Научная статья на тему 'Глобализация и идентичность: теоретический обзор'

Глобализация и идентичность: теоретический обзор Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
731
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дженкинс Р.

Автор ставит задачу показать, как современными авторами понимается глобализация и какую специфику она придает процессам идентификации. На основе сделанного обзора существующих точек зрения на различные аспекты глобализации формулируется ряд вопросов для дальнейшего исследования этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The target of the article is to demonstrate how modern scientists consider globalization and how it influences identification. The review done let the author to formulate a set of questions for future studying the problem.

Текст научной работы на тему «Глобализация и идентичность: теоретический обзор»

КАФЕДРА

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Р. Дженкинс1

Задача обзора - показать, как современными авторами понимается глобализация и какую специфику она придает процессам идентификации. Обзор строится на двух базовых допущениях. Во-первых, принятая наблюдателем точка зрения влияет на то, что он видит, и на то, к каким теоретическим построениям он приходит при осмыслении того, что он видит. Во-вторых, одной теории (точки зрения) недостаточно для адекватного понимания такого сложного явления, как глобализация.

Что имеют в виду, когда говорят о глобализации?

Знакомство с работами по глобализации, вышедшими с конца 1980-х гг., позволило выделить два основных, не исключающих друг друга тезиса (лейтмотива). Сформулируем их предельно упрощенно.

Глобализация 1: мир одновременно и уменьшается, и увеличивается, и оба процесса взаимосвязаны.

Уменьшению мира придумываются метафоры: «пространственно-временное сжатие» Д. Харви [27]; «конец географии» Р. О'Брайана [42]. В числе факторов «сжатия» часто называют путешествия, электронные СМИ, капиталистическую интеграцию.

Увеличение мира аргументируется тем, что малые, локальные миры повседневной жизни оказываются все теснее и многостороннее связанными с большим миром. В числе факторов раздвижения границ часто называют туризм,

1 Ричард Дженкинс - профессор университета Шеффилда, Великобритания. Электронная почта: r.p.jenkins@shelfield.ac.uk

Текст подготовлен в рамках проекта HESP «Regional Seminar for Excellence in Teaching "Social identities in transforming societies"» (рег. номер E-1067, руководитель проекта Алла Анисимова, Новосибирский госуниверситет).

Пер. с англ. О.А. Оберемко.

потребление, коммуникацию, потоки разного рода ресурсов. Подчеркивается, что все факторы находятся в системной взаимосвязи.

Глобализация 2: в мире одновременно идут два процесса - унификация и диверсификация.

Унификация - черта эпохи модерна: унифицируются вещи, места, процедуры, институты. Диверсификация - черта эпохи постмодерна: диверсифицируются люди, объекты, практики, мнения.

Глобализация 1 и 2 тесно связаны друг с другом. Центральный момент для обеих трактовок глобализации (1 и 2) - люди узнали, что живут в глобальном, а не локальном мире [46].

В аргументации тезисов о глобализации авторы обращаются к разным предметам исследования: культуре, политике, экономике.

Роль культуры в процессе глобализации

В теоретических работах о глобализации встречаются две версии распространения культурных влияний: сверху вниз и снизу вверх.

1. Культурные влияния сверху вниз прослеживаются: а) по движению (материальных и символических) вещей; б) по развитию средств их доставки (распространения).

Движение вещей. Исследователи, интересующиеся движением вещей (музыки, телевидения, моды, фаст-фуда и др.), как правило, признают неравенство между «верхом» и «низом», тем не менее основное внимание уделяют росту гомогенности в потреблении и сопутствующих ему смыслов. Для обозначения глобализирующего влияния «верха» используются также неологизмы, как кока-колонизация, макдональдизация [44; 45], логотипизация [36].

Кроме того, получили широкое распространение новые явления, которые (в отличие от существовавших ранее) не имеют «дома» - какой-либо привязки к определенному месту, стране и т.п.: «World music», «Google», «FaceBook», «YouTube» и т.п. В силу этого им свойственна гибридность.

