КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
*
КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
удк ш.оо1+оо2+(81-13) и. А. САПОЖНИКОВА
Челябинская государственная академия культуры и искусств
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья посвящена процессу глобализации, который все больше набирает обороты в современном мире, трансформируя все сферы жизни общества. Средства массовой информации и глобализация оказывают влияние друг на друга. И, в свою очередь, СМИ, находясь под воздействием этого явления, воздействуют на русский язык и речевую культуру общества.
На рубеже XX и XXI веков мир оказался под воздействием процесса, получившего название «глобализация». В мировой научной, публицистической литературе, в средствах массовой информации относительно данного понятия нет единой точки зрения, оно имеет различные толкования и зачастую вызывает противоположные мнения на свой счет. Современный мир многообразен, разнороден, существуют различия между странами в уровне их политического и технико-экономического развития, в многообразии культур и цивилизаций. Сегодня в глобальных масштабах действуют мощные интегративные процессы, связывающие воедино народы планеты — процессы глобализации [1, с. 82-83]. Глобализация — эта новая реальность для экономики, политики, культуры, средств массовой информации современного мира. Формируются особые системы взаимоотношений между глобализацией как качественной характеристикой уровня развития современной цивилизации и культурой. С одной стороны, возникают новые формы и способы функционирования культуры, возникают
предпосылки для содержательно-ценностных изменений внутри культуры, с другой — культура активно отвечает и сама начинает воздействовать на идущий цивилизационный процесс [2, с. 65].
В современной литературе по проблемам глобализации нет единого взгляда на ее генезис. При исследовании данной проблемы, выделяются три основные позиции:
1) глобализация началась на «заре истории»;
2) глобализация появилась в эпоху «модернизации» и развития капитализма;
3) глобализация — это явление новейшей истории, связанное с «постиндустриализмом» и «постмодернизмом» (таблица).
Мы разделяем третью позицию: глобализация есть продукт именно современной эпохи, требование и отличительная черта современного типа цивилизации. Она порождена технологической и информационной революциями, а также рядом других уникальных условий нашего времени. Считается, что впервые термин «глобализация» употребил в 1983 году
Т. Левитт в одной из своих статей, описывая процесс слияния рынков отдельных продуктов, производимых транснациональными корпорациями, он дал ему именно такое название. В активный оборот оно вошло с 1996 года, и стало ассоциироваться, прежде всего, с политическими и экономическими отношениями стран в мировом сообществе. И впоследствии понятие «глобализация» уже закрепилось в качестве одного из стереотипов сознания.
Глобализация интенсивно меняет не только экономический и политический ландшафт планеты, но и воздействует на картину межкультурных связей. Вопросы унификации мировой культуры беспокоят многих ученых. Противостоять ускоряющемуся процессу культурной глобализации невозможно, и все же странам, в этой новой реальности необходимо сохранять и развивать свою самобытность, культурное многообразие. Этот естественный процесс происходит благодаря единой и одновременно многообразной природе мира в целом.
Многие ученые в связи с данным историческим процессом пишут о тенденции формирования глобализованных «однородных» средств массовой информации, искусства, поп-культуры [3, с. 18]. Глобализация не возможна без средств массовой информации и коммуникации [4, с. 15], полагают Ю. В. Яковец, А. И. Уткин, Питер Л. Бергер, Терхи Рантаген. Глобализационные процессы начались благодаря развитию телевидения, когда в 1980-е гг. резко снизились цены на спутниковое вещание. Две сверхдержавы, противостоя друг другу, совершенствуя технологию запуска спутников на орбиту, запускали все более совершенные аппараты космического слежения. Вскоре приемлемым, с коммерческой точки зрения, стал и космический телевизионный сигнал. Проведение систем кабельного телевидения в еще большей степени увеличило возможности знакомства с внешним миром. Цифровые технологии сделали передачу информации простой, качественной и надежной [5, с. 286]. Глобализация является важнейшим фактором, определяющим не только динамизм развития современного мира, но и возрастающую роль информационно-коммуникационных потоков и современных средств массовой информации, как традиционных, так и новых, обозначает важнейший момент перехода к новой глобальной системе доступа к информации [6, с. 335].
