимы и должны развивать связи с другими компаниями в сети. В любой момент времени компания зависит от внешних ресурсов, которыми обладают другие компании. Чем выше степень интернационализации, тем сильнее связи между различными международными сетями компаний.

Эклектическая модель Дж. Даннинга вобрала в себя из других моделей всё то, что прошло проверку действительностью (особенно из теории Хекшера-Олина и модели интернализации), поэтому её и называют эклектической. По этой модели компания начинает производство за рубежом потому, что одновременно имеются три предпосылки:

— компания обладает сравнительными преимуществами по сравнению с другими компаниями в этой стране (специфические преимущества собственника);

— компания использует за рубежом некоторые факторы производства более эффективно, чем у себя дома, например из-за дешевизны местной рабочей силы и сырья, больших размеров местного рынка, превосходной местной инфраструктуры, в том числе сбытовой (эффект размещения прямых инвестиций);

— компании выгоднее использовать все эти

преимущества самой за рубежом, а не реализовывать их там через экспорт товаров и услуг или своих знаний местным компаниям в виде лицензий (преимущества интернализации). Эклектическая модель интернационализации бизнеса пользуется наибольшей популярностью.

Рассмотрев причины, по которым компания интернационализирует свой бизнес (весь или частично), рассмотрим, какие методы могут быть использованы компанией для проникновения на зарубежный рынок.

В общем случае существуют три основные формы международной конкуренции, зависящие от того, где находится производство: в своей стране или за границей.

Первая и наиболее простая форма — это производство товаров и услуг на внутреннем рынке и экспорт их на зарубежные рынки.

Вторая форма международной конкуренции заключается в переносе производства товаров и услуг на зарубежный рынок на основании соглашения с независимой местной компанией. Существуют разные виды таких контрактов, которые зависят от условий, содержащихся в них, но все они в основном относятся к одной из следующих категорий:

— технологическая лицензия;

— франчайзинг;

— соглашение о техническом обслуживании;

— управленческий контракт;

— контракт «под ключ»;

— международный контракт подряда;

— контрактное совместное предприятие.

Эти контракты заключаются обычно на определённый срок с ограничениями на использование технологий со стороны одного из участников контракта.

В условиях третьей формы международной конкуренции товары и услуги международной компании производятся на зарубежном рынке, но это производство осуществляется юридическим лицом, в структуру которого входит и рассматриваемая международная компания, владея при этом контрольным пакетом акций (не менее 10 % акций). Такое владение собственностью, обеспечивающее контроль над управлением активами, объёмами производства, финансовыми потоками и процессами принятия решений относительно зарубежных операций, расценивается по международным стандартам как прямые иностранные инвестиции.

Отличительные характеристики рассмотренных способов интернационализации бизнеса компании приведены в таблице.

Главными движущими силами нарастающего процесса интернационализации бизнеса являются:

1. Дефицит национальных природных ресурсов в одних странах и благоприятные для организации производства природные условия в других.

2. Обостряющаяся конкуренция на национальных рынках, которые становятся вялыми по мере насыщения их однородной продукцией.

3. Возможность снизить издержки производства и сбыта за счёт привлечения более дешёвой

типология способов интернационализации бизнеса

Форма сотрудничества Основные характеристики

Ограничение по срокам Объём передачи прав и ресурсов Способ передачи прав и ресурсов

Зарубежное дочернее предприятие, полностью принадлежащее материнской компании Не ограничена Как правило, весь объём Внутренний

Акционерное совместное предприятие Не ограничена Значительный Внутренний

Иностранное участие в капитале компании Не ограничена Значительный Внутренний

Лицензии Ограничена условиями контракта Ограниченный Рыночный

Франчайзинг — Значительный, включая поддержку Рыночный

Контракты на управление — Ограниченный Рыночный

Контракты «под ключ» — Ограниченный Рыночный

Контрактные совместные предприятия — Специальный Смешанный

Международные контракты подряда — Незначительный Рыночный

рабочей силы и «человеческого капитала» принимающих стран, а также использования иностранного капитала, технологии и опыта управления компаниями.

4. Использование дополнительных путей и возможностей повышения конкурентоспособности своих экспортных товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках.

5. Снижение расходов, связанных с национальным государственным регулированием, таких как налоги, затраты на природоохранные меры для достижения соответствия нормам по охране окружающей среды и т. д.

6. Использование возможностей интернационализации бизнеса по снижению потерь компаний от государственного регулирования в принимающей стране: перераспределение изготовления компонентов на заграничных предприятиях, трансфертные цены и другие меры по преодолению таможенных барьеров и торговых ограничений в принимающих странах.

7. Растущая неопределённость в долговременном спросе на товары, а также другие многочисленные экономические и политические риски, которые побуждают предпринимателей к географической диверсификации своего бизнеса.

8. Возможность использовать иностранную индустриальную инфраструктуру, а также валютные ресурсы других стран.