Средства культурной глобализации: информационные технологии и СМИ. 11 сентября предстало истинно глобальным событием, которое транслировалось в прямом эфире по телевидению (об этом уже написана обширная библиотека). Кроме того, сети электронной почты и другие средства интернет-сообщения открыли невиданные возможности для установления и поддержания отношений [40].

2. Культурные влияния снизу вверх стали весьма заметным явлением. В фокусе внимания - либо сопротивление глобализации, либо (в менее драматичной форме) способы восприятия и освоения (и присвоения) глобальных культурных явлений внутри локальных сообществ (которые остаются локальными в определенных аспектах).

Для обозначения взаимодействия локального и глобального Р. Робертсон предложил понятие «глокализация» [46], в котором выделяются, по меньшей мере, три аспекта:

1) повседневная, рутинная изобретательность человека: люди «периферии» так или иначе адаптируют, изменяют и по-своему, на локальный манер как бы воссоздают глобальные культурные заимствования [20];

2) специфичность неизбежна не только из-за сопротивления глобализации; просто отвечая глобализирующей культуре и ее проводникам, локальные сообщества невольно подчеркивают собственную уникальность и неповторимость, для чего даже изобретают себе традиции [53];

3) конструирование для туристов местной экзотики - успешная маркетинговая стратегия локальной культуры [26].

Государства и государственные границы в процессе глобализации

В поле политики и международных отношений прорабатываются несколько тематик.

1. Движение населения:

- открывшиеся возможности для трансграничной мобильности обеспечили легкий доступ к культурному разнообразию; одновременно можно говорить о формировании различий в отношении к разным культурам, которые стали доступны: различия между ценностями и целями туристов и паломников [2], между движущимися по миру туристами и движимыми миром бродягами [1];

- миграция открыла возможности для формирования транснациональных сообществ и диаспор [56];

- мир и человеческая жизнь стали представляться более динамичными в отношении государственных границ.

2. Особенности (пост)современности

Развитие информационных технологий и коммуникаций (Интернет, спутниковое телевидение и т.д.) привело к тому, что государство утратило прежний контроль не только над проживающим на территории населением, но и над рисками, которые исходят из-за границы: экологические катастрофы, эпидемии, терроризм и т.п. Эти процессы Э. Гидденс анализирует в рамках концепции «рефлексивного модерна» [19], У. Бек - общества риска [3].

3. Государственная политика и политика государств: (не)актуальность нации-государства

В перспективе развития бизнеса подчеркивается, что он по-прежнему укоренен в нации-государстве: как и раньше, бизнес стремится использовать государство как ресурс в продвижении деловых интересов [43].

В перспективе международных отношений подчеркивается фактическое снижение суверенитета (многих, но не всех) отдельных государств. Важна место в этой теме занимает обсуждение практических последствий 11 сентября, высказывается идея о складывании (относительно) независимой от наций-государств политической системы [23].

В то же время обсуждается повышение авторитета президента США и во внутренней, и во внешней политике и одновременное усиление поддержки и развитие сотрудничества между США и другими государствами. При этом отмечается, что консолидация и расширение коалиции антиамериканских сил происходит не на государственном уровне, а на уровне общественного мнения.

После 11 сентября произошло временное падение производства в таких секторах экономики, как авиаперевозки, добыча нефти, туризм, страхование. Это привело к осознанию потребности в большей управляемости мировым хозяйством и экономиками стран со стороны государства.

4. Политика и сопротивление «снизу»

В контексте глобализации через официально провозглашаемые программы помощи, через неправительственные организации и др. поддерживаются новые национальные и социально-классовые (grass roots) протестные движения в их конфликтах и переговорах с официальными властями. Разумеется, ресурсами глобализации пользуются и общественные движения, имеющие длительную историю.

Экономика в процессе глобализации

1. Мир-системный подход

Подчеркивается долгая история международного капитализма и торговых отношений, и делается вывод о том, что глобализация - не новый процесс. Увеличивающееся в эпоху глобализации неравенство, которое воспроизводится путем эксплуатации и экспроприации, консервирует отсталость, является органичной частью капиталистической системы [16; 57].

