Научная статья на тему 'Глобализация и кризис'

Глобализация и кризис Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
726
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИИ СПАСЕНИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНФЛИКТ / ДЕФРАГМЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРЕССИНГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимова С.В.

Статья посвящена анализу глобализации и ее роли в современном кризисе. По мнению автора, основной проблемой кризисных состояний, связанных с процессами глобализации, является разрушение идентичности, однако механизмы самосохранения приводят к поиску стратегий спасения, которые могут иметь религиозный характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация и кризис»

ЭКОНОМиКА

щения: 18.07.2013

18. Риски для медиа// [Электронный ресурс] http:// www.sostav.ru/blogs/60809/8588/. Дата обращения 12.09.2013

19. Розничная торговля: прогноз благоприятный. Аналитический обзор октябрь 2012 // Национальное рейтинговое агентство // [Электронный ресурс] http://www.ra-national.ru/uploads/rus/files/analytic/ file_review/016c75762e935c1ef818615cc53256a5.pdf. Дата обращения 12.09.2013

20. Руководство к Своду знаний по управлению проектами. Третье издание. - 2004. 388 с. 2004 Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA / США - 388 p.

21. Сельскохозяйственные риски // [Электронный ресурс] http://www.risk24.ru/selskoxozriski.htm. Дата

обращения 22.08.2013

22. Тор 10 рисков для операторов связи // [Электронный ресурс] http://www.cossa.ru/articles/152/38652/. Дата обращения 22.08.2013

23. Транспорт // [Электронный ресурс] Транспорт в России и за рубежом. Серия: на стол руководителю. - 2012 - № 46 (943).

24. Тренев Н. Технологии управления проектами - LAP LAMBERT Academic Rublishing CmbHK, Saarbrucken, Germany- 2012. - 465 с. C.20

25. Федотов М.А. Риски страховой компании// [Электронный ресурс] http://www.insur-info.ru/press/39510/. Дата обращения 8.08.2013

26. Экономический Словарь. Яндекс. Словари. Корпоративное управление // [Электронный ресурс] http:// slovari.yandex.ru/~книги/ Дата обращения 8.08.2013

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КРИЗИС

ЕФИМОВА C.B.,

Омский институт (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: статья посвящена анализу глобализации и ее роли в современном кризисе. По мнению автора, основной проблемой кризисных состояний, связанных с процессами глобализации, является разрушение идентичности, однако механизмы самосохранения приводят к поиску стратегий спасения, которые могут иметь религиозный характер.

Ключевые слова: глобализация, религии спасения, идентичность, конфликт, дефрагментация ценностей, информационный прессинг.

Современный мир давно существует в ситуации глобализации. Всепроникновение глобализацион-ных процессов таково, что не обращаться к происходящему в разных сферах бытия, либо делать вид, что они неизменны, представляется, по крайней мере, безответственным. Именно это и имел ввиду Президент РФ В.В. Путин, восклицая в своей речи по поводу 70-летия ООН «Вы хоть понимаете, что вы сделали?».

Сегодня очевидно, что именно процессы глобализации привели к миграционной катастрофе в Европе, в статье предпринята попытка проанализировать происходящего через потерю идентичности, являющуюся неотъемлемой частью глобализации.

Процесс воздействия на социальную действительность различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена, меняет мир и представления о нем, при этом в условиях новой реальности человек пытается выстроить мир в определенном масштабе, соизмеримом с его проекциями.

В мировом сообществе возрастает состояние неопределенности, размытости ценностных ориентиров - это обратная ситуация глобализирующегося мира, вынуждающая жить в состоянии новой коллективности. Другой перестает быть настолько удаленным, чтобы игнорировать его. Но утрата смыслов, обязывающих к коллективной жизни, не

означает, что можно жить бес-СМЫСЛенно, ведь в системе мира, представленного «глобальной деревней», мы оказываемся в ситуации появления изобилия предложения СМЫСЛОВ самого разного рода: мировоззренческого, религиозного, политического, эзотерического, расистского и т.п. [7]. При этом наряду с вновь возникающими, имеются и ментальные основания и восприятия действительности, которые порой явно противостоят новым веяниям.

Исторические процессы выстраивания и обновления религиозных форматов показывают, что религиозные общества одними из первых принимают вызовы новых трансформаций реальности. Вероятность того, что и в условиях глобализации они непременно будут выстраивать определенные стратегии, была очевидна специалистам еще в 70-е годы прошлого века.

Одним из результатов глобализма стал информационный передел мира, сопровождающийся мощной перестройкой мировоззрения, а глобализация как идеология направлена на преобразование сознания и коллективного и, безусловно, индивидуального с учетом всех новейших достижений. Интернет, телевидение, виртуальная реальность, интерактивность работают на формирование новых образов и моделей поведения. Следует учесть и то, что страны бывшего соцлагеря прошли через процесс деидеологизации, длившейся от десяти до пятнадцати лет. В этот период из мировоззрения

ЭКОНОМИКА

тысяч людей было выхолощено, в силу практического вытеснения из систем обучения и воспитания системного научного знания (либо произошло нивелирование его до уровня повседневного знания, либо пролонгирование определенного вида исследований в ущерб целостному изучению мира), подверглись критике нравственные ценности в угоду релятивистской этике (так как снимается должное в силу необходимого, примат которого явно и далее будет господствовать), эстетическое подменяется искусственными стандартами (подмена эрзац-образцами уникальных работ мастеров, влияние «Гламура», когда внешнее, определяет целостность эстетического восприятия) и т.п.

