Научная статья на тему 'Глобализация и социальная стратификация как факторы возникновения и развития молодежных субкультур'

Глобализация и социальная стратификация как факторы возникновения и развития молодежных субкультур Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
602
132
Поделиться
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ГОРОДСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / ГЛОБАЛЬНАЯ ОЙКУМЕНА / КЛАСС / СТАТУС

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Захарова П. И.

В предлагаемой статье рассматривается проблема глобализации и социальной стратификации как факторов, обусловливающих возникновение молодёжных субкультур в современном обществе. Глобализация культуры рассматривается с позиции «глобальной ойкумены» в трактовке У.Ганнерса. Социальная стратификация анализируется как фактор дифференциации городских молодежных субкультур с позиций классических теорий К.Маркса и М.Вебера, современной функциональной теории стратификации К.Дэвиса и У.Мура

Globalization and Social Stratification factors as the emergence and development of youth subcultures

In this article the problem of globalization and social stratification as factors causing youth subcultures in modern society. The globalization of culture is considered in terms of "global ecumene" in the interpretation of W. Gunners. Social stratification tolerated in urban youth subculture, similar to the classical theories of Karl Marx and Max Weber and modern functional theory of stratification proposed by K.Davis and W.Moore.

Текст научной работы на тему «Глобализация и социальная стратификация как факторы возникновения и развития молодежных субкультур»

УДК 316.723

П.И.Захарова

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

В предлагаемой статье рассматривается проблема глобализации и социальной стратификации как факторов, обусловливающих возникновение молодёжных субкультур в современном обществе. Глобализация культуры рассматривается с позиции «глобальной ойкумены» в трактовке У.Ганнерса. Социальная стратификация анализируется как фактор дифференциации городских молодежных субкультур с позиций классических теорий К.Маркса и М.Вебера, современной функциональной теории стратификации К.Дэвиса и У.Мура.

Ключевые слова: глобализация, социальная стратификация, молодежная субкультура, городская субкультура, глобальная ойкумена, класс, статус.

P.I.ZAKHAROVA GLOBALIZATION AND SOCIAL STRATIFICATION FACTORS AS THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF YOUTH SUBCULTURES

In this article the problem of globalization and social stratification as factors causing youth subcultures in modern society. The globalization of culture is considered in terms of "global ecumene" in the interpretation of W. Gunners. Social stratification tolerated in urban youth subculture, similar to the classical theories of Karl Marx and Max Weber and modern functional theory of stratification proposed by K.Davis and W.Moore.

Keywords: globalization, social stratification, subculture, urban sub-culture, global ecumene, class, status.

Глобализацию принято рассматривать, прежде всего, как процесс, ведущий к интеграции всего мирового общества и движения его к единой экономике, культуре, политике, производству, к единому мироощущению. Так, польский социолог П.Штомпка определяет глобализацию как процесс интенсификации экономических, финансовых, политических, военных, культурных, идеологических связей и зависимостей между сообществами, ведущей к униформизации мира во всех этих областях и отражающейся в появлении социальных связей, солидарности и идентичности в наднациональном и надколониальном масштабе [4, с.619]. Согласно социологическому словарю, глобализация есть процесс, в ходе которого мир превращается в единую глобальную систему [1, с.80].

Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е гг., хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались социологами, начиная с 1960-х и 1970-х гг. В 1960 г. М.Маклюэн ввел в научный оборот в области анализа культуры и средств массовой коммуникации выражение «глобальная деревня», попытавшись таким образом описать уменьшение размеров мира в результате появления новых технологий коммуникации [1, с.81].

Одна из сторон глобализации - глобализация культуры, а её развитие есть, среди прочего, и следствие развития массового туризма, усилившейся миграции между обществами, коммерциализации культурных продуктов и распространения идеологии потребительства (ideology of consu-merism), что привело к замене локализованных культур на более масштабные, или к дополнению их элементами других культур. [1, с.82].