По словам В. Л. Иноземцева, фундаментальной основой глобализации следует считать революцию в средствах коммуникации, связи и информатики, радикально изменившую характер интеллектуального, культурного и технологического взаимодействия между отдельными составными элементами всемирной цивилизации [7, с. 589]. Коммуникация способствует социальному и культурному единству, создавая единую для всех языковую и знаковую символическую систему. Средства массовой коммуникации, воздействуя на сознание зрителей, слушателей, читателей выполняют социотрансформативную функцию в обществе. Человек будущего глобального информационного общества формируется сегодня. Новые технологии меняют его: имея более оперативный доступ к информации, он быстрее реагирует на изменяющиеся условия. Выбирая оптимальную модель поведения [8, с. 4].
Средства массовой информации не просто передают и принимают информацию, но являются каналом, который воздействует на культурные приоритеты, изменяется менталитет, приоритеты, ценности. А также средства массовой информации внедряют
в массы культурные инновации, активно участвуют в процессе жизнедеятельности общества. Массовая информация создает основу духовного мира личности, «информационный базис» системы ее отношений и деятельности. С другой стороны, само общество влияет на систему средств массовой информации «Средства массовой коммуникации есть ни что иное, как медиум самоописания общества, то есть средство, при помощи которого общество «смотрит» на самого себя, средство, с которым по универсальности и широте взгляда может соперничать разве что «социальная система науки», отмечает Никлас Луман [9, с.221].
В процессе глобализации средства массовой информации играют одну из ключевых ролей. Информация сегодня — необходимый элемент развития, отражение взглядов и интересов общества, к событиям, происходящим в мире. Развитие науки и техники, расширение экономических, политических, профессиональных и личных контактов между жителями России и западного мира способствуют активизации взаимодействия между русским языком и западноевропейскими.
Многие исследователи приходят к выводу, что средства массовой информации — это всего лишь способ рекламы и продажи транснациональными компаниями своей идеологии или продукта. Российские средства массовой информации не имеют «собственного лица», западные стандарты полностью экспансировали, нивелировали национальные традиции в массмедиа. Рассматривая СМИ с точки зрения участия этого института в распространении общественно важной информации, И. М. Дзядолошинский указывает на то, что современные российские СМИ, прежде всего, являются инструментом рекламы и РЯ. «Именно политтехнологи и рекламисты определяют основные темы СМИ, участников медийного контроля, поскольку расходы на производство и распространение СМИ в России многократно превышают их совокупный доход. Другая проблема, мешающая рассматривать СМИ как надежный источник общественно значимой информации, — высокая степень зависимости от власти» [10, с. 319].
Сегодня средства массовой информации существуют за счет рекламы, продажи эфирного времени. И естественно рекламодатель влияет на политику того или иного средства массовой информации: телеканала, радиостанции, печатного или интернет издания. Реклама (лат. «гес1атаге» — кричать) — распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц призвана формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний [11, с. 256]. Реклама охватывая все сферы нашей жизнедеятельности, оказывает влияние не только на экономику, политику и культуру, но также воздействует на русский язык (на его систему) и речевую культуру.
Распад СССР, перестройка экономики на рыночной основе привели к неконтролируемому государством культурному обмену. А в условиях коммерциализации отечественных средств массовой информации, в том числе и электронных, этот неконтролируемый обмен сочетался с заинтересованностью органов электронных СМИ в получении оплачиваемой рекламы из западных стран, отмечает Я. А. Ломко. Коммерческая заинтересованность совпала со стремлением директоров многих радио- и телеканалов «выйти на мировой
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
Таблица
Генезис процесса глобализации
I позиция II позиция III позиция
Время появления данного процесса в истории человечества Глобализация началась на заре истории. Не зафиксирован конкретный временной промежу — ток от эпохи античности до эпохи великих географических открытий. Глобализация - современница эпохи «модернизации» и развития капитализма. Глобализация — явление новейшей истории, связанное с «постиндустриализмом» и «постмодернизмом». Порождение современной эпохи 80-90 гг. XX в.
