РАЗДЕЛ 1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 327.2
Н.Н. Васильева Омская гуманитарная академия
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ДОБРО ИЛИ ЗЛО?
Рассматривается процесс глобализации и его влияние на современный мир. Изучаются различные подходы к трактовке понятия «глобализация». Определяются основные направления в инфраструктуре государства, подвергающиеся влиянию процессов глобализации. Ключевые слова: глобализация, культура, мировая политика, экспансия, локализация.
Процесс глобализации - мировой процесс, который определяет будущее развитие человечества [1, с. 193]. Глобализация понимается как категория геополитики и политологии, обозначающая тенденции диффузии культурных и политических образцов и интеграции экономической деятельности подразделениями транснационального капитала во всемирном масштабе [2, с. 661].
Естественно, там, где в качестве субъектов мировой политики выступает множество государств и негосударственных акторов, не может быть единого подхода в трактовке и оценке общественно-политических феноменов и процессов, в том числе глобализации. Поэтому в оценке самого понятия «глобализация» в научном обществе нет единства. Одни рассматривают ее как прогрессивное движение человечества к универсальному единению. Другие усматривают целенаправленную политику насаждения во всем мире западно-центристских ценностей, установок и образа жизни, попытки проталкивания нового империализма и неоколониализма под гегемонией США. Более того, мы являемся свидетелями появления на авансцене мировой политики так называемого движения антиглобализма, приверженцы которого рассматривают глобализацию как результат чуть ли не заговора ряда наиболее индустриально развитых стран, стремящихся к мировому господству.
Одни рассматривают глобализацию как новую форму экономического и культурного империализма и колониализма, другие - как вестернизацию или американизацию [3, с. 397398].
Р. Робертсон расширил определение глобализации, выдвинув тезис о том, что глобальная взаимозависимость национальных экономик и государств является лишь одним из аспектов глобализации, тогда как второй аспект - глобальное сознание индивидов - столь же важен для превращения мира в «единое социокультурное место».
Робертсон выявляет две направленности глобализации:
1) глобальная институционализация жизненного мира, которая толкуется как организация повседневных локальных взаимодействий и социализации непосредственным (минующим национально-государственный уровень) воздействием макроструктур мирового порядка. Указанное воздействие происходит под действием трех факторов: экспансии капитализма, западного империализма, развития глобальной системы масс-медиа. В совокупности действие этих факторов оборачивается экспансией «общечеловеческих ценностей», распространением стандартных символов, эстетических и поведенческих образцов глобальными сетями СМИ (например, CNN и MTV) и ТНК (например, Coca-Cola и General Motors);
2) локализация глобальности [4, с. 15-17], которая призвана отразить тенденцию становления глобального не «сверху», а «снизу», то есть локальное - через превращение взаимодействия с представителями иных государств и культур в рутинную практику, через включение в повседневную жизнь элементов инонациональных, «экзотических» локальных культур. В локальных сообществах такие категории, как «международные отношения», «столкновение цивилизаций», «транснациональная корпорация», становятся практическими категориями взаимодействия и термин «глобальное» здесь означает не только «интернациональное», но и «субнациональное», и даже «локальное» в той степени, в какой последнее глобализует - превращает повседневную жизнь людей в переживание глобального [5, с. 76-77].
То есть, по мнению Р. Робертсона, глобализация связана со «сжатием мира и интенсификацией мирового сознания как единого целого» [3, с. 399].
У. Бек вводит категорию транснационального социального пространства, которая по своему теоретическому смыслу является полным аналогом «единого места» Робертсона. Глобализация, согласно Беку, означает «не связанные границами повседневные действия в различных измерениях экономики, информации, экологии, техники, транскультурных конфликтов и гражданского общества...». Под общим названием «глобализация» Бек понимает процессы в сферах политики, экономики, культуры, экологии и др., которые, по его мысли, обладают собственной внутренней логикой и не редуцируемы один к другому. В политической сфере глобализация означает «размывание» суверенитета национального государства в результате действий транснациональных акторов и создания ими организационных сетей. В экономике глобализация означает наступление денационализированного, дезорганизованного капитализма, ключевыми элементами которого являются выходящие из-под национально-государственного контроля ТНК и спекуляции на транснациональных финансовых потоках. В культуре глобализация означает глокализацию, то есть взаимопроникновение локальных культур в транснациональных пространствах, каковыми являются западные мегаполисы -Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Берлин и т.п. [6].
У. Андерсон определяет глобализацию как «поток конвергирующих сил, которые создают подлинно единый мир». Как считают некоторые авторы, глобализация предполагает детерриториализацию социальных и в особенности политических реальностей, что проявляется в размывании национальных границ и увеличении значения наднациональных начал [3, с. 399].
М. Уотерс трактует глобализацию как совокупность тенденций, ведущих к детеррито-риализации социального и обусловленных экспансией символических обменов. Фундамент теории глобализации, согласно Уотерсу, это - концепция отношения между социальной организацией и территориальностью [7, с. 7]. Отношение это в каждый исторический момент детерминируется одним из трех типов обмена: материальным (экономическим), политическим, символическим. Материальные обмены имеют тенденцию к локализации социальных отношений: производство товаров предполагает концентрацию в одном месте рабочей силы,
капитала, сырья; взаимодействие в режиме «лицом к лицу» при управлении процессом труда и при оказании услуг. Политические обмены имеют тенденцию к интернационализации -территориальной экспансии социальных отношений: осуществление власти предполагает контроль над подчиненным населением, занимающим данную территорию, и гарантии суверенности этого контроля, получаемые посредством взаимодействия с инстанциями власти за пределами данной территории. Символические обмены имеют тенденцию к освобождению социальных отношений от пространственной ограниченности: процесс создания и трансляции интеллектуальных и эстетических символов может относительно легко перемещаться и осуществляться между территориально удаленными индивидами или группами [5, с. 78-79].