2. Подход в перспективе (больших) экономических акторов

Сторонники альтернативного подхода утверждают, что межстрановое неравенство сохраняется, потому что настоящая глобализация еще не наступила: есть между-, или мультинародное, а не глобальное (не мировое) капиталистическое хозяйство. Подобные утверждения основываются на макроэкономических данных, которые свидетельствуют о том, что удельный вес «глобализированной экономики» снизился по сравнению с XIX в., но увеличилась доля товарооборота внутри незначительно расширившегося экономического блока развитых стран, куда в настоящий момент входят Северная Америка, Европа, Австралия, Юго-Восточная Азия и Япония. При этом разрыв между развиты-

ми и богатыми странами и неразвитыми и бедными увеличивается, а не сокращается [29; 30].

Таким образом, можно сформулировать некоторые обобщения

1. Глобализация - это не одно явление, а множество разных явлений. Ее понимание зависит не только от объективных фактов, но и от угла зрения на них - от выбора предмета исследования, интересующего аспекта «объективной» реальности.

2. Грубо можно выделить три аспекта: глобализация культурная, политическая, экономическая. Для полного понимания происходящего нужно учитывать все аспекты [58; 28].

3. Также для понимания процессов глобализации важно различать культурные влияния снизу вверх и сверху вниз.

4. Вопрос о том, насколько нова глобализация, остается открытым и требует еще специального изучения.

Идентификация в контексте глобализации: пример этничности

Базовая социально-конструктивистская модель этничности в антропологи включает следующие тезисы:

- этничность строится на различиях в культуре;

- этничность только строится на разделяемых (общих) смыслах - на культуре, но производится и воспроизводится во взаимодействии;

- этничность не есть нечто фиксированное и неизменное; напротив, она зависима от ситуации и социального окружения, до некоторой степени изменчива и поддается манипуляции;

- этничность как одна из идентичностей (идентификаций) одновременно коллективна и индивидуальна, экстернализована и интернализована.

Это базовые постулаты, однако они не всё могут объяснить. Всегда остается масса вопросов для понимания и дальнейшего исследования. Один из таких вопросов можно сформулировать следующим образом: в чем заключаются сходства и различия между этничностью и другими основаниями для принадлежности и идентификации с другими общностями? Рассмотрим сначала отличия.

Этничность и отличие

Соотношение сходства и различия - основа для групповой идентичности. Этничность подчеркивает прежде всего отличие, поскольку этническая идентичность реализуется и воспроизводится во взаимоотношениях с Другими, которые не похожи на Нас.

Рост этнического самосознания вполне вписывается в контекст постмодерна, который, по мнению его пропагандистов, празднует не сходство, а именно отличие и в силу этого служит:

- оплотом сопротивления евроцентричным и андроцентричным метанар-ративам истории и прогресса;

- отправной точкой для воображения «нового мира» горизонтальных взаимоотношений, взаимного признания и толерантности;

- плацдармом для наступления против фундаменталистского мировоззрения;

- основанием для отстаивания прав на автономное (со)существование людей, вытесненных на периферию, маргинализованных, признаваемых меньшинствами;

- источником вдохновения для этнической и политической репрезентации и конструирования отличий, которые бросают вызов централизации, унификации, интеграции и доминированию нации-государства;

- источником вдохновения для новых моделей, предназначенных для анализа сложного социального мира (см., например: [9; 31; 33; 41; 49; 52].

Согласно социальной теории подобные рассуждения приводятся для того, чтобы поставить под сомнение простоту и единообразие социального мира, наивные убеждения послевоенного поколения, которые (ошибочно) видели в том мире, в котором они выросли, норму, а не историческое исключение [8; 15, р. 143-161].

Признание неадекватности упрощенного послевоенного взгляда на социальный мир стало реакцией на материальную и политическую нестабильность мира после 1989 г., затем после 11 сентября, а также попыткой увидеть новые смыслы в интеллектуальном проекте Просвещения, который перестал казаться простым и однозначным.