Признаки данного яаления Массовые переселения народов, войны. Взаимодействие культур. Стихийное формирование мирового рынка, позже мирового хозяйства. Экономическая взаимозависимость стран в системе метрополия полония. Планетарное взаимодействие всех сфер жизнедеятельности обществ: экономика, политика, наука. Объединения государств в прочные союзы, например: «Большая восьмерка», «Евросоюз». Общество становится глобальным.
Доминирующие аспекты глобализации Демографический аспект. Экономический и демографический аспекты. Экономический, политический, демографический, научный, технический аспекты. Глобализа-ция проникает во все измерения человеческого бытия.
«Инструменты» взаимодействия, носители глобализации Воздействие более «сильных», глобализированных государств на экономику, культуру и религию менее развитых стран.
Войны, религиозные миссии. Войны, появление дипломатической глобальности. Экономические факторы воздействия. Мировой, глобальный транссистемный слой, страны центра глобализации, транснациональные компании, СМИ (в том числе электронные).
Средства массовой информации Развитие книгопечатания, выпуск газет, журналов. Период IV и V технической революции. Появление радио, телевидения, спутниковых коммуникаций, Интернет.
уровень» как можно скорее «отряхнуть со своих ног наследие прошлого (советского)» периода и соответственно свойственного этому периоду русского языка. В результате произошло активное внедрение в русский язык иностранных слов, нужды в которых не было, так как в русском языке имелись устоявшиеся эквиваленты для этих случаев [12].
При рассмотрении данной проблемы необходимо выделить еще один аспект: современные информационные технологии базируются целиком на материале английского языка (например, программное обеспечение), на международных научных конференциях доклады читаются и публикуются в основном на английском, что свидетельствует о приобретении английским языком статуса первого мирового универсального языка. Всеобщее владение английским языком обеспечивает естественную человеческую потребность взаимопонимания во всеобщем, планетарном масштабе, и это является положительным аспектом данного процесса. Высочайшая жизнеспособность американской культуры, вкупе с технической креативностью и статусом гегемона в мировой политике делают США главным экспортером культуры [13, с. 162]. Миллионы людей во всем
мире используют английский язык из практических соображений в качестве языка международного общения. Мы полагаем, что английский язык, в его американском варианте, в процессе глобализации, активно влияет на языковую картину мира в нашей стране: за последнее десятилетие в русском языке появилось огромное количество заимствований и преимущественно английских.
На наш взгляд, глобализация по средствам рекламы реализует себя через средства массовой информации, меняя нас и подчиняя своим устремлениям, целям, меняя нашу речь, поскольку свою социальную функцию человек реализует именно через речь. СМИ имеют статус официального источника информации, и поэтому аудитория им доверяет. «Проводником» культуры речи массовому слушателю и зрителю были и остаются радио, кино, театр и телевидение. Из речи теле- и радиоведущих аудитория получает не только термин, понятие, но и его звучание, акцентуацию, мелодику фразы, манеру произношения. Можно отметить следующие явления, происходящие в русской речевой культуре: изменение мелодики речи (повышение тона при окончании повествовательных предложений, как например, в английском языке),
многоударность в предложении, а также появление в русском языке большого количества заимствований.
Средства массовой информации называют «четвертой властью» в силу их огромнейшего влияния на общество и его приоритеты, культурные ценности, идеологию государства. Трудно представить нашу жизнь без средств массовой информации; массовая аудитория в той или иной степени ориентируется на речь радио- и телеведущих, звучащие рекламные тексты. СМИ повсюду сопровождают нас, и таким образом именно они, в большей степени, формируют язык, словарный запас, языковые нормы (мелодику, произношение) в обществе. В прямой зависимости от возможностей электронных СМИ влиять на формирование языковой культуры аудитории находится и возможность средств массовой информации нанести разрушительный ущерб национальному языку, наполнять эфир низкокачественными (в языковом плане) программами.
Роль глобализации в жизни человечества не ограничена только изменением структуры экономики, политики - ее проявления мы испытываем на себе и в социальной, и в культурной сфере, и, несомненно, это отражается на языке и культуре речи.
Библиографический список
1. Цивилизация, культура, личность [Текст]. ; под ред. В. Ж. Колле. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 224 с.