Эти тенденции были отмечены и экономистами, так П.Ф.Друкер указывает, что происходящие в настоящее время изменения связаны с новой глубокой трансформацией мира, когда в течение нескольких десятилетий общество перестраивает себя: свой взгляд на мир, свои основные ценности, свою социальную и политическую структуру, свою культуру, свои ключевые институты [4].

Несмотря на то, что в целом глобализация продолжает опыт человеческого сознания на основе прошлого опыта и его проекции на будущее, прошлое доминирует над будущим в силу того, что настоящее существует в рамках прошлого состояния и в конечном итоге стремится сохранить данное состояние (первая группа продолжает доминировать и при этом определяет все другие роли в игре под названием «глобализация»). В этом смысле глобализация сравнима с традиционной христианской эсхатологией, которая осуществляется как настоящее, ибо после прихода Христа царство Божие потенциально существует в мире.

Глобализация в том виде, в котором она проявилась сегодня, не оказалась панацеей от кризисов, неким скачком к будущему, где глобальные проблемы, вскрытые в середине семидесятых годов прошлого столетия, нашли свое разрешение. Скорее наоборот, это еще большее затягивание узла неразрешимых вопросов, связанных с деятельностью человека, таким образом, исторический процесс в рамках глобализации есть еще большее отчуждение человеческой природы.

Современное состояние мира ведет к размыванию идентичности, поскольку на первый план выходит не сама личность, а ее противодействие сложившейся ситуации и поиск спасения собственного мира, который разрушается на глазах. Кроме того Человек подвергается атаке нового информационного формата, вследствие чего, ему приходится менять состояние своего мира в целом, что еще больше отчуждает его от его природы. Индивидуализация углубляется, но в то же время «она повышает ответственность личности за собственную судьбу, роль ее самоопределения, самостоятельного выбора ею моделей поведения, целей ценностей. Эта ответственность налагает на личность тяжелый психологический груз, часто ставит ее перед очень сложными проблемами и внутренними конфликтами» [3]. Именно проблемы и конфликты обращают личность к таким информационным форматам, которые позволяют нивелировать их - «снимать».

При этом освоение информации в новом формате возможным оказывается не для всех и в силу ограниченности уровня образованности, степени вовлеченности в те или иные процессы, следствием чего является разрыв между отдельными сообществами, чреватое нарушением идентичности последних. При давлении сообщества, обладающего новым форматом информационных потоков, это может привести лишь к конфликтам разного уровня. У.Бек подчеркивает, что судьбы людей в результате влияния глобализации, становятся все более нестабильными, зависящими от случая [2].

Вызовы современности, который психологи уже окрестили веком зависимостей, формируют серьезные эсхатологические ожидания, что проявляется в возникновении сект и движений, готовых встретить или приблизить конец свет, ведь потом реализуется главная идея любой мировой религии - СПАСЕНИЕ!

Но при отказе для одних либо при элементарной невозможности использовать ими информацию в новых форматах, при том, что другим она будет давать огромные преимущества, при разрушении ценностно-нравственных ориентиров, создаются очаги напряженности в различных регионах, которые превращаются в вызов всей системе, так как формируется негативная идентификация.

Таким образом, глобализирующееся пространство бросает вызов религиозным сообществам, которые определяют свои ответы, в частности религиозным фундаментализмом, вероятно можно согласиться с тем, что всякий верующий, не безразличный к своей вере имеет определенный заряд фундаментализма, готовый взорваться тогда, когда речь идет о неуважении к вере (при этом индифферентизм также может быть расценен как неуважение). Так в конце 80-х годов политологи предсказывали угрозу со стороны фундаментализма и, прежде всего, исламского, поскольку именно исламские страны оказывались на периферии глобализирующегося мира. Но и заигрывание с религиями (то, что достаточно часто наблюдается сегодня), не конструктивно также как и агрессия.

При таких вызовах в ситуации нового мира происходит своего рода формирование рынка религий - «религиозного глобал-маркета», который активно действует в силу того, что вера становится неудовлетворенной потребностью, но поскольку существует некая утрата религиозной традиции, то возникает необходимость ее надстраивать заново. Выясняется, что многие новые религиозные движения (НРД) совпадают по структуре с транснациональными корпорациями (ТНК). ТНК и НРД обладают гигантскими финансовыми ресурсами, имеют заводы, недвижимость, отели, рестораны, которые представляют базу для своего влияния по всему миру.

Провозглашения культа финансового благополучия, в той или иной степени входит в систему мировоззренческих установок НРД, пусть даже если это благополучие необходимо ожидать в будущем. Так же как оно провозглашается ТНК.