В процессе глобализации разрастается число молодежных субкультур, многие из которых приходят в повседневную жизнь с экрана телевизора или из компьютерных социальных сетей. Как показывает российская практика, большинство современных молодежных субкультур успешно скопированы с зарубежных - более всего американских и западно-европейских. Так, например, субкультура готов сформировалась в Великобритании, как и панк субкультура. В России, как и во многих других государствах Восточной Европы, «готика» находилась и продолжает находиться в андеграунде, её представители сравнительно немногочисленны, и всё-таки практически во всех крупных российских городах существуют локальные «готические» сообщества [3, с.93].

В связи с этим стоит подчеркнуть: шведский социальный антрополог Ульф Ганнерс ввёл понятие «глобальной ойкумены». Ойкумена, по словам Ганнерса, - это пространство постоянных культурных взаимодействий, взаимопроникновения культур и обмена культурным опытом. Влияние культур в рамках глобальной ойкумены не имеют ни симметричного, ни взаимного характера. Большинство этих явлений являются однонаправленными при чёткой дифференциации центров, инициирующих культурные послания, и периферии, где такие послания принимаются и адаптируются [4, с. 614]. Во втором десятилетии XXI века ведущей страной в плане трансляции субкультур бесспорно являются Соединенные Штаты Америки, диктующие свои правила во всех сферах общественной жизни, включая и культуру. Именно США выступают центром зарождения ведущих идей молодежи и формируют современный трендовый образ молодого человека века IT-технологий через субкультуры. Периферией же служат все пользователи сети Интернет, а это фактически весь мир.

Вопрос о социальной и культурной дифференциации является одним из наиболее существенных в аспекте анализа процессов присоединения молодых людей к тем или иным субкультурам. Каждая субкультура требует от своего последователя значимых затрат - интеллектуальных (творческая, организационная деятельность др.), финансовых (покупка брендовых аксессуаров, одежды, спортивного

инвентаря, музыкальных инструментов, посещение музыкальных концертов, элитарных клубов и др.), физических (возможность участия в спортивных и танцевальных соревнованиях, частое посещение ночных клубов с употреблением спиртного и более сильных психотропных веществ и др.), личностных (тип личности, наличие таланта, харизмы, степени желания самовыражения и славы, принятия обществом) и социальных (высокая коммуникативность, умение управлять людьми и др.). Идентифицировать себя с конкретной субкультурой для молодого человека - значит привести в соответствие собственные доход, статус, здоровье, образование, отношение к власти, с одной стороны, и ожидания от группы, в которую вливаешься, - с другой.

Если обратиться к теории социальной стратификации К.Маркса, класс — это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование [2, с.154]. В случае анализа субкультур речь идёт не о средствах производства как таковых в руках носителей той или иной субкультуры, а о тех отношениях, в которые вступают эти молодые люди как друг с другом, так и с теми, кто производит материальные и идеальные ценности, составляющие ядро той или иной субкультуры. Среди лиц, представляющих молодёжные субкультуры, оказываются члены семей молодых людей, их ближайшее родственное и дружеское окружение, ровесники, принадлежащие к различным субкультурным общностям. Все они могут входить в самые разные социальные слои - по экономическому, этническому, конфессиональному, образовательному, языковому и прочим социально-культурным признакам.

М.Вебер, соглашаясь с представлениями Маркса о связи класса с объективными экономическими условиями, считает, что на формирование класса оказывает влияние гораздо большее число факторов, чем те, что отмечает К.Маркс [2, с. 155]. В частности, Вебер выделяет помимо класса такой важный аспект стратификации, как статус. Понятие статуса связано с различной степенью социального престижа соответствующих социальных групп. Отличительные черты конкретного статуса могут меняться независимо от классового деления; при этом социальный престиж может быть как позитивным, так и негативным.

В данном контексте представление о престижности в молодежной субкультуре насколько индивидуально, настолько и полярно. Негативно привилегированные субкультуры в таком контексте могут восприниматься самими их носителями как позитивные, и наоборот. Однако со стороны общества в целом молодежные субкультуры чётко и определённо разграничиваются на негативные, нейтральные и социально полезные.

В функциональной теории стратификации (1945 г.), предложенной К.Дэвисом и У.Муром, утверждается, что все известные человеческие сообщества, как существовавшие в истории, так и современные, характеризуются социальным неравенством. Один из типов неравенства - неравенство профессий. В данном контексте может идти речь о неравенстве досуговых предпочтений, статуса коммуникативных сообществ. Так, разные формы деятельности имеют различную функциональную значимость, в разной мере способствуют обеспечению функциональных потребностей общества. В частности, досуговая и коммуникативная деятельность скинхедов или фанатично настроенных сектантов представляет опасность для общества, является дисфункциональной.

Такие субкультуры как готы, эмо, аниме вызывают со стороны общественности осторожное отношение ввиду того, что их представители демонстрируют слишком заметные отличия в поведении, одежде, причёсках, увлечениях от существующих в обществе стандартов, вплоть до демонстративного осуждения. Функциональной связи деятельности названных субкультур с задачами, решаемыми обществом, как правило, нет, что ставит их на позиции, колеблющиеся между нейтральными и негативными.

Гринписовцы выступают за отказ от ядерной энергетики и ядерное разоружение, за развитие энергосбережения и альтернативных источников энергии, что вызывает лишь положительные эмоции со стороны окружающих.

Кроме того, принадлежность к разным субкультурам требует больших или меньших способностей, талантов, делает необходимой дифференциацию их носителей по социально-психологическим и психофизологическим качествам и свойствам. Например, к танцевальным субкультурам тяготеют чаще всего те, что имеет соответствующие характеристики - гибкость тела, физическую выносливость, здоровье; к субкультуре готов - личности эмоциональные, эрудированные, интеллектуальные, имеющие тонкое чувство стиля; к субкультуре геймеров - субъекты, осведомленные в правилах компьютерных игр. Другое дело -субкультура гопников: здесь достаточно отрицания социальных норм и использования нестандартного лексикона в совокупности с экстравагантным внешним видом.

Наконец, участие в субкультурах предполагает наличие определенных затрат и жертв. Среди первого -отмеченные выше интеллектуальные, физические, финансовые, социальные и личностные вложения в групповую деятельность. Вторым может оказаться незаконченное обучение в вузе, конфликтные отношения с родственниками, друзьями, ближним окружением вплоть до угрозы жизни для подростков, юношества.

В конечном итоге то, какие именно субкультуры оказываются более привлекательными для молодёжи и высокостатусными в их понимании, определяется историческими условиями, образом жизни данной

социальной общности - подростковой, юношеской, молодёжной, её принадлежностью к американскому, западно-европейскому или российскому обществу. Плодотворная почва глобализации продуцирует молодежные субкультуры потому, что глобальное общество плюралистично, развивается по демократическим законам. Но стратификационные процессы никто не вправе отменить, и они в любом типе общества будут дифференцировать людей в любой возрастной или культурной подгруппе с учётом того уровня жизни, образа жизни, статуса - социального и экономического, который они предъявляют.

Литература

1. Аберкромби Н. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер; под ред. САЕрофеева. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,2004.-620с.

2. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А.Ядов; общ. ред. Л.С.Гурьевой, Л.Н.Посилевича.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 703 с.

3. Козлов В. Реальная культура: от альтернативы до эмо.- СПб.: Амфора, 2009.-352 с.

4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М.Червонной. - М.: Логос, 2005. -664 с.

1. Aberkrombi N. Sociologicheskij slovar': Per. s angl. / N. Aberkrombi, S.Hill, B.S.Terner; pod red. SA.Erofeeva. - M.: ZAO «Izdatel'stvo «Jekonomika»,2004.-620s.

2. Giddens Je. Sociologija / Per. s angl.; nauch. red. V.A.Jadov; obshh. red. L.S.Gur'evoj, L.N.Posilevicha.- M.: Jeditorial URSS, 1999.- 703 s.

3. Kozlov V. Real'naja kul'tura: ot al'ternativy do jemo.-SPb.: Amfora, 2009.-352 s.

4. Shtompka P. Sociologija. Analiz sovremennogo obshhestva: Per. s pol'sk. S.M.Chervonnoj. - M.: Logos, 2005. - 664 s.