Нарастанию интернационализации бизнеса содействуют также такие вторичные факторы, как:

1) интернационализация капитала, представляющая собой процесс переплетения и объединения национальных капиталов и проявляющаяся во всё возрастающей миграции капитала между странами;

2) интернационализация научных и технических исследований — объединение усилий разных стран для проведения научных работ, реализующееся посредством международной торговли патентами и лицензиями;

3) всемирный поток информации о научнотехнических достижениях во всех отраслях экономики и техники;

4) совершенствование средств связи и транспорта, позволяющее компаниям оперативно реагировать на пожелания заказчиков в других странах, в максимальной степени удовлетворяя их потребности.

Распространению и усилению процесса ин-

тернационализации производства способствуют развитие и сочетание следующих экономических факторов:

— высокий уровень международного разделения труда;

— накопление и концентрация капитала;

— специализация и кооперирование компаний в международном масштабе;

— ускоренное формирование мирового рынка;

— опережающие темпы роста внешней торговли и прямых иностранных инвестиций по сравнению с динамикой развития и индустрии.

Таким образом, интернационализация мирохозяйственной системы представляет собой объективный экономический процесс возникновения и развития связей между национальными хозяйствами разных стран. Её воздействие на мирохозяйственные процессы носит комплексный характер и охватывает практически все подсистемы мирового хозяйства и все страны.

Всесторонняя интернационализация хозяйственной жизни, распространяющаяся практически на все страны мира, обусловила возникновение и формирование качественно нового её явления — глобализации социально-экономического развития. Глобализация выросла из интернационализации мирохозяйственной системы и представляет её новейший этап. В эпоху глобализации количественное накопление тенденций интернационализации хозяйственной жизни вывело мировую экономику на качественно новый уровень развития, когда степень взаимосвязанности и взаимозависимости национальных хозяйств достигла такой критической массы, что стали неизбежны, по крайней мере, три новых явления:

1. Мировое хозяйство из совокупности более или менее взаимосвязанных национальных экономик превращается в достаточно целостную экономическую систему, где национальные хозяйства становятся подсистемами единого всемирного хозяйственного организма, спаянного уже не просто международным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам, порой всемирными производственносбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью.

Если в середине XX в. открытость национальных экономик, измеряемая процентным отношением внешнего товарооборота к ВВП, составляла в среднем 16 %, то в 2005 г. она достигла 36 %,

а с учётом экспорта и импорта услуг — 48,2 %. Это означает, что в среднем почти половина потребляемых в мире товаров и услуг полностью либо частично создаётся за пределами тех стран, где они потребляются. Таким образом, воспроизводственная взаимозависимость большинства национальных экономик превратила их из более или менее автономных экономических систем в составные элементы (подсистемы) глобального хозяйственного организма.

2. Всемирные экономические отношения всё более обретают роль ведущих, определяющих, тогда как внутристрановые экономические отношения даже очень крупных и могущественных стран, не говоря уже об остальных, вынуждены приспосабливаться к реалиям глобальной экономики. Во многом это объясняется тем, что мировое экономическое пространство становится полем деятельности крупнейших международных компаний, для которых национальные границы значат не больше, чем линия экватора.

3. Глобализация объективно ведёт к размыванию и ослаблению регулирующих функций национального государства, которое теряет возможность эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического регулирования, как импортная и экспортная политика, изменение курса национальной валюты или дисконтной ставки центрального банка.

Масштабная концентрация и централизация капитала, рост числа слияний и поглощений крупных промышленных и финансовых компаний, выход экономических стратегических интересов компаний за пределы национальных границ, которые постепенно утрачивают своё экономическое значение и дают всё больше возможностей для свободы передвижения факторов производства, товаров,— всё это является гранями глобализации мировой экономической системы.

Главным механизмом общих процессов экономической глобализации является деятельность международных компаний, накладывающих на традиционное разделение труда между государствами внутрифирменное разделение труда. Именно они, размещая отдельные части и стадии воспроизводственных процессов

своего бизнеса на территориях разных стран, являются ведущим фактором глобализации экономики.

Международная компания представляет собой организационную форму объединения на основе системы участия подконтрольных компаний, расположенных в разных странах, в единую экономическую интегрированную структуру на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании, зарегистрированной как юридическое лицо национальной принадлежности. Международная компания действует на глобальной основе в мировом масштабе для достижения общих целей на основе единых принципов внутрифирменного управления и технологического разделения труда в производственном процессе.

Международные компании называются также транснациональными компаниями, транснациональными корпорациями, глобальными корпорациями, группами, что не меняет сути самого понятия, а отражает определённые черты их организации, структуры и деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, менеджмент международной компании должен с позиций глобального бизнеса одновременно учитывать следующие требования поведения на мировых рынках: иметь глобальное видение рынков и конкуренции, быстро реагируя на изменение условий производства и сбыта за рубежом; хорошо знать своих соперников (глобальные рынки, как правило, имеют олигополистическую структуру, и число их участников невелико); контролировать свои операции в общемировом масштабе или, по крайней мере, в масштабе триады (США, Евросоюз и Япония); быстро менять тактику, а если это необходимо, то и стратегию, как только возникнет угроза вытеснения с рынка конкурентами, т. е. вести себя как «глобальный» участник международного бизнеса; оперировать в первую очередь в высокотехнологичных промышленных отраслях; размещать своё производство там, где оно наиболее рентабельно, в соответствии с законом сравнительных издержек и принципом производственного взаимообмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.