2. Уткин, А. И. Глобализация: процесс и осмысление [Текст]. / А. И. Уткин. — М. : Логос, 2002. — 254 с.
3. Рантаген, Т. Глобальное и национальное [Текст]. : масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России / Терхи Рантаген ; отв. ред. Е. Л. Вартанова; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики. — М.,
2004. - 156 с.
4. Многоликая глобализация [Текст]. : культ. разнообразие в соврем. мире ; под ред. Питера Л. Бергера и Сэмюэля П. Хантингтона ; пер. с англ. В. В. Сапова ; под ред. М. М. Лебедевой. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 379 с.
5. Яковец, Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций [Текст]. / Ю. В. Яковец; Междунар. ин-т Питирима Сорокина — Николая Кондратьева. — М. : Экономика, 2001. — 346 с.
6. Философия. Кузнецов, В. Г [Текст]. : учебник / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджанян. — М. : ИНФРА-М, 2003. - 519 с.
7. Иноземцев, В. Л. Метафизика глобализации: культурно-цивилизационный контекст [Текст]. : монография / А. Н. Чумаков. — М. : Канон, 2006. — 516 с.
8. Ситников, В. П. Техника, технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание [Текст]. / В. П. Ситников. — М. : Эксмо, 2004. — 415 с.
9. Луман, Н. Реальность масс-медиа [Текст]. = Die Realitat der Massenmedien / Николас Луман ; пер. с нем. А.Ю. Антоновского. — М. : Праксис, 2005. — 254 с.
10. ЮНЕСКО. Между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу: труды Междунар. конф., Санкт-Петербург, 17-19 мая 2005 г [Текст]. — М. : Ин-т развития информац. общества, 2005. — 608 с.
11. Романовский, И. И. Масс-медиа [Текст]. : слов. терминов и понятий / И. И. Романовский. — М. : Изд-во Союза журналистов России, 2004. — 480 с.
12. Русский язык в эфире: проблемы и пути их решения : материалы «круглого стола». Москва, 14 ноября 2000 г. Ломко Я. А. Русский язык в телерадиоэфире [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gramota.ru. — Загл. с экрана.
13. Джагдиш, Б. В защиту глобализации [Текст]. = In defense of globalization/ Джагдиш Бхагвати ; пер. с англ. ; под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исслед. постиндустриал. общества, Журн. «Свободная мысль-XXI». — М. : Ладомир,
2005.— 406 с.
САПОЖНИКОВА Ирина Алексеевна, старший преподаватель кафедры сценической речи.
Дата поступления статьи в редакцию: 02.07.2008 г.
© Сапожникова И.А.
Книжная полка
Буткевич, Л. М. История орнамента [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов по специальности «Изобразительное искусство» / Л. М. Буткевич. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 264, [3] с. : рис. - (Изобразительное искусство). - Библиогр. в середине кн. - Библиогр.: с. 267.
Цель учебного пособия - помочь в изучении чрезвычайно актуальных для современной художественной культуры вопросов теории, истории орнаментального искусства, которые в настоящее время совершенно не разработаны. В книге изложены основные теоретические положения, касающиеся природы, специфики, структуры орнамента в связи с его содержательной стороной. На примере наиболее выдающихся европейских и непосредственно связанных с ними восточных культур (от Древнего Египта до европейской культуры конца XIX в.) рассмотрены как закономерные фазы становления орнамента внутри каждой культуры, так и основные этапы его исторического развития.
Адресовано студентам художественных вузов, училищ, колледжей, учащимся художественных школ, художникам-практикам и всем, кто интересуется проблемами художественной культуры.
Визер, В. В. Живописная грамота. Основы пейзажа [Текст] / В. В. Визер. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с. :
ил. - ISBN 978-469-01069-2.
В книге раскрываются этапы освоения одного из жанров изобразительного искусства - пейзажа. Впервые описаны способы и приемы построения изображения и его основных элементов, такие как: способы соединения красок, не создающие грязных смесей, приема письма воздушной среды в картине, приемы использования разных видов контура формы предмета, законы разбивки тональных отношений. Проводится анализ творческих методов работы над пейзажем выдающихся художников-пейзажистов, раскрываются секреты написания живописной картины на пленэре.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