Модерн и глобализация

Есть очевидное сходство между социально-конструктивистским подходом к этничности и культурно-плюралистическими моделями общества, которые предполагают его гетерогенность. Однако сторонники «различий» ошибочно полагают, что разнообразие в обществе - это относительно новое явление, которое якобы происходит как развитие более ранней стадии культурного единообразия [32; 5]. Эту, по сути, историцистскую модель движения от простого к сложному, от закрытого к открытому, от абсолютного к относительному, от статичного к динамичному и т.п. едва ли можно признать адекватной, особенно в перспективе самого культурно-плюралистического моделирования.

Остается вопрос: если разнообразие свойственно повседневной рутине, то стоит ли нам в многообразии видеть какой-то особый случай, который заслу-

живает пояснений? Ответ - нет. В культурном и этническом разнообразии нет ничего нового.

Однако хотя герметично обособленную группу исторического прошлого можно лишь романтизировать в своем воображении, социальный мир конца ХХ-начала XXI в. все же сильно отличается от предыдущих столетий. В чем же разница?

Разница заключается в масштабе сцен, внутри которых люди видят, мыслят себя и других. Используя терминологию А. Шютца, можно сказать, что «жизненный мир» расширился и углубился [50; 51]. Непосредственный повседневный социальный мир наших современников расширился, потому что значительно улучшились все виды коммуникации, какие можно себе представить: сегодня легко и удобно поддерживать с людьми тесные отношения, находясь друг от друга на громадном расстоянии, в глобальном масштабе, и объехать мир перестало быть неподъемным предприятием. Как утверждает Э. Гидденс, время и пространство больше не связаны друг с другом так же тесно, как раньше [19, р. 1101Г.]. Они изменились, и эти изменения поддаются подсчету:

- с большинством людей, о которых мы что-то знаем, мы лично не знакомы; те, кого мы знаем лично, остались в меньшинстве;

- о лично не знакомых нам людях нам известно гораздо больше, чем всего поколение тому назад;

- скорость распространения информации (знания) в пространстве увеличилась за счет развития информационных технологий;

- масштаб социальных сцен, где формируются и поддерживаются наши идентичности, увеличился;

- о Других («чужих») мы узнаем больше и быстрее, чем о Своих.

Тем не менее остается место для сомнений в том, чтобы эти изменения считать беспрецедентно, радикально новыми. Разница возможна лишь в степени. Многие из нас продолжают вести свою жизнь в маленьких жизненных мирах, в первичных социальных группах, на аренах, населенных людьми, многих из которых мы знаем лично и с которыми взаимодействуем лицом к лицу (что не одно и то же, если сказать, что знаешь человека хорошо или даже близко).

Развитие средств сообщения позволило повсеместно предлагать широкие возможности для потребления продуктов культуры и культурной дифференциации; в этом - главный аргумент пропагандистов серьезных эффектов глобализации [21; 22]. Серьезность влияния глобализации ставится под сомнение по двум основаниям.

Во-первых, значимость нынешнего взрыва разнообразия невозможно надежно сравнивать с тем, как дифференциация воспринималась в прошлом. Не исключено, что каждое поколение удивляется взрыву разнообразия, но не всякое поколение находит для этого претенциозные лейблы в роде «постмодерн»

и «глобализация» (подобно тому, как старики всегда брюзжат по поводу новых поколений).

Во-вторых, глобализация порождает не только различия, но и сходства, а это - главный тезис в литературе о глобализации. Выходя из самолета в любой точке планеты, мы встречаем знакомое, т.е. сходное с тем, что нам уже известно.

За влиянием гомогенизации (глобализации) часто следует локальная реакция; конвергенция сопровождается дифференциацией и полицентризмом [25, р. 217-267]. Роланд Робертсон для обозначения подобных процессов предложил понятие «глокализация» [46, р. 173-174; 47]. Глобальное и локальное всегда идут рука об руку; то же верно для формирования сходств и различий (см. о музыке [55]). Однако говорить о том, что именно глобализация является причиной локальных движений (см. [59] о Латинской Америке, [32] о Восточной Африке, также [48] неверно. Глобализация может поставлять ресурсы и контекст, но её причины всегда старше, чем сама глобализация, укоренены в историю локуса.

Местное, региональное, национальное, глобальное

Вопрос о том, как мы отличаем локальные идентичности от этнических, региональные от национальных и т.п., связан с категоризацией и масштабом идентичностей. Любая, например, этническая идентичность состоит из сегментов, образующих иерархию. Две группы могут различаться друг от друга в одной ситуации, как А и Б, а в другой ситуации - как В и Г (см. классический текст М. Мёрмана [39] и выстроенную по аналогии схему).

Академгородок - Новосибирск

Город (центр) - область (периферия) Новосибирск - остальная Сибирь Сибирь - Россия Россия - Европа

- Америка

- Китай

Ближнее - дальнее зарубежье

Европейцы - туземцы

Схема идентичности Новосибирска

Каждая из приведенных оппозиций отражает «социальную организацию культурного различия» [7] и включает социально одобряемые личностные идентичности.

Приведенную схему можно дополнить различением номинальной и действительной идентичностей. Номинальная [nominal] идентичность - это ярлык, лейбл, наименование, отнесение к определенному классу объектов; действительная [virtual] идентичность связана с практическими последствиями наименования (ярлыка), с действительными отношениями к тому лицу, которого наименовали (идентифицировали) определенным образом [34, р. 76-8]. В этой перспективе различия, скажем, между местной, региональной и этнической идентичностями лежат в сфере последствий: например, в терминах прав и обязанностей, доступа к социально-экономическим ресурсам или социальному признанию. Региональная идентичность не порождает такого взаимного межличностного признания в отличие от местной идентичности. С точки зрения местного самоуправления, местная идентичность связана с правами и обязанностями - уплатой местных налогов, правом участвовать в местных выборах, - которые, например, с этничностью не связаны (о соотношении между этнической и другими идентичностями см. работы Коэна и его коллег [12-14]).

Еще раз о глобализации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как бы ни называли современную эпоху - постмодерном, высоким или поздним модерном, глобализация либо идет, либо произошла. О влиянии глобализации на этничность написан ряд работ [24; 25; 17; 18; 22; 58, р. 133-139], однако неясно, каковы его последствия. Ясно, что они не универсальны, что они связаны с локальным контекстом, что государство по-прежнему сохраняет свое значение (см. [32] о Восточной Африке, [59] о Латинской Америке, [10] об этнизации культурной идентичности, [38] об Ирландии, [37] о Китае).

В контексте одновременного сжимания и расширения пространства - времени локальная и этническая идентичности осмысливаются как две стороны одной медали; каждая из них может усиливаться как результат влияния со стороны глобального контекста или как защитная реакция на его усиление. К. Кинвал вскрывает логику взаимосвязей между глобализацией и религиозным национализмом:

- глобализация ослабляет онтологическую безопасность индивида и группы;

- повседневная жизнь отрывается от территории, места: «дома» как категории безопасности больше нет, что порождает тревожность;

- различают несколько видов реакции на тревожность: возврат к коллективности, демодернизацию, поиск стабильной идентичности в национализме и/или религиозности;

- национализм и религия конструирует широкую общность «народ», принадлежность к которому дает ощущение безопасности и продолжения традиции;

- темы расы и гендера связываются с метафорами семьи и безопасного дома [35].

Однако остается неясным, почему разные сообщества в разной степени подвержены влияниям глобализации [54].

Глобализация и индивиды

Глобализация влияет на людей в зависимости от того, как они сами ее определяют, понимают и принимают. Поэтому чтобы понять влияния глобализации, нужно взять в расчет процессы идентификации, происходящие на индивидуальном уровне.

Психолог Дж. Арнет выделяет четыре последствия глобализации [6].

1. Формирование бикулътуралъных идентичностей, когда одна часть самоидентичности индивида укоренена в локальную, другая - в глобальную идентичность. В результате появляются гибридные идентичности, причем гибрид-ность возрастает, поскольку локальные культуры меняются под воздействием глобализации.

Здесь нужно быть осторожным: если сильно увлечься идеей о том, что в Я появляется многоголосная идентичность - звучат голоса (складываются ре-пертуары) разных общностей, к которым индивид принадлежит, то может возникнуть (неверное) представление о том, что раньше культуры и идентичности были монолитными и стабильными и что многоголосие Я - принципиально новое явление.

2. Распространение диффузной идентичности проявляется в том, что люди, не принадлежащие к глобализированному миру, не ощущают принадлежности к своим локальным мирам. Принижая значение локальной культуры по сравнению с глобальной культурой, они не становятся частью последней, так как она для них остается недоступной. Такие люди не становятся ни бикультурны-ми, ни гибридными; они становятся исключенными из всякой культуры.

Параллельно с диффузной идентичностью употребляются понятия «дело-кализация» (délocalisation) [6], «перемещенность», «детерриторизация» и др. Молодые поколения особенно принижают значение мест, где они выросли. Это результат своего рода отчуждения, неуверенности, отсутствия ясных перспектив и притягательных жизненных траекторий, связанных с малой родиной. Дж. Арнет вслед за психологом Дж. Берри [11] использует также понятия «маргинализация», «культурный провал», «стресс-аккультурация», «культурная дистанция». Эти явления могут приводить к депрессии, самоубийствам, передозировке и т.п.

Однако и в случае распространения диффузной идентичности одной глобализацией всего не объяснить. Почему одни люди успешно совладают с влияниями глобализации, а другие нет? Чем различаются успешные и неуспешные

ответы на глобализацию? Можно ли надеяться, что без глобализации у «неудачников» было бы все хорошо? Чем обусловлен не/удачный ответ глобализации: характеристиками индивидов или характеристиками социальных ситуаций?

3. Индивиды сами выбирают культуру: люди, особенно молодые, склонны становиться частью той культуры, которая придаст их жизни больше смысла и уверенности, чем глобальная культура. (Пост)модерн вдохновляет на выбор. Эта тенденция уравновешивает гомогенизирующее влияние глобальной культуры.

Нередко в ответ на светскость глобальной культуры предпочтение отдается религии: исламу, ортодоксальному иудаизму, протестантскому фундаментализму, новым религиям. Но возможны и другие варианты:

- нерелигиозные молодежные культуры: хеви-метал, панк и т.п.;

- антиглобалистские, экологические, культурно-исторические и другие движения;

- погружение в традиционную этническую культуру.

Вопрос: можно ли ограничиться психологической трактовкой этих ответов на глобализацию?

Дж. Арнет утверждает, что глобализация (по сравнению с прошлым) затруднила формирование стабильной идентичности у молодых людей. Так ли это? И были ли стабильные идентичности более распространенными, чем сейчас?

4. Продление периода молодости (молодежности) отчасти связано с увеличением «общественно необходимых» инвестиций в образование. Это продляет период неопределенности и нестабильности социального статуса (образование, карьера, жилье, семейное положение и т.п.).

Здесь тоже может возникнуть вопрос: связано ли это с глобализацией? И ответ на этот вопрос можно поискать в исследовании, например, произошедших изменений на национальных рынках труда (в частности, сокращения «молодежных» рабочих мест, требующих несложного ручного труда) или ориентации молодежи к более высокому уровню образования.

Интересен и другой вопрос: почему в эпоху (якобы) тотально гомогенизирующей глобализации сохраняются межстрановые различия?

По мнению К. Кинвал [35], глобализация лишает индивидов онтологической безопасности, придает им экзистенциальную неуверенность. Глобализацию стали ощущать на себе даже обычные люди в своей повседневной жизни. В том числе и потому, что события глобального мира повсеместно проникают в локальные сообщества: терроризм, экологические катастрофы и т.п.

Глобальный мир лишен прочности, уверенности в завтрашнем дне. Ключевые проблемы эпохи глобализации - безопасность, уверенность и их ут-

рата. Эти проблемы в обыденном сознании связываются с такими явлениями, как иммиграция, эрозия системы социального обеспечения, неустойчивость занятости (экономическая либерализация), распространение демократии и снижение влияния иерархий и систем.

Массовая негативная реакция на глобализацию облегчает запуск процессов демодернизации, отвечающих стремлению повернуть время вспять, возродить былое ощущение безопасности, чувство «дома», обесцененное глобализацией. Присоединение и эмоциональное вовлечение в большие общности (религиозные, националистические) - одно из средств обрести чувство «дома», попытаться возродить (вообразить) традиционное сообщество Мы (которое непременно влечет за собой формирование образа Они). Религия и национализм дают ощущение единения, безопасности и соучастия во времена общественных кризисов.

* * *

Проделанный теоретический обзор позволяет сформулировать ряд сквозных для всех дисциплин - социологии, экономики, политологии, психологии -вопросов для дальнейшего исследования. Все ли общественные кризисы новы и связаны с глобализацией или глобализация их только обостряет? Все ли социальные слои одинаково воспринимают глобализацию как кризис? Есть ли иные объяснения возврату к религии и национализму кроме глобализации?

Библиографический список

1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.

2. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4.

3. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

4. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2004.

5. Abushouk A.I. Globalization and Muslim Identity: Challenges and Prospects // The Muslim World. 2006. Vol. 96.

6. Arnett J.J. The Psychology of Globalization // American Psychologist. 2002. Vol. 57.

7. Barth F. Enduring and emerging issues in the analysis of ethnicity // The Anthropology of Ethnicity: Beyond Ethnic Groups and Boundaries / Ed. by H. Vermeulen, C. Govers. Amsterdam: Spinhuis, 1994.

8. Baumann G. The Multicultural Riddle: Rethinking National, Ethnic and Religious Identities. N.Y.: Routledge, 1999.

9. Benhabib S. (ed.) Democracy and Difference: Contesting the Boundaries of the Political. Princeton: Princeton University Press, 1996.

10. BerkingH. Ethnicity is Everywhere: On Globalization and the Transformation of Cultural Identity // Current Sociology. 2003. Vol. 51.

11. BerryJ.W. A Psychology of Immigration // Journal of Social Issues. 2001. Vol. 57. № 3.

12. Cohen A.P. (ed.) Belonging: Identity and Social Organisation in British Rural Cultures. Manchester: Manchester University Press, 1982.

13. Cohen A.P. (ed.) Symbolising Boundaries: Identity and Diversity in British Cultures, Manchester: Manchester University Press, 1986.

14. Cohen A.P. The Symbolic Construction of Community. L.: Ellis Harwood; Tavistock, 1985.

15. Eriksen T.H. Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives. L.: Pluto, 2002.

16. Frank A.G., Gills B.K. The World System: Five Hundred Years or Five Thousand Years? L.: Routledge, 1993.

17. Friedman J. Being in the World: Globalization and Localization // Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity / Ed. By M. Featherstone. L.: Sage, 1990.

18. Friedman J. Cultural Identity and Global Process. L.: Sage, 1994.

19. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity, 1990 (Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999).

20. Golden Arches East: McDonald's in East Asia / Ed. by J.L. Watson. Stanford: Stanford University Press, 1997.

21. Hall S. Our mongrel selves // New Statesman and Society. 1992. 19 June: Supplement.

22. Hall S. The Local and the Global: Globalization and Ethnicity // Culture, Globalization and the World-System / Ed. by A. King. L.: Macmillan, 1991.

23. Halliday F. Two Hours That Shook the World: September 11, 2001 - Cause and Consequences. L.: Saqi Books, 2001.

24. Hannerz U. Cosmopolitans and locals in world culture // Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity / Ed. by M. Featherstone. L.: Sage, 1990.

25. Hannerz U. Cultural Complexity: Studies in the Social Organization of Meaning. N.Y.: Columbia University Press, 1992.

26. Hannerz U. Trans-national Connections: Culture, People, Places. L.: Routledge, 1996.

27. Harvey D. The Condition of Postmodernity. Oxford: Blackwell, 1989.

28. Held D., McGrew A. et al. Global Transformations: Politics, Economics and Culture. Cambridge: Polity, 1999.

29. Hirst P., Thompson G. Globalization in Question. Cambridge: Polity, 1999.

30. Hoogvelt A. Globalisation and the Postcolonial World: The New Political Economy of Development. L.: Macmillan, 1997.

31. Identity and Difference / Ed. by K. Woodward. L.: Sage; Open University, 1997.

32. Igoe J. Becoming Indigenous Peoples: Difference, Inequality, and the Globalization of East African Identity Politics // African Affairs. 2006. № 105/240.

33. Irigaray L. Je, tu, nous: Towards a Culture of Difference. N.Y.: Routledge, 1993.

34. Jenkins R. Social Identity. L.: Routledge, 2004.

35. Kinnvall C. Globalization and Religious Nationalism: Self, Identity, and the Search for Ontological Security // Political Psychology. 2004. Vol. 25.

36. Klein N. No Logo. L.: Flamingo, 2000.

37. Knight N. Reflecting on the Paradox of Globalization: China's Search for Cultural Identity and Coherence // China: An International Journal. 2006. Vol. 4.

P. A^EHKMHC

38. Mays M. Irish Identity in an Age of Globalization // Irish Studies Review. 2005. Vol. 13.

39. Moerman M. Ethnic Identification in a Complex Civilization: Who are the Lue? // American Anthropologist. 1965. Vol. 67.

40. Morley D., Robbins K. Spaces of Identity: Global Media, Electronic Landscapes and Cultural Boundaries. L.: Routledge, 1995.

41. Multiculturalism: Examining the Politics of Recognition / Ed. by A. Gutmann. Princeton: Princeton University Press, 1994.

42. O'Brian R. Global Financial Integration: The End of Geography. L.: Chatham House; Pinter, 1992.

43. Reich R.B. The Work of Nations: Preparing Ourselves for 21st Century Capitalism. N.Y.: Knopf, 1991.

44. Ritzer G. The McDonaldization of Society. Thousand Oaks: Pine Forge, 2004.

45. Ritzer G. The McDonaldization Thesis: Explorations and Extensions. Newbury Park: Sage, 1997.

46. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L.: Sage, 1992.

47. Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity // Global Modernities / Ed. by M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. L.: Sage, 1995.

48. Ruane J., Todd J. The Roots of Intense Ethnic Conflict May Not in Fact Be Ethnic: Categories, Communities and Path Dependence // Archives Europeenes de Sociologie. 2004. Vol. 45.

49. Rutherford J. (ed.) Identity: Community, Culture, Difference. L.: Lawrence and Wishart, 1990.

50. Schutz A. The Phenomenology of the Social World. Evanston: Northwestern University Press, 1967.

51. Schutz A., Luckmann T. The Structures of the Life-World. Evanston: Northwestern University Press, 1973.

52. Seidman S. Difference Troubles: Queering Social Theory and Sexual Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.

53. Smart B. (ed.) Resisting McDonaldization. L.: Sage, 1999.

54. Spencer S.B. Novosibirsk: The Globalization of Siberia // Russian Transformations: Challenging the Global Narrative / Ed. by L. McCann. L.: Routledge Curzon, 2004.

55. Stokes M. Music and the Global Order // Annual Review of Anthropology. 2004.

Vol. 33.

56. Trans-National Communities: Special Issue of Ethnic and Racial Studies. 1999. Vol. 22. № 2.

57. Wallerstein I. The Modern World-System. N.Y.: Academic Press, 1974.

58. Waters M. Globalization. L.: Routledge, 2000.

59. Yashar D. Resistance and Identity Politics in an Age of Globalization // Annals of the American Academy of Political and Social Sciences. 2007. No. 610.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.