В то же время для благополучия самой организации НРД необходимы все новые и новые последова-

16

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №2 (20) • 2015

экономика

тели, поэтому по всему свету разъезжают эмиссары то от Свидетелей Иеговы, то от Мормонов и т.п. Глобализация еще более расширяет границы для подобного рода деятельности.

Спорт, туризм, обучение иностранным языкам -при открытости границ и не очень больших доходах граждан, достаточно многих стран, куда направляются миссионеры, подобные «подарки» воспринимаются без особой щепетильности на предмет различия в мировоззрении, но при умелом манипулировании, люди начинают зависеть от «новых игрушек и внимания», порой, не отдавая себе отчета в том, что что-то не так. Более того, в одном из интервью создателя известной пирамиды «Хопер-Инвест», прямо указывалось, что при строительстве системы для активизации передачи средств населения использовались те же приемы, что и в сектантском варианте (если говорить в терминах лояльности, способами, использующимися новыми религиозными движениями), именно на этом акцентируют внимание и исследователи: «...в ХХ веке у них (сект) появилось нечто новое - систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения» [6]. Подобные методики активно используются и ТНК, а также крупными сетевыми структурами: постепенное, пошаговое вовлечение в систему, зависимость от нее.

Таким образом, становятся очевидны опасности глобализационных процессов: дефрагментация ценностей, навязывание в выстраивании идентичности, информационный прессинг и т.п.

Говоря о глобализации можно увидеть некие новые тенденции в том, что современные ТНК порой действуют как хорошо отлаженная религиозная организация: выстраивание корпоративной философии, формирование корпоративной культуры, вплоть до жесточайших мер ее соблюдения приводят к похожим результатам - закреплению (зависимости) за корпорацией. Более того, при анализе некоторых особенностей деятельности религиозных сообществ возникает устойчивое понимание того, что мы находимся в начале процесса формирования новых религиозных идей, основанием которых могут стать самые разные объектные состояния, в том числе корпорации и предприятия, так хорошо известно, что определенные религиозные культы существуют в ряде крупных предприятий Японии.

Если обратиться к парадигмальным основаниям религий, то появление племенных религий и язычества заключало отражение проблемы «человек-природа», в первую очередь. Человек выстраивал с помощью религиозных представлений и веры отношения, позволяющие существовать в мире природы более или менее самодостаточно.

Появление религий спасения - определяется как спасение человека от самого себя, как существа, способного себя уничтожить. С их появлением формируются витальные тенденции, что связано, прежде всего, с появлением христианства, формирующего в последующем к возложению ответственности за поступки на индивида.

Протестантская парадигма отражает направленность на общество, ее цель - совладать с ним, укротить его жестокость, что приводит, как это не покажется парадоксальным, к идеалу гражданского общества, в том числе и к его секулярным моделям.

Формирование новой религиозной парадигмы связано с информационно-технологическими потоками, которые в первую очередь противопоставляют живую духовность мертвенности виртуальной реальности, доходящей до полного уничтожения этой живой, в угоду будущего Царства после конца света, а если говорить терминами информационной эпохи, речь идет об изменении программы и самозапуске вирусов, уничтожающих все несовместимые программы.

Современная ситуация зародилась в недрах гло-бализационных процессов. Вероятность появления новых религий имеющих цель восстановить статус-кво человека в сфере доминирования информации, когда не человек управляет ею, а она им, приводит как к нового рода зависимостям, так и новым экстремистским проявлениям более широкого масштаба.

«Тенденция к противодействию наступлению технократической утилитаристской этики и бездуховной масс-культуры обозначилась уже достаточно явно. Но если до сих пор она выражалась более всего в радикальном традиционализме, то в будущем этот протест может принять более адекватные и современные формы»[5].

Таким образом, вполне вероятно, что процессы глобализации запустили механизм формирования нового религиозного сознания, которое будет рождать и новые формы экстремизма, не связанные с глубинными религиозными ценностями, а лишь использующие их для реализации эсхатологического замысла.

Поэтому указания Президента Международной социологической ассоциации Альберто Мартинелли о том, что социальный мир XXI века все больше становится единым, оставаясь расколотым, конфликтным, иерархичным и неравным, остается весьма актуальным [1].

Литература:

1. A.Martinelli. Presidential address to the XV Congress of the International Sociological Association. Markets, Govermment, Communities and Global Govemance. -Australia, Brisbane, 2002. - P.1.

2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну /пер. с нем. В.Седельника и Н.Федоровой. -М.,2000.

3. Дилигенский Г.Г.Глобализация в человеческом измерении // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №7. - С.4-15.

4. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М., 2002.

5. Нарочницкая Е.А. Национальный фактор в эпоху глобализации // Актуальные проблемы Европы - М., 2000. - №4.- С.102-156.

6. Секты против церкви (Процесс Дворкина) /Составитель А.Л. Дворкин - Издательство Московской Патриархии, 2000.ъ

7. Хюбнер Б. От Я к Другому - Минск: Издательство «Пронилей», 1998. C.195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.