Глобализация общества - процесс, определяемый преобладанием культуры над экономикой и политикой. Экономика и политика глобализуются в той мере, в какой «пронизаны» символическими обменами.
В наибольшей степени подвержены глобализации те «измерения» экономики, в которых преобладает «символическое опосредствование» отношений - финансовый рынок и потребление, движимое принципами консьюмеризма. Гораздо менее глобализованы товарное производство и рынок труда [7, с. 89-90].
Таким образом, культура - это наиболее глобализованная сфера, поскольку в ней социальные отношения максимально символизированы и, следовательно, могут осуществляться без привязки к конкретной территории. Помимо этого, глобализация культуры посредством потоков симулякров передается в сферы экономики и политики, вызывая там интенсификацию глобализации [5, с. 79].
В итоге глобализация - это результат прежде всего глубинных сдвигов в самой инфраструктуре основных направлений и тенденций социально-экономического, информационно-телекоммуникационного, экологического, демографического, социокультурного, политического, мировоззренческого развития современного мира.
Ее суть и неизбежность в конечном счете не зависят от воли, интересов, симпатий и антипатий носителей тех или иных идеологических, идейно-политических, мировоззренческих и иных ценностей, принципов, установок, от воли, целей и интересов тех или иных социально-политических сил, группировок, государств и т.д. Они могут лишь тормозить или ускорить, в той или иной степени изменить какие-нибудь ее аспекты и векторы развития, преследовать цель поставить ее на службу своих интересов и т.д., но они не способны отменить реальность этого феномена, составляющую основополагающую доминанту развития современного мира [3, с. 399].
Также необходимо различать глобализацию как исторический процесс, имеющий место во всей истории человечества, и глобализацию как проект, идею развития человеческого общества. Глобализация как исторический процесс прежде всего связана с самоорганизацией (синергией) жизнедеятельности. Процессы транскультурной глобализации - постоянно действующие тенденции социокультурной жизни человечества [1, с. 193].
В полной мере новая волна глобализации проявила себя только в 1990-е гг. Те факторы глобализации, которые имели место в предшествующий период, получили дополнительный импульс после окончания «холодной войны» и преодоления идеологического, политического и экономического раскола мира [2, с. 630].
Итак, под глобализацией следует понимать всестороннее сближение и интеграцию всех стран мира в технологической, информационно-культурной, экономической и политической сферах. Наиболее сильно глобализация проявилась в политической сфере. Вслед за мировой экономикой началось формирование мировой политики.
Таким образом, глобализация сегодня играет огромную роль в формировании и становлении общественных отношений на мировой арене. Данный процесс ведет человечество к созданию единого социокультурного мира, которое протекает через политику насаждения западно-центристских ценностей, установок, образа жизни и проталкивание нового под гегемонией США. Глобализация выступает в роли механизма, где происходит стирание нацио-
нальных границ между государствами, размывание суверенитета, преобладание культуры над экономикой и политикой, экспансия символических обменов, а также контроль и спекуляция транснациональными финансовыми потоками, что приводит национальные государства к зависимости и беспомощности при дальнейшем развитии и существовании. И главным «героем» является общество, через которое происходит внедрение и продвижение процессов глобализации. В итоге тормозятся процессы развития государства, т.к. данный феномен затрагивает все секторы жизнеустройства, что постепенно может привести к упадку страны. Следовательно, процесс глобализации приносит и в нашу жизнь, и в современный мир больше негативного, чем положительного. Таким образом, глобализация преследует «злой» умысел. Сегодня изучение данной проблемы является новым и актуальным.
Библиографический список
1. Алексеева, А.В. Некоторые современные аспекты проблемы глобализации мира / А.В. Алексеева, А.В. Юрченко // Известия Таганрогского гос. радиотехнич. ун-та. - 2005. - № 9. - С. 193.
2. Политология : учебник / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М. : Юрайт, 2010. - С. 630, 661.
3. Гаджиев, К.С. Политология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / К.С. Гаджиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2011 - С. 397-399.
4. Robertson, R. Mapping the Global Condition: Globalization as the Central Concept / R. Robertson // Global Culture. - London : Ed. by M. Featherstone, 1990. - Р. 15-17.
5. Бобров, Е.Е. Теоретические подходы к исследованию процессов глобализации / Е.Е. Бобров // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2007. - № 113. - С. 76-79.
6. Beck, U. Was ist Globalisierung? / U.Beck. - Frankfurt ; M., 1998. - Р. 28-55.
7. Waters, M. Globalizagäo / M. Waters. - Oeiras, 1999. - Р. 7, 89-90.
© Васильева Н.Н., 2011
Автор статьи - Надежда Николаевна Васильева, аспирант, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected].
Рецензент - О.В. Волох, доктор политических наук, профессор, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий.