Научная статья на тему 'Глобализация и высшее образование: проблемы качества и количества'

Глобализация и высшее образование: проблемы качества и количества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бейзеров В. А.

В статье рассмотрены проблемы влияния процессов глобализации на развитие высшего образования в развитых странах мира, а также на развитие процессов интеграции национальных систем образования в единое мировое образовательное пространство. Особое внимание уделяется тенденциям интернационализации и конкуренции в высшем образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization and Higher Education: Quality and Quantity

The article is devoted to the issues of globalization process influence on the development of higher education sphere in developed countries of the World and also on the development of the integration process of national educational systems into the common world educational space. Particular attention is paid to the tendencies of internalization and concurrence in the sphere of higher education

Текст научной работы на тему «Глобализация и высшее образование: проблемы качества и количества»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА И КОЛИЧЕСТВА

В. А. Бейзеров, учитель английского языка Гомельской государственной

лингвистической гимназии

В статье рассмотрены проблемы влияния процессов глобализации на развитие высшего образования в развитых странах мира, а также на развитие процессов интеграции национальных систем образования в единое мировое образовательное пространство. Особое внимание уделяется тенденциям интернационализации и конкуренции в высшем образовании.

«Тремя китами», на которых базируется высшее образование, являются следующие обстоятельства: оно обычно поддерживается на национальном уровне, предназначено в основном для местных студентов (граждан этой страны), а также регулируется государством. Аспекты конкуренции и прибыли долгое время не считались ключевыми. Так как государство финансировало львиную часть бюджета высших учебных заведений, то оно главным образом и принимало решение по вопросам о том, что должно преподаваться, какое количество часов необходимо выделить на изучение той или иной дисциплины, кого принять на обучение, а кого оставить без высшего образования. Такая ситуация существовала довольно длительное время, однако сегодня все изменилось.

Высшее образование в наши дни яв ляется поистине международным. Еще два десятилетия назад число обучающихся за границей студентов было мизерным. В настоящее время, согласно данным Международной финансовой корпорации, 2 млн студентов (около 2 % от их общего количества в мире — 100 млн) обучаются за границей (т. е. не в родной стране). С конца 1990-х гг. объем рынка образовательных услуг в области высшего образования растет на 7 % в год. Ежегодный доход от платы за обучение составляет 30 млрд дол. Частные образовательные учреждения по-прежнему находятся в меньшинстве, однако все государственные университеты начали конкурировать за то, кому достанутся наиболее талантливые и прилежные студенты и больше денег. Это приносит им значительную независимость от правительства.

Две ведущие тенденции в высшем образовании — интернационализация и конкуренция —являются взаимозависимыми. Чем больше университеты заботятся об удобстве потенциальных студентов из-за границы, тем привлекательнее для иностранцев становятся. Например, немецкие молодые люди стремятся получить первую академическую степень в университетах Великобритании, которые обеспечивают более качественное обучение и менее заполнены студентами, чем немецкие. Правительство Британии дотирует обучение в университетах наименее обеспеченных граждан страны, в то время как богатые и наиболее способные студенты едут учиться в США. Американские политики, испуганные угрозой терроризма, ужесточили правила получения американских въездных виз, что привело к потере университетами страны наиболее талантливых студентов, которые приезжали в основном из-за границы.

Сама идея относительно того, что студент является потребителем образовательных услуг, нова для всего мира. В Европе и других регионах мира потребителями образовательных услуг в течение последнего столетия были правительства. Они желали, чтобы лучшие умы за умеренную плату получали образование по тем специальностям, в которых больше всего нуждалась страна. Университеты считали себя чем-то вроде храмов науки. Система образования напоминала советскую плановую экономику. В настоящее время она претерпевает переход к тому, что называется рыночной экономикой. Данные изменения будут болезненными и тяжелыми.

Ш В. А. Бейзеров, 2005

Большинство студентов, как и любые другие потребители, стремятся найти более выгодное для себя предложение (определяют, какое количество потраченного времени и денег принесет им наибольшую выгоду). Это не означает, однако, что все выбирают только утилитарные курсы, окончание которых приведет к хорошо оплачиваемой работе. В конце концов, покупатель ищет то, что ему по вкусу, соответствует его характеру и наклонностям. Университетам, которые предлагают для изучения курсы, пользующиеся средним спросом, по окончании которых выпускник не сможет рассчитывать на высокооплачиваемую работу, привлечь хороших студентов удастся при условии высококачественного преподавания, наличия хорошей материальной базы.

В большинстве стран Европы деньги пока не играют главной роли в вопросах образования. В тех учебных заведениях, где оплата обучения фиксирована или невысока, важно сделать правильный выбор специальности. Но при невысокой оплате выбор курсов обычно очень скромен. Поэтому наиболее амбициозные студенты, которые обладают хорошими знаниями и достаточно богаты, отправляются учиться за границу. Около 112 тыс. студентов из стран континентальной Европы получают высшее образование в Великобритании. Однако наибольший количественный показатель принадлежит китайским студентам. Их число только в Британии составляет 38 тыс. чел. С конца 1990-х гг. оно удвоилось. По данным Британского совета (проводника британской культуры в мире), это число вновь удвоится уже до 2010 г. ОБСЕ оценивает количество китайских студентов в Европе на начало 2005 г. в 16 млн чел., что на 5 млн больше, чем в 2000 г.

В недавнем прошлом было очень значительным количество потенциальных студентов, отправлявшихся на учебу в США: сюда ежегодно приезжали около 60 000 иностранных студентов, которых привлекали отличное качество образова-

ния и гранты, частично или полностью покрывавшие расходы на обучение. Однако заявки на обучение в этой стране на 2004/05 учебный год со стороны китайских студентов сократились на 45 %, со стороны индийских— на 30 %. Это связано главным образом с ужесточением процедуры выдачи американской визы. В то же время число китайских студентов в Австралии выросло на 47 %, а индийских — на 52 %. Общее число иностранных студентов тем не менее сократилось на 10 %,

Иностранные студенты обычно платят большие суммы за свое обучение, но с точки зрения университетов они ни в коем случае не являются «дойными коровами». Вузы стараются поощрить их мотивацию и тот космополитический дух, который они привносят вместе с собой. Чем лучше студенты университета себя зарекомендовали, тем выше его репутация на рынке, тем больше он привлечет новых студентов. Даже один из самых престижных в Британии и во всем мире университетов — Оксфорд — начал проводить агрессивную политику с целью привлечения потенциальных студентов из-за границы. Однако не всегда вузы предлагают то, чего хотят от них потенциальные студенты. В связи с этим британские университеты в настоящее время занялись адаптацией всего (начиная от преподавания и заканчивая студенческой социальной инфраструктурой) для нужд иностранных студентов.

Происходят и более радикальные изменения. Британские и австралийские университеты открывают свои филиалы в Китае, Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах. Это делается с целью уменьшения стоимости обучения. Университет Техаса усиливает свою связь с Лондонским университетским колледжем, приобретя у него здание и используя местные ресурсы и базу. И хотя продолжают существовать сомнения относительно реальной доходности данных мероприятий, подобная практика продолжает расширяться.

В недалеком прошлом одни и те же люди учили и экзаменовали своих студентов. В большинстве случаев, если человек желал получить степень Кембриджского университета, он учился в Кембридже. С точки зрения бизнеса данная практика экономически малоэффективна. Университет может проэкзаменовать гораздо большее число студентов, чем в нем учится, и получать доходы от продажи лицензий на преподавание определенных курсов партнерам за границей. Например, Чикагская высшая школа бизнеса обучает половину своих студентов за границей при помощи посредников (в основном в Израиле и Гонконге). Школа контролирует учебный план, проводит инспекции стандартов обучения и сама выдает диплом, присваивает квалификации.

Еще одним ярким примером является квалификация финансового аналитика (CFA), которая служит эквивалентом степени магистра финансов и экономики. Студенты, желающие получить данную квалификацию, изучают экономику, этику, юриспруденцию, бухгалтерский учет и пользуются спросом на рынке труда после окончания учебы. Подготовка на получение степени CFA осуществляется Американской ассоциацией финансовых профессионалов и специальным институтом при этой организации. Институт, основанный исключительно с целью удовлетворения внутриамериканских нужд, стал международным. В настоящее время его студентами являются 120 тыс. чел. во всем мире. Для того чтобы получить данную степень, кандидату достаточно лишь зарегистрироваться, заплатить 1 455 дол. и пройти тестирование в одном из 274 центров, расположенных во многих странах мира. Большинство студентов изучают курс самостоятельно, прибегая к услугам местных колледжей лишь для подбора литературы, учебной программы и консультаций. Однако 40 университетов включили данный курс в список своих магистерских программ.

Таким образом, университеты сегодня повторяют опыт крупных промышленных корпораций двадцатилетней давности, концентрируясь на доходном деле, продвигая свои услуги на заграничные, более дешевые, рынки. Оксфордский университет заявил о планах сократить убыточные места для отечественных студентов на специальностях, которые предполагают получение первой академической степени (бакалавра), где стоимость обучения невелика и фиксируется правительством, и увеличить число иностранных студентов в магистратуре (где плату за обучение определяет сам университет). Другие британские университеты готовы последовать примеру Оксфорда. Крупная компания «Каплан», работающая в сфере образования и являющаяся собственником газеты «The Washington Post», подписала соглашение с Университетом Трент (Нотингем, Великобритания) об организации колледжа, предназначенного специально для иностранных студентов.

На пути глобализации возникают определенные сложности. Первая связана с качеством образования. Так, коррупция и возможность покупки диплома в России чрезвычайно девальвировали документы о высшем образовании, выдаваемые когда-то знаменитыми на весь мир вузами страны. Никто не может гарантировать, что качество образования в Дубайском филиале британского университета не хуже, чем в самой Британии. Для некоторых квалификационных степеней (магистр управления бизнесом — MBA) установлены четкие международные нормы по учебному плану, учебной программе и т. д.

В теории университеты и другие высшие учебные заведения заинтересованы в поддержании хорошей репутации на протяжении всего своего существования для того, чтобы привлекать новых потенциальных студентов. Контроль за качеством образования — одна из главных пока не решенных проблем в отрасли. Даже Гарвардский университет, благо-

даря своей репутации и доходу в 20 млрд дол,^ подвержен давлению рынка. Действия правительства по контролю за качеством образования кажутся малоэффективными. Британские университеты постоянно инспектируются специальной правительственной организацией, которую в шутку называют «КГБ образования». Однако вряд ли можно сказать, что с повышением стоимости обучения и увеличением числа специальностей, предлагаемых университетами и другими учебными заведениями, качество преподавания повышается. Это еще одна из причин разделения преподавания и тестирования или проверки знаний. Для высших учебных заведений необходим институт, контролирующий качество по принципу существования двухуровневой банковской системы, где центральный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Вторая проблема — вмешательство правительства. Во многих странах идея о том, что высшее образование должно быть полностью подконтрольным государству, еще не изжила себя. В большинстве стран Европы плата за обучение в высших учебных заведениях определяется государством, в Германии лишь недавно университетам было позволено самостоятельно устанавливать размер оплаты обучения. В ЮАР из-за препятствий, учиненных правительством, крупный австралийский инвестор отказался от своих планов вложения средств в открытие нового университета.

Несмотря на все препоны, частный и общественный сектор в образовании постоянно растет. Даже в Америке, где чрезвычайно велика роль государства, экспансия частного образования продолжается. Университет Феникса, крупнейшее в США частное высшее учебное

заведение, специализирующееся на дистанционном и заочном обучении, открыл филиал в Китае и планирует открытие еще одного в Мексике. Компания «Каплан» приобрела Дублинскую высшую школу бизнеса, которая также имеет филиал в ОАЭ и собирается создать сеть новых филиалов в Европе. Бизнес-школа при университете Чикаго (самом крупном из американских университетов, имеющих представительство в Великобритании) открывает филиал в Лондоне.

Степень контроля за высшим образованием в разных странах различна. И лишь тоталитарные государства полностью контролируют свое высшее образование.

Итак, ясно видно направление дальнейших перемен в высшем образовании — конкуренция повышает стандарты образования, его качество. Скорость, с которой будут происходить изменения, определяется прежде всего степенью свободы, предоставленной университетам правительствами стран. Успех преобразований зависит также и от администрации самих учебных заведений, готовности руководства к переменам. В настоящее время даже некоторые богатые американские университеты управляются недостаточно хорошо.

Управление университетами способом, который наиболее соответствует новым условиям, может вызвать довольно болезненные перемены. Однако это не обязательно означает введение управления университетами по модели корпораций (с советом директоров и главным исполнительным директором).

Несмотря на все трудности, интернационализация и конкуренция в образовании — объективный процесс, приносящий позитивные результаты.

Поступила 21.